История музейного экспоната
Эссе «Светильник из стреляной гильзы»
МБОУ «Лицей №8»
Выполнила: Качалина Мария, ученица 7Б класса
Руководитель: Дмитриенко Ольга Николаевна
25 октября 2018 года в лицее №8 открылся замечательный музей, посвящённый выдающимся представителям научно-технической интеллигенции, в разные годы окончившим нашу школу. На стендах музея можно найти множество интересной информации о таких известных людях, как Сергей Владимирович Рукавишников, Илья Борисович Гурвич, Михаил Адольфович Миллер, Александр Александрович Андронов (младший), Сергей Викторович Гапонов, Вениамин Аркадьевич Скуднов. Отдельный стенд посвящен замечательному человеку – Павлу Эммануиловичу Сыркину.
Павел Эммануилович Сыркин — участник Великой Отечественной войны, профессор, доктор технических наук, заслуженный работник РСФСР.В 1939 году он окончил нашу школу и поступил в Горьковский Технический институт.Не окончив его, в1941 г. был призван на службу в Военно-воздушные войска Балтийского флота. Во время Великой Отечественной войны участвовал в обороне и прорыве блокады Ленинграда, в боях по освобождению Прибалтики. Закончил войну в Пиллау.
Павел Эммануилович был большим другом нашей школы. Мы приходили к нему домой, за чашкой чая расспрашивали о его долгой и непростой жизни. С фронта он привез светильник, сделанный своими руками из стреляной гильзы от крупнокалиберного пулемета. Павел Эммануилович передал его в дар нашему музею.
Во время Великой Отечественной войны1941-1945 годов изобретательный ум наших солдат нашел применение в быту гильзам от использованных снарядов — из них делали настольные светильники. В сплющенную гильзу заливали бензин, а в получившуюся узкую щель вставляли плоский фитиль. Такие светильники были очень распространены, так как приобрести в военное время и в первые послевоенные годы лампы промышленного изготовления было практически невозможно — заводы выпускали танки, самолеты, пушки, боеприпасы («Все для фронта!Все для победы!»), а не товары народного потребления.
Свет от гильзы, был намного ярче, чем от свечи. Один такой светильник мог осветить целый окоп. При его свете солдаты читали, отвечали на письма из дома, а некоторые даже рисовали и писали стихи. Очень удобно на самодельном светильнике было разогревать еду, даже что-то готовить.
Подобные лампы-«коптилки» неоднократно воспевались в фронтовых стихах и песнях, стали практически неотъемлемой частью сюжетов художественных фильмов о войне, и по праву стали одним из символов Великой Отечественной войны.
Павел Эммануилович ушел из жизни 18 апреля 2018 года на девяносто шестом году жизни. И сегодня, глядя на этот небольшой светильник из гильзы, дошедший до нас из тех далеких военных лет, я вспоминаю дорогого мне человека, прожившего очень долгую и нелегкую жизнь, с взлетами и падениями, радостями и потерями. Человека, оставившего добрый свет в моей душе.
Прокуратура Ленинградской области предупредила 17 общеобразовательных школ о недопустимости хранения оружия и боеприпасов, не прошедших экспертизу, в залах и музеях боевой славы. Причем под определение «оружие» попали и гильзы от патронов и снарядов, и части винтовок и пулеметов времен Великой Отечественной войны. Все эти экспонаты хранились в школьных музеях десятки лет, но теперь должны быть проверены на боеготовность. В ситуации разбирался корреспондент «Вестей ФМ» Олег Яхонтов.
Нарушения в организации музеев боевой славы прокурорские работники обнаружили во время проверки пожарной безопасности в средней школе поселка Ропша Ленинградской области. В небольшом зале, посвященном ВОВ, обнаружились пустые гильзы от патронов и снарядов. И хотя эти экспонаты пролежали в школе около 70 лет, проверяющие вызвали полицию и взрывотехников, поскольку экспертизы не проводилось. Через некоторое время специалисты подтвердили, что гильзы опасности не представляют, но процесс было уже не остановить. Ведь музеи боевой славы есть во многих областных школах. Теперь, по мнению помощника Прокурора ЛО Михаила Волницкого, необходимо проверить все общеобразовательные школы региона на предмет оружия и боеприпасов:
«Прецедент создан. 17 образовательным учреждениям Ломоносовского района объявлены предостережения о недопустимости нарушения федерального закона. В настоящее время готовится задание о проведении проверок на всей территории Ленинградской области».
Директора школ уверяют, что никакого боевого оружия, а тем более боеприпасов в комнатах боевой славы нет и быть не может. Подобные музеи регулярно контролируются военкоматами, экспонаты пронумерованы, записаны в инвентарную книгу и многократно проверены, а появились благодаря местным жителям, которые, по словам Директора общеобразовательной школы Аллы Пейчевой, находят раритеты в лесу и на садовых участках:
«В нашем музее нет экспонатов, которые бы взрывались. У нас нет ни мин, ни снарядов. Этого ничего нет! А экспонаты, которые приходят к нам, они попадают от жителей нашего района и города».
Директора школ собираются отстаивать свои музеи. Ведь любой военный экспонат, особенно посвященный какому-то боевому эпизоду или конкретным участникам войны, усиливает экспрессивные свойства экспозиции, придает ей историко-объективный характер. Но теперь без экспертизы, видимо, не обойтись, что, по мнению специалиста профильного центра МВД Дмитрия Никитина, вполне оправдано:
«Даже гильзы без пуль могут представлять опасность, потому что, если это является боеприпасами, допустим, времен Второй мировой войны, там могут содержаться взрывчатые вещества, и без специального исследования решить вопрос, что будет боеприпасами, а что не будет боеприпасами, в обычной жизни обычными людьми без специальных познаний невозможно».
Учитывая, что в отношении директора Ропшинской школы все же было возбуждено административное производство по статье «нарушение правил экспонирования оружия и патронов», у руководителей других школ есть выбор: либо уничтожить спорные экспонаты, либо направить их на экспертизу в экспертно-криминалистический центр МВД в Петербург. Однако для этого необходимо вызвать эксперта на место, что бы он определил, нуждается ли тот или иной экспонат в специальной транспортировке или он безопасен. Эксперты отмечают, что этот процесс займет много времени, и пока никто не знает, как его организовать. Полицейские предлагают действовать через свои территориальные отделы, хотя появившуюся проблему должна решить специальная адресная программа. В противном случае все школьные музеи боевой славы должны закрыть, как небезопасные.