Как поступить в вуз и сохранить свои нервы, время и деньги? Рассказываем, какие проблемы бывают у вузов, что они значат для вас.
Сначала мы перечислим вузы, лишенные лицензии и/или аккредитации. Потом разберемся в понятиях. И в самом конце статьи суммируем все в памятках для школьника и студента.
Узнавайте всю информацию о вузе до подачи документов
Содержание
Лишенные лицензии вузы
Самая серьезная проблема вузов. Без лицензии они не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности.
Список вузов без лицензии:
Сокращенное название |
Полное название |
г. Москва |
|
АМИ |
Академический международный институт |
ИБПУ |
Институт бизнеса, психологии и управления |
ИИМ |
Институт индустрии моды |
ИМСГС |
Институт международных социально-гуманитарных связей |
ИНЭКБИ |
Институт экономики бизнеса |
Индустриальный институт |
|
МАОК |
Международная академия оценки и консалтинга |
МИАПП |
Московский институт аналитической психологии и психоанализа |
МИБД |
Московский институт банковского дела |
МИЖ |
Муниципальный институт г. Жуковского |
МИП |
Московский институт права |
МИФКИС |
Московский институт физической культуры и спорта |
МНЮИ |
Московский новый юридический институт |
НГИ |
Новый гуманитарный институт |
СГА |
Современная гуманитарная академия |
СГЭИ |
Столичный гуманитарно-экономический институт |
ИТТ |
Институт технологии туризма |
МАЭП |
Московская академия экономики и права |
г. Санкт-Петербург |
|
НИУД |
Невский институт управления и дизайна |
ИВЭСЭП |
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права |
Регионы |
|
ААЭП |
Барнаул: Алтайская академия экономики и права |
УрГИ |
Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт |
СИБиУ |
Самара: Самарский институт бизнеса и управления |
НГИ |
Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт |
Приостановлены лицензии:
Сокращенное название |
Полное название |
г. Москва |
|
МАЭП |
Московская академия экономики и права |
МИТРО |
Московский институт телевидения и радиовещания |
Списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы.
Проверь наличие лицензии у образовательного учреждения!
Если лицензию отозвали во время учебного года, вы имеете право требовать перевода в другое учреждение с аналогичными условиями обучения.
Введите полное наименование вуза и нажмите на кнопку «Поиск»
Вузы, лишенные аккредитации
Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.
Список вузов, которые недавно лишились аккредитации:
Сокращенное название |
Полное название |
г. Москва |
|
ИСНГ |
Институт Содружества Независимых Государств |
МОИ |
Московский открытый институт |
МСИ |
Международный славянский институт |
ПМЮИ |
Первый московский юридический институт |
г. Санкт-Петербург |
|
ИТиД |
Институт телевидения, бизнеса и дизайна |
ЭКИДА |
Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования |
Регионы |
|
ИМЭФ |
Астрахань: Институт мировой экономики и финансов |
УИКиП |
Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права |
УрФЮИ |
Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт |
РФЭИ |
Курск: Региональный финансово-экономический институт |
ТИБ |
Томск: Томский институт бизнеса |
ПРИАБ |
Хабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса |
Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.
Узнай статус учреждения на момент поступления!
Введите полное название вуза
Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.
Неэффективные вузы
Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:
- образовательная деятельность (конкурсные баллы по ЕГЭ и ДВИ);
- научно-исследовательская деятельность (доходы от ее ведения);
- финансово-экономическая деятельность;
- процент трудоустройства выпускников в течение первого года после окончания;
- зарплата преподавательского состава;
- численность приведенных студентов (для филиалов);
- дополнительные показатели (наличие в штате преподавателей с высокой квалификацией, званиями и пр.).
Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.
Приведем список некоторых неэффективных вузов по результатам мониторинга за 2017 год.
Неэффективные вузы:
Сокращенное название |
Полное название |
г. Москва |
|
МПСУ |
Московский психолого-социальный университет |
ВСШИ им. К. Райкина |
Высшая школа сценических искусств им. К. Райкина |
Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки |
|
ИИТЭМ |
Институт информационных технологий, экономики и менеджмента |
ИМТП |
Институт международной торговли и права |
МГАВТ |
Московская государственная академия водного транспорта |
г. Санкт-Петербург |
|
ПИИ |
Петербургский институт иудаики |
Регионы |
|
УИЭУиП |
Екатеринбург: Уральский институт экономики, управления и права |
ДагГАУ им. М. М. Джамбулатова |
Махачкала: Дагестанский государственный аграрный университет им. М. М. Джамбулатова |
НПА |
Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия |
КИБ |
Симферополь: Крымский институт бизнеса |
ТИЭП |
Тверь: Тверской институт экономики и права |
Все результаты мониторинга .
В этот список могут попасть не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга, посмотрите на рейтинг вуза, найдите отзывы студентов, изучите преподавательский состав.
Выберите нужный вам регион или введите название вуза
Реорганизованные вузы
Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.
Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:
- РГГРУ им. С. Орджоникидзе стал структурным подразделением РГУНГ;
- МАМИ и МГУП им. И. Федорова объединились в Московский политех (МПУ);
- ГКА им. Маймонида присоединяется к МГУДТ;
- на базе МИИТ появился Российский университет транспорта.
На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.
Памятка для абитуриентов
Статус вуза |
Что это значит |
Что с этим делать |
Нет лицензии Нет аккредитации |
Запрет на обучение студентов Нельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армии |
Искать другой вуз для поступления |
Реорганизованный |
Присоединение к более сильному вузу |
Поступать в объединенный вуз |
Неэффективный |
Не соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенности |
Узнать рейтинг вуза, изучить отзывы и преподавательский состав Поступать с низкими баллами |
Памятка для студентов
Статус вуза |
Что это значит? |
Что с этим делать? |
Лишен лицензии |
Обучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих дней |
Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения |
Лишен аккредитации |
Можно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образца |
Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения |
Реорганизован |
В вашем дипломе будет написано название нового вуза |
Продолжать учиться |
Неэффективен |
Скоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вуза |
Быть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации |
Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.
За 2018 год Рособрнадзор «закрыл» полсотни вузов и филиалов.Об этом «Российской газете» рассказал глава ведомства Сергей Кравцов.
Сегодня в России 627 вузов, имеющих госаккредитацию, из которых 147 — негосударственные. Также аккредитованы 411 филиалов госвузов и 70 филиалов негосударственных университетов.
Всего за 2018 год Рособрнадзор провел 434 проверки вузов и филиалов по всей России. Эксперты службы тщательно изучили обстановку в 311 вузах и 123 филиалах. В итоге прием запрещен в 46 высших учебных заведений — за невыполнение предписаний Рособрнадзора. Еще в двадцати приостановлено действие лицензии: это значит, что у руководства вуза еще есть шанс в новом 2019 году исправить недочеты и вернуть себе право вести образовательную деятельность. А вот 16 организаций потеряли доверие окончательно — их лицензии аннулированы. При желании они могут снова собирать документы и проходить всю процедуру получения лицензии, а процесс это не быстрый.
Есть и хорошие новости: возобновлено действие лицензии пяти вузам, в 27 университетах снова разрешили принимать студентов.
По госаккредитации ситуация следующая: приостановлено действие свидетельств в 47 вузах, а 28 вузов вовсе лишены госаккредитации по некоторым программам. Напомним, в вузах, где аккредитация «на стопе», она снова заработает после устранения недочетов. А вот тем, кто ее лишился, придется, при желании подавать новое заявление на получение госаккредитации через год. Напомним, без аккредитации вузы могут продолжать прием студентов, но выдавать документы гособразца по направлениям подготовки без госаккредитации им запрещено.
К счастью, 49 вузов, ранее лишенных аккредитации, смогли вернуть себе «доброе имя», устранив несоответствия, — госаккредитация снова заработала.
Справка
Лицензия — дает право на образовательную деятельность.
Государственная аккредитация — подтверждение соответствия той или иной образовательной программы госстандартам.
Описание услуги.
Предоставление государственной услуги включает в себя следующие процедуры:
прием, регистрация заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации или о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации) и прилагаемых к нему документов;
рассмотрение заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации или о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации) и прилагаемых к нему документов и проверка соответствия организации и представленных документов;
принятие заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации или о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации) и прилагаемых к нему документов к рассмотрению по существу;
принятие решения о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации и приложения (приложений) к ним;
проведение аккредитационной экспертизы;
рассмотрение уполномоченным органом заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы, и принятие решения о государственной аккредитации образовательной деятельности (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации) либо об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности (в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации);
оформление свидетельства (временного свидетельства, дубликата свидетельства) о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему;
вручение (направление) организации свидетельства (временного свидетельства, дубликата свидетельства) о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему.
Порядок предоставления услуги
Заявление и прилагаемые документы представляются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в аккредитационный орган одним из следующих способов: а) на бумажном носителе — уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о врученииб) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Заявление и прилагаемые к нему документы могут представляться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в Обрнадзор РБ одним из следующих способов: а) на бумажном носителе — уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении; б) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, — через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Прием заявлений и прилагаемых к заявлению документов на проведение процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности осуществляется по предварительной записи заявителей, в том числе по сети «Интернет» путем размещения заявки на официальном сайте Обрнадзора РБ.Организации, осуществляющие образовательную деятельность, зарегистрировавшиеся на прием ранее, чем за пять рабочих дней, должны в срок не позднее двух рабочих дней до даты приема подтвердить заявку. В случае отсутствия подтверждения заявки запись будет удалена.
Принятие Обрнадзором РБ решения о государственной аккредитации образовательной деятельности, либо об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности принимается в срок, не превышающий 105 календарных дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности (о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации) и прилагаемых к этому заявлению документов к рассмотрению по существу.
Инструкция по предоставлению образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления и прилагаемых документов по предоставлению государственной услуги в форме электронного документа
Презентационные и видеоматериалы по вопросу организации предоставления государственных услуг в электронной форме Управлением по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан.
Круг заявителей
Заявителями на предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно, осуществляющие образовательную деятельность на территории Республики Башкортостан по основным образовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования), за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Процедура государственной аккредитации образовательной деятельности регламентируется:
Налоговым Кодексом Российской Федерации;
Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 Административным регламентом предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденным приказом Минобрнауки России от 29.10.2014 № 1398;
Приказом Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 «Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы»;
Приказом Минобрнауки России от 27.01.2014 № 45 «Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам»;
Приказом Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 «Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)»;
Положением об Управлении по контролю и надзору в сфере образования Республики Башкортостан, утвержденным постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 января 2013 года № 10.
Стоимость предоставления государственной услуги Порядок и сроки уплаты государственной пошлины определены в статье 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации. Указаннойстатьей предусмотрено, что при обращении за совершением соответствующих юридически значимых действий государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и (или) документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов (подпункт 6 пункта 1).
В соответствии с гл. 25.3. Налогового Кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются организации, если они обращаются за совершением юридически значимых действий.
Государственная пошлина уплачивается юридическим лицом, обратившимся за совершением юридически значимого действия, то есть юридическим лицом, выступающим в качестве заявителя.Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
При уплате государственной пошлины за действия, связанные с государственной аккредитацией образовательной деятельности, в графе»Плательщик» необходимо указывать наименование организации, в графе «Назначение платежа» необходимо указывать один из следующих вариантов:
за выдачу свидетельства о государственной аккредитации;
за переоформление свидетельства о государственной аккредитации (с указанием причины переоформления);
за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации;
за выдачу дубликата свидетельства о государственной аккредитации.
Квитанции об уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий в наличной форме Обрнадзором РБ приниматься не будут.
Реквизиты для уплаты государственной пошлины и размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией образовательной деятельности.
Согласно пп. 77, пп. 127 — 131, п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации установлены размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной аккредитацией образовательного учреждения:
1) за выдачу свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности:
по основным образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования – 15000 рублей;
по основным образовательным программам среднего профессионального образования -35000 рублей за каждую включенную в свидетельство о государственной аккредитации укрупненную группу профессий и специальностей;
2) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в связи с государственной аккредитацией в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ:
основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования — 15 000 рублей;
каждой укрупненной группы профессий и специальностей среднего профессионального образования — 35 000 рублей;
3) за переоформление свидетельства о государственной аккредитации образовательной организации в других случаях – 3000 рублей;
5) за выдачу временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности- 3000 рублей;
6) за выдачу дубликата документа, подтверждающего государственную аккредитацию — 350 рублей.
Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений
и действий (бездействия) органа, предоставляющего
государственную услугу, а также его должностных лиц
1. Заявитель имеет право подать жалобу на решения и действия (бездействие) Обрнадзора РБ, его должностных лиц либо государственных служащих Республики Башкортостан, участвовавших в предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).
2. Основанием для начала процедуры досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) Обрнадзора РБ, его должностных лиц либо государственных служащих Республики Башкортостан, участвовавших в предоставлении государственной услуги, является поступление в Обрнадзор РБ жалобы, изложенной в письменной форме, в том числе при личном приеме заявителя, или в электронном виде в соответствии со статьями 11.1 и 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также в следующих случаях:
нарушение срока регистрации запроса заявителя на предоставление государственной услуги;
нарушение срока предоставления государственной услуги;
требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами, Административным регламентом для предоставления государственной услуги;
отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами, Административным регламентом для предоставления государственной услуги;
отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами, Административным регламентом;
требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан, муниципальными правовыми актами, Административным регламентом;
отказ Обрнадзора РБ в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока внесения таких исправлений.
Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.
Должностные лица Обрнадзора РБ, наделенные полномочиями по рассмотрению жалоб, обязаны:
предоставить заявителю по его просьбе возможность ознакомления с документами и материалами, необходимыми ему для обоснования и рассмотрения жалобы, то есть обеспечить его информацией, непосредственно затрагивающей его права и законные интересы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение жалобы, в случае необходимости – с участием направившего ее заявителя;
по результатам рассмотрения жалобы принять меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя;
направить письменный ответ либо ответ в форме электронного документа по существу поставленных в жалобе вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 5.15 Административного регламента.
3. Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы заявитель может получить следующими способами:
на официальном сайте Обрнадзора РБ, Едином портале, Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан в сети Интернет;
по телефонам, указанным в пункте 1.6 Административного регламента;
на информационных стендах, размещенных в местах предоставления государственной услуги;
во время личного общения с должностными лицами Обрнадзора РБ, предварительно договорившись о встрече по телефонам, указанным в пункте 1.6 Административного регламента.
4. Прием жалоб в письменной форме осуществляется Обрнадзором РБ в месте предоставления государственной услуги.
Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственной услуги.
Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.
В случае подачи жалобы в ходе личного приема заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
В случае, если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, могут быть представлены:
оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, заверенная печатью заявителя и подписанная его руководителем или уполномоченным этим руководителем лицом (для юридических лиц);
копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.
В электронном виде жалоба может быть подана заявителем посредством:
официального сайта Обрнадзора РБ;
Единого портала.
5. При подаче жалобы в электронном виде документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.
Жалоба рассматривается в Обрнадзоре РБ.
6. В случае, если обжалуются решения и действия (бездействие), принятые и осуществленные начальником Обрнадзора РБ, жалоба подается в Правительство Республики Башкортостан и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
7. В случае, если жалоба подана заявителем в Обрнадзор РБ, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации Обрнадзор РБ направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует об этом заявителя.
При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня ее регистрации в уполномоченном на ее рассмотрение органе.
Жалоба должна содержать:
наименование органа, предоставившего государственную услугу, фамилию, имя, отчество (последнее ‒ при наличии) должностного лица либо государственного гражданского служащего Республики Башкортостан, участвующего в предоставлении государственной услуги, решения и действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилию, имя, отчество (последнее ‒ при наличии), сведения о месте жительства заявителя – физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя – юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона (контактных телефонов), адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) Обрнадзора РБ, его должностного лица либо государственного гражданского служащего Республики Башкортостан, участвовавшего в предоставлении государственной услуги;
доводы, на основании которых заявитель не согласен с решениями и действиями (бездействием) Обрнадзора РБ, его должностного лица либо государственного гражданского служащего Республики Башкортостан, участвовавшего в предоставлении государственной услуги. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо копии этих документов.
В Обрнадзоре РБ определяются должностные лица, которые обеспечивают:
прием и рассмотрение жалоб в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Башкортостан;
направление жалобы в уполномоченный на ее рассмотрение орган или должностному лицу.
Обрнадзор РБ обеспечивает:
оснащение мест приема жалоб;
информирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Обрнадзора РБ и его должностных лиц, а также государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, участвовавших в предоставлении государственной услуги, посредством размещения соответствующей информации на информационных стендах в месте предоставления государственной услуги, на официальном сайте Обрнадзора РБ, Едином портале, Портале государственных и муниципальных услуг Республики Башкортостан в сети Интернет;
консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) Обрнадзора РБ и его должностных лиц, а также государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, участвовавших в предоставлении государственной услуги, в том числе по телефону, электронной почте или при личном приеме.
Жалоба, поступившая в Обрнадзор РБ, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления. Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации.
В случаях обжалования отказа Обрнадзора РБ и его должностных лиц, а также государственных гражданских служащих Республики Башкортостан, участвовавших в предоставлении государственной услуги, в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования заявителем нарушения установленного срока внесения таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.
По результатам рассмотрения жалобы в соответствии с частью 7 статьи 11.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» Обрнадзор РБ принимает решение об удовлетворении либо отказе в удовлетворении жалобы.
При удовлетворении жалобы уполномоченное на ее рассмотрение должностное лицо Обрнадзора РБ принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата предоставления государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме.
В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:
наименование государственного органа, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) должностного лица, принявшего решение по жалобе;
номер, дата, место принятия решения по жалобе, включая сведения о должностном лице Обрнадзора РБ, решения или действия (бездействие) которого обжалуются;
фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) или наименование заявителя;
основания для принятия решения по жалобе;
принятое по жалобе решение;
в случае, если жалоба признана обоснованной, – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок представления результата предоставления государственной услуги;
сведения о порядке обжалования решения, принятого по жалобе.
Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на еерассмотрение должностным лицом Обрнадзора РБ.
По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица Обрнадзора РБ, вид которой установлен законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан.
Обрнадзор РБ отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан;
наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего раздела Административного регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.
Обрнадзор РБ оставляет жалобу без ответа в следующих случаях:
наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица Обрнадзора РБ, а также членов его семьи;
отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения либо преступления должностное лицо Обрнадзора РБ, наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.
Положения Административного регламента, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственной услуги, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Заявитель имеет право обжаловать решения и действия (бездействия), принятые и осуществленные в ходе предоставления государственной услуги Обрнадзором РБ, его должностными лицами либо государственными гражданскими служащими Республики Башкортостан, участвовавшими в предоставлении государственной услуги, в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан судебном порядке.
Заявитель вправе обжаловать решение и действие (бездействия) Обрнадзора РБпо предоставлению государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности на личном приеме у начальника Обрнадзора РБ.
Результаты оценки удовлетворенности предоставления государственных услуг по государственной аккредитации образовательной деятельности
2. Видеоматериалы по предоставлению образовательной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, заявления и прилагаемых документов по предоставлению государственной услуги «Государственная аккредитация образовательной деятельности» в форме электронного документа.
В последнее время уделяется повышенное внимание со стороны Рособрнадзора, Министерства образования качеству обучения в вузах. Проводятся проверки и постоянный мониторинг учебного процесса.
На основании анализа различных данных даются рекомендации по прекращению работы неэффективных и некачественных образовательных учреждений. Происходит отзыв лицензии и аккредитации такого вуза (колледжа, школы)
Однако часто руководство подобных организаций не спешит уведомить об этом своих студентов и продолжает вести образовательную деятельность. Более того, оно продолжает набирать студентов и принимать плату за обучение, пользуясь неосведомленностью абитуриентов об истинном положении дел в институте.
Для того чтобы не попасть в такую ситуацию и при выборе вуза и при поступлении, первое, на что должны обращать внимание поступающие — это наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности и аккредитации.
С 2011 года лицензии стали выдавать бессрочно, но это не значит, что они не могут быть отозваны.
Плановые проверки Рособрнадзора осуществляются не чаще, чем один раз в три года (это надо иметь в виду). Но при возникновении жалоб и обращений частота проверок не ограничена.
Основные моменты, на которые следует обращать внимание:
- Название вуза в лицензии должно совпадать с названием во всех документах, приказах, договорах, справках вуза, в том числе и в дипломе.
- Адрес вуза, указанный в лицензии, является юридическим адресом и может не совпадать с местом Вашей учебы. Главное, этот адрес должен совпадать с адресом, указанным в Уставе вуза и в договоре оказания платных образовательных услуг.
- Лицензия имеет приложение – одно или несколько. В приложениях указываются образовательные программы, по которым вуз имеет право обучать, поэтому на это стоит обратить внимание при выборе вуза и специальности, по которой Вы хотите обучаться. В приложениях, выданных недавно по новой форме, также указываются места осуществления образовательной деятельности.
Государственная аккредитация – это подтверждение возможности данного учебного заведения соответствию образовательным стандартам государственного образца.
Вузы получают аккредитацию после проведения экспертизы качества образования первого выпуска по каждой образовательной программе. Аккредитационную экспертизу проводит комиссия Рособрнадзора. Заключения комиссии рассматриваются на Аккредитационной коллегии.
По каждой образовательной программе выносится решение: аккредитовывать или отказать в аккредитации.
При положительном решении вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации на определенный срок, обычно на 6 лет.
Свидетельство о государственной аккредитации, так же как и лицензия, имеет приложение, одно или несколько, в которых указаны аккредитованные направления подготовки.
Что дает аккредитация?
- право на выдачу диплома государственного образца,
- право на предоставление отсрочки от армии.
Важно: вуз не может гарантировать студентам получение аккредитации, так как это решение зависит от государственных органов.
Обращайте внимание на наличие в приложении к свидетельству о государственной аккредитации направления подготовки, по которому Вы хотите обучаться.
Также обращайте внимание на срок действия аккредитации, чтобы этот срок не истекал до момента завершения Вашего обучения в вузе.
Ну и, наконец, пользуйтесь дополнительными источниками оценки деятельности вуза — отзывами о данном учебном заведении. При этом Вас должно насторожить, если отзывы на каком-то сайте только положительные. Скорее всего, они не соответствуют действительности.
Пользуйтесь надежными источниками, в которых публикуются острые, компетентные и реальные отзывы. Только от такой информации будет реальная польза!
Как проверить наличие лицензии и аккредитации учебного заведения?
1. Все образовательные учреждения, законно ведущие свою деятельность, располагают сведения о лицензии и аккредитации на своем сайте на видных местах. Проверить такую информацию не составляет труда, т.к. все документы пред Вами в наличии.
2. При отсутствии таких документов на сайте или в случае, если Вы сомневаетесь в их подлинности, проверить наличие или отсутствие лицензии можно на странице СВОДНОГО РЕЕСТРА ЛИЦЕНЗИЙ Рособрнадзора.
3. Проверить образовательную организацию можно и на этой странице Рособрнадзора (поиск организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам )