Хвалим Тя, благословим Тя,
благодарим Тя великия ради славы Твоея
Сегодня будем говорить о волшебном слове, а точнее – о том чувстве, которое выражается этим словом. В детстве нас учили быть хорошими мальчиками и девочками и говорить волшебное слово «спасибо». Теперь мы выросли, и нужно учиться жить по-христиански, исполняя всю свою жизнь благодарностью. Как перейти от волшебных слов к духовному делу? Об этом мы беседуем с протоиереем Евгением Попиченко.
– Благодарности учат с детства, ее ожидают, ее иногда даже требуют. Так что же такое благодарность?
– Есть два слова, которые звучат почти одинаково – «благодарность» и «благодатность». Благодать – это дар, который дается человеку. А благодарность – это ответ на дар. Господь подарил человеку весь мир – собственно говоря, мир и был создан для радостной и благодатной жизни человека в теснейшем общении с Творцом. Обладая всем миром и возможностью единения с Богом, человек в ответ может только благодарить, выражая тем самым свою любовь к Богу, свое внимание к Нему и радость от того, что Господь есть.
Как отношения с окружающими людьми начинаются только тогда, когда человек замечает кого-то помимо себя, замечает идущую извне заботу и выражает это в благодарности, так начинаются и отношения с Богом. Не случайно английский писатель Гилберт Честертон заметил как-то, что религиозное воспитание малыша начинается не тогда, когда отец начинает рассказывать о Боге, а когда мать учит говорить «спасибо» за вкусно испеченный пирог.
Бога может обрести только благодарная душа. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает: «Вера – удел душ благодарных». Господь на протяжении всей истории учил человека благодарности.
– Благодарность по отношению к людям понятна: мы говорим им: «Спасибо! Спаси Бог!», то есть, желаем спасения души в ответ на какое-то добро с их стороны. А чем можно ответить Богу, как Ему выразить свою благодарность?
– Первые люди, Адам и Ева, после грехопадения выражали свою благодарность Богу просто и понятно – в жертвоприношениях и славословиях. Причем, и жертвы, и прославляющие молитвы Самому Богу не были нужны. Скорее, они нужны были человеку. Но и эти действия не вполне выражают благодарность Богу. Есть нечто более важное – всей своей жизнью благодарить: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 16).
Благодарность – выражение любви. А как мы можем выразить свою любовь к Богу – или, по крайней мере, стремление к такой любви? Выражением ее будет жизнь по заповедям. Ведь Христос говорит: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» (Ин. 14, 23). Поэтому в первую очередь благодарность – это не слова, а дела!
Апостол Павел пишет: «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем… всегда ищите добра и друг другу, и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5, 14-19). А святой Амвросий Оптинский добавляет, что начинать нужно с последнего, то есть с благодарности, только тогда можно исполнить написанное выше.
«СПАСИБО»
Происхождение этого слова в разных странах различно. Этимология русского «спасибо» – устоявшееся сокращение от фразы «Спаси Бог», которой на Руси выражали благодарность. Именно поэтому в первые годы советской власти велась борьба с употреблением такой формы благодарности; полагалось говорить: «Благодарю, товарищ!». Так что «спасибо» – слово, закаленное в борьбе. И, вместе с тем – доброе, «волшебное» слово, которое стоит говорить как можно чаще, с полным сознанием его глубокого значения. Всемирный день «СПАСИБО» празднуется 11 января.
– Как и когда учиться благодарности?
– И вере, и благодарности нужно учить и учиться с детства. Человек, который не научился благодарить, никогда не поймет, что в его жизни есть Тот, Которому он обязан самой жизнью, счастьем, любовью, тем, что у него есть семья, друзья, возможность дышать и ходить, видеть солнышко и чувствовать дождь на лице. Он будет воспринимать все эти дары как некую естественную данность: «В моей жизни все это есть, потому что я хороший человек, меня все уважают, я заслужил счастье» и так далее. Мало того, он будет потреблять все эти блага, да еще и претензии высказывать: «Солнце слишком жаркое, дождь слишком мокрый, друзья какие-то занудные…». Он не поймет, что недостоин ни одного своего друга. Ведь это Господь коснулся сердец людей, которые нас почему-то начинают любить и терпеть и служить нам. Зная наше реальное лицо, видя язвы нашей души и не имея к нам любви, они бежали бы от нас, как ошпаренные.
Все это остается для описываемого нами человека скрытым. Несчастья же он воспринимает как нечто незаслуженное и, как следствие, страдает и сетует на всех и вся. И в первую очередь на Бога: «За что мне все это?!».
Есть удивительный акафист «Слава Богу за все», написанный в 20-е годы XX века митрополитом Трифоном (Туркестановым). Владыка Трифон пережил революции и войны, умер в 1934 году, когда гонения были в самом разгаре. Но, когда читаешь строки этого акафиста, возникает ощущение очень радостного, мирного устроения души его автора. Понимаешь, насколько человек, который это творил, был чист, целомудрен, свят. Становится ясным и то, что внешние тяжелые условия жизни – не помеха, а необходимость для формирования этих качеств:
«Не страшны бури житейские тому, у кого
в сердце сияет светильник Твоего огня.
Кругом непогода и тьма,
ужас и завывание ветра,
А в душе у него тишина и свет:
там Христос!
И сердце поет: Аллилуия!»
