22 ноября 1881 года родилась Матрона Московская, святая Русской православной церкви
Личное дело
Матрона Дмитриевна Никонова (1881— 1952) родилась в селе Себино Тульской губернии в многодетной крестьянской семье – отец Дмитрий Иванович Никонов и мать Наталья Никитична растили четверых детей, еще четверо умерли во младенчестве. Матрона, согласно каноническому житию, была самой младшей – она родилась, когда родители были уже немолоды.
Девочка от рождения была незрячей: у неё отсутствовали глазные яблоки, а глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками.
Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Родители отличались глубоким благочестием, часто ходили с детьми на богослужения, так что Матрона буквально выросла в храме. Сначала девочка ходила на службы вместе с матерью, а потом одна, при всякой возможности. Спохватившись, что дочь пропала, мать обычно находила ее в церкви, где у нее было свое привычное место — слева от входной двери у западной стены, где она стояла во время службы. Матрона хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим.
Из-за своего увечья она почти не выходила из дома, кроме как в церковь, однако дочь местного помещика Лидия Янькова часто брала слепую девочку с собой в паломничества. Она свозила ее в Киево-Печерскую и Троице-Сергиевскую лавры, в Санкт-Петербург и Кронштадт, другие городах и святые места России.
Уже в раннем детстве у Матроны обнаружился дар духовного предвидения, слух о котором быстро распространился по окрестным сёлам. Она чувствовала приближение опасностей, предвидела стихийные и общественные бедствия. В житии говорится, что по ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях.
К чудесному ребенку потянулись посетители. К избе Никоновых шли люди, ехали телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерний. Привозили даже лежачих больных, которые после общения с Матроной чудесным образом поднимались на ноги. Благодарные паломники оставляли ее родителям продукты и подарки, так что девочка, вместо того чтобы стать обузой для семьи, стала ее кормилицей.
В 17-летнем возрасте у Матроны неожиданно отнялись ноги – с тех пор на всю жизнь она лишилась возможности ходить.
После революции родные братья Матроны Михаил и Иван вступили в партию. Михаил стал сельским активистом, участвовал в «раскулачивании» и коллективизации. Блаженная сестра, известная на всю округу как «церковница», к которой постоянно шли паломники и просители, компрометировала братьев в глазах новой власти. В 1925 году Матрона перебралась в Москву. Жила без прописки у друзей и знакомых на разных квартирах. Вместе с ней жили и ухаживали за ней послушницы — хожалки.
Места проживания приходилось часто менять из-за опасения преследования со стороны властей. Жила на Пятницкой улице, в летней фанерной постройке в Сокольниках, в подвале у племянницы в Вишняковском переулке, жила также у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском, гостила у племянника в Сергиевом Посаде (тогда Загорске), в Царицыно. Дольше всего — с 1942 по 1949 годы — Матрона прожила на Арбате, в Староконюшенном переулке в квартире своей односельчанки Е. М. Ждановой и её дочери Зинаиды. Тем не менее, верующие быстро узнавали, где ее искать, и иногда к старице приходило в день до сорока человек.
Утверждается, что Матрона предсказала свою смерть за три дня – и до последнего дня жизни продолжая принимать приходящих к ней людей.
Скончалась Матрона 2 мая 1952 года. По ее желанию была погребена на Даниловском кладбище в Москве, чтобы «слышать службу» (там находился один из немногих действующих московских храмов). Позже могила стала местом неофициального паломничества.
8 марта 1998 года останки были эксгумированы; мощи были доставлены сперва в московский Данилов монастырь, а затем перенесены в храм на территории Покровского женского монастыря и помещены в специальную гробницу (раку).
2 мая 1999 года Матрона была канонизирована как местночтимая московская святая. В 2004 году состоялась ее общецерковная канонизация.
Чем знаменита
Матрона Московская
Святая блаженная Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России православных святых. Ещё при жизни она стала известна, как молитвенница и подвижница во славу Божью, а сама её жизнь считается примером духовного подвига, терпения, самоотречения и сострадания.
При жизни Матроны люди приезжали к ней за сотни километров со своими болезнями, тревогами, скорбями. Поток паломников не иссякает и сегодня: ежедневно с раннего утра до поздней ночи в Покровском ставропигиальном женском монастыре на Абельмановской заставе стоит огромная очередь из желающих приложиться к ее мощам, которая иногда растягивается на 7—8 часов.
О чем надо знать
Существует две версии жития святой праведной Матроны Московской: народная и каноническая.
