Содержание
- Черчилль:
- Чаадаев:
- Жванецкий:
- Монтескье:
- А.С. Пушкин:
- Иосиф Кобзон:
- Жорж Клемансо:
- Жан Жорес:
- Анатолий Вассерман:
- Леонид Ярмольник:
- Троцкий:
- В.И. Ленин:
- Евгений Миронов:
- Диего Марадона:
- Ричард Бах:
- Радищев:
- Жан-Жак Руссо:
- Валентин Пикуль:
- Оруэлл:
- Александр Островский:
- Виссарион Белинский:
- Пьер Буаст:
- Владимир Хотиненко:
- Томас Джефферсон:
- Н.А. Добролюбов:
- Н.Г. Чернышевский:
- Генрих Гейне:
- Мик Джаггер:
- С Кириллом Медведевым беседовал Ян Шенкман
- Впервые опубликовано в Новой газете
- Библиографическая ссылка
Черчилль:
Я никогда не критикую правительство своей страны, находясь за границей, но с лихвой возмещаю это по возвращении.
Чаадаев:
Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями.
Жванецкий:
Патриотизм — это чёткое, ясное, хорошо аргументированное объяснение того, что мы должны жить хуже других.
Монтескье:
Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
А.С. Пушкин:
Я презираю свое Отечество с головы до ног, но если с этим соглашаются иностранцы, мне становится очень обидно.
Иосиф Кобзон:
Страна, которая защищает своего гражданина, вправе рассчитывать на взаимное уважение и патриотизм.
Нужно любить страну. Даже если Родина-мать не совсем здорова, нужно сделать все для того, чтобы поднять ее на ноги.
Жорж Клемансо:
Патриот любит свой народ, а националист ненавидит все остальные.
Жан Жорес:
Истинный патриот тот, кто говорит правду даже своей стране.
Анатолий Вассерман:
Курс «патриотического воспитания» в школах способен вызвать ненависть к родине даже у самого здорового ребёнка. Зато преподаёт им искусство имитации любви.
Леонид Ярмольник:
Утрата таких понятий, как «мораль», «честь», вкупе с квасным патриотизмом делает людей поверхностными, а нашу жизнь превращает в какие-то комиксы.
Троцкий:
Патриотизм на протяжении истории был нерасторжимо связан с властью и собственностью.
В.И. Ленин:
Патриотизм — одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.
Евгений Миронов:
Необходимо предлагать, а не навязывать. И патриотизм, кстати, тоже должен быть естественным. Нельзя его насаждать.
Навязывание духовности и патриотизма сверху приведет только к одному — к появлению новой системы, когда все опять будут любить родину по заданию партии.
Диего Марадона:
Мое имя фигурировало в начале списка самых известных людей мира, поэтому в IMG мне предложили миллион долларов за право использования моего образа. Но была одна закавыка: для этого мне необходимо было принять двойное гражданство — аргентино-американское. А моя национальность бесценна. Никто не сможет заплатить мне столько, что я перестал чувствовать себя аргентинцем, никто!
Ричард Бах:
Наша истинная страна — это страна наших ценностей, а наше сознание — это голос её патриотизма.
Радищев:
Истинный человек и сын Отечества есть одно и то же.
Жан-Жак Руссо:
Недостаточно сказать гражданам: «Будьте добрыми!» — надо научить их быть таковыми; и даже пример, который в этом отношении должен служить первым уроком, не есть единственное необходимое здесь средство. Любовь к отечеству всегда действенна, ибо всякий человек добродетелен, когда его частная воля во всем соответствует общей воле; и мы с охотою желаем того же, чего желают любимые нами люди.
Валентин Пикуль:
Сколько величайших умов прошлого звали народы к миру, согласию и равенству. А истории плевать на эти призывы, она следует своим путем — разбоя, насилия и оглупления народов ложным чувством дурацкого патриотизма.
Оруэлл:
Нет патриотов там, где речь идет о налогах.
Александр Островский:
Только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отечества, либо мерзавец своей жизни.
Виссарион Белинский:
Нападки на недостатки и пороки народности есть не преступление, а заслуга, есть истинный патриотизм.
Пьер Буаст:
Просвещение и патриотизм создают нации; невежество и эгоизм создают чернь.
Владимир Хотиненко:
Я знаю твердо одно: патриотизм – это даже не лекарство, а скорее хирургический инструмент, с которым нужно обращаться очень осторожно.
Томас Джефферсон:
Инакомыслие – это высшая форма патриотизма.
Н.А. Добролюбов:
Настоящий патриотизм, как частное проявление любви к человечеству, не уживается с неприязнью к отдельным народностям.
В недавнее время патриотизм состоял в восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве; ныне уже этого недостаточно, чтобы быть патриотом. Ныне к восхвалению всего хорошего прибавилось неумолимое порицание и преследование всего дурного, что есть еще у нас.
Н.Г. Чернышевский:
Патриот — это человек, служащий родине, а родина — это прежде всего народ.
Генрих Гейне:
Во все времена негодяи старались маскировать свои гнусные поступки интересами религии, морали и патриотизма.
Мик Джаггер:
Патриотизм — только мгновенная реакция, проходит, когда начинается настоящая война.
- Патриотизм — это хорошо или плохо? Почему считается, что он «последнее прибежище негодяев»? Это относится к казенному патриотизму или вообще к любви к родине?
— Патриотизм — нормальное чувство связи с пространством и средой, которая тебя окружает — двор, район, город, территория, которую ты способен охватить личным опытом. Родственники, старые друзья… Вполне естественно, что человек больше переживает за те места и тех людей, которых он знает лично, с которыми живет в одном пространстве, чем за тех, кого никогда в жизни не видел. Дальше сложнее, потому что дальше начинается сфера воображаемого. Здесь нет готовых ответов. Патриотизм может служить как для мобилизации самых прекрасных чувств, так и самых низменных.
«Последнее прибежище негодяев» это такой патриотизм, который дает возможность элитам отстаивать свою власть и богатство, упирая на единство народа как единство всех слоев общества, верхов и низов. Для этого приходится постоянно повышать градус государственного патриотизма. Именно это мы наблюдаем сегодня.
- Возможен ли прогрессивный, нормальный, человеческий патриотизм? Не на частном уровне, а как идеология. И что надо сделать, чтобы разрушить монополию государства на патриотизм? Разве правильно стыдиться государственного флага, гимна, а саму страну презрительно называть «сраной Рашкой», как многие с удовольствием сейчас делают? Чем пещерный антипатриотизм лучше (или хуже) пещерного патриотизма?
— Английский рок-певец Билли Брэгг, написавший книгу «Прогрессивный патриот», считает, что прогрессивный патриотизм как идеология опирается на прогрессивные достижения национальной истории — народные восстания, революции, громкие забастовки… Создание демократических механизмов, этапы включения в них разных слоев и групп — плебса, рабочих, женщин, мигрантов…
Собственно, в революциях чаще всего рождается новая идея нации. Вспомним 1917 год — монополия царской власти на патриотизм как лояльность императору была разрушена, но буржуазии и либеральной интеллигенции не удалось закрепить идею нации как демократического единства всех классов, потому что классы были непримиримы — народ требовал социализма. В итоге большевики продвинули свою идею нации уже без буржуа — как единство трудящихся всех национальностей. Помните этот апокриф: «Мы — за Россию!» — кричат курсанты-кадеты. «Россия — это мы!» — отвечают красногвардейцы. Все верно. Большевики сделали новую Россию, растворенную в СССР, и сформировали ту нацию, которая живет в России сегодня, другой у нас нет.
Но, бывает, обходится и без революций — например, шведские социал-демократы, находясь у власти много десятилетий, также создали новую модель шведской нации, соединив протестантские традиции с социализмом. В ее основе — не викинги с рогами, которыми бредят маленькие мальчики, а защищенный труд, социальное и гендерное равенство, поддержка слабых. Есть чем гордиться, я считаю.
- Почему российский патриотизм так тесно связан с войной? Воспитание и все остальное — военно-патриотическое. Допустим, мы хорошие. Предположим даже, что мы лучше всех. Но разве из этого вытекает, что все остальные — мерзавцы, враги и надо их ненавидеть? Не нарушены ли здесь причинно-следственные связи? Или все дело в том, что над нами довлеет мифология Великой отечественной как монументального примера защиты родины? Кстати, о ВОВ. Как пройти между Сциллой и Харибдой: глумлением над собственной историей и вообще традиционным сознанием и официозным пафосом, отождествлением родины с нынешней властью? Есть ли срединный путь?
— В истории каждого народа есть достижения и есть позорные страницы. Того и другого тем больше, чем больше нация, чем влиятельнее ее политика и культура. И зачастую это неразделимые вещи. Октябрьская революция, Ленин, Троцкий, Коллонтай — все это наше великолепное наследие, именно им мы по-прежнему интересны миру, а отказ от него превращает нас в унылых провинциалов, закомплексованных перед Западом, да и перед Востоком. Победа над фашизмом, советский флаг над Рейхстагом… И не надо нам рассказывать про европейские ценности, ни со знаком плюс, ни со знаком минус. Это мы раньше большинства так называемых цивилизованных стран дали избирательные права женщинам и декриминализовали гомосексуальность после революции, к ужасу как западных правительств, так и русских патриотов с французской булкой в бороде.
Но — вместе с этим — у нас был ГУЛАГ, переселение народов, насильственный раздел послевоенного мира, совместный с США, была позорная интервенция 1968 года, когда чехи и словаки решили строить свою версию социализма, и так далее — и это уже совсем не поводы для гордости, а поводы для смирения и рефлексии.
Точно так же, как великая демократическая идея Америки, которую воспевал Уолт Уитмен, в ХХ веке оказалась неотделима от атомных бомбежек и чудовищных интервенций. Но прогрессивная ее сторона всегда жила в профсоюзном, антирасистском, антивоенном движении, в поэзии битников, в борьбе за гражданские права и за свободу слова. И именно такими борцами уникальна и прекрасна Америка, а туполобые ксенофобы и милитаристы везде одинаковы.
- Трамп недавно сказал, что Запад поставил коммунизм на колени. И тем самым поставил несколько поколений диссидентов и оппозиционеров в положение агентов Запада и предателей родины. Наверное, были и такие, но ведь многими двигала любовь к своей стране, а не ненависть. Как писал Некрасов, «кто живет без печали и гнева, тот не любит отчизны своей». Но, действительно, сегодня выросло целое поколение, которое утверждает, что ему все равно, где жить, а родина — это там, где хорошо, а не там, где родился и живешь. «Я не просил меня здесь рожать». Но зачем тогда бороться за свои права, сопротивляться беззаконию и вообще делать жизнь лучше, если место не имеет значения? Не означает ли такая позиция презрения не к власти, а, прежде всего, к своим соотечественникам, к людям, которые тебя окружают?
— Конечно, означает. Настоящий интернационализм это способность видеть и уважать культурные различия между людьми, но и не абсолютизировать их, видеть за всеми различиями ту человеческую и социальную материю, которая объединяет всех нас. Видеть бедность, угнетение, бесправие вокруг себя, а не забалтывать все это разговорами о национальных ценностях и менталитете. Нормальный патриотизм и нормальный интернационализм неразделимы.
Поэтому когда греки или итальянцы говорят, что евробюрократия под вроде бы интернационалистскую риторику вместе с местными элитами унижает их народы, я всей душой за этих людей и их патриотические чувства, которые обостряются как реакция на несправедливость.
А насчет поколения я бы поспорил. Мейнстримная пропаганда формирует, помимо явных зомби, еще и людей, которые вполне по-хорошему патриотичны, но пока не понимают, что существующая власть — враг России. Враг хотя бы потому, что ради самосохранения выдавливает из страны образованных людей, загоняя ее еще глубже в отсталую сырьевую экономику. Также и для большой части молодежи, выходящей на протестные митинги, патриотизм уже — нечто естественное. Упертый антисоветизм, западоцентризм, элитизм в одном флаконе — все это, скорее, свойственно нашему поколению за сорок, и во многом — поколению диссидентов, конечно. Но мы любим их не за это.
- Вы сами считаете себя патриотом? Если да, то в чем ваш патриотизм выражается? Если нет, то что вас связывает с Россией и что мотивирует вашу деятельность?
— Считаю себя патриотом, но не вижу никакой своей заслуги в том, что не могу больше недели не слышать русский язык вокруг или не ходить по какой-нибудь Южнопортовой улице. Так сложилось. Просто если собираешься жить в своей стране всю жизнь, странно молча смотреть, как псевдопатриоты с миллиардными счетами, особняками и детьми за рубежом используют ее как личную бензоколонку.
С Кириллом Медведевым беседовал Ян Шенкман
Впервые опубликовано в Новой газете
Сергей Соколкин, писатель:
— Патриот — это человек, который любит свою родину и отстаивает ее интересы. И несмотря на то, что эта любовь у разных людей может проявляться по-разному, все они объединены одной целью — сделать так, чтобы Россия выглядела в глазах всего мира самой лучшей страной. Я считаю, что ни один нормальный человек не может жить без любви к своему Отечеству. Человек вообще без любви жить не может. А любовь к родине — это одна из составляющих любви общечеловеческой. Те люди, которые мечтают поскорее уехать отсюда, хотят жить там, где им предлагают больше заработать. А наша страна сейчас, к сожалению, находится не в самом лучшем экономическом состоянии. Поэтому, как говорится, крысы бегут с тонущего корабля. Но я надеюсь, что мы не утонем, что Россия наберет силы и станет такой, какой она была когда-то.
Анфиса Резцова, трехкратная олимпийская чемпионка:
— Патриотами в наше время можно назвать людей, которые работают на государственных предприятиях. Если в советское время мы были настоящими патриотами своей страны, то сейчас кругом одна коммерция. Недавно я была на встрече со студентами. Со мной был один коммерсант и человек, который всю жизнь проработал на заводе. Так вот молодежь даже не слышит этого рабочего, и меня они не слышат: что я чего-то в спорте добилась. Они слышат только про деньги, деньги, деньги… Патриотов в нашей стране мало.
Алексей Беляев-Гинтовт, художник:
— Чтобы стать патриотом, у человека, скорее всего, должна быть изначально некая предрасположенность к этому. Но чтобы по-настоящему полюбить свою страну, человек должен надлежащим образом воспитываться и пройти ряд испытаний судьбы.
Алексей Зверев, диджей:
— Я считаю патриотом человека неравнодушного, которому не все равно, что происходит вокруг. Человека, который не только любит своих близких, но и свою улицу, свой дом, свой город. Он не пройдет мимо, если на улице происходит какое-то безобразие. Не позволит хулиганить в своем присутствии, ругаться матом при женщине и ребенке. Это человек, в котором всегда есть радость жизни. И он никогда не станет быдлом. У него всегда найдется возможность быть полезным Родине, окружающим. Последние события в Крымске показали, что среди нас много героев, настоящих патриотов. Настоящие мужчины не остались в стороне и поступили так, как им велело сердце. Для меня лично патриотизм как раз в этом и заключается.
Владимир Забаровский, директор Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
— Во-первых, патриот — это в высшей степени гражданин своей страны, со всеми вытекающими обязанностями по исполнению всех общепринятых законов, норм морали и нравственности. Во-вторых, это человек, который любит свою страну и совершенно не должен быть лояльным по отношению к негативным выпадам против своего Отечества. Особенно когда это касается обычаев и традиций страны. Это должно быть нормой поведения. В-третьих, это доброе отношение к представителям всех наций, народов, этносов, проживающих на территории нашей страны, так как это, так или иначе, возвышает человека. Ну и, конечно же, патриота отличает готовность сделать все для того, чтобы помочь своей стране выйти на новый уровень развития.
- Авторы
- Файлы
Изменения, происходящие в нашем обществе, заставляют нас по-новому взглянуть на такой феномен как патриотизм. В последнее время наше общество столкнулось с серьезной проблемой — у молодого поколения наблюдается отсутствие стремления к саморазвитию и самоактуализации, а также нежелание способствовать развитию своей страны. Во многом это связано с тем, что старая система воспитания была развалена, а новая так и не создана. За прошедшие годы средства массовой информации внедрили в сознание подрастающих поколений нелепый образ русского человека как существа неопрятного, нетрезвого и не умеющего работать. Пассивность власти в отношении создания национальной идеи, которая бы смогла консолидировать общество, а также неопределенность, связанная с пропагандой российских общенациональных ценностей, привели к тому, что молодое поколение в большей своей массе перестало гордиться историей своей страны, культурными и научными достижениями своих соотечественников. В результате этого патриотизм стал восприниматься как нечто не модное и даже как совершенно ненужное качество для современного человека. А так как патриотизм проявляется во всех сферах жизнедеятельности личности (общение, учебная деятельность, трудовая деятельность), то и негативные явления, связанные с отсутствием патриотизма, проявляются в каждой из этих сфер. Это приводит к деструктивности общения и взаимодействия, снижению ценности образования, снижению ответственности в труде, отсутствию социально значимых жизненных целей. Все вышеперечисленные факторы порождают такую тенденцию как количественный рост всех форм аддиктивного и девиантного поведения. Увеличение числа преступников, наркоманов, безработных и неграмотных среди молодежи может создать в ближайшие годы безвыходное положение.
Патриотизм — это социально-политический и нравственный принцип, в обобщенной форме выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Патриотизм проявляется в гордости за достижения родной страны, в горечи из-за ее неудач и бед, в уважении к ее историческому прошлому и в бережном отношении к народной памяти, национальным и культурным традициям. Как социально-психологическое чувство патриотизм зарождался в древности в форме привязанности к родным местам, к привычному укладу жизни. С развитием государственности патриотизм наполняется политическим смыслом, связанным с требованием стойкости и мужества в защите Родины, в отстаивании интересов Отечества. Как базовое свойство личности патриотизм проявляется во всех аспектах деятельности индивида — в общении, учебе, труде, а также во всех типах отношений личности с окружающей действительностью.
Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной является задача создания единого центра по воспитанию патриотизма у молодежи, который бы занимался теоретическими и прикладными исследованиями по данной тематике. В нашем городе, под эгидой Института Социально-Психологических Исследований, создан «Центр патриотического воспитания». Основной целью данного центра является создание комплексной системы мер по воспитанию патриотизма и повышение уровня выраженности патриотизма у молодежи города Бийска. К задачам центра можно отнести:
1. Создание эффективной структуры центра, включающей различные образовательные учреждения города Бийска;
2. Создание эффективной системы комплексного исследования патриотизма как личностного образования;
З. Выделение определенной возрастной категории граждан, с которой будет проводиться последующая работа;
4. Проведение начального диагностического среза для выявления актуального уровня выраженности патриотизма;
5. Создание системы мероприятий для обеспечения становления и развития патриотизма;
6. Реализация разработанной комплексной системы мероприятий обеспечивающих становление и развитие патриотизма;
7. Проведение текущей диагностики с целью оперативного контроля и коррекции процесса становления и развития патриотизма;
8. Проведение итоговой диагностики выраженности патриотизма для выявления соответствия полученных результатов с запланированными.
В заключение хотелось бы добавить, что внедрение комплексного патриотического воспитания в педагогическую практику в определенной системе — на данный момент — является инновацией. Формирование социально активных граждан России, осуществляемое в системе гражданско-патриотического воспитания, является важнейшим направлением, обеспечивающим тесную взаимосвязь профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и в мире, оно способствует развитию у молодёжи гражданственности и национального самосознания.
Библиографическая ссылка
Потёмкин А. В. КАК МЫ ПОНИМАЕМ ПАТРИОТИЗМ СЕГОДНЯ // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 6. – С. 69-70;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=12792 (дата обращения: 29.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI