История Нового Афона уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Но сегодняшнее свое название местность получила благодаря монастырю, возникшему здесь в конце XIX века. В древности эта богатая пышными лесами местность звалась Анакопия. Сейчас название «Анакопия» носит Новоафонский историко-культурный заповедник, расположившийся в живописном ущелье реки Псырдзха близ поселка Новый Афон (фото).
По приглашению туристической компании корреспондент RATA-news на Новом Афоне и в других святых местах Абхазии.
На протяжении тысячелетий в Анакопийском ущелье жили люди, притягиваемые чистой питьевой водой, богатой природой и доступным кровом – пещерами. В одной из таких пещер в I веке после Рождества Христова поселился святой отшельник Симон Кананит – один из 12 апостолов Христа. Изгнанный из Римской империи, он прибыл сюда вместе с Андреем Первозванным. Симон Кананит остался здесь для проповеди христианства, а Андрей Первозванный через некоторое время ушел в землю джигетов, родственных абхазам горцев (к нынешнему Новороссийску). Апостол жил в небольшом гроте, в который спускался по веревке. Он прожил два года в своей уединенной келье и был убит недалеко от нее, ниже по течению реки Псырдзха. Сейчас келья стала объектом паломничества христиан (фото). Еще в XIX веке к ней проложили удобную дорожку вдоль реки и соорудили лестницу (фото), чтобы паломникам не требовалось с веревкой в руках повторять опасный путь отшельника.
На месте казни Симона стоит мемориальный крест (фото). Камни вокруг него время от времени покрываются красными пятнами. Это – кровь апостола, говорят местные. Есть еще поверье, что тот, кто рискнет искупаться в холодных водах реки у этого святого места, может избавиться от грехов.
Это поверье не стал опровергать монах Новоафонской обители, встретившийся нам по дороге. Отец Савватий (фото) оказался на удивление общительным и веселым, многое рассказал нам об истории и современной жизни монастыря.
Монастырь возник в 1874 году, когда царское правительство Российской империи, завершив покорение Кавказа, выделило территорию Анакопии монахам русского православного Пантелеймоновского монастыря из Старого Афона (Греция). Триста монахов и иноков приступили к строительству Нагорного монастыря, а местечко вокруг него, так понравившееся им, назвали Новым Афоном.
Сейчас в знаменитом Пантелеймоновском монастыре в Новом Афоне (фото) обитают 10 монахов. Здесь идут реставрационные и восстановительные работы, а в главном храме регулярно проходят службы. В храме Пантелеймона (фото) хранится святыня – мироточащий образ святого Пантелеймона-целителя.
В советские времена в храме был музей, а на территории монастыря, в братском корпусе, расположился дом отдыха. Однажды здесь случилась странная история. Массовик-затейник решил устроить в храме дискотеку, но прямо на «танцполе» его, доселе абсолютно здорового человека, разбил инсульт.
Отец Савватий рассказал, что жил в нескольких монастырях до того, как осесть в Новоафонской обители. «В каждом монастыре – свой устав, – пояснил монах. – Здешний устав мне ближе всего. Вы заметили, что в других монастырях монахи почти никогда не улыбаются? А здесь, в Новом Афоне, можно улыбаться, смеяться, радоваться жизни – это считается нормальным, правильным. Ведь главная заповедь Христа – возлюби ближнего своего. А разве можно любить без улыбки на устах? Как узнает ближний о нашей любви, если лицо будет мрачным и угрюмым?». Так с улыбкой на лице отец Савватий и рассказывал вновь подошедшим прихожанам об иконах и росписях храма, ближайших православных праздниках (фото). А мы отправились дальше – к месту захоронения Симона Кананита.
В X веке над могилой святого построили храм (фото), названный в его честь. Храм сохранился и действует до сих пор. Он славен тем, что за все века не закрывался даже в самые тяжелые годы, а службы в нем проходили регулярно.
Известно, что православие утвердилось в Абхазии в V-VI веках и стало государственной религией, но через тысячу лет сменилось мусульманством. Но в этот период здесь не относились к христианству враждебно, а древние храмы почитались по-прежнему.
