Томос в религии – это своеобразный церковный указ. В этом документе содержится решение Священного Синода Вселенского патриархата о предоставлении автокефалии. Документ написан в торжественной манере.
Читайте также: Синод Вселенского патриархата утвердил проект устава Украинской церкви
Томос состоит из следующих частей:
- Историческая часть. В этом разделе описано современное состояние церкви страны, которая хочет получить автокефалию, упоминается ее связь с Константинополем.
- Каноническое обоснование. В этом разделе описано, на основе каких канонов церкви предоставляют этот Томос.
- Пожелания для церкви, чтобы она поддерживала вероучения, руководствовалась канонами, здесь также описаны его права и предостережения.
Решение о предоставлении Томоса принимает священный Синод Вселенского патриархата. Для принятия такого решения достаточно большинства голосов членов Синода, а позиция Вселенского патриарха Варфоломея является ключевой.
Если решение о предоставлении Томоса принято большинством голосов, то документ должны подписать все члены Синода, даже те, кто голосовал против или воздержался.
Томос вступает в силу сразу после подписания документа членами Синода. Такое решение является окончательным и необратимым. Его можно отменить только другим решением Синода, если, например, изменились исторические обстоятельства.
Читайте также: Томос об автокефалии: что это означает для украинцев
Как будут создавать Единую поместную церковь в Украине? Синод Вселенского патриархата 29 ноября утвердил проект устава будущей Украинской церкви. Также Синод принял текст Томоса для Единой поместной церкви в Украине, но пока его не раскрывают. Сам Томос будет вручен новоизбранному предстоятелю Украинской церкви Епифанию 6 января 2019 года.
«Томос об автокефалии» — в связи с украинскими событиями это словосочетание из работ по церковному праву перекочевало в заголовки СМИ. Однако далеко не все понимают, что такое томос, какую роль он играет в церковном каноническом праве и что он в конечно итоге дает. В итоге возникает масса вопросов. Отвечаем на самые распространенные.
В данный момент текст томоса от Константинопольской Церкви об украинской автокефалии доступен на греческом, украинском и русском языках.
Читать русский перевод томоса.
«Вы приступили к горе Сиону… и к Церкви первенцев» (Евр. 12:22-23), блаженный среди народов Апостол Павел говорит всем верующим; и действительно, Церковь является горой, поэтому прочной и устойчивой, незыблемой и непоколебимой. Хотя одним стадом и одним телом Христовым есть и называется Церковью Божьей, которая повсюду имеет исповедание православной веры, общность в таинствах в Духе Святом и незыблемость апостольского преемства и канонического порядка, но еще от апостольских времен состоит из Церквей, расположенных на землях и странах, внутренне самоуправляемых собственными пастырями и учителями и служителями Евангелия Христова, то есть каждого места епископами, по причинам не только исторического значения городов и стран в мире, но и вследствие особых пастырских необходимостей в них. Итак, поскольку благочестивая и Богомбереженная земля Украины укреплена и возвеличена высшим промыслом и получила свою полную политическую независимость, государственные и церковные руководители которой уже почти тридцать лет горячо просят ее церковного самоуправления и бок о бок с народом и созвучно с его давними просьбами своего времени обращенными к святейшего Апостольского Константинопольского Престола, который по многовековым каноническим преданием обязан беспокоиться про Святые православные Церкви, которые имеют в этом потребность, а больше всего о тех, которые всегда с ним связаны каноническими узами, как историческая Митрополия Киевская, — то наша Покорность с Преосвященными при нас Митрополитами и всечестными, любимыми в Святом Духе братьями и сослужителями, по долгу заботы Великой Христовой Церкви за Православный мир, для исцеления постоянно угрожающих расколов и разделов в поместных Церквях, единомышленно определяем и провозглашаем, чтобы вся Православная Церковь, что находится в пределах политически сформированного и полностью независимого государства Украины вместе со Священными Митрополиями, Архиепископиями, Епископиями, монастырями, приходами и всеми в них церковными учреждениями, которая находится под покровом Основателя Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, существовала отныне канонически автокефальной, независимой и самоуправляемой, имея Первого в церковных делах и признавая каждого ее канонического Предстоятеля, который носит титул «Блаженнейший Митрополит Киевский и Всей Украины», — не допускается какого-либо дополнения или вычитания от его титула без разрешения Константинопольской Церкви, — который является председателем Святейшего Синода, который ежегодно созывается из Архиереев, приглашенных поочередно по их старшинству, из числа тех, что имеют епархии в географических границах Украины. Таким образом будут управляться дела Церкви в этой стране, как провозглашают божественные и святые Каноны, свободно и в Духе Святом, и беспрепятственно, без какого-либо другого внешнего воздействия. К тому же, этим подписанным Патриаршим и Синодальным Томосом мы признаем и провозглашаем установленную в пределах территории Украины Автокефальную Церковь нашей духовной дочерью и призываем все мировые Православные Церкви признавать ее как сестру и упоминать под именем «Святейшая Церковь Украины», как такую, что имеет своей кафедрой исторический город