Главная Святые отцы о Пасхе Огласительное слово на Пасху святителя Иоанна Златоуста
Кто благочестив и Боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа; и последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому дает, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит.
Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!
Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть! Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти.
Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!
Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?!
Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь.
Сегодня в нашей школе урок катехизиса, но прежде чем приступить к разбору темы, уясним содержание этого понятия. Под катехизисом (от греч. katecheo — «оглашать, наставлять, учить») в древности понимали краткое наставление в вере новоначальным христианам или тем, кто желает принять крещение. Именно в таком значении это слово употребляется в Новом Завете. Затем «катехизис» превратился в жанр христианской литературы, раскрывающий незыблемые вероучительные принципы христианства. В современном понимании катехизис действительно можно назвать справочником по основным догматическим понятиям Православия. Это концентрированное выражение того, что Церковь полагает необходимым основанием веры каждого человека. На уроке катехизиса мы поговорим о значении Воскресения Христа для каждого из нас. Ведет урок настоятель храма во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского р. п. Мокроус протоиерей Евгений Клементьев.
Воскресение Христово — предмет постоянного торжества Церкви, никогда не умолкающего ликования, достигающего своей вершины в празднике Святой Пасхи: «Христос бо воста: веселие вечное». В светлые пасхальные дни мы приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!» — «Воистину Воскресе!», не всегда понимая, что они означают. Это очень важные слова — ими мы исповедуем нашу веру в Воскресение воплотившегося Сына Божия — Господа Иисуса Христа. Их нельзя произносить просто так, из чувства вежливости к собеседнику. Этими словами выражается главная радость и надежда всей нашей жизни.
Однако человеку, не знакомому с православным богооткровенным вероучением, невозможно стать вполне причастником пасхальной радости. Всем известно, что Пасха — великий праздник, что в этот день обязательно нужно прийти в храм, освятить куличи для домашней трапезы. Но что является Источником этого торжества, о котором свидетельствуют и веселое церковное пение, и яркие одежды священнослужителей, и, кажется, даже сама природа (ведь недаром говорят, что на Пасху «солнышко играет»)?
Ответы на эти вопросы содержатся в Священном Писании — записанном Божественном Откровении, данном людям на все времена. Как крестной смертью Христовой совершено искупление пораженной грехопадением человеческой природы, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.
Разрушена власть ада
Спасительным плодом Воскресения Христова для человечества явилась победа над адом и смертью. Для всех святых на небесах открылось Царство Небесное. Созданной Христом на земле Церкви Богом Отцом был ниспослан Дух Святой, Утешитель, наставляющий верующих на всякую правду и дарующий силы для исполнения Божественных заповедей.
После изгнания Адама и Евы из рая человеческое существование имеет две формы: земная, телесная жизнь и загробная жизнь души. Земная жизнь заканчивается телесной смертью. Душа и после телесной смерти сохраняет свое бытие, но ее загробное состояние бывает разным. До пришествия на землю Сына Божия и до Воскресения Его из мертвых души умерших находились в состоянии отверженности, удаления от Бога, во мраке, в аду, в преисподней. Это состояние было подобно духовной смерти. В ад заключены были и души ветхозаветных праведников, которые жили на земле верой в грядущего Спасителя, обещанного людям Богом, и по смерти томились в ожидании искупления и освобождения.
Христос после Своей крестной смерти сошел душой Своей и Своим Божеством во ад, в то время как Его тело находилось во гробе, благовествовал пленникам ада спасение и вывел оттуда всех ветхозаветных праведников в светлые обители Царя Небесного.
Святитель Иоанн Златоуст говорит, что в это время «ад был пленен сошедшим в него Господом, упразднен, поруган, умерщвлен, низложен, связан» («Слово на Пасху»). С разрушением затворов ада уничтожена и сила смерти. Смерть для праведных людей явилась лишь переходом к лучшей, небесной жизни во свете Царствия Божия; сама смерть телесная стала только временным явлением, ибо Воскресением Христовым нам открыт путь к нашему телесному воскресению.
Кого вывел Иисус Христос из ада? В Пространном Катехизисе святителя Филарета (Дроздова) сказано, что освобождены были «с верою ожидавшие Его пришествия». Формулировка недостаточно четкая, мы не можем с точностью сказать, были ли выведены из ада только ветхозаветные праведники или праведники всех племен и народов. Указание Священного Писания, что Господь, сойдя во ад, проповедовал, свидетельствует в пользу того, что Он вывел не только праведников Ветхого Завета, но и всех вообще праведников, потому что в противном случае проповедь была бы излишней. В церковных песнопениях даже говорится, что «ад опустел». В конечном счете мы не знаем, все ли находившиеся в аду последовали за Господом и для всех ли в силу их нравственного состояния это было возможно. Во всяком случае, значительное число содержимых во аде было освобождено, и нет достаточных оснований утверждать, что это были только ветхозаветные праведники.
Через Крестную Жертву и Воскресение Сына Божия, на небесах открылось великое Царство Христово, в которое вошли и продолжают входить души всех праведников и благочестивых людей Ветхого и Нового Заветов. И так до конца мира наполняется Небесный Дом — Горний Иерусалим, доколе число спасаемых не придет в совершенную полноту.
Согласно Священному Писанию, блаженство душ праведных на небесах состоит в успокоении от земных трудов и страданий, взаимном общении друг с другом и Ангелами. Самая же высокая радость спасенных состоит в общении и соцарствии со Христом, в радостном лицезрении Бога Вседержителя. Степень просвещенности душ Божественным светом соответствует степени их духовного совершенства, которого они с Божией помощью достигли еще в земной жизни. По учению Церкви, это блаженство не является полным и совершенным, а только началом и предвкушением того вечного блаженства, которое наступит после Второго Пришествия Христова и Страшного Суда.
Утешение во Христе
С древнейших времен именно Воскресение Христово переживалось Церковью как важнейшее из событий, составляющих в совокупности то, что мы называем Искуплением. Апостол Павел говорит: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша; А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших (1 Кор. 15, 14, 17). Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти.
Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения. В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось на весь урожай, который предстояло собрать. Апостол Павел использует этот ветхозаветный образ и говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь ко всеобщему воскресению: Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших (1 Кор. 15, 20). Таким образом, Воскресение Иисуса Христа, по апостолу Павлу, является залогом нашего воскресения: Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его (1 Кор. 15, 22–23). После всеобщего воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира: Последний же враг истребится — смерть (1 Кор. 15, 26).
Благодаря Воскресению Иисуса Христа мы обретаем жизнь нового качества, становимся новым творением в Нем. Ветхий Завет рассказывает о том, как когда-то в могилу пророка Елисея был брошен мертвец, который от прикосновения к костям пророка тут же ожил и стал на ногах своих (см.: 4 Цар. 13, 20–21). То же в духовном отношении произошло и с нами: как только верой мы соединились с Распятым и Воскресшим Иисусом Христом, то есть целиком доверили себя Ему, так сразу получили новую жизнь. Потому что Отец Небесный, воскресив Своего Сына, дал Ему не только жизнь, но и власть давать жизнь и нам.
С тех пор мы не одни: Христос разделяет с нами то, что обременяет нас и приносит страх и заботы. И вместе с апостолом Павлом каждый из нас может сказать: Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе (Флп. 4, 13). Более того, соединившись с Христом верой, мы воскреснем в будущем, как и Он воскрес из мертвых. А потому Воскресение Христа приносит особое утешение тем, кто находится у порога смерти. Ведь теперь смерть не все, не конец; ведь то, что произошло со Христом — первенцем из умерших, должно произойти и с нами. Он победил смерть, чтобы и мы были с Ним в Небесном Царствии. Ведь Он обещал: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26).
В византийской литургической традиции, во время ночной праздничной службы перед началом пасхальной литургии читается «Слово на Пасху» святителя Иоанна Златоуста. Церковь на Востоке признаёт это слово единственным, что полностью выражает смысл праздника, настолько полно, что без него немыслима пасхальная служба, – и настолько точно, что по церковной традиции отменяется обычная пастырская проповедь в этот день. Это является признанием того, что добавить уже ничего не нужно и невозможно.
В кратком, очень красивом и глубоком тексте мы находим в обобщенном виде всё то, что мы, как христиане, празднуем и переживаем в Пасхе Господа: милосердие, любовь, горячее желание, с которым Господь желает принять всех на пиру Своей Пасхи, с распростертыми объятиями, как отец из притчи о блудном сыне, с которой начался великопостный путь. После сорока дней, отмеченных молитвой, постом, «усилием и трудом», как называет его монашеская традиция, краткое наставление Златоуста становится почти бальзамом милосердия и утешения для всех христиан.
«Кто благочестив и боголюбив — насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством! Кто слуга благоразумный — войди, радуясь, в радость Господа своего! Кто потрудился, постясь, — прими ныне динарий! Кто работал с первого часа — получи ныне заслуженную плату! Кто пришел после третьего часа — с благодарностью празднуй! Кто достиг только после шестого часа — нисколько не сомневайся, ибо и ничего не теряешь! Кто замедлил и до девятого часа — приступи без всякого сомнения и боязни! Кто же подоспел прийти лишь к одиннадцатому часу — и тот не страшися своего промедления! Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого; ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа. И последнего одаряет, и первому воздает достойное; и тому даёт, и этому дарует; и деяние принимает, и намерение приветствует; и труд ценит, и расположение хвалит».
Текст начинается с призыва ко всем людям участвовать в празднике, в Пасхе Господа. Святитель комментирует притчу евангелиста Матфея (20,1-16) о хозяине, который выходит нанимать рабочих, и подчеркивает, что пост, аскетизм, великопостные усилия — это «труд», «усердие», которое всегда угодно Господу. Его желание принять и обнять, однако, сталкивается с недостатком решимости, усердия и с медлительностью тех, кто завершил Великий пост:
«Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого, ублажает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и трудившегося с первого часа».
Давайте посмотрим на вербальные формы, присутствующие в тексте: «принимает», «ублажает», «одаряет», «хвалит». Божественная щедрость выходит за рамки человеческих расчетов и логики. «Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости! Никто не рыдай о своем убожестве, ибо для всех настало Царство! Никто не плачь о своих грехах, потому что из гроба воссияло прощение! Никто не бойся смерти, ибо освободила нас Спасова смерть!».
В тексте вновь подчёркивается, что все мы приглашены на пир Царства, к изобилию его стола, к дару тучного тельца, символу милосердия и безграничной любви Господа к человеку, святому или грешному, богатому или бедному, каким бы он ни был. Мы приглашены на пир, который насыщает наш голод, прощает наши грехи, поднимает нас и освобождает от смерти. В тексте наставления подчеркивается, что Господь принимает всех нас: воздержанных и нерадивых, постившихся и непостившихся, богатых и бедных. Его прощение даровано каждому.
«Объятый смертью, Он угасил смерть. Сошед во ад, Он пленил ад и огорчил того, кто коснулся Его плоти. Предвосхищая сие, Исаия воскликнул: «Ад огорчился, встретив Тебя в преисподних своих». Огорчился ад, ибо упразднен! Огорчился, ибо осмеян! Огорчился, ибо умерщвлен! Огорчился, ибо низложен! Огорчился, ибо связан! Взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал! Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! Воскрес Христос, и ты низвержен! Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших. Ему слава и держава во веки веков! Аминь».
Третья часть наставления представляет тему сошествия Христа во ад, используя контрастные образы: Христос, принимая смерть, позволив ей объять Себя, угашает её; войдя в ад, Он лишил его всей силы; давая поглотить Себя аду, Он становится для него горькой пищей, поражением, уничтожением.
Истинное воплощение Слова Божьего стало причиной поражения ада и, следовательно, источником нашего освобождения: ад «взял тело, а прикоснулся Бога; принял землю, а нашел в нем небо; взял то, что видел, а подвергся тому, чего не ожидал!».
Текст огласительного слова на Пасху святителя Златоуста завершается прославлением победы, искупления, которое Христос довершает Своим славным воскрешением:
«Воскрес Христос, и пали демоны! Воскрес Христос, и радуются ангелы! Воскрес Христос, и торжествует жизнь! Воскрес Христос, и никто не мертв во гробе! Ибо Христос, восстав из гроба, — первенец из умерших».
Заключение наставления возвращает нас к пасхальному тропарю византийской традиции:
«Христо́с воскре́се из ме́ртвых, сме́ртию смерть попра́в, и су́щим во гробе́х Живо́т дарова́в» — «Christus resurrexit e mortuis, morte mortem calcavit et entibus in sepulchris vitam donavit».