Со дня самого масштабного теракта в истории человечества прошло 19 лет. 11 сентября 2001 года террористы атаковали башни Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Жертвами трагедии стали 2 977 человек. Множество телекамер запечатлели падающих из окон Южной и Северной башен людей, потерявших надежду на спасение, однако есть и те, кому удалось спастись.
Фото: AP Photo/Marty Lederhandler
Содержание
- Идея
- Конструкция
- Эксплуатация
- Разрушение
- Теория 1. За атакой стояло правительство, и о теракте знали
- Теория 2. Атаку предсказал Нострадамус
- Теория 3. Башни-близнецы обрушились в результате контролируемого взрыва
- Теория 4. Вместо самолета была ракета
- Теория 5. Рейс №93 был сбит военными или загадочным белым самолетом
- Теория 6. Четыре тысячи израильтян не явились на работу — совпадение?
Александр Скибицкий – 65-й этаж
Покинул Южную башню за несколько минут до столкновения с самолетом
Александр Скибицкий эмигрировал в США из Краснодара. Сейчас мужчина живет в Канаде. В 2001 году он работал в Южной башне на 65-м этаже. Когда стало известно о пожаре в Северной башне, Александр находился на своем рабочем месте. Тогда работники офиса еще не знали, что в соседний небоскреб врезался самолет.
Службы безопасности объявили о том, что жизни людей ничто не угрожает, и коллеги Скибицкого начали звонить родным и сообщать, что с ними все в порядке. Однако Александр и его коллега из Пакистана решили покинуть здание, опасаясь, что огонь перекинется на Южную башню.
Когда мужчины спустились вниз, рассказывает Пятый канал, охрана попросила их вернуться на рабочие места, однако они не послушались и прорвались наружу. Они увидели, как из Северной башни высотой 110 этажей валит черный дым, а люди выпрыгивают из окон. Ближайшие улицы ко Всемирному торговому центру были усыпаны пеплом.
Через несколько минут, по официальной информации в 09:02, в Южную башню врезался самолет рейса 175 United Airlines, протаранив с 77-го по 85-й этаж. Люди начали выбегать из зданий, а на землю падали пылающие тела. Южная башня рухнула быстрее Северной. Коллеги Александра погибли.
Дженис Брукс – 84-й этаж
Спаслась из Южной башни
Дженис Брукс работала персональным консультантом на 84-м этаже Южной башни. Утром 11 сентября она услышала глухой хлопок. Из окон здания напротив начали разлетаться бумаги, и кто-то призывал бежать. Брукс не сразу осознала, что ей делать, и успела позвонить своему начальнику в Лондон, чтобы спросить разрешения покинуть рабочее место. Мужчина сказал ей немедленно покинуть помещение, поскольку в Северную башню влетел самолет. В тот момент об этом уже сообщали мировые СМИ.
Брукс спустилась вниз на 12 этажей, однако по громкоговорителям всех призывали вернуться на свои рабочие места. Когда женщина начала подниматься обратно и дошла до входной двери на свой этаж, взрыв прогремел и в Южной башне. Разом рухнули шесть этажей корпуса. Все лестницы были разрушены, однако бежавшие люди в хаосе и дыму нащупали дверь к другой лестнице и побежали по ней вниз. Дженис разулась и помчалась по осколкам к выходу на первый этаж.
Фото: AP Photo/Diane Bondareff
Стэнли Праймант – 81-й этаж
Находился внутри Южной башни в семи метрах от врезавшегося самолета
Праймант был сотрудником Fuji Bank, офис которого находился на 81-м этаже Южной башни. Когда в Северной башне произошел теракт, мужчина поднимался на лифте. Как его телефон начал ловить, ему посыпались звонки от знакомых, которые интересовались, все ли у него хорошо. Стэнли выглянул в окно и увидел, что в соседней башне полыхает огонь.
Он попытался дозвониться до отдела своего банка в Северной башне, но там уже никто не отвечал. Мужчина спустился вниз, однако охрана и полиция вернули его обратно. Уже в своем офисе Стэнли стоял у окна, когда заметил, как возле статуи Свободы пролетает самолет и стремительно приближается прямо в его сторону.
Праймант залез под свой стол и начал молиться. Через несколько секунд этаж вспыхнул, но до его кабинета пламя не добралось. Мужчина начал звать на помощь, на его крики откликнулись люди, которые спускались по лестнице неподалеку. Вице-президент Euro Brokers Брайян Клар вернулся, чтобы помочь Прайманту. Меньше чем за час они сумели выбраться. В 09:59 башня рухнула.
Паскаль Буззели – 64-й этаж
Очнулся живым на руинах седьмого этажа Южной башни
Инженер-конструктор Паскаль Буззели поднимался на лифте и увидел паникующих людей. Он сразу же позвонил жене с просьбой включить телевизор. Женщина сообщила, что Северную башню протаранил самолет. Буззели и его коллеги ринулись к лестнице и успели дойти до 22-го этажа, когда здание начало рушиться.
Чтобы спастись, мужчина свернулся в клубок. Так он хотел быстрее скатиться вниз по многочисленным обломкам. Очнулся Паскаль в руинах на седьмом этаже с переломом ноги.
Фото: AP Photo/Mark Lennihan
Рон ДиФранческо – 84-й этаж
Выбрался из Южной башни за несколько минут до обрушения здания
Кабинет Рона ДиФранческо, работавшего брокером, располагался на 84-м этаже Южной башни. Как только мужчина заметил дым в соседнем здании, немедленно решил выйти на улицу. Через несколько минут после его ухода на лестницу в башню врезался второй угнанный самолет.
По пути Рон встретил людей, уговоривших его идти наверх, поскольку пожар на нижних этажах был слишком сильным. Однако двери на крышу оказались заблокированы. Вокруг началась паника, и он решил снова спуститься вниз. Под адреналином от случившегося ему удалось покинуть здание, а через несколько минут Южный корпус начал рушиться. Мужчина потерял сознание, а в себя пришел уже в больнице с переломом позвоночника и ожогами.
Рон ДиФранческо – последний человек, который успел покинуть Южную башню до обрушения. Он также один из четырех выживших американцев, находившихся выше 81-го этажа в момент столкновения.
19 лет назад произошла трагедия, потрясшая весь мир. Нью-йоркские Башни-близнецы 11 сентября 2001 года были разрушены в результате теракта — в каждое из зданий врезался полный пассажиров самолет, захваченный террористами. В итоге погибло несколько тысяч человек. 11 сентября Америка лишилась не просто архитектурной доминанты Нью-Йорка, а одного из самых известных символов своей свободы и американской мечты. Но жизнь не стоит на месте. И лучшее, что можно сделать для жертв теракта — это, помня о них, продолжать жить дальше, не бояться мечтать, строить планы на будущее и создавать новые смелые здания. Давайте вспомним, какими были Башни-близнецы, и посмотрим, что сегодня находится на их месте…
Знаменитые Башни-близнецы Всемирного торгового центра в Нью-Йорке были триумфом человеческого воображения и воли. История ведущего архитектора проекта — сына японских иммигрантов, Минору Ямасаки — классический пример успеха по-американски. Невзирая на материальные трудности и проявления расизма, он настойчиво пробивал себе дорогу в мире архитектуры и благодаря своей целеустремленности получил грандиозный заказ — спроектировать здание, офисное пространство которого будет в пять раз больше, чем в Эмпайр Стэйт Билдинг. Так появилась идея создать Башни-близнецы, которые после завершения строительства в 1973-м году долгое время были самыми высокими небоскребами в мире.
Башни-близнецы — были архитектурной доминантой не только комплекса World Trade Center, но всего Нью-Йорка. В сам комплекс помимо двух высотных зданий входили четыре малоэтажных постройки. В каждой башне было по 110 этажей, но Северная была гораздо выше Южной за счет установленной на ее крыше антенны — 526,3 м против 415 м.
Столь масштабные конструкции как Башни-близнецы нуждались в инновационных технических и инженерных решениях. Здесь была использована новая лифтовая система с двумя «небесными лобби». Специальные площадки на 44-м и 77-м этажах позволяли пересесть из скоростного лифта к местным лифтам определенных секций. Эта система пересадок была сделана по образу метро и позволяла экономить полезное пространство.
Кроме того, Башни-близнецы были первыми зданиями, где применялась специальная система колонн, получившая название «труба-каркас» — 47 стальных колонн от фундамента до крыши располагались в прямоугольной области в самом центре каждой башни, кроме того по периметру каждая внешняя стена включала в себя 59 колонн. Эта система была рассчитана на значительные ветровые и гравитационную нагрузку.
К сожалению, даже такая прочная конструкция не спасла Башни-Близнецы 11 сентября 2001 года во время известного теракта, о котором снято множество документальных и художественных фильмов.
Но есть и фильм про Башни-Близнецы, освещающий совсем другую тему. В 1974 году канатоходец Филипп Пети совершил свой знаменитый переход по канату между Южной и Северной башнями. Свой поступок он объяснил очень просто: «Когда я вижу две башни — мне необходимо пройти между ними».
В память о жертвах теракта 11 сентября 2001 на месте, где находились Башни-близнецы, построены два бассейна по площади идентичные фундаменту башен. Под ними находится музейный комплекс. Кроме того с 2002 года началась реконструкция Всемирного торгового здания, и сегодня здесь уже располагается несколько новых зданий, в том числе небоскреб Башня свободы. И такое соседство очень символично. «В то время как мемориал, вырезанный из земли, говорит о прошлом и воспоминаниях, Башня свободы говорит о будущем и о возрождении», — сказали авторы небоскреба, архитекторы бюро Skidmore, Owings & Merrill (SOM).
Башни-близнецы, видео до теракта
Смотреть — Башни-близнецы, кадры теракта
Канатоходец между Башнями-близнецами, 1974 год
Настоящая история взорванных в Нью-Йорке башен-близнецов, и что они на самом деле символизировали
Пятнадцать лет назад, 11 сентября 2001 года, в Нью-Йорке был взорван комплекс Всемирного торгового центра. Погибли 2996 человек, свыше 10 тыс. получили ранения различной тяжести. Оба небоскреба-близнеца (Twin Towers) перестали существовать. Ещё одно здание комплекса — отель «Мариотт» — было погребено под обломками первой башни. Каркасы четырёх остальных устояли, но они были признаны не подлежащими восстановлению и снесены.
Идея
С идеей построить на Манхэттене Всемирный торговый центр (ВТЦ) еще в конце 1950-х годов выступили знаменитые братья-миллиардеры Дэвид и бывший в то время мэром Нью-Йорка Нельсон Рокфеллеры. Их поддержала местная Администрация Порта. Строительство комплекса началось в 1966 году и обошлось по некоторым оценкам в $1,5 млрд.
Небоскребы ВТЦ создавались по проекту американского архитектора-модерниста Минору Ямасаки, который, как считается, выиграл конкурс потому, что предложил построить башни быстро и дешево. Он работал совместно с Антонио Бриттайочи и фирмой Emery Roth & Sons. Прежде чем приступить к возведению двух гигантов из стали, стекла и бетона, Ямасаки создал сотни моделей. Возможно, он чувствовал, что самое грандиозное и современное на тот момент сооружение в мире станет его лебединой песней и поэтому постарался выразить в нем свою идею. «ВТЦ должен являть собой символ веры в могущество человека», — не раз говорил архитектор.
При создании проекта Ямасаки смешал свои готические пристрастия и архитектурно-этические идеи великого Ле Корбюзье. Впоследствии некоторые критики называли архитектонику башен ВТЦ ограниченной и скучной, а скудость формы, по их мнению, служила «индикатором внутренней катастрофы». Кто-то считал эти здания олицетворением существующей в США общественной системы.
Когда первый из колоссов появился в Нью-Йорке, критики нарекли его «самым большим пальцем в небо». А специалист по технической истории Льюис Мамфорд расценил Twin Towers как «пример непреднамеренного гигантизма и технологического эксгибиционизма, который сейчас потрошит живую ткань каждого большого города». Не нравились многим и узкие (только 46 см шириной) окна офисных помещений башен. По бытовавшим тогда суждениям, архитектор сделал их такими, потому что страшно боялся высоты.
Однако было и мнение, будто небоскребы Всемирного торгового центра олицетворяли собой мужчину и женщину. В качестве подтверждения при этом указывали на то, что Ямасаки подчеркнул мужскую башню упругой антенной, а женскую — шлюзом обзорной площадки. Он и Она находились как бы в движении к Гудзону и всей Америке. Женщина, как всегда, на полшага отставала. Возможно, это было архитектурное изображение Адама и Евы, покидавших Рай? Сам архитектор определенно по этому поводу не высказывался.
Конструкция
Чтобы очистить место для грандиозного строительства в районе городского порта, были снесены десятки малоэтажных зданий. 1,2 млн кубических ярдов земли вынули и вывезли для создания под небоскрёбами фундамента в 21 метр глубиной и Плазы — подземного пространства, где потом расположились магазины, рестораны, банки, кассы авиалиний, туристические бюро, новая станция метро, мастерские для обслуживания башен-близнецов, склады и подземный гараж на 2 тыс. автомобилей.
При постройке небоскребов была использована инженерная идея, впервые примененная при создании офисного центра IBM в Сиэттле. В данном случае конструкторы также применили структурную модель жесткой «полой трубы» из близко расположенных колонн диаметром 990 мм, с фермами этажей толщиной 83 см, расширяющимися к центральной части. Множество стальных колонн внутри здания и стали несущей частью, которая держала все здание. «Ребрами жесткости» при этом служили сложнопрофильные стальные полы. Такая концепция позволила создать внутри просторные, не загроможденные лишними конструкциями пространства.
Фасад зданий шириной 64,5 м представлял собой сборную стальную решетку с колоннами шириной 476,25 мм. Они предохраняли всю конструкцию от ветра и других внешних опрокидывающих нагрузок. Расположение «ветряных подпорок» вне поверхности здания препятствовало передаче усилий через мембрану этажей к центру. По каждой из четырех сторон здания по всей высоте шла 61 стальная балка. Между ними по всей высоте были натянуты тросы. Они, а также пакет тросов внутри лифтовых шахт обеспечивали гибкость конструкции. В целом башни представляли собой соединение стальных клеток из произведенных на заводе модулей размером 10х3 м и весом в 22 т. Внешние колонны зданий были отделаны серебристым алюминиевым сплавом. Это создавало впечатление, что в небоскребах совсем нет окон. Хотя их было целых 43 тыс.
Близнецы стали первыми сверхвысокими зданиями, спроектированными без каменной кладки. Для них разработали специальную «сухостенную» систему, закрепленную в усиленном стальном основании. Этажи поддерживались сериями легких ферм на резиновых панелях, располагавшихся между наружными колоннами и лифтовой частью. Оба «братца», как утверждали проектировщики, были способны выдержать ураганный ветер и должны были устоять даже в случае тарана самолетом среднего размера, например такого, как «Боинг 707».
Сооружались они в основном из стекла, стали и бетона с использованием дюрали и прочного титана. Всего для строительства понадобилось около 400 тыс. куб. м цемента, 200 тыс. т стали и 20 тыс. кв. м стекла.
Эксплуатация
Первая башня была построена к 1970 году. Но официально ВТЦ в Нью-Йорке был открыт только 4 апреля 1973 после ввода в эксплуатацию второй. В комплекс входили еще пять наземных сооружений. Среди них — высотный «Мэриотт-Отель», товарная биржа и 8-этажный дворец Американской таможни. По 8 этажей в обеих высотках (7—8, 41—42, 75—76 и 108—109) были техническими. Все остальные, общей площадью более 1 млн кв. м, сдавались в аренду.
Высота небоскребов ВТЦ (Северная башня — 110 этажей, 417 м, Южная — 104 этажа, 415 м) была в то время постоянной темой шуток и анекдотов. Вот один из них. На пресс-конференции после церемонии открытия ВТЦ у Ямасаки спросили: «Почему два здания по 110 этажей? Почему не одно в 220?». Его ответ: «Я не хотел потерять человеческий масштаб».
В 1990-х годах в башнях Всемирного торгового центра располагалось 10% всех контор нижнего Манхеттена. Там находились офисы почти 500 компаний. Так, в Южной башне 25 этажей под головной офис арендовала управляющая капиталами в $487 млрд инвестиционная корпорация Morgan Stanley, 5 этажей занимал фонд Oppenheimer со «скромными» $125 млрд в управлении. На четырех этажах располагался Fuji Bank. По 3 этажа занимали Нью-Йоркская биржа, страховая фирма AON, телекоммуникационная компания Verizon (капитализация $17,5 млрд), архитектурная контора Manciani Duffi (признана лучшим дизайнером интерьеров по итогам 2000 года) и юридическая фирма Thacher, Proffit&Wood. Скромно, всего по 2 этажа, имели компьютерная корпорация Sun Microsystems, департамент налогов и финансов штата Нью-Йорк, страховое агентство Frenkel&Co.
В обычный день на работу в ВТЦ приходили 50 тыс. служащих и 200 тыс. посетителей и туристов. На 107-м этаже Северной башни существовал фешенебельный и дорогой ресторан «Окна в Мир». Там американцы любили справлять свадьбы и отмечать разные знаменательные события. В 1990-х годах на смотровую площадку Южной башни ежедневно поднимались десятки тысяч туристов. В ясный день сквозь забор от самоубийц они могли обозревать окрестности в радиусе 78 км.
Система из 99 лифтов в небоскребах была устроена таким образом, что снизу скоростные подъемники шли к началу 2-й и 3-й секций здания начинавшимся на 44-м и 78-м этажах. Оттуда «местные» лифты поднимали пассажиров на нужный этаж. Каждый межсекционный лифт мог поднимать 55 человек со скоростью около 8,5 м в секунду. Всего в комплексе ВТЦ было 239 лифтов и 71 эскалатор, которые управлялись компьютерным центром. Мытье окон в двух башнях происходило автоматически 3 раза в неделю с помощью спецмашин на стальных подвижных тросах.
Разрушение
Огромным конструктивным плюсом нью-йоркских близнецов было то, что стальные балки зданий соединялись с расположенными менее чем в метре друг от друга опорами, формирующими наружные стены здания. Тогда как вертикальные опоры большинства других американских небоскребов располагаются на расстоянии до 6 м друг от друга, а основная нагрузка в них переносится на комбинированные диагональные стойки, повреждение которых, как правило, приводит к немедленному разрушению всего здания.
А недостатком являлось отсутствие пенных противопожарных систем, которые могли бы справиться с горящим авиационным топливом. Бетон гарантированно выдерживает пламя час-два. Но 91 тыс. л авиационного топлива, которым были заправлены оба направленных террористами в здания ВТЦ самолета, превратили крылатые машины в термобомбы. Когда температура горения превысила 800 °С, стальные опоры начали плавиться. Однако впоследствии обнаружилось, что основная причина обрушения Близнецов была не в этом.
Через несколько лет после трагедии специалисты однозначно установили, что причиной обрушения стало постепенное смещение в результате пожара в зданиях центра тяжести. Внешние колонны не выдержали экстраординарного напряжения.
Олег КЛИМОВ
(по материалам зарубежной печати)
СПРАВОЧНО: Минору Ямасаки — американский архитектор, сочетавший интернациональный стиль с чертами неоклассики. Родился в Сиэтле, США, 1 декабря 1912 года в японской семье, имевшей американское гражданство.
В 1949 году основал собственную фирму. В 1951-м получил премию Американского института архитектуры за жилой комплекс в Сент-Луисе, США. Правда, уже в 1972-м эти здания были разрушены как «морально устаревшие и социально обременительные».
Среди наиболее известных зданий, построенных по проектам Минору Ямасаки, — консульство США в Кобе, Япония (1955), аэропорт Ламберт в Сент-Луисе, США (1956), Мемориальный общественный центр МакГрегора в Детройте, США (1958), аэропорт в Дахране, Саудовская Аравия (1961) и аэропорт Восточной провинции в Эр-Рияде (1985).
Он строил небоскребы и при этом панически боялся высоты. Работая над зданиями ЦМТ, Минору Ямасаки развелся с супругой, женился на другой, потом еще раз развелся и женился, потом еще раз. В конце концов снова развелся и вернулся к первой жене.
Опубликовал книгу «Жизнь в архитектуре». Умер 6 февраля 1986 года.
После террористических атак в США 11 сентября 2001 года хлынул целый поток теорий заговора.
Теория 1. За атакой стояло правительство, и о теракте знали
Эта теория основывается на том, что США требовался повод для ввода войск в Афганистан, Ирак и далее на Ближний Восток. Администрация Буша-младшего преследовала цель получения доступа к нефтеносным районам региона.
При этом, когда на суд граждан предъявляются официальные документы, противоречащие этой теории, вера ее «адептов» только укрепляется, поскольку они считают, что предъявленные официальные документы были сфальсифицированы, чтобы скрыть «преступления» государства.
Теория 2. Атаку предсказал Нострадамус
Среди предсказаний великого провидца есть и такое:
«В божьем городе грянет гром, и двух братьев разорвет на части хаос. В то время как крепость выдержит, великий вождь сдастся. Третья большая война начнется, когда загорится большой город».
Теория о том, что катастрофа действительно была предсказана знаменитым астрологом еще в XVI веке, распространилась практически сразу среди сторонников теории заговора. Однако на самом деле эти строки были написаны не Нострадамусом, а канадским студентом Нилом Маршалом в 1997 году в сочинении о нем. В своей работе он проиллюстрировал, как абстрактный язык может стать материалом для «пророчества».
Теория 3. Башни-близнецы обрушились в результате контролируемого взрыва
В качестве доказательства этой версии предлагались сейсмологические измерения, которые, как утверждалось, свидетельствовали о взрыве бомб.
Но геологи предоставившего эти измерения университета сами заявили изданию Popular Mechanics, что утверждение о том, что сейсмологические колебания могут быть результатом взрывов бомб, «категорически некорректное и вырвано из контекста». В 2005 году эту теорию окончательно опроверг американский Национальный институт стандартов и технологий (NIST), выпустив доклад, в котором ясно говорилось, что башни обрушились из-за того, что их повредил самолет, летевший на них на высокой скорости.
11 сентября 18 лет спустя. Как разворачивались событие в то утро
Теория 4. Вместо самолета была ракета
В результате атаки на штаб-квартиру Министерства обороны США (Пентагон) погибло в общей сложности 189 человек. Со временем популярность обрела теория, что в здание врезался вовсе не пассажирский Боинг, а ракета или небольшой военный самолет.
Об этом заговорили в связи с тем, что на фотографиях и видео не было четко видно обломков самолета. Однако это объясняется тем, что авиалайнер после столкновения с Пентагоном просто проник дальше в здание между вторым и третьим этажом, а затем взорвался.
Теория 5. Рейс №93 был сбит военными или загадочным белым самолетом
Рейс 93 был четвертым пассажирским самолетом, упавшим в тот день в США. Он рухнул в поле в юго-западной Пенсильвании возле города Шанксвилл, не долетев до Белого дома.
Бывший сотрудник Госдепа США: «ЦРУ готовит террористов»
Белый самолет, летящий на небольшой высоте сразу после крушения, видели многие очевидцы и затем стали это связывать с крушением рейса 93. Однако вскоре выяснилось, что это был обычный частный самолет, который направлялся в аэропорт близлежащего Джонстауна.
Теория 6. Четыре тысячи израильтян не явились на работу — совпадение?
Теория сводится к тому, что 4 тысячи человек с израильскими/еврейскими корнями, работающие во Всемирном торговом центре, не пошли на работу и остались дома, после того как их предостерегла израильская службы безопасности. Однако ни опровержения, ни подтверждения эта версия не получила. Большинство в США считают ее абсурдной.