Киев, не может ставить епископов или учреждать приходы за пределами государства; уже существующие отныне подчиняются, согласно порядку, Вселенскому Престолу, который имеет канонические полномочия в Диаспоре, потому что юрисдикция этой Церкви ограничивается территорией Украинского Государства. И мы предоставляем ей привилегии и все суверенные права, принадлежащие автокефальной церковной Власти, так что отныне Митрополит Киевский и Всея Украины, совершая богослужения, поминает «Всех Епископов Православных», а сонм святых Архиереев при нем поминает его имя как Первого и Предстоятеля Святой Церкви Украины. То, что касается внутреннего церковного управления, рассматривается, судится и определяется исключительно им и Священным Синодом, следуя евангельскому и другому учению, согласно со Священным Преданием и уважаемыми каноническими постановлениями нашей Святой Православной Церкви, и наставлениями 6-го канона І Никейского Вселенского Собора, который определяет, что «если же при общем голосовании всех, которое будет справедливым и согласно церковному канону, двое или трое из-за собственной склонности к спорам будут возражать, то пусть имеет силу решение большинства», к тому же сохраняется право всех архиереев и прочего духовенства на апелляционное обращение к Вселенскому Патриарху, который имеет каноническую ответственность принимать безапелляционные судебные решения для епископов и другого духовенства поместных Церквей, в связи с 9-м и 16-м священными канонами IV Халкидонского Вселенского Собора. Читайте также Варфоломей заверил, что Вселенский патриархат всегда будет на стороне ПЦУ Проясняем к выше сказанному, что Автокефальная Церковь Украины признает главой Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие Патриархи и Предстоятели, и имеет вместе с другими каноническими обязанностями и ответственности, прежде всего для сохранения нашей Православной Веры невредимой и канонического единства и общения с Вселенским Патриархатом и другими поместными Православными Церквами. И до этого, Митрополит Киевский и Всея Украины, как и Архиереи Святой Церкви Украины, избираются отныне согласно надлежащих положений божественных и священных Канонов и в соответствии с соответствующими положениями ее Устава, которые имеют во всем обязательно соответствовать положениям этого Патриаршего и Синодального Томоса. Все архиереи обязаны заботиться, чтобы боголюбно пасти народ Божий, ведя в страхе Божьем мир и согласие в стране и в своей Церкви. Но чтобы во всем находился не преуменьшаная связь духовного единства и общения святых Божиих Церквей, потому что мы научились «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3), то каждый Блаженнейший Митрополит Киевский и Всея Украины должен поминать по древним Преданиям святых Отцов наших Вселенского Патриарха, Блаженнейших Патриархов и других Предстоятелей поместных Православных Церквей, в ряду Диптихов, согласно каноническому порядку, получив свое место после Предстоятеля Церкви Чехии и Словакии в священных Диптихах и на церковных собраниях. Таким образом, Православная Церковь Украины, через своего Первого канонического местоблюстителя Киевского Престола, обязана участвовать в отношении важных канонических, догматических и других вопросах в межправославных совещаниях, которые собираются время от времени, по священному обычаю, давно устоявшимся Отцами. Первый же, настановлений, обязан обязательно посылать необходимые надлежащие Мирные Грамоты к Вселенскому Патриарху и в других Предстоятелей, и сам имеет право от них получать, начиная свои мирные поездки от Первопрестольной Церкви Константинополя за обычаями, получая от нее и Святое Миро, для проявления духовного единства с ней. Для решения значительных вопросов церковного, догматического и канонического характера следует Блаженнейшему митрополиту Киевскому и всея Украины, от имени Священного Синода своей Церкви обращаться к нашего Святейшего и Вселенского Патриаршего Престола, стремясь от него авторитетного мнения и твердого взаимопонимания, причем права Вселенского Престола на Экзархат в Украине и священные ставропигии хранятся неприменшеними. Так вот, на всех этих условиях, наша Святая Христова Большая Церковь благословляет и провозглашает Православную Церковь Украины Автокефальной и щедро призывает на Иерархию на Украинской земле, непорочный клир и благочестивый народ ее, из неисчерпаемого сокровища Святого Духа, божественные дары, молясь, чтобы Первый и Великий Архиерей Иисус Христос, заступничеством всенепорочной и всеблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, святого славного и равноапостольного князя Владимира и святой славной княгини Ольги, преподобных и богоносных Отцов наших, подвижников и монахов Киево-Печерской Лавры и других монастырей, укрепил навсегда ее в теле Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви таким образом зачисленную Автокефальную Церковь Украины и подал ей благостояння, единство, мир и рост, на славу Его, и Отца, и Святого Духа. Таким образом, такое решен и розсуджене и в радости возвещено вам от уважаемого Центра Православия было соборно утверждено, для постоянного сохранения выдается этот Патриарший и Синодальный Томос, написанный и подписанный в Кодексе нашей Великой Константинопольской Церкви Христовой, врученный в точном и идентичной копии Блаженнейшему Предстоятелю Святейшей Церкви, митрополиту Епифанию и Его превосходительству Президенту Украины господину Петру Порошенко, для вечного доказательства и постоянного представления.
Года две тысячи девятнадцатого, месяца января, 6 числа, индиктиона 12.
Вселенский Патриарх Варфоломей, во Христе Боге решает
митрополит Вріульський Пантелеймон, митрополит Итальянский и Мальтийский Геннадий, митрополит Германский Августин, митрополит Транупольський Герман, митрополит Нью-Джерський Євангел, митрополит Родосский Кирилл, митрополит Ретімнський и Авлопотамський Евгений, митрополит Корейский Амвросий, митрополит Сингапурский Контантин, митрополит Австрийский Арсений, митрополит Сімський Хризостом, митрополит Чикагский Нафанаил.
Источник: Информационное агенство «Унiан»
Если бы содержание томоса было известно, «мы бы не голосовали бы за автокефалию, так как нам не надо переходить из одной зависимости в другую», заявил патриарх Филарет.
Бывший глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет заявил, что не признаёт томос (указ) об автокефалии Православной церкви Украины (ПЦУ). «Этот томос мы не принимаем, потому что мы не знали его содержания», — объяснил Филарет во вторник, 6 июня, выступая в Киеве на Форуме украинской интеллигенции «За Украинскую православную церковь! За Киевский патриархат».
«Если бы мы знали его (томоса. — Ред.) содержание, то 15 декабря не голосовали бы за автокефалию, так как нам не надо переходить из одной зависимости в другую», — пояснил экс-глава УПЦ КП, который после признания автокефалии ПЦУ получил титул почетного патриарха.
Одним из доказательств зависимости ПЦУ от Вселенского патриархата Филарет назвал назначение викарным епископом митрополита Епифания выходца из Греции, бывшего епископа Ольвийского Епифания, отмечает информагентство «Интерфакс». «Для чего ты грека поставил? Для того чтобы грек наблюдал, что происходит в Украине и передавал информацию Вселенскому патриарху, и через него же Епифанию поступали указания, что нужно делать», — заявил Филарет.
Создании единой Православной церкви Украины
15 декабря 2018 года объединительный поместный собор в Киеве принял решение о создании единой ПЦУ и избрал митрополита Епифания ее предстоятелем. Вселенский патриарх Варфоломей 5 января 2019 года подписал томос о предоставлении ПЦУ автокефалии, а на следующий день передал его Епифанию. 30 мая 2019 года Епифаний признал недействительным все документы УПЦ КП, выданные после 30 января. Варфоломей заявил, что не признаёт УПЦ КП.
В Украине также действует Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая не признала решение объединительного поместного собора и считает сам собор неканоническим. В конце января министерство культуры обязало целый ряд религиозных объединений, включая УПЦ МП, в течение трех месяцев изменить устав, указав в своем названии принадлежность к религиозным организациям в России, и зарегистрироваться.
Подписывайтесь на новости DW в | Twitter | Youtube | или установите приложение DW для | iOS | Android
Как в Украине объединили православных Новая православная церковь в Украине
15 декабря 2018 года в Софийском соборе в Киеве состоялся объединительный поместный собор, на котором была учреждена новая автокефальная православная церковь Украины.
Как в Украине объединили православных Предстоятелем стал митрополит Епифаний
Предстоятелем поместной православной церкви в Украине избран митрополит Епифаний из Украинской православной церкви Киевского патриархата (в центре). Он считается ближайшим сподвижником патриарха УПЦ КП Филарета. Сам Филарет не выдвинул свою кандидатуру. Одним из вероятных претендентов на пост главы новой церкви считался митрополит Винницкий Симеон — представитель УПЦ Московского патриархата.
Как в Украине объединили православных Собор в закрытом режиме
В объединительном соборе принимали участие 192 делегата. Заседание проходило в закрытом режиме, без представителей СМИ.
Как в Украине объединили православных Независимая и равноправная
Украинская церковь стала автокефальной, то есть независимой и равноправной с другими поместными церквами. Синод новой церкви будет состоять из 12 архиереев. Каждые полгода половина Синода будет проходить ротацию, а срок полномочий члена Синода составит один год.
