Содержание
- Собор Двенадцати апостолов
- Собор Двенадцати апостолов
- Восточный фасад собора 12 апостолов и двор синодального дома
- Интерьер собора Двенадцати апостолов
- Интерьер собора Двенадцати апостолов
- В комплекс Патриарших Палат входили собор Двенадцати Апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа, Крестовая палата, личные покои патриарха, библиотека и монашеские кельи.
- Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.
- После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.
Собор Двенадцати апостолов
Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года
«Снаряды попадали в церковь 12 апостолов с 3-х сторон: с южной, восточной и северной»
Доклад комиссии Поместного собора 18 ноября 1917 г. – ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 72 об.
Собор Двенадцати апостолов
Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года
«А почему сюда летели снаряды, это объясняется тем, что юнкера чуть ли не единственную, имевшуюся у них, пушку поставили между Успенским собором и церковью Двенадцати Апостолов. Противники юнкеров старались сбить эту пушку»
Доклад митрополита Московского Тихона 4 ноября 1917 г. – Деяния Священного собора Православной Русской церкви. 1917-1918 гг. М., 1994. Т. З. С. 87
Восточный фасад собора 12 апостолов и двор синодального дома
Фотограф Д. М. Гусев (?).
ноябрь-декабрь 1917 года
«Этот храм (XVII в) пострадал особенно в нижней своей части: с южной стороны в него попало 5 снарядов и салтарной (восточной) не менее 9, сделавших глубокие выбоины и ослабивших стены. Осколки от разорвавшихся снарядов причинили мелкие выбоины, которых насчитывается на южной стене свыше 50 и на восточной до 46…Пристройка в северо-восточном углу церкви и ворота в Синодальный двор разрушены»
Доклад комиссии Поместного собора 18 ноября 1917 г. – ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 72.
Интерьер собора Двенадцати апостолов
Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года
«Северная сторона с живописью попорчена, взврывом отбита во многих местах штукатурка, а хоругви с образами Черниговской Божией Матери и 12 апостолов погнуты и побиты»
Протокол осмотра Кремлевских строений 7 ноября 1917 г. – ГЦМСИР. ГИК 7720/1. Л. 2
«Пострадало стоящее у северной стены храма Большое Распятие (XIXв.), у которого ручки отбиты на теле множество красных язвин от мелких кирпичных осколков, которые смешавшись с маслом из разбитой лампады, производят потрясающее впечатление кровавых язв»
Доклад комиссии Поместного собора 18 ноября 1917 г. – ГАРФ. Ф. Р-3431. Оп. 1. Д. 575. Л. 72-72 об.
Интерьер собора Двенадцати апостолов
Фотография-фототипия П. П. Павлова 5-16 ноября 1917 года
«К счастью, снаряд не причинил внутри церкви серьёзных повреждений; даже стёкла в киоте, стоящие у названного окна, сохранились и, тем паче, известные иконки св. св. ап. Петра и Павла XIV-XV вв.; пол засыпан щебнем и пылью, запылились окружающие предметы и пострадало распятие XIXв.; разбиты стёкла в окнах»
Протокол П. П. Покрышкина и Э. О. Визеля 10 ноября 1917 г. – РО НА ИИМК. Ф. 1. 1917 г. Д. 6. Л. 107.
Патриаршие палаты — редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века. Палаты были возведены по указу патриарха Никона в 1653—1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле. Руководили работами подмастерье каменных дел Алексей Корольков и подмастерье Иван Семенов.
Первый этаж дворца занимали хозяйственные службы, третий — личные покои патриарха. На втором этаже располагались парадные помещения. Главное среди них — Крестовая, или Мироваренная, палата, где проходили заседания Священного Собора, устраивались пиры в честь царя и иноземных гостей. В XVIII—XIX веках в Патриарших палатах находилась Московская Синодальная контора.
Сегодня на втором этаже Патриарших палат располагается музейная экспозиция. Она посвящена русской культуре XVII столетия, когда накануне петровских реформ менялись мировоззрение, традиции и весь уклад жизни русского общества. В музее представлены драгоценная посуда, ювелирные украшения, предметы царской охоты, старинная мебель, памятники лицевого и орнаментального шитья. В домовой церкви Двенадцати апостолов особый интерес представляет резной золоченый иконостас рубежа XVII—XVIII веков. В церкви также размещена выставка икон, рассказывающая об эволюции иконописи на протяжении всего столетия. О новых тенденциях в живописи наглядно свидетельствуют работы ведущих придворных изографов — Симона Ушакова и Федора Зубова.
Экспозиция музея рассказывает о художественных вкусах русского общества XVII века, о своеобразии духовной жизни Руси, стоявшей на пороге Нового времени.
Стоимость и условия посещения
Посещение Патриарших палат в рамках обзорной экскурсии по территории Московского Кремля
Посещение Патриарших палат в рамках тематической экскурсии
Обзорные экскурсии по территории Кремля, Музеям-соборам, Патриаршим палатам для детей
Тематические экскурсии по территории Кремля, Музеям-соборам, Патриаршим палатам для детей
В комплекс Патриарших Палат входили собор Двенадцати Апостолов, домовая церковь Апостола Филиппа, Крестовая палата, личные покои патриарха, библиотека и монашеские кельи.
Что есть что в церкви
На первом этаже располагались хозяйственные постройки и комнаты патриарших приказов, на втором — парадные палаты и церковь, на третьем — личные покои патриарха. Четвертый этаж надстроили уже в конце XVII века. Там был «Висячий сад» и крохотная «Петровская палатка» (летняя опочивальня патриархов), где, по легенде, обучали юного Петра I.
Храм Двенадцати апостолов был домовым храмом русских патриархов и походил на соседний Успенский собор. При этом церковь поднята на высокие проездные арки и входит в единый архитектурный комплекс Патриарших палат. Иконостас XVII века, который сейчас можно увидеть в храме Двенадцати Апостолов, перенесли туда в 1929 из разрушенного Вознесенского монастыря Московского Кремля. «Родной» иконостас не сохранился.
Главное помещение Патриарших палат — Крестовая, или Мироваренная, палата. Там проходили заседания Священного Собора и пиры в честь царя и иностранных гостей.
Путеводитель по архитектурным стилям
Ее площадь 280 м2. Палата перекрыта единым сводом без опор — это было новшеством для русской архитектуры того времени. У восточной стены стоял иконостас, пол покрывали цветные изразцы, а в окна была вставлена тонкая цветная слюда. C балкона, примыкающего к Мироваренной палате, патриарх благословлял собиравшихся на площади людей.
Сейчас в Крестовой палате Патриаршего двора работает музей. Там можно увидеть огромный сосуд для церковного масла миро. Эту кадь изготовили в 1769 году по приказу Екатерины II. Варили миро только здесь, в Мироваренной палате, а потом доставляли во все храмы Руси. Так появилась поговорка «одним миром мазаны».
Состав мира включал смолы, травы и масла — около 40 ингредиентов. Это елей (оливковое масло высшего качества), белое виноградное вино (чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла), стиракс, ладан (росный, простой белый, черный), мастика, сандарак, лепестки розы, базилик, фиалковый, имбирный, ирный, кардамонный и калганный корни, мускатное, бергамотовое, розовое, лимонное, лавандуловое, богородской травы, розмаринное, лигнородийское, коричное, майоранное, померанцевое и гвоздичное масло, бальзам перувианский, терпентин венецианский.
Процесс мироварения проходил по строгому ритуалу. Посреди Мироваренной палаты находился каменный очаг, на который ставили 2 котла для варки и кадь для сливания мира. Торжественный чин мироварения проходил на Страстной седмице. В Великий Понедельник патриарх полагал начало мироварению. После молебна освящали воду и окропляли все ингредиенты для мироварения. В котел добавляли святую воду, а затем вливали масло и вино. Патриарх лично зажигал огонь под ним. После этого начиналось непрерывное чтение Евангелия в течение трех дней, пока варилось миро.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляли виноградное вино и благовонные вещества, а в Великую Среду — виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
Освящение мира происходило в Великий Четверг за богослужением в Успенском соборе, куда миро доставляли в специальном сосуде — алавастре. По преданию, в него добавляли миро от каждого нового освящения. Патриарх трижды благословлял каждый сосуд с миром, тайно читал молитву и добавлял в каждый сосуд немного древнего мира из алавастра. Освященное миро доставляли в патриаршую ризницу и оттуда рассылали по всем епархиям. Так что православные по всей России действительно одни миром мазаны.
После упразднения патриаршества в 1721 году в палатах разместилась Синодальная контора. Она управляла церковными делами.
Кремль: мини-путеводитель по территории
Здесь находилась ценная библиотека и ризница, которую разграбили после 1917 года. Во время штурма Кремля Патриаршие Палаты сильно пострадали, а церковь Двенадцати Апостолов разрушили. Через год кремлевские здания превратились в комендатуры, склады и реставрационные мастерские. Патриаршие Палаты открылись для посетителей лишь в 1967 году.
Сейчас здесь работает музей, где воссоздан интерьер богатых жилых покоев XVII века. Все предметы — подлинные. А миро варят уже в Донском монастыре.
Патриаршие палаты на фотографиях разных лет:
А что вы можете рассказать о Патриарших Палатах или церкви Двенадцати Апостолов в Московском Кремле?Фото из книги Н.А. Найденова Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским. Однако, в отличие от своих великих соседей, церковь Двенадцати Апостолов – самая поздняя из них. Она была построена в середине XVII века по повелению патриарха Никона вместе с великолепными Патриаршими палатами и с тех пор стала домовым патриаршим храмом. Этим величественным ансамблем патриарх Никон утверждал свой приоритет в политическом споре с царем о преимуществах духовной власти над светской.
Праздник 12 Апостолов появился в IV веке от Р. Х., когда в Церкви наряду с почитанием каждого апостола в разные дни года было установлено общее чествование всех апостолов Христа. И датой этого праздника избрали следующий день после празднования памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Уже император Константин Великий выстроил в византийской столице Константинополе храм во имя святых Двенадцати Апостолов.
Русские церковные иерархи и прежде имели в Кремле собственный домовый храм. Им была маленькая Ризположенская церковь близ Успенского собора, устроенная в 1451 году святителем Ионой, митрополитом Московским, на своем дворе в благодарность за чудесное спасение столицы от набега ордынского царевича Мазовши: 2 (15) июля, в праздник Положения Ризы Божией Матери во Влахерне, его войско появилось около Москвы, и в тот же день внезапно повернуло обратно без боя, отчего этот набег прозвали в народе «скорой татарщиной». Ныне существующее здание этой первой домовой церкви выстроили в 1484–1486 г.г. те же псковские мастера Кривцов и Мышкин, которые возвели и Благовещенский собор — уже после того, как они потерпели страшную неудачу со строительством Успенского собора, обрушившимся до основания.
После учреждения на Руси патриаршества Ризположенская церковь стала первым кремлевским домовым храмом русских патриархов – до времени патриарха Никона. Никон же задумал построить новый Патриарший дом, величественный и парадный, не хуже царского Теремного дворца, с собственной домовой церковью. Место для строительства определили на кремлевской территории Патриаршего двора, которую отдал для русского митрополита еще сам великий князь Иван Калита, когда святитель Петр перенес свою кафедру из Владимира в Москву, сделав ее церковной столицей русского государства. А в 1450 году здесь появились первые каменные палаты митрополичьего двора.
Однако собор 12 Апостолов появилась в Кремле не сразу. Еще св. Филипп, митрополит Московский, построил здесь церковь во имя святых Соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с приделом во имя своего небесного покровителя, св. апостола Филиппа. Вероятно, что она тоже была домовым митрополичьим храмом вместе с официальной Ризположенской. Когда Никон добился огромной власти, он приписал свой успех, как считал историк Иван Забелин, благосклонности и небесной помощи своего предшественника, св. митрополита Филиппа, и приказал выстроить на месте Соловецкого собора новый каменный храм во имя св. апостола Филиппа, освященный по тезоименитству московского святителя. Под обширное строительство выделили и часть бывшего двора Бориса Годунова.
В сентябре 1652 года, спустя два месяца после «покаянной» встречи честных мощей святителя Филиппа у Крестовской заставы, началось возведение кремлевского собора, а в конце февраля 1656 года патриарх Никон уже служил в новом храме Литургию. Мощный пятиглавый красавец-исполин с крестами, покрытыми позолоченной медью, стал классическим образцом никоновской церковной архитектуры. После того, как в 1648 году Никон запретил русское шатровое зодчество в храмостроительстве и повелел повсюду возводить «византийские» крестово-купольные пятиглавые храмы, он сам последовал своему указу, построив в Кремле в этом стиле собственный домовый храм. Торжественное грандиозное здание патриаршей домовой церкви символизировало могущество и величие патриарха Никона. Здесь подчеркнуто служило только монашествующее духовенство, в то время как в других кремлевских соборах, в том числе и в царском Благовещенском, — белое духовенство. А старая Ризположенская церковь после возведения нового домового патриаршего храма при палатах, стала дворцовой и была соединена лестницами с царскими теремами.
Весь же ансамбль Патриаршего Двора с собором строился двадцать лет – с 1636 по 1656 годы, и возводили его русские мастера Антип Константинов и Бажен Огурцов, а роскошное здание Патриаршего дома со знаменитой Крестовой палатой построил зодчий Давыд Охлебин. И уже в 1655 году патриарх Никон встречал в своих новых кремлевских владениях царя Алексея Михайловича, вернувшегося с победой из Вильно. Здесь он торжественно принял государя и благословил его. С тех пор на Патриарший двор вплоть до петровских реформ цари приходили в день своих именин с праздничным пирогом и принимали в Крестовой Палате благословение и поздравление от Предстоятеля.
Здесь же, в Крестовой палате, сам ее создатель патриарх Никон, предстал перед судом Вселенских Патриархов. А со времен императрицы Екатерины II в ней была учреждена Мироварня, где св. миро для всей России варилось на Страстной неделе и хранилось в Патриаршей Ризнице. При палатах находилась и крупнейшая в России бесценная Патриаршая (Синодальная) библиотека с раритетами.
И только в 1680–1681 году, много лет спустя после падения патриарха Никона, кремлевский собор во имя апостола Филиппа переосвятили во имя Двенадцати Апостолов по личному приказу патриарха Иоакима, а во имя св. апостола Филиппа устроили маленькую церковь на самом верхнем, третьем этаже Патриарших палат, которая и стала новым домовым храмом русского патриарха.
Иногда дореволюционные историки и вовсе относили появление церкви Двенадцати Апостолов к позднему времени правления Петра I. Якобы в 1723 году после отмены патриаршества и создания Святейшего Синода царь повелел устроить над кельями «Синодального Дома», (который разместился в бывших московских покоях патриарха), церковь во имя Двенадцати Апостолов с верхним придельным храмом св. Апостола Филиппа. А еще считали, что храм, сооруженный при Никоне – будущий Двенадцати Апостолов – был сперва освящен не во имя св. Апостола Филиппа, а во имя трех святителей Московских — Петра, Алексея и Ионы с приделом новопрославленного митрополита Филиппа, чтобы так подчеркнуть историческую преемственность патриарха Никона. Современные историки обычно не поддерживают ни одну из этих версий.
В кремлевском храме Двенадцати Апостолов были свои святыни и реликвии, одна из которых – древний византийский двустворчатый образ Святых Апостолов Петра и Павла, подаренный Петру I римским папой Климентом. А на наружной стене храма над бывшими патриаршими воротами находился Образ Спаса Нерукотворного. Однажды во время строительных работ часть стены обвалилась, и эти кирпичи упали оземь, но чудесным образом сохранился на них Лик Спасителя, и Его можно было видеть еще в начале ХХ столетия.
Храм страшно пострадал в ноябрьские бои 1917 года, попав под артиллерийский обстрел. Снарядами были пробиты его стены и разрушены внутренние помещения, с огромным трудом отреставрированные впоследствии музейными работниками. Новый иконостас взамен уничтоженного был перенесен из собора кремлевского Вознесенского монастыря, взорванного по постановлению новых жильцов Московского Кремля.
И уже в 1922 году была восстановлена старинная галерея, соединявшая храм с жилыми покоями патриарха, и раскрыты сами древние палаты. Позднее пол собора вновь был покрыт глазурованными плитками. В настоящее время в храме расположена музейная экспозиция. От верхнего храма апостола Филиппа остался только алтарь, и доступа в него сейчас нет.