Основные протестантские организации в России
(Справочная информация)
В Российской Федерации протестантизм представлен различными течениями и разнообразными религиозными объединениями. Наиболее социально активными из них являются организации евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской-пятидесятников, христиан веры евангельской и христиан-адвентистов седьмого дня.
Евангельские христиане-баптисты представлены несколькими самостоятельными централизованными религиозными организациями, крупнейшая из которых — Российский союз евангельских христиан-баптистов (РСЕХБ, около 90 тыс. членов, 1400 общин, большинство из которых зарегистрированы). Строится на принципе автономии входящих в него местных церквей (общин) и координации деятельности 48 региональных объединений ЕХБ.
РСЕХБ является членом Евро-Азиатской Федерации Союзов ЕХБ СНГ, Европейскую Баптистскую Федерацию и Всемирный Союз Баптистов.
Осуществляется благотворительная деятельность, созданы Ассоциации христианских предпринимателей и Христианская медицинская ассоциация. В Рязанской области организовано фермерское хозяйство «Преображение». Активно развивается служение в местах лишения свободы, отношения РСЕХБ с ГУИН Минюста России, по оценке РСЕХБ, «стали более близкими и доверительными».
Пятидесятники. Христиане веры евангельской-пятидесятники объединились в Союз христиан веры евангельской-пятидесятников в России (СХВЕП), созданный в 1991 г. на основе общин, вышедших в конце 1980-х гг. из Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, автономно зарегистрированных и части незарегистрированных общин. В 1997 г. в Союз вошла часть харизматических церквей. СХВЕП насчитывает более 85 тыс. членов, 57 региональных объединений, 1350 общин, более половины которых зарегистрированы (председатель — епископ П.Н.Окара).
Основу Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) составили объединившиеся в 1991 г. и до этого времени не регистрировавшиеся общины пятидесятников. В 1995 г. они создали Российский союз христиан веры евангельской «Церковь Божия», в который в 1997 г. вошла большая группа организаций пятидесятников различных направлений, особенно харизматического (включая часть пресвитериан). Исходя из широкого деноминационного спектра входящих в РОСХВЕ организаций, Союз снял термин «пятидесятники» в своем названии. Ныне насчитывает около 100 тыс. членов, 14 ассоциаций и миссий, 1200 общин, более половины которых зарегистрированы, председатель – епископ С.В.Ряховский.
РОСХВЕ активно развивает социальное служение среди наркозависимых людей (создание центров реабилитации) и лиц, находящихся в местах лишения свободы.
Действующие в различных странах мира адвентисты седьмого дня объединены в единую централизованную организационную структуру, включающую в России Западно-Российский союз объединений Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, Восточно-Российскую и Кавказскую союзные миссии. Кавказская союзная миссия руководит, кроме Северо-Кавказского и Ростовского объединения, Азербайджанской, Армянской и Грузинской миссиями. Союз и миссии подотчетны Евро-Азиатскому отделению (ЕАО), осуществляющему руководство Церковью в странах СНГ. ЕАО — одно из 12 отделений Всемирной церкви АСД (центр в Вашингтоне). Президент Западно-Российского союза объединений Церкви христиан-адвентистов седьмого дня В.Д.Столяр уполномочен представлять церковь ХАСД в государственных и общественных организациях России.
Социальное служение осуществляется в основном международным Адвентистским агентством помощи и развития (АДРА). Среди реализованных проектов в России гуманитарная помощь в зоне конфликта в Чечне (1995-1996 гг.), пострадавшим от землетрясения в Нефтегорске (1995 г.), от наводнения в Приморском крае (2000 г.).
В феврале 2002 г. С.В.Ряховский, В.Д.Столяр и несколько других лидеров протестантских организаций подписали декларацию о создании Консультативного совета глав протестантских церквей России в целях координации совместной деятельности по установлению в обществе гражданского мира и согласия, выработки единой позиции во взаимоотношениях с государством и другими религиозными организациями и объединениями, содействия и поддержки благотворительной деятельности и социального служения. В качестве наблюдателей в работе Совета участвуют Евангелическо-лютеранская церковь в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ в России составляет, по оценкам ее представителей, ок. 70 тыс. членов, более 120 зарегистрированных общин; руководит Церковью архиепископ Г.Кречмар, г-н ФРГ, Санкт-Петербург) и Евангелическо-лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ, ок. 15 тыс. членов (прихожан в 2-3 раза больше) и более 50 зарегистрированных общин; есть 9 русскоязычных приходов и их количество продолжает увеличиваться (Центр в Санкт-Петербурге). Ведутся консультации о возможности участия в Совете других протестантских объединений (методисты, пресвитериане и т.д.).
Взаимоотношения вышеуказанных религиозных организаций и органов государственной власти РФ носят в основном конструктивный характер. Их руководители участвуют в заседаниях Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, в различных общественно значимых мероприятиях, например, во II Межконфессиональной выставке «С верой, надеждой, любовью в третье тысячелетие» (15-26 мая 2002 г., Всероссийский выставочный центр). На состоявшихся в марте-апреле 2002 г. форумах РСЕХБ и РОСХВЕ была выражена готовность Церквей активно участвовать в развитии нашего общества.
В Вознесенском соборе состоялось отчетное собрание елецких представителей Межрегиональной просветительской организации «Объединение православных ученых».
Мероприятие началось с молебна в Александро-Невском приделе собора, который совершил председатель Миссионерской комиссии иерей Евгений Малых. Затем состоялось само собрание, в ходе которого обсуждались прошедшие конференции и семинары, а также были намечены планы на предстоящее полугодие.
Завершилось собрание общим чаепитием.
СПРАВКА:
Межрегиональная просветительская общественная организация «Объединение православных ученых» действует с 2012 года. В его состав входят преподаватели Общецерковной аспирантуры, Московской духовной академии, нескольких десятков ВУЗов, СУЗов, духовных семинарий, отдельные ученые.
Елецкое подразделение включает 20 человек, в том числе ректора ЕГУ им. Бунина Герасимову Евгению Николаевну, председателя Миссионерской комиссии иерея Евгения Малых, благочинного Вознесенского собора иерея Илью Пешкова, а также преподавателей ЕГУ им.Бунина и учителей школ.
Члены Объединения участвуют в Рождественских чтениях, организуют курсы повышения квалификации, конференции, семинары, выставки.
Сан Мен Мун (или Мун Сон Мён) — южнокорейский религиозный деятель, основатель и лидер движения «Церковь объединения», известного так же как «Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства», или «секта Муна», скончался 2 сентября в возрасте 92 лет.
Некогда это религиозная организация вела активную миссионерскую работу (или вербовку адептов) и в России. Впрочем, сегодня смерть Муна воспринимается как «зарубежная новость».
— На жизнь самих мунитов смерть основателя движения никак не повлияет, — сказал «Известиям» преподаватель сектоведения в Московской духовной академии доцент Роман Конь. — Мунизм уже сложился и вероучительно, и организационно. В последние годы роль Муна в миссионерской работе не была значительна.
Принципиальных изменений в деятельности движения не предполагают и сами муниты: цели и способы работы остаются прежними, это, обобщенно говоря, «борьба за мир во всем мире» и семейные ценности.
— Доктор Мун вдохновлял всех своим личным примером, своей силой, хотя я доверяю и его сыну и нынешнему президенту Церкви объединения Муну Хёнъджину, — сказал «Известиям» член «Движения объединения» в России Александр Соколов.
Сан Мен Мун объявил себя «вторым пришествием Христа» и «Мессией», заявлял, что завершит не оконченную Иисусом миссию на земле — освободить людей от сатаны. Доктрина «Церкви объединения» — смешение христианства, иеговизма, шаманизма, мистицизма, оккультизма и ряда восточных религий.
Один из сыновей Муна — Мун Хёнъджин (сегодня именно он возглавляет «Церковь объединения») весной этого года утверждал, что численность мунитов по всему миру сейчас составляет примерно 5–7 млн. В России пик популярности и активности секты пришелся на 1990–2000-е годы: в 1992 году Мун заявлял, что его учение станет государственной религией на постсоветском пространстве. Однако сегодня активность мунитов сохраняется преимущественно на Дальнем Востоке и в Сибири.
— Количество мунитов в России исчисляется сотнями, и в любом случае не превышает 2 тыс. человек. Иногда присутствие становится заметным за счет приезжих миссионерских команд, — сообщил «Известиям» Роман Конь. — Сегодня они в Москве, завтра в Петербурге, послезавтра в Екатеринбурге — в основном в мегаполисах. В начале 2000-х проповедников можно было встретить на Арбате и на территории МГУ, но сегодня у московских мунитов нет ресурсов для проповеди.
Александр Соколов оценил общую численность российских членов аффилированных с «Церковью объединения» организаций, в том числе нерелигиозных, в 1 тыс. человек.
Последователи секты считают Муна и его жену «Истинными родителями» и использовали в обрядах кровь (иногда и сперму) своего основателя. Тем не менее исчезновение этого источника «святынь» на жизни объединения не скажется:
— Мун по его учению передал «божественную природу» своим детям. До него люди якобы обладали сатанинской природой, а он собственными усилиями вернул свою природу в состояние человека до грехопадения. Его дети могут «передавать» эту новую природу и своим детям.
Сектовед Роман Конь не считает, что психика последователей Муна существенно страдала: виденные им адепты производили впечатление адекватных и образованных людей, кроме того, в объединении отмечается большая текучесть, невозможная без свободы выхода из организации.
— Если сейчас прийти на собрание, людей призыва 1992–1999 годов вы уже там почти не встретите, — утверждает Конь. — Разве что в областях, связанных с деньгами и администрированием. Прославившие секту массовые бракосочетания в нашей стране также проводились, хотя и без широкой огласки.
Организации, аффилированные с сектой Муна, проводили в российских вузах конкурсы красоты «Мисс университет» (все участницы должны были быть девственницами и подписывали согласие с идеологией движения).
Эксперты не склонны преуменьшать опасность «Церкви объединения» для психического состояния адептов. Российский психолог Александр Асмолов, в бытность замминистра образования России и имевший тесные связи с «Церковью объединения», отмечал позднее, что это движение нацелено на манипуляцию сознанием, в том числе сознанием ребенка.
В юридическую службу Московской Патриархии поступают многочисленные обращения из епархий по проблемам, связанным с наименованием религиозных организаций. Руководитель юридической службы инокиня Ксения (Чернега) на страницах «Журнала Московской Патриархии» (№7, июль 2011 г.) дает разъяснения по вопросам регистрации религиозных организаций, заключения ими гражданско-правовых договоров и включения наименования религиозной организации в платежные документы.
Полное наименование религиозных организаций
Полное наименование религиозных организаций должно быть указано в учредительных документах, в печати (штампе), на бланках, при заключении сделок, в тексте маркировок выпускаемых религиозными организациями литературных произведений, печатных изданий, аудиовизуальных произведений и в других случаях. Так, согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация должна иметь печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке; кроме того, она вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием. В соответствии с положением п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на религиозную организацию возлагается обязанность указывать ее полное наименование при осуществлении своей деятельности.
Правило об обязательном использовании полного наименования религиозной организации закреплено законодателем для того, чтобы довести до участников гражданского оборота, прежде всего граждан, максимально полную и достоверную информацию о вероисповедании соответствующей религиозной организации.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в полном наименовании религиозной организации, является закрытым. Он включает в себя сведения о
- организационно-правовой форме (религиозной организации);
- характере деятельности (например, приход, подворье, монастырь);
- вероисповедании религиозной организации (к примеру, православной).
П. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливается, что наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях», «некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности».
Поэтому регистрирующий орган не вправе требовать от религиозной организации включения в наименование дополнительных сведений, не предусмотренных законодательством. Соответственно, неправомерным будет являться и отказ в регистрации религиозной организации по причине невключения в наименование сведений, не установленных законом. Правильность такого подхода к вопросу о регистрации религиозной организации подтверждается судебной практикой.
К примеру, Первомайский районный суд Кировской области в решении от 13.07.2001 года признал неправомерным отказ управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области в государственной регистрации религиозной организации «Волго-Вятский христианский центр», мотивированный тем, что в наименовании данной религиозной организации не определена ее принадлежность к централизованной религиозной организации.
Вместе с тем следует отметить, что, согласно ст. 23.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», в государственной регистрации некоммерческой, в том числе религиозной, организации может быть отказано, если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием.
Существенное значение имеет то обстоятельство, что религиозная организация, зарегистрированная в установленном порядке, имеет исключительное право на использование своего полного наименования в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это исключительное право защищено законом. Поэтому лицо, неправомерно использующее полное наименование религиозной организации, обязано по ее требованию прекратить использование данного наименования и возместить причиненные убытки.
В этой связи следует также учитывать положения Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года. Согласно ст. 8 данной Конвенции, наименование юридического лица охраняется во всех странах — участницах Конвенции «без обязательной подачи заявки или регистрации». Таким образом, юридическое лицо, в том числе религиозная организация, имеет исключительное право использования собственного наименования без регистрации последнего в силу самого факта его использования.
Сокращенное наименование религиозной организации
Закон не запрещает религиозным организациям использовать собственное сокращенное наименование в различных хозяйственных отношениях. При этом не требуется вносить соответствующие изменения в устав. Например, при заключении гражданско-правового договора религиозная организация вправе определить сокращенное наименование, которое будет применяться исключительно в рамках конкретного договора, в частности при заполнении документов, связанных с исполнением данного договора. Для этого в преамбуле договора должно быть указано полное наименование религиозной организации, а также сделана ссылка на последующее употребление сокращенного наименования для обозначения религиозной организации как стороны договора.
Обоснованность данного вывода подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 07.02.2011 года № 14-27\38. В письме указывается, что в договоре с кредитной организацией (или ее филиалом) допускается установить сокращенное наименование религиозной организации с целью осуществления безналичных расчетов и заполнения расчетных документов. Данное письмо особенно важно в связи с многочисленными обращениями из епархий в юридическую службу Московской Патриархии по вопросам включения полных наименований религиозных организаций (епархий, приходов, монастырей) в платежные документы. Например, банк N ответил отказом на обращение местной религиозной организации по вопросу осуществления безналичных денежных расчетов на том основании, что, согласно учредительным документам, полное наименование данной организации превышает 200 символов, тогда как сокращенное наименование отсутствует. В соответствии же с банковскими правилами осуществления безналичных расчетов наименование плательщика или получателя в расчетном документе не должно превышать 160 символов.
Свобода совести и вероисповедания не является абсолютной
Запрет на включение в уставы религиозных организаций сокращенных наименований основывается на уже упоминавшемся положении п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Дело в том, что Министерство юстиции Российской Федерации обязано следить за исполнением данного требования закона, в том числе в целях противодействия деятельности нетрадиционных религиозных организаций, которые заинтересованы в сокрытии от граждан и организаций своих полных наименований, содержащих указание на их конфессиональную принадлежность.
Как указал Верховный суд в определении № 41-Г09-29 от 08.12.2009 года, свобода совести и вероисповедания не является абсолютной. Существуют определенные ее ограничения. Они установлены в ч. 2 ст. 9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, ч. 3 ст. 18 Международного пакта от 16.12.1966 года о гражданских и политических правах и ч. 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ч. 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации. Верховный суд Российской Федерации отмечает, что, поскольку вероисповедание в подавляющем большинстве случаев связано с деятельностью того или иного религиозного объединения, Конституция Российской Федерации запрещает создание объединений, цели или действия которых направлены на разжигание религиозной розни, пропаганду или агитацию, возбуждающие религиозную ненависть и вражду, пропаганду религиозного превосходства.
Использование слов «Россия», «российский» и т.п. в наименовании религиозной организации
Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них, согласно п. 5 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Как устанавливается в определении Конституционного суда Российской Федерации от 13.04.2000 года № 46-О, при исчислении 50-летнего срока осуществления деятельности религиозной организации на территории Российской Федерации не следует принимать во внимание приостановление деятельности соответствующей религиозной организации, если она была лишена возможности осуществлять свою деятельность по причинам, зависящим не от нее, а от неправомерных решений и действий государственных органов и их должностных лиц. Кроме того, согласно п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации, религиозные объединения освобождены от уплаты государственной пошлины за право использования соответствующих наименований.
Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
Статья 3. Правовое положение некоммерческой организации.
4. Некоммерческая организация имеет печать с полным наименованием этой некоммерческой организации на русском языке.
Некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
Статья 4. Наименование и местонахождение некоммерческой организации.
1. Некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности.
Некоммерческая организация, наименование которой зарегистрировано в установленном порядке, имеет исключительное право его использования.
Статья 23.1. Отказ в государственной регистрации некоммерческой организации.
1. В государственной регистрации некоммерческой организации может быть отказано по следующим основаниям:
…2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием…
Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Статья 8. Религиозная организация.
5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.
…8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Конвенция по охране промышленной собственности
Статья 8.
Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод
Статья 9. Свобода мысли, совести и религии.
1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.
2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.
Конституция Российской Федерации
Статья 19
3. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Статья 29
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.