Содержание
Мудрость духовная
Святые отцы о страхе Божием
Преподобный Ефрем Сирин:
Страх Господень — кормчий души.
Страх Господень во всяком занятии подает благодать боящимся Господа.
Страх Господень — источник жизни.
Страх Господень просвещает душу.
Страх Господень истребляет лукавство.
Страх Господень умерщвляет всякое другое пожелание.
Страх Господень ослабляет страсти.
Боящийся Господа не преткнется, потому что ходит во свете заповедей Его.
Бойся Господа, и будет Он тебе стеною, и в день кончины обретешь благодать.
Страх Божий да будет всегда пред очами твоими, и грех не возобладает тобой.
Великий свет в душе — страх Господень, который изгоняет из нее тьму и делает ее чистой.
В ком есть страх Божий, тот не бывает беспечен, потому что всегда трезвится.
В ком есть страх Божий, тот легко спасается от козней врага. Враг ни в чем не уловляет его, потому что он из страха не позволяет себе плотских удовольствий.
Кто же не имеет страха Божия, тот открыт нападениям диавольским.
Кто не имеет страха Божия, тот парит умом и равнодушен к добру, спит без меры и нерадит о делах.
Кто всегда имеет страх Божий и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, не ищет себе отрады в падении других.
Страх Божий — вершина познаний; где нет его, там не найдешь ничего (истинно) доброго.
Преподобный Антоний Великий:
Свет, войдя в темный дом, изгоняет из него тьму и освещает его. Так страх Господень, войдя в сердце человеческое, разгоняет мрак его, наполняет его всеми добродетелями и премудростью.
Авва Евпрений:
Если человек будет смиряться, если будет бескорыстен, если воздержится от осуждения, то придет к нему страх Божий.
Преподобный авва Исаия:
Совершенство всего монашеского жительства заключается в том, что человек достигает страха Божия в духовном разуме и внутренний слух начнет внимать совести, направленной по воле Божией.
Если человек говорит, что боится Бога, но не находит в себе страха Божия, когда он нужен, чтобы обуздать гнев, дерзость, покушение учить другого тому, чего сам не узнал опытом, чтобы обуздать человекоугодие, или искание славы человеческой, или какую-либо другую страсть,- все подвиги такого человека суетны.
Страх Божий возрастает и усиливается в сердце того человека, который отражает от себя славу человеческую смиренномудрием.
Свидетельство веры в Бога заключается в исполнении заповедей Божиих, а свидетельство страха Божия заключается в тщательном повиновении совести.
Страх Божий — хранитель и защитник души; он — страж ума, этого царя, владычествующего над внутренним человеком; он поражает всех врагов царя.
От постоянного помышления о Суде Божием рождается страх Божий; попирающий же совесть утрачивает добродетели.
Проси Бога от всей крепости твоей, чтобы Он ниспослал страх Свой в сердце тебе. Страх Божий умерщвляет все страсти, борющие несчастную душу, чтобы отлучить ее от Бога и овладеть ею.
Если тебя прославляют и ты с услаждением принимаешь похвалу,- нет в тебе страха Божия.
Если скажут о тебе что-нибудь несправедливое и ты смутишься, то нет в тебе страха Божия.
Если ты посещаешь славных мира с намерением свести с ними короткое знакомство и дружбу, то нет в тебе страха Божия.
Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, насколько больше ты должен страшиться Бога, Который совершенно видит тайны сердца твоего.
Если ты последуешь водительству страха Божия, никакая страсть не сможет насильно владеть тобою.
Горе небоящимся Бога, ибо они впадут во многие грехи и будут наказаны в этой и в будущей жизни.
Кто имеет страх Божий, тот в чистоте приносит плоды добродетели и отсекает ветви.
Источник всех добродетелей — страх Божий.
Тот, в ком есть страх Божий, заботится о том, чтобы не нашлось в нем недостатка в какой-либо добродетели.
Преподобный Пимен Великий:
Человек нуждается в смиренномудрии и страхе Божием всегда, как в дыхании.
Авва Серапион:
Как телохранители царя, предстоя ему, не могут оглядываться ни направо, ни налево, так и человек, предстоя Богу и ощущая страх Его, не может ни на что иное обращать внимание.
Изречения безымянных старцев:
Имеющий страх Божий имеет сокровище, исполненное благ: страх Божий хранит человека от греха.
Святитель Василий Великий:
Если страх Божий не управляет нашей жизнью, не может освятиться тело.
Как пригвожденные остаются неподвижными и бездейственными, так и объятые страхом Божиим избегают всякого страстного обуревания грехом.
Удерживаемый страхом от всякого недостойного поступка не лишен сил ни для какой добродетели, но совершен и не имеет недостатка ни в одном из совершенств, свойственных человеческой природе.
Зная, что крепок наш Владыка, бойтесь Его крепости и не отчаивайтесь в Его человеколюбии. Для того чтобы не делать неправды, хорош страх; а для того чтобы, однажды согрешив, не вознерадеть о себе по безнадежности, хороша надежда на милость.
В ком ясно напечатлено ожидание угрожающего, тому страх не дает времени впадать в необдуманные поступки или помышления.
Святитель Григорий Богослов:
Где страх Божий, там соблюдение заповедей; где соблюдение заповедей, там очищение плоти — этого облака, омрачающего душу и препятствующего ей ясно видеть Божественный луч. Но где очищение, там озарение, озарение же есть исполнение желания для стремящихся к предметам высочайшим или к Высочайшему, Тому, кто выше всего высокого.
Святитель Иоанн Златоуст:
Славнее всех люди, имеющие страх Божий, хотя бы они были доведены до крайней бедности.
Страх Божий составляет истинное блаженство.
С того времени, как кто-либо познает страх Божий, он всецело предает себя Богу и уже не может располагать сам собой, потому что подчиняет себя закону Божию.
Тот, кто сохранил страх Божий, преследует ложь, имея судью в собственной совести. Впавший в забвение страха Божия обрекается на непрестанные заботы, беспокойства и скорби.
Подлинно, ничто так не губит человека, как потеря страха Божия, и, наоборот, ничто так не спасает, как обращение взоров к Богу.
Преподобный Исаак Сирин:
Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани — любви.
Преподобный Иоанн Лествичник:
Когда страх Господень приходит в сердце, то показывает ему все грехи его.
Умножение страха Божия есть начало любви.
Преподобный авва Дорофей:
Человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя — как он провел день и каждое утро — как прошла ночь; если не будет дерзким в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Страх Божий и чувство Его праведного воздаяния сокрушают плоть и кости подобно камню, опускаемому машиной и давящему виноград, прежде истоптанный в точиле. Ибо сначала ногами истаптывают виноград, а потом сдавливают его камнем, чтобы выжать последние соки. Так и страх Божий делает то, что человек становится попранием всех людей. А когда сотрется вконец гордыня его и тщеславное мудрование плоти его, тогда ниспадает на него свыше легчайший и благой камень — святое смирение. И выжимает из него всю сырость плотских удовольствий и страстей, и делает благоугодной и добротной душу, таким образом смирившуюся и сокрушившуюся слезами, истекающими как река. И эту душу делает источником живой воды, врачующей раны грехов и смывающей их нечистые крови. И весь человек делается белее снега.
Блаженный Диадох:
Как раны на теле, если не очистить их и не подготовить, как должно, не чувствуют лекарств, а когда очищены, чувствуют действие их и тем самым совершенно исцеляются, так и душа: пока остается нерадивой, покрыта проказой сластолюбия — не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто непрестанно толковал ей о Страшном Суде Божием. А когда начнет очищаться, углубленно внимая себе, тогда начинает чувствовать, как некое живительное врачевство, страх Божий, пережигающий ее, как в огне, неким действием обличений, и таким образом, мало-помалу очищаясь, достигает наконец совершенного очищения. При этом насколько в ней возрастает любовь, настолько же умаляется страх, пока не придет она в совершенную любовь, в которой нет страха, но совершенное бесстрастие, производимое действием славы Божией. Да будут же нам в непрестанную похвалу похвал, во-первых, страх Божий, а наконец, любовь — полнота совершенства во Христе.
Святитель Димитрий Ростовский:
Петр говорит: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5, 8). Петр исповедует себя грешником и произносит над собой осуждение быть недостойным лицезрения Христова. Он как бы заточает и изгоняет самого себя от лица Христова, как бы говорит: стыжусь грехов моих, боюсь же лица Твоего. О Правосудный, видящий сокровенное! Я не смею смотреть на Тебя, недостоин быть пред лицом Твоим, но достоин далеко от Тебя стоять, как осужденный и изгнанный. Но «куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?» (Пс. 138, 7). Ты Сам уйди на время от меня, как уходит солнце от этого видимого полушария и потом снова сияет. Уйди от меня. Свет мой, со страхом правосудия Твоего, которого я ужасаюсь, пока я не спрошу совесть мою, не исследую подробно грехи мои и не произнесу суда над самим собою. Тогда снова воссияй мне, Солнце мое, озаряя меня лучами благодати Твоей.
Таково-то значение слов Петра, таков смысл, такова тайна. О добрый образ спасения грешников! О доброе наставление всем! Хочешь ли, грешник, не быть осужденным на Страшном Суде Божием? Осуди самого себя, предупреждая Суд Божий твоим самоосуждением. Не напрасно говорит апостол: «…если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (1 Кор. 11, 31). Если каждый из нас научится знать и судить свои грехи, то избавится от вечного осуждения.
С кем Бог, тот делает все доброе и с ним происходит все доброе, а с кем нет Бога, тот делает все злое и с ним делается все злое. «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8, 31), если же нет Бога с нами, то все враги наши восстают на нас и одолевают нас. Если Бог с нами, то и паутина будет для нас твердой каменной стеною; если же нет Бога с нами, то и твердые каменные стены будут паутиной, не защитят нас. С кем Бог, тому и благо, а кто без Бога, тому горе.
С кем же есть Бог и с кем нет Его, на это легко отвечать каждому: кто добродетелен, богоугоден, при том Бог пребывает, а кто злое творит и Бога прогневляет, при том нет Бога. С добрым человеком Бог, а со злым нет. Справедливо то, что Бог, Своею всемогущей, всесодержащей и всеуправляющей силой, есть при всяком человеке, так же при злом, как и при добром, как везде сущий и все исполняющий. «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5, 45). Он и жизнь всех содержит — добрых и злых, праведных и неправедных, «ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Но Своею особенной благодатью, милосердной, спасающей, помогающей, покрывающей и соблюдающей, Он находится не со всяким человеком, а только с тем, кто, обратив к Нему умственные очи с сердечной любовью и со страхом, всегда видит Его пред собою, по слову Давидову: «Всегда видел я пред собою Господа» (Пс. 15, 8), и ради присутствия Его, ради любви и страха, все, что делает, говорит и помышляет, делает богоугодно, говорит истинно, помышляет благо, часто повторяя себе слова: «Жив Господь, пред Которым я стою», или, говоря пространнее, жив Господь, пред всевидящими очами Которого я хожу, стою, делаю, ем, пью, говорю, беседую, помышляю, и все, что ни творю, творю пред Его взорами и потому не смею что-нибудь плохое сделать, или сказать, или помыслить…
Почему человек преступает заповеди Божии, добрые, святые, душеспасительные? Потому, что нет Бога пред ним. Почему дерзает обижать ближних, грабить, похищать, насиловать, озлоблять? Потому, что нет Бога пред ним. Почему вор крадет, разбойник разбойничает, бесстыдник сквернословит, лжец лжет, клятвопреступник клянется во лжи, досадитель досаждает? Почему корыстный судья неправедно судит, лживый свидетель лжесвидетельствует, злобный коварствует? Потому, что нет Бога перед ними, нет страха Божия у них, не помнят о Боге, ни суда Его не боятся, ни мук вечных, ни Царствия Небесного не ждут. Нет Бога перед ними, и оскверняются их пути на всякое время. О, если бы Бог был перед очами грешника, если бы грешник помнил о будущем Суде и наказании, то не дерзал бы согрешать и прогневлять Бога, Судию Своего и Мстителя!
Где нет присутствия Господня, где люди не имеют перед очами Бога, где не смотрят на Бога, там бывает не что иное, как присутствие бесов и бесовская злоба.
Святитель Тихон Задонский:
Окружаемая и хранимая страхом Божиим душа бывает неподвижна ни на какое зло. И если какое искушение бесовское и злая мысль приходит ей, сразу ужасается и взывает к Богу: «Господи, помоги мне!» и так против зла стоит и борется. Потому страх Божий — корень всех благ. «Начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110, 10). Ибо кто премудр? Тот, кто везде и всегда осторожно поступает и невидимого Бога видит перед собой. «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5, 15). Начало этой премудрости есть страх Господень. Страху же Господню человека «научает» Божия благодать (Пс. 33, 12).
Страх Божий рождается от рассуждения о свойствах Божиих. О том, что Бог — вездесущ и знает всякое дело, слово и помышление. Что Бог ненавидит всякое беззаконие и всякое зло. Что Бог — Праведный Судия и всякому воздаст по делам. Что перед Ним и самые ангельские чины трепещут. Что Бог содержит весь свет в Своей руке. Что Бог, в мгновение ока, может в самом действии греха погубить грешника праведным судом. Что Бог за грех уготовал вечный огонь…
В доме ли я сижу — Господь Бог со мною; выйду ли из дому — Он не оставляет меня. По пути ли иду — Он со мною. В городе ли, в пустыне ли, с людьми или без людей,- не отступает от меня Господь. Не вижу Его, ибо хожу верою, а не видением, но делаю ли, или говорю, или мыслю — перед Ним все делаю, говорю или мыслю. На молитве ли стою — перед Ним стою, Он на меня смотрит и видит меня, видит, когда я сижу и встаю, и разумеет помышления мои. Перед Ним я преклоняю колени мои, и припадаю, и поклоняюсь, и вздыхаю, и молюсь Ему, и прошу, и ищу у Него милости, но Его Самого не вижу. К Нему простираю руки мои и очи мои, но Его Самого не вижу. Это размышление мое учит меня всегда и везде бояться Тебя, о Боже, и трепетать, со страхом и опасением жить и обращаться, делать, говорить, мыслить и что-либо начинать, как дети перед отцом своим, подданные перед царем своим.
Святитель Феофан Затворник:
«Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге» (Притч. 2, 3-5). Корень богоугодной жизни — страх Господень. Когда придет он, то, как творческая сила, все в тебе перестроит и воссоздаст в тебе прекрасный порядок — космос духовный. Как стяжать страх Божий? Он в тебе есть, только заглушен, воскреси его. Для этого дай голос разуму твоему и открой сердце твое для принятия внушений Истины. До сих пор разуму не давали слова, он был в рабстве и не смел говорить здравые речи; пусть теперь говорит. Он начнет речь о Божием вседержительстве, держащем тебя и могущем бросить в каждое мгновение; о Божием вездесущии и всеведении, все в тебе видящем и гневающемся на тебя за все худое в тебе; о Божием правосудии, готовом наказать тебя сейчас, но удерживаемом до времени милостью; о смерти, в каждое мгновение готовой схватить тебя и предать суду и воздаянию. Слушай и вводи сердце твое в чувство этих истин. Пробудишь чувство — придет вместе с тем и страх Божий. Это заря жизни.
