10 лет назад накануне открытия авиасалона МАКС-2009 погиб командир «Русских витязей» Игорь Ткаченко.
В солнечный воскресный день во время тренировочного полёта в небе над Жуковским столкнулись два истребителя – Су-27УБ, который пилотировали Игорь Ткаченко и Игорь Куриленко и Су-27, пилотом которого был Виталий Мельник.
По неофициальным сведениям, незадолго до гибели Ткаченко собирался подать в отставку, но не успел.
При столкновении все три пилота катапультировались, но командир «Витязей» погиб. Один из самолётов упал на дачный посёлок, из-за чего сгорело три дома и пострадало несколько человек, одна женщина скончалась в больнице.
Несмотря на трагедию, МАКС не отложили, и 18 августа 2009 года в память о погибшем летчике авиасалон был открыт минутой молчания. На следующий день Ткаченко был похоронен на кладбище села Никольское около Кубинки, неподалеку от аэродромной стоянки «Русских витязей».
«Русские Витязи» сначала отменили выступления авиасалоне, однако впоследствии, 23 августа, МАКС всё же был закрыт проходом четвёрки Су-27, который они посвятили своему погибшему командиру.
Военными следователями по факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье «нарушение правил полетов». Были изъяты обломки обоих Су, бортовые самописцы, техническая и полетная документация. Рассматривалось несколько возможных причин авиакатастрофы.
По некоторым данным, система катапультирования Игоря Ткаченко была повреждена во время столкновения самолётов, и парашют не раскрылся.
По версии некоторых очевидцев, парашют загорелся в воздух.
По версии специалистов НПП «Звезда», катапультировавшемуся пилоту могло не хватить высоты для раскрытия парашюта.
По другой версии, Ткаченко погиб ещё в самолёте в результате удара врезавшегося в него истребителя, а система катапультирования сработала автоматически или была активирована штурманом Игорем Куриленко. Об этой версии рассказывает во вчерашнем посте Александр Гарнаев.
Чтобы доверить человеку управление машиной стоимостью несколько десятков миллионов, обладающей мощью в несколько тысяч лошадиных сил, его мало несколько лет усердно обучать: для этого он должен обладать не только физической силой, выносливостью и идеальным здоровьем, но и колоссальными техническими знаниями, высочайшим уровнем интеллекта.
Ткаченко был именно таким. Совершенствуя мастерство пилотирования, осваивая новые типы самолётов, он постоянно стремился узнавать новое. Родился в 1964 году в посёлке Венцы-Заря Краснодарского края. Вскоре родители Игоря уехали на стройку БАМа и взяли сына с собой в Тынду. Его детство прошло вдали от аэродромов, но мальчика тянуло в небо: несмотря на то, что в семье не было связанных с авиацией людей, а большинство сверстников шли учиться на строителей и железнодорожников, Игорь выбрал Борисоглебское высшее военное училище им. Чкалова, которое закончил в 1985 году. В Кубинке он служил с 1987 года, и становление российских пилотажных групп шло на его глазах. Пилотами первых в России пилотажных групп становились лучшие лётчики. В их числе был и Игорь Ткаченко.
Уже будучи признанным 35-летним пилотом группы «Русские Витязи», он получил второе образование в Военно-Воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина. Его общий налёт на реактивных истребителях составлял 2300 часов (3 месяца в воздухе). Один из немногих российских лётчиков, Ткаченко летал на иностранных истребителях «Мираж» 2000 и F-16. Именно огромный опыт, наряду с лидерскими качествами и всеобщим уважением, позволили Ткаченко стать в 2002 году командиром группы.
В числе фигур, относящихся к высшему пилотажу, выполняемых «витязями», — «ножницы», «колокол», «петля Нестерова», «фонтан», косая петля. Он постоянно вместе со своей группой совершенствовал мастерство пилотажа и стремился превзойти лучших специалистов мира.
Знаменитый кубинский бриллиант.
Фотографии с «Русскими Витязями» и Игорем Валентиновичем из моего архива.
6 августа 2004 перед полетами в Кубинке.
На моей памяти это единственный раз, когда фотографов допустили снимать утренний брифинг в Кубинке.
Воздушный поцелуй после посадки.
МАКС-2005.
Игорь Шпак, Олег Ряполов, Виталий Мельник, Игорь Ткаченко, Александр Богдан, Олег Ерофеев.
БНа банкете по поводу закрытия МАКС-2005.
Групповая с итальянцами, Сергеем Мельниковым, Светланой Капаниной и Кацухико Токунагой.
В Кубинке 4 августа 2007.
Совместная пресс-конференция с французскими летчиками на МАКС-2007.
Слева директор пилотажной группы «Патруль де Франс» подполковник Тери Провэн.
С руководством Авиасалона, Светлана Капанина на заднем плане.
На приёме по поводу закрытия авиасалона, 26 августа 2007.
Справа Сергей Мельников, его нет с нами 9 лет.
В тот день мы с толпой корреспондентов снимали с медиаплатформы тренировочные полеты.
Четыре самолета Су-27 «Русских витязей» и четверо «Стрижей» на МиГ-29 восьмеркой отлетали около 8 минут.
Время 11:52:03.
После роспуска с МиГами Сушки отлетали вчетвером. 11:57:31.
Отстрел и уход в зону ожидания на время работы «Стрижей»
Борт ведущего 18 и ведомый 01.
11:59:38.
12:02:24.
Ведомый самолет, который пилотировал Виталий Мельник, догнал сверху самолет ведущего и снёс двигателем передний фонарь, где сидел Ткаченко. Сработавшая катапульта выбросила обоих пилотов, но парашют Ткаченко не раскрылся из-за того, что кресло было повреждено. Но к тому моменту он был уже мертв.
18 борт рухнул на дачный поселок Сосны, второй пилот Игорь Куриленко приземлился неподалеку на дерево, а тело Игоря Ткаченко нашли в чистом поле.
Самолет Игоря Шпака долго кружил над местом катастрофы. После посадки на нем были обнаружены серьезные повреждения от обломков.
Через час на месте падения около поселка Захариха.
Второй самолет упал в десяти километрах от первого в районе деревни Денежниково.
Отломки от Су-27 разлетелись по соседним деревням.
Некоторые очевидцы сразу после столкновения видели два оранжевых купола — это были отстрелившиеся тормозные парашюты.
В Соснах самолет рухнул на жилой дом, хозяйка с множественными ожогами скончалась в больнице через несколько дней.
На соседнем участке обгорелая обмотка и запекшиеся яблоки.
На основании материалов уголовного дела, заведённого по факту аварии, следствие пришло к выводу, что непосредственной причиной авиакатастрофы явился ряд нарушений правил полетов, допущенных самим Игорем Ткаченко. Уголовное дело было прекращено 27 апреля 2010 года в связи с гибелью фигуранта.
Игорь Ткаченко — летчик, который заслужил множество наград и званий: орден «За военные заслуги», орден Мужества, орден «За отличие в военной службе», звание Заслуженного военного летчика и Героя Российской Федерации (последнее было присуждено посмертно в 2009 году).
Светлая память Лётчику.
Подписываемся на лучший авторский авиационно-космический инстаграм и второй про пейзажи и котят.
Также на мой Яндекс-дзен.
И на телегу тоже подписывайтесь, там все мои соцсети собраны в кучу.
26 августа Следственный комитет при прокуратуре вынес однозначный вердикт по делу годичной давности о столкновении двух истребителей Су-27 пилотажной группы «Русские витязи» над Жуковским во время тренировочного полета. Уже тогда, в августе 2009 года, стало очевидно, что причиной катастрофы была ошибка пилота. На вопрос, какого именно, дал ответ СКП — виновным признан опытнейший пилот, покойный командир пилотажной группы Игорь Ткаченко.
«Русские витязи» долгие годы были наглядным примером безграничных возможностей российских истребителей. На тяжелом, практически идентичным боевому Су-27 пилоты демонстрировали все существующие фигуры высшего пилотажа и регулярно выступали на российских и международных авиасалонах. Единственным аналогом «витязей» являются российские же «Стрижи», которые выступают на МиГ-29.
До недавних пор репутация «витязей» была безупречной. Ни одной серьезной ошибки за почти двадцать лет существования подразделения допущено не было, а единственный драматический эпизод, приведший к гибели пилотов, произошел при посадке во вьетнамском аэропорту Камрань из-за плохой организации полетов. Тогда погибли четверо асов.
«Русские витязи» 16 августа 2009 года тренировались перед выступлением на авиасалоне МАКС, который начался двумя днями позднее. Подготовка проходила не слишком гладко: командиру пилотажной группы Игорю Ткаченко приходилось постоянно менять программу выступления. Сперва вышел из строя один из самолетов, и число участников шоу пришлось сократить до пяти, а уже непосредственно перед тренировочным полетом выяснилось, что вылететь смогут только четыре истребителя.
На выходе из фигуры коллективного пилотажа «тюльпан» учебно-боевой Су-27 под управлением Игоря Ткаченко в спарке со штурманом Игорем Куриленко из «Стрижей» на высоте 300 метров протаранил носом хвостовую часть истребителя, которым управлял другой пилот «витязей» Виталий Мельник. Как установило следствие, Ткаченко погиб сразу при столкновении. Куриленко успел катапультировать и себя, и своего командира, но жизнь Ткаченко это не спасло. Успел катапультироваться и Виталий Мельник. Оба выживших пилота серьезно не пострадали, однако были госпитализированы. Сообщалось, что один из них получил перелом позвоночника, однако, по всей видимости, речь шла не о тяжелом повреждении, а о компрессионном переломе — частой травмы при катапультировании.
Оба самолета потеряли управление. Если Мельнику удалось перед тем, как покинуть самолет, направить свой Су-27 в безопасную сторону, то истребитель, которым управлял Ткаченко, рухнул на садовые участки, в результате чего серьезно пострадала женщина. Спустя пять дней она скончалась в ожоговом реанимационном отделении московской больницы номер 36. Еще пять человек получили различные травмы, было разрушено имущество на восьми дачных участках.
Сразу же после катастрофы были оглашены основные версии произошедшего. Сбой оборудования исключили — данные с «черных ящиков» никаких технических неисправностей на обоих истребителях не выявили. Версия с попаданием птицы в двигатель какое-то время рассматривалась, однако вскоре и ее признали не состоятельной. Остался человеческий фактор, в который было трудно поверить.
Игорь Ткаченко. Фото с сайта knights.ru Lenta.ru
У «Русских витязей», за все время их существования, не было практически ни одной осечки. Единственным происшествием, в котором можно было бы обвинить пилотов, стала жесткая посадка Су-27 под управлением Сергея Климова в Братиславе. Пилот, что называется, заигрался с новой аппаратурой самолета и банально забыл выпустить шасси, в результате чего вынужден был приземляться на точки подвески ракет. Благодаря мастерству Климова посадка не обернулась катастрофическими последствиями.
У следствия, несмотря на высочайший уровень подготовки пилотов «Русских витязей», никаких других версий не оставалось. Неофициальные данные, а также многочисленные эксперты свидетельствовали, что всему виной была ошибка Мельника — существовала версия, будто он потерял ориентацию в пространстве. Сам пилот предпочел догадок не строить и вскоре вернулся в состав пилотажной группы.
Как правильно заметили летчики, лучшее лекарство в данной ситуации — продолжать свое дело, а не копаться в себе и искать причины. Хотя программа выступлений «Русских витязей» на МАКСе была отменена, они все же поднялись в воздух — полетом «витязей» салон завершил свою работу.
Спустя год летчики отдали дань своему командиру и установили памятник в виде куска крыла Су-27. 26 августа 2010 года стало известно, что именно его ошибка стала причиной первой и единственной серьезной катастрофы «витязей» во время исполнения фигур высшего пилотажа.
По одной из версий, Ткаченко находился в стрессовой ситуации. Помимо должности командира «витязей», он также был начальником 237 гвардейского центра показа авиационной техники в подмосковной Кубинке, где базируются и «Русские витязи», и «Стрижи». Таким образом, на МАКСе он был не только лидером своей группы, но и ответственным за выступления летчиков и на МиГах, и на Су.
Как пишет «Коммерсант», Ткаченко был прекрасным, опытнейшим пилотом, но не самым сильным руководителем и тяжело переживал возложенную на него ответственность. У летчика не всегда хватало времени на сами полеты, срочная необходимость корректировать программу выступления тоже, по всей видимости, сыграла свою роль. К моменту начала тренировочных полетов на поле не успел прибыть штатный диспетчер «витязей», не было полностью пройдено тестирование двигателей на земле.
Игорь Ткаченко стал «витязем» в 1993 году, то есть всего спустя два года после создания пилотажной группы. В 2003 году он возглавил группу. Именно под его руководством «Русские витязи» совместно со «Стрижами» выстроили «ромб» из девяти истребителей, чего не удавалось никому в мире. Ткаченко ошибся только один раз в жизни, но именно эта ошибка стала роковой. Посмертно ему было присвоено звание Героя России.