Когда человек доверяет Богу, когда их отношения, действительно, очень близкие, то он, несмотря на внешние скорби, наполнившие его жизнь, может искренно воскликнуть вместе с Иовом: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1, 21).
– В каком же состоянии должна находиться душа человека, если она благословляет Бога за все? И как созреть до такого состояния?
– Нужно обдумать слова апостола Павла, которые предшествуют словам о благодарности. Там сказано: «…непрестанно молитесь». Если человек действительно хочет восстановить живую и непрестанную связь с Богом, то он учится молиться, учится годами и десятилетиями. Человек при этом постоянно помнит, что Господь как любящий Отец никогда не сделает ему того, что повредит его душе. В таком случае человеку легко доверять Богу и принимать от Него все. Это состояние праведности, святости, но ведь к этому мы все призваны. Это не просто отвлеченный идеал, ведь мы именно такими и задуманы Богом. Возможность «всегда благодарить» возникает из непрестанной памяти о Боге и общения с Ним. Надо учиться и учиться.
– Допустим, я решила учиться за все благодарить. Легче всего благодарить за какие-то благодеяния: тут нужно просто вспоминать о Том, Кто ниспослал тебе такие милости и дары, а также вспоминать, что ты этих милостей вообще не достойна. Вспомнила – от всей души поблагодарила.
Но научиться благодарить от всей души за скорби гораздо труднее. Можно вспомнить о том, что по своей жизни я еще и не таких скорбей достойна, и поблагодарить. Но сердце этой благодарности сопротивляется. То есть, умом я понимаю ситуацию и благодарю, а сердце откликается протестом. Не будет ли лицемерием с моей стороны, если я буду говорить: «Слава Тебе, Боже!» – а всей душой протестовать против этого?
– Скорее, это не лицемерие, а необходимая терапия для нашей души, которая очерствела из-за совершенных ею грехов. Допустим, человек повредил ногу. Сначала вставать на больную ногу будет очень больно. Но если человек не будет пытаться ходить и ногу разрабатывать, то он способность двигаться, в конце концов, потеряет. Поэтому он и сам ходит, и терпит боль, когда больную ногу массирует специалист, а потом его же и благодарит за процедуру. Так и здесь: Господь посылает нам скорби, чтобы нас вылечить, от нас требуется терпеть и благодарить. Сначала благодарить только умом, а потом и сердце начнет откликаться. А может, даже и появится радость о посылаемых скорбях.
Невозможно формально радоваться. Радость – это плод Святого Духа, некий результат жизни. Так и благодарность есть результат жизни и осмысления ее. В Евангелии есть замечательная притча, которую мы читаем на каждом благодарственном молебне: «И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам.
И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 12-19).
Посмотрите, как интересно: самарянин был в одной компании с иудеями, по болезни иудеи не обращали на это внимания, хотя по иудейским представлениям общаться с самарянами, прикасаться к ним было нельзя. Видимо, болезнь смирила людей, стерла все границы.
Удивительно и то, что они доверились Христу и, еще не получив исцеления, отправились по Его слову к священнику, и только в дороге очистились от проказы. Но лишь самарянину Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя», – потому что вера и смирение породили в этом человеке благодарность. И это очередной пример таинственной связи истинной веры и благодарности, приводящих ко спасению!
Преподобный Амвросий Оптинский:
«Мы унылы и забывчивы, а от уныния и забвения часто перестаем быть благодарными к Богу. Благодарность в христианине – такая вещь великая, что вместе с любовью проследует за ним и в жизнь будущую, где он будет праздновать Пасху вечную».
– Отец Евгений, часто у святых можно прочитать, что богослужение – лучший учебник веры. Само слово «благодарность» постоянно звучит в молитвах и богослужениях. Может ли богослужение научить благодарности?
– Давайте начнем с самого примитивного богослужения… возжжение свечи, купленной в церковной лавке. Для многих людей это целое событие, к которому они готовятся, а потом гордятся им, рассказывая друзьям о том, как они «зашли в храм и поставили свечку». Кажется, что это центральное место в их отношениях с Богом. Так для чего выполняется это малое священнодействие? Какой смысл может быть в этом шнурочке с парафином? Свеча – символ материальной жертвы, «правнучка» жертвоприношений первых людей.
Помните, как Каин и Авель приносили жертвы? Если возжигание свечи не сопровождается молитвой к Богу (пусть краткой, но искренней), если после этого, выйдя из храма, человек начинает осуждать «церковников» за «цены на свечи» – это жертва Каинова, она формальна, в ней нет любви, нет благодарности. Так поступал и Каин, жертву которого отверг Господь. Тогда как Авель приносил самое лучшее – от избытка сердца, из любви, с благодарностью. Каинова жертва еще более парализует душу, Авелева приближает ее к Богу.
Можно сделать лирическое отступление и привести следующий аналогичный пример. Молодой человек дарит девушке букет цветов, выражая тем самым любовь к ней и просто радость от того, что она существует. Девушка же не корова, чтобы радоваться пучку травы, но она радуется, так как за букетом видит любовь. Но букет может быть подарен без любви, «по поводу», то есть формально, он и не принесет ни дарящему, ни получающему никакой радости, а может даже охладить отношения.
