После праздника Троицы, который в 2020 году отмечается 7 июня, наступает День Святого Духа. На Руси этот праздник называли Духов день, в этом году он приходится на понедельник, 8 июня. С него начинается Троицкая неделя, символизирующая окончательное наступление лета.
Наши предки называли Троицкую неделю Зеленой, или Русалиями. С дохристианских времен люди верили, что это время бесчинства русалок и другой водяной нечисти, которая просыпается после зимней спячки и выходит из воды на сушу.
Традиции на Духов день и Троицкую неделю: «кормление земли», гадания, поиски кладов
Духов день отмечается как продолжение праздника Троицы. На Троицу и в течение всей Троицкой недели земля, которая вступает в летний расцвет, на Руси считалась именинницей. В это время землю-кормилицу старались холить и лелеять, кормить и не обижать.
Чтобы «покормить» землю, наши славянские предки в Духов день устраивали ритуальные трапезы на расстеленных прямо на траве скатертях. Ели кашу, блины, общую яичницу, яйца для которой собирали со всех дворов, печеные яйца, которые пекли в общей печи. Если село было богатым, ели мясо, а также рыбу. Однако на Троицу охотиться и рыбачить было запрещено, поэтому мясом и рыбой надо было запастись заранее. Пили кисели, взвары, настои трав.
Остатки пищи зарывали в землю, чтобы она «насытилась».
На Троицу, в Духов день и всю Троицкую неделю собирали целебные травы, из которых делали отвары. Незамужние девушки варили из трав приворотное зелье, чтобы угостить понравившегося парня, побудив его поскорее заслать сватов. Сватовство на Троицкую неделю считалось счастливым, обычно уже осенью играли свадьбу.
Девушки гадали на суженого, на сватовство и на скорое замужество — искали заветный цветок, заплетали косички из березовых веток, пускали венки по воде.
В Духов день искали клады, для этого надо было встать до рассвета и прислушаться — откуда дуновение ветра, туда стоит идти на поиски, постоянно прикладывая ухо к земле.
Бесчинства русалок
Согласно языческим верованиям, русалки в это время просыпались на дне водоемов и выходили на берег, ища пропитание и пытаясь затащить в воду зазевавшихся путников. Русалии и различные суеверия, касающиеся нечисти, был отголоском культа мертвых, которых поминают, начиная с четверга перед Троицей, особенно в Троицкую субботу. Считалось, что мертвых, а также нечистую силу нужно задобрить: оставляя еду на кладбищах, бросая в водоемы кусочки пищи, а также ценные предметы.
Традиции различались в зависимости от местности, в некоторых регионах это было время, наподобие святок, когда молодежь колядовала, наряжаясь нечистью, а по деревне носили соломенное чучело (Кострому), которое потом торжественно сжигали или топили в воде. Все эти обряды имели целью задобрить потусторонние силы, чтобы не вредили живым.
Духов День и Троицкая неделя: что нельзя делать
В это время сохранялись запреты, принятые на Троицу: старались не беспокоить землю, не обижать мертвых и не тревожить русалок.
После Троицы, особенно в Духов день (8 июня) не посещали кладбища, старались не работать в поле и в огороде, соблюдали большую осторожность при посещении леса, не купались в открытых водоемах, тщательно следили за детьми, оберегали скотину.
Женщины в Духов день не мели избу и двор, чтобы ненароком не «вымести» счастье. Под запретом было рукоделие, а также все работы с металлическим инвентарем, это считалось опасным для земли, которую могли ненароком поранить. Собирая травы, ни в коем случае их не выкапывали, чтобы землю не обидеть.
Все эти запреты постепенно ослабевали к концу Троицой недели, когда лето окончательно вступало в свои права.
Ольга Василенко
Дни: 20 марта, 21 марта, 22 марта, 23 марта, 24 марта, 25 марта
Страстная седмица посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы именуется святым и великим. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения чрез страдания и смерть Спасителя. Поэтому в эти святые дни не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения. Как во все большие праздники, Церковь и в эти дни призывает верующих принять духовное участие в совершаемых богослужениях и стать причастниками священных воспоминаний.
С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.
Все службы Страстной седмицы, отличающиеся глубиной благочестивых переживаний, созерцаний, особой умилительностью и продолжительностью, расположены так, что в них живо и постепенно воспроизводятся история страданий Спасителя, Его последние Божественные наставления. Каждому дню седмицы усвоено особое воспоминание, выражаемое в песнопениях и евангельских чтениях утрени и литургии.
Соучаствуя в страданиях Спасителя, «сообразуясь смерти Его» (Флп. 3, 10), Святая Церковь в эту седмицу принимает печальный образ: священные предметы в храмах (престол, жертвенник и т.д.) и сами священнослужители облачаются в темные одежды и богослужение принимает преимущественно характер печально-трогательного сокрушения, сострастия Страстям Христовым. В современной богослужебной практике обычно совершают великопостные богослужения в черных облачениях, сменяя их на светлые в Великую субботу. В некоторых обителях и храмах в Четыредесятницу служба совершается, сообразно более древней практике, в фиолетовых облачениях, а в Страстную седмицу — в багряных — бордовых, цвета крови — в воспоминание о излиянной на Кресте за спасение мира Крови Спасителя.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. Уже на вечерне в Неделю ваий она приглашает верных стекаться от высочайшего и священного Божественного праздника ваий на Божественный праздник честного, спасительного и таинственного воспоминания Страстей Христовых, видеть Господа, приемлющего за нас добровольные страдания и смерть. В песнопениях Триоди на эти дни Церковь побуждает верующих идти за Господом, сораспяться с Ним и с Ним сподобиться войти в Царство Небесное. В богослужении первых трех дней Страстной седмицы удерживается еще общий покаянный характер.
В Великий понедельник Церковь в своих песнопениях приглашает встретить начало Страстей Христовых. В богослужении понедельника воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Кроме того, в этот день воспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев. у которых, несмотря на их внешнюю набожность, Господь не нашел добрых плодов веры и благочестия, а только лицемерную тень Закона. Подобна бесплодной, засохшей смоковнице всякая душа, не приносящая плодов духовных — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.
В Великий вторник воспоминается обличение Господом книжников и фарисеев, Его беседы и притчи, сказанные Им в этот день в храме Иерусалимском: о дани кесарю, о воскресении мертвых, Страшном суде, о десяти девах и о талантах.
В Великую среду воспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда мнимой заботливостью о нищих обнаружил свое сребролюбие, а вечером решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).
В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров, по заамвонной молитве, в последний раз произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами.
В четверг Страстной седмицы воспоминаются в богослужении четыре важнейшие евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения (Евхаристии), умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды.
В воспоминание событий этого дня после заамвонной молитвы на литургии в кафедральных соборах при архиерейском служении совершается умилительный обряд умовения ног, который воскрешает в нашей памяти безмерное снисхождение Спасителя, умывшего ноги Своим ученикам пред Тайной вечерей. Обряд совершается среди храма. При чтении протодиаконом соответствующего места из Евангелия архиерей, сам сняв с себя облачение, умывает ноги сидящим по обе стороны уготованного пред кафедрой места 12 священникам, изображающим собою собравшихся на вечерю учеников Господа, и отирает их лентием (длинным платом).
В кафедральном патриаршем соборе в Москве на литургии Великого четверга по преложении Святых Даров Святейшим Патриархом совершается по мере нужды освящение святого мира. Освящению мира предшествует приготовление его (чин мироварения), начинающееся в Великий понедельник и сопровождаемое чтением Святого Евангелия, положенными молитвословиями и песнопениями.
День Великого пятка посвящен воспоминанию осуждения на смерть. Крестных страданий и смерти Спасителя. В богослужении этого дня Церковь как бы поставляет нас у подножия Креста Христова и пред нашим благоговейным и трепетным взором изображает спасительные страдания Господа. На утрени Великого пятка (обычно она служится в четверг вечером) читаются 12 Евангелий Завета Святых Страстей.
В конце вечерни Великой пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего бывает чтение канона о распятии Господни и на плач Пресвятыя Богородицы, затем следует отпуст вечернего богослужения и совершается прикладывание к Плащанице (лобызание Плащаницы). О выносе Плащаницы в Великую пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано. Говорится только об изнесении ее в Великую субботу после великого славословия. Не говорится о Плащанице в службе пятницы и в древнейших уставах греческих, южнославянских и древнерусских. Предположительно, обычай износить Плащаницу на великой вечерне Великой пятницы получил у нас начало в XVIII веке, позже 1696 года, когда при патриархах Московских Иоакиме и Адриане было завершено редактирование Типикона в нашей Церкви.
В Великую субботу Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай.
Богослужения в эту беспримерную и незабвенную во все века жизни человечества субботу начинаются с раннего утра и продолжаются до конца дня, так что последние субботние песни так называемой пасхальной полунощницы сливаются с началом торжественных пасхальных песнопений — на пасхальной заутрени.
В Великую субботу совершается литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием (около Плащаницы) читаются пред Плащаницей 15 паримий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, как искупившему нас от греха и смерти Своей Крестной смертью и Своим Воскресением. После 6-й паримии (о чудесном переходе евреев чрез Чермное море) поется: «Славно бо прославися». Чтение паримий заключается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе Крещения. Эти пение и чтение служат воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую субботу оглашенных. По чтении Апостола поются, вместо «Аллилуиа», семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа: «Воскресни, Боже, суди земли». Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды, и затем читается Евангелие от Матфея, зач. 115. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча». Великий вход совершается около Плащаницы. Вместо «О тебе радуется» — ирмос 9-й песни канона Великой субботы «Не рыдай Мене, Мати». Причастен — «Воста, яко спя, Господь и воскресе, спасаяй нас». Заамвонная молитва читается за Плащаницей. Всё остальное бывает по чину литургии святого Василия Великого. По отпусте литургии непосредственно совершается благословение хлебов и вина.
Этот обряд напоминает о древнем благочестивом обычае христиан ожидать наступления Пасхи в храме, слушая чтение Деяний апостольских. Ввиду строгого поста, который соблюдался в продолжение целого дня до наступления праздника Пасхи, и предстоявшего бдения, Церковь подкрепляла силы верных благословенными хлебом и вином.
08 июня 2020, понедельник, 06:15 8 июня отмечают День Святого духа. Фото: Zagranitsa.com
На следующий день после Троицы, в понедельник, православные христиане отмечают День Святого Духа или Духов день. Праздник посвящен Третий Ипостаси Триединого Бога, который в этом году выпадает на 8 июня, передают Українські Новини.
Православные христиане отмечают День Святого Духа на 51-й день после Пасхи. В разных конфессиях этот праздник отмечают в разные дни. Например, Католическая Церковь празднует его вместе с Троицей, то есть на 50-й день после Пасхи.
История Дня Святого Духа
В книге Деяний святых апостолов повествуется о том, как в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух. Они молились, как внезапно помещения заполнил шум, и именно в тот момент на каждого из них сошел Святой Дух в виде огненных языков. После этого апостолы научились исцелять болезни, предсказывать и говорить на разных языках.
Традиции в Духов День
В народе этот праздник связывают с днем рождения Земли, трав и зелени. С этого дня начиналась неделя Русалок, и в этот день чествовали всех водных, луговых и лесных духов.
Считалось, что в этот период нужно задобрить русалок, чтобы они не причинили вреда живым. Так, на берегу у реки оставляли детскую одежда, еду и полотенца.
Также в этот день с уважением относились к деревьям, освящали воду в колодцах, собирали целебные травы, а землю пытались накормить, устраивая пикники в поле.
Народные приметы
В этот день запрещается физическая работа на земле.
Этот праздник считается большим церковным, как и Троица, поэтому нельзя выполнять домашнюю работу: стирать, убирать, шить.
В этот день девушки гадали на воде. Они пускали венки в воду, если он пристал к берегу, то в этом году она выйдет замуж; если венок поплыл далеко, то девушка скоро встретит любовь.
Ранее Українські Новини сообщали, на Троицу в украинцев будет три официальных выходных дней.
В компании «Новая Почта» рассказали, как будут работать отделения в государственные выходные дни в честь Троицы.