Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.
С другой стороны, православие — ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?
Содержание
- Что Библия говорит о татуировках
- Историко-культурные аспекты тату
- Духовный вред татуировок
- Что делать, если тату было сделано давно
- Религиозные татуировки в католицизме: откуда это к нам пришло?
- Татуировки в иудаизме: кошерно ли это?
- Татуировки в исламе
- Самые татуированные религии
- Языческие татуировки: какими символами украшали себя древние кельты и викинги?
- Татуировки племён Африки и Южной Америки
Что Библия говорит о татуировках
Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.
Библия о татуировках
Суть библейского запрета изображений на человеке — благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.
По словам того же апостола, каждый верующий человек — живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот — забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности — это грех для христианина.
Историко-культурные аспекты тату
В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов. Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.
Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.
Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.
Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.
Как Православная церковь относится к татуировкам
Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.
Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.
Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное — дань моде — говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.
Духовный вред татуировок
Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?
О грехах:
- Грех сребролюбия
- Грех тщеславия
- Грех лихоимства
Человек — существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений — не исключение.
Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние. Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.
Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.
Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.
Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) — это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.
Отношение церкви к татуировкам
Что делать, если тату было сделано давно
Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.
Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди. Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.
Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.
Об отношении православия к другим аспектам жизни:
- Красная нить на запястье
- Православная церковь о Деде Морозе
- О либерализме
Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.
Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью — покаянное правило, которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.
Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.
Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.
Можно ли делать татуировки – ответ священника
1 23Конец
Чаще всего татуировки отражают внутренний мир того или иного человека: то, что ему близко, то, во что он верит. Рисунок на теле это наш внутренний мир или его часть, который мы не стыдимся и не боимся показать людям. Религия всегда была огромной частью жизнью человечества во всех странах и на всех континентах. Религиозные татуировки, значение которых варьируется в зависимости от конфессии, могут рассказать много о владельце и являются дополнительным столпом веры, на который опирается человек, носящий их.
Религиозная татуировка: девушка с розой
Религиозные татуировки в католицизме: откуда это к нам пришло?
В католической средневековой Европе религии предавалось большое значение: она была совестью народа с низкими моральными устоями и причиной многих войн и крестовых походов. Священники, которые несли слово религии, часто ставили на себе клеймо в форме креста, как знак вечного служения Богу. Но клеймили они не только себя: например, во времена Святой Инквизиции, церковь ставила клеймо на тех, кто подозревался в колдовстве, а также на девушках лёгкого поведения.
В настоящее время очень много верующих, которые при помощи татуировки хотят отдать дань своей религии. Наиболее популярные изображения:
- Чётки, розарий
- Кресты
- Изображение Иисуса в терновом венце
- Сцены из Библии
- Тексты молитв
- Изображение Мадонны
Считается, что жители Латинской Америки очень набожные, и именно среди представителей этого этноса можно встретить людей с татуировками Мадонны во всю спину или розарием на запястье.
На этой тату изображено сердце, обмотанное колючей проволокой и Иисус
Татуировки в иудаизме: кошерно ли это?
Татуировки в иудаизме считаются таким же неправильным делом, как есть свинину, работать в субботу или нарушать одну из самых важных заповедей Торы, однако это запрещено в ортодоксальной среде евреев. Более светские представители иудаизма или люди, относящие себя к евреям, не соблюдающим традиции, могут позволить себе сделать татуировку, относящуюся к их религии и культуре. Самые распространённые из них это надписи на иврите из Торы, звезда Давида, менора изображения других атрибутов иудейской культуры.
Иисус на руке парня
Татуировки в исламе
Религиозные татуировки в исламе, эскизы которых могут варьироваться от флага арабской страны до цитаты из священного Корана, не запрещены религией, но и не разрешены. Поскольку насчёт изображений на теле «в официальных» источниках никакой информации нет, то каждый сам для себя решает, делать подобную татуировку или не делать. Однако многие патриотически настроенные мужчины накалывают такие рисунки, как полумесяц, или записывают на теле суры из Корана. Однако, мы бы не спешили относить этих представителей арабского мира к правоверным мусульманам. Возможно, подобная татуировка, как и иудеев, является лишь данью родной культуре.
Иногда религиозная татуировка может выглядеть так
Самые татуированные религии
Буддисты, кришнаиты и другие представители восточных философий делают религиозные татуировки, фото которых очень много в сети, гораздо чаще и больше, чем представители других религий. Восточная философия это не просто вера, но также стиль жизни, и когда ты этим живёшь, открыто говоришь об этом, когда религия присутствует в каждом дне, часе и минуте и становится частью тебя, тогда ты решаешься нанести на своё тело изображения, которые имеют для тебя особый смысл.