Как в Украине объединили православных «Большой государственный вопрос»
В своем выступлении на соборе президент Украины Петр Порошенко поблагодарил Вселенского патриарха Варфоломея, участников собора и «всех, кто верил в то, что это возможно», «кто за это боролся». «Сейчас решается большой государственный вопрос, — продолжил президент. — И я хочу сказать тем, кто собрался: вы непосредственные участники становления украинской независимой церкви».
Как в Украине объединили православных Тысячи верующих со всей Украины
На Софийской площади собрались тысячи верующих со всех областей Украины, большинство приехали в столицу организованно. На площади установили большой экран для трансляции молебна, а также выступлений президента Украины Петра Порошенко и представителя Вселенского патриархата из Константинополя. В центре Киева были усилены меры безопасности.
Как в Украине объединили православных Решение Вселенского патриархата
Синод Вселенского патриархата решил начать процедуру предоставления автокефалии Украинской церкви в октябре. Был отменен указ 1686 года, в соответствии с которым Киевская митрополия попала под юрисдикцию Москвы, а также возобновлен канонический статус предстоятеля Украинской православной церкви Киевского патриарха Филарета и главы Украинской автокефальной православной церкви Макария.
Как в Украине объединили православных РПЦ разорвала отношения с Константинополем
Русская православная церковь выступает против предоставления автокефалии украинской церкви. РПЦ объявила о разрыве отношений с Константинопольским патриархатом, поскольку тот лишил юридической силы указ от 1686 года о передаче Москве Киевской митрополии и снял анафему с глав двух неканонических церквей в Украине.
1 | 8 13:13 мин. Все сюжеты | 04.01.2019 Ольга Мищенко
Текстове відтворення інтерв’ю предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Онуфрія (Березовського) для радіо «Светигора» (Чорногорія) 28 лютого цього року
«Христос не хочет, чтобы мы были политиками, Он хочет, чтобы мы любили друг друга».
Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует эксклюзивное интервью Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия для черногорских СМИ, которое вышло в эфире радио «Светигора» 28 февраля 2020 года.
О причинах кризиса в Украине и путях выхода из него; о схожести ситуаций в Украине и Черногории и нетождественности автокефалии и духовного единства; о последствиях томоса для Украинской Православной Церкви и том, как испытания укрепили ее паству; о силе веры Крестных ходов, истинной причине негативного отношения к ним некоторых политиков и неизгладимом впечатлении от Крестного хода в Подгорице; а также о том, что пост и молитва Великого поста — есть Крестный путь, ведущий из Претории на Голгофу, где мы увидим Славу Воскресшего Христа.
— Ваше Блаженство, почему в эти дни Вы приехали в Черногорию, какова цель Вашего визита?
— Мы приехали по случаю дня памяти прп. Симеона Мироточивого и 800-летия Святейшей Сербской Православной Церкви, а также для того, чтобы поддержать вашу Святую Церковь в ее испытаниях. В Священном Писании говорится, что тот, кто «был искушён, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18).
Вам, наверное, известны те испытания, которые недавно пережила наша Церковь в Украине, поэтому мы очень близко чувствуем ту боль, те проблемы, которые переживает сегодня ваша Святая Церковь.
— Какие, по Вашему мнению, причины кризиса в Украине?
— Многие считают, что причиной кризиса в Украине является раскол. Но это не так. Расколы в Церкви всегда были, есть и будут. Даже во времена жизни нашего Спасителя Господа Иисуса Христа были расколы. Некоторые последователи Христа соблазнялись Его словами, Его поведением и отходили о Него. Если люди соблазнялись Спасителем, у Которого не было ни единого греха, а следовательно ни единого повода к соблазну, то, тем более, были, есть и будут те, которые будут соблазняться нашими словами или поведением, ибо мы немощные люди, даже будучи наделены священническим саном, имеем недостатки.
Расколы заставляют нас снова и снова пересматривать свою личную жизнь и через покаяние устранять свои ошибки и недостатки. Кризис в Украине вызван узаконением беззакония, то есть вмешательством Константинопольской Церкви во внутреннюю жизнь Украинской Православной Церкви, вследствие которого с ушедших в раскол антиканонически были сняты прещения, и с которыми Константинополь вступил в церковное общение.
— Каковы последствия действий Константинополя в отношении Украины?
— Последствия очень печальные. Захвачены храмы, многие общины служат в сельских хатах или иных приспособленных помещениях, фактически, это современные катакомбы. Люди по селам разъединены, люди ругаются друг с другом, многие семьи, родственники, соседи, знакомые вошли в конфликт друг с другом, перестали общаться. Раскол разделил людей и общество.