И даже вершина богослужебной жизни называется словом «благодарение» – по-гречески «евхаристия». Центр Божественной Литургии – евхаристический, то есть благодарственный канон. Священник возглашает: «Благодарим Господа!» – и в тайной молитве благодарит Господа за то, что Он сотворил небо и землю, что послал Сына Своего Единородного для спасения людей. И люди, ради которых был создан мир и ради которых страдал Христос, в благодарность стремятся участвовать в евхаристии: только соединяясь с Богом, принимая Его, как самого дорогого гостя в сердце своем, человек может выразить действенную и самую настоящую любовь по отношению к Нему.
– Получается, что благодарность основывается на радости о том, что Бог есть, и на любви как стремлении к Тому, Который есть. Это свойственно для любых межличностных отношений: будь то отношения с Богом или отношения между людьми. Любой христианин стремится к Богу, готовится покаянием к Причастию. А если я не испытываю радости от того, что я живу и имею возможность причащаться? Какая тут радость, если я побеждаюсь страстями, помыслами, если рассеянно молюсь…
– Тут нужно уточнить понятие радости, а то может возникнуть ощущение, что радость – это некое сильное чувство, похожее на бурное ликование. Помните, как переживает явление Господа пророк Илия? «И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3 Цар. 19, 11-12). Илия «встретил» Бога не в сильном ветре, разрушающем горы и сокрушающем скалы, не в землетрясении, не в огне, но в тихом дуновении ветра.
Апостол Павел, рассказывая о Царствии Божием, говорит, что оно не есть «пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14, 17). Как описать Царство Небесное? Как выразить радость в Духе Святом? Человеческими категориями это очень трудно сделать, поэтому для нас, обыкновенных людей, чувство присутствия Бога или чувство истинной радости остаются как бы прикровенными. Зато мы хорошо понимаем мирскую радость: для одного она выражается в смехе и улыбках, для другого в звучании гармошки, для третьего радость становится синонимом удовлетворенности. Но это не имеет отношения к истинной радости. А потому не нужно стремиться испытывать радость в мирском понимании, когда ты пытаешься жить духовной жизнью. Ты не должен прыгать от восторга, когда идешь к Святой Чаше. Напротив, подобные чувства могут быть симптомами серьезных ошибок, совершаемых в духовной жизни. Стремясь к неуемной радости и прочим бурным чувствам, ты, скорее всего, их достигнешь, но это будет ложным, прелестным состоянием.
С другой стороны, если человек не испытывает радости от Причастия, то это означает, что его душа до сих пор отягчена какими-то грехами, не освободилась от страстей. Ведь для здоровой души естественно стремиться к Богу и радоваться, когда удается соединиться с Ним. Если не радуешься – значит, ты еще серьезно духовно болен (впрочем, как и большинство из нас). В таком случае ты должен идти к Причастию по послушанию. Ведь ребенка тоже приучают говорить «спасибо», когда он получает какое-то благо. Он еще не готов благодарить осознанно, самостоятельно, радостно, но его учат – и, в конце концов, он произносит «спасибо» от всего сердца.
Так и Причастие нам рекомендовано для выздоровления души, в воспитательных целях. Но ведь это не простая рекомендация: Господь на каждой Литургии предлагает Свое Тело и Честную Кровь верующим. Вот за это мы и должны Его в первую очередь благодарить, причащаясь. Именно причащаясь, а не просто рассуждая по дороге домой из храма: «Ах, как же хорошо, что у нас, православных это есть», – и не причащаясь.
– Благодарность – это заповедь?
– Конечно, заповедь. Ведь благодарность – это норма жизни. Это заповедь и по отношению к Богу, и по отношению к людям. Благодарность нормализует нашу жизнь. Апостол Павел писал: «Ибо все для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 15-16). То есть, нам Господь устраивает такую жизнь, которая для нас спасительна, Он же помогает идти по этой жизни, неся свой крест. Пусть этот крест тяжел настолько, что чисто внешне мы устаем. Но это спасает нашу душу, обновляет и возрождает ее.
Беседовала Ксения Кабанова
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
Святитель Феофан Затворник:
«Нельзя не заметить, что многие часто остаются пред Богом неблагодарными. Сие происходит обыкновенно от забвения благодеяний Божиих, от ложного мнения о собственных достоинствах, от неблагоразумного сравнивания своего состояния с счастливейшим состоянием других и от опрометчивости – почитать виновником счастия или себя самих, или тех, кои были только орудиями благости Божией.
Истинная благодарность требует от нас:
1) чтобы мы старались раскрывать и усовершать дарованные Богом силы и способности, дабы действовать ими во славу Божию;
2) чтобы мы старались об исправлении и улучшении своей жизни;
3) чтобы помогали, чем можем, нуждающимся и бедствующим братиям нашим, ибо в лице их Сам Господь благоволит принимать дары наши, как бы мы благодетельствовали Ему Самому: понеже сотвористе единому братии Моих меньших, Мне сотвористе (ср.: Мф. 25, 40)».
Из сочинения «Краткое учение о Богопочитании»
•Фоторепортаж•
Архангельское Епархиальное управление10 Февраля 2006
Его Преосвященству,
Преосвященнейшему ТИХОНУ,
епископу Архангельскому и Холмогорскому
Ваше Преосвященство, дорогой Владыка!
Сердечно благодарю Вас, духовенство, монашествующих и всех верующих вверенной Вашему попечению Архангельско-Холмогорской епархии нашей Святой Церкви за гостеприимство, внимание и заботу, оказанные мне и моим спутникам в дни нашего пребывания в Архангельске.
Радость молитвенного и человеческого общения с Вами, клиром и всей боголюбивой паствой, служение Божественных литургий в Свято-Ильинском кафедральном соборе и храме блаженной Ксении Петербургской, участие вместе с Главой Администрации Архангельской области Николаем Ивановичем Киселевым и Главой Ненецкого округа Алексеем Викторовичем Бариновым, собратьями-архипастырями, клиром, паствой и общественностью в торжествах, посвященных 10-летию возрождения епархии в ее исторических границах, а также 10-летию Вашей архиерейской хиротонии и дню Тезоименитства, посещение места строительства нового Михаило-Архангельского кафедрального собора, воскресной школы и Поморского государственного университета, встречи с руководством и гостеприимными жителями Русского Севера — все это произвело на меня отрадное впечатление, стало новым свидетельством духовно-нравственного возрождения России.
Радует, что между духовным и светским руководством сложились добрые отношения, позволяющие решать все насущные вопросы в духе мира и взаимопонимания. Надеюсь, что и в дальнейшем возглавляемая Вами епархия будет столь же успешно взаимодействовать с руководством Архангельской области и Ненецкого автономного округа в осуществлении стоящих перед Вами общих задач.
Еще раз благодарю Вас, дорогой Владыка, священнослужителей и всех Ваших помощников, строителей, благоукрасителей, жертвователей и всех верующих Архангельской епархии за восстановление и строительство храмов Божиих, за радость молитвенного и человеческого общения, за любовь и внимание к состоявшемуся визиту.
Желаю Вам, клиру и всем верующим неоскудевающей помощи Божией, крепости духовных и телесных сил, мужества, терпения и преуспеяния в служении на благо Матери-Церкви и наших ближних.
Милость Божия, благодатный Покров Царицы Небесной и всех святых, в земле Архангельской подвигом веры и благочестия просиявших, да пребывают со всеми вами!
С любовью о Господе,
+Климент, Управляющий делами Московской Патриархии
Пресс-служба Архангельской епархии
«Ты ничего не потеряешь из того, что оставил ради Господа, ибо в своё время оно возвратится с избытком» преподобный Марк Подвижник.
Дорогие друзья!
Настоятель и прихожане храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы с.Велегож выражают искреннюю благодарность всем, кто принимал и принимает участие в восстановлении и реставрации храма, его возрождении. Без вас мы не осилили бы все то, что уже удалось сделать во славу Божию.
СПАСИ ВАС БОГ !
Особо хочется поблагодарить:Жмакина Николая Ивановича, Недялкова Сергея Любомировича, Жиркова Андрея Евгеньевича и Лазоренко Татиану Михайловну и её сына Павла, Сталевского Андрея Станиславовича и его отца Станислава Николаевича, Волкова Димитрия Юрьевича, Агапову Лидию Даниловну, Химич Михаила Андреевича, Гогленкова Сергея Александровича и Юденкову Татиану Витальевну и многих с любовью участвовавших в восстановлении храма и прихода в целом посильными пожертвованиями, конкретными делами и сердечными молитвами. Всем благотворителям и прихожанам Святаго храма сего здравия, спасения и во всем благое поспешение на многая лета!!!
Взаимодействие с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями26 Февраля 2019
Священник Антоний Власов получил благодарственное письмо от командования зенитно-ракетного полка Северодвинска за организацию работы с верующими военнослужащими. Вручил грамоту замкомандира части по военно-политической работе Денис Волков.
Отец Антоний, секретарь епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, уже несколько лет духовно окормляет военных.
«Очень важно говорить с военнослужащими о Боге, о христианских добродетелях, — отметил отец Антоний. — Трудности воинской службы, а подчас экстремальные ее условия, часто приводят человека к вере, кардинальному изменению системы ценностей и личному обращению к Богу».
Отметим, что священник Антоний Власов больше десяти лет прослужил в армии, всю жизнь увлекался туризмом, охотой и рыбалкой. Он руководит краеведческим туристическим клубом «Меридиан» в Неноксе и северодвинским православным молодежным клубом «Возрождение».
«Я перенял особый опыт от своего деда, фронтовика, прошедшего Великую Отечественную войну, — рассказывал о себе на одной из встреч с участниками клуба «Меридиан» отец Антоний. — Он обучил меня тем навыкам, о которых ни в книгах, ни в интернете не прочитаешь!»
История зенитного ракетного ордена Красной звезды полка (в/ч 92485) началась в мае 1949 года. Тогда власти страны решили сформировать для защиты Северодвинска кадровый 807-й зенитный артиллерийский полк. Боевой путь полк начал летом 1950 года с выполнения стрельб на Яграх. Отстрелявшись на «отлично», зенитчики заступили на боевое дежурство, которое несут по сей день. Полк состоит из шести огневых дивизионов.
Использованы текст и фото группы: https://vk.com/sevsknikolaychudotvorec.mol.club
Этого события ждали. О нем говорили. К нему готовились. Переживали и радовались. И снова готовились. 4 марта в клубе Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского прошел праздничный вечер «Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем…» по случаю 80-летнего юбилея старшего священника Иоанновского ставропигиального женского монастыря протоиерея Николая Беляева. Дорогого батюшки, отца Николая.
Переполняет радость, так много хочется сказать… Однако обо всем по порядку. Гости начали прибывать уже за час до официального начала торжества. В аванзале их встречал батюшка, здесь можно было сфотографироваться на память. Сотни людей подходили к отцу Николаю и поздравляли дорогого пастыря с Днем рождения, они сердечно благодарили его за любовь и труд, желали ему многая и благая лета, духовных и телесных сил в подвиге пастырского служения на ниве Христовой.
Огромный зал Можайского РКДЦ дышал уютом, оформителям и флористам удалось вдохнуть в него домашнее тепло, которого обычно не хватает на официальных мероприятиях. Зал в своем удивительном оформлении изысканного стиля волшебным образом задавал атмосферу семейного праздника. Здесь каждый чувствовал себя комфортно. Все – стены, украшенные баннерами со святыми образами, благоухающие цветы, в своем замысловатом сплетении в букеты и композиции, красиво одетые помощники трапезы, вкусное домашнее угощение – делали торжество светлым и незабываемым. Зал на день ожил в доброй торжественной атмосфере бала.
Торжество открылось молебном, а затем в рамках праздничной программы звучали приветственные выступления почетных гостей мероприятия.
Содержание
«Человек, который чужие боль и горести переживает, как свои»
Официальные поздравления – особый формат, в котором бывает трудно не скатиться в канцелярские штампы. Но не в этом случае: рядом с отцом Николаем всем поздравлявшим удалось их избежать. Каждый обращался к батюшке как к родному человеку, поэтому все поздравления получились эмоциональными и по-семейному теплыми. Не было никаких сомнений, что в зале клуба Академии собрались родственники – пусть не кровные, но связанные не менее крепкими узами принадлежности к Иоанновской семье.
Череду официальных, но теплых и искренних поздравлений открыла председатель Общественной палаты Санкт-Петербурга Нина Васильевна Кукурузова словами: «Дорогой батюшка, любимый батюшка». В своем обращении она вспомнила сложности 1990-х годов, на которые пришлось начало служения отца Николая. Наверняка, ее слова отозвались в памяти каждого, кто прошел через эти годы, и повезло тому, кто переживал их уже рядом с батюшкой – «человеком, который чужие боль и горести переживает, как свои». По ее словам, служение Отчизне и Богу – отличительная черта всех мужчин рода Беляевых. В заключение она озвучила, наверное, мысли каждого присутствующего. «Пусть Господь отмерит Вам еще много-много лет, – пожелала председатель Общественной палаты. – Батюшка, мы всегда с Вами рядом, мы всегда готовы прийти на помощь». От избытка чувств Нина Васильевна растрогалась до слез. Да и кто бы не согласился, что для нас всех это «очень радостный день, возможность поздравить батюшку и погреться у его большой души».
«80 лет – этап духовной зрелости и собирания плодов многолетнего духовного служения», – так охарактеризовал юбилейную дату Дмитрий Алексеевич Яковенко, генеральный директор инвестиционной кампании «Пантикапей» и директор Благотворительного фонда «Под Покровом Пресвятой Богородицы». В его поздравлении прозвучала очень важная и точная характеристика молитвенного заступничества отца Николая: «Божественный инструмент, действие которого в своей жизни ощутили многие члены Иоанновской семьи».
Дмитрий Алексеевич отметил, что отец Николай – редкий пример совмещения духовного служения и социальной деятельности, вспомнив о возрождении Суры, о строительстве северного «Пояса Богородицы» и о возведении народного моста Иоанна Кронштадтского в Суру через реку Пинегу. По его словам, завершения строительства моста ждут и паломники, и местные жители этого края – для них он является своеобразной «дорогой жизни», с которой начнется развитие края.
Все поздравления были проникнуты духом благодарности батюшке. Рядом с ним уже более 60 лет проходит путь служения еще один удивительный человек, достойный не меньшего уважения – его матушка Светлана. Прекрасный букет цветов со словами благодарности ей вручил Юрий Николаевич Гладунов, депутат Заксобрания Санкт-Петербурга. А отцу Николаю он передал поздравления со знаменательной датой и пожелания многая и благая лета от имени коллег и председателя Законодательного Собрания Вячеслава Серафимовича Макарова, которому командировка помешала поздравить батюшку лично.
«Это пилотный проект Бога по социальному служению»
В этот праздничный вечер поздравить дорогого батюшку пришли не только сродники, прихожане Иоанновского монастыря, представители власти, военнослужащие, но и многие священнослужители Санкт-Петербурга и области.
Протоиерей Григорий Григорьев, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках рассказал, что познакомился с отцом Николаем на освящении монастыря на Карповке. Тогда на освящении были Патриарх Алексий II и ныне здравствующий Патриарх Кирилл. Патриарх Алексий прямо у алтаря благословил отца Григория на создание Братства трезвости им. Александра Невского. Жизненные пути отца Николая и отца Григория очень похожи. Отец Григорий в прошлом тоже ученый – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России. Сейчас еще и доктор богословия. Поиск истоков эффективных методов преодоления зависимости привел отца Григория на путь священнослужителя. За 30 лет своего служения более 100 тысяч человек пролечено и обращено лицом к Храму. На вопрос о роли отца Николая в его жизни отец Григорий сказал: «Отец Николай – это пилотный проект Господа Бога по социальному служению». Отец Григорий ведет две передачи на телеканале «Союз» – «Точка опоры» и «Господь, как ветер Радости». «Так, на почве радости мы и сошлись с отцом Николаем», – завершил свой рассказ протоиерей Григорий Григорьев.