Отзыв:
Я – кришнаит, это стало не только моим образом жизни, но и смыслом. Ещё до знакомства с Кришной я увлекался татуировкой, но сейчас всё, что я делаю на своём теле, не бессмысленно, а очень дорого и важно для меня: у меня есть татуировки любимых мантр и, конечно, татуировка с именем моего наставника. И я точно знаю, что буду продолжать делать татуировки со смыслом и дальше. Ведь начав раз, сложно остановиться )
Андрей, Москва
Религиозная татуировка в виде трех крестов с распятым на одном из них человеком
Важно! Если вы хотите сделать себе татуировку на хинди или другом языке, которым не владеете и с письменностью которого не знакомы, постарайтесь несколько раз проверить то, правильно ли сделан эскиз.
Языческие татуировки: какими символами украшали себя древние кельты и викинги?
Языческие племена скандинавов, бравые викинги, кельты и англо-саксы верили в разных богов, но проявляли единодушие в веру стихий и силу символов. Например, викинги украшали своё тело татуировками различных рун, в зависимости от их значения, которые приносили им удачу в боях, победу над врагами, придавали храбрости и сил в жестоких сражениях. Кельты были более миролюбивым народом, но стремились к познанию окружающего мира через силы природы и стихий. У них также были свои священные символы, которые до сих пор пользуются популярностью у нео-язычников: триквер или так называемая триада, символы луны, месяца и солнца, а также собственная письменность.
В настоящее время среди молодёжи популярны татуировки как символ своего рода и корней, с изображением рун и славянских божеств, коловрата, солнца и древних, как сам мир, богов и богинь.
Религиозная татуировка Звезда Давида
Татуировки племён Африки и Южной Америки
На самом деле, язычество это не только древние славяне, скандинавы и кельтские народы: племена Африки, Австралии и индейцы также могут называться язычниками, так как придерживаются политеизма. В основном они украшали свои тела татуировками, которые больше походили на орнамент и отображали их верования: они верили в то, что они принесут им удачу в охоте, повысят их ловкость и выносливость.
А вы знаете? Татуировки индейцев, которые на первый взгляд могут показаться обычными картинками — олени, стрелы, луки, треугольники и многое другое — на самом деле являются их древним алфавитом, а эти картинки – своеобразная письменность, которая способна рассказать увлекательную историю.
Религиозная татуировка в виде рук молящегося
Отзыв:
Я приверженец язычества и давно хотел себе сделать татуировку, которая бы приносила мне удачу, придавала сил и в то же время напоминала мне о моей вере. Для меня это очень личное, и я сделал её в укромном месте. Не хочу говорить что это за изображение, но я чувствую, как изменилась моя жизнь. Языческая татуировка, эскиз которой я нарисовал сам, в принципе не может работать иначе. Это не просто рисунок на теле, это оберег.
Даниил, Липецк
Первое, на что нужно обратить внимание, что нет общецерковного суждения по этому вопросу. Есть только высказывания отдельных церковных людей. Прежде чем рассказать, что лично я думаю о татуировках, хочу покритиковать некоторые мнения других, которые прочел в Интернете. Сразу отмечу, что буду очень рад, если кто-то покритикует меня. Я всегда открыт к критике и всегда помню, что могу ошибаться, поэтому всегда готов признать, что я в чем-то не прав.
Очень многие православные говорят и пишут, что татуировка – это грех, что она запрещена Библией. Ссылаются при этом вот на эти слова: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28) Обычно так поступают сектанты, когда выхваютывают какую-то цитату из Священного Писания, не учитывают контекста и строят все свое «богословие» на этом стихе. Почему-то мало кто смотрит толкование этих слов. Смысл здесь следующий. Закон запрещает евреям определенные суеверия и магические ритуалы, которые были у соседних с Израилем народов. В древности татуировки наносились не просто для украшения. Это носило религиозный контекст.
В наши дни, если кто-то захочет набить себе татуировку с некими магическми символами, то грех будет не в самой татуировке. Ведь кто-то может надеть на себя, например, майку, на которой будут эти же самые символы. Не будем же мы тогда объявлять грехом ношение любой майки.
Мне еще непонятно, почему многие опелируют к ветхозаветным обрядовым постановлениям? Ведь они не являются обязательными к исполнению для христиан.
Некоторые видят во всех татуировках лишь магические символы, что через них на человека могут воздействовать темные силы. Да, в древности набивание татуировок было ритуально-магическим актом, но мы же живем здесь и сейчас. Когда-то иглоукалывание носило такой же оккультный характер (хотя возможно и сейчас можно встретить что-то подобное). Но на сегодняшний день иглоукалывание используют врачи-неврологи для лечения различных заболеваний, не произнося при этом никаких заклинаний.
Обвинители татуировок приводят еще такой аргумент, что, мол, нельзя менять данное Богом тело. Здесь я просто скажу, что пусть те, кто делает такие заявления, не стригут свои ногти. Раз уж грешно, по их мнению, что-либо менять, то пусть будут последовательными до конца.
Лично на мне нет никаких татуировок и никогда не было. Нет их и на телах моих родственников. У меня нет необходимости кого-то оправдывать. Среди постоянных прихожан есть один мужчина, который действительно весь в татуировках. Он уже пришел с ними в храм, но не остановился на тех, что были, набил себе еще несколько. Он регулярно исповедуется, мы много общаемся. Человек достаточно интеллектуально развит. Юношеским максимализмом не страдает (ему уже за 40). Как он мне сам сказал, что ему просто нравится это дело, то есть набивать себе татуировки. Грех, как известно, это то, что нас удаляет от Бога. Так вот никакие рисунки на теле православного христианина Сергея Сергеевича абсолютно никак не повлияли на его духовную жизнь.
Я убежден, что татуировки сами по себе – нельзя считать грехом и тем более нельзя человека в наколках считать прихожанином некого второго сорта. Можно ли наносить на свое или чужое тело татуировки? Это вопрос уже не религиозный, а скорее этический.
Ну а тем, кто со мной не согласен, раскрою одну «страшную тайну». В Египте очень многие христиане набивают себе на руку татуировку в виде креста и никто не кается в этом, потому как не считают это грехом.
Ответ священника:
В качестве ответа предлагаю статью:
Мода на татуировки: печать прогресса или символ первобытной дикости?
Сегодня трудно найти человека, который не видел татуировки. Но о том, что означает это слово, как оно появилось в нашем обиходе и какой несло и несёт в себе смысл знают немногие. Попытаемся и мы разобраться в этих вопросах. Итак, слово «tatoo» является производным от таитянского слова «tatau» и маркезанского «ta-tu» что в переводе означает «знак», «рана», «отметка». По одной и самых распространённых версий татуировки появились случайно. Заметив, что если под повреждённую кожу (раны, порезы) попадало красящее вещество, например сажа, то на её поверхности образовывались причудливые, несмываемые рисунки, люди стали наносить повреждения намеренно.
Первые образцы татуировок были найдены при раскопках египетских пирамид. На обнаруженных там мумиях, которым насчитывается по оценкам экспертов не менее 4 тысяч лет, отчётливо видны татуировки.
Считается, что, нательные знаки у древних людей выполняли больше информативную (указывали знак племени, рода, социальный статус обладателя), охранительную (против болезней, бед, несчастий) и магическую функции, чем декоративную. Место расположения, узор, и размеры татуировки определялись обычаями и традициями племени. Татуировки наносили и также древние славяне, греки, галлы и германцы – но только для того чтобы совершать магические ритуалы древнего культа. На страницах Ветхого Завета татуировки однозначно соотносятся с языческими культами, их нанесение на тело осуждается, считается грехом. Об этом, в частности, ясно говорят библейские тексты: «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Левит19:28), «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими» (Второзаконие 14:1).
Тема «начертаний на теле» было продолжена и в Новом Завете. Так, в Откровении Иоанна Богослова говорится: «Не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Библия, Откровение 14:11). Очевидно, неприятие татуировок в христианской культуре было связано не только с их «языческим» генезисом, но и концепция человека как «образа и подобия Божия», который оскверняется нанесением на тело каких-либо знаков.
«Украшение» осужденных на галеры
После того, в Европе утвердилась христианская религия, татуировки практически исчезли – если не считать традиции клеймить преступников. К примеру, шулерам ставили на тело знак в виде шестигранника, осуждённым на галеры делали надпись «GAL», порочным женщинам накалывали лилию на плечо. Последний эпизод, к примеру, стал одним из элементов интриги романа Алексадра Дюма «Три Мушкетера», где подобный знак доставлял множество проблем главной антигероине – леди Винтер.
О декоративных татуировках в Европе вновь вспомнили много веков спустя, когда мореплаватель Джеймс Кук открыл неизвестные прежде жителям Старого Света острова в Полинезии и Меланезии. Побывав в 1773 году на Таити, он с удивлением обнаружил, что жители острова используют татуировки, чтобы украсить свой внешний вид.