Раскол не преодолен, произошел раскол в расколе. Так, Филарет Денисенко отошел от «ПЦУ» и опять, уже второй раз в истории, создал параллельную иерархию, которая насчитывает 10 так званных «архиереев». Кроме того, организованы еще две незаконные религиозные группировки: Экзархат Константинопольского Патриархата и ставропигия. Таким образом, вместо двух незаконных групп в Украине появились четыре. Это явление еще раз подтверждает ту истину, что беззаконие умножает беззаконие и что зло побеждается только добром.
— В чем схожесть ситуаций в Украине и Черногории?
— Схожесть в том, что в обеих странах политики вмешиваются в дела Церкви, хотят управлять Церковью и использовать Церковь в своих интересах.
— Как Вы видите решение украинской проблемы?
— Во-первых, необходимо решить Константинопольский вопрос, который стал причиной происходящего в Украине, а именно вопрос роли и места Константинопольского патриархата в мировом Православии.
Чтобы ответить на этот вопрос, я себе позволю сделать некоторое отступление. Хочу вспомнить беседу, которую мне пришлось иметь со знаменитым архимандритом Гавриилом (Бунге). Есть такой схиархимандрит Гавриил — он бывший католический священник, который перешел сознательно в Православие, принял православное священство и теперь подвизается в Швейцарии. Как-то мы с ним говорили о благодати Святого Духа, и он сказал, что у православных есть харизма благодати Святого Духа, а у католиков этой харизмы нет. У католиков эта харизма уничтожена через регламентацию всех сфер духовной жизни. Отец Гавриил отметил, что единственный путь для возвращения харизмы благодати Святого Духа, это не диалог с православными, не какие-то общие гуманитарные интересы, единственный путь — это возвращение к точке отпадения от той Святой Единой Православной Церкви, от которой отпали некогда и у которой есть харизма благодати Святого Духа, исправление некогда допущенных ошибок и начало новой жизни.
Я бы сказал, что это есть косвенным ответом на вопрос о нормализации религиозной обстановки в Украине. Есть ошибка Константинополя, которая допущена при попытке урегулировать раскол в Украине. Для того, чтобы ликвидировать новый раскол, который образовался, нужно вернуться к той точке, где была совершена ошибка — исправить ошибку, и тогда все станет на свои места. Это — единственный путь к устранению того кризиса, который сегодня существует в Украине.
— Каково Ваше мнение о продвигаемом лозунге «Единая Церковь — единая держава»?
— В этом вопросе наша позиция состоит в том, что в одной стране, считающей себя православной, должна быть и единая каноническая Православная Церковь, не больше. Исключением являются страны с диаспорами, и то — до тех пор, пока не будет найдено всеправославное решение. Таким образом, так называемый «Эстонский сценарий», когда создается две иерархии, для Украины не является выходом из ситуации. И мы категорически против того, ибо если мировое Православие пойдет по этому пути, то это приведет нас не только к созданию параллельных иерархий повсюду, но в итоге к параллельному диптиху и, соответственно, к новому расколу.
Создание, узаконение новой структуры под названием «ПЦУ» на нашей территории — это не просто ошибка, это церковно-каноническое преступление. Если в стране есть каноническая Православная Церковь, то нельзя создавать параллельно еще одну структуру такой же Церкви. Это не приносит добрых плодов, это вызывает разделение, вражду между людьми и, как следствие, духовное падение.
— Стала ли автокефалия, как обещалось, гарантом церковного, духовного единства?
— Единство духовное и автокефалия — это разные понятия, они не являются одним и тем же. Идеологи украинского томоса говорили, что с помощью автокефалии будет достигнуто церковное единство. Мы предупреждали, что этого не произойдет, и это не произошло. Стало ясно, что через автокефалию невозможно достичь единства.
Но позиция нашей Церкви состоит в том, что сначала необходимо восстановить единство, а потом, если это целесообразно, если это полезно для духовного развития Церкви, ставится вопрос об автокефалии, а не наоборот. Обратный путь уже показал свою неэффективность. Поэтому автокефалия должна быть плодом единства Церкви, а не следствием ее разделения. Даже в тексте Критского Собора говорится, что принцип автокефалии не должен вредить единству Церкви.
— Какую же автокефалию обещал Украине Константинопольский Патриархат?
— То, что мы видели в исполнении Константинопольского Патриархата и экс-президента Украины П. Порошенко, было типичной политической автокефалией.
Вы знаете, что еще в 1991 году я отозвал свою подпись под просьбой об автокефалии, которую тогда, под давлением Филарета, был вынужден подписать епископат Украинской Православной Церкви. Именно по той причине, что эта просьба была написана как ультиматум, как нецерковное и политическое требование. А так не должно быть в Церкви. В Церкви все должно решаться с любовью! И все инициативы должны исходить не от политиков, а от самой Церкви.
— Признав «ПЦУ», Константинополь также признал и хиротонии ее «священства». Являются ли эти хиротонии каноническими?
— Настоящее церковное духовное единство — это единство со Христом и во Христе. Оно достигается единственным путем — через хранение чистоты Святой Православной веры и через соблюдение нравственных начал, указанных людям через Священное Писание. Такое единство правильное и спасительное для нас, оно низводит на нас Божье благословение не только в земной жизни, оно продолжается в вечности, где человеческая природа во Христе одесную Отца. Говоря иными словами, мы должны жить православно и своей жизнью свидетельствовать о красоте нашей веры. И тогда обязательно кто-то из соблазнившихся и отошедших от нас увидит красоту истинной Православной веры и вернется в церковное общение, ибо двери церковные и наши сердца всегда открыты, и мы искренне радуемся, когда заблудившийся находит путь ко Христу.
Каноническими являются хиротонии тогда, когда они совершаются каноническими иерархами, с соблюдением канонических норм, которыми определяется, кто и как может быть удостоен великой чести быть священнослужителем. Если будем принимать и рукополагать тех, кто по церковным канонам не может быть священником, или будем из раскола без покаяния, без выяснения степени достоинства вводить людей во святая святых, то мы будем стимулировать расколы и отвечать пред Богом за то, что соблазняли людей и разрушали церковное единство.
— Некоторые СМИ Черногории представляют недостоверную информацию о состоянии дел в Украине. Поэтому расскажите о количестве верующих УПЦ, которую Вы возглавляете, число епархий и епископов непосредственно на территории Украины?
— Спасибо за вопрос. Вы знаете, что мое личное наблюдение говорит о том, что вследствие этого раскола, который произошел в Украине, мы не потеряли своих верующих, но еще больше их приобрели.
Когда начали нашу Церковь угнетать, под разными предлогами принимать те идеи томоса, которые пропагандировались, рекламировались, в Церковь начали приходить люди, каких я даже раньше никогда и не видел…
— Как здесь, в Черногории…
— …Они говорят: «Мы увидели, что вас очень сильно угнетают, и поняли, что с вами Бог. И мы пришли к вам». Один раз ко мне подошла женщина, я в храме помазывал народ на службе, по виду, не очень церковная, в брюках, без платка, накрашена. Подошла и говорит: «Я тебе руку целовать не буду». Я говорю, что и не надо целовать, я не требую этого. «Но я вот, что хочу сказать, — продолжила она. — Храни чистоту Святой Православной Церкви. Мы с тобой!». Вот такая ситуация. Я думаю, это не единственная женщина, которая имеет такую точку зрения. Так что верных мы не потеряли.
Конечно, для нас печально, что есть такие люди, которые соблазняются, верят тем лозунгам, тем обещаниям, которые им дают. Нам печально, потому что Христос не хочет, чтобы мы были политиками, Христос хочет, чтобы мы любили друг друга, чтобы не воевали друг против друга, чтобы уважали друг друга, любили такими, какими мы есть. А в их случае политические мотивы берут верх. Они считают себя великими патриотами, но я их таковыми не считаю. Патриот (πατέρα – значит «отец»)— этот тот, который любит своего отца и мать, который любит моих отца и мать, ваших отца и мать, тот есть патриот. А тот, который любит себя больше всех, не патриот, это самолюб, гордец, который не приносит пользы никому — ни себе самому, ни тем, кто рядом с ним. К сожалению, у них другие ценности на первом месте. Они считают, что строят Украину, я тоже строю Украину, но я вижу Украину совершенно другой, нежели они ее видят. Я вижу такой Украину, у которой Христос есть, где любовь ко Христу на первом месте и во Христе мы любим друг друга, помогаем друг другу и любим всех людей. Такой я хочу видеть Украину.
Касательно количества приходов, епископов… Я не готов говорить, сколько епископов у «ПЦУ», где-то порядка 30, так полагаю, и Филарет сейчас рукоположил 10 так званых «епископов». У нас — 103 епископа, из них несколько человек на покое и около 100 канонических епископов, которые управляют Церковью. У нас приблизительно 12 тысяч приходов и столько же священников, которые окормляют эти приходы, 250 монастырей, в которых подвизаются примерно 4,5 тысячи монахов, 18 учебных заведений — духовные академии, университеты, семинарии, училища. Так что у нас живая Церковь, и мы не чувствуем недостатка благодати Божией, которая нас хранит, помогает преодолевать трудности, а трудности должны быть.