Один из старейших храмов Абхазии находится в историческом селе Лыхны, где когда-то жили князья Абхазии и до сих пор сохранились развалины их усадьбы. Лыхненский храм Успения Богородицы (фото) сооружен в VIII-X веке в эпоху наивысшего подъема Абхазского царства, которое тогда было оплотом распространения Христианства на Северном и Западном Кавказе. Абхазские зодчие принимали активное участие в строительстве храмов средневековой Алании (Осетии) и Киевской Руси. Лыхненский храм относится к наиболее характерным памятникам абхазской архитектуры.
Но дело не только в архитектуре. Ведь регулярные службы в этом храме тоже никогда не останавливались. И это 12 веков подряд! Местные служители церкви утверждают, что внутри храма «намолена» необыкновенная энергетика (фото). Порой, когда идет служба и поет хор, с молящимися чужестранцами случаются странные вещи, приходят необычные ощущения.
В ущелье реки Псырдзха можно увидеть еще одну святыню – наскальный след Симона Кананита (фото). Легенда гласит, что его он оставил на камне в доказательство, когда местные жители не поверили ему, что он – один из апостолов Христа. Через несколько веков по следам Симона Кананита в Абхазию пришел святой Пантелеймон Целитель. Его именем назван один из гротов Анакопийского ущелья.
Самые почитаемые святые в Абхазии – это Пантелеймон Целитель, Симон Кананит и Андрей Первозванный. В Абхазии сейчас 18 действующих храмов, и нет ни одной мечети. Новоафонский монастырь считается самым крупным культовым сооружением Кавказа. На территории Абхазской республики сохранился языческий пантеон и семь языческих святилищ. (Ольга Чижкова, RATA-news)
Бедийский соборЦеннейшим памятником архитектуры Абхазии является Бедийский собор, возведенный в конце X века в селе Бедия, в честь Влахернской Богоматери. Этом крестово-купольный храм состоит из четырех подкупольных устоев: западные стоят свободно, восточные же соединены с между алтарными стенками. Апсиды алтаря и прилегающих боковых помещений внутри полукруглые.
В западной части центральный зал отделен от боковых помещении стенами, оформленными в верхней части арками и колонами. Как снаружи, так и изнутри стены храма облицованы гладкими песчаниковыми плитами. Восточная часть стены с внешней стороны украшена большим резным крестом. Наличники окон и входов по своей отделке просты, но изящны. Их резьба отличается разнообразием орнаментальных сюжетов и тонкостью их исполнения. Внутри храма стены покрыты богатыми росписями, которые в настоящее время в большинстве своем утеряны. На западной стене сохранилось изображение ветхозаветного сюжета с ликом Константина. Достоянием собора являлся золотой потир, который в настоящее время хранится в музее искусств Тбилиси. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть. Согласно вычеканенной по его краю надписи, выполненной алфавитом «асомтаврули», он принесен в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским, датируется 999 годом- годом окончания строительства Бедийского Храма. Поверхность потира украшена рельефными фигурами Спасителя, Богоматери, апостолов — Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. В этом храме Баграт III был похоронен 1014 году.
Бедийский епископ ведал обширной территорией от храма до реки Ингур. В период единства Абхазии и Грузии, Епископ Бедийский занимал 26 место в списке церковных иерархов, а на церемонии коронации Абхазского царя стоял непосредственно за Сухумским. Он так же упоминается в числе участников поместных соборов. Во второй половине XVII века богослужение в соборе было прекращено, возобновилось вновь во второй половине XIX века. В настоящее время в Бедийском соборе ведутся реставрационные работы.
Гагрский храмГагрский храм Покрова Пресвятой Богородицы относится к числу древних культовых сооружении на территории Абхазии. Наиболее прост по композиции этот храм в Старых Гаграх, выстроенный на берегу реки Жоэквара, внутри древней цитадели. Основательно отремонтирован в XIX в. (древняя кладка выделяется разметками тесаных, не вполне правильно очерченных камней, скреплена известковым раствором со значительной примесью мелкого и крупного морского песка), он, тем не менее, в основном сохранил древний облик. Небольшого размера здание состоит из расположенных один рядом с другим продолговатых «залов», северный из которых несколько короче двух других. Среднее и северное помещение с востока завершается апсидами, вписанными в прямоугольник внешнего очертания. Эти три сводчатых помещения связываются между собой дверьми, устроенными в продольных стенах. Кроме того, центральный зал имеет еще западную дверь. Основной вход — в южной стене храма (западная дверь северного «храма» не первоначальна). Гагрский храм не выделяется особенными художественными достоинствами, но, в то же время, чрезвычайно важен в историческом отношении. Простотой своей структуры и соотношением частей, при котором лишь ненамного выделен средний «храм», он примыкает к древнейшим образам «трехцерковных базилик». На раннее время постройки указывает и такая черта, как нерасчлененные, гладкие продольные стены интерьеров, равно и крест на западном тимпане, и что самое главное, характер кладки, идентичный таковой Гагрской крепости, время постройки которой устанавливается по письменным источникам. Все это позволяет отнести храм к VI веку. К входу в храм ведет дорожка из больших, отшлифованных до блеска тысячами ног, известняковых плит. Дорожка обсажена высокими кипарисами образующих тенистую аллею. Внутри, в полумраке, голые стены из плит с грубо, неровно обработанной поверхностью производят суровое впечатление. Мощь и простота, массивные столбы и арка алтарной преграды, лаконично украшенная в своей вершине рельефным крестом, низкие широкие дверные проемы, словно напоминающие о том, что здесь молились, совершали обряды суровые молчаливые люди. Гагрский храм связан с именем Преподобного Ипатия. Этот святой Абхазской церкви, из рода Званба. В настоящее время храм не функционирует и недоступен для посещения верующих. На северной окраине села Дранда Гульрипшкого района, на возвышенном плато, между построек Драндского Успенского монастыря, возвышается здание главного собора. Этот памятник относится к крестово-купольным четырех столпным храмам, имевшим в Византии наибольшее распространение в VI-VII веках. Восточный его фасад оформлен тремя пятигранными снаружи выступами апсидам, заключающими в себе алтарь и соединенные с ним проходами боковые помещения — диаконник и жертвенник. Последним в западной части храма соответствует два круглых помещения с глубокими полукруглыми нишами. С запада к ним примыкает обширное продольное помещение — нартекс с хорами на втором этаже. Храм увенчан куполом, покоящимся на низком шестнадцатигранном (снаружи) барабане. Он освещен 36 готическими окнами большой величины. Внутренность храма была расписана картинами из священной истории и образами святых, частично сохранившимися до сих пор… Видны еще остатки многих других картин, но их трудно различить по многим стершимся и обвалившимся частям, краски, вообще, сохранились с удивительной свежестью. Внутри храма находятся две мраморные гробницы: одна под самым престолом, а другая у входа подле западных дверей, но в ней найдены только кости, обломки мрамора, гвозди и несколько кусков гладкой меди. В 1860 году историк Бакрадзе, посетив Драндский собор, сообщал, что он видел в храме «фресковое изображение Преображения Господня, а также несколько фресок, изображающих Спасителя и святых…» Со временем фрески разрушились, а при реставрации собора их не восстанавливали. По мнению ряда исследователей Драндский собор, является тем сооружением, которое, согласно сообщению византийского историка Прокопия Кесарийского, было построено Императором Юстинианом Великим. Здесь же располагалась кафедра Архиепископа Абхазской Епархии. Абхазская Епархия в перечне епархии Константинопольской Церкви, относящихся к VII веку, значится под 34 номером. Известны имена четырех Драндских Епископов: — Федора, жившего в первой половине XV века, Сабы (Саввы), отмеченного в надписи на одной из икон, найденных в Сванетии. А также Филиппа принимавшего в первой половине 1 XVI века участие в соборе, созванного по случаю падения нравственности в Имеретии, и Гавриила, вынужденного покинуть Дранду из-за включения этой территории в состав Абхазского княжества третьей четверти XVII века и скончавшегося в Иерусалиме. В настоящее время, после проведения больших реставрационно-консервационных работ — собору возвращается его первозданный облик, и он доступен для верующих.
Илорский храмНа восточной окраине Очамчыры в селе Илор располагается действующий древний белокаменный Илорский храм, покровителем которого считается святой Георгий. Храм однозальный, с внутренним алтарным полукружием. Основное помещение, перекрытое каменным сводом на арках, опирается на выступающие из стен массивные пилястры, освещается с помощью пяти окон. В кладку наружных стен вставлено несколько плит с резным изображением креста. Этот храм выделяется среди зальных церквей Абхазии не только своими размерами и продуманностью архитектурных форм, но и художественными и конструктивными приемами, утверждающимися в первой половине II века. Пропорции масс, стройность объемов, равно как и применение технических приемов, продиктованных условиями расположения здания, сближают его с зодчеством средневековья. Одна из народных легенд рассказывает о причинах, послуживших поводом для строительства Илорского храма: «Некий местный князь в лесу во время охоты ранил оленя. Убегая, животное скрылось в зарослях, охотник преследовал его, и следы привели к развалинам древнего святилища. Князь увидел раненного оленя, сложившего голову на престол с высоченным крестом в алтаре, и понял, что животное находится под покровительством самого святого Георгия. Князь оставил жертву и приказал воздвигнуть на этом месте храм в честь этого святого». По свидетельству итальянского миссионера Арканджело Ламберти, посетившего Илорский храм в первой половине XVII века, и итальянского католического миссионера Кастеля, в средние века возле Илорского храма издавна устраивались большие ярмарки, на которые съезжались жители Абжуийской Абхазии и других регионов, привозя туда продукты сельского хозяйства и ремесел. На рисунках Кастеля изображена сцена бойкой торговли вблизи Илорского храма. Во время турецкого ига Илорский храм, как и многие другие храмы Абхазии, сильно пострадал от пожара. В середине XIX века его отремонтировали и покрыли железом. Стены снаружи и внутри храма отштукатурили, сохранив надписи на алфавите «асомтаврули» и рельефы фасадной части храма. В храме уцелела кое-какая ценная утварь. В XX веке Илорский храм являлся главным паломническим центром для жителей Западной Грузии и Абхазии. И в настоящее время он продолжает оставаться действующим храмом.
Каманский храмК северу от Сухума, в районе поселка Каманы, на небольшой возвышенности расположен средневековый храм святого Иоанна Златоуста. Древнейшая часть памятника представляет собой одно зальное каменное здание без выступающей наружу апсиды, с внутренним алтарным полукружием. Свод, покоившийся на двух арках, опирался на выступающие из стен пилястры. Помещение освещалось с помощью двух узких окон, расположенных в алтаре и в западной стене. Поляна вокруг храма окружена была еще в древности каменной стеной. Этот древний храм относиться к XI веку. В конце XIX века был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром.
Посетивший в 1884 году Каманы известный греческий археолог Врисис, подтвердил церковную версию о погребении здесь, в каменном саркофаге в церкви у села Каманы, мощей христианского праведника Иоанна Златоуста. В одной из европейских библиотек им был найден древнейший пергамент, в котором указаны Каманы. Здесь на пути в Питиус (Пицунду) скончался Иоанн Златоуст. Саркофаг святителя Иоанна Златоуста покоится, и посей день в этом храме, хотя мог быть утерян во время боевых событий в Абхазии в 1992-93 годов. В 80 годы XX века в храме были проведены восстановительно-реставрационные работы по инициативе и на средства благочестивого Георгия. Рядом с храмом бьет ключом из карстового источника целебная вода, называемая богомольцами святой, исцеляющей от всех недугов. В течение последних двух веков Каманский храм является одним из крупнейших действующих центров паломничества православных христиан.
Лыхненский храмВ селе Лыхны Гудаутского района расположен ныне действующий храм Успения Пресвятой Богородицы построенный в Х вв. Он относится к широко распространенному в раннесредневековой Абхазии типу крестово-купольных трех апсидных сооружений. Здание отличается строгостью форм, гармонией и чистотой пропорции, что свидетельствует о большом мастерстве зодчих. Впечатляет этот храм изнутри. Здесь располагаются хоры, связанные с залом тремя широкими арочными проемами, через которые открывается превосходный вид на подернутые благоухающим дымом ладана столбы и стены, украшенные богатой фресковой живописью. В восточной части храма находится «святая святых»: алтарь центральной апсиды, придел – жертвенник с северной стороны и придел – диаконник с южной стороны. Перед ними находятся маленькие прямоугольные помещения – вимы. Исключительно богаты росписи Лыхненского храма.
Основная группа росписи относится к XIV веку. В верхней части центральной апсиды изображена сидящая на троне Богоматерь с младенцем и двумя ангелами, многофигурная композиция Евхаристии в двух видах, сцена с женами у гроба (с ангелами и поверженными войнами), встреча двух жен с воскресшим Христом. В среднем ярусе изображении той же апсиды – сцена гостеприимства Авраама с тремя сидящими ангелами, сцена жертвоприношения Авраама, изображения ангелов и святителей; в нижнем ярусе – фигуры святителей (Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова). На западной стене – фрагмент композиции Успения Богородицы и передачи Богоматерью пояса апостола Фоме. Снаружи храма, над дверным проемом южного придела, изображена сидящая на троне Богоматерь, а за ней два ангела. Одна из настенных надписей храма исполненная алфавитом «асомтаврули» гласит: «Христос, благословен Ты Богом и Господином всего сущего. Это произошло от сотворения мира лета 6669… в царствование Баграта IV, сына Георгия … В апреле месяце появилась звезда, из недр которой исходили лучи возвышаясь перед ней, подобно святому сиянию». Таким образом, кто-то в 1066 году сообщил о появлении в небе Абхазии кометы. В 1855 году Российским Императором Александром II храму была подарена икона Знамения Божьей Матери, надпись на которой гласит на абхазском языке «Пресвятая Богородица спаси нас». Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе) умершего в 1821 году.
Михайловский храмХрам Преображения Господня на Михайловском кладбище в селе Яштуха, Сухумского района, построен во второй половине ХХ века и находится в ведении Сухумо-Абхазской Епархии. Храм представляет собой тип славянской церковной архитектуры, построенный подвижниками благочестия пустынножителями Абхазии. Вокруг храма располагается Сухумское городское кладбище, где, наряду с бывшими жителями, похоронены священнослужители и монашествующие Сухумо-Абхазской Епархии. Среди погребенных здесь следует упомянуть Архимандрита Серафима (Романова), одного из последних старцев знаменитой Глинской Пустыни, и Схииеромонаха Паисия, над могилой которого предусматривается строительство часовни. Храм действующий, в нем регулярно проходят службы.
Моквский собор
В селе Моква Очамчырского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 г).
Моквский собор является единственным пяти нефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII — X веках в Пицунде. По сохранившимся отрывочным сведениям, собор изнутри был богато украшен. Стены его покрывала редкая по искусству фресковая живопись. Посетивший Мокву в 1659 году Патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был «расписан при Императоре Алексее Комнине при великом Абхазском царе Давиде» то есть в конце XI — начале XII века. Моквский собор пользовался широкой известностью и часто посещался приезжими. В 1640 году здесь побывали русские послы и священник Павел Захарьев, направлявшиеся к мегрельскому владетелю Левану II Дадиани. В своем отчете они записали: «…февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с Епископами Андреем и Максимом; показывали нам, Федоту да попу Павлу мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят». В конце XVII столетия Моквский собор был покинут.
Известный кавказовед академик Броссе, посетивший Моквский собор в 1848г, писал: «Обширные размеры корпуса церкви, опутанного сетью ползучих растений, его кровля, превращенная в воздушный сад, его прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев – все это приводит зрителя в удивление. Однако, к сожалению, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводят посетителя в уныние». В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель. В 1920 году из Моквского собора было похищено и вывезено за границу ценное Евангелие, принадлежавшее Моквской архиепископской кафедре. Оно было написано на 328 листах и украшено миниатюрами и орнаментом, выполненными Моквским иноком Ефремом при Моквском Архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в рукописном отделе музея Искусств. В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. Шестого и седьмого октября, при официальном открытии, было отслужено Всенощное бдение и Божественная литургия.
Афонский храм и монастырьВ центре Нового Афона находится небольшой крестовокупольный трехапсидный храм, уникальный памятник древнего зодчества – церковь Симона Кананита. Она была сооружена в VI-VIII веках, в эпоху возвышения Анакопии, как административного и религиозного центра Абхазского царства. Позднее церковь становится Епископской кафедрой. Храм также служил местом погребения духовных особ Сухумской (Цхумской) епархии. Об этом свидетельствовал лежавший до 1882 года под южными входными дверями камень. На нем был изображен круг с четырехконечным крестом и написано на греческом — «Матерь Божья, спаси Георгия, причастного (т.е. Митрополита) Цхумского». Этот камень до первой реставрации служил могильной плитой над захоронением упомянутого выше Митрополита Георгия. Стены храма, как и утраченных теперь притворов, были когда-то покрыты изнутри штукатуркой с фресковыми росписями. Церковные и мирские историки этот храм обычно связывают с именем апостола Симона, уроженца Каны Галилейской, спутника апостола Андрея Первозванного. Они согласно церковной традиции с проповедью прошли с южного Черноморского побережья в Вифинию и Понт и достигли в 55-году н.э. пределов Абхазии, где Апостол Андрей Первозванный оставил Симона Кананита в районе реки Псырцха с целью распространения христианства среди местного населения. В том же году Симон Кананит подвергся гонении и принял мученическую смерть. В последствии на месте его погребения был возведен белокаменный храм в память первых контактов абхазов с христианством. Ново-Афонский монастырь был основан в 1875 году монахами Старого Афона (по-гречески — «тихий, безлюдный») — монастыря, расположенного в Греции на гористом и лесистом полуострове Агион — Орос в Эгейском море, на восточном выступе Халкидонского полуострова. Наиболее активно свою деятельность монастырь начал после утвержденного 8 декабря 1879 года Императором Александром II «Устава Ново-Афонского монастыря». Устав давал широкие права монахам не только в миссионерской, но и в хозяйственной деятельности. 1886 году Новый Афон удостоил своим посещением царь Александр III. На месте встречи царя и настоятеля монастыря монахи построили часовню. Дорога, пройденная царем от храма Симона Канонита до Ново-Афонского монастыря, названа «царской аллеей».
Вслед за царем Новый Афон начали посещать и сановники Российской империи. Постоянным посетителем монастыря стал наместник Кавказа – брат царя, великий князь Михаил, который счел нужным опекать этот монастырь. С 90-х годов XIX века Новый Афон становится крупнейшим религиозным центром Российской империи на Черноморском побережье Кавказа.
В Новом Афоне Монастырские корпуса с церквями строились в 1883-1896 годах. В центре западного корпуса возвышается 50-метровая колокольня с часами, мелодичный бой которых слышен далеко в округе. Под колокольней расположена бывшая монастырская трапезная, стены которой, как и в маленьких церквях, расписаны фресками, выполненными известными «волжскими богомазами» — братьями Оловянниковыми.
В центре четырехугольника, образованного корпусами монастыря, высится Пантелеймоновский Собор, построенный в 1888-1900 годах. Его венчают пять куполов, высота центрального – 40 метров. Длина собора 53,3 метра, ширина – 33,7 метра. Он построен в так называемом нововизантийском стиле, весьма распространенном в русском церковном зодчестве конца XIX -начала – XX века. Стены изнутри богато расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех, Владимирской губернии и группой московских художников под руководством Молова и А.В.Серебрякова. Фрески отличаются сочетанием главным образом голубых, коричневых и золотистых тонов. В ряде случаев отмечается отход от канонов иконописи, что особенно относится к изображению Марии Магдалины, выполненного рукою известного русского художника М.В.Нестерова, а также к сцене Страшного суда у центрального входа. Стенные росписи Пантелеймоновского собора интересны и в том отношении, что они являются одним из последних памятников русской, церковной иконописной школы. Ново-Афонский собор – крупнейшее культовое сооружение Абхазии. В настоящее время здесь открыто Ново-Афонское Епархиальное Духовное училище.
Пицундский храмВ центре Пицунды, за зелеными остроконечными вершинами кипарисов белеют гладкие стены и купол Пицундского Патриаршего Собора в честь апостола Андрея Первозванного, построенного в начале X вв. Собор относится к типу крестовокупольных, трехнефных и трехапсидных храмов. Возведен из камня и кирпича, причем в распределении этих материалов наблюдается определенный порядок. Стены храма от цоколя сложены исключительно каменными блоками, затем кладка приобретает смешанный характер: ряды камня перемежаются с кирпичными прослойками. Чем выше, тем каменные прослойки тоньше, а кирпичные толще. Верхняя часть стен, барабан и покоящийся на нем купол, внутренние опоры-столбы сложены полностью из кирпича неодинакового размера. На центральной алтарной апсиде снаружи между окнами выложены толстым кирпичом кресты. Храм полон воздуха и света, его гладкие стены покрыты штукатуркой, некогда украшенной фресками, от которых теперь сохранились лишь пояс медальонов в алтаре.
Внутри собора, в западной ее части находится усыпальница, в которой видны две гробницы. Эти гробницы устроены апостолом Андрею Первозванному и Симону Кананиту, о чем свидетельствуют фресковые изображения двух апостолов внутри усыпальницы. Пицундский собор в середине X века стал кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь избирали Католикосов-Патриархов Абхазской церкви, рукополагали епископов, варили миро. В XI — XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, из-за угрозы нападения со стороны турок, кафедра Абхазских католикосов переносится в Гелати, а собор был заброшен. Во второй половине XIX века собор был обновлен и освещен в честь Успения Богородицы. В настоящее время в соборе размещается концертный зал. Однако главный христианский собор Абхазии ждет своего часа, когда «святая святых», где ныне сцена, под пение церковного хора начнет возноситься православная Молитва.
Сухумский собор
Сухумский Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы был построен в 1915 году на средства греческой общины г. Сухума и до 40-х годов ХХ века являлся Греческим храмом. Кафедральным собором Сухумо-Абхазской Епархии он стал после второй мировой войны. По своей архитектуре собор относится к крестово-купольным, трехнефным храмам, имеющим купол византийского типа. В 80-х годах ХХ века при Митрополите Давиде (Чкадуа) были проведены, ремонтно-строительные работы и у храма появилось несколько боковых пристроек. В связи, с чем приходской храм превратился в собор. В настоящее время он является главным собором Сухумо-Абхазской епархии. В этом храме рукополагались все клирики Абхазии, и он являлся местопребыванием абхазских митрополитов. Служба в нем ведется на четырех языках: абхазском, грузинском, церковнославянском и греческом. В храме есть придел Николая Чудотворца, до наших дней сохранилась икона Пантелеимона Целителя с его мощами. Здесь же находилась гробница Иоанна Златоуста, а в 1990 году она была перенесена в место его кончины село Каманы, в одноименный храм, гробница является святыней христианского мира. В храме выставлены иконы с изображениями православных святых — Николая Чудотворца, Симона Кананита, Андрея Первозванного, Иоанна Златоуста, святого Василиска, а также копия Иверской Божьей Матери. В настоящее время при кафедре открыта церковно-приходская школа. С 1993 года по сей день настоятелем собора является глава Епархиального совета Абхазской Епархии иерей Виссарион (Аплиаа).
Расположение Восточного побережья Черного моря, на котором исконно жили абхазы, способствовало тому, что их предки были вовлечены не только в этнокультурные и политические процессы, происходившие в древности на Кавказе, Анатолии, Малой Азии и Средиземноморье, но и в религиозную жизнь этих областей. Поэтому главными составляющими религии абхазов являются язычество, христианство и ислам.
Язычество
Самые ранние языческие верования абхазов относятся к периоду существования цивилизации хаттов (III-II тыс. до Р. Х.). Одним из главных богов абхазского языческого пантеона был бог грозы и молнии Афы. С этим божеством связаны и древнейшие культовые сооружения Абхазии – дольмены. Согласно языческому поверью абхазов, убийство человека молнией считалось посещением бога Афы. Тело убитого заворачивали в бычью шкуру и вешали на дерево. В случае смерти знатных людей после «воздушного погребения» совершалось «вторичное погребение» – оставшиеся кости клали в дольмены.
К культу бога Афы, вероятно, восходит и почитание особых святилищ в Абхазии, в которых, по верованию абхазов, бог грозы и молнии являлся иногда в виде клубящегося огня (шаровая молния). Одно из самых почитаемых мест – святилище на горе Дыдрыпшь.
В древности абхазы также почитали владычицу рек и озер богиню «Дзыдзлан». Она выступает в образе коварной и мстительной, но при этом полной очарования русалки. С этой богиней связан и специальный обряд вымаливания дождя, который совершался в некоторых районах Абхазии и в XX веке.
Начиная со времен «Великой греческой колонизации» через города-колонии, основанные греками на территории современной Абхазии, шло и религиозное влияние античной Эллады. У абхазов сохранились сказания о герое Абрскиле, прототипом которого в античной мифологии был Прометей. В народе бытует вера в то, что Абрскил до сих пор находится в недоступной по глубине пещере в селе Члоу.
Христианство
Еще до христианства, под влиянием религиозной традиции халдейской цивилизации, у абхазов уже имелись некоторые представления о едином Боге Анцва (халдейское Ану, «отец всех богов»). Тогда же абхазы ознакомились с основными событиями библейской истории человечества. В абхазском фольклоре сохранились фрагменты повествования о потерянном рае, Всемирном потопе и Вавилонском столпотворении.
В религиозных верованиях абхазов есть и следы ветхозаветной религии, влияние которой шло через еврейскую диаспору, появившуюся на Кавказе с древнейших времен.
Христианство в Абхазию стало проникать с середины I века. Здесь проповедовали трое из двенадцати учеников Христа: Андрей Первозванный, Симон Кананит и Матфий. В начале IV века в Пицунде был создан первый церковный институт в Абхазии – Питиундская епископия, а в 325 году епископ Пицундский Стратофил принял участие на I Вселенском Соборе. В VI веке император Юстиниан Великий завершает процесс христианизации древнеабхазских племен и создает автокефальную Абазскую Епархию во главе с архиепископом Себастопольским (Сухум).
В середине VIII века возникает самостоятельная Абхазская Православная Церковь, которая просуществовала до конца XVIII века. В 1851 году на территории Абхазии, которая входила в состав Российской империи, создается Абхазская епархия. В 1885 году она была переименована в Сухумскую епархию. Сухумская епархия простиралась от Ингура до Анапы и к 1917 году имела 125 церковных общин.
В 1918 году, после оккупации территории Абхазии грузинскими меньшевиками, создается Сухумо-Абхазская епархия непризнанной тогда еще Грузинской Церкви. В 1943 году Русская Церковь признала Сухумо-Абхазскую епархию частью Грузинской Церкви. С 1993 года Сухумо-Абхазская епархия де факто является самостоятельной.
Сегодня на территории Абхазии функционирует 15 православных храмов (из более, чем 150) и два монастыря. В столице Абхазии есть католическая костела, лютеранская кирхи и церковь «евангельских христиан».
Большинство абхазов, проживающих на территории Абхазии и в странах СНГ, исповедуют православие. Главные общенародные христианские праздники в Абхазии: Пасха, Успение, Новый год (по старому стилю).
Ислам
Проникновение ислама на территорию Абхазии началось со времен падения Константинополя и появления на берегах Черного моря турков-сельджуков. В 1454 году турецкий флот приступом берет город Себастополис, который переименовывается в Сухум, и христианство начинает ослабевать.
Во второй половине XVIII века в Стамбул, для решения вопроса престолонаследия, были отправлены трое братьев князей Чачба – Зураб, Сулейман и Ширван. Они приняли ислам и отказались возвращаться на родину, так как править абхазским народом в то время мог только христианин. Абхазы выкрали одного из братьев – Зураба Чачба, крестили его в Илорском храме и объявили правителем Абхазии.
В XIX в. во время Кавказской войны, когда шло противостояние Турции, Персии и России за владение Кавказом, произошел коренной перелом в исламизации кавказских народов, в том числе и абхазов. Османская Турция одним из главных условий своей помощи абхазам и адыгам выдвинула принятие последними ислама. В первой половине XIX в. произошло массовое обращение абхазов в ислам (суннитского толка). На территории Абхазии в этот период было построено до десятка деревянных мечетей.
Сегодня в Абхазии функционируют две мечети. Количество исповедующих ислам в Абхазии, по официальным данным, составляет 1000 человек. Многочисленная абхазская диаспора, проживающая в Турции и других восточных странах, также исповедует ислам.
Главный мусульманский праздник в Абхазии – Баирам-Курбан.