Однако никто не мог предположить, что когда-нибудь они станут элементом молодежной моды. В XIX веке известнейший итальянский врач и один из основателей криминалистической науки Чезаре Ламброзо рассматривал нанесение татуировки как проявление атавизма и как признак нравственной неполноценности их носителей. Ламброзо считал, что татуировки чаще всего встречаются у прирождённых преступников проституток.
Тема татуировок была затронута и в знаменитом романе Жюля Верна «Дети капитана Гранта», когда герои, путешествуя по Новой Зеландии, услышали о воинственных маори, растатуированными с ног до головы. Напомним, что маори постоянно вели между собой войны. Победители отрезали побежденным головы и складывали черепа на полку в свои жилищах, а также практиковали каннибализм. Считалось, что, человек, съевший сердце поверженного врага, унаследует часть его жизненной силой.
Демонстрация превосходства или комплекс неполноценности?
Реальность, казалось, подтверждала его слова: татуировка длительное время была важнейшим атрибутом криминальной субкультуры. И в наше время на юридических факультетах и в школах милиции студенты и курсанты могут изучить целые атласы, посвященные значению того или иного рисунка у представителей преступного мира. Так, например, татуировка «Парусник» говорит о том, что ее владелец гастролирующий вор, а нанесённые на груди «череп», «деньги» или «ветка розы» означают, что человек длительное время занимался кражами, грабежами, разбоями, неоднократно судим, или является «вором в законе».
С начала 1960-х годов татуировка вошла в обиход молодежных группировок, действующих на грани закона, а часто ее и переходящих. Широкое распространение она получила среди байкеров, в среде которых в США часто имели хождение неонацистские идеи. В Россию мода на татуировки пришла лишь в середине 1990-х годов. Этот период стал временем романтизации и героизации всего, что когда-то называли антиобщественным поведением. Именно тогда сам процесс нанесения татуировки приобрёл особую значимость, как показатель приобщения человека к групповым ценностям нетрадиционной культуры. Решающим фактором, побуждающим к нанесению татуировки, стало воздействие социальной среды. В новых условиях татуировка стала играть декоративную и демонстративную функцию. Их носители считали и считают, что демонстрируют своё превосходство, силу, незаурядность, уникальность. Однако психологи считают, что татуировка часто скрывает присущий человеку комплекс неполноценности или агрессии.
Чем опасны татуировки: вред для здоровья и духовные риски
Сегодня стимулом к нанесению татуировки у законопослушных граждан может служить дань моде, либо же это результат давления, традиции, подражания, психического заражения или же следствие необдуманного поступка. Впрочем, есть закрытые статистические исследования, согласно которым доля татуированной молодёжи из неблагополучных семей выше, чем из благополучных.
Неудивительно, что, накалывая татуировку, они даже не задумываются над тем, что это может быть просто опасно. Как в физическом, так и в духовном смысле.
Начнем с рисков для физического здоровья. Многие не знают, что в результате многочисленных исследований было установлено, что некоторые краски для татуировок содержат краситель, являющийся очень сильным аллергеном. Его попадание в организм человека провоцирует развитие пожизненной аллергии на солнцезащитные кремы, болеутоляющие таблетки, a также на одежду и тени для век, в составе которых имеется данное вещество. Этот краситель может привести к развитию ряда дерматологических заболеваний. Опасность таят в себе и биотатуировки, выполняемые хной. Химический ингредиент парафенилендиамин, который нередко используют при нанесении узоров для получения на коже более темных рисунков, может спровоцировать кожные заболевания (дерматиты).
Теперь о рисках духовного плана. Многие люди, особенно молодые, будучи незнакомы со значением того или иного символа, наносят его на кожу просто потому, что он понравился. При этом большинство любителей татуировок не подозревает, что символы имеют духовный смысл. Так, например, существуют так называемые рунические татуировки, которыми современные неоязычники приписывают магические силы. Можно не верить в магию, но человеку, знакомому с историей, сразу становится понятно: тот, кто наносит такие символы на свое тело, «посвящает» его темным стихиям древности, соотносит себя с далеко не безобидными кровавыми ритуалами, которыми сопровождалось отправление языческих культов. Весьма двусмысленный характер имеют и татуировки-иероглифы, смысловая нагрузка которых также далеко не всегда бывает безобидна.
Любопытно, что у некоторых африканских племен, придерживающихся языческих верований, до настоящего времени отсутствие татуировки является признаком неполноценности. Считается, что мужчина без нательного знака не станет удачливым охотником, а женщина не сможет создать семью. Наши предки расстались с подобными мировоззренческими установками больше тысячи лет назад, с тех пор, как была крещена Русь. Стоит ли нам теперь возвращаться в мир агрессивной языческой архаики, превращая свое тело в разукрашенный амулет?