Мы не имеем обиды на тех политиков, которые выступают против Церкви, которые говорят, что якобы Церковь надо перестроить, что Церковь должна прийти к человеку, а она идет другим путем, что это якобы архаичная Церковь, консервативная Церковь. Мы не обижаемся на этих политиков, но говорим им, что Церковь создал Христос и Церковью управляет Христос. Христос — это Бог, Он совершенный, и то, что Бог сотворил, не требует коррекции. Если я что-то сделаю, то после меня может прийти человек и сказать, что эту вещь сделаю лучше. И может сделать лучше. Другой придет и скажет, что сделаю еще лучше, — и действительно может сделать лучше. Но то, что Бог сотворил, не может быть еще лучше. Если мы вмешаемся, то сделаем только хуже. Поэтому мы считаем, что Церковь не должна уступать человеческим немощам, подстраиваться под грешного человека. Это человек грешный должен подстраиваться под Церковь. Это есть правильно. Тогда Церковь принесет пользу. Если Церковь будет служить моим страстям, то это будет не Церковь, это будет какой-то институт, который только называется «церковью», но не служит для спасения человеческой души.
— В 2011 году священнослужители Черногорской и Приморской Митрополии посетили украинскую землю, были в Киево-Печерской Лавре, Святогорской Лавре и ощутили, увидели, какая сильная вера у украинского народа, что веру духовенства и мирян ничто не может поколебать. Они были уверены в твердости украинского народа. Тогда еще был жив покойный Блаженнейший Митрополит Владимир, который их благословлял. Какую роль сыграл в церковной жизни украинского народа Блаженнейший Митрополит Владимир?
— Блаженной памяти почивший Блаженнейший Митрополит Владимир был первым Предстоятелем Украинской Православной Церкви, которая получила от Московского патриархата томос о независимости и самоуправлении. И ему пришлось начинать этот новый порядок церковной жизни, организовывать ее. При нем было сделано очень многое, было возрождение Церкви, открывались семинарии, создавались новые епархии, рукополагалось много священников. Он был прекрасный человек, как говорит архимандрит Гавриил (Бунге), харизматичный, у него была харизма Святого Духа, он был носителем благодати Святого Духа. Конечно, красота его образа очень позитивно отразилась на жизни всей Церкви.
То, что со стороны вы увидели, какие епископы, верующие у нас, то и отмечу, что тоже это вижу, может, не так, как вы, потому что я их вижу каждый день. Но я вижу, что испытания, трудности, искушения укрепляют веру в людях. Если человек живет без испытаний, то он атрофируется, становится слабым, немощным, и силы, которые у него должны быть, его покидают. А когда искушения, то человек себя мобилизует, молится, размышляет, читает, постится, и это укрепляет дух человека, и он становится сильнее. Поэтому Бог попускает нам испытания, чтобы через испытания мы становились сильнее, красивее и более духовными.
— Очень много общего у украинского и черногорского народов, и много в церковной жизни общих искушений, которые постигли народы в результате последних событий в жизни этих двух стран. Сила, мощь тех Крестных ходов, которые проходили в Украине, показали символ веры всему миру. Что важно, что главное в этой борьбе украинского и черногорского народов за единение Церкви?
— Один Крестный ход вышел из Почаева, с запада, второй Крестный ход вышел из Святогорской Лавры, с востока, и они сошлись в Киеве. Вы знаете, что против этого Крестного хода было такое противление… (имеется ввиду Всеукраинский крестный ход в 2016 году – ред.) К нам приходили люди и говорили, я даже не мог этого понять, что в Крестных ходах собираются нехорошие люди. Но если это так, то идите и сажайте в тюрьму. Мы не можем сказать, что ты хороший — иди с Крестным ходом, а ты не иди. Человек, может, был нехороший, а прошел Крестным ходом, покаялся — и стал хорошим. Для этого и проводится Крестный ход, чтоб из нехороших делать людей хорошими. Крестный ход — это сильная общественная молитва. Крестный ход сам по себе является прообразом шествия человека в Царствие Небесное.
Всегда Крестные хода направлялись в монастырь, храм, в какое-то святое место, а никогда не имели своей окончательной целью какое-то казино, пивной бар и т.п. Так и земную жизнь мы должны проводить так, чтобы идти в святое место, в Царство Небесное. В Крестном ходу человек имеет особенное единение с Богом. Трудно идти летом — жарко, пыль, люди друг друга толкают, мешают друг другу. Но этот труд и молитва, ради Бога совершаемые, приносят людям большую духовную пользу, укрепляют людей, помогают людям становиться сильнее, дают силу превозмочь все искушения, которые посылаются за наши грехи.
Я был очень сильно впечатлен тем Крестным ходом, который увидел у вас в Черногории и в котором я, грешный, принимал участие. Я понимаю, что люди не были в санатории, на курорте, они целый день работали и вечером пришли на Крестный ход, три часа ходили с молитвой по улицам города. Это большой подвиг, который люди совершают не для какой-то корысти. Есть люди, которые трудятся, чтобы заработать деньги, какое-то положение, стать депутатом, министром, ученым. А эти люди просто трудились ради Бога, они принесли себя в жертву ради Бога. Это великая жертва оставила во мне глубокое впечатление.