Отец Александр Севостьянов, протоиерей Иоанновского монастыря, отметил, что за 10 лет приход стал более сплоченным, изменилось отношение к имени св. прав. Иоанна Кронштадтского. Мероприятия прихода уже выходят на мировой уровень, а с именем Кронштадтского пастыря в масштабе Иоанновской семьи можно говорить о Вселенском Православии. На открытии торжественного вечера отец Александр зачитал поздравления от Патриарха Кирилла и игуменьи монастыря Людмилы с пожеланиями духовной бодрости щедрой помощи Божией и награждении отца Николая орденом свт. Иннокентия, митрополита Коломенского.
На дружескую встречу приехал также старший священник Ново-Девичьего монастыря отец Димитрий Ерин с монахиней Людмилой, они привезли поздравления от игуменьи Софии. По благословению батюшки Николая, отец Димитрий когда-то поступил в Духовную семинарию, и по его же благословению вот уже 10 лет служит в Ново-Девичьем монастыре. Вспоминая 1990-е годы, иерей Димитрий с юмором отметил время своей молодости – как познакомились с супругой Еленой, которая была духовным чадом отца Николая, как батюшка их венчал, как помогал в решении жилищных вопросов.
Отец Артемий Могутов, протоиерей Введено-Оятского женского монастыря, приехал на юбилей со старшим сыном Иваном, которого батюшка Николай крестил в младенчестве. С радостным чувством признания и благодарности они прибыли поздравить духовника всей своей семьи. Отец Анатолий Сысоев, протоиерей храма Тихвинской иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге, когда-то был прихожанином Иоанновского монастыря, затем, по благословению отца Николая, поступил в Духовную семинарию. Отец Анатолий принимает активное участие в организации приходского праздника «Рождество Христово». Наставления отца Николая и отца Анатолия часто похожи – они всегда являются действенной поддержкой, особенно, во времена каких-то испытаний и решения проблем.
Поздравить протоиерея Николая Беляева также приехала игуменья Константино-Еленинского монастыря Иллариона. Монахиня Серафима привезла поздравление от игуменьи Леушинского подворья. Духовное чадо отца Николая, монахиня в миру Екатерина (несет тяжелейшее служение в хосписе в Мурманске), монахиня Мария с подворья Константино-Еленинского монастыря в Линтуле, рассказала о своем знакомстве с отцом Николаем в 1990-е годы, когда батюшка начал свое служение в соборе Владимирской иконы Божией Матери. По словам матушки Марии, все сразу обратили внимание на нового священника, на его проповеди – простые, но западающие прямо в сердце. Матушка (по специальности – реставратор) вспоминала, как строили воскресную школу на Карповке, как отец Николай умел буквально каждому находить свое дело. По ее словам, отец Николай не просто духовник, он – деятель!
«Залы едва вмещают всех желающих поздравить»
В этот знаменательный день особенно сердечно поздравляли дорогого батюшку прихожане Иоанновского монастыря. Каждый – кто обращается за духовной и отеческой помощью к отцу Николаю, кто исповедуется у него, кто испрашивает совета – знает, что ответ и совет батюшки исполнены Христовой любовью и пастырской мудростью, что они всегда направляют жизнь попавшего в трудную ситуацию по правильному, христианскому пути, какие бы препятствия не вставали перед ним. Все чувствуют благодатную силу батюшкиной молитвы и любви, к каждому он относится, как к своему чаду, ведя его по дороге Спасения.
На празднике очень чувствовался радостный и сердечный настрой, благодатная сила, которая поддерживала и волнующихся артистов, и выступающих деток, и их родителей, и гостей, спешащих сердечно поздравить дорогого отца Николая! Выражая свою любовь и благодарность батюшке, прихожане делились своими мыслями об этом торжественном дне.
Татьяна Луцко, руководитель общины «Просветитель»: «Все любят отца Николая, поэтому залы почти не вмещают всех желающих его поздравить!» Нина Матвеева, прихожанка храма, трудница общины «Я люблю свою Родину!» сказала, что у нее от вечера «осталось тепло в душе!.. Эти три видео о дорогом отце Николае – как один, целый фильм. Очень понравились! Ты понимаешь, что есть еще на земле русской такие пастыри – не фальшивящие, любящие! Как бы хотелось, чтобы они передали всю свою веру и мудрость следующим поколениям батюшек, чтобы традиция не прерывалась!»
Прихожанка Любовь: «Душу переполняет радость, что я живу в России, что у нас есть такой батюшка! Такое счастье – быть прихожанкой этого храма! Мне очень понравились и организация праздника, и угощение, и концерт!»
«Отец Николай особое внимание уделяет молодому приходу, он как никто другой сегодня понимает проблемы нашего духовного воспитания, он всегда находит нужное слово для каждого поступившего в эту школу жизни мирского человека, — рассказали нам труженики молодежной общины «Иоанновское братство». — Он достойнейший пример, учитель, наша путеводная звезда. Каждый из молодых людей благодарит Господа, сподобившего нас учиться у батюшки помнить и ценить Любовь Отца Небесного, которая объемлет нас. И пусть этот праздник надолго останется в молодых сердцах примером нескончаемой радости жить с Богом и испытывать Его любовь к каждому».
Родные отца Николая тоже пришли на вечер поздравить — отца, дедушку и прадедушку. По их словам, он любим везде и всеми, а если кому-то из них нужна помощь, то всегда найдет время, поддержит и беседой, и советом, и молитвой. Поддерживает его и семья — ведь только после одобрения родных в 1990-е Николай Беляев принял решение стать священнослужителем. И за это им сегодня благодарны тысячи и тысячи людей.
«Каждый раз, приходя к нему унылым и усталым, я ухожу домой радостным и сильным. А почти теряя надежду, вновь после общения с этим человеком обретаю веру и надежду. Находясь рядом, всегда ощущаю благодать и свет», — поделился Игорь Викторович, один из гостей.
«Дорогой наш батюшка — неустанный молитвенник о душах наших грешных, пример в делах благочестия, утешитель в скорбях и вдохновитель в богоугодных деланиях, радость наша!» — отметила семья Фомичевых.
«Это действительно редкий батюшка, который воплотил в жизнь идеи нашего небесного покровителя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Главное дело жизни отца Николая — мир просветленных людей, которые спешат делать добро друг другу, — не удержала слов искренной благодарности молодая прихожанка Софья. — Атмосфера большой и дружной семьи царила на протяжении всего праздника. И такая она везде, где появляется батюшка, где его дела, слова и молитвы, такая она, мне кажется, и среди тех людей, которые его окружают».
Любовь Ивановна Левченко: «Желаю дорогому отцу Николаю дожить до ста лет! Пусть будет мир на земле! Отличный концерт, замечательные фильмы о семье батюшки! Благодарим всех, кто помогал в организации юбилея! Многая и благая лета, дорогой отец Николай!»
«Спасибо, Родина, за счастье с тобою быть в пути твоем!»
После приветственных выступлений гостей началась праздничная программа. Большой концерт, посвященный юбилею отца Николая, стал настоящей жемчужиной торжества. Каждое выступление, поздравление, каждая часть праздника были проникнуты теплом, любовью и благодарностью к батюшке, которого гости встречали стоя. И других слов было бы даже не нужно… Но эти мгновения так редки и вместе с тем так ценны, что важно запомнить их, сохранить на фото и в памяти.
Праздничный концерт открылся фильмом о фамильном военном роде Беляевых, служивших долгие годы Богу, Царю и Отечеству. Перед зрителем мелькали кадры семейной хроники, представали генералы и полковники Беляевы: Тимофей Михайлович, Михаил, Иван и Николай Тимофеевичи, их жены, дети. Примечателен семейный завет Тимофея Михайловича: «Умоляю детей воспитывать потомков в духе верности и любви Богу».
Затем хроника плавно перешла к середине ХХ века и дням сегодняшним, к большой и дружной семье Беляевых под духовным и отеческим началом батюшки Николая. Потом гости увидели фильм, посвященный исключительно отцу Николаю. На экране умелые руки фотографа бережно опускали бумажные фотоснимки в проявитель. Вот маленький Коля Беляев рядом со своим старшим братом Сергеем. Вот молодой ученый Николай Беляев, вот они с женой, матушкой Светланой. Вот батюшка держит на руках новорожденного сына. Вот он несет послушание псаломщика. Как трогательны эти живые снимки, как дороги запечатленные воспоминания.
Свою лепту в общую канву праздника, безусловно, внесли два прекрасных, сильных ансамбля: мужской хор «Именем Иоанна Кронштадтского» под руководством Ильи Дербилова и императорский казачий хор «Атаман» ордена святого Кирилла. От их пения действительно хотелось одновременно плакать и бороться, жить и умереть. На фоне зимних русских пейзажей прозвучали песнопения в академическом исполнении «Царице моя Преблагая», «Свете Тихий» и задумчивое «…бом-бом-бом…» «Вечернего звона» на стихи Ивана Козлова. Чисто, сильно, красиво. Гости от души аплодировали артистам.
И снова хроника. Хроника пастырского служения отца Николая, давно минувшие годы. Вот крещение малышей в детском доме – как бережно и ласково держит батюшка каждого ребеночка. Малышу не дано получить любовь от родных родителей, но это благословение, этот жест любви умиротворяет и успокаивает детскую душу. Потом новые дни и новые дела: восстановление разрушенной до основания женской обители в селе Сура. Камня на камне нет… И вот трудами и молитвами батюшки Николая и неравнодушных прихожан в небо устремляются синие купола. А в 2015 году на родине Иоанна Кронштадтского шли Международные юбилейные торжества, посвященные 25-летию прославления Всероссийского пастыря в лике святых. Просыпается Сура, просыпается Россия!
И словно в подтверждение этой отрадной всякому русскому сердцу мысли полилась протяжная задумчивая песня «Я лечу над Россией» в исполнении казачьего ансамбля. Но труд велик и тягостен, покуда увидишь плоды, приходится и потом, и кровью напитать землю. В этом смысле очень созвучным эхом отозвалась их другая песня – «Солдаты Христа»:
«…Наша доля такая – дай, Боже, терпения,
Над Россией колышется черный туман.
Нам поможет святая блаженная Ксения
И пресвитер Кронштадтский святой Иоанн…»
Ну а когда грянуло «Встань за веру, русская Земля…», встал весь зал. Люди плакали, улыбались. Кто-то подпевал, каждой клеточкой чувствуя, что они все принадлежат к одному народу, к одной истории, одной судьбе. И звезда отца Николая Беляева на этом небосклоне ярко и ясно указывает путь и ориентир.
