Святая мученица Татьяна — 25 января день памяти: житие, икона, молитва
Содержание
Святая мученица Татьяна: житие
Родилась святая Татьяна в Риме около 200-го года по Р.Х. Родители её были богатые и знатные граждане, которые в то же время были и тайные христиане.
Трудно тогда было быть христианином. Рим был полон языческих храмов, и общественная жизнь была тогда тесно связана с религией. Возвращались ли римские легионы после победы над врагами, — все должны были приносить жертвы богам. Вступал ли на престол новый император, — все шли в храмы и воскуряли фимиам перед «гением императора.” Начинался ли новый год, — всем следовало умилостивить богов жертвоприношениями. А сколько было других случаев в жизни, когда нужно было на виду у всех показать, что ты не безбожник, что ты чтишь богов, что ты исполняешь все обряды народной религии!
Казалось бы, велика ли важность бросить щепотку фимиама на жертвенник или поклясться гением императора, — но христиане и это считали изменой Христу, актом отречения от Него и потому под разными предлогами старались уклониться от участия в общенародных праздниках; им приходилось таиться и скрывать свою веру в истинного Бога. Когда же вспыхивало очередное гонение на христиан, когда их принуждали открыто, при всех, похулить Христа и принести жертвы идолам, тогда даже и тайные христиане объявляли о своей вере, терпели страдания и лишались жизни, как это и случилось с отцом святой Татьяны.
Татьяну с самых ранних лет родители стали приучать к благочестию. Они брали её с собою на тайные богослужения, совершаемые ночью в катакомбах. Пробираясь по узким коридорам катакомб, едва освещённым масляными лампами, она видела, что стены этих коридоров хранят в себе мощи мучеников, тела усопших в вере и преданности Христу. В дни их памяти она слышала гимны, прославлявшие их подвиги, и трепетным сердцем внимала рассказам об их святой жизни и страданиях. Ей самой захотелось быть такой же, как эти святые мученики, так же любить Христа и так же отдать за Него жизнь.
Часто, ещё будучи маленькой девочкой, св. Татьяна, проснувшись среди ночи, поднимала руки и приносила Богу свои детские молитвы:
— Я хочу быть святой, — шептала она. — Научи меня, Господи, не любить ничего и никого так крепко, как Тебя! Научи меня, Господи, делать только то, что Тебе угодно; сделай меня Твоей служительницей! Когда св. Татьяна выросла, эта её мечта исполнилась. За свою благочестивую жизнь, за свою преданность Богу и постоянную готовность что-то сделать для других она была посвящена в диаконисы. В её обязанности входило учить вере оглашенных женщин и девушек, готовить их к святому Крещению, прислуживать при совершении этого таинства, заботиться о бедных, о больных и сиротах.
В это время опять вспыхнуло в Риме гонение на христиан. Велено было, чтобы все граждане принесли жертвы богам, и хватали всех, кто отказывался исполнить это веление. Среди схваченных оказалась и св. Татьяна.
— Принеси жертву Аполлону! — сказали ей. Вместо этого св. Татьяна стала молиться Христу. И вдруг земля заколебалась, статуя Аполлона упала и разбилась на мелкие куски, стены храма задрожали, и послышались стоны.
— Это стенают духи зла и лжи, — сказали про себя христиане, — чувствуют они, что приходит конец их обманам. Между тем св. Татьяну повлекли на место пыток. Там её стали бить по лицу и терзать железными крючьями. Мужественно перенося страдания, святая дева молилась за своих мучителей и просила Господа открыть им душевные очи и научить истине. Молитва её была услышана: небесный свет озарил их, и они увидели четырёх ангелов, окружавших святую. Тогда они пали к ногам святой Татьяны и стали молить её:
— Прости нас, служительница истинного Бога! Прости нас, ибо не по нашей воле мы терзали тебя. Разозлённые судьи приказали тотчас же схватить этих раскаявшихся воинов и предать их смерти. Новообращённые мученики громко славили Христа и после короткого, но жестокого мучения все они, числом восемь, были усечены мечём и отошли к Господу, приняв крещение в собственной крови.
Верим, что по молитвам святой Татианы Господь избавит Отечество от мрака невежества!
На другой день сам правитель Рима Ульпиан взялся судить св. Татьяну. Когда её привели из темницы, все были поражены тем, что на ней не было видно даже и следа от вчерашних мучений. Лицо её было спокойно и радостно. Ульпиан стал убеждать св. деву принести жертву богам, но она отказалась. Тогда он приказал обнажить её и острыми бритвами резать ей тело. Как знамение её чистоты, из ран вместе с кровью истекло молоко, и воздух наполнился благоуханием, подобным благоуханию св. мира, ибо Татьяна, подобно св. миру была исполнена Св. Духа.
Затем её растянули на земле и долгое время били жезлами так, что сами мучители быстро теряли силы и часто сменялись. Она же оставалась непоколебимой, так как ангелы Божии, как и прежде, невидимо стояли около неё, ободряли её и отводили от неё удары на тех, кто пытался причинить ей страдания. Наконец, девять из числа палачей пали мёртвыми, а остальные, еле живые, остались лежать на земле неподвижно.
Святая же, встав, обличила во лжи самого судью и его служителей, говоря, что боги их — бездушные идолы, она же служит единому истинному Богу, творящему чудеса.
Так как уже приближался вечер, то Святую отправили обратно в темницу. Там она провела ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалу. Небесный свет озарял её, и ангелы Божии славословили Господа вместе с ней. Утром её снова привели на суд и снова все были поражены её прекрасным видом. В этот день святая сокрушила своей молитвой храм богини Дианы и снова претерпела за это страшные мучения. На другое утро св. Татьяну привели в цирк и выпустили на неё атласского льва. Арена Колизея, как и арены многих других римских цирков, была уже обильно напоена мученической кровью. Постоянно совершались там кровавые зрелища: бестрепетных христианских мучеников отдавали на растерзание зверям. Но теперь на эту же арену была брошена дочь одного из знатнейших и уважаемых римлян. Это сильней обычного возбуждало всеобщее любопытство.
Однако, на удивление всем, выпущенный из клетки лев не растерзал Святую. Вместо этого, он ласкался к ней и покорно лизал ей ноги. Толпа, подумав, будто это был какой-то ручной или слабосильный лев, заволновалась и потребовала, чтобы его убрали с арены. Некоторые зрители, возглавляемые одним знатным сановником, кинулись исполнять пожелание толпы. Но лев, кинувшись на сановника, тут же растерзал его. После того святую Татьяну увели с арены и снова подвергли мучениям; наконец, её бросили в огонь. Но огонь не коснулся не только её святого тела, но даже и роскошных волос, которыми, как плащом, святая мученица прикрывала свою наготу во время мучений. Язычники пришли тогда к заключению, что чудеса эти совершаются только силой волос Татьяны. Её остригли и заключили в храм Зевса.
Когда на третий день в храм пришли жрецы, они увидели, что идол Зевса лежит разбитый на мелкие кусочки, а святая пребывает в радости, молясь Богу. Тогда Ульпиан произнёс смертный приговор, и св. Татьяна была обезглавлена. Вместе с ней был казнён и её отец, объявивший себя христианином. Видя страдания своей дочери, он не пожелал оставаться тайным христианином и решил пострадать вместе с ней. Произошло всё это в 225 году.
» Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? » ( Рим. 8:35). Эти слова св. апостола Павла буквально исполнились в жизни св. Татьяны: ничто не смогло поколебать её веры в Господа Иисуса Христа, Которому она отдала свою молодую жизнь.
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: икона
Святая мученица Татьяна: молитва
Молитва первая
О святая мученице Татиано, приими ныне нас, молящихся и припадающих к святой иконе твоей. Молися о нас, рабех Божиих (имена), да избавимся всяких скорбей и болезней душевных и телесных и благочестне поживем в настоящем житии, и в будущем веке сподоби нас со всеми святыми поклонятися в Троице славимому Богу, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва вторая
О святая мученице Татиано! Невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия! Страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней! От дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным, и не отвергай молений наших! Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетелей веди нас, Ангельское охранение испроси у Бога нам. Наши раны и язвы телесныя сотвори безболезненны, в злострадании терпение даруй. Греховныя язвы уврачуй. Юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози! Поминай наши скорби, и отраду даруй! Посети нас, сущих в темнице греха: на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы! Не оставь нас сирых! Да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
О святой мученице Татьяне:
- Татьянин день (25 января): сила веры и воли
- Почему Татьянин день — праздник студентов?
- Если бы святая Татиана была студенткой…
- День мученицы Татианы – имеет особое значение для России
Храм мученицы Татианы при Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова (Москва)
Дата создания: 1837 г. Описание:
Центральное благочиние Московской городской епархии
История
Храм святой мученицы Татианы освящен 12 (25) сентября 1837 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским.
Церковь была устроена во флигеле перестроенной городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых, расположенной на Моховой улице близ Московского Кремля. В 1832 г. Николай I покупает это здание для Московского университета, и в 1833-1836 гг. оно перестраивается под руководством архитектора Е.Д. Тюрина.
Храм был закрыт в июле 1919 г. 7 ноября 1922 г. здесь был открыт клуб, 6 мая 1958 г. — Студенческий театр МГУ.
В Татьянин день 25 января 1991 г. в здании бывшего храма впервые после его закрытия состоялся молебен св. мц. Татиане. Службу возглавил Святейший Патриарх Алексий II.
20 декабря 1993 г. Ученым советом МГУ было принято решение о восстановлении домовой университетской церкви в здании на Моховой улице. 27 апреля 1994 г., по согласованию с ректором МГУ, указом Святейшего Патриарха Алексия II в храме св. мц. Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма был назначен священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ.
24 января 1995 г. состоялось первое всенощное бдение в возрожденном храме; на следующий день, после торжественной Литургии в честь праздника св. мц. Татианы, Святейший Патриарх Алексий II совершил праздничный молебен святой покровительнице Московского университета. С этого времени в храме начались регулярные богослужения.
2 декабря 2000 г. в цокольном этаже здания освящен нижний храм — в честь свт. Филарета, митрополита Московского.
24 апреля 2016 г. в верхнем храме освящен воссозданный иконостас. Прежний иконостас, подаренный в 1998 г. протопресвитером Александром Киселевым, был перенесен в нижний храм.
31 августа 2012 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла настоятелем храма св. мц. Татианы назначен протоиерей Владимир Вигилянский, служивший здесь с 1996 г.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 1 ноября 2016 г. на территории нового комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах при строящемся храме св. равноапп. Кирилла и Мефодия при МГУ им. М.В. Ломоносова было учреждено Патриаршее подворье. Настоятелем строящейся церкви назначен клирик храма св. мц. Татианы протоиерей Иоанн Лапидус.
Престолы
Главный престол — в честь св. мц. Татианы, приставной — в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (верхний храм). Нижний храм освящен в честь свт. Филарета Московского.
Святыни
Частица десницы св. мц. Татианы, частица мощей свт. Филарета Московского, иконы Божией Матери «Всецарица» и «Прибавление ума», ковчег с мощами Оптинских старцев, почитаемая икона новомучеников, выпускников Московского университета.
Богослужение
По воскресным дням — Литургия в 7.00 и 9.30, всенощное бдение накануне в 17.00.
По будним дням Литургия совершается в понедельник, среду, пятницу и субботу в 7.30.
По будним дням в 18.00 совершаются вечерние богослужения: по вторникам вечерня с акафистом св. мц. Татиане; по четвергам — вечерня с акафистам свт. Филарету; по пятницам — вечерня с акафистом Божией Матери.
***
Настоятель — протоиерей Владимир Вигилянский.
Страна: Россия Город: Москва Адрес: 103009, Москва, Моховая ул., д. 9, к. 2 Телефон: +7(495) 629-46-12 Web-сайт: www.st-tatiana.ru E-mail: info@st-tatiana.ru Настоятель: Владимир Вигилянский, протоиерей
Аудио:
Кондак 1
Избранней невесте Христа, Вседержителя твари, похвальная пения восписуем, чистоту жития твоего девственнаго восхваляюще и лобызающе честная страдания Твоя; ты бо ныне ликуеши в чертоге небеснем твоего Жениха Христа. Поминай прославляющих тя пении сими, да зовем ти:
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Икос 1
Ангелов Творец избра тя из древняго Рима, да песнопоеши житием твоим святое имя Божие, от лет детства твоего воспитана бысть в страсе Божии и добродетелех, сего ради зовем ти:
Радуйся, юнице сладкоблагоуханная;
радуйся, Божественное Писание возлюбившая.
Радуйся, благочестие в себе воспитавшая;
радуйся, богобоязненному родителю внимавшая.
Радуйся, от него семена веры приявшая;
радуйся, в страсе Божии воспитанная.
Радуйся, паче всех благ вечная блага возлюбившая.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 2
Видящи богобоязненный родитель твой житие твое, всечестная, насладися дарований Божественных в тебе, паче бо знатности своея и власти консульския любляше Христа, всяк день хвалу Ему поя: Аллилуиа.
Икос 2
Разум небесный тебе даровася, егда достигла еси юности твоея и восхоте тогда житие твое проводити в девстве и целомудрии. Христос же Бог, укрепляя тя в сих добродетелех, прият тя в небесная селения. Сего ради приими от нас пения сия:
Радуйся, птице, парящая в Небеса;
радуйся, девство и целомудрие бысть твои криле.
Радуйся, Бога предпочетшая миру;
радуйся, юность свою Христу посвятившая.
Радуйся, ластовице Божественнаго сада;
радуйся, токмо ко Христу любовию пламенеющая.
Радуйся, служившая Ему день и нощь.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 3
Сила Божественныя любве в тебе содела тя служительницей Христу, бысть бо избрана и поставлена на славное служение диакониссы, и оттоле, служащи Церкви в радости велией, возглашаше непрестанно: Аллилуиа.
Икос 3
Имеющи ревность о Церкви Божией, в новом звании подвизалася еси, труды и подвиги усугубляя и подобно безтелесным Ангелом служа ближним во Христе. Мы же, отягченнии грехми, сице глаголем ти:
Радуйся, молитвою услаждавшая житие твое;
радуйся, в звании диакониссы послужившая.
Радуйся, в темницах узников посещавшая;
радуйся, им узы врачевавшая и украшавшая.
Радуйся, добропобедное постничества правило;
радуйся, ко крещению жен приуготовлявшая.
Радуйся, благодати крещения споспешнице;
радуйся, бедных и вдовиц окормлявшая.
Радуйся, в беде и несчастии отраду носящая
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 4
Бурю злых напастей претерпе нечестивый царь Антонин Илиогабал, егда тело его, влекомо по граду, с поруганием ввержено бысть в реку Тибр, воином же возведшим на царство Римское Александра Севира. Ты же, всеславная мученице, пострадала за Христа во дни его царствия, песнопоя Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Слышаще и видяще яко млад есть царь Александр Севир, нечестивии консулы притесняху христиан, злочестивый и зверонравный епарх Ульпиан убийство галилеян помысля, повеле кланятися римским богам. Бысть бо страх велий тогда и потече яко вода кровь мучеников. Ты же, всеблагая Татиано, не убоялася еси страха человеческаго; сего ради мы с любовию восклицаем ти:
Радуйся, заблуждению царя Александра Севира посмеявшаяся;
радуйся, Христа и идолов не сочетавшая в поклонении.
Радуйся, токмо единому Христу послужившая;
радуйся, идолы яко сатану вменившая.
Радуйся, Ульпианова страха не убоявшаяся;
радуйся, сочетанию со Христом себе приуготовлявшая.
Радуйся, правоверия цевнице;
радуйся, страха смертнаго низложительнице.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 5
Божественный свет осия житие твое, святая мученице, егда приспе время страданий твоих. Ты бо, облеченная светом, взошла еси в горнило страданий и бысть радостны раны твоя смертныя. Ангели бо служаху тебе и восклицаху непрестанно Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Видя чистое житие твое, вожди язычестии яша тя яко христианку и ведоша в языческий храм на поклонение. Ты же вознесе молитву Христу Богу, и паде Аполлон, бог языческий, обвалися капище идольское, и мнози идолопоклонницы смерть прияша. Мы же, чтуще силу молитвы твоея, глаголем:
Радуйся, Аполлону не поклонившаяся;
радуйся, силу молитвы стяжавшая.
Радуйся, молитвой идолы сокрушившая;
радуйся, тобою бо капище проседеся.
Радуйся, тобою бо идолопоклонницы посрамишася;
радуйся, тобою бо научишася поклонятися Единому Богу.
Радуйся, страх поколебавшая; радуйся из Аполлона беса изгнавшая.
Радуйся, тень беса и рыдание диавольское показавшая.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 6
Проповедует житие твое велию любовь ко Христу и подвиги. Ты бо подвигами и молитвою низложила еси идольское зломыслие. Ты бо молитвою посрамила мучители, когтьми железными терзающих тело твое, изнемогоша бо мучители и возопиша: Терпим бо сами жестокая мучения за праведницу сию. Ты же ликующе пояше: Аллилуиа.
Икос 6
Возсия свет Христов в воинех, мучивших тя, егда увероваша в истиннаго Бога возопиша ти: Прости ны, служительнице истиннаго Бога, прости, ибо несть нашея воли на страдание твое. И от того часа бысть чада Божия. Мы же, восхваляюще чудеса милости Божия, зовем:
Радуйся, страданием ко Христу возводящая;
радуйся, Ангелами охраняемая.
Радуйся, за своих мучителей молившаяся;
радуйся, светом Христовым озарившая воины.
Радуйся, приведшая их в воинство небесное;
радуйся, осмь воинов страданием за Христа венчавшая
Радуйся, молитвою твоею им очи отверзшая,
радуйся, мучения своя на мучителей перенесшая.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 7
Хотя воврещи на поклонение идолом, тя ведоша в судилище и мучением предаша беззаконнии язычницы. Ты же явилася здрава и цела, лице же твое бысть светло и радостно, и страхом объят бысть судия нечестивый, повеле паки и паки предати тя горьким мучениим. Тя же охраняше Ангели, служители Бога, поюще: Аллилуиа.
Икос 7
Новаго чуда бысть свидетели, яко сосца твоя урезанная источиста вместо крове млеко и тело твое обнаженное мучений ради и ножем секомое, источи благоухание. Разъярився нечестивый мучитель и повеле крестообразно на земли распрострети тя и бити жезлы железными. Мы же, чудящеся страданием твоим, рцем ти похвалы таковыя:
Радуйся, Христу сораспятая доблественне;
радуйся, мучителей устрашившая и удивившая.
Радуйся, к изнеможению их приведшая;
радуйся, цевнице мужества веры.
Радуйся, яко тело твое источи благоухание неба;
радуйся, урезанными сосцы воскормившая сонмы мучеников за Христа.
Радуйся, яко и ныне благоухаеши молитвою к Богу;
радуйся, не оставляющая нас своею помощию.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 8
Странное чудо видим на тебе, всеблаженная, како в темнице нощию молящеся и воспевающе Христу хвалы, небеснаго света сподобися озарения и Ангелов Божиих купно славословление приимаше. Тако и ныне в райских селениих со Ангелы песнопоеши: Аллилуиа.
Икос 8
Весь рачитель злобы бысть епарх, егда паки узре тя здраву и светлу, изведену из темницы на судилище, хотеша ласкою соблазнити тя на поклонение идолом. Ты же, ведая силу молитвы твоея, в храм Дианы направи нозе твоя, устремися же бес из богини злочестивыя и возопиша: Горе мне, горе! камо бегу; огнь бо снедает мя. Сего ради, победительнице бесов, вопием ти радостно:
Радуйся, лести епарха не внявшая;
радуйся, в храм Дианы вошедшая.
Радуйся, молитвою низведшая с неба огнь и капище Дианы разрушившая;
радуйся, молитвы великий пламеню.
Радуйся, яко бесы присутствия твоего трепетаху и бежаху;
радуйся, крестным знамением безстрашно себе осенявшая.
Радуйся, в молитве очи к небу возводившая;
радуйся, лучи благодати от неба испросившая.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 9
Все естество ангельское удивися силе молитвы твоея, егда множество не ведящих Бога падоша и смертный страх прияша, опаленнии огнем, и восхвалиша Бога, дивнаго во святых своих, песнею: Аллилуиа.
Икос 9
Витии многоглаголивии не могут восхвалити тя по достоянию, славная мученице Христова. Кто бо возможет величие страданий твоих изрещи? Кто подвиги твоя воспоет достойно? Токмо надеясь на неизреченную милость твою, дерзаем принести ти сия похвалы:
Радуйся, сладость христианских сердец;
радуйся, нам приносящая милость от Бога.
Радуйся, молитве научающая нас усердно;
радуйся, прошением нашим внемлющая.
Радуйся, яко скоро прошения приносиши Богу;
радуйся, яко горьких мучений избавляеши.
Радуйся, благоуханная ветве райская;
радуйся, чертогов Отчих жительнице.
Радуйся, Царствия Небеснаго наследнице.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 10
Спасительнаго твоего подвига зряще течение, восхваляем страдания твоя, ты бо претерпе бичевания, крестообразное к полу пригвождение, тела изсечение, сосцов вырывание, биение и осмеяние, в темнице заключение и иныя злострадания. Ныне же, венцем Царствия Небеснаго венчавшися, со всеми святыми взываеши: Аллилуиа.
Икос 10
Стена и адамант тверд была еси, егда на растерзание зверем ведена являешися, лев бо у ног твоих ласкашеся и не растерзаша тя, но егда хотяху отъяти льва, сей абие разсвирепе и разтерза сановника Евмениа, указуя силу христианскую. Сего ради глаголем в страсе:
Радуйся, зверей в агнцев претворяющая;
радуйся, молитвою их умягчающая.
Радуйся, за смерть Евмениеву мучимая;
радуйся, на древе повешенная.
Радуйся, железными когтьми стружаемая;
радуйся, в волхвовании оклеветанная.
Радуйся, нас клеветы избавляющая;
радуйся, от злаго волхвования нас сохраняющая.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 11
Пение непрестанное вознося ко Господу, была еси вместилищем силы и славы Божия. Сего ради молим тя: умоли Господа за нас грешных, святая мученице Татиано, да ниспослет и нам чудеса милости Своея, песнопоющим ныне: Аллилуиа.
Икос 11
Светоподательная свеща бысть во страдании твоем, святая мученице, озаряя светом сердца языческия, да обрящут тобою истиннаго Бога, да водворятся их души в селениих райских. Сего ради умильно восклицаем ти:
Радуйся, носительнице света благодатнаго;
радуйся, солнце лежащих во зле.
Радуйся, ты бо нас светом озаряеши;
радуйся, ты бо нас к блаженству ведеши.
Радуйся, в капище Зевса заключенная;
радуйся, его низложившая и разсыпавшая.
Радуйся, власов лишившаяся;
радуйся, яко язычницы мысляху, яко во власех твоих чары обретаются.
Радуйся, и по острижении власов чудотворящая силою Христовою.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 12
Благодать от Бога получивши, к смертному часу пришла еси, егда бысть в капище Зевса заключена, и поутру, егда приидоша язычестии жрецы, видевше Зевса повержена, а тя ликующу, паки ведоша тя на судилище, и бысть смерть твоя от усечения мечнаго. Ты же, славная мученице, готовящися к селением небесным, взывала еси: Аллилуиа.
Икос 12
Поюще твое усечение мечное, восхваляем отшествие твое в вожделенное отечество, идеже ныне ты ликуеши со Ангелы и со всеми святыми во славе невечерней. Сего ради приими от нас словеса сия:
Радуйся, мечем усеченная за Христа;
радуйся, с родителем твоим пострадавшая.
Радуйся, венцев мученических сподобившаяся;
радуйся, со Христом сочетавшаяся.
Радуйся, со Апостолы ликующая;
радуйся, со святыми мученики хвалу Богу возносящая.
Радуйся, не лишившая нас радости твоея;
радуйся, наши сердца зажигающая Божественным огнем.
Радуйся, идолов наших попирающая;
радуйся, начертавшая нам славу Христа.
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
Кондак 13
О, всеславная и великоименитая мученице Христова Татиано, девства и чистоты сосуд златый! Ныне милостивно призри на молящияся ти и прилежно просящия твоего молитвеннаго у Бога предстательства. Даруй нам чистоту тела и души, избави нас мучений греховных, да выну Господу зовем: Аллилуиа.
Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангелов Творец …» и 1-й кондак «Избранней невесте…».
Молитва
О, святая мученице Татиано, невесто Сладчайшаго Жениха твоего Христа, агнице Агнца Божественнаго, голубице целомудрия, страданьми, яко одеждами царскими одеянная, к ликом небесным сопричтенная, ликующая ныне во славе вечней, от дней младых Богу обещавшаяся святая служительнице Церкве, целомудрие соблюдшая и паче всех благ Господа возлюбившая! Тебе мы молимся и тебе мы просим: внемли прошением нашим сердечным и не отвергай молений наших. Даруй чистоту тела и души, вдохни любовь к Божественным истинам, на путь добродетельный введи нас, ангельское охранение испроси у Бога нам, наши раны и язвы телесныя исцели, в злострадании терпение даруй, греховныя язвы уврачуй, юность нашу огради, старость безболезненну и безбедну даруй, в смертнем часе помози. Поминай наши скорби и отраду даруй. Посети нас, сущих в темнице греха, на покаяние настави скоро, возжжи пламень молитвы, не оставь нас, сирых, да славяще страдания твоя, возсылаем хвалу Господу сил, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Святая мученица Татиана Святая мученица Татиана родилась в древнем Риме от знатных родителей. Отец ее, трижды бывший консулом, был тайным христианином и отличался богобоязненностью. Свою дочь, святую Татиану, он воспитал в благочестии и страхе Божием, и научил ее Божественному Писанию. Когда святая Татиана достигла совершеннолетнего возраста, она восхотела проводить жизнь свою в девстве и целомудрии; невестой была она Христу; пламенея к Нему любовью, она ему единому служила день и ночь, молитвою и постом умерщвляя плоть свою и порабощая ее духу. За свою добродетельную жизнь она сподобилась послужить Церкви: она была поставлена диаконисой и, подобно бестелесным ангелам, служила Богу во плоти. И Христос Бог венчал невесту Свою мученическим венцом.
Она пострадала следующим образом. Когда был убит своими же римлянами нечестивый царь Антонин Гелиогабал, и тело его, влекомое по граду, с поруганием было брошено в реку Тибр, на царский престол был возведен Александр, юный шестнадцатилетний отрок. Он имел матерью христианку, именем Маммею; от нее он научился почитать Христа, но несогласно с верою Христовою, ибо в то же время он продолжал служить идолам и покланялся им как древним богам римским. В его дворце были изображения Христа и почитаемого язычниками Аполлона, ветхозаветного Авраама и языческого Орфея и многих других. Сам Александр, как сын христианки, не преследовал христиан, но наместники его, правители областей и консулы, сильно притесняли христиан. Так как сам Александр был слишком молод, то управление государством было поручено некоторым из членов совета; главным среди них был городской эпарх Ульпиан, жестокий нравом и великий враг христиан. Эти советники от имени царя управляли всем. Они-то и разослали повсюду повеление, чтобы галилеян (так они называли христиан) всюду принуждать покланяться римским богам, угрожая им, в случае неповиновения, лютыми мучениями и даже смертью. Наблюдать же за тем, исполняется ли христианами это повеление, были избраны следующие лютейшие враги христиан и верные слуги диавола: комит Виталий, кувикулярий Васс, доместик Кай. Тогда и в Риме и во всех областях римского государства, полилась кровь христиан подобно воде. Их не щадили, но подвергали мучениям и предавали смерти.
В то время и святая дева Татиана была схвачена язычниками и приведена в храм Аполлона. Ее хотели принудить поклониться этому идолу. Она же помолилась истинному Богу, и вдруг произошло землетрясение: идол Аполлона упал и разбился на части, обрушилась также часть храма и придавила многих язычников и жрецов. Диавол, обитавший в идоле, с громким криком и рыданием бежал от того места, причем все слышали вопль его и видели тень, пронесшуюся по воздуху.
Тогда нечестивые повлекли святую деву на суд и мучения. Сначала они стали бить ее по лицу и терзать очи ей железными крючьями. По долгом мучении, сами мучители изнемогли, ибо тело Христовой страдалицы для наносивших ей раны было твердо, как бы наковальня, и больше приняли муки сами мучители, чем святая мученица. И ангелы невидимо стояли около святой и наносили удары тем, кто мучил святую Татиану, так что мучители взывали к беззаконному судье и просили его, чтобы он приказал прекратить мучения; они говорили, что сами они больше страдают, чем сия святая и невинная дева. Татиана же, мужественно претерпевая страдания, молилась за своих мучителей и просила Господа, чтобы Он отверз им свет истины. И молитва ее была услышана. Небесный свет озарил мучителей, и духовные очи их отверзлись. Они увидели четырех ангелов окружающих святую, услышали глас с небес, бывший к святой деве, и пали пред нею на землю и стали молить ее:
— Прости нас, служительница истинного Бога, прости, ибо не по нашей воле мы причиняли тебе мучения.
Все они (их было числом восемь человек) уверовали во Христа и восприяли крещение в своей собственной крови, ибо их за исповедание Христа жестоко мучили и, наконец, усекли им главы.
На другой день неправедный судья, воссев на судилище, опять приказал привести на мучение святую Татиану. Она же предстала пред своим мучителем совершенно здравой. Лицо ее было спокойно и радостно. Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными. Тогда он приказал обнажить святую и бритвами резать ее. Девственное тело ее было бело, как снег и когда стали резать его, то из ран вместо крови истекало молоко, причем распространилось великое благоухание, как бы от сосуда с ароматами. Святая же, воззрев на небо, молилась среди сих мучений. Затем ее крестообразно распростерли на земле и долгое время били жезлами, так что мучители изнемогали и часто сменялись. Ибо, как и прежде, ангелы Божии невидимо стояли около святой и наносили раны тем, кто причинял удары святой мученице. Слуги мучителя изнемогали, заявляя, что им кто-то наносит удары железными палками. Наконец девять из них умерло, пораженные десницею ангельской, а остальные упали на землю еле живыми. Святая же обличала судью и его служителей и говорила, что боги их — бездушные идолы. Так как уже приближался вечер, то святую ввергли в темницу. Здесь она провела всю ночь, молясь Господу и воспевая Ему хвалы. Небесный свет озарил ее, и Ангелы Божии славословили вместе с нею. Утром ее снова привели на суд. Увидев святую мученицу вполне здоровой, с лицом еще более прекрасным, чем прежде, все были изумлены и удивлены. Сначала стали ласково и льстиво уговаривать, чтобы она принесла жертву великой богине их — Диане. Святая дева показала вид, что согласна последовать их совету. Ее повели в храм Дианы. Бес, обитавший в идоле Дианы, почувствовал приближение святой девы и стал громогласно взывать:
— Горе мне, горе мне! Куда бежать мне от Твоего Духа, Небесный, ибо огонь, возгорающийся со всех углов сего храма, гонит меня?
Святая, приблизившись к храму, ознаменовала себя крестным знамением и, возведя свои очи к небу, стала молиться. Вдруг раздался страшный удар грома, и заблистала молния: огонь, упавший с неба, попалил храм с идолом, жертвы, жрецов; множество из неверующих, опаленные молнией, замертво упали на землю. Тогда повели святую Татиану в претор, подвесили ее там и терзали железными крючьями и даже вырвали ей сосцы. После сего, святую заключили в темницу, и снова светозарные Ангелы небесные явились к святой страстотерпице, совершенно исцелили ее от ран и восхваляли ее мужественное страдание.
На утро святую Татиану привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал святую. Но свирепое животное не коснулось святой. Лев ласкался к ней и покорно лизал ее ноги. Когда же льва хотели было увести обратно из театра в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника, по имени Евмения, и растерзал его. Святую Татиану снова повесили и снова начали строгать ее тело, но снова Ангелы невидимо наносили удары ее мучителям, и те падали мертвыми. Тогда святую ввергли в огонь, но и огонь не вредил ей: сила огненного пламени стихала, как бы почитая рабу Христову.
Казнь св. мученицы Татианы Нечестивцы же все сии дивные знамения приписывали не силе Христовой, а волхвованию; они остригли святой волосы, надеясь, что ее чары будут более недействительны. Они думали, что в волосах своих святая имеет некоторую волшебную силу, так что ничем нельзя повредить ей. Посему они остригли ей волосы и заключили ее в храм Зевса. Безбожные думали, что святая никак не может более повредить их божеству, потому что с потерей волос она лишилась и силы волхвования. Два дня провела святая заключенной в том храме, Небесный свет, который всегда ее осиявал, разливался и в храме, и Ангелы ободряли и утешали ее. На третий день пришли жрецы с народом, чтобы принести жертву своему богу Зевсу. Отворив храм, они увидели, что идол их упал и разбился, а святая Татиана пребывала в радости о имени Господа Бога. Тогда ее привели в судилище. Судья, не зная, что еще сделать с ней, изрек ей смертный приговор, и святая Татиана была усечена мечем.
Вместе с нею казнили и отца ее, ибо узнали, что и он христианин. Сначала мучители лишили его почетного звания, отняли у него все его имение. Осужденный на смерть, он умер от меча вместе со своею дочерью за имя Христово. Оба они сподобились от Господа получить венцы мученические от Христа Бога, Ему же слава во веки. Аминь.
Кондак, глас 4:
Светло во страдании твоем возсияла еси страстотерпице, от кровей твоих преиспещрена, и яко красная голубица к небеси возлетела еси, Татиано. Темже моли присно за чтущыя тя.