Народное почитание Матроны еще при жизни было огромным благодаря чудесным исцелениям и помощи в житейских делах. Но, помимо народного почитания и чудес, для канонизации необходимо и житие подвижника, в котором факты его жизни должны быть проверены и осмыслены с духовной с богословской точек зрения.
Однако такого жития перед канонизацией составлено не было. Зато в 1993 году огромным тиражом вышла книга «Сказание о житии Блаженной старицы Матроны», изданная Ново-Голутвинским монастырем. Книга была написана Зинаидой Ждановой, вместе с матерью прожившей семь лет в одной комнате с Матроной. Она стала самой популярной народной версией преданий о Матроне, хотя и содержит не укладывающиеся в христианскую догматику факты. Так, в книге упоминается об освящении Матроной воды и масла, на что имеют каноническое право лишь священнослужители. Также в книге, в числе прочего, рассказывалось о якобы имевшей место встрече Матроны со Сталиным, которого она благословила на победу над фашистами.
Этот текст подвергся резкой критике со стороны членов синодальной Комиссии по канонизации. В итоге жизнеописание св. Матроны в авторской редакции Зинаиды Ждановой было признано не соответствующим статусу жития, книга была изъята из продажи в Покровском женском монастыре.
Комиссией была назначена экспертная группа, которая составила канонический текст жития блаженной Матроны, убрав исторически не достоверные и богословски искаженные сведения о святой. Эту версию жития сегодня можно увидеть на православных сайтах: «Православие.ру», «Седмица.ру», сайте Покровского монастыря.
Прямая речь
Об осуждении: «Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?».
О своей могиле: «После моей смерти на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие, а когда и они умрут, запустеет моя могилка, разве изредка кто придет. Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбами помолиться за них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу».
Иеромонах Иов (Гумеров) о якобы имевшей место встречи Матроны со Сталиным: «Бытует миф о том, что Сталин приезжал к блаженной Матроне. Это совершенно невозможно предположить из того, что мы знаем о жизни этой дивной угодницы Божией. Приходилось по крупинкам собирать о ней сведения. Нет ничего, что могло бы подтвердить приезд к ней Сталина. Она была гонимой. В любой день была готова к аресту. Такое положение сохранилось до самой её смерти»
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл о Матроне Московской: «Мы не должны забывать её страдальческий образ и проникаться не только желанием освободиться от своих крестов, но и глубочайшим убеждением в том, что достойное несение креста — это и есть путь ко спасению. И потому просить Матрону нужно не только о том, чтобы она молитвами своими пред Богом сняла с нас наши кресты, исцелила нас от наших страданий, но и о том, чтобы нам даны были силы достойно нести свой крест, во славу Божию и себе во спасение…».
8 фактов о Матроне Московской
- Дата рождения Матроны Московской указывается по-разному в различных биографических источниках. Помимо 1881-го, также называются 1883 и 1885 годы. В частности, исследователь биографии старицы Валерий Бибиков на основе изучения метрических записей настаивает на том, что годом рождения Матроны следует считать 1883 год.
- Согласно житию, когда Матрона родилась, немолодые к тому времени родители, хотели оставить девочку в приюте князя Голицына в соседнем селе Бучалки. Но матери приснился сон: слепая белая птица необычайной красоты села ей на грудь. Наталья Никонова решила, что сон вещий, и ребёнка оставила.
- При крещении девочке дали имя Матрона в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 9 (22) ноября.
- Рассказывают о телесном знаке богоизбранности Матроны — на груди у нее с детства была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик. Когда ей было лет шесть, мать как-то стала ругать ее: «Зачем ты крестик с себя снимаешь?» «Мамочка, у меня свой крестик на груди», — отвечала девочка.
- В 1899 году в Кронштадтском соборе Матрона встретила святого праведного Иоанна Кронштадского. По преданию, по окончании службы он попросил прихожан расступиться перед подходящей к солее Матроной и громко сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идёт моя смена — восьмой столп России».
- Верующие ласково называют святую «Матронушкой».
- Над ракой с мощами Матроны Московской написаны слова, сказанные ею незадолго до смерти: «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам».
- По традиции, к мощам святой Матроны люди идут с цветами. Чаще всего это розы и хризантемы, которые она больше всего любила. При этом, вопреки сложившемуся в России правилу нести усопшим четное количество цветов, Матроне несут нечетное — как живой.