Был еще один фильм «Поклон» – о духовном отце. Это тоже особая часть жизни батюшки Николая, поскольку за годы своего служения на ниве Христовой он стал духовным отцом очень многим людям. И вот тут важно понимание и значение «духовного отцовства» в принципе: когда ты получаешь такого «родителя» перед Богом, то и к нему применяется пятая заповедь о послушании и почитании. Его руководство ведет тебя по жизни, его совет становится решающим, а «родство» не измеряется ни временем, ни расстоянием. Духовная дочь отца Николая делилась в этом фильме очень личными воспоминаниями. О том, как попала в храм на Карповке еще юной девочкой, о том, как училась послушанию, приходя со своими житейскими бедами и печалями к батюшке, о том, как уехав за тысячи километров в Германию и уже, по ее словам, «не могла, как 16-летняя прибежать по первому зову сердца под епитрахиль», но как чувствовала молитвенную заботу!
На сцену поднялись руководители 45 приходских общин – одного из главных детищ батюшки. Каждый произнес всего несколько слов о духовном наставнике прихода, о проектах, которые были реализованы общими силами с его благословения – вместе эти слова сплелись в прекрасный поздравительный венок благодарности.
Много всего дарили батюшке в этот день: цветы, картины, иконы, но самым необычным и неожиданным оказался подарок от прихода. Батюшке вручили… часовню! Небольшой макет, символизирующий реальную часовню, которую он сможет построить на собранные приходом средства и назвать именем любимой иконы Божией Матери. Где были бы размещены также клейма – образа святых покровителей каждого члена его семьи, и которая могла бы стать частью «Пояса Богородицы», соединяющего разные храмы и часовни на малой родине Иоанна Кронштадтского и освященные в честь икон Царицы Небесной.
Звезда по имени «Николай Алексеевич Беляев»
В этот радостный вечер волновались все. Боялись, понравится ли, не забудется ли самое главное, что хотелось сказать. Но большое доброе сердце батюшки просто не могло не принять эти поздравления с искренной радостью. Отец Николай не остался в долгу, и в конце торжества поднялся на сцену с ответным словом, назвав праздник с юмором «Днем благодарения». Все поздравления и слова благодарности батюшка переадресовал Господу Богу, родителям, наставникам и, конечно, матушке Светлане, сказав, что добрая половина заслуг принадлежит ей, и вряд ли деятельность прихода и Иоанновской семьи развивалась бы столь успешно без ее поддержки. Отец Николай с благодарностью упомянул Святейшего патриарха Алексия II как своего наставника, всех игумений монастыря, меценатов и благодетелей Иоанновской семьи, прихожан и руководителей общин, трудников, восстанавливающих Сурскую обитель, и организаторов детской военно-патриотической экспедиции. Поблагодарил батюшка и организаторов вечера, которым удалось сохранить интригу и удивить его, и режиссера Василия Назарова, участников концерта и гостей – всех, кто помог сделать юбилей настоящим семейным праздником и торжеством Православия.
После концерта гости были приглашены на фуршет в Малый зал, где их ждало вкусное постное угощение. За выступлениями коллективов и общин, за теплой беседой вечер пролетел незаметно. Свои песни для юбиляра исполнили ансамбль «Белозерье», сводный хор ансамблей «Живой родник» и «Лазорев цвет» ПМК «Чайка», Александр Кабрин, дуэт «Капелька», дети воскресной школы, снова вышел на сцену хор Дербилова. Расходиться не хотелось никому. Только время и осознание того, что завтра — новая трудовая неделя, дергали за рукав…
* * *
Протоиерей Николай Беляев родился 4 марта 1938 года в Костроме. В 1956 году окончил среднюю школу с золотой медалью в Скопине Рязанской области. Выпускник математико-механический факультета Ленинградского государственного университета (специальность «Астрономия и небесная механика»), он почти тридцать лет посвятил работе в Институте теоретической астрономии АН СССР, где прошел путь от старшего лаборанта до ведущего научного сотрудника. Последние 15 лет работы в Институте Николай Алексеевич Беляев был ученым секретарем Рабочей группы Астросовета АН СССР «Динамика малых тел Солнечной системы», участвуя в организации и проведении Всесоюзных и международных конференций по динамике малых планет и комет, в частности по комете Галлея. За период работы в институте им было опубликовано более 40 научных статей в отечественных и зарубежных журналах, написаны пособия и созданы фильмы по комете Галлея, книга «Комета Галлея и ее наблюдение», монография «Короткопериодические кометы» и др. Именем Николая Алексеевича Беляева названа планета № 2626.
С 1990 года – священнослужитель Русской Православной Церкви, а с 1992 года – старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря Санкт-Петербурга. Протоиерей Николай Беляев награжден орденами св. блгв. кн. Даниила Московского III степени, прп. Серафима Саровского III степени, свт. Иннокентия митр. Московского и Коломенского III степени, св. прав. Иоанна Кронштадтского «За заслуги в области духовного возрождения России», медалями Президиума Астрономического Совета АН СССР «За открытие новых астрономических объектов», «Ветеран труда» и др.
4 марта 2018 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерей Николай Беляев удостоен ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, I степени.
Текст: Ирина Васильева, Елена Скалон, Дарья Шведова, Диана Колычева, Софья Тишкина, Ольга Фролова, Геннадий Шипов, Ольга Дмитриева,
общины «Живое слово» и «Информсайт».
Фото: Александр Штин, Сергей Алексеев, Полина Сафарова.