Школьный конфликт — не то, что можно игнорировать. Даже родителям, которые в школе бывают только 1 сентября, а в электронный дневник впервые заглядывают под Новый год. Но скандал может сделать ещё хуже. Вроде и бездействовать нельзя, и навредить не хочется. Вот тут несколько советов, которые подскажут родителям, где надо махнуть рукой, а где — бежать к директору.
Содержание
- Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять
- Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем
- Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет
- Поговорите с учителем с глазу на глаз
- Не спорьте с учителем по мелочам
- По важным вопросам тоже не спорьте
- Если с учителем не пошло, идите к директору
- Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)
Поговорите с ребёнком. Но так, чтобы его правда услышать и понять
Конечно, бывают ситуации, когда не до разговоров и надо бежать не то что к директору, а прямо в полицию. Но обычно в конфликте с учителем сразу не ясно, кто тут виноват и что вообще случилось. Постарайтесь провести этот разговор нейтрально — вам нужны факты, а не эмоции. То есть если вы, заглядывая ребёнку в глаза, трагическим голосом спрашиваете, что там эта чокнутая химичка опять устроила, то не сомневайтесь, ребёнок постарается дать такие подробности, чтобы мама осталась довольна. Это не нейтральный разговор о проблеме, так и знайте.
Фрагмент картины Фрица Зондерленда
Вы должны быть на стороне ребёнка. Даже если согласны с учителем
Если школа всерьёз предъявляет что-то вашему ребёнку, не надо удваивать удар. Даже если вы согласны с обвинениями, никогда не выступайте против своего ребёнка публично. Да и просто поддакивать («Да, да, он такой лентяй, сами стонем») — плохая идея, хотя она и была в ходу у наших родителей. Ребёнок должен знать, что в конфликтах вы на его стороне. Потому что он ваш ребёнок и вы должны его защищать. Да, воспитывать вы тоже должны, но когда все против одного, это больше похоже на травлю, а не на воспитание.
Убедитесь, не мерещатся ли вам злые козни там, где их нет
Да, иногда учитель поступает несправедливо. Но за несправедливостью необязательно стоит скрытая неприязнь к вашему ребёнку. Признайтесь, вы тоже не всегда разбираетесь, кто из детей устроил погром в квартире за те пару субботних часов, что вы спали, и сгоряча кричите не на того или на всех сразу. Даже на кошку. В общем, если учитель выгнал вашего ребёнка с урока за то, что тот болтал с соседом, это ещё не значит, что ваш теперь навсегда изгой, а сосед — любимчик.
Фрагмент картины Юлиуса Герца
Поговорите с учителем с глазу на глаз
Разговор с учителем — самый важный пункт. На этом этапе ни в коем случае не надо подключать вообще никого — ни других родителей, ни директора. Вспомните всё, что вы читали о важных переговорах: внимательно слушать, не перебивать, не теребить пуговицу и всё такое. Разговор этот нужен и вам, и учителю, чтобы услышать друг друга. Очень часто, кстати, после разговора проблема рассасывается. Когда вместо злобной училки, ненавидящей всех детей на свете (а вашего так вообще), вы видите перед собой неравнодушную женщину, которая задерживается после работы допоздна, чтобы поговорить — тадам — о вашем ребёнке, скандала уже не так хочется.
Не спорьте с учителем по мелочам
Бывает, что причиной конфликта оказывается вовсе не то, за что надо биться насмерть. Если для вас спорный вопрос вполне себе проходной, а для учителя, наоборот, очень важный — идите учителю навстречу. Приводить ребёнка вовремя (да, перестать просыпаться за пять минут до выхода), регулярно смотреть электронный дневник (найти, наконец, пароль!), оборачивать учебники в обложку (хватит откладывать поход в магазин, уже ноябрь) — это всё можно сделать малой кровью. И будет всем счастье.
Фрагмент картины Яна Стена
По важным вопросам тоже не спорьте
Бывает, что вы с учителем не сходитесь по принципиальному вопросу. Всем известно, что по-настоящему принципиальных вопросов, по которым компромиссы невозможны, всего два: можно ли кормить грудью в общественных местах и делать или не делать уроки с ребёнком. Так вот, допустим, учитель требует от вас сидеть за уроками, а вы считаете, что это не нужно и даже вредно. Спорить тут — только нервы портить друг другу. Лучше даже не начинайте. Соглашайтесь, кивайте, обещайте, а у себя дома делайте так, как считаете нужным. Ребёнок-то ваш, а не школьный.
Если с учителем не пошло, идите к директору
Если разговор с учителем не привёл вас к взаимопониманию или компромиссу и вы видите, что зашли в тупик, пора к директору. Иногда директор может повлиять на позицию учителя или вы можете договориться с ним о переводе ребёнка в параллельный класс. В общем, как правило, что-то можно сделать.
Вот тут, если вы принципиальный борец, можно высказать все свои претензии к учителю, школе и к образованию вообще. Между прочим, это не так бесполезно, как кажется. Именно родители по закону — «заказчики образования». Так что если вам есть что сказать — говорите. Скорее всего, вас внимательно выслушают. Если нет — переходите к следующему пункту.
Фрагмент картины Ральфа Хедли
Ну а если и это не сработало — тогда всё-таки сменить школу (или хоумскулинг)
Если ничего не помогает, администрация на контакт не идёт, конфликт не решается и вы видите, что на ребёнке всё это плохо сказывается — меняйте школу. Это не так сложно, как кажется. Потому что школа — это надолго (11 лет вообще-то) и ребёнок должен ходить туда если не с удовольствием, то точно не каждый день как на казнь. В конце концов, можно перейти на любую другую доступную и подходящую вам форму обучения — семейную, например. И тогда на месте учителя окажетесь уже вы.
Обучение письму – это непростая задача. Если у вашего ребенка есть проблемы с преобразованием мыслей в слова или с их написанием, процесс освоения письма может восприниматься им, как тягостный и неприятный. Необходимость изучения правил или просто незаинтересованность мешают ребенку открыть для себя волшебство и уникальность письменного слова. Все же письмо – это один из важнейших навыков, и, как бы там ни было, мы должны помогать детям осваивать его, чтобы предотвратить негативные последствия, связанные с неграмотностью.
Конечно, родители хотели бы видеть, как их дети растут и учатся писать уверенно, грамотно и к тому же получают удовольствие от использования письменной речи. В этом нет ничего невозможного! У детей все происходит динамично, и часто их незаинтересованность сменяется подлинным энтузиазмом. Хотя письмо – это непросто, оно является чудесным способом делиться историями и секретами, остротами и шутками, излагать тревожные подростковые мысли, играть, убеждать людей и придумывать все что угодно. Все это открывает ребенку возможность полюбить этот удивительный процесс.
Вот несколько способов, используя которые, родители могут помочь своему ребенку преодолеть свое нежелание писать.
Позвольте ребенку упорно потрудиться
Дети иногда считают, что они должны делать только то, что у них получается легко и непринужденно. Если вы хвалите детей за результат, то подкрепляете их мысль о том, что тяжелая работа свидетельствует о неумении человека сделать что-то хорошо. Освоение письма – трудная работа, для некоторых детей даже более трудная, чем для других, и это абсолютно нормально. Невозможно все делать хорошо и быстро. Мы можем помочь детям научиться писать более уверенно, если будем признавать их усилия, упорную работу и, даже более того, ожидать и поощрять ее.
Письмо должно иметь для детей смысл и значение
Если мы просим детей делать что-то сложное, это, по крайней мере, должно иметь для них осмысленное значение и стоить затраченных усилий. Умение писать поздравительные открытки, тайные записки, вести дневник, написать письмо Дедушке Морозу, подписывать фотографии или письменно излагать убедительные доводы о причинах получения определенного подарка на день рождения имеет для ребенка гораздо большее значение, чем школьная тетрадь. Обеспечьте детей хорошими письменными принадлежностями. Почаще просите излагать свои мысли на бумаге. Помогите им найти и обрести для себя смысл и ценность выполнения домашних заданий.
Вначале нас посещают мысли, поэтому они должны быть в приоритете
Многие дети испытывают психологический барьер перед написанием чего-либо, потому что боятся сделать ошибки. Орфография и пунктуация важны, но только для того, чтобы помочь нам выразить свои мысли. Сосредоточьтесь на самом процессе, а знание правил оставьте на потом. Изобретательность, свободно примененная в письменном изложении своих мыслей, позволяет детям использовать весь свой словарный запас. Если дети беспокоятся о правописании, поощряйте их сначала записывать свои мысли так, как они считают нужным, и лишь потом проверять орфографию. Также и вы, когда читаете детские записи, в первую очередь интересуйтесь содержащимися в них мыслями, а уж потом технической стороной процесса.
Ошибки – это нормально и нет ничего страшного в том, чтобы их исправить
Хорошо писать вовсе не значит делать это правильно с первого раза. Любимая книга вашего ребенка тоже претерпела множество редакционных изменений, прежде чем стала интересной и захватывающей. Приучайте детей пересматривать и проверять выполненную работу, воспринимая этот процесс больше как усовершенствование, чем коррекцию и исправление. Когда вы сами занимаетесь исправлением детских ошибок, в первую очередь обращайте внимание на причины неправильного написания. Помогайте детям придумывать другие возможные варианты. Учите их искать грамотное написание сложного слова, знакомьте с перечнями слов в их нормативном написании, т. е. со существующими словарями (в том числе электронными). Детям необходимо научиться самим искать ответы на вопросы правописания, тогда они будут лучше запоминать новую для себя информацию.
Способы обучения бывают разными, уважайте особенности вашего ребенка
Разным детям подходят разные способы обучения. Чтобы рассчитывать на хорошие результаты, нужно помочь ребенку понять и определиться с тем, какой способ обучения подходит ему лучше всего. Некоторые дети учатся более эффективно, когда говорят или прыгают. У других лучше развита зрительная память. Некоторым нужна тишина, а кому-то – фоновый шум. Некоторые дети делают записи сумбурно и схематично. Другие же подходят к этому процессу системно и логически. Все способы хороши, нужно использовать тот, который больше всего подходит вашему ребенку.
Игры в слова
Процесс обучения эффективен тогда, когда дети получают от него удовольствие. Наш язык очень богат и интересен. Игры в слова и просто игры с использованием речи – отличный способ интересного обучения письму. Придумывайте каламбуры. Подбирайте омонимы. Вспоминайте антонимы. Разгадывайте анаграммы. Давайте аллитерационные прозвища. Сочиняйте забавные стишки. Играйте в настольные игры со словами. При всем при этом уделяйте больше внимания скорости и удовольствию, нежели правильности и точности – это поможет детям с большей охотой и рвением учиться писать слова.
Слова прочитанные и сказанные
Художественные произведения чрезвычайно важны при обучении детей грамотному письму, они способствуют увеличению их словарного запаса, развитию навыков мышления и восприятию себя мыслящим человеком. Тем не менее многому из вышеуказанного можно учиться и в устной форме. Устное повествование, чтение вслух и аудиокниги – все это отличные способы восприятия языка и литературы. Обсуждение прочитанного помогает развивать навыки анализа и обобщения, которые необходимы для освоения письма. Задавайте детям открытые вопросы. Спрашивайте их о том, что они думают о прочитанном и чувствуют, о чем напоминает им данный текст, какие ассоциации вызывает. Рассказывайте о собственных наблюдениях.
Уважайте процесс обучения вашего ребенка
Все дети учатся своими индивидуальными способами и в своем индивидуальном темпе. Письмо может никогда не стать легким занятием для вашего ребенка, но это нормально. Как сказал Томас Манн: «Писатель это тот человек, для которого процесс письма является более трудным, чем для других людей». И сам Томас Манн был в их числе.
Оцените публикацию
Когда несколько лет назад по телевизору показали фильм Валерии Германики «Школа» полстраны, а особенно старшее поколение, было шокировано увиденным: так не бывает. Особенно поразило то, как дети ведут себя на уроках. А вели они там себя безобразно.
Школьники же, напротив, ничуть не были удивлены. Поговорив со всеми знакомыми детьми, учениками средней и старшей школы я получила такие ответы:
Ученики обычных «дворовых» школ, куда принимают любого: «да, в фильме всё правда, у нас так в классах на многих уроках».
Ученики «дворовых» школ с более-менее приличными результатами по ГИА и ЕГЭ: «да, правда, на некоторых уроках».
Ученики гимназий, лицеев и специализированных школ: да, правда, у нас так на одном (двух) уроках часто бывает (называют предметы). Но чтобы сразу все так себя вели, чтобы весь класс безобразничал – такого нет.
Из разговоров с детьми становится понятно, что в любой школе есть уроки, которые проходят нормально и есть уроки, где дети разговаривают вслух, ходят по классу, веселятся и занимаются чем хотят.
Обычно школа – это довольно закрытый маленький мирок, где не любят «выносить сор из избы». Учителя и дирекция всегда в курсе того, как проходят уроки у некоторых их коллег. Но вслух об этом не говорят и обычно ничего не предпринимают.
Есть определённая категория учителей, на уроках у которых всё это происходит. Это могут быть мужчины и женщины, молодые и пожилые, с опытом работы и без оного – объединяет их всех одно: они профнепригодны.
Это могут быть и люди с дипломом педвуза и люди без педагогического образования. Создать в классе атмосферу для нормальной работы они не могут. «Не держат дисциплину» — вот обычное определение этой проблемы. Иногда такие «профнепригодные» учителя работают по много лет.
Из рассказов детей: «Географичку жалко… вчера все наши дебилы были в полном составе. Орали так, что ничего не было слышно. Она пыталась их успокоить, а они ещё больше разошлись. Она начала нам новую тему рассказывать, а всё равно ничего не слышно, только тем, кто на первой парте. Потом они глобус со шкафа достали, начали им кидаться. Ну, мы тоже смеялись. Правда, ведь смешно было. Потом из соседнего класса учительница пришла, наорала на нас, что ей работать мешаем, послала меня за нашей классной. Я пришла, ей сказала, а она отказалась к нам идти, говорит, скажи географичке, что я не могу к ней каждый раз на пятый этаж бегать вас успокаивать. Нет, у нас так плохо не на каждом уроке, только если все дебилы приходят. А так ничего бывает, только шумно очень… а вчера, я видела, она потом до конца урока просто сидела, ничего не рассказывала, смотрела на нас…».
Самое интересное, что человек после такого урока не уволился, а продолжал ходить на работу и администрации не пожаловался. Тянулась такая ситуация несколько лет. Попросили её уволиться только после того, как дирекция школы узнала, что кто-то из детей записывал на видео какой-то особенно «смешной» урок географии. Побоялись, что всё это будет выложено в интернет. Пришла новая учительница географии, женщина средних лет, навела в классе железную дисциплину, завалила ничего не знающих детей домашними заданиями и начала учить географии.
«Химик опять ныл весь урок, какие мы моральные уроды. А сам чего-то бубнит у доски. Накинулся на меня, что я верчусь на уроке…конечно, я оборачиваюсь, у меня там смеются за спиной, а он мне: я же внимания на них не обращаю, вот и ты не обращай… легко ему говорить. Потом опять орал, что никто домашку не принёс. Девочкам пять раз замечания делал, а они даже не слышали, фотки смотрели…».
«Училка по МХК сегодня из класса выбежала. Потом завуч пришла, дневники у половины класса забрала, сказала, что мы все – умственно-отсталые…».
Бывает, что такие учителя, понимая бесполезность своих усилий, не хотят зря тратить нервы. «Математику на экономике сделаю. А что? Она всегда сидит за своим ноутбуком, говорит, чтобы не орали только, ну, чтобы в коридоре не слышно было. Конспект надо за урок написать. Что такое конспект? Параграф из учебника в тетрадь переписать и ей показать. Главное, чтобы побольше было написано. Она пять поставит. Сама нет, редко когда рассказывает…всё равно никто почти не слушает…».
Некоторые люди, понимая свою неспособность преподавать в школе, увольняются сами. И это, наверно, самая правильная и честная позиция по отношению к детям, родителям и школе.
«Пришла я в середине учебного года, мне дали два шестых, два седьмых, десятый и одиннадцатый. Что и говорить, без страха вспомнить не могу: «ужас, летящий на крыльях ночи», обычная областная школа. Сколько же сил надо было тратить на дисциплину! У кого-то получается, а у меня слишком мягкий характер. Кто его знает, как они этого добиваются, я помню только, как я у доски что-то рассказываю, пишу, дети тем временем в телефоны свои играют, музыку слушают, а соседний класс, который сидит без учителя (ушла по делам), каждую минуту врывается в дверь и зачем-то стучит огромной линейкой по столу. Дверь я запереть не могу, ее можно закрыть только на ключ и только с обратной стороны. Возникает желание так и сделать, а ключ выбросить. Вот был бы скандал! Еле дотянула до конца года, потом уволилась».
Но в большинстве случаев этого не происходит: люди сами не увольняются, и их не увольняют. Что мы имеем в результате работы таких «профнепригодных» учителей?
Во-первых, нормально преподавать в такой ситуации невозможно, даже если учитель сам прекрасно знает предмет. Дети — это не взрослая, сознательная и мотивированная аудитория. Знаний по предмету у них не будет никаких. Причём, даже у тех детей, кто не прочь их получить.
Во-вторых, такая ситуацию развращает детей и, на мой взгляд, очень отрицательно влияет на их морально-нравственное развитие. Во многих классах есть «хулиганское ядро», состоящее из весёлых, не отягощённых интеллектом и духовным развитием детей. Слабину и неуверенность в учителе они, как зверёныши, чуют сразу. В школу им ходить скучно, и возможности развлечься они не упускают. Порой беспорядки на уроках носят характер настоящей травли учителя, в которой иногда принимают участие и развитые дети из хороших семей. Они не кидаются глобусом, нет, они изощрённо комментируют происходящее в классе, отпускают разного рода шутки и постоянно задают учителю неприятные, ставящие его в затруднительное положение вопросы. Большинство за всем этим с интересом наблюдает. И делает выводы о том, как весело, оказывается, издеваться над человеком и о том, что в жизни много чего можно. Даже дети, которые жалеют такого учителя, волей-неволей втягиваются в общую забаву.
В третьих, такой учитель обычно старательно скрывает все свои проблемы. Полкласса не пришло на урок? Зато он прошёл тихо и спокойно. Администрацию в известность ставить не будем.
Ситуация эта ещё осложняется тем, что сейчас в школах действует негласный запрет на выдворение детей из класса во время урока за плохое поведение. А мало ли куда он направится, когда его выгонят? Вдруг с ним что-нибудь случится, а школе отвечать.
Интересно, что когда просишь объяснить детей, почему у одного учителя на уроках тишина и порядок, а у другого шум и гам, ничего толком сказать они не могут. Отвечают, как и взрослые: он (она) не умеет держать дисциплину в классе. А как её держать? Из класса выгнать учитель не может, рукоприкладством заниматься не может, обращения к родителям хулиганов обычно бесполезны. Выгнать из школы? В настоящее время это очень трудно. Только с согласия родителей: у ребёнка есть право на получение среднего образования в ближайшей к дому школе.
Чтобы держать дисциплину в классе, остаётся только одно средство: собственный сильный характер. А также природная харизма и наличие авторитета. Вещи очевидные, но трудно определяемые.
У преподавателей, которые работают со взрослыми людьми, так остро проблема отсутствия авторитета не стоит. Их могут не любить, не уважать и т.д., но вести себя при этом нормально: нервы человеку не трепать и знания получать, хотя эффективность преподавания тоже будет ниже, чем в случае работы уважаемого и любимого преподавателя.
Но дети — особая статья, и пройденные в педвузе курсы по детской психологии никаких гарантий на способность удержать дисциплину не дают. Однако в школах, при многочисленных аттестациях, этот фактор – неспособность учителя обеспечить нормальную дисциплину на уроках – почему-то никогда не учитывается.
«У нас молодой учитель по-английскому. Все учителя говорят, что он ужасно умный, несколько языков знает. Не знаю…наши двоечники с ним вообще не считаются, Сашей называют и на «ты». Недавно так его довели, что он от нас прямо на уроке ушёл, в соседний класс, к историчке. Мы потом за ним пошли, просили вернуться на урок. Она нас отругала, что ж, мол, вы так над человеком издеваетесь…» Конечно, при проверках из РОНО, когда в классе сидят посторонние люди и другие учителя, урок идёт нормально. «Весёлые хулиганы» — тоже люди и понимают, что к чему. Но как только двери за проверяющими закрываются, всё возвращается на круги своя.
Почему такие учителя не увольняются сами? Неужели приятно так унижаться каждый день? Наверно, причины у всех разные. У кого-то нет другого выхода, кто-то, возможно, считает свою работу нормальной.
Например, на вопрос на родительском собрании, почему же вы не увольняете географичку, ведь у неё на уроках творится чёрт знает что, причём во всех классах, классный руководитель, вздохнув, отвечает: да в курсе, мы, в курсе. А что делать? Вы не знаете, какая у неё тяжёлая ситуация дома. Она к нам из области каждый день мотается. Еле на работу устроилась. Да, ситуация тяжёлая: за три года её работы, за которую государство платило ей деньги, дети не получили никаких знаний по географии. Всех жалко: и детей, и родителей, и географичку.
Учителя не очень-то сочувствуют слабому коллеге. Но открыто об этом не говорят и никаких мер не принимают. Цеховая солидарность.
«Я думаю, не можешь держать класс – вон из школы. Нечего бесплатный цирк для детей устраивать. Ситуация, когда взрослый, как мальчик для битья у стайки подростков, и нам страшно вредит. Мне после такого урока надо минут десять их на своём уроке в чувство приводить».
Учитель ведь, по определению, должен уметь выстраивать отношения в классе, разруливать конфликты, учить детей нормальному сосуществованию в коллективе, защищать слабых и не допускать травли аутсайдеров. Но если он сам себя не может защитить, какая уж тут работа с детьми.
Такие профнепригодные учителя есть в каждой школе. Об этом знают все: учителя, администрация, дети и родители. Знают, но деликатно молчат.
Очевидно, что эффективный образовательный процесс в школе может идти только в условиях нормальной дисциплины на уроке. Никакой хороший учебник, отличная образовательная программа, передовая методика и правильная политика государства в области образования не дадут результата в ситуации, когда дети во время занятия делают, что хотят.
Конечно, география, МХК, экономика, химия и некоторые другие предметы, на которых и встречается чаще всего такая ситуация, не являются обязательными для сдачи на ЕГЭ. Но, на мой взгляд, они необходимы для общего развития детей, для формирования нормальной личности и не менее важны, чем русский язык и математика. Ведь задача школы и состоит в формировании гармонично развитого и образованного человека. Во всяком случае, так написано в законе об образовании.
Возможно, такая ситуация неизбежна в случае, когда в школу никто работать не идёт. Но, например, в Москве, учителям довольно хорошо платят и устроиться в школу не так уж и легко, однако такие «профнепригодные» учителя работают во многих школах.
Журналист и психолог Ольга Золоткова, столкнувшаяся с некомпетентным и агрессивным учителем, рассказала, как ей удалось разрешить ситуацию, и составила подробный план действий.
Когда сын учился в первом классе, учительница несколько раз инициировала травлю учеников. Я вмешивалась и протестовала, а учитель и администрация школы удивлялись: не вашего же, вам-то что. Я тоже удивлялась: педагогам в 21 веке странно не знать, что такое травма свидетеля.
Мы сменили школу. Во втором классе я попросила учительницу отпускать класс на перемены — в ответ она стала настраивать детей против моего сына. Я среагировала быстро и до настоящей травли дело не дошло, зато дошло до служебного расследования и прокурорской проверки. Прокуратура нашла нарушения.
Я проанализировала опыт родителей, которые сталкивались с учительской агрессией, учла ошибки и написала эту инструкцию.
Не бойтесь, хуже не будет
Не бойтесь, что из-за вашего вмешательства учитель будет плохо относиться к ребенку. Во-первых, учитель уже плохо относится к нему, если травит. Во-вторых, родители должны защищать своих детей.
К моему ребенку учительница после этой неприятной истории стала относиться нейтрально.
Фиксируйте все
Записывайте в блокнот, файл, блог — не рассчитывайте на память. Фотографируйте, делайте скриншоты, сохраняйте видео и аудио. Не удаляйте переписку. Если причинен вред здоровью — фиксируйте документально (снимайте побои) в тот же день.
Важно: на встречах включайте диктофон и уведомляйте, что ведется запись. В начале записи проговорите дату, время, место, участников. Право на информацию вам гарантирует ст. 29 п. 4 Конституции РФ, самозащиту гражданских прав — ст. 12 Гражданского кодекса РФ.
В уставе школы написано, что пользоваться телефоном в школе запрещено? — такой устав нарушает законодательство.
Если официальные лица отказываются разговаривать при включенном диктофоне, вставайте и уходите, не тратьте время. Идите на следующий уровень.
Я сделала ошибку — не писала на диктофон встречу с директором и сильно пожалела об этом. При служебной проверке директор отказалась от того, что говорила на встрече, а у меня не оказалось доказательств.
Сформулируйте цель
Перед каждой встречей, телефонным разговором или перепиской определитесь, чего хотите на выходе. Чтобы учителя уволили или отстранили? Перевестись в другой класс или школу? Извинений учителя и администрации? Разбор случая вместе с классом? Работу с психологом?
Кстати. Если школа не соблюдает права ребенка, цель «устроить им, чтобы мало не показалось» — вполне экологичная. Систему образования это не изменит, но профилактикой насилия быть может.
Мне четко сформулированная цель помогала не тратить время на пустую болтовню с администрацией школы и не верить пустым обещаниям.
Назначайте встречи
Сначала с классным руководителем. Если не решите на его уровне — к директору школы. Я ходила на встречи одна, но всегда лучше, если присутствуют оба родителя — это усиливает позицию.
Можно сначала встретиться с учителем — но будьте готовы, что это окажется бесполезно. Как показывает опыт, если учитель ведет себя настолько непрофессионально, что допускает травлю учеников, разговоры с ним ситуацию не изменят.
Почему не с завучем? Я не знаю ни одного случая, когда завуч помогла решить конфликт — поэтому сделала вывод, что лучше сразу к директору. Возможно, решение конфликтов это вообще не функция завуча.
Сохраняйте ясную голову
Успокоительное типа новопассита, валерьянки или пустырника лучше пить после важного разговора, а не до. На встрече нужна ясная голова и быстрая реакция.
Когда сын учился в первом классе, меня пригласили на комиссию по поводу жестокого поступка учителя. Я страшно волновалась и сделала ошибку — за час выпила новопассит и в разговоре потом тормозила. На будущее решила: ДО переговоров ничего успокоительного.
Не реагируйте на психологическое давление
Администрация школы использует старые недобрые приемы: газлайтинг (вам показалось, не может быть, ребенок фантазер, не нагнетайте, всем нравится, только вам не нравится, никто не жаловался), обвинение жертвы (что-то с ребенком не так, раз он всех раздражает, он довел учителя), забалтывание (все хорошо, мы работаем над этим вопросом, наш класс очень дружный, у нас не бывает конфликтов, это недоразумение, заслуженный педагог, 40 лет педстажа, все дети ее любят). Будьте к этому готовы.
Интерес администрации — не выносить сор из избы и тихонько замести его под ковер. А ваш интерес — защитить ребенка.
Оцените, нужен ли вам перевод в другую школу
«Не нравится — переводитесь в другую школу или на семейное обучение» — совершенно непрофессиональное заявление педагога. Перевестись в другую школу просто технически, но непросто морально: это адаптация, другая логистика, у ребенка тут приятели и привычные другие учителя. И не факт, что в другой школе не будет других сложностей, — система образования везде одна и та же. Я перевела сына из обычной школы в элитную — насилие со стороны системы есть везде. Семейное обучение вообще отдельная тема и не все к нему готовы.
Вы и ваш ребенок имеете право на базовое уважение в той школе, где вы находитесь сейчас. Меняться должны не вы, а школа.
Напишите заявление
Если директор школы адекватно не отреагировал, составляйте заявление в двух экземплярах. Секретарь в приемной их зарегистрирует и на вашем экземпляре поставит номер входящего.
В заявлении сухим канцелярским языком опишите события в хронологическом порядке, укажите на имеющиеся у вас доказательства, перечислите номера нарушенных статей закона.
Пригодятся:
ст. 21 Конституции РФ^;
ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
ст. 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ^;
цитаты из Устава школы про уважение к личности обучающегося.
Оставить заявление в прокуратуру, управление образования, департамент образования, государственную службу по контролю и надзору в сфере образования, уполномоченному по правам ребенка можно на их официальных сайтах. Подтверждение о приеме придет на вашу электронную почту. Ответить должны в течение 30 рабочих дней.
Из школы, управления образования и администрации города мне пришли лживые наглые отписки с одинаковым текстом. Будьте готовы к такому, возможно, писать заявления придется несколько раз.
Не рассчитывайте на поддержку других родителей
Если вы найдете единомышленников среди других родителей, это удача. Но будьте готовы к тому, что не найдете, или они решат остановиться на каком-то этапе — у меня так и вышло. В родительском чатике многие были жестко настроены против меня: наш класс – дружная семья, у всех все хорошо, а вы тут со своим негативом, нам учитель нравится, ну и что что дети ее боятся и ненавидят. Остальные молчали, потому что боялись.
Огласка — сила
Насилие любит молчание. Пишите о своей ситуации в соцсетях, обращайтесь на известные сайты — это даст мощную поддержку вам и силы многим людям.
В Фейсбуке меня очень поддержали друзья и незнакомые люди, я очень им благодарна. Когда становилось психологически совсем трудно — плакалась в подзамочных постах в Фейсбуке, и мне всегда помогали.
Можно остановиться на любом этапе
Вы живой человек, поэтому можете устать, передумать, отказаться, изменить мнение.
Я не стала оспаривать отписки из управления образования, уже не было сил, если честно.
Осторожно, зоновская этика
Возможно, вам придется услышать в свой адрес слова из активного лексикона насильников: «лох», «терпила», «стукач», «истеричка», «жалобщица», «скандальная мамаша», «родительский экстремизм». Фразу про родительский экстремизм использовала в разговоре со мной директор элитной гимназии.
Это принципы из-за колючей проволоки: молчи, терпи, не высовывайся, хуже будет, тебе что, больше всех надо, ты что, самая умная, ишь, неженка. Я постоянно старалась помнить об этом и не уподобляться.
Рассказывайте ребенку, что происходит
Желательно в корректных выражениях. Мы говорили с сыном обо всех этапах, он воспринимал нормально. По мере развития событий сын стал мягче относиться к учительнице и в некоторых моментах даже жалеть ее.
Вы не проиграете в любом случае
Даже если формально ничего не добьетесь, результат есть все равно. Вы демонстрируете цивилизованную реакцию на нарушение прав. Вы учите ребенка, что можно не терпеть насилие и не молчать. Вы делом показываете, что вы на стороне ребенка — это ценнейший опыт детства. Вы вдохновите других родителей, не согласных, чтобы их ребенок каждый день отправлялся в школьный ад.
Считаю, что я сделала все правильно, потому что у моего восьмилетнего сына есть гражданская позиция.