Уникальное средство освящается церковнослужителями от неугасимой лампады святой матушки. Многие православные верующие ощутили чудотворную силу этого масла, которое помогает избавиться от болезней различного рода. Множество христиан на собственном опыте утвердилось в вере, что это уникальное средство, освященное перед образом Матроны Московской, спасает души от мучительных страданий материального мира и помогает забеременеть. В масле содержится целительное могущество Святого Духа и любовь милосердной матушки, желающей помочь каждому, независимо от мировоззрения.
Целебные свойства чудотворного масла
Возле святых мощей возжигают церковные лампады, в которых собрана чудотворная эссенция блаженной старицы. Огромное число паломников приходит в Даниловский монастырь и просит помощи у икон и останков, излучающих божественную атмосферу и благоухание.
Для того чтобы избавиться от многих недугов люди используют масло Матроны
Целебное масло блаженной Матроны, прославленное полезным составом, применяют во многих случаях.
- Одно из первых из медицинских свойств освященного елея — способность быстрого заживления. Церковь знает множество примеров, когда целебное средство в короткий срок стягивало многолетние шрамы и глубокие рубцы, оставшиеся после несчастных случаев.
- Средство значительно укрепляет иммунную систему даже у младенцев, еще не успевших полностью приспособиться к жестким реалиям мира. Новорожденному рисуют маслом православный крест и, одновременно с этим, читают молитвенное прошение к Матроне.
- Разрешается добавлять каплю чудотворного средства в ванну с новорожденным. Чтобы ребенок перестал простужаться, нужно ежедневно мазать освященным веществом над верхней губой, не забывая произносить молитву. Оно также избавляет от головных болей, если втирать в область висков. Подобные ритуалы нужно совершать с верой и посредством молитвы.
Читайте о Матроне Московской:
- Цветы святой Матроны
- Хлеб из монастыря Матроны
- Могила Матроны Московской на Даниловом кладбище
- Целебное средство способно помочь женщинам, которые не могут забеременеть. Для того чтобы плод благополучно развился в утробе, необходимо ежедневно втирать его в кожу живота. Известно множество случаев, когда масло преподобной матушки помогало отчаявшимся женщинам, имевшим неизлечимые проблемы с репродуктивной функцией, понести плод. Втирая елей в область живота, они беременели и рожали здоровых детей.
- Беременные же используют средство в целях защиты плода, оно способствует сохранению и благополучным родам. Следует заботливо втирать масло и просить святую о милосердной помощи. Милостивая Матрона, являющаяся верным служителем Господа, избавляет от страданий тех, кто искренне и чистосердечно приходит душою к Всевышнему.
Важно! Масло, освященное от лампады, считается величайшим православным чудом. В нем содержится целительная мощь блаженной старицы, ее неугасимое желание помочь каждому и частица самого Святого Духа, имеющего могущество совершать то, что неподвластно обыкновенному сознанию.
Чудодейственные свойства и символизм
По большей части, елей Матроны Московской действует не за счет физических компонентов, но благодаря энергии, глубоко укоренившейся в христианских реликвиях. То, что делает это средство целебным — это искренняя вера в могущество Всевышнего Творца. Матрона лично напоминала приходящим к ней людям, что необходимо обращаться к ней за помощью и молить Бога об умиротворении.
Икона святой Матроны Московской
Сила христианских реликвий рождается за счет того, что святые всегда вступали в борьбу с несправедливостью и насилием над волей. Истинные слуги Господа готовы страдать ради правды, они уважают законы и совершают правильные действия. Христианские мученики вечно говорят «нет» греховности и неумеренному стремлению к удовольствиям. Сила икон и реликвий, в которых живет бесконечный Святой Дух, поднимает силу божественного закона.
Важно! Если человек обращается к Истине, он становится здоровым как физически, так и духовно, а его благочестивые желания обязательно исполняются, так как не противоречат праведности.
В Древней Греции елей символизировал жертву Господу. Священнослужители помещали его в лампадах и зажигали перед иконами, демонстрируя смирение и преклонение. Сегодня подобные масла используют во время ритуала крещения, соборования и помазания. В уникальном средстве Матроны Московской процветает благость Господа и любовь Христа. Молитва во время процедур позволяет духовной радости проникать глубоко в сердца. Это сопровождается также проявлением любви к своему окружению, потому что праведные чувства имеют огромную силу распространения.
Освященное средство обладает колоссальной силой, которая проявляется с верой и молитвой. Елей восстанавливает силы, потраченные человеком на стремление к удовольствиям. После процедур помазания человек замечает постепенное и стабильное улучшение. Масло делает молитву сильнее, оно впитывается в тело или проникает в кровь через пищу, и это приносит умиротворение.
Елейное масло считается символом святости Христа
Некоторые пропитывают уникальным средством Матроны кусок ткани, который прикладывают к ранам, ожогам и т.п., а после оно сжигается в пламени свечи.
На заметку! В первые века христианства елейное (оливковое) масло считалось символическим знаком того, что рядом присутствует истинная святость Христова. Эта духовная радость совершенно непохожа на развлечения, к которым стремится современный народ.
По библейским текстам, ветвь оливкового дерева в клюве голубя олицетворяет согласие. Именно эта птица предзнаменовала окончание грандиозного ливня, приведшего к всемирному потопу. Ной понял, что может покинуть ковчег и посвятить себя Богу.
Таким образом, использование масла блаженной Матроны приближает христиан к Истине и прогоняет греховные наклонности.
Советы по использованию
Церковь не разрешает выливать это целебное средство или смешивать его с другими средствами. Оно приобретается в церковной лавке, следует выделить специальное место для хранения. Лучший выбор — пространство домашнего иконостаса, рядом с иконами. Нельзя ставить церковный елей в холодильную камеру, потому что он несет в себе церковную символику. Свойства сохраняются только при соблюдении определённых правил:
- Если человек решил принять масло блаженной Матроны (растительного происхождения) внутрь, процедура проводится на голодный желудок. После этого необходимо прочесть акафист Пречистой Деве. По церковным канонам, ритуал продолжается сорок дней.
- Целительное средство скрепляется прочной духовной связью с тем святым, на чьих мощах оно было получено. Поэтому молитву нужно обращать к конкретному слуге Господа.
- Средство очищает кровяные сосуды от токсинов. В период его применения следует каждую декаду обходить дом с лампадой, сильный аромат благовония убивает болезнетворные бактерии и смягчает негативную энергию.
- В пищу идет только освященное масло растительного происхождения, его капают на любой церковный продукт и вкушают. Непищевое предназначено только для помазания. Масло, полученное на Елеосвящении, нельзя смешивать с другими средствами.
Освященный елей блаженной матушки Матроны приобретают в стенах Даниловского монастыря, где хранятся ее чудотворные останки. Нередко мощи привозят в обители других городов, чтобы обожествить целебное средство и раздать местным жителям.
На заметку! Самым могущественным елейным маслом считается то, что получили в результате ритуала Елеосвящения. Это средство наиболее эффективно в качестве исцеляющего и заживляющего вещества. Чрезвычайно сильными считаются также масла, освященные в святых местах и перед иконами и мощами великих служителей Господа. Освященное масло
Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня — святая вода (по-гречески «агиасма» — «святыня»).
Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге.
Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.
Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.
В день Богоявления каждый православный христианин несет домой сосуд со святой водой, бережно хранит ее как величайшую святыню, с молитвой причащаясь святой водой в болезнях и всякой немощи.
«Освященная вода, — как писал святитель Димитрий Херсонский, — имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.
Преподобный Амвросий Оптинский смертельно больному послал бутылку со святой водой — и неизлечимая болезнь к изумлению врачей отошла.
Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, старец Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Старец говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, — нет.
Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только таинственное омовение грехов, но и действительное освящение самого естества воды через погружение в нее Бога по плоти.
Великое водоосвящение совершается дважды — в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Некоторые верующие ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различна. Но на самом деле в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды употребляется один чин.
Еще святитель Иоанн Златоуст говорил, что святая богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!
Уникальные свойства крещенской воды не дают покоя ученым. Они постоянно исследуют, проверяют и перепроверяют крещенскую воду. Ее физические, химические и энергетические свойства. Так несколько лет назад ученые, Московского университета информационно – волновых технологий, исследовали крещенскую воду, взятую девятнадцатого января, в Троице – Сергиевой лавре. Результат исследований показал, что электромагнитные излучения здоровой клетки человека, идентичны с частотным спектром излучения крещенской воды. Оказалось, что в крещенской воде, содержится уникальная информационная программа в виде набора здоровых частотных колебаний нашего организма.
По верованию Церкви, агиасма — не простая вода духовной значимости, но новое бытие, духовно-телесное бытие, взаимосвязанность Неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.
Вот почему великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон.
Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах (малое водоосвящение), совершаемых в течение всего года. Обязательно малое водоосвящение совершается Церковью в день Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, глава 4, стих 14).
Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню. «Когда человек употребляет просфору и святую воду, — говорил затворник Георгий Задонский, — тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождение Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели».
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.