Содержание
Вот слова Отцов Церкви на эту тему:
Александрия в Египте служила центром знаний в четвертом веке до нашей эры. Знаменитая библиотека Александрии привлекала многих ученых, и естественно, что этот город был одним из наиболее подходящих мест для расположения лучших школ. Филон, греческий еврей, живший в Александрии, уже написал много работ, демонстрирующих единство греческой философии и иудаизма (Великая традиция, 154). Позднее отцы церкви прибегали к аналогичным аргументам, чтобы связать греческую философию и христианство. Климент Александрийский (ок. 150-215 г. нашей эры) продолжил развитие этой темы, демонстрируя, что изучение греческой философии было полезно для христиан. Он определял философию как «подготовительную науку для христианства», которая приведет человека к созерцанию мудрости и подготовит его сердце для принятия Христа (169). Климент также пришел к выводу, что философия готовила ум к точности в обсуждении вопросов веры и, таким образом, помогала предохранять христиан от заблуждений под влиянием ложных учений.
Ориген (ок. 185-254 г. нашей эры), изучавший как Писание, так и в греческую литературу, сравнивал классическое христианское образование с израильтянами, ограбившими Египет перед Исходом. В своем сравнении Ориген отметил, что золото и серебро египтян-язычников применялось для изготовления священных сосудов, используемых в Скинии (178). Делая вывод из этого сравнения, он призывал учеников использовать сокровища греческих философов и поэтов для укрепления священной веры христианства.
Св. Василий Великий (ок. 329 – 379 г. нашей эры), епископ Кесарии, считал изучение древних писателей, поэтов и ораторов подготовительными занятиями для глубокого изучения Священного Писания. Он уподоблял мышление спортивным упражнениям. Святитель Василий утверждал, что осознанное изучение мудрости древних веков посредством анализа философии и аргументов, наряду с принятием истинного и отвержением ложного, готовило христианина к тому, чтобы стать твердым защитником веры. Другими словами, если христиане должны воздействовать на мир вокруг них, они должны тщательно подготовиться к этой задаче. Вселенские святители и православные учителя Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст получили отличное домашнее образование, а матери первых двух прославлены в лике святых (святые Эмилия и Нонна).
Святой Иероним (ок. 347- 420 г. нашей эры), переводчик Библии на латинский язык, был известен своей борьбой с любовью к светской литературе. Он доказал, что апостол Павел цитировал строки из греческих поэтов для того, чтобы убедить греков в истинности Христа. При этом Павел демонстрировал, что «он научился у праведного Давида, как вырвать меч противника из его рук и его собственным клинком отрезать голову самоуверенному Голиафу» (209). Снова и снова эти отцы Церкви доказывали, как светское обучение вполне может использоваться в служении Христу. Современник Иеронима, Блаженный Августин (ок. 354 – 430 г. нашей эры), также получил хорошее классическое образование до обращения в христианство и служения Церкви. В своей знаменитой работе «Исповедь» Августин утверждал, что чтение Цицерона обратило его сердце к мудрости Божьей (220). Ключевую роль в его жизни сыграла его мать Св. Моника, которая дала ему дома блестящее образование и весьма почитается до сих пор у западных христиан.
В Афинском университете святой Василий учился так, что ему не было равных – он не был средним, серым, незаметным студентом, учившимся «от и до», о его знаниях ходила настоящая слава: «”Он так изучил все, как другой не изучает одного предмета; каждую науку он изучил до такого совершенства, как бы не учился ничему другому”. Он был филологом, оратором, философом и диалектиком. «Легче было выйти из лабиринта, чем избежать сетей его слова, когда он находил сие нужным”. Из астрономии, геометрии и науки об отношении чисел он изучил настолько, чтобы искусные в этом не могли приводить его в замешательство. Собственные телесные недуги заставляли его изучить врачебную науку. Он был еще и юристом и естествоведом. Словом, «это был корабль, столько нагруженный ученостью, сколько сие вместительно для человеческой природы”» (Проф. Н.И. Сагарда. Святитель Василий Великий).
Впоследствии святитель Василий ответит на такой насущный для многих и сегодня вопрос – нужно ли христианину читать языческих авторов, и какой в этом смысл. «Займем лучше у них те места, где они восхваляли добродетель и порицали порок. Ибо как для других наслаждение цветами ограничивается благовонием и пестротою красок, а пчелы сбирают с них и мед, так и здесь, кто гоняется не за одною сладостию и приятностию сочинений, тот может из них запастись некоторою пользою для души. Поэтому, во всем уподобляясь пчелам, должны вы изучать сии сочинения. Ибо и пчелы не на все цветы равно садятся, и с тех, на какие сядут, не все стараются унести, но, взяв, что пригодно на их дело, прочее оставляют нетронутым.» (Святитель Василий Великий. Беседа к юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений).
Иоанн Златоуст: Каждый из вас — отцов и матерей — подобно художникам, с великой тщательностью украшающим изображения и статуи, пусть заботится и о своих удивительных произведениях. Ибо живописцы, каждый день ставя картину перед собой, покрывают ее красками, стремясь к тому, что должно. Так же поступают и каменотесы, убирая лишнее и добавляя недостающее. Так и вы, подобно делающим статуи, используйте для этого все имеющееся у нас время, делая для Бога статуи, достойные восхищения: лишнее убирайте, а то, чего недостает, добавляйте и внимательно наблюдайте их всякий день, какое от природы есть у них дарование — чтобы его умножить, какой недостаток — чтобы его устранить. И с особенным тщанием изгоняйте от них всякий повод к распущенности, ибо склонность к этому более всего вредна душам юных. Лучше всего, прежде чем он успеет изведать этого, приучи его быть трезвым, побеждать сон, бодрствовать на молитве, все слова и дела свои отмечать знаком Креста.
Серафим Роуз:
Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.
Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути.
Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии.
Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего.
Одна из проблем, стоящих ныне перед школьным образованием, состоит в том, что детям не прививают больше чувства истории. Это опасная и роковая вещь — лишить ребенка исторической памяти. Это означает, что его лишают возможности брать пример с людей, живших в прошлом. А история, в сущности, постоянно повторяется. Когда вы это замечаете, вам хочется знать, как люди решали свои проблемы, что сталось с теми, кто восстал на Бога, и с теми, кто изменял свою жизнь, подавая нам яркий пример. Чувство истории очень важно, и его надо прививать детям.
В общем, человек, хорошо знакомый с лучшими плодами светской культуры, которая в России почти всегда имеет определенное религиозное, христианское звучание, получает намного больше возможностей вести нормальную плодотворную жизнь православного христианина, чем тот, кто обратился в Православие, будучи знаком лишь с современной популярной культурой.
Именно поэтому в нашей битве против духа мира сего мы можем и должны использовать лучшее, что может предложить мир, чтобы пойти дальше этого лучшего; все лучшее в мире, если нам достает мудрости видеть это, указывает на Бога и Православие.
Свт Иоанн Златоуст
Поэтому родителям следует думать не о том, как бы сделать детей богатыми серебром и золотом, а о том, как бы они стали всех богаче благочестием, мудростью и стяжанием добродетели — как бы они не имели надобности во многом, как бы не увлекались житейскими и юношескими пожеланиями.
Цит. по: Святитель Григорий Нисский. О жизни Моисея Законодателя или о совершенстве в добродетели. Перевод с древнегреческого: А Десницкого. — М. Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке. 2009 г. С. 53-54
Египетские сокровища.
Так Моисей выводит народ из Египта. И всякий, кто идет по стопам Моисея, таким же образом освобождает от египетской тирании всех, кто его послушается. Полагаю, что тем, кто следует за вождем к добродетели, не стоит отказываться от египетского богатства и лишаться сокровищ иноплеменников. Они должны получить будто бы в долг все, чем владел прежде противник, как это и повелел сделать народу Моисей (Исх. 12: 35-36). Пусть никто не принимает поверхностного толкования, будто бы законодатель приказывает грабить состоятельных людей и учит несправедливости. Мнение, что таковы предписания законодателя, не соответствуют действительности, если посмотреть на его последующие законы, в которых от первого до последнего слова запрещается несправедливость по отношению к ближнему, — хотя и может показаться разумным объяснение, что с помощью этой уловки израильтяне получили с египтян плату за труды. (Такое толкование можно найти, например, у Филона Александрийского «Жизнь Моисея», 1.25.141, Климента Александрийского «Строматы», 1.23.157 или Иринея Лионского «Против ересей», 4.46). Но и такое толкование никак не избавляет повеление Моисея от обвинения во лжи и обмане. Ведь когда один человек взял у другого вещь в долг и не вернул, то, если эта вещь ему не принадлежит, он совершил кражу; но если даже он завладел тем, что ему причитается то заслужил имя лжеца, поскольку обманул надежду владельца на дальнейшее пользование этой вещью.
Итак, возвышенное понимание подходит здесь больше приземленного. Тем, кто переходит к свободной и добродетельной жизни, таким образом предписывается запастись богатствами языческой образованности, которой украшаются чуждые вере люди. Нравственную и естественную философию (нравственная философия – этика; естественная философия – естественные науки – физика, биология и т.д.), геометрию и астрономию, науку логики и все, чем занимаются люди вне Церкви, наставник в добродетели повелевает перенять будто бы в долг у тех, кто обогатился всем этим в Египте. Они пригодятся позже, когда понадобится украсить храм Божиего таинства словесным убранством. Те, кто приобрел это богатство, приносят его Моисею, когда он начинает работу над скинией свидетельства (Исх. 35:21-29). Каждый делает свой вклад в устроение святилища – то же самое мы можем видеть и сегодня. Многие приносят Божией Церкви, словно дар, полученное ими языческое образование, как, например, Василий Великий, который сумел за годы юности стяжать египетское богатство, затем, принес его Богу и украсил им Церковь – истинную скинию.
Здоровый ребенок не будет лениться, если его к этому не вынудят родители.
«Леность детей — это одна видимость, фикция, а не настоящее явление; взглянул на нее попристальнее — и она исчезла». Как вам, строгие и безапелляционные мамы и папы, такое мнение знаменитого русского педагога Петра Каптерева? Он считал, что за словами «лень», «лениться» скрываются абсолютно конкретные причины нежелания ребенка заниматься тем или иным делом, моральные или физические, и родители должны понять и устранить их — тогда и слово «лень» станет мифическим, несуществующим.
Флегматик не виноват
Детей ленивых от природы не существует. Каждый здоровый ребенок в раннем детстве вполне себе деятелен, от него только и слышишь: «Я сам», он сердится, когда ему не позволяют что-либо сделать самостоятельно. Пассивность, бездеятельность — в чем родители тоже усматривают проявления лени — чаще всего говорят о том, что ребенок попросту нездоров.
У младших школьников за лень часто принимают неумение. Ребенок еще не научился правильно организовывать свою работу: хватается то за одно, то за другое, у него ничего не выходит, он устает, разочаровывается, все бросает… В результате уроки сделаны кое-как и со временем он все с большей неохотой берется за них: зачем что-то делать, если все равно не получается?
Иногда ленью ошибочно называют резко выраженные проявления темперамента. Малыш-флегматик малоподвижен, медлителен, долго раскачивается. Его бесполезно подгонять и обвинять в лени, все равно он будет работать в том темпе, который диктуется его внутренним складом. Человек не виноват, что не может работать, как эти бойкие ребята вокруг него, у которых все в руках горит. Но при этом ленивыми считают и тех же холериков, которым необходима активная деятельность, и им сложно выполнять работу скучную, монотонную. Поиграть для них — это настоящее дело, а собрать в песочнице разбросанные игрушки — смертельная тоска.
На похвалах как на дрожжах
Иногда так и хочется наорать, а то и замахнуться ремнем на чадо, «рубящееся» в компьютерную стрелялку, в то время как вы ждете от него усилий по исправлению двоек. Вот только поможет ли? Легко принудить человека выполнить вашу волю, а вот как переломить лень-матушку?
Двор, песочница. Тут каждый занят делом. Кто-то нагружает песком самосвал, другие делают куличики, собирают камушки… В дет ском возрасте игра — это самый настоящий труд. А с каким рвением дети стремятся достичь задуманного, сделать, к примеру, тот же первый шаг! Разве можно заподозрить в лени ребенка, который все пытается и пытается прорыть в песочнице все осыпающийся и осыпающийся подземный ход? Почему же потом этого же ребенка не заставить вынести мусор или решить задачу по математике?
…Это катастрофа! Наша пятилетняя Наталья решила помочь бабушке помыть посуду! Значит, как и в прошлый раз, будет лужа возле мойки, по локти мокрые руки, и хорошо, если все это затянется только на полчаса и посуда останется целой…
Бабушка не выдерживает:
— Наташ, не надо, иди поиграй, все равно нормально не сделаешь! Подтирать еще потом за тобой!
И ребенок покорно идет, куда его послали. Читать книжку, играть или делать уроки. А так хотелось помочь, сделать что-то самой…
В три-четыре года дети рвутся к самостоятельности — так дайте им возможность ею насладиться! Конечно, сначала получается плохо — но чтобы чему-нибудь научиться, нужно это начать делать! Вот малыш пыхтит, сопит, но при этом сам ползает по своей коечке, заправляет ее. Похвалите его даже за самый маленький успех! И пусть доводит дело до конца. Довел, помыл посуду, положил подушку на место — оцените его работу, на похвалах дети растут как на дрожжах.
Он и дальше будет с удовольствием выполнять ту же работу по дому, если раз за разом будет повышать свою значимость в собственных глазах, получая бонусы в виде похвалы или чего повесомее со стороны взрослых. Он же получает мотивацию к труду, что может быть важнее этого?
Дальше — больше. Закрепите за взрослеющими детьми какие-то домашние обязанности и настаивайте на их выполнении, причем поручения должны быть конкретными, действительно нужными, а не придуманными в воспитательных целях. И продолжайте подчеркивать, что хлеб, скажем, куплен свежий, пыль вытерта начисто. А поощрения необходимы просто как воздух! Ребенку младшего возраста лучше открыто сказать, что, разгрузив вас, он получил возможность, например, подольше побыть в зоопарке, сходить в кино, а с теми, кто постарше, уже можно побеседовать о разделе домашней работы «по-честному».
С домашних дел начинается выработка в ребенке отношения к труду как к жизненной потребности. А если вы раз за разом вырывали у Наташки, поднимающей клубы пыли в квартире, веник из рук — не удивляйтесь, когда, подросшая, она сможет спокойно проходить мимо полной раковины посуды и не будет стремиться хоть часть домашних дел взять на себя, как говорится, «по умолчанию». И только ли домашних?
Лень гормональная
Наличие-отсутствие «мотива» объясняет и поведение так называемых лентяев и в школьном возрасте. Начнем с того, что ребенок, всеми способами увиливающий от уроков, скорее всего, просто не имеет собственной мотивации к своему самому важному, единственному, можно сказать, делу, искренне не понимая, зачем ему самому нужны все эти уроки, домашние задания и т.д. Потом он настолько привыкает к постоянному контролю взрослых, что делает вывод: «Это им надо, а не мне». И вроде бы не лентяй, много чем интересуется, но в школьных делах — бездельник бездельником.
Не пора ли вам ослабить мелочное ежеминутное внимание и требовательность? Иначе ярлык «лентяя» станет для ребенка неожиданно привлекательным — может быть, хоть так от него отстанут, ведь все равно окружающие им недовольны, а бессмысленная деятельность «из-под палки» ничего, кроме отвращения и стремления избежать перегрузок, вызвать не может. Может, попытаться довести до ребенка смысл его работы, объяснить, что если он ничего не будет знать и уметь — он никому не будет нужен, кроме своих родителей. Поищите смысл, ради которого он будет стремиться в класс. Пусть это будет только общение со сверстниками — и ради этого можно захотеть в школу! Как только ребенок начнет заниматься тем, что ему интересно, что для него важно, лень исчезнет, а оценки улучшатся.
Ленью нередко оборачивается и, напротив, завышенная оценка талантов человека, и его автоматически повышающаяся самооценка. Действительно умный, способный, захваленный ребенок не хочет заниматься, потому что ему и так все дается легко, и он считает себя лучшим в классе и без лишних усилий со своей стороны. В родительских же жалобах на лентяя слышится даже что-то вроде восхищения — кладезь способностей, горы бы своротил, если бы захотел, но «лень вперед него родилась». Вас это утешает и расслабляет, а человек так утверждается в своей правоте: способности у него есть — так они проявятся и без лишних усилий с его стороны. А лучше бы он слышал от вас, что лень и талант — взаимоисключающие понятия и что первое зарывает в землю второе.
…Кажется иногда, что подростки в этой лени целиком — валяясь на диване, просиживая перед монитором или шатаясь по улицам. Они при этом часто говорят, что не успели отдохнуть, что надо расслабиться, «оттянуться». А ведь человек молод, более или менее здоров, он не ходит на работу и домашними делами не перегружен — да придуривается он, отлынивает, уверены вы. И напрасно. В определенном возрасте в дело вмешивается физиология: в организме подростка идут глобальные перемены, связанные с гормональными изменениями, и это действительно вызывает постоянное ощущение усталости. Чем ежечасно пенять ему на безделье, начните «прикармливать» его витаминами, сходите вместе куда-нибудь, организуйте ему отдых сами, если уже хотите контролировать своего ребенка от и до.
Кстати
Пословицы на тему
- Глядя на лес, не вырастешь, а смотря на людей, богат не будешь.
- Хоть три дня не есть, а с печи не слезть.
- В лес не съездим, так и на полатях замерзнем.
- Ленивый сидя спит, лежа работает.
- Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
- У ленивой пряхи и про себя нет рубахи.
- Спать долго — жить с долгом.
- Чем эдак пахать, так лучше выпрягать.
- Лежебоке и солнце не в пору всходит.
- Были бы хлеб да одежда, так и ел бы лежа.
- Что потрудимся, то и поедим.
Советы родителям
1Если ваш ребенок постоянно пытается уклониться от домашних дел, учебы и т.д., попытайтесь понять, по силам ли ему в принципе предъявляемые вами требования.
2Часто ли вы хвалите или благодарите за сделанное того, кого считаете ленивым? Пожалуйста, не забывайте это делать. Трудно с увлечением заниматься делом, которое никто не замечает и не оценивает.
3В тех случаях, когда учителя говорят о внезапно возникшей лени вашего ребенка, попробуйте выяснить все подробности, не торопитесь ругать и наказывать человека. Возможно, именно сейчас он нуждается в помощи (психологической, медицинской, дополнительных занятиях или, наоборот, освобождении от учебы, наконец, просто в ваших советах или поддержке), а лень — сигнал бедствия, который вам необходимо заметить.
4Невозможно заставить быть трудолюбивым с помощью угроз. Рано или поздно человек, с которым так обращаются, взбунтуется. При этом форма протеста может быть разной (слезы, гнев, ложь, болезнь, бегство), но сутью будут испорченные отношения с «надсмотр щиком».
Вопросы полового воспитания у современных родителей вызывают куда больше любопытства, чем у самих детей. Если не знаете, как поговорить с ребенком на щепетильную тему, не спешите вести его к психологу, а лучше придите на консультацию сами и подберите слова, которыми сможете поговорить с детьми «по-взрослому».
© Sputnik / Максим Богодвид
Корреспондент Sputnik побеседовала с психологом Аленой Корольковой о том, где найти грань между «ему рано» и «мы не рассказали главное».
«С нами не говорили, и мы не будем»
— Большинство родителей считают, что раз сами благополучно выросли без разговоров на щепетильные темы, то и детей не нужно обременять неловкими разговорами…
— Хорошо бы, чтобы темой полового воспитания занялись не в школах, а в семьях. Но так как мы росли в стране, где «секса не было», большинству из нас тяжело прорваться через собственный страх, стыд и смущение в этой теме. Редко кому из нас говорили о взрослении и переходном периоде. В лучшем случае давали книгу, из которой можно было почерпнуть нужную информацию.
И раз у нас не было опыта общения с родителями на эту тему, отвечая на детские вопросы, приходится прорваться через стену собственного смущения. Если у ребенка рождается любопытство, это уже хорошо, но на вопросы должны ответить мама или папа, и теми словами, которые ребенок привык слышать в семье. Это куда лучше, чем если это будет взрослая женщина, которая будет оперировать терминами.
Когда клиенты спрашивают, можно ли привести ребенка, чтобы я рассказала ему про половое созревание, я предлагаю прийти на прием самим родителям, чтобы мы вместе смогли подобрать слова, которые будет слышать их ребенок. Если дети имеют возможность задавать такие вопросы, значит, в семье сформировано доверие между родителями и детьми, которое лучше не предавать. Скажите ребенку — мне нужно время подумать, я отвечу на твой вопрос.
© Photo : Татьяна Прудинник
При этом важно не отмахнуться, а ответить на вопрос. Во второй раз ребенок, скорее всего, не спросит, решит, что задает неловкие вопросы. При этом ребенок все равно узнает, откуда он взялся — от друзей, из интернета. Задача родителей — создать адекватную базу знаний, на которую сможет опираться ребенок.
— С чего начать? Не подходить ведь к ребенку с вопросами, не хочет ли он поговорить о сексе?
— С юного возраста родитель должен приучать ребенка называть свои интимные части тела правильно. Мы ведь не говорим детям, что вместо ручек и ножек у тебя веточки, но, когда заходит речь об интимных частях тела, вместо пениса и вагины употребляем другие слова. И когда ребенок слышит правильное название половых органов, он переживает удивление, не понимает, почему прежде не слышал таких слов. Сексуальное воспитание начинается с того, чтобы с трех лет, с самого детства называть половые органы правильно.
Любопытство ребенка в этой теме лучше удовлетворять. Но отвечать на вопросы нужно в рамках запроса: если ребенок спрашивает, откуда он взялся, лучше всего ответить — ты родился из моего живота. Если ребенок не задает дальнейших вопросов, не нужно читать ему лекцию о том, как он туда попал. Если же спросил, ответьте: мы с папой полюбили друг друга и из этой любви родился ты. Не задает других вопросов — не продолжайте.
Падаете в обморок — купите книгу
— А если ребенок продолжает задавать вопросы? © Sputnik / Виктор Толочко
— Детского любопытства в этой теме меньше, чем родительского страха. Особенно тревожным родителям я советую купить книгу с хорошими иллюстрациями. Если вы чувствуете сильное смущение, предложите ребенку вместе полистать книгу.
Если нам трудно говорить на интимные темы с ребенком, вряд ли мы сможем говорить и с собственным партнером, так что отвечать на вопросы детей — хорошая мотивация, чтобы начать прорываться через свои страхи.
Если дети не начали задавать родителям вопросы о половой жизни, то и подростки не начнут. Если же хотите поговорить с подростком, то лучшее место — это поездка в машине, у вас будет возможность быть услышанным. Начните так: тебе пятнадцать лет, и я переживаю, знаешь ли ты, как защитить себя. Он закатит глаза и скажет, что знает, и тогда скажите, что верите ему, но хотите, чтобы ребенок знал — если что-то случится, он может с вами поговорить.
— Как понять, ребенок знает слишком мало для своего возраста или, напротив, слишком много?
— Дети-дошкольники от трех до шести лет должны называть половые органы правильно и понимать, где они находятся. Это нужно хотя бы для того, чтобы ребенок в случае возникновения дискомфортных ощущений смог дать знать, где болит. Хорошо бы, чтобы он знал, что ребенок растет в матке и рождается через влагалище.
Младшие школьники должны знать о физиологических изменениях, которые будут проходить у них в теле в подростковом возрасте. У нас есть впечатление, что о менструации только ленивый не знает. Но учтите, что если раньше половое созревание наступало примерно в 12 лет, то сейчас порой — и в 9 лет. И дети, которые не знают о грядущих изменениях, могут пугаться — что же такое страшное со мной происходит? Нужно спокойно объяснить, что такое поллюция у мальчиков и менструация у девочек, как это происходит и почему. Объяснить мальчикам, что это не стыдно, что это физиология, предупредить девочек о возможных болевых ощущениях. В этом возрасте нужно рассказать о разнице между выделительной и репродуктивной функцией организма.
В подростковом возрасте важно, чтобы дети понимали, что такое сексуальная ориентация. Хорошо бы дать информацию о венерических заболеваниях. Еще одна важная тема — преувеличенная сексуальность, которую транслирует индустрия моды. Нужно объяснить ребенку, что картинками людей с идеальной внешностью попросту привлекают внимание аудитории, а не демонстрируют идеального человека.
© CC0 /
В старшем подростковом возрасте — 15-18 лет — ребенок должен знать, что такое противозачаточные средства, понимать, что они не обеспечивают стопроцентную защиту. Они должны знать, что секс — это доверие и значимость в жизни друг друга, а не только физиология, что это умение находиться рядом с любимым человеком и приятный бонус, для получения которого нужно сперва выстроить отношения.
Еще одна важная тема — дети должны понимать, что с ними будет происходить на осмотре у гинеколога и уролога, потому что я нередко сталкиваюсь с рассказами уже взрослых женщин, которые долгие годы помнят пугающие манипуляции в кресле врача.
Скажите кодовое слово
— То есть, если ребенок ни о чем не спрашивает, то и говорить с ним не стоит?
— Одна из важнейших тем — сексуальный абьюз, и разговор об этом должен инициироваться родителями. Оптимальный возраст для таких бесед — 8-12 лет. Родителям нужно объяснить ребенку, что интимные части скрываются нижним бельем не только из-за вопросов гигиены, но и потому, что никто кроме него самого, родителей и медперсонала — и только с разрешения родителей — не должен их видеть.
Недопустимо, если к ребенку подходит взрослый и просит разрешения его сфотографировать. Клиентка рассказывала мне об истории, когда незнакомый мужчина попросил измерить обхват талии ее дочери, потому что якобы набирал группу моделей. Также недопустимо, если взрослый человек на улице просит ребенка о помощи: нужно объяснить, что взрослый обратится за помощью к взрослому.
Когда мой ребенок был маленьким, мы применяли прием секретного слова. У нас было кодовое слово «Майнкрафт», название его любимой игры. Я объяснила сыну — если к тебе подходит взрослый и говорит, что мама просила забрать из школы, потому что сама не успевает приехать, нужно потребовать назвать секретное слово. Нет секретного слова — никуда не идем.
Если над ребенком совершили насилие, ему часто говорят — не говори маме, это наша тайна. И тут важно донести, что тайна и секрет — это то, что доставляет удовольствие обоим и никогда не держится на страхе. И главное, нужно сказать ребенку, что бы ни случилось, я точно буду с тобой и буду тебе помогать.
— Многие родители беспокоятся, что дети знают не слишком мало, а напротив — слишком много… ©
— Важен не объем знаний, важно, что если ребенок строит свою базу только на основе разговоров со сверстниками и знаний из интернета, представление будет извращено. У ребенка может возникнуть ложное представление о собственной сексуальности, ведь в сети тиражируются мифы, которые поддерживают и взрослые — например, что половой акт должен длиться как марафон. Задача родителей не дать полное представление о половой жизни — это он доберет — а создать адекватную базу.
Если у ребенка нет возможности удовлетворять свое любопытство на тему полового созревания в семье, у него сформируется представление об этой теме как о стыдной и неприличной, о которой воспитанные люди не говорят. Это выливается обычно в неспособность слушать себя и свои желания, говорить с партнером.
Американские коллеги выделили четыре типа семей. Первый — репрессивный: в таких семьях тема секса табуирована, любые вопросы о том, откуда я взялся, или демонстрация частей тела строго пресекается. В итоге у ребенка формируется страх, ему кажется, что все телесное — это постыдное и страшное. Другой тип семей — избегающий, в этом случае родители любой вопрос обращают в лекцию с терминами. А ребенок, поняв, что это скучно, свое любопытство решит удовлетворять со сверстниками. Навязчивый тип семей предполагает, что родители демонстрируют свою сексуальность и даже позволяют себе ходить обнаженными в присутствии детей. В таком случае любопытство ребенка может трансформироваться в избегание телесного. И четвертый тип семей — экспрессивный, в таких семьях удовлетворяют любопытство ребенка, но самостоятельно не инициируют разговор, и это самый удачный вариант.