Содержание
Примеры употребления слова самсон в литературе.
Помог ей, нежданно-негаданно, Самсонов из Анютина, который тоже — почему, никто не знал — явился на учения: прежде никогда не удостаивал их присутствия.
Поскольку два архиепископства, а именно Эборакское и Города Легионов, не имели над собой глав, он, вняв единодушным пожеланиям их населения, Эборакское отдал Самсону, мужу знаменитому и прославленному величайшим своим благочестием, а Города Легионов — Дубрицию, на которого, как на достойного пастыря, указал божественный промысел.
Предадим, однако ж, судьбы островов в руци божии, и да пошлет меня господь бог туда, где я больше всего могу пригодиться, я же вам вот что скажу, сеньор бакалавр Самсон Карраско: я страх как доволен, что автор этой истории, рассказывая про мои похождения, не говорит обо мне никаких неприятных вещей, потому, честное слово оруженосца, расскажи он обо мне что-нибудь такое, что не пристало столь чистокровному христианину, каков я, то мой голос услышали бы и глухие.
Самсон Карраско, а за ним ключница и племянница, коим любопытно было послушать, как бакалавр станет уговаривать Дон Кихота не ездить на поиски приключений.
Самсон сказал ей: если свяжут меня семью сырыми тетивами, которые не засушены, то я сделаюсь бессилен, и буду, как и прочие люди.
Источник: библиотека Максима Мошкова
История персонажа
Библейский герой, еврей, ветхозаветный судья из земли Ханаан. Боролся с недружественным народом филистимлян и прославился подвигами. Имя Самсон переводится с иврита как «солнечный».
Самсон и Далила
В библейскую Эпоху Судей «судьями» называли авторитетных людей, к которым израильтяне обращались за судом. Эти же люди были значимыми носителями этнического самосознания, которые призывали израильтян противостоять ассимиляции и утрате этнической идентичности. В этом качестве мог выступать любой человек — и пророк, и женщина, и даже главарь разбойничьей банды. Мифологический Самсон — один из них.
Самсон в Библии
Народ Самсона, порабощенный филистимлянами, сорок лет страдал из-за этого. Пока Самсон рос, постоянно был свидетелем того, как унижали соотечественников. Возмужавший герой решает отомстить поработителям-филистимлянам.
Самсон
Самсон был назореем — посвященным Богу. Это значило, что герой придерживался некоторых обетов — не мог есть винограда и пить изготовленных на его основе напитков, притрагиваться к мертвецам и стричь волосы. Громадная физическая сила, дарованная герою, «содержалась» в длинных волосах Самсона и проявилась еще в детстве.
Повзрослев, герой решил жениться на филистимлянке. Родители отговаривали Самсона от этого брака, но герой настоял на своем. Раз, отправившись в город, где жила будущая супруга, Самсон встретил льва. Зверь хотел наброситься на героя, но Самсон успел раньше и разорвал льва голыми руками.
Самсон и лев
Во время свадебного пира произошел эпизод, ставший началом неприятной истории. Герой решил развлечься и загадал гостям загадку. Ответивший правильно получил бы тридцать пар одежды и рубашек. Гости вынудили юную супругу героя вызнать у того правильный ответ, а затем передать им. Ночью женщина выпытала у мужа ответ в постели, а потом «сдала» соплеменникам. Формально Самсон проиграл и должен был выдать нечистым на руку свадебным гостям «приз». Герой устроил драку в городе, убил тридцать филистимлян и отдал как приз их одежды.
После этого отец супруги внезапно передумал и без предупреждения отдал дочь за другого мужчину. А сам Самсон решил, что ничто больше не мешает планам мести, и принялся мстить филистимлянам, как только подсказывала фантазия. Легенды описывают, как Самсон поджег хвосты трем сотням лисиц и пустил зверей на поля во время жатвы. Хлеб филистимлян сгорел вместе с лисицами. Сам же борец скрылся в горах.
Самсон с ослиной челюстью
Запуганные Самсоном филистимляне сожгли несостоявшегося тестя героя вместе с дочерью, решив, что агрессия спровоцирована конкретно ими. Но герой заявил, что мстит филистимлянам как народу, а не этим конкретным людям, и дальше будет веселее. Вскоре жители города боялись выходить за стены, потому что Самсон открыл на них охоту. И спасения от героя не было никакого.
Устроенный Самсоном террор привел к тому, что филистимляне напали на соседние владения евреев. К Самсону в горное убежище пришла делегация из трех тысяч соплеменников и выдвинула претензии насчет ухудшившихся еще больше отношений с филистимлянами. Самсон разрешил евреям связать его и выдать филистимлянам, чтобы те успокоились.
Самсон и Далила
Так и поступили, однако в момент, когда героя уже должны были передать в руки филистимлян, тот разорвал путы и сбежал. По дороге герой подобрал ослиную челюсть и принялся убивать ею филистимлян, какие попадутся, и так расправился с тысячей человек.
Остановившегося на ночлег в городе филистимлян Самсона местные попытались поймать, заперев для надежности городские ворота. Но герой вынес ворота вместе со столбами и демонстративно отнес на вершину горы. Совладать с героем в итоге удалось благодаря филистимлянке Далиле. Женщина вызнала, что сила героя в волосах, и когда тот уснул позвала человека, который срезал волосы Самсону.
Смерть Самсона
Потерявшего силу героя ослепили, заковали в цепи и бросили в темницу. Филистимляне со временем расслабились настолько, что развлечения ради притащили Самсона в храм собственного божества Дагона. А волосы героя меж тем успели отрасти снова. В храме Самсон воззвал к Богу и последним усилием обрушил своды на головы тем, кто был внутри, погибнув вместе с ними.
Интересные факты
- Именем Самсона названы два фонтана. Один сейчас находится в Киеве в Национальном художественном музее, другой — действующий — в Петергофе. Оба обыгрывают сюжет разрывания Самсоном львиной пасти.
Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»
- В книге знаменитого антрополога Джеймса Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете» подмечено сходство Самсона из Библии с древнеславянским Кощеем Бессмертным, с учетом перемены ролей антагониста и героя.
- Для протестантов XVII века образ Самсона стал символом их собственной борьбы против власти Папы Римского.
Экранизации
В 1963 году в Италии вышел фильм «Геракл против Самсона», где пересеклись вольно интерпретированные библейские и греческие мифы. Роль Самсона там сыграл актер Илош Хошаде.
Илош Хошаде в роли Самсона
Самсон здесь представлен мятежником и лидером антигосударственного движения, который скрывается от властей в небольшой иудейской деревне. В эту деревню попадают греки Геракл и Одиссей, после того как тех вместе с командой выносит к берегам Иудеи. Корабль греков потерпел крушение, и они хотят вернуться домой.
Самсона разыскивают царские воины, а Геракла, спешащего с товарищами к столице, чтобы там раздобыть корабль, случайно принимают за Самсона. Происходит это потому, что Геракл на глазах у местного купца убивает голыми руками льва — такой же подвиг совершил Самсон, и это известно каждому.
Роуэн Макнамара в роли Самсона
Купец докладывает «куда следует», и в столице спутников Геракла берут в плен, а греческому герою велят пойти и найти взаправдашнего Самсона, раз уж тот утверждает, что сам — не Самсон. Вместе с Гераклом на поиски отправляется царица Далила.
Когда Геракл находит Cамсона, между ними происходит стычка, но в итоге равные силой бойцы завязывают дружбу и решают вместе свергнуть царя в Иудее. Далила, добравшись до столицы прежде героев, «сдает» тех царю, и на подходах к столице Геракла и Самсона ждет армия.
В 2009 году в Австралии вышла мелодрама «Самсон и Далила». В фильме не воспроизводится библейский сюжет непосредственно, здесь речь скорее идет об аллегории. О социальных проблемах, которые возникают в общинах аборигенов в Австралии.
Тейлор Джеймс в роли Самсона
Главные герои — подростки Самсон и Далила — живут в нищете. После того как односельчане избивают Далилу палками, бегут в город. Там судьба героев не становится лучше, никто не обращает на бездомных подростков внимания, и те не знают, как заработать. После тяжелых испытаний герои возвращаются обратно в родную деревню. Роль Самсона в этом фильме играет Роуэн Макнамара.
В 2018 году выйдет на экраны американский боевик «Самсон» — зрелищная экранизация библейского мифа, где героя сыграет актер Тейлор Джеймс.
Цитаты
«И сошел на него Дух Господень, и он растерзал как козленка; а в руке у него ничего не было». «Нашел он свежую ослиную челюсть и, протянув руку свою, взял ее, и убил ею тысячу человек». «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей».
Цель: научить детей ценить друг друга и время, которое они провели все вместе.
Задачи:
– развить коммуникационные навыки у детей;
– включить детей в групповую деятельность;
– расширить творческие способности детей;
– познакомить детей с персонажем книги Артура Конан Дойля «Шерлок Холмс» и профессиональной деятельностью детективов.
Предполагаемый возраст: 12+
Реквизит: бумага.
Ход проведения:
1. Знакомство. Ведущий приходит к ребятам и представляется как детектив, который хотел бы расследовать ещё одно дело – это и есть Шерлок Холмс, который хочет проверить находчивость, быструю и слаженную работу в команде.
2. Легенда о Шерлоке Холмсе: самый известный детектив в мире – легендарный Шерлок Холмс – оставил записку. Тот, кто сможет найти и разгадать загадку в записке, действительно обладает хорошей дедукцией, знает, как найти выход из любой ситуации. Вы найдёте способ разгадать её, когда справитесь с моими заданиями вместе.
3. Для начала детектив проверяет способность ребят к решению сложных заданий. Им предстоит разгадать, что такое ЯФМАМИИАСОНД (первые буквы каждого месяца).
4. Иногда найти разгадку очень сложно, почти так же, как найти выход из лабиринта. Игра «Лабиринт»: на полу разложены листы бумаги – это и есть лабиринт. Ребята выбирают 1 человека, кто пройдёт по нему с закрытыми глазами. Все становятся вокруг, человек начинает идти по их команде. Каждый может сказать лишь 1 слово за раз. Нужно дойти до конца лабиринта, не заступая за листок, молча. Далее детектив даёт подсказку по выполнению каждой игры – часть шифра.
5. Часто в нелёгком детективном деле возникает путаница, но все из нас точно способны найти верный путь. Однако всегда эта работа должна совершаться в полной тишине. Игра «Путаница»: выбирается ведущий, он отворачивается. Остальные участники, взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Затем нужно, не размыкая рук, как можно сильнее запутать цепочку. Ведущий пробует размотать и распутать это, не разъединяя рук ребят.
6. Бывает иногда, что нет ни улик, ни свидетелей, ни даже маленьких зацепок. Сможете ли вы распутать дело?». Игра «Данетки». «Данетки» – это игра в загадки, когда для того, чтобы разгадать загадку, надо задавать вопросы, ответом на которые может быть только «да» или «нет».
7. Подождите-ка, тут три буквы на одной стороне записки. Что это? Ребята с помощью шифра узнают, что это МПС. Игра «МПС» (мой правый сосед): один человек, ведущий, выходит из комнаты, а остальные узнают правила. Как только ведущий будет спрашивать у кого-то из круга что-то о человеке, который знает, что такое МПС. Например, какого цвета глаза у того, кто знает, что такое МПС? Тот, у которого спросили, должен ответить на вопрос, говоря о своём соседе справа. И так, пока человек не поймёт, что все говорят о своём правом соседе и не скажет, что такое МПС.
8. Вы удачно справились со всеми загадками и получили весь шифр. Теперь помогите мне понять, что находится в записке. Записка написана шифром пляшущих человечков, разгадав его, дети читают: «Шерлок Холмс перед вами».
9. Рефлексия и обсуждение хода и результатов игры.
Послание Филиппийцам Апостола Павла.
Во время своего второго миссионерского путешествия Павел посетил город Филиппы. Благодаря его служению там, несколько человек уверовали в Иисуса Христа как в своего Спасителя. Среди них — Лидия со своей семьей, а также тюремный страж и его семья (Деян. 16:14-34).
Вскоре после визита Павла в Филиппы там была основана церковь. Эта церковь помогала апостолу в его деятельности, и данное послание было написано ей в признательность за это, но также и с целью оказать духовную помощь верующим в Филиппах.
Хотя в послании содержится много поучений и наставлений, в нем преобладает некая главная тема, и все они так или иначе развивают ее. Тема эта — «Живите Христовой жизнью».
Автор.
Послание к Филиппийцам написано Павлом. В нем самом на это недвусмысленно указывается (1:1). То, что в первом стихе рядом с именем Павла стоит имя Тимофея, имеет большое значение, потому что Тимофей находился в Филиппах вместе с Павлом, помогая ему в проповеди Евангелия (Деян. 16). Да и то, что автор послания сообщает о себе (Фил. 3:4-6), вполне соответствует жизни Павла.
Время написания.
Апостол находился в тюрьме, когда писал это послание. Вероятнее всего это было тюремное заключение в Риме. Об этом свидетельствует упоминание о «дворцовой страже» (в русском тексте — «претория») в 1:3, и озабоченность апостола в связи с возможно скоро предстоящей ему смертью (стихи 20-26). В таком случае послание было написано в 61 или 62 г.
Когда филиппийские верующие узнали о том, что Павел находится в тюрьме в Риме, они послали Епафродита, который, возможно, был у них пресвитером, чтобы тот послужил апостолу. Епафродит ободрил Павла, в частности, и тем, что рассказал ему о добром отношении к нему филиппийцев. Он доставил узнику и денежную помощь от них, чтобы как-то облегчить ему пребывание под стражей (4:18). Трижды до этого (два раза, когда Павел был в Фессалониках, и один, когда он был в Коринфе) оказывали ему христиане материальную помощь (Фил. 4:15-16; 2-Кор. 11:9). Послание к Филиппийцам можно рассматривать как благодарственное письмо за их щедрые дары.
Находясь в Риме, Епафродит так сильно заболел, что едва не умер (Фил. 2:27). Однако выздоровел и, уезжая домой, взял с собою это послание апостола, чтобы передать его христианам в Филиппах.
Филиппы были римской колонией (Деян. 16:12). После битвы при Филиппах в 42 г. до Р. Х. император Антоний приказал части своих солдат основать там поселение. Затем в 30 г. до Р. Х. император Октавиан переселил в Филиппы и другие колонии некоторых римлян из Италии. Новым поселенцам даны были особые привилегии, включая так называемое «италийское право». Оно означало, что колонисты рассматривались как живущие на итальянской земле.
Они сохраняли римское гражданство и пользовались всеми вытекавшими из него правами, плюс освобождались от уплаты налогов. А посему слова Павла: «Только живите достойно» (буквально «живите как достойные граждане») и «наше же жительство на небесах» (в греческом оригинале «наше гражданство на небесах»; 3:20) для филиппийских верующих звучали с особым смыслом.
Цель написания.
Первоначальной целью написания было, как уже говорилось, желание выразить филиппийцам благодарность за их дар любви. Но Павел воспользовался представившейся возможностью и для того, чтобы затронуть ряд возникших в их церкви проблем. Очевидно, чувство соперничества и личные амбиции возымели место среди некоторых верующих (2:3-4; 4:2). Кое-кто прислушивался там к иудаистам (3:1-3). А ко всему и тенденция к нехристианскому образу жизни начала заявлять о себе (3:18-19).
План книги:
I. Поощрение к христианскому образу жизни (1:1-30)
А. Павел благодарит святых в Филиппах (1:1-8)
1. Вступление (1:1-2)
2. Благодарение за их постоянное свидетельствование (1:3-6)
3. Благодарение за филиппийцев, разделявших с апостолом благодать Божью (1:7)
4. Бог — свидетель Павловой любви и ним (1:8)
Б. Молитва Павла за святых в (1:9-11)
1. Молитва о любви (1:9-10)
2. Молитва о плодах праведности (1:11)
В. Павел филиппийцам — о себе (1:12-30)
1. Мужественное свидетельство (1:12-18)
2. Непоколебимое убеждение (1:19-26)
3. Торжественные наставления (1:27-30)
II. Примеры христианской жизни (2:1-30)
А. Верующий призван разделять образ мыслей и чувств Сына Божия (2:1-18)
1. Если есть… (2:1)
2. Наставления (2:2-4)
3. Уничижение Христа (2:5-8)
4. Вознесение Христа (2:9-11)
5. Продолжение наставлений (2:12-18)
Б. Верующий призван подражать образу жизни слуг Божиих (2:19-30)
1. Тимофей и Павел (2:19-24)
2. Епафродит и Павел (2:25-30)
III. Увещания жить по-христиански (3:1-21)
А. Верующие не должны полагаться на плоть (3:1-14)
1. Призыв, начинающий главу (3:1)
2. Чего следует избегать (3:2-3)
3. Чему надо следовать (3:4-14)
Б. Верующие должны «ходить» так, чтобы угождать Богу (3:15-21)
1. «Хождение» в зрелости (3:15-16)
2. Умение наблюдать, быть — бдительными (3:17-19)
3. Завершение «хождения» (3:20-21)
IV. Чем определяется способность жить христианской жизнью (4:1-23)
А. Христос — центр (4:1-7)
1. Твердо стоять в Нем (4:1-3)
2. Радоваться в Нем (4:4)
3. Жить в свете Его присутствия (4:5-7)
Б. Божие присутствие в верующих (4:8-9)
1. Достойный образ мышления (4:8)
2. Достойное поведение (4:9)
В. Божие попечительство о нуждах человеческих (4:10-20)
1. Об умении быть довольным (4:10-13)
2. Благословение даяния и получения (4:14-20)
Г. Заключение (4:21-23)
Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге