Часто педагоги жалуются, что ученики не слушают объяснения учителя на уроке.
«Иногда я чувствую, что я разговариваю сам с собой».
«Я повторяю снова и снова, а они до сих пор не поняли».
«Ученики полностью настроены не на меня».
Но редко учителя будут указывать на самих себя в качестве причины. Они не будут смотреть внутрь себя и анализировать свою собственную практику.
Таким учителям легче искать причину вовне. Они предполагают, что если ученики не слушают, то ничего с этим поделать нельзя.
Но правда в том, у каждого есть глубокое влияние на качество прослушивания.
Последовательность, темперамент, привлекательность, ясность, презентационные навыки, и даже опрятность являются важными факторами.
Есть также стратегии, которые могут улучшить качество прослушивания практически мгновенно. Но одним из самых важных факторов будет то, как вы говорите.
Ниже приведены три простых изменения, которые помогут вам начать менять ситуацию в лучшую сторону.
1. Говорите меньше.
Большинство учителей говорит слишком много. Их голос воспринимается как зацикленный саундтрек — напоминания, предупреждения, замечания, повторения, понукания и т.д.
Если сократить количество разговоров на треть, и сосредоточиться только на том, что ваши ученики должны знать, то ваши слова будут иметь гораздо большее влияние.
Смысл ваших слов достигнет своего назначения, и ваши ученики начнут настраиваться на изучаемую тему.
2. Не говорите слишком громко.
Как правило, учителя повышают голос, чтобы заставить учеников слушать лучше. Но громкий голос неприятен и его слишком легко услышать. Это заставляет учащихся смотреть в сторону и возится с другими вещами, как будто они стараются избавиться от раздражающего звука.
Когда ваш голос звучит тише, но достаточно громко для учеников с задней парты, они начинают инстинктивно наклоняться вперед чтобы услышать. Слушатели перестают двигаться и шуршать.
Ученики начинают следить за вашим выражением лица и жестами. Требуется совсем небольшое количество усилий и ваши ученики будут слушать вас более внимательно.
3. Остановите многократное повторение.
Когда вы повторяете одно и то же снова и снова, вы обучаете своих учеников не слушать вас в первый раз. Вы поощряете апатию и облегчаете их груз ответственности.
Говорите только актуальные вещи. Это мотивирует и заставляет учеников вслушиваться в звук вашего голоса.
Такой прием сказывается и на дальнейшем обучении. Ученики начинают понимать, что образование — это не то, что делается для них. Скорее всего, это то, что они сами стараются получить для себя.
Выдержать до конца
Если вы решили улучшить качество прослушивания на ваших уроках, то вышеуказанные стратегии будут делать чудеса.
Но, тем не менее, на первых порах эти приемы могут иметь обратный эффект. Потому что ваши ученики привыкли к беспечности. Они могут очень хорошо игнорировать вас и делать все еще медленнее.
Это нормально. Такая ситуация покажет вам, насколько сильно такая «учебная» беспомощность прижилась в вашем классе. Но как только ученики начинают чувствовать сдвиг ответственности от вас к ним, они начинают меняться.
Слушатели начинают смотреть на вас, отслеживать перемещение, и будут стараться угадывать, чего вы от них ждете. Если вы все делаете правильно, то ученики начнут кивать головами и будут охотно выполнять ваши задания.
Постепенно ученики станут чувствовать свою ответственность за качество урока. Это важно. Чувство ответственности наполняет детей гордостью.
Эти простые приемы помогают воспитывать хороших слушателей.
Майкл Линсин, учитель средних классов, США
Что делать, если ребенок постоянно нарушает порядок в классе, не учится и мешает другим заниматься? Не у всех учителей хватает способности справиться с таким ребенком, а родители других детей начинают требовать «убрать из класса этого хулигана». А что же можно сделать в такой ситуации по закону? Разбирается наш блогер, учитель и сопредседатель профсоюза «Учитель» Марина Балуева.
Мальчик бегает по классу, кукарекает, срывает урок. На увещевания учителя в стиле «Вася, веди себя хорошо…» не реагирует. Заданиями не заинтересовывается. Выставить такого ребенка из класса в коридор нельзя: нарушается право на образование. То, что присутствие непоседы в классе лишает права на образование остальных 20-30 человек, остается без комментария. Родители дома после работы и школы «проходят» с детьми программу, как могут.
Такие ситуации нередки. Они явно имеют признаки правовой коллизии. Вызывают недоумения, волнения, конфликты. Попробуем разобраться.
Недавно один известный писатель, работающий параллельно учителем в частной школе со стоимостью обучения 80 тысяч рублей в месяц, назвал причину такого прискорбного явления: ребенку скучно, учитель не может или не хочет мотивировать ученика. Я намеренно не называю имени писателя и название школы, потому что это не особая оригинальная точка зрения писателя. Это распространенная концепция, которая систематически исходит сверху — в докладах на совещаниях и конференциях, в методичках, диссертациях, приказах министерства и прочих подобных текстах.
Что тут можно сказать? О мотивации я уже писала в этом блоге. Повторюсь коротко: основной процесс мотивации происходит в семье, в школе он только завершается. Если в семье ребенок не видит взрослых, читающих книги, или видит снисходительно-пренебрежительное отношение к образованным, но бедным людям, или дома не поощряется естественная любознательность ребенка, или не соблюдаются его личные границы, — учитель мало что может сделать.
Чтобы мотивировать такого ребенка, понадобится слишком большой ресурс, которым современная обычная школа не обладает
Современная российская школа держится на трех китах: подушевое финансирование, оптимизация, принуждение. «Числом поболее, ценою подешевле», — сказал классик о домашних учителях в барском доме. Можно спокойно перефразировать для характеристики современной российской школы: учеников должно быть как можно больше, стоимость их обучения как можно ниже. А когда что-то идет не так, в ход идут различные способы принуждения к работе и учеников, и учителей (угрозы отчисления или увольнения, ВПР, аттестации и прочее подобное). О мотивации речь не идет.
К слову, мотивация всего лишь одна из длинного списка возможных причин нарушения дисциплины на уроке. Ребенок может быть и не вполне готов учиться в классе, и программа может ему не подходить, и дома у ребенка могут быть всякие проблемы. С этим нужно разбираться. Помогать таким детям и предоставлять им адекватные условия обучения.
Но «разбираться» опять означает затраты времени и денег. Круг замыкается
Директора школ, как правило, не желают ничего менять, списывая проблему на «непрофессионализм педагога» или приватно вынуждая родителей нарушителя забрать ребенка из школы (что делается, впрочем, редко из-за подушевого финансирования, так как и на такого ребенка идут деньги). Меньше всего хотят директора предоставлять выбивающимся из общей массы детям так называемые «индивидуальные образовательные маршруты», которые требуют оплаты специалистов: психологов, дефектологов, воспитателей, тьюторов.
Часто спрашивают, можно ли потребовать у такой семьи перевести свое чадо на надомную или семейную формы обучения. Ответ определенный: перевод на такие формы обучения является правом, но не обязанностью родителей. Более того, чтобы получить разрешение, они должны продемонстрировать собственную готовность выполнять определенные обязательства. Как минимум находиться дома с ребенком в рабочее время.
Что же может сделать учитель в подобной ситуации, чтобы предупредить нежелательное для себя развитие событий? Что могут родители, вынужденные делать работу школы в свободное от собственной работы время.
- Во-первых, следует помнить, что в случаях асоциального поведения подростков (угрозы насилия, оскорбления, нецензурная брань) они имеют право обратиться с заявлением в инспекцию по делам несовершеннолетних, и тогда проблемами нарушителя займется полиция. Если есть повод заподозрить дурное обращение с ребенком, можно обратиться в опеку. Но это крайности.
- Во-вторых, сейчас уже во многих школах созданы службы медиации специально для помощи сторонам конфликта. Если такой службы в школе нет, надо требовать ее создания. Вот нормативные документы: Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг.; ФЗ РФ от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)»; Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 г. № 1916-р, п. 62, п. 64; ФЗ РФ от 23.07.2013 г. № 233-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; Методические рекомендации Минобрнауки от 18.11.2013 г.; Методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях, подготовленные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации; ВК- 844/07 «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»; Программа подготовки медиаторов (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2010 г. N 969 «О программе подготовки медиаторов», Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2011 г. N 187).
- В-третьих. Можно ставить вопрос (в том числе и с помощью службы медиации) о переводе ребенка с девиантным поведением на индивидуальный образовательный маршрут, означающий особую программу и помощь специалистов, опираясь на ст. 2 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».
Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.
Гендерное равенство
Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.
Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.
Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.
Что делать?
Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.
Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.
Школа и религия
Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.
Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.
Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.
В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
Что делать?
Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.
Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.
В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.
Уважение чести и достоинства школьника
Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.
Возможный вариант нарушения — разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.
Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми. Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб. Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.
Что делать?
Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.
В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.
Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.
Право на охрану здоровья
Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.
Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.
Что делать?
Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.
Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.
Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.
Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.
Обязательные дополнительные занятия, факультативы
Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.
Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.
Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.
Что делать?
Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.
Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.
Общественно полезный труд
«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».
Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.
Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».
Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.
Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
Что делать?
Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.
Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.
Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.
Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции. Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.
Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет. Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам». Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.
Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.
Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.
Право на образование
Все граждане России имеют конституционное право на образование.
Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.
Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это. Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать. Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.
Что делать?
Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.
Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.
Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.
Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.
При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов