Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!— Вошед, проворчал так сармат молодой.— Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!.. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи… Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя. «Сусанин!— вскричали,— что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.— Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же!— сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали!— Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!
Задачи уроков: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, истории России на примере знакомства с фрагментами героико-патриотической оперы «Иван Сусанин” М. Глинки; формирование представлений о музыкальном искусстве как воплощении красоты и жизненной правды; формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность и умения размышлять о музыкальных произведениях и выражать своё отношение в процессе исполнения, драматизации отдельных музыкальных фрагментов.
Музыка оперы предстаёт перед слушателями прежде всего, как характеристика русского народа, Русской земли. Учащиеся смогут представить себе героев, персонажей оперы, определить место и время действия по одним мелодиям без слов. Подсказкой им будет широкий, распевный, мужественный характер мужского хора («Родина моя”) и игровой, плясовой колорит темы женского хора («На зов своей родной страны”). После этого учитель может сказать, что прозвучали мелодии из оперы «Иван Сусанин” Михаила Ивановича Глинки (1804—1857), затем рассказать о событиях, которые были положены в основу оперы, и предложить учащимся выучить отдельные темы оперы, отдельные сцены, например, встречу русских воинов-ополченцев девушками.
В рабочей тетради для III класса (с. 20—21) учащимся предлагается выучить мелодии по нотной записи, представить себя в роли дирижёра оперного спектакля и продирижировать этой сценой. Всё это поможет разыграть фрагмент музыкального спектакля — оперы в классе.
Мальчики, которые будут исполнять роли воинов, возвращающихся после боя, запевают. При разучивании хора воинов обратите внимание исполнителей на то, что сначала музыка звучит спокойно, тихо, голос запевалы слышен как бы издалека (как будто из-за сцены), постепенно звучание становится всё громче — они приближаются. Особенно ярко, с воодушевлением должна прозвучать третья строфа: «Страха не страшусь, смерти не боюсь, лягу за святую Русь!” — слова, которые надо петь как клятву.
Навстречу воинам выходят девушки. Об этом учащиеся сразу догадаются, услышав музыку (совсем иное звучание — оркестр играет лёгкую, подвижную, радостную мелодию). Затем вновь звучат мужские голоса: «Всех, кто в смертный бой шёл за край родной, вечно помнить будет Русь” — это обращение к тем, кто остался верен Родине перед лицом смерти. • Как изменилась мелодия? Несомненно, учащиеся услышат в этой теме скорбь о погибших. Тема звучит в миноре, сдержанном и суровом, полном силы и мужества. Тем ярче ощущается контраст с женским хором. Девочки (крестьянские девушки) ещё за сценой спешат приветствовать мальчиков (ополченцев): «На зов своей родной страны идут её сыны. Золотую брагу, хлеб и мёд преподносит вам народ”.
Учащиеся вспоминают, как по русскому обычаю встречают гостей, и определяют, какой момент будет самым подходящим для того, чтобы преподнести хлеб-соль воинам.
После того как учащиеся выучат мелодии мужского и женского хоров и послушают интродукцию ещё раз, окажется, что, когда девушки появляются, их тема звучит только в оркестре, а потом они начинают петь и, приближаясь к воинам, преподносят им с поклоном хлеб. Во время звучания оркестра воины продолжают идти, поют куплет за куплетом, и каждый из них звучит по-особому.
Целесообразно выучить со всем классом и завершающую тему «Беда неминучая врагам!”, которую как грозное предостережение исполняет весь хор. Так, несколько разных, но взаимосвязанных тем отражают русский характер: это и широкая, певучая мелодия воинов «Родина моя…”, и радостная мелодия девушек, и энергичная, решительная маршевая тема.
Последнюю тему интересно сопоставить с ответом Ивана Сусанина полякам: «Велик и свят наш край родной. Встаёт земля на подвиг свой…” В учебнике предлагается сравнить этот музыкальный ответ врагам Сусанина из оперы М. Глинки с поэтическим ответом Сусанина из стихотворения К. Рылеева. В основе обоих ответов лежит одна идея — любовь к родной земле, к Отчизне, но смысл становится значительно глубже, слова приобретают новые оттенки, новое качество, когда звучат с музыкой. Уверенно, строго и величественно исполняет мелодию Сусанин, и мы испытываем те же чувства, что и он, — гордость, силу, уверенность…
Сравнение этой темы с темой хора «Славься!” позволит учащимся услышать их интонационное родство, за которым стоит общая основная мысль оперы: через подвиг Сусанина — к победе над врагом и всенародному торжеству. Эти темы желательно спеть учащимся с ориентацией на нотную запись в учебнике и для большей убедительности и наглядности выписать их на доске в одной тональности:
Пусть учащиеся попытаются определить самостоятельно, на слух и в нотной записи, в чём сходство и различие этих тем. Фактически это одна и та же мелодия. Но хор «Славься!” — торжественный гимн, а ответ Сусанина — широкораспевная мелодия, полная внутреннего достоинства, неспешности, единой линии развития.
Обратившись к образовательным ресурсам Интернета, учащиеся могут самостоятельно провести мини-исследование: просмотреть видеофрагменты оперы; познакомиться с историей создания, кратким содержанием всей оперы, выдающимися исполнителями, эскизами декораций. Это поможет подготовиться к эскизному исполнению (драматизации) вступительной сцены из оперы. Исследовательская деятельность с использованием ИКТ осуществляется учащимися во внеурочное время. Это задание (повышенной трудности) выполняется индивидуально и по группам с учётом желаний и возможностей учащихся. Для осуществления обратной связи и управления деятельностью учащихся послужат: мера участия в планировании («режиссёрской” разработке) сценария и предложениях по оформлению спектакля в процессе совместной деятельности на уроке; особенности взаимодействия учащихся при пении по группам; взаимооценка исполнения, оценка выполнения индивидуальных заданий, связанных с проектной деятельностью.
В качестве долговременного проекта возможна стать подготовка (совместно с другими учащимися школы) к постановке ключевых сцен оперы как обобщающего художественного события в школе.
На следующем уроке детям предлагается послушать и спеть хор «Славься!” из финала оперы. Учащимся будет интересно узнать, что под звуки этого хора 24 июня 1945 г. из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Г. Жуков, командующий Парадом Победы. Обратите внимание учащихся на то, что звучание заключительного хора оперы напоминает звучание канта, имеет гимнический характер, усиливает торжественность, праздничность происходящего. Если подчеркнуть голосом каждую сильную долю, то возникает ощущение колокольности, которую дети могут подчеркнуть движением рук. Звучание настоящих колоколов учащиеся услышат в записи — в эпилоге оперы. Так люди славят своих героев, которые отдали жизнь за свободу Родины. Один из них — Иван Сусанин.
Знакомство с арией Сусанина можно начать с определения песенного характера главной мелодии, исполненной без слов на фортепиано. Важно, чтобы ребята по самой музыке почувствовали серьёзность, сосредоточенность настроения и передали этот характер размышления в своём исполнении сначала без слов (поют как вокализ), затем со словами. Необходимо создать атмосферу для вдумчивого вслушивания в музыку. Для этого учитель рассказывает о подвиге Сусанина и просит учащихся ответить после прослушивания арии на вопрос: «Как композитор передал душевное состояние человека, готового идти на смерть во имя спасения Родины?” Несомненно, школьники отметят мужественную сдержанность музыки, её суровые и в то же время скорбные краски, выразительность звучания низкого мужского голоса (баса), исполняющего арию. Ярким показателем того, насколько ребят захватила музыка, станет тишина, возникшая после её слушания, минуты внутреннего сосредоточения учащихся, когда они глубоко сопереживают музыке.
При разучивании мелодии арии со словами следует обратить внимание на распевы, которые роднят её с русскими народными песнями, придают ей протяжность, особую взволнованность. Ориентация на нотную запись поможет более точному исполнению распевов и ритмического рисунка.
Для более глубокого восприятия музыкального образа у учащихся важно развить умение устанавливать по сходству и различию его интонационные связи с другими образами. Так, в учебнике перед детьми — задания и вопросы на сравнение таких фрагментов из оперы, как ответ Сусанина полякам и хор «Славься!” (о чём было сказано выше); хора «Вставайте, люди русские!” из кантаты «Александр Невский” С. Прокофьева с арией Сусанина и хором «Славься!”.
И хор из кантаты, и хор из оперы сопровождает звучание колоколов. Однако в первом случае — это тревожный, набатный колокол, во втором — праздничный, радостный колокольный звон. (Первая встреча с колокольными звонами произошла во II классе, когда учащиеся знакомились с темой «Великий колокольный звон” в разделе «О России петь — что стремиться в храм”.)
Хор «Славься!” звучит в куплетной форме, передающей торжество, ликование. • Но только ли радость звучит в финале? Неожиданным и вместе с тем оправданным контрастом звучит тема скорби и печали — память о погибших («Всех, кто в смертный бой…”). Учащиеся могут напеть эту мелодию сами, ориентируясь на нотную запись в учебнике или в рабочей тетради (фрагмент интродукции). Ещё один важный момент для сравнения: контраст образов, построенных на единой интонационной основе. Например, нисходящий звукоряд («Настало время моё” из арии Сусанина и «Вспомним, братцы, Русь и славу” из русской народной песни) или интонация плача и призыва соответственно («Ты взойдёшь, моя заря” и «Вставайте, люди русские!”).
Поиски сходства и различия между отдельными интонациями, частями, музыкальными сочинениями в целом, неожиданное выявление каких-либо противоречий, контрастов, осознание логики их сопоставления обостряют внимание детей, будят их мысль, влекут за собой активный интерес к музыке.
Cо времени подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина, который ценой своей жизни завел в болото отряд польско-литовских интервентов и спас тем самым царя Михаила Романова, прошло свыше 400 лет. Но, не умаляя подвига Сусанина, отметим, что в разные времена он вдохновлял наших сограждан на по-настоящему мужественные поступки, которые, однако, не столь известны…
15 февраля 1943 года совершили свой бессмертный подвиг братья Михаил Самуйлович и Иван Самуйлович Цубы. Это один из многих драматических эпизодов героической борьбы партизан советской Белоруссии против немецко-фашистских оккупантов, принесших на эту землю неисчислимые беды и разрушения. Произошла эта история в Белорусском Полесье, в краю бесконечных болот, где было немало районов, куда за всю оккупацию так и не смогли дойти немцы и их пособники.
Февраль 1943 года ознаменовался крупной карательной акцией гитлеровцев против партизан. Врагу удалось окружить их в лесах Солигорского района Минской области, но те вырвались из кольца, выведя с собой множество мирных жителей. Покинув свои дома, вместе с партизанами ушли и почти все жители деревни Новины, в которой осталось лишь несколько мирных жителей, и в том числе два старика: 70-летний Михаил и 75-летний Иван Цубы. Их семьи успели бежать с партизанами.
Угрожая оружием, оккупанты потребовали сначала от Михаила показать им дорогу к партизанам. Но старик отказался и был расстрелян на глазах у Ивана. После этого враг потребовал уже от него провести его к лагерю народных мстителей. Иван Цуба сделал вид, что согласился, и пообещал сделать это. Немногочисленные очевидцы из числа местных жителей видели, как он во главе фашистского отряда шел в сторону, противоположную той, где находился лагерь, – к гиблым огромным болотам, пройти которые было почти невозможно. Заведя врагов в самое сердце топи, к небольшой извилистой речушке Лани, Цуба заявил им, что дальше идти некуда. Поняв, что теперь они либо умрут с голоду, либо будут перебиты партизанами, каратели жестоко убили проводника.
Пытаясь привлечь внимание других немецких частей, оккупанты пускали сигнальные ракеты, но именно по ним их вычислили партизаны, которые на следующий день разгромили вражеский отряд. Три дня спустя было обнаружено и истерзанное тело Ивана Цубы. Вместе с братом он был с почестями похоронен партизанами.
Через двадцать лет, в 1965 году, Ивана Цубу посмертно наградили орденом Ленина. После войны деревня Новины была переименована в Цубы, а в 1966 году на развилке дорог Солигорск – Хоростово был торжественно открыт памятник героическим братьям. Их имя носит одна из улиц в городе Микашевичи Брестской области.
История братьев Цуб – одна из многих подобных. Известно, что десятки людей пожертвовали своими жизнями, повторив сусанинский подвиг. И не поддается подсчету, сколько фашистов нашли свою смерть благодаря таким героям!
Ученые и исследователи установили, что только на земле Белоруссии в годы войны свыше десятка человек совершили подобный подвиг. Среди них – подростки, например 12-летний Тихон Баран, и старики, например 76-летний Иосиф Юрьевич Филидович. Это были простые советские люди, однажды шагнувшие в бессмертие…
«Герои Смутного времени: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский»
4 ноября 2005 года в нашей стране впервые отмечался новый национальный праздник – День народного единства. История России богата примерами, когда именно единение всего многонационального народа нашей Родины во имя блага и процветания страны открыло путь к укреплению независимости государства и способствовало развитию цивилизованного общества, сохранению культурно-исторического наследия.
Современный День народного единства – праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения. Ведь только вместе, двигаясь в одном направлении, можно справиться с трудностями и преодолеть препятствия.
Именно 4 ноября 1612 года ополченцы Минина и Пожарского выгнали из московского Китай-города польских интервентов, тем самым в стране было покончено со Смутой.
Один из самых сложных периодов в истории государства – Смутное время. Он продолжался с 1598 по 1613 год. Именно на рубеж 16-17 вв. приходится тяжелый экономический и политический кризис.
У Ивана Грозного было три сына. Старшего сына он убил в припадке ярости, младшему, Дмитрию, было всего два года, Фёдору – 27. Таким образом, после смерти царя, именно Фёдор должен был взять власть в свои руки. Но наследник – личность мягкая и на роль правителя совсем не подходил. Ещё при жизни, Иван IV созвал совет при Фёдоре, в состав которого входили Борис Годунов, Шуйский и другие бояре.
Умер Иван Грозный в 1584 году. Официальным правителем стал Фёдор, но по факту – Годунов. Через несколько лет, в 1591 году умирает Дмитрий (младший сын Ивана Грозного). Ещё через несколько лет, умирает Фёдор (1598), не оставив после себя детей.
Боярин Борис Годунов стал править Россией в 1584 году, когда на престол взошел сын Ивана Грозного Фёдор, совершенно неспособный к государственным делам. Но юридически он был избран царем только в 1598 году после смерти Фёдора. Назначил его Земский собор.
Новый царь начал и последовательно продолжал курс на реформы, направленные на улучшение экономики страны: купцы были освобождены от уплаты налогов на два года, земледельцы – на год. Но это не сделало внутренние дела России проще – неурожай и голод 1601-1603 гг. вызвал массовую смертность и повышение цены на хлеб невиданных размеров. И во всем народ обвинял Годунова.
Воспользовавшись нестабильностью и разладом на Руси, через Днепр переправился Лжедмитрий с незначительным войском. Сумел убедить русский народ в том, что он Дмитрий – младший сын Ивана Грозного. Огромная масса народа потянулась за ним. Города открывали свои ворота, посадские люди и крестьяне вступали в его отряды. Поддержка бояр была необходима Лжедмитрию. Так, 1 июня на Красной площади, он провозгласил Бориса Годунова изменником, а также обещал привилегии боярам, приказным и дворянам, немыслимые льготы купцам, а крестьянам – мир и покой. Раз Дмитрий был жив, то кто же тогда Борис Годунов? Выходит – самозванец. Разъярённая толпа ворвалась в дома Бориса Годунова и его родственников, разгромила всё. В 1605 году Годунов был убит.
Так, 20 июня 1605 года Лжедмитрий с почестями вступил в Москву. Сесть на престол оказалось намного легче, чем усидеть на нем. Для утверждение своей власти, самозванец закрепил крепостничество, что привело к недовольству крестьян. Ожидание бояр Лжедмитрий тоже не оправдал. В мае 1606 года, крестьянам открылись ворота кремля, Лжедмитрий был убит.
Престол занял Василий Иванович Шуйский. Обстановка в государстве не наладилась.
Этот период характеризуется не только борьбой за власть высших сословий, но также вольными и масштабными крестьянскими выступлениями под предводительством Ивана Болотникова. Его войско успешно продвигалось по стране. В 1606 году войско Болотникова выдвинулось на Москву. Битва за Москву была проиграна, сам Болотников был казнен. Волна восстаний немного пошла на спад в том числе благодаря усилиям Василия Шуйского по стабилизации ситуации. Но в целом его усилия не принесли результата – вскоре появился второй Лжедмитрий. Большую часть его отрядов составляли польские казаки. Зимой 1608 года, Лжедмитрий II двинулся с вооруженным войском на Москву. Он выступил против Шуйского в январе 1608 года, а уже в июле 1609 года бояре, которые служили и Шуйскому, и Лжедмитрию, присягнули на верность польскому королевичу Владиславу и насильно постригли своего государя в монахи и сослали его в Чудов монастырь. 20 июня 1609 года поляки вошли в Москву. В декабре 1610 был убит Лжедмитрий, а борьба за престол продолжалась.
Смерть Лжедмитрия стала переломным моментом – у поляков больше не было фактического предлога находиться на территории России. Они становятся интервентами. Русский народ объединяется для сопротивления, война стала приобретать национальные масштабы.
По призыву патриарха, из северных районов приходят отряды к Москве. Войска казаков во главе с Заруцким и великим князем Трубецким. Так создалось первое ополчение. Весной 1611 года, русские войск начали штурм Москвы, который не увенчался успехом, так как было разобщенным.
Второе, созданное по инициативе Кузьмы Минина и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, добилось успеха. В августе 1612 года, войско Минина и Пожарского дошло до Москвы, 26 октября 1612 года польский гарнизон сдался. Москва была полностью освобождена.
Нужно было искать нового царя, кандидатура которого устраивал бы все слои общества. Им стал Михаил Романов – 21 февраля 1613 года он был избран Земским собором. Смутное время закончилось.
Кузьма Минин. Полное имя – Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев Сухорукий – славный деятель Смутного времени; нижегородский гражданин, продавец мяса и рыбы, земский староста и начальник судных дел у посадных людей (посад – в Рус. княжествах 10-16 вв. торг.-пром. поселение вне гор.стен, ставшее позднее частью города; в Российской империи небольшие поселки городского типа); был в Нижнем Новгороде «излюбленным человеком» за честность и «мудрый смысл». Подробности об его деятельности становятся известными только с 1611 г., когда в Нижний Новгород прибыла грамота от патриарха Гермогена. После прочтения ее убеждал народ «стать за веру» протопоп Савва, но гораздо убедительнее оказались страстные слова Минина «Захотим помочь московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником».
В Нижнем начались постоянные сходки: рассуждали о том, как подняться, откуда взять людей и средства. С такими вопросами обращались прежде всего к Минину, и он подробно развивал свои планы. С каждым днём росло его влияние; нижегородцы увлекались предложениями Минина и наконец решили образовать ополчение, созывать служивых людей и собирать на них деньги. (Ополчение – воен. формирования, создававшиеся во время войны в древности и средние века (из свободных крестьян, дворян, горожан и др.). В России в период вражеских нашествий созывалось так называемое земское или государственное ополчение. (1611-12, 1812, 185-56). По совету Минина давали «третью деньгу», т.е. третью часть имущества; по его же совету выбрали вождем Д.М. Пожарского, лечившегося тогда от ран в подмосковном имении и пожелавшего, чтобы хозяйственная часть в ополчении была поручена Минину. По словам летописи, он «жаждущие сердца ратных утолял и наготу их прикрывал и во всем их покоил и сими делами собрал не малое воинство». К нижегородцам скоро примкнули и другие города, поднятые известной окружной грамотой, в составлении которой, несомненно, участвовал Минин. В начале апреля 1612 года в Ярославле стояло уже громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе; в августе был побежден Ходкевич, а в октябре Москва была очищена от поляков. В боях за Москву он проявил большую активность, высокие качества военного организатора и личную храбрость. 12 июля 1613 года, после вступления на престол царя Михаила Фёдоровича Романова, Кузьма Минин получил чин думного дворянина и вотчину. (земельная собственность, родовое имение, переходившее по наследству). С тех пор заседал в думе, пользуясь доверием у царя. Ему вместе с боярами в 1615 году было поручено оберегать Москву от врагов, когда царь отбыл в Сергиев монастырь.
Несомненно, Минин был богато одаренной и даже исключительной натурой: с большим самостоятельным умом он соединял способность глубоко чувствовать, проникаться идеей до забвения себя и вместе с тем оставаться практическим человеком, умеющим начать дело, организовать его и воодушевить им толпу.
Скончался Минин в 1616 году 21 мая.
В 1815 году Минину воздвигнут памятник в Нижнем Новгороде, а в 1826 г. – в Москве. В Москве на Красной площади установлен памятник Минину и Пожарскому (1818, скульптор И. П. Мартос).
Пожарский Дмитрий Михайлович. (1 ноября 1577-20 апреля 1642) Князь Дмитрий Пожарский – национальный герой России, военный и политический деятель, руководитель Второго народного ополчения, освободившего Москву во время Смутного времени.
Когда шатались устои государства, воевода неизменно демонстрировал верность долгу и своим принципам: служить только родине и законному монарху – не ловить случай. В то путаное время ясность его позиции притягивала к себе людей, сделав Пожарского народным вождем.
По окончания Смуты Пожарский некоторое время ведал Ямским приказом ((приказ – органы центрального управления в России 16-нач. 18 вв.; местные органы дворцового управления в 17-18вв.), был воеводой в Новгороде, потом был переведен в Москву в Поместный приказ, руководил строительством укреплений вокруг Москвы, а потом возглавлял Судный приказ.
20 апреля 1642 года герой Смутного времени боярин и князь Д. М. Пожарский умер. Постепенно память о нем стиралась, но события начала 19 века и Отечественная война 1812 года всколыхнули патриотические настроения. Появляются стихи, посвященные подвигу Минина и Пожарского, в 1818 г. на Красной площади ставят им памятник. С этого времени образ Пожарского крепко и навсегда вошел в исторический код России и становится неотъемлемой частью ее государственного дискурса.
В 1804 году в Нижнем Новгороде скульптор И. П. Мартос стал работать над композиционным памятником Минину. Когда эскизы были подготовлены, начался сбор денежных средств. В 1811 году набралось 12 000 рублей, и тогда Кабинет министров решил поставить памятник именно в Москве.
Скульптурный монумент, посвященный предводителям Второго народного ополчения 1612 г., а также окончанию Смутного времени и изгнанию польских интервентов из России, является первым крупным скульптурным памятником в Москве был воздвигнут в 1818 году прямо на Красной площади.
Действие народа – вот ответ на вопрос, почему Россия выстояла в Смутное время. Русский народ едино отстоял независимость России.
Материал собрала Синицкая Н. – научный сотрудник музея
Количество просмотров: 179
Поделиться ссылкой:
180 лет назад в санкт-петербургском Большом театре состоялась премьера оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя». В этот день в либретто оперы окончательно была закреплена каноническая государственная версия об Иване Сусанине, которая несколько отличается от строгой научной версии его подвига.
Сейчас это может показаться невероятным, но больше двухсот лет о подвиге Ивана Сусанина в России практически никто не знал. Первую беллетризированную версию подвига Сусанина опубликовал в 1812 году в своем журнале «Русский вестник» однофамилец композитора Глинки историк Сергей Глинка. Историк Глинка опирался на единственный реальный документ об Иване Сусанине — «обельную» (освобождающую от налогов) грамоту, жалованную 30 ноября 1619 года от имени царя Михаила Романова зятю Сусанина Богдану Собинину.
В 1619 году, после заключения мира с поляками, бывшего у них с 1611 года в плену отца первого царя новой династии Романовых Филарета (в монашестве) отпустили домой. Воссоединившаяся в Москве семья отправилась на благодарственное богомолье в Макарьевско-Унженский монастырь, по пути заехав в Домнино. Тут Богдан Собинин и подал царю челобитную, в которой был описан подвиг его тестя.
Самой челобитной не сохранилось, но по бюрократическим правилам того времени содержательная часть входящего документа дословно повторялась в исходящей бумаге, в данном случае — царском указе. Он сохранился и остается единственным историческим документом подвига Ивана Сусанина.
Сообщая царю, что его тестя «польские и литовские люди замучили до смерти», Собинин не рискнул бы соврать. Это легко проверялось на месте у других очевидцев тех событий.
После Сергея Глинки популяризации подвига крестьянина способствовала поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года:
Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги…
И наконец, в завершенном виде официальная версия подвига была оформлена в опере Михаила Глинки.
Историки, профессионально занимавшиеся эпохой Смутного времени довольно быстро нашли и продолжают до сих пор находить очевидные, с их точки зрения, ошибки и вопиющие противоречия буквально в каждой строчке либретто оперы.
Польский король не мог дать такое задание, да и отряд не был польским. Исуповское (или Чистое) болото, где погиб Сусанин, сравнительно небольшое, всего 5 км в самом широком месте, и вполне проходимое, тем более зимой. Убийцы легко смогли бы оттуда выбраться: почти с любого места «непроходимого» болота виден купол церкви в соседней деревне Домнино. Михаил Романов на момент смерти Сусанина был не кандидатом в цари, а уже избранным царем. Его убийство не помогло бы сохранить русский трон для польского короля или его сына. И так далее.
Первым критиком официальной версии стал в 1862 году профессор кафедры русской истории Петербургского университета, академик Николай Костомаров. При этом сам Сусанин был для профессора не более чем предлогом. На его примере он атаковал государственную идеологию Николая I, суть которой глава николаевского Минобрнауки граф Уваров коротко и емко уложил в три слова: православие, самодержавие, народность. Не будь Костомаров, нашелся бы другой. Профессионал высокого класса Костомаров был даже лучше других, потому что сразу выявил практически все слабые места официальной версии жизни и смерти Сусанина.
Время, однако, расставило все на свои места. После полутора веков критики официальной версии подвига Сусанина ни одного документально подтвержденного опровержения главного события той давней трагедии обнаружено не было. Да и критических частностей со времен Костомарова не прибавилось. Суть же осталась прежней: простой русский человек под страхом казни отказался сотрудничать с врагом, не показал ему дороги в вотчину Романовых. В этом главном официальная версия не расходится с исторической, что довольно редкий случай в мировой практике для легенд национального значения.
Сергей Петухов