В народе давно разграничивают «обязанности» тех или иных святых. То же и с образами Ликов Богородицы. Каждая икона Божией Матери отвечает чаяниям молящихся.
Содержание
Лики Богородицы
Я расскажу о тех чудотворных иконах, с которыми мне лично приходилось встречаться и силу которых я познал на себе.
Икона Богородицы «Прибавление ума»
В детстве дедушка рассказывал мне, что у Господа много есть помощников – святых и праведных старцев, пророков и сил бесплотных. Но наипервейшую помощь люди получают от Матери Господа нашего Иисуса Христа Девы Марии. Мы подолгу разговаривали с ним о том, как устроен этот мир. Дедушка Николай рассказывал, что всё, что нас окружает, сотворил Господь, и Его за это нужно благодарить.
Дедушка и сам умел чудесные вещи делать. Он реставрировал музыкальные инструменты и картины. Забавно было видеть, как к нему приносили поломанную скрипку, а он оживлял ее, вдыхал в нее жизнь, и через некоторое время она снова пела чудесные мелодии, то смеясь, то плача, и на душе становилось тепло и умиротворенно. И его всегда все благодарили!
Однажды принесли чудную картинку на доске. Красивая женщина с ребенком – будто кто их спеленал вместе в красивых красных одеждах. Очень хотелось мне ее рассмотреть поближе, и, приставив табурет, я полез за ней на книжный шкаф. Пришлось приземлиться на пол вместе с книжками, одна из которых больно ударила по коленке.
Вошедший дедушка усмехнулся в бороду и сказал: «Просить надо Богородицу, чтобы ума тебе прибавила».
Так я впервые познакомился с почитаемым, сегодня редким образом Богородицы «Прибавление ума» или «Подательница ума».
Икона Богородицы «Прибавление ума»
Это удивительный образ с удивительной историей и загадочной иконографией, привлекающий всех, кто его хоть раз увидел. Появившаяся на Руси еще в XVI веке, эта икона имеет свой древний прообраз. Помощник апостола Павла, апостол Лука был не только евангелистом, но и писал иконы. Он же, по преданию, создал и скульптуру Лоретской иконы Божией Матери, которая и стала впоследствии прообразом иконы «Прибавление ума». Несмотря на то, что потом было установлено, что автор статуи – не апостол Лука, тем не менее, создание им образа неоспоримо до сих пор: «Благослови евангельских тайн благовестника апостола Луку написати пречистого лика Твоего изображение».
На Руси первые списки Лоретской иконы Божией Матери появились после возвращения послов князя Василия от папы Климента VII, который стремился распространить свое влияние и на русские княжества. И уже здесь был написал новый образ, который в народе стали называть «Прибавление ума».
Сказывают, что некий неизвестный художник заинтересовался исправленными книгами Патриарха Никона, в результате чего помешался рассудком. Когда