Страх Господень ненавидит неправды, досаждения же и гордыни (Притч. 8, 13). А если ненавидит, то прогонит их; если прогонит, то душа станет чиста от них и поэтому явится правой пред Господом. А это и есть все, чего теперь с такой заботою ищем. Стало быть, восстанови в себе страх Божий и поддерживай его — и будешь обладать самым могущественным средством к самоисцелению. Страх Господень не допустит тебя согрешить, и он же заставит тебя делать всякое добро, при всяком к тому случае. И будет у тебя исполняться заповедь: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс. 33, 15), которую дает пророк ищущим истинной жизни. Как дойти до страха Божия? Ищи и обрящешь. Здесь нельзя сказать: то и то сделай; страх Божий есть духовное чувство, сокровенно зачинающееся в сердце от его обращения к Богу. Размышление помогает, помогает и напряжение себя на это чувство, но делом оно дается от Господа. Взыщи его, как дара, и дан тебе будет. И когда дан будет, тогда только слушайся его беспрекословно — он выправит все твои неправды.
Страх Божий как приводит к началу святой и богоугодной жизни, так бывает самым верным блюстителем ее, когда кто, последовав его внушениям, положит это начало. Учит нас этому нынешний апостол, приводя на память грозные суды Божии и наказания, еще здесь явленные над не покоряющимися Его воле. «Ангелов согрешивших не пощадил» (2 Пет. 2, 4). Были чисты и в пресветлом обитали жилище. Но как только согрешили, низвержены во мрак преисподней. Нас ли с тобою пощадит, если пойдем против воли Его?! Разлилось нечестие при Ное. Бог навел потоп и всех погубил, исключая восемь душ семейства Ноя. Не посмотрел, что было много нечестивых. Над тобою ли одним станет Он раздумывать — погубить тебя или нет, когда не станешь слушать голоса Его?! Долго терпел Господь Содом и Гоморру. Они же вместо вразумления спешили на верх нечестия, за то, когда не чаяли, поражены огнем, во образ вечного огня, ожидающего нечестивых. Не миновать и тебе этого огня, если пойдешь теми же путями. Приводи все это на память, сидя сам с собой, особенно в ночной тишине и темноте, и, возгревая тем страх Божий, страшись греха, как если бы в нем подкрадывался к тебе пламень огня вечного.
Святитель Филарет, митрополит Московский:
Если в присутствии царя мы не позволим себе никакой небрежности, а тем более неприличия, но стараемся, чтобы всякое наше слово, всякое движение было ему угодно, тем более представляющий себя в присутствии Божием не позволит себе никакого греха, поревнует о святом деле угодном Богу.
Святитель Игнатий (Брянчанинов):
Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека.
Страх Божий — ощущение совершенно новое. Страх Божий — действие Святого Духа.
Желающий приступить к Богу для служения Ему должен предаться руководству страха Божия.
Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, перестает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием… выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания.
Страшен тот Суд, который ожидает всех людей после общего воскресения; страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти… С какой другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбуждать в нас душеспасительный страх?
Есть два страха: один — вводящий, другой — совершенный; один — свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой — составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви.
Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот… еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу… Эта любовь приводит его в совершенный страх, потому что такой страшится и соблюдает верность воле Божией не для того, чтобы избегнуть муки, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее.
Духовное ощущение страха Божия, благоговения и умиления сопутствует молитве душевной.
…молитва весьма часто и по большей части сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти познает, что значит блаженное бесстрастие, он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, снедающий дебелость плоти наводимым странным, до сих пор не знакомым человеку ужасом от ясного ощущения своего предстояния перед Богом.
Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение Слова Божия и жизнь по Слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть двери в чертог добродетелей.
Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости (Пс. 110, 10).
Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, безвидно, духовно увидишь Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на Страшном Суде Божием.
Преподобный Ефрем Сирин:
«Не бойтесь убивающих тело… бойтесь Того, Кто… может ввергнуть в геенну» (Лк. 12, 4-5).
Кто боится Господа, тот выше всякого страха, тот устранил и оставил далеко за собой все страхи века сего. Далек он от всякой боязни, и никакой трепет не приблизится к нему.
Где преобладает страх Божий, там господствует смирение, туда и Бог нисходит, вселяется в такую душу, и обитает, и пребывает в ней, и делается как бы стражем ее, и гонит прочь все другие страхи.
Преподобный Симеон Новый Богослов:
Боящийся Бога не боится ни устремления против него бесов, ни их немощных нападений, ни угроз злых людей. Будучи весь как некий пламень и палящий огонь, он, даже когда проходит по темным и неосвещенным местам, обращает в бегство демонов, которые больше, чем он от них, бегут от него, чтобы не быть опаленными исходящим от него лучом божественного огня.
Святитель Феофан Затворник:
«Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь Того, Кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам. Того бойтесь» (Лк. 12, 4-5). Самый большой у нас страх — это страх смерти. Но Господь говорит, что страх Божий должен быть выше страха смертного. Когда так сложатся обстоятельства, что необходимо или потерять жизнь, или поступить против внушений страха Божия, лучше умри, но не иди против страха Божия. Потому что если пойдешь против страха Божия, то, по смерти телесной, которой все-таки не миновать, встретишь другую смерть, которая безмерно страшнее всех страшнейших смертей телесных. Если бы это последнее всегда имелось в мысли, страх Божий не ослабевал бы в нас и не было бы у нас никаких дел, противных страху Божию. Положим, что восстают страсти. В то время, когда они восстают, совесть, оживленная страхом Божиим, требует идти им наперекор; отказ требованию страстей кажется расставанием с жизнью, убиванием тела. Потому-то, когда воз родятся последнего рода тревожные чувства и начнут колебать совесть, поспеши восставить страх Божий и страх Суда Божия с его последствиями. Тогда опасение страшной смерти прогонит опасение смерти слабейшей и тебе легко будет устоять в требованиях долга и совести. Вот как исполняется то, что сказано у Премудрого: «…помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир. 7, 39).
Святитель Тихон Задонский:
Люди боятся человека, но Бога не боятся. Боятся «убивающих тело, души же не могущих убить», но не боятся «Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10, 28). Боятся потерять временную жизнь, но не боятся потерять жизнь вечную. Боятся лишиться богатства, славы, чести и утешения, но не боятся лишиться вечных благ, чести, славы и утешения райского. Боятся уз, темницы и временной ссылки, но не боятся вечной темницы, уз и ссылки. Боятся временного бесчестия, но не боятся бесчестия вечного. К ним относятся эти слова: «Там убоятся они страха, где нет страха» (Пс. 52, 6).
Убоимся же, возлюбленные, Единого Бога, чтобы ничего и никого не убояться. Ибо кто поистине боится Бога, тот никого и ничего не боится (Пс. 25, 32, 33, 35 и 36). Кто боится одного Бога, тот все находит в Боге; ему Бог — честь, слава, богатство, утешение, жизнь и все блаженство, хотя бы он и лишился чести от людей, славы, богатства, утешения и жизни. Потому что кто боится Бога, тот находится у Него в милости, ибо боится прогневать Его и оскорбить. А кто находится в милости у Бога, что ему бояться немилости и жестокости врагов? Бог — все, и кроме Бога все — ничто, и злоба всех, диавола и злых людей, — ничто.
Чтобы спастись от временного мучения и смерти, человек оставляет все; чего же он не оставит, если страх вечной смерти и геенны ударит душу? Непременно этот страх и печаль о спасении души убедят оставить все житейское, о чем сыны века сего пекутся: заботы о богатстве, чести, славе и сладострастии изгонят из сердца и, как вихрем пыль, всю эту суету развеют. Не откажется такой человек претерпеть бесчестие, оскорбления, побои, темницу, ссылку и даже смерть, только бы избавиться от вечной беды. Истина эта очевидна тому, кто чувствует страх вечной смерти. Ибо большим страхом уничтожается малый страх, и от большей печали исчезает малая печаль, и большая болезнь делает незаметной малую, как за большим шумом не слышен слабый голос. Печаль века сего и страх временной беды угашаются печалью о спасении души и страхом вечной гибели, как свет свечи — светом солнечным. Этот страх в благочестивой древности вел в пустыни и пещеры, заставлял лучше жить со зверями, чем с беззаконными людьми; лучше питаться травой и кореньями, чем сладкой пищей; лучше скитаться в лесах, чем быть окруженным соблазнами, и прочее. Этот страх колеблет и самих демонов, бесплотных духов. И демоны боятся геенны, на которую осуждены, и пытаются сделать участниками ее сынов человеческих, чтобы не одним в ней мучиться. Удивительно, что люди не трепещут перед тем, перед чем трепещут демоны — духи!