Павел Борисов
16 августа 2009 20:05
В результате трагедии в небе над Жуковским погиб командир группы «Русские витязи». Гвардии полковнику Игорю Ткаченко недавно исполнилось 45 лет. У него остались жена и двое детей. Соболезнования родным и близким пилота выразили президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин. Заслуженный военный летчик России, Ткаченко имел огромный полетный опыт. О нем, как и обо всей его прославленной группе, всегда говорили, что эти люди своим постоянным благородным риском, на который идут сознательно, расширили возможности как человека, так и всей мировой авиации. Многие фигуры пилотажа, которые сегодня исполняют «Русские витязи», не могут повторить нигде в мире.
Во время Парада Победы Игорь Ткаченко поздравлял россиян из кабины истребителя, пролетая над Красной площадью. Таким его запомнят многие — спокойный, веселый, уверенный в себе, летчик-ас. Хотя Игорь Ткаченко перед телекамерами появлялся нечасто. Лишь по необходимости, по долгу службы. Во время Парада Победы, например, или сразу после него. Как во время интервью «Вестям», снятом 9 мая 2008. Самолеты только приземлились в подмосковной Кубинке. Начальник центра показа авиационной техники имени Кожедуба Игорь Ткаченко делится впечатлениями: «Первые впечатления — наконец-то, закончился Парад! Все удалось! Погода не подвела, техника не подвела, личный состав не подвел. Чему учили, то и показали».
Игорь Ткаченко стал заслуженным военным летчиком России, потому что летчиков такого класса, в стране, да и в мире, очень немного. Пилотажные группы есть во Франции, Италии, в США. Но там летают либо на учебных самолетах, либо на переделанных и облегченных боевых. Наши летают на настоящих истребителях, на таких же, какие уходили на задания в небо Афганистана или Кавказа, разве что раскраска другая.
Управлять такой машиной при выполнении фигур высшего пилотажа чрезвычайно сложно, именно поэтому «Русские витязи» считаются уникальной группой. И в этом — огромная заслуга командира.
«Он — настоящий русский мужик — здоровый, умный, преданный авиации, — говорит о Ткаченко почетный президент Международного авиационно-космического салона «МАКС» Магомет Толбоев. — Настоящий мужик!»
Гвардии полковник Игорь Ткаченко родился в 1964 году, в Краснодарском крае. В 1985 году — закончил училище, в 1987 — пришел на авиабазу в Кубинку. Летал на наших «МиГах», «сушках», летал и на импортных самолетах F-16 и «Фантомах».
Даже глядя с земли, поражаешься, как летают «Витязи», но чтобы, действительно, понять уровень профессионализма этих людей, лучше всего посмотреть кадры Парада 9 мая 2008 года. Из кабины Су-27 пилот снимает на камеру транспортник Ан-124. Расстояние такое, что кажется: еще немного, и «нос» истребителя коснется турбины Ан-124.
«Он, действительно, был маэстро в своем деле — как летчик, как человек, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Бирюков. — И сегодня я выполнял полет на самолете Superjet. Когда я услышал его голос, поздоровался с ним – сказал: «Привет, маэстро» (так мы друг друга называли), а через 15 минут его не стало».
Нелепым кажется то, что случилось сегодня в небе над Жуковским (ФОТО). И непонятно, как вышло, что Игорь Ткаченко погиб. Но, по всей видимости, полковник до конца пытался либо спасти самолет, либо увести его в сторону от жилых строений. И катапультировался он уже довольно поздно, высота оказалась недостаточной. Впрочем, есть и другая версия — парашют не сработал вовсе. Такое может быть вполне — износ техники в войсках большой, даже в таких уникальных подразделениях как «Русские витязи».
В декабре 1995 года три истребителя этой пилотажной группы разбились в горах Вьетнама. Но там все было понятно: заходили на посадку в Камрани, метеоусловия были сложные – горы, вьетнамские диспетчеры были слабо подготовлены. Тогда погибли 4 летчика.
Именно под командованием Ткаченко «Русские витязи» впервые совершили уникальные пролет на высоте 300 метров над главной площадью страны. И уже только поэтому имя гвардии полковника Игоря Ткаченко навсегда останется в истории русской военной авиации.