Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь на территории Псковской области считается одним из крупнейших в России. Его история начинается со второй половины XV века, и с тех пор он ни разу не закрывался. Долгое время обитель находилась в приграничном положении, вследствие чего подвергалась нападкам неприятелей, однако заступничество Божией Матери благодаря усердным молитвам перед ее образами «Успение» и «Умиление» не раз спасали монастырь и его жителей.
Не миновали обитель и разрушительные последствия в ходе боев во время Великой Отечественной войны, но силами братии удалось восстановить ее, по сей день она развивается и украшается. Псково-Печерский монастырь — место притяжения паломников, многие мечтают посетить его храмы, пещеры и поклониться местным святыням. Большой интерес обитель вызывает и у путешественников, желающих ознакомиться с ее богатой историей, оценить красоту архитектурного ансамбля и насладиться особенной умиротворяющей атмосферой этого места.
Псково-Печерский монастырь на google-панораме:
Содержание
Расписание богослужений Псково-Печерского монастыря
Расписание служб по будним дням:
- 6:00 — утреннее богослужение
- 18:00 — вечерняя служба.
Также в определенные дни проводится таинство Соборования.
Расписание богослужений в выходные дни:
- 6:30 — исповедь
- 6:40 — часы
- 7:00 — ранняя Божественная литургия
- 9:30 — исповедь
- 9:40 — часы
- 10:00 — поздняя Божественная литургия
- 18:00 — вечернее богослужение.
Отцы Псково-Печерского монастыря
Благодаря подвижническому труду иноков удалось создать эту обитель и превратить ее в одну из самых известных в нашей стране. Ее насельники совершали настоящий духовный подвиг, направляя свои усердные молитвы Богу о людях, приезжающих в обитель за помощью и советом. Было явлено множество чудесных исцелений, в благодарность за которые люди делали приношения, шедшие не только на нужды монастыря, но и на помощь ближним. Так, есть сведения о том, что братия помогала беженцам во время войн, выделяла средства на восстановление домов в окрестных селениях, разрушенных набегами неприятелей. Кроме того, монастырь во время перемирий выкупал у захватчиков пленных.
Многие старцы еще при жизни особо почитались верующими, наставляя и укрепляя в вере окружающих, но и после своей смерти они помогают людям, обращающимся к ним со своими молитвами. Имена многих из них занесены в историю обители. Среди тех, кто служил в монастыре в XX веке, часто выделяют архимандрита Алипия, приложившего много усилий по восстановлению обители после ВОВ, реставрации крепостных стен и башен. Многим паломникам знаком и архимандрит Адриан, ушедший из жизни в 2018 году. Он имел дар помогать людям, одержимым бесовской силой. В течение многих лет он принимал и наставлял паломников, став для многих духовником. Также памятны верующим игумены Гавриил и архимандрит Тихон (Секретарев).
В настоящее время священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря является митрополит Тихон (Шевкунов).
Посещение для паломников
Посетить обитель могут как организованные группы, так и одиночные паломники и путешественники. Паломнические центры организуют поездки из разных городов России.
Экскурсии в Псково-Печерский монастырь
При монастыре работает экскурсионная служба, проводящая экскурсии для групп и одиночных паломников в течение дня с 9 до 19 часов, для участия необходима предварительная запись. В ходе нее паломников знакомят с историей обители, экспозицией Ризницы и музея Старцев.
Одиночным паломникам следует учитывать, что группы на посещение Ризницы формируются в 14:00, музея Старцев — в 14:30.
Архитектурный ансамбль монастыря, © Shish_ka
Можно также посетить Богом зданные пещеры, для поддержания в них естественного температурного режима доступ туда ограничен, поэтому обязательно необходимо оставлять предварительную заявку на их посещение. Они открыты во вторник, среду, четверг, субботу, воскресенье с 9 до 16:00, по понедельникам и пятницам они закрыты. Для одиночных путешественников группы на посещение пещер формируются по будням в 12:00, в воскресенье и праздничные дни — в 13:00.
Кроме того, паломническая служба при подворье Псково-Печерского монастыря организует поездки по святым местам Пскова и области.
Гостиницы при Псково-Печерском монастыре
Паломники, приехавшие в обитель на несколько дней, могут разместиться в одной из монастырских гостиниц. Две из них расположены в шаговой доступности от монастырского комплекса и имеют номера разной вместимости и категорий. Также путешественники могут остановиться в паломническом центре, который находится примерно в 2 км от обители, доехать от него до монастыря можно на автобусе, он совершает рейсы несколько раз в день. При паломническом центре работает трапезная, пообедать можно и в монастырском кафе, расположенном перед входом в монастырь.
Никольский храм, © Виктор Башкир
Пещеры Псково-Печерского монастыря
Многие паломники стремятся посетить Богом зданные (созданные) пещеры, открытие которых послужило отправной точкой для создания обители. В наши дни они представляют собой некрополь — место захоронения иноков, благочестивых мирян и паломников, воинов, защищавших стены монастыря в непростые времена нападения неприятелей. Даже после смерти старцы помогают людям, которые обращаются к ним со своими молитвами и получают милость от Господа. Пещеры разделены на несколько улиц, на которых располагаются захоронения, мощи новомучеников, в пещерах совершаются панихиды.
Кроме религиозной некрополь имеет еще и историческую ценность — в нем сохранились керамические и каменные надгробные плиты XVI-начала XVIII веков, которые по сути являются памятниками одного из направлений декоративного искусства древнего Пскова. Одна из улиц пещер выходит к храму Воскресения Христова, построенному перед началом ВОВ. В нем проводятся богослужения, в его стенах покоятся старцы монастыря.
Святые врата, © Сергей Василец
Иконы
Одной из святынь обители является чудотворная икона Успения Божией Матери (старая), явившаяся в пещере в 1472 году. Годом позднее во время освящения Успенского собора, от образа получила исцеление слепая женщина. Иконе братия обители приписывали чудесное избавление от войска польского короля Стефана Батория, осаждавшего стены обители.
Также в монастыре хранится образ Успения Божией Матери в житии — по ее сторонам можно увидеть изображения значимых событий в жизни Богоматери. Многократно она демонстрировала чудеса исцеления людей от различных недугов. Кроме того, считается, что и эта икона послужила спасением обитателей монастыря от польской армии Батория.
Другие почитаемые святыни — два чтимых списка с чудотворного образа Божией Матери «Умиление». Ей также приписывается множество чудес и избавление от завоевателей.
Паломники имеют возможность поклониться и точной копии чудотворного образа Святителя Николая Великорецкого. Все эти иконы находятся в Успенском пещерном храме.
Михайловский собор, © Алексей Бучанов
Храмы
Архитектурный ансамбль обители формировался на протяжении его истории, первым храмом на его территории стал Успенский собор. Его особенность в том, что он устроен в горе и имеет только внешний фасад. Со временем появлялись и другие церкви, которые позднее неоднократно перестраивались. Некоторые храмы были возведены в честь значимых событий, к примеру, Михайловский собор был построен после изгнания русскими войсками наполеоновской армией из Полоцка, что избавило Псков от угрозы нападения врага.
На территории монастыря находятся следующие церкви:
- Успенский пещерный храм
- Сретенский храм
- Покровский храм
- Михайловский собор
- Лазаревский храм
- Никольский храм
- Благовещенский храм
- Храм Воскресения Христова в Богом Зданных пещерах.
История
Монастырь был основан на изъеденной пещерами местности. Существует несколько легенд, связанных с появлением здесь обители. Одна из них повествует об охотниках из Изборска, которые услышали дивное пение и почувствовали приятное благоухание. Позже рядом с этим местом крестьянин Иван Дементьев, рубивший здесь лес, повалил одно дерево, при падении открывшее вход в пещеру, над которым сразу оказалось написано «Богом зданная пещера».
В 1473 году бывший священник Георгиевского храма Юрьева-Ливонского (в наши дни г. Тарту), постригшийся после смерти жены в монахи под именем Иона, устроил в этих пещерах храм, известный сейчас как Успенский. В тот период Псковские земли были пограничными землями Руси, и монастырь постоянно оказывался под ударом и страдал от набегов. Поэтому российские правители старались усилить его защиту. Во времена правления Ивана Грозного были построены мощные оборонительные сооружения — крепостные каменные стены и башни. В 1564 году возведена надвратная церковь Николы Вратаря с проездными воротами в монастырь.
В монастырской обители во время вражеских набегов и войн прятались не только монахи, но и миряне. Более ста пятидесяти лет монастырь служил надежным защитником для местных жителей. Он выдержал осаду войск Стефана Батория в 1581 году, армии шведского короля Карла XII в. 1703 году и вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 году стоял на страже западных границ страны. Однако, несмотря на утрату оборонительной функции, обитель не потеряла своего значения духовного, продолжая привлекать огромное количество паломников и верующих людей. Примечательно, что она никогда не закрывалась, возможно, ее спасло то, что в годы гонений на церковь в СССР она находилась на территории Эстонии.
Звонница Никольского храма, © Алексей Бучанов
Как доехать до Псково-Печерского монастыря
В обитель приезжают паломники из разных городов, однако чаще всего здесь можно встретить путешественников из расположенных рядом Пскова и Санкт-Петербурга, также много паломнических поездок совершается из Москвы. Добраться до обители можно как в рамках организованной паломнической поездки, так и самостоятельно.
Как доехать из Пскова
Удобно добираться до Псково-Печерского монастыря на машине, расстояние от Пскова до него составляет около 50 км.
Как добраться до монастыря из Пскова на машине
Есть возможность доехать и на автобусе, рейсы осуществляют 2 перевозчика — ООО «Нива» и «Псковпассажиравтотранс», с расписанием и стоимостью билетов можно ознакомиться на их сайтах.
Еще один вариант — поездка на скоростном поезде «Ласточка».
Также можно доехать до монастыря на такси или, воспользовавшись сервисом поиска попутчиков, к примеру, BlaBlaCar.
Как доехать из Москвы
Напрямую до монастыря можно добраться на машине, для этого необходимо преодолеть расстояние примерно в 750 км.
Как доехать из Москвы до Псково-Печерского монастыря на машине
На общественном транспорте добраться из столицы можно через Псков, самый быстрый способ — на самолете, время в пути составляет чуть менее 1,5 часов. С расписанием рейсов можно ознакомиться на сайте авиакомпании.
Другой вариант — поездка на поезде, основная часть поездов отходит от Ленинградского вокзала.
Также можно доехать до Пскова на автобусе, ежедневно в этом направлении осуществляется несколько рейсов.
Как доехать из Санкт-Петербурга
Многие паломники предпочитают добираться до обители на машине, расстояние составляет около 350 км.
Как добраться из Санкт-Петербурга до монастыря на машине
До Печор можно доехать быстро и с комфортом по железной дороге — на «Ласточке», поезд довезет до места примерно за 4 часа.
Также есть прямое автобусное сообщение с Печорами, перевозками, к примеру, занимается компания «VIKING», отправление осуществляется от станции метро «Парк Победы». Ориентировочное время в пути — 5 часов.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, видео:
Пасхальные богослужения
27 апреля в Пасхальную ночь прошли в монастыре торжественные богослужения одновременно в Успенском и Михайловском соборах.
Пасхальный крестный ход в Михайловском храме возглавил Наместник Архимандрит Тихон, а в Успенском храме — духовник обители Архимандрит Таврион. За богослужением были зачитаны Пасхальные послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего Евсевия, Митрополита Псковского и Великолукского, Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрита.
Поздняя Божественная литургия была отслужена в Сретенском храме в 10-00.
С 12 часов Наместник Архимандрит Тихон поздравил с праздником Светлого Христова Воскресения администрацию города Печоры и Печорского района, гостей обители, певчих любительского и детско-юношеского хоров, учащихся Воскресной школы, иконописного класса и других кружков Духовно-просветительского центра обители, всего около 300 человек.
Вечерню с пением Великого прокимна и чтением Святого Евангелия совершали Наместник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря Архимандрит Тихон с священноиноками обители.
28 апреля, в понедельник Светлой седмицы Божественную литургию в Михайловском соборе возглавил Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит.
Архиерейской грамотой за 35-летний труд на благо обители была награждена Р. И. Пуцыкина.
Во вторник Светлой седмицы Наместник Архимандрит Тихон совершил Божественную литургию и Крестный ход в приписном монастырском храме Рождества Христова в микрорайоне Майском г. Печоры. Около 200 прихожанам были вручены пасхальные подарки.
В среду Светлой седмицы Наместник Архимандрит Тихон служил Божественную литургию в Мальском скиту, в храме в честь иконы Божией Матери «Достойно есть». По окончании литургии был совершен крестный ход.
На братской трапезе монах Харалампий поделился впечатлениями от поездки в Иеурсалим, рассказал о снисхождении Благодатного огня в Страстную Субботу.
В этот же день Наместник Архимандрит Тихон поздравил со Светлым Христовым Воскресением ветеранов ВОВ и Вооруженных Сил.
В четверг Светлой седмицы Наместник Архимандрит Тихон служил раннюю Божественную литургию в Никольском храме обители, а затем участвовал в крестном ходу, который состоялся после поздней Божественной литургии.
Днем Наместник Архимандрит Тихон встретился с группой паломников и провел беседу с ними в Братской трапезной. По окончании гостям были вручены памятные сувениры.
Вечером Наместник Архимандрит Тихон совершил богослужение в Михайловском храме.
В пятницу Наместник Архимандрит Тихон служил раннюю Божественную литургию в Благовещенском храме, а затем принял участие в Крестном ходу и малом освящении воды на источнике 12 Апостолов, что в Изборске, которые возглавил Высокопреосвященнейший Евсевий, Митрополит Псковский и Великолукский Свято-Успенской Псково-Печерской обители Священноархимандрит.
В субботу Наместник Архимандрит Тихон служил раннюю Божественную литургию в храме в честь Псково-Печерских преподобных, что на Святой горе монастыря.
«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13)
В конце шестидесятых два корреспондента из журнала «Наука и религии» попытались взять у наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова) разоблачительное интервью.
«Как вам не стыдно смотреть в глаза народа?» – задали они душераздирающий, по их мнению, вопрос. И услышали в ответ спокойное: «Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»… (цит.по публикации >>>)
И после войны они продолжали, по сути, оставаться воинами — защищая обитель, которая устояла, несмотря на попытки закрыть ее и прекратить многовековое служение вере. Псковская лента Новостей предлагает в дни 75-летия Великой Победы еще раз вспомнить живые свидетельства о войне, оставленные советскими солдатами, ставшими монахами Псково-Печерской обители.
Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов; 1914- 1975)
Начало войны застало его на заводе имени Ворошилова, недалеко от московской платформы Нижние Котлы, прекрасно знакомой многим поколениям домодедовцев, работающим в столице.
«Нас потрясло это известие, – рассказывал отец Алипий, – все надеялись, что война не продлится долго. Мы были молоды, а потому верили в мощь Советского Союза. Лишь люди старшего поколения молча покачивали головами».
Начались горячие трудовые будни. Москва постепенно переходила на военное положение. Очень скоро начались налеты вражеской авиации. Город оделся в светомаскировку. А с фронта приходили сводки, одна тревожнее другой. Заводские стены стали домом для Ивана Воронова. В декабре 1941 года завод, где трудился Иван, был эвакуирован. А его самого 21 февраля 1942 года призвали на фронт.
«Мне приходилось быть очевидцем, – говорил он, – как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом. Эти люди погибали первыми. А те, которые отдавали сослуживцам последние гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы».
Иван Воронов прошел боевой путь от Москвы до Берлина и Праги в составе 4-й танковой армии и участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. «Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник, — писал в автобиографии отец Алипий. — И так от Москвы до Берлина: справа — винтовка, слева — этюдник с красками. Я прошел всю войну, был участником многих боев. За написание истории Особой 4-й танковой армии генералиссимусом Иосифом Виссарионовичем Сталиным лично был удостоен высокой боевой награды — ордена Красной Звезды. Также был награжден медалями «За отвагу» и двумя медалями «За боевые заслуги»; свыше десятка медалей получил за участие в освобождении разных городов.
«Война была такой чудовищной, такой страшной, – вспоминал отец Алипий, – что однажды я дал слово Богу: если выживу в этой мясорубке, то обязательно уйду в монастырь. Представь себе, идет жестокий бой, на нашу передовую, сминая все на своем пути, лезут немецкие танки. И вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар срывает с себя каску, падает на колени и молится! А потом подымает нас в контратаку. Именно тогда я понял, что у каждого человека Бог в душе есть. Бог, к Которому он когда-нибудь – да придет. И еще я понял – Бог любит смелых».
9 мая 2003 года на братском захоронении в г. Печоры братией Псково-Печерского монастыря была отслужена традиционная заупокойная лития. Среди выступавших был ветеран Великой Отечественной войны Турков Алексей Богданович. В своем слове он рассказал удивительный случай спасения с помощью отца Алипия культурных ценностей Франции:
«Я, как и отец Алипий (Иван Михайлович Воронов) воевал в 4-й танковой армии…
Нашей армией был взят немецкий город Бельниц, лагерь Дебрицы, открылась дорога на Потсдам и Берлин. Все кругом в огне, в дыму, бомбят самолеты… Мы шли на БТРе. Вдруг всем команда: остановиться! По громкоговорителю объявляют, что слово предоставляется лейтенанту Ивану Михайловичу Воронову (будущему отцу Алипию). И тут раздается сильный такой голос:
— Слушайте, слушайте! Говорит представитель 4-й танковой армии Воронов.
И обращается к немцам:
— Враги наши, немцы, остановитесь и вспомните, что вы привезли из Франции «богиню красоты», которую мы не видели. И если сейчас, при взятии высоты мы разрушим эту скульптуру, то человечество нам этого не простит! Отступитесь, ради Бога, прошу вас, сохраните эту красоту, и вы тоже получите Божественную веру!
А переводчица Мария Волонец со слезами переводит его речь. Мы все просто остолбенели, настолько сильно он сказал. Через некоторое время началось наступление. Но там, где была эта богиня красоты, как мы ее называли, не было ни одного боя. Скульптура эта была у меня на фотографии, очень красивая. Ее по приказу Гитлера вывезли из Франции в Германию: на постаменте изображена Божия Матерь, а к ней слетает Ангел. А все ее называли просто «богиня красоты»…
Дошли мы до Берлина, развернулись у Бранденбургских ворот и вышли к городу Фрайбергу. И тут опять этот Воронов по громкоговорителю выступает. И так он крепко, сильно говорит, а переводчица Мария переводит немцам его слова:
— Дорогие граждане! Мы не будем разрушать этот город, потому что город ваш — город нашей славы! Здесь учился Михаил Васильевич Ломоносов. Он женился здесь на немке Лизе-Кристине (мы сначала не поняли, почему имя двойное, потом нам объяснили, что второе имя оно получила, когда была крещена в Православие). Если вы нас не встречаете, то мы вынуждены с боем взять ваш город!
Вышли нас встречать два немецких полковника и три дамы. Меня послали с ними разговаривать, так как я немножко по-немецки говорил. Подошел я к ним, вижу — они держат портрет, а на портрете Ломоносов в парике, а внизу даты — когда он приехал и уехал из этого города.
Договорились, что, несмотря на то, что в городе было много боеподготовленных подростков-гитлерюгенд, все сдаются и сдают оружие. Таким образом, Фрайберг был взят без единого выстрела, и в этом заслуга, безусловно, Ивана Михайловича Воронова, будущего архимандрита Алипия».
Схимонах Иринарх (Казанин Василий Григорьевич, 1908–1987 гг.)
С 1942 года был на фронте. Имел четыре ранения. Награждён орденами Славы III и II степеней.
«Бывало, – вспоминал он, – от батальона останется 16 человек, и в захваченных немецких окопах удерживали фронт…»
Готовя статью для газеты «Печорская правда» о монахах обители, архимандрит Тихон Секретарев
в канун 9 мая собирал воспоминания и спрашивал у всех: «Что вы делали, когда вам было страшно на фронте?» Все отвечали: «Мы молились». Кто «Отче наш…» читал, другие – «Богородице Дево, радуйся…», некоторые – «Символ веры», а научили их молитве верующие дедушки и бабушки или благочестивые родители. Статью я назвал «Сила молитвы».
Позднее он беседовал со схимонахом Иринархом (Казаниным) и задал ему ещё один вопрос: «Что самое страшное на фронте?» Он подумал несколько мгновений и ответил: «Паника». «А что такое паника?», — спросил тогда о.Тихон. Схимник объяснил: «Когда один человек своим страхом, трусостью лишает мужества всех остальных». «Как она преодолевается?» – поинтересовался архимандрит Тихон. Был ответ: «Молитвой «Господи, помилуй».
Монах Анания (Лисовский Максим Иванович, 1910–1998 гг.)
Монах Анания (Лисовский) был на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Его ранило за 9 дней до Победы. Служил связистом. Монах Анания вспоминал: «Бывало, вступаем в город, я при первой возможности иду в храм, оставляю винтовку у свечного ящика, а сам прошу батюшку исповедовать меня и причастить. Советовал так же делать и другим. Однажды вызывает меня комиссар и пистолет к груди: «Почему в церковь ходишь?» Я снимаю автомат и кричу: «Ну, начинай!» Ушел и больше не приставал. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями…».
Из наградного листа на ефрейтора Лисовского М.И.: «… 9 октября 1944 года при отражении контратаки противника в районе г. Аустогаллен, находясь в боевых порядках наступающей пехоты, в течение 3-х минут устранил порыв в линии связи, что дало возможность огнем батареи отразить контратаки противника».
Игумен Савва (Бондаренко Пётр Андроникович, 1909–1984 гг.)
Вспоминает архимандрит Тихон (Секретарев): «Игумен Савва, который жил в Псково-Печерском монастыре в период Наместничества Архимандрита Гавриила с 1982 года по 1984 год. Отец Савва приехал в Печоры из города Якутска. Он был в преклонном возрасте, со слезящимися глазами. О своей жизни игумен Савва рассказал мне, в то время Благочинному, следующее.
В годы Великой Отечественной войны он работал в полевом госпитале хирургом. Вспоминал, что во время ожесточённых боев были иногда случаи, когда он по две недели не спал, оперируя поступающих раненых воинов. В палатке было душно, раздавались постоянно стоны, крики, мало света. Для подкрепления сил ему за марлевую маску помощники заливали немножко жидкой пищи, и он снова шел к операционному столу. Войну закончил в звании полковника медицинской службы. По демобилизации у него появилось желание стать священником. Он обращался со своей просьбой к некоторым Правящим Архиереям, но никто его не мог принять в свою епархию. Точнее, хотели принять и рукоположить во Диакона и Пресвитера, но везде уполномоченные по делам религии в исполнительной власти не разрешали этого сделать. Наконец его мечта осуществилась в далекой Иркутской епархии. Владыка рукоположил его во Диакона, затем во Священника и дал приход в городе Якутске».
Схимонах Симеон
Вспоминал архимандрит Тихон (Секретарев) еще одного насельника обители – схимонаха Симеона. «Он был до прихода в монастырь старостой одного из храмов Нижнего Новгорода, — пишет настоятель. — Отец Симеон – словоохотливый, контактный, доброжелательный человек. Я с ним познакомился, когда был еще помощником Келаря. Схимонах Симеон обратил на себя мое внимание тем, что он не завтракал, два стаканчика чая с сахарком попьёт, и всё… Его дядя заведовал чайной в начале XX века в Нижнем Новгороде. Он, видимо, с того времени полюбил чай, не очень крепкий, но главное, чтобы горячий был. Прожил он более девяноста лет.
Помню его рассказ о том, как он в годы войны помогал женщинам посетить храм. В начале Великой Отечественной войны его призвали в Красную Армию, но так как ему было уже за пятьдесят лет, то его направили служить в железнодорожную милицию. Он сопровождал вагоны с военными грузами из какого-то близлежащего посёлка до Нижнего Новгорода. Человек он был добрый и общительный. Шла страшная война, у всех горе, у всех были погибшие на фронте или раненые. Голодно и скорбно… Многие стремились в храм подать записочку с именами для молитвы, помолиться о воинах и поставить свечку. Женщины, вспоминал он, соберутся человек десять и просят его подвезти в храм в Нижнем Новгороде. «Что делать? Я их сажаю в пустой вагон, – продолжал свой рассказ схимонах Симеон, – приезжаем в Новгород, на запасном пути поезд останавливается, я открываю дверь, старушки и женщины выходят. Строю их по двое, винтовку на плечо, и так идем в город. Проходим мимо вокзала, а там, естественно, дежурные военные наблюдают, спрашивают: «Кого ведешь?» Я отвечаю: «Арестованные». С ними я уходил от вокзала за два квартала и говорил им: «Так, бабы, вам на все два часа. Через два часа ровно на этом же месте строимся и идем обратно». Так схимонах Симеон помогал богомольцам попасть в храм в годы Великой Отечественной войны».
Воспоминания иеромонаха Хрисанфа
В октябре 2005 года, когда праздновалось 60-летие Победы, при храме св. благоверного князя Александра Невского города Пскова прошли Чтения, на которых свой рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, насельниках Свято–Успенского Псково –Печерского монастыря представил слушателям иеромонах Хрисанф.
В начале своей монастырской жизни отец Хрисанф нес послушание в монастырском лазарете, где частенько лечились от военных ран насельники, участники Великой Отечественной войны. И инок наблюдал общение братии, слушал их рассказы о военных историях.
Тем, что особенно сохранилось в памяти, иеромонах Хрисанф поделился со слушателями: «Затрагивая тему фронтового служения, надо отметить глубокое смирение наших фронтовиков, которое и помогало им выжить. Митрополита Феофана (Малявко), он принял постриг в 1939 году, насельника монастыря, на войне называли «Фома Андреевич», и он рассказывал: «Стою в карауле на передовой, переживаю и молюсь: «Господи! Кто придет с их стороны, а я маленький, слабый погибну, и мои погибнут, помоги сохраниться нам, как знаешь». А сам проходил каждый окопчик и крестил. Все живы были.
Монах Анатолий, участник войны, солдат, сорок лет занимал очень сложную должность в монастыре: был Уставщиком хора, и на каждой службе – и утром, и вечером, в течение сорока лет.
Были в монастыре три друга-фронтовика – монахи Паисий, Анатолий, Иероним, они ушли в монастырь после Победы.
!У монаха Анания я видел, — рассказывает отец Хрисанф,- следы от тяжелых ранений. И он рассказал, как при штурме Кенигсберга наши войска предварили свое наступление долгой артподготовкой, но, когда начался штурм, немцы встретили таким количеством орудийных залпов наших солдат, что все превратилось в сплошной огонь. Бежавший в атаку будущий монах Анания слышал, как вокруг падали убитые товарищи, посмотрел вниз и увидел, что пуговицы на его мундире были расплющены пулями, и подумал: «Господи, неужели это Ты?» И, как усомнился, так сразу и «поймал» две пули в бедро», — закончил свой рассказ о ранениях отец Анания».
Монах Дионисий рассказывал, как поднимался в атаку, и «все пули видел, а они, как пчелы на пасеке. В атаке кричишь одно, а молишься Господу про себя. И ни одна пуля не попала в меня. Поэтому я здесь».
Продолжая свое повествование о фронтовиках в монастыре, отец Хрисанф заметил, что на войне неверующих не было, и мысли о вечности приходят там особенно четко. Подводя итог своим воспоминаниям о военных ветеранах — монахах, отец Хрисанф сказал: «Всю нашу братию фронтовую отличало особенное смирение, не приобретенное монашеским опытом, наработанное, а выстраданное смирение, как результат прохождения через границу смерти. И этот дар смирения они принесли в монастырь, нам. И их опыт давал нам светлую надежду в перенесении скорбей, которые у них были великими».
В послевоенное время в Псково-Печерском монастыре среди насельников жили 14 участников Великой Отечественной войны. Ныне осталось двое: монах Мартирий и инок Александр, участник Парада Победы на Красной площади».
***
Сегодня отец Мартирий (Шубин) – последний из ныне живущих, а прежде – многочисленных насельников обители, в годы Великой Отечественной Войны защищавших свою веру и Отечество от немецко-фашистских захватчиков.
Видео сообщества https://vk.com/ppmonastery