Что делается по страху человеческому — не угодно Богу.
Святой Иосиф, сын Иакова, предпочитает сидеть в темнице, чем согрешить с египтянкой (Быт. 39, 20). Еврейские женщины презирают беззаконное повеление фараона и не убивают дитя мужеского пола, ибо «боялись Бога» (Исх. 1, 17, 21). Три отрока в раскаленной печи (Дан. 3, 21), Сусанна (Дан. 13, 23) — не боятся смерти из-за страха Божия.
Достопамятные сказания:
Некто спросил авву Паисия: «Что мне делать с моей душой? Она бесчувственна и не страшится Бога». Старец отвечал: «Пойди, прилепись к человеку, боящемуся Бога, он и тебя научит страху Божию».
Один из отцов спросил Макария Египетского: «Отчего это — ешь ли ты или постишься,- тело твое всегда сухо?» Старец отвечал: «Палка, которой ворочают горящие угли, непрестанно сжигается огнем; то же бывает и с человеком, если он очищает ум свой страхом Божиим,- этот страх снедает его тело».
Страх Господень
В этот раз я хотел бы начать статью несколько иначе: вместо того, чтобы сразу излагать свои мысли, я приведу некоторые из многих отрывков Писания, в которых говорится о страхе Господнем и связанных с ним обещаниях Бога. Пожалуйста, прочтите их внимательно:
Псалтирь 33:10
«Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его».
Псалтирь 33:8
«Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их»
Псалтирь 111:1-2
«Аллилуия. Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его. Сильно будет на земле семя его; род правых благословится»
Псалтирь 24:12
«Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать».
Псалтирь 24:14
«Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им».
Псалтирь 30:20
«Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!»
Псалтирь 32:18
«Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его».
Псалтирь 84:10
«Так, близко к боящимся Его спасение Его, чтобы обитала слава в земле нашей!»
Псалтирь 102:11
«… ибо как высоко небо над землею, так велика милость к боящимся Его».
Псалтирь 102:13
«… как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его».
Псалтирь 102:17
«Милость же Господня от века и до века к боящимся Его».
Псалтирь 110:4-5
«Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой».
Псалтирь 113:21
«… благословляет боящихся Господа, малых с великими».
Псалтирь 127:1-4
«Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа!»
Псалтирь 144:19
«Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их».
Притчи 10:27
«Страх Господень прибавляет дней».
Притчи 14:26
«В страхе пред Господом – надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище».
Притчи 14:27
«Страх Господень – источник жизни, удаляющий от сетей смерти».
Притчи 15:33
«Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение».
Притчи 16:6
«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла».
Притчи 19:23
«Страх Господень к жизни, и , всегда будет доволен, и зло не постигнет его».
Притчи 22:4
«За смирением следует страх Господень, богатство и слава и жизнь».
Притчи 23:17
«Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем».
Екклесиаст 8:12-13
«Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нем, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицем Его; а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом».
Екклесиаст 12:13
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
Я думаю, из вышесказанного очевидно, что мы имеем дело с очень важной темой. Что же это – страх Господень, если все, имеющие его, как написано, получают так много обетований? Что значит «бояться Господа»? Значит ли это испытывать страх, ужас при мысли о Боге? А может быть, все эти рассуждения о «страхе Господнем» уже не актуальны в наши дни, потому что мы дети Божьи? К тому же, разве не написано в 1-ом Послании Иоанна, что в любви нет страха? Можно ли поэтому сделать вывод, что «страх Господень» — понятие, относящееся только к Ветхому Завету? Цель данной статьи – ответить на эти вопросы.
Страх Господень: больше, чем просто уважение, но в то же время не панический ужас.
В зависимости от того, чему были научены, люди по-разному понимают страх Господень: некоторые считают его своего рода ужасом, чувством страха перед Богом; другие же считают его простым проявлением уважения, подобно тому, которое они оказывают, скажем, своим коллегам по работе или… они совсем не понимают, что это такое, считая данное понятие устаревшим в наш век благодати. Я думаю, что ни одна из этих точек зрения не близка к истине. Начнем с понятия обычного уважения: уважение, существующее между равными, — совсем не то же самое, что уважение, подобающее Всевышнему. Уважение, которое подданный царя оказывает таким же подданным, как он сам, и уважение, которое он оказывает царю, — совершенно разные вещи. Даже если он имеет дерзновение перед престолом царя, как мы имеем дерзновение пред престолом Бога через кровь Христа, даже если он сам – сын Царя, кем и мы являемся по вере, — все равно он остается подданным по отношению к Царю. А любому царю, не говоря уже о Царе царей, должно оказывать надлежащий почет. Иначе говоря, тот факт, что мы – дети Царя, не отменяет благоговения и глубочайшего уважения, которое мы должны оказывать Царю, Всевышнему, как и не низводит их до уровня обычного уважения, оказываемого нами другим подданным.
Однако, сын царя все же приходит к царю не так, как пришел бы любой другой человек. Сын царя не дрожит перед ним от страха, а приходит бесстрашно и уверенно, зная, что царь, к которому он обращается, — его любящий Отец. В то же время, как уже было сказано выше, он приходит к нему с глубочайшим уважением, не забывая, что он обращается не просто к товарищу, а к своему Отцу, Который еще и Всевышний Бог, Господь господствующих и Царь царей. Таким образом, тот факт, что мы – дети Божьи, также означает, что страх Господень должен пониматься нами не как панический ужас и боязнь перед Царем, а скорее как наиглубочайшее уважение и почет, присущие отношениям детей с самым любящим Отцом, Который в то же самое время и Творец всего, Всевышний Бог.
От этого разъяснения перейдем к отрывкам, показывающим величие Бога и связанным со страхом Господним. Эти отрывки я привожу как свидетельство великолепия и величия Бога, не желая тем самым утверждать, что христианам следует испытывать боязнь и ужас перед Богом. Как мы уже говорили и будем говорить еще, страх Божий не означает боязнь Бога. Я думаю, что в наше время, когда пропасть между Богом и человеком устранена Христом, иметь страх Божий для нас означает приходить к Нему как к Отцу (с уверенностью и без боязни), не забывая в то же время, что Он – Всевышний Бог (и достоин глубочайшего почтения). Обращаясь к вышеупомянутым отрывкам, начнем с Иеремии 10:6-7:
Иеремия 10:6-7
«Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом. Кто не убоится Тебя, Царь народов?»
и Откровение 15:4
«Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего?»
и Иеремия 5:22-24
«Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете? Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого не перейдет; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут. А у народа сего сердце буйное и мятежное; они отступили и пошли; и не сказали в сердце своем: ‘убоимся Господа Бога нашего, Который дает нам дождь ранний и поздний в свое время, хранит для нас седмицы, назначенные для жатвы'».
Псалтирь 32:6-9
«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось».
БОГ СОТВОРИЛ НАС И ВСЮ ВСЕЛЕННУЮ. ВСЕ, ВИДИМОЕ ИЛИ НЕВИДИМОЕ, БЫЛО СОТВОРЕНО ЕГО РУКОЙ. Он – наш Отец и наш Господь. Он – Всевышний. Знание Писаний без благоговения и трепета перед величием Бога – лишь знания разума, как правило, ведущие, к гордыне (1 Коринфянам 8:1). Как написано в Притчах:
Притчи 2:1-5
«Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, ТО уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге».
Только если Слово Божье хранится в нас, и если оно приживается в нашем сердце, мы сможем понять страх Господень. Если же мы не имеем благоговения перед Всевышним, то все наше знание Писания – лишь знание разума, которое, не будучи укоренено в сердце, не принесет плода, а станет причиной гордыни.
О дерзновении и страхе Господнем в Новом Завете
Есть определенная точка зрения, которой явно или неявно придерживаются некоторые. Согласно ей, страх Господень был каким-то образом отменен по причине жертвы Господа Иисуса Христа. Я не думаю, что такое понимание верно. И в Новом Завете есть отрывки, в которых говорится о страхе Господнем:
Деяния 9:31
«Церкви же по всей Иудее, Галилее и Самарии были в покое, назидаясь и ходя В СТРАХЕ ГОСПОДНЕМ; и, при утешении от Святаго Духа, умножались».
1 Петра 2:17
«Всех почитайте, братство любите, БОГА БОЙТЕСЬ».
2 Коринфянам 7:1
«Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню В СТРАХЕ БОЖИЕМ».
Колоссянам 3:22
«Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа , как человекоугодники, но в простоте сердца, БОЯСЬ БОГА».
Корнелий, первый язычник, в чьем доме было проповедано Евангелие, был человеком, боящимся Бога. Как написано в Деяниях 10:1-2:
Деяния 10:1-2
«В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, благочестивый и БОЯЩИЙСЯ БОГА со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».
И как сказал Петр в Деяниях 10:34-35:
Деяния 10:34-35
«Петр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, НО ВО ВСЯКОМ НАРОДЕ БОЯЩИЙСЯ ЕГО И ПОСТУПАЮЩИЙ ПО ПРАВДЕ ПРИЯТЕН ЕМУ».
Как мы видим, о страхе Господнем говорится и в Новом Завете. Тем не менее, я считаю, – и я уже говорил об этом – что между Ветхим и Новым Заветами есть огромная разница. Эта разница в том, что, благодаря жертве Господа Иисуса Христа, в наше время человеку доступны совершенно иные отношения с Богом. Об отношениях с Богом такого рода необходимо помнить, исследуя понятие страха Господня. Возвращаясь к ранее приведенному примеру: между обычными подданными государства и подданными, которые являются одновременно детьми Царя – огромная разница. Соответственно, существенно отличается и то, как те и другие обращаются к Царю. Возможно, обычные подданные испытывают страх перед величием Царя, осознавая, что их отношения с Ним ограничиваются рамками «правитель-подданный». Но для детей Царя все иначе. Дети Царя могут приступать к Нему с уверенностью и без страха, как к любящему Отцу.
По Писанию, именно так мы должны приступать к престолу Бога:
Евреям 4:14-16
«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания . Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно , искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи».
К престолу благодати мы приступаем с дерзновением. Это право нам дано не по личным заслугам, а благодаря жертве Господа Иисуса Христа, ставшей для нас мостом через пропасть, отделявшую нас от Бога и давшей возможность всем, уверовавшим в то, что Иисус – Сын Божий, стать Божьими детьми (1 Иоанна 5:1). И как написано в 1 Иоанна 4: 18-19:
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас».
Если мы любим Бога, мы не будем страшиться Его, потому что страх и любовь несовместимы. И опять же я повторю: это не значит, что мы можем приходить к Богу, как к равному нам, оказывая Ему не более, чем просто уважение и не осознавая Величие Того, к кому мы приступаем. Однако это отношение не имеет ничего общего со страхом в его негативном понимании, и мы не должны страшиться Бога. Если мы испытываем ужас, приходя к Нему, то мы не любим Его по-настоящему, ибо в любви нет страха. Наше отношение должно быть иным, как мы уже сказали: бояться Бога означает приходить к Нему одновременно как к Отцу (с уверенностью и без боязни) и как ко Всевышнему Богу (с глубочайшим почтением).
Бояться Бога – значит исполнять Его волю.
Развивая вышеизложенные мысли дальше, я хочу сказать, что не понимаю, как человек может исполнять волю Господа, не имея перед Ним должного страха, и как человек может бояться Бога, не исполняя Его воли. Бояться Бога – значит исполнять Его волю. Это значит — предпринять шаг веры и поступить так, как велит Бог, даже если мы не находим логического объяснения ситуации и не можем видеть полную картину происходящего. Боящиеся Бога будут стремиться исполнить волю Божью. Любое повеление Отца имеет для них первостепенную важность и не подлежит обсуждению, ибо исходит из уст Самого Отца. Страх Господень, глубочайшее почтение перед Ним и Его волей и послушание Господу и Его воле будут в таком случае сопутствовать друг другу. Представьте себе только непослушных детей. Можно ли сказать, что такие дети уважают своего отца? Возможно, они приходят к нему, чтобы добиться от него желаемого, но не испытывают к нему ни любви, ни почтения. Если бы они его любили, то относились бы с почтением к его воле и исполняли бы ее. К сожалению, есть похожие христиане, которые приходят к Богу только от великой нужды; все остальное время они живут по законам мира. Естественно, так продолжаться не должно. Вместо подобного поведения нам следует углублять наши отношения с Богом, ища прежде Царства Божия и Его праведности, и все остальное приложится нам (Матфея 6:33). Мы должны следовать по стопам нашего Господа Иисуса Христа, как написано в Филиппийцам 2:5-11:
Филиппийцам 2:5-11
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».
В Писании говорится, что в нас должны быть те же самые чувствования, что и в нашем Господе Иисусе Христе. Какие же чувствования были у Него? Его чувствованиями была готовность к послушанию, послушанию даже до смерти. Его девизом были слова: «Не Моя воля, но Твоя да будет» (Луки 22:42).
Всем вышесказанным я хочу подчеркнуть, что мы не можем со всей уверенностью утверждать, что имеем страх Господень, если не исполняем Его волю. Точно такой же принцип действует в любви к Господу. Как Он Сам сказал:
Иоанна 14:23-24
«… кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца».
Мы не можем говорить, что любим Господа, если не исполняем то, что Он нам велит. Точно так же, я думаю, мы не можем сказать, что мы боимся Господа, если мы знаем, в чем Его воля, но не исполняем ее.
В заключение этого раздела еще раз повторим: страх Господень подразумевает послушание Господу. Страх Господень – значит высоко ценить Бога и Его волю, несмотря на обстоятельства. Выражаясь кратко, это значит ставить Бога и Его волю превыше всего.
Мы начали эту статью с перечисления благословений, которые приносит страх Господень. Действительно, трудно найти в Писании другую заповедь, содержащую в себе такое же множество обетований: долгая жизнь, благополучие, избавление от бед и много других обетований сопровождают боящихся Господа.
Затем мы попытались дать определение страху Господню, четко отделив страх Господень от обычного уважения, оказываемого равному, с одной стороны, и от боязни Бога или ужаса, с другой стороны. Страх Господень, не являясь ни тем, ни другим, на самом деле выражается в глубочайшем почтении, подобающему Отцу, БОГУ, ГОСПОДУ, СОЗДАТЕЛЮ ВСЕГО.
И, наконец, мы выяснили, что страх Господень неотделим от исполнения Божьей воли. Другими словами, боящийся Господа будет исполнять Его волю; а тот, кто не боится Его, а лишь хочет угождать своей плоти, либо исполняет Его волю, когда ему этого хочется, по обстоятельствам, либо не исполняет ее вообще.
В заключение внимательно прочитаем наставление из книги Екклесиаста:
Екклесиаст 12:13
«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека».
священник Георгий Чистяков
В религиозности очень многих людей сегодня очень заметное место занимает страх перед наказанием. В советские времена вообще бытовало мнение, что верующие только потому и верят в Бога, что после смерти не хотят мучаться в Аду. Именно как страх перед адскими муками, которые ждут ослушников после их смерти, представляла православную веру атеистическая пропаганда. И надо сказать, делала это вполне профессионально.
Избавление от страха
Без сомнения, страх перед смертью и перед тем наказанием, которое вслед за нею последует, – это форма веры, но только чисто средневековая. Художники тогда изображали на фресках и картинах Страшный суд, адское пламя, чертей, которые мучают грешников и с гнусным смехом влекут их в преисподнюю и проч. Такого рода изображения можно найти практически в любом средневековом храме как на Востоке, так и на Западе. Именно тогда появилось и отсутствующее в Священном писании выражение Страшный (!) суд – в Евангелии такого выражения нет, не знали его и христиане первых веков. Да и мы теперь понимаем, что страшен этот суд только одним – тем, до какой степени он прост. У нас не спросит Судия, как мы постились или как вычитывали правило, не спросит Он и о том, к какой Церкви мы принадлежали, какой символ веры исповедовали и как понимали тот или иной догмат. Он скажет просто: «Я был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня» или наоборот: «Я был наг, и вы не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25:36 и след.).
Однако в Средние века религия большинства (разумеется, не вера преп. Сергия, но многих его современников) была основана именно на страхе перед посмертным или даже прижизненным наказанием. «Страх создал богов», – воскликнул один римский поэт и был по-своему прав, ибо говорил не о нашей вере, не о Боге, а о богах, и, следовательно, о языческих религиях. От язычников этот страх унаследовали христиане, особенно те, для которых вера была основана не на Евангелии, а на естественном для человека стремлении обезопасить себя перед лицом непонятного и, в общем, враждебного мира, где каждого на каждом шагу подстерегает какая-то неприятность.
В XVIII-XIX веках под влиянием бурного развития естественных наук и в результате того, что человек в течение этих двух столетий мало-помалу начал осознавать, что такое права человека, и чувствовать потребность не быть рабом в социальном смысле, страх этот стал проходить. В результате человек, освободившись от страха (чему можно только радоваться, так как страх – это всегда рабство, подавленность и зажатость, а Господь наш зовет нас к свободе), одновременно начал терять веру (а это уже беда!), но только по той причине, что эта вера была перемешана с чисто языческим по своей природе страхом. Страх этот еще в IV веке принесли в церковные стены те номинальные христиане, о которых говорит блаж. Августин, люди, крестившиеся и внешне ставшие христианами, но по сути оставшиеся язычниками.
Отсюда французский атеизм эпохи Вольтера, Дидро и Даламбера и наш – Писарева, Добролюбова и др. Люди почувствовали себя свободными от страха перед наказанием и из своей жизни удалили Бога. Трагедия людей этого времени и в их числе блестящих мыслителей, ученых и поэтов заключается в том, что они отказались от Бога в тот самый момент, когда появились удивительные возможности Его почувствовать, открыть Его для себя и для будущего. Все случилось как в пословице: вместе с водой выплеснули ребенка, вместе со средневековыми предрассудками, которые неминуемо должны были уйти (и слава Богу, во многом уже ушли из жизни), человечество потеряло веру. Выплеснутым ребенком оказался Младенец, родившийся в Вифлееме.
Дети, которых учат бояться Бога и того, как Он накажет, в какой-то период своей жизни переживают то же самое, что пришлось пережить во времена Д.Дидро всей нашей цивилизации. Они перестают бояться, становятся безбожниками и отказываются в результате от какой бы то ни было нравственности. Ж.-П.Сартр рассказывает, как в детстве он прожег, играя спичками, ковер; сначала он ждал, что Бог, Который видит все, накажет его за это, а потом, когда наказания не последовало, понял, что бояться Его не нужно, а значит, как говорил Достоевский, «все позволено». Так в сердце будущего философа начали прорастать первые ростки неверия.
Три дороги к Богу
В «Откровенных рассказах странника» говорится, что к Богу ведут три дороги: раба, наемника и сына. Когда человек воздерживается от грехов «страха ради мук», это безуспешно и неплодно, таков путь раба, которым руководит страх перед наказанием. Путь наемника связан с желанием заработать себе награду. «Даже и желания ради Царства Небесного если кто станет совершать подвиги, – восклицает странник, – то и это святые отцы называют делом наемническим. Но Бог хочет, чтоб мы шли к Нему путем сыновним, то есть из любви и усердия к Нему вели себя честно и наслаждались бы спасительным соединением с Ним в душе и сердце». В прошлом к Богу, быть может, вели три дороги, теперь, к концу ХХ века, стало ясно, что первая и вторая – тупиковые; идя по ним, можно прийти только к нервному срыву, погубить и себя, и многих вокруг себя людей.
И тем не менее даже мы сами иногда пугаем друг друга тем, что Бог за что-то накажет. «Бог наказал», – говорим мы о людях, у которых что-то случилось, если считаем, что они заслуживают наказания. Получается, что мы боимся Бога, как греки – Зевса, египтяне – Амона, а римляне – Юпитера. И при этом не замечаем, как сами становимся язычниками.
И тем не менее без страха Божьего нельзя! Это выражение встречается в Библии множество раз, и, разумеется, не случайно. Только надо понять, что такое этот страх, который учит мудрости (Притч. 15:33), отводит от зла (там же, 16.6) и ведет к жизни (там же, 19.23), он чист (Пс. 18:10) и, кроме всего прочего, заключается в том, чтобы ненавидеть зло (Притч. 8:13). Однако это не ужас перед Богом и не страх перед наказанием. Бог не следит и не наблюдает за нами, но мы можем легко причинить Ему боль.
На вопрос, что такое страх Божий, исчерпывающий ответ дает Библия на латинском языке – Вульгата. За тысячу лет истории в языке Горация, Тибулла, Овидия и других величайших поэтов человечества накопился огромный словарный запас, латинские слова передают тончайшие оттенки смысла там, где почти всякий другой язык будет бессилен. Одно греческое слово «фобос» (страх) по-латыни это и «pavor», и «metus», и «terror», но есть еще слово «timor», и именно этим последним переводится слово «фобос», когда речь идет о страхе Божьем. «Timor» (отсюда французское «timide» и «timidement») – это радостное робение или же страх причинить боль, обидеть, страх потерять. Это очень важно понять, чтобы наша духовная жизнь и наша жизнь в целом стала нормальной.
Я боюсь волка или носорога, но я, когда вижу птиц в саду, тоже боюсь, но боюсь спугнуть их громким голосом или резкими движениями. Кто-то боится маму, потому что она может выпороть, а кто-то другой боится свою маму огорчить или расстроить. Вот где кроется разница между чисто человеческим страхом перед чем-то страшным и тем страхом Божьим, который есть для нас всех сокровище драгоценнейшее.
Те сердитые православные молодые люди 90-х годов, для которых религия связана прежде всего со страхом перед Уставом, перед тем, как бы не нарушить пост или не совершить какого другого греха, мрачные, суровые, внешне похожие на иноков и монашек, выбрали сегодня путь раба. Понятно, почему – мы в советское время слишком долго были рабами, поэтому теперь избавиться от рабской психологии нам трудно, даже почти невозможно. Но это необходимо, иначе и мы потеряем веру, как потеряли ее наши прадеды и деды, отказавшиеся от Бога, ибо в Боге видели несвободу. Понять их можно. Отказываясь от Бога умом, они продирались к Нему сердцем; отвергая несвободу, они рвались именно к Богу, но только не знали, что тот, кто им так нужен, кого им так не хватает, – это именно Он, а не кто-то другой.
Безбожники конца прошлого века, которые уезжали в глубинку, становились там земскими врачами, акушерками и учителями, были в тысячу раз ближе к Иисусу, чем надутые охотнорядцы и чиновники, не пропускавшие ни одной обедни. Но эти чудные юноши и девушки нашего прошлого, которые могли бы стать настоящими святыми, в сердце горя Богом, увы, отвергали Его умом, не только не принимали Его, но презирали и даже ненавидели. А ведь на самом деле отвергали они не Бога, а только рабский к Нему путь. Так зачем же мы теперь снова сворачиваем на эту тупиковую дорогу?
Рабы (?) Божии
Считая, что мы ходим в Церковь именно из-за страха перед наказанием, неверующие люди полагают, что религиозность унижает человека, подавляет его «я» и вообще делает нас рабами. Это действительно так, если видеть в страхе Божьем страх перед карой, наказанием или возмездием. Тех, кто так его понимает, религия на самом деле закабаляет и превращает в рабов. Мы знаем тому множество примеров, ходить за которыми далеко не надо. Однако, если мы понимаем, что страх Божий – это не pavor или metus, а timor, вера наша дает нам крылья, открывает перед нами новые возможности и новые горизонты, дает новые силы. Именно в христианстве невозможное становится возможным. По слову Иисусову: «Человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк. 10:27).
В связи с этим уместно будет вспомнить и то. что слово «эвед», что значит служитель или соработник Божий и одновременно отрок, то есть ребенок, который уже вырос, но еще не совсем. С ним уже можно общаться как со взрослым, но при этом еще можно заботиться о нем как о ребенке – вот что такое «раб Божий»!
Один американский физик, прочитав в «Русской мысли» мою статью «Вера или идея», прислал мне письмо, в котором высказывает недоумение по поводу моих слов о том, что христианство начинается с коленопреклонения. Слова эти и стоящий за ними тезис мне очень дороги. Но… прочитав его письмо, я постарался взглянуть на эту фразу его глазами, взглядом образованного, умного и даже доброго ученого, который, однако, ничего не знает ни о христианстве, ни о богослужении, ни о мистическом опыте в христианстве. Взглянул и увидел, что эта фраза для человека, который ничего не знает о христианстве изнутри, а все только снаружи, изображает человека, задавленного или рабски склоняющего колени перед иконой в темном храме.
Да, именно так может быть понято коленопреклонение христианина, если смотреть на него снаружи. На самом деле, однако, в нем выражается не рабская зависимость, покорность или страх, а совсем другое чувство – восторг: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс. 103).
Это то чувство, которое удивительно полно выражено в прокимне, поющемся на вечерне в субботу «Господь воцарися, в лепоту облечеся» и далее.
Это чувство пережил всякий врач, который видел безнадежного ребенка выздоровевшим, всякая мать, встретившая своего сына после войны живым, да в конце концов – всякий ребенок, обнаруживший утром в день своего рождения у постели игрушки или книжки, о которых долго мечтал. И любовь, и благодарность, и счастье, и ощущение Его присутствия рядом, в общем, полнота, – вот что такое наше коленопреклонение, и ничто другое, во всяком случае – не страх. «Мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее… В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4:16-18).
Богословие страха
И тем не менее религия, основанная на страхе, чем-то привлекательна. Недавно вышла книжечка под названием «Рассказы сельских священников» (увы, анонимная, без имени составителя), в которой в извлечениях напечатаны заметки из журнала «Странник» за 1866 год.
На обложке чудная церковь, утопающая в купах деревьев, сельская дорога, изгородь, одним словом – русская идиллия. А внутри?
Рассказывается, как на Ильин день одна женщина, лишь только заблаговестили к обедне, отправилась в поле на свою ниву вязать снопы. На другой день вечером ехала она в телеге, лошадь чего-то испугалась, бросилась изо всей силы бежать. Женщина упала, и колесо телеги так сломало ее, что «страшно было взглянуть: кожа с ноги была содрана, кость переломлена, грудь истерзана, лицо, руки, одним словом – все изувечено». И умерла без покаяния.
Молодой мужик, уже женатый, не слушался родителей, пил и проч.; отец стал журить его, тот хотел ответить что-то резкое, но не успел, оперся рукою на окно, «от сильного натиска стекло лопнуло, разбилось и обрезало руку Алексею повыше кисти; кровь ручьем полила». Прошло шесть дней – несчастный скончался.
У одной бедной вдовы был сын, в день Покрова поехал он работать, и его «во время работы завалило глиной до смерти».
Бедная чиновница мучалась без средств к существованию с семерыми детишками и однажды в сердцах прокляла свою любимую дочку, та пошла с подругой на речку и утонула, причем подругу удалось спасти, а дочку несчастной вынули из воды умершей.
И т.д., и т.д.
Что хочет сказать нам составитель? Зачем еще раз нам предлагается путь раба?
Если в религию добавлена изрядная доля страха, ее можно с успехом использовать как инструмент, в первую очередь в целях удержания общества под пятой той или иной власти. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, удерживать людей от нежелательных шагов и т.п.
Первое время этот инструмент работает великолепно, но затем непременно обнаруживается, что он никуда не годится.
Использование религии в качестве инструмента оборачивается трагедией для всех. И для тех, кто ее так использует, и для народа, которым таким образом пытаются управлять, и для самой религии. Это всегда приводит к развитию сначала полной религиозной индифферентности, затем к взрыву безбожия и тут же к появлению новых исповеданий и новых религий. Именно такой новой религией стал к концу XIX века марксизм, занявший в сердцах не худших людей России место Бога, вытесненного оттуда обязательностью говения, справочками об исповеди, которые надо было представлять по месту работы, и той атмосферой страха, которая нагнеталась при помощи статеек из журнала «Странник», переизданных непонятно почему в 1996 году.
Разумно было бы предположить, что указания издавать такие книги и вообще насаждать в православном народе атмосферу страха сегодня исходят от руководства КПРФ и даются, чтобы сделать нас более послушными, покорными и забитыми и одновременно с целью ослабить влияние Церкви на людей, дискредитировать ее в глазах населения и т.д. Однако это не так. Книги эти издаются вполне честными людьми и без каких бы то ни было дурных замыслов. Не в том беда, что их издатели кем-то наняты, а в том, что и они, а зачастую и мы сами хотим быть рабами.
Мы все выросли в эпоху рабства и с пеленок были рабами, уже в 3-4 года мы усвоили общеобязательную истину и до такой степени привыкли к своему рабскому состоянию, что на дороге к Богу тоже выбираем путь раба. Евреи в пустыне увидели в Моисее врага именно потому, что он освободил их от рабства (Исх. 16:2-3), мы тоже видим врага в каждом, кто напоминает нам о том, что мы призваны к свободе (Гал. 5:13), причем только по той причине, что к несвободе мы просто привыкли, она нам психологически ближе. Но именно несвобода, сковывающая наши сердца, мешает нам почувствовать Иисуса, в Церкви мы видим установления, требования, запреты и не чувствуем Его опаляющего присутствия и той радости, о которой так замечательно говорит автор «Откровенных рассказов странника».
***
В советской школе детей учили знаниям, ориентировали на факты, развивали их память. Учили быстрому чтению, а надо бы учить чтению медленному, но вдумчивому. Но никто не развивал их чувства. И вот теперь, придя в Церковь, они тоже хотят все знать и о Боге, и об истине, и о православной вере. И не понимают, что главное здесь не знать, а чувствовать. И эта ориентированность на знание делает нас какими-то неживыми, нас с нашей рабской психологией превращает еще и в рабов нашего собственного ума и его неминуемо ограниченных возможностей, а поэтому мы все еще не в силах погрузиться в Бога как подобно автору «Откровенных рассказов…».
Мы все время и везде ищем врагов, еретиков, проверяем нашу веру по правилам, как ученик сверяется с ответом в задачнике, друг друга пугаем Богом, видя в Нем, быть может, и доброго, но рабовладельца, ибо мы – рабы.
Нам кажется, что все вокруг плохо, ужасно, так плохо, как не было никогда раньше. Именно так пишут сегодня во многих душеспасительных книгах: «Россия никогда не знала таких преступлений, которые сегодня терзают наше общество» (А при Ленине? А при Сталине? Нет, как бы ни было трудно сейчас, при них преступления были много чудовищней!). И поэтому мы до сих пор не в силах воскликнуть вместе с архиепископом Иоанном (Шаховским): «Земля в солнечном дыму от любви Господней». А ведь это действительно так.
Проповедь от 2013-04-06.
Сегодня я хочу поговорить с вами о страхе Господнем. Что мы знаем об этом? Понимаем ли мы, что страх Господень — это основа нашей веры, основа жизни верующего человека?
Мы много говорим о любви Божьей, о Его благодати и милости. И мы совершенно забываем о благоговении, страхе Господнем, трепете перед Богом. Как много в своей жизни мы делаем неправильных вещей! И вовсе не потому, что мы не любим Господа, а потому, что мы перестали бояться Его. У нас часто не хватает страха Господня. Господь для многих из нас «папочка, который просто любит нас такими, какие мы есть»! Но это мы так думаем! Так могут думать и говорить только те, которые не знают своего Господа и не знают Слово Божье. В каждом отце есть две стороны, как любовь, так и строгость. Вспомним, что случилось в Эдемском саду. Бог сотворил человека, наделив его свободой выбора, и человек мог сам решать, как ему жить. Бог, как добрый Отец, пытался через дерево познания добра и зла уберечь своих детей от зла. Что произошло дальше, мы знаем.
И всё, что детям нужно в детстве, это послушаться родителям, и иметь страх перед своими родителями, ибо родители лучше знают, что детям хорошо, а что плохо. Адам и Ева перешли границу запрета и потеряли страх перед Богом. Как результат – проклят человек, проклята земля.
Современный мир ещё хуже. Римлянам 1:21-32 » 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели,
23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся,—
24 то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.
25 Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь.
26 Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным;
27 подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.
28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства,
29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. 32 Они знают праведный Божий, что делающие такие достойны смерти; однако не только делают, но и делающих одобряют.
32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют».
Понятно, что у таких страха Божьего нет, да и познания Бога тоже нет. В жизни людей происходит много бед из-за отсутствия страха Божьего. Человек, не боящийся Бога, не боится никого. У него нет ничего святого в жизни и все ориентиры искажены. Он далёк от Бога и живёт по принципу вседозволенности, не имеет благословений Божьих. Таких людей жаль.
1Петра 1:17 «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего».
У многих нет понятия, насколько велик и свят наш Господь, поэтому они так редко получают ответы на молитвы. Бог – Судия праведный, который придёт судить всё человечество. Мы все предстанем перед Ним, и нам придётся ответить за все наши слова, поступки и мысли; за неиспользованные таланты и способности; за попусту потраченное время и т.д.
Есть и такие мнения, что Бога не надо бояться, что Бога нужно любить и уважать, как дети любят своего физического отца. Но в Слове Божьем написано, что Бог наш есть огонь поядающий: «28 Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29 потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евреям 12:28-29).
Также и апостол Пётр пишет, чтобы мы боялись Бога. 1Петра 2:17 «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите».
Без почтительного отношения к Богу настоящая вера невозможна.
Страхи бывают разные. Давайте выделим страхи, которые не имеют ничего общего со страхом Божьим:
1. Естественный страх;
2. Бесовской страх, который иногда овладевает нами. 2Тим.1:7 «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».
3. Религиозный страх. Ис.29:13 «И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих».
Например, человек становится на молитву не потому, что жаждет прославить Бога, а потому, что так написано. И молится, монотонно повторяя заученную молитву, а мысли витают далеко, и думает он о чём-то другом.
Мф.15:7-9 «7 Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: 8 приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; 9 но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Йешуа назвал фарисеев лицемерами (актёрами).
В религиозном страхе нет искренности. Давайте это удалим от нас.
4. Страх перед людьми. Пр.29-25 «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен». Это противоположность упования на Бога.
Теперь мы понимаем, почему некоторые религии стали доминирующими и распространились по всему земному шаруФото: REUTERS
Откуда у человека появились моральные принципы? Эволюционные психологи утверждают, что такие понятия, как честность и справедливость сформировались еще в первобытном обществе. Ведь в общине жили, как правило, родственники и обманывать было невыгодно. Допустим, в самом начале это действительно было так. Но ведь переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию произвел настоящую революцию! И люди стали все чаще совершать сделки по обмену товарами с чужаками из неизвестных племен. Казалось, тут уже родство не удерживало наших предков от морального разложения. Что мешало обвешивать и впаривать туфту лохам из тьмутаракани? Однако, мы знаем, что уровень сотрудничества и кооперации у древних племен был очень высок. И порой незнакомые люди объединялись в очень большие сообщества и осуществляли невероятные по своему масштабу совместные проекты — например строительство Стоунхэнджа.
БОЛЬШОЙ БРАТ СЛЕДИТ ЗА ТОБОЙ
Что сплачивало людей? На чем основывалось доверие между чужаками? Их удерживал страх перед божьим наказанием, предположил Бенджамин Парзуцки психолог из Университета Британской Колумбии в Канаде. Ты можешь обмануть чужеземца, но богу-то видно все! У него не забалуешь…
Чтобы проверить верность этого предположения международная команда ученых провела глобальный эксперимент в различных уголках мира. К исследованию привлекли 591 добровольца, в том числе и из самых экзотических регионов планеты, где сохранились остатки древних верований.
В частности ученые изучали особенности психологии аборигенов островов Вануату, Фиджи, коренных народов Бразилии, Маврикия и даже тувинцев с юга Сибири. Добровольцы оказались представителями широкого спектра мировых религий, включая христианство, ислам, буддизм и местные верования.
Всем участника предлагали поиграть в экономическую игру. Ее суть была проста. Волонтерам давали разноцветный кубик, две чаши и 30 монет.
Игрок загадывал цвет, затем бросал кубик и если выпадал загаданный вариант, он откладывал монету в свою чашу. Если выпадал другой цвет, монету надо было отдать собрату по вере из отдаленной деревни.
Поскольку никто, кроме игрока, не знал какой цвет он загадал, то тут открывался большой простор для жульничества. Однако, на самом деле проверить игроков на честность было легко. Потому что согласно статистической вероятности шансы выигрыша в этом случае — 50 на 50.
ТОМУ ЛИ БОГУ ТЫ ПОКЛОНЯЕШЬСЯ?
После игры психологи просили добровольцев рассказать об их богах. В первую очередь ученых интересовало, насколько сурово они наказывают за аморальное поведение. А во вторую — насколько способны знать о мыслях и действиях людей.
В итоге выяснилось, что всезнающие боги, которые были всегда готовы наказать людей за грехи, заметно влияли на эгоистическое поведение людей. Те, кто поклонялся таким богам, поступали гораздо честнее.
— Значит, такая религия помогала людям сотрудничать с незнакомыми единоверцами и объединяться в могучее общество, — делает вывод Бенджамин Парзуцки. — Преодоление эгоизма способствовало расширению торговли, снижало вероятность конфликтов между единоверцами. И, наоборот, способствовало сплочению перед лицом врага. Теперь мы понимаем, почему некоторые религии — например учение Христа и Магомета — стали доминирующими и распространились по всему земному шару. Ведь завоевания и преобразования требуют экстремального уровня координации и сотрудничества. А христианство и ислам категорически заявляют о неизбежности наказания за дурные поступки либо на земле, либо в загробной жизни. При этом четко расписаны моральные критерии (что такое хорошо и что такое плохо) и заявляется, что от вездесущего бога ничто не скроется.
МЕЖДУ ТЕМ
Исламский терроризм искоренят с помощью… женского образования?
— Терроризм и агрессивность тесно связаны с демографическим взрывом, который наблюдается сейчас в странах третьего мира, — выдвигает гипотезу Анатолий Вишневский директор Института демографии Высшей школы экономики (подробности)