Когда мы собирались на Крестный ход, то я видел лица тех, кто проходил рядом, это все были веселые, радостные лица, будто на Пасху пришли. Когда Крестный ход окончился, мне дали слово, и я обратился к черногорцам. Я уже не видел лиц, потому что было темно, и люди включили мобилки, которые красиво светились, подобно свечам, но почувствовал внутреннюю красоту этих людей. Вы знаете человек становится красивым, величественным, благородным, когда живет с Богом, когда любит Бога и жертвует чем-то своим ради Бога. И вот это благородство и величество я почувствовал в этих людях.
— Сегодня многие политики видят в литиях и Крестных ходах политический контекст, они не видят в этом Бога, веру человеческую, они видят в этих людях врагов народа, своих личных врагов. Какой месседж Вы можете послать этим людям, которые не воспринимают Крестные хода, как Божий промысел?
— Вы знаете, есть такое утверждение, что каждый человек судит по мере своей испорченности. Я просто напомню один пример о том, как однажды поздно ночью некий человек спешил с работы домой. Его увидел блудник и сказал: «О! Наверное, спешит совершать какие-то свои грехи!». Его увидел вор и сказал: «О, спешит воровать, потому что так спешат ночью только воровать». Его увидел благочестивый человек и сказал: «Вы знаете, этот человек спешит на молитву». Та каждый, в меру своей испорченности, судил об этом человеке. А он шел ни на молитву, ни воровать, ни на плотские грехи, он просто спешил с работы домой. Так в жизни происходит.
Те люди, которые боятся Крестного хода и видят в молитвенниках врагов своих, наполнены неправильными образами. Они с помощью политических и социальных мерил пытаются измерить любовь к Богу, но этими мерками благочестие, любовь к Богу нельзя измерить. Думаю, что на таких людей не надо обращать внимание, надо делать свое дело. Мы помним о земной жизни Христа Спасителя, когда в Нем некоторые властолюбцы усматривали конкурента, что якобы готовится стать царем Израиля. Но Спаситель не пришел на землю для того, чтобы стать земным царем, Он Небесный царь, Он пришел на землю, чтобы нас сделать царями над нами самими и наследниками вечной жизни. Так вся история пропитана тем, что есть люди среди нас, которые считают себя мудрыми, достойными, но пытаются измерить воду с помощью рулетки, измерить воздух с помощью ведра, то есть путают понятия и забывают, что их мерки — это земные мерки, и ими духовное, небесное, Божественное нельзя измерить. Но, даст Бог, они поймут это. Пусть Господь умудряет таких людей, потому что это их проблема, а не наша, они страдают от этого, а мы только становимся сильнее.
— Дай Боже! Сейчас мы находимся на пороге Великого поста, что бы Вы напомнили верующему черногорскому народу, как плыть в этом корабле веры, пройти этот пост и достойно встретить Воскресение Христово?
— Цель жизни человека заключается в том, чтобы достигнуть вечного блаженства на Небе. Есть основные два крыла, с помощью которых человек летит к этой цели, — это пост и молитва. Но Бог так устроил в нашей жизни, что есть времена, когда эта работа должна быть более усиленной, более активной, когда мы Богу должны отдать больше, нежели отдаем каждый день. И для более интенсивной работы над самим собой, для очищения своей плоти и своей души дается нам Великий пост, который заканчивается радостью, светом Святого Христова Воскресения.
Я желаю, чтобы каждый черногорец и каждый украинец это время провели мужественно, чтобы мы себя заставляли поститься, молиться. Пусть каждый постится в меру своих сил, но поститься надо всем — пусть человек обычно ел три ложки, а теперь съест две, этот пост тоже Бог примет — и усилить молитвы надо всем, прибавив в пост к своим каждодневным молитвам еще одну. И конечно, к посту присоединяется творение добрых дел, потому что это тоже духовный пост, когда человек заставляет себя воздерживаться в своих личных интересах и посвящает свои силы на служение больному, на помощь в темнице находящимся.
И пост, и молитва, и творение добрых дел — это то, что нас делает лучшими, совершенными. Тот человек, который постится и молится, с радостью встречает праздник Светлого Христова Воскресения, потому что пост и молитва Великого поста — это есть Крестный путь, который ведет нас из Претории на Голгофу, где мы можем увидеть Славу Воскресшего Христа.
Текстовая версия подготовлена Информационно-просветительским отделом УПЦ
Синодальний інформаційно-просвітницький відділ УПЦ (МП), 01 березня 2020
(Текстове відтворення інтерв’ю на радіо «Светигора»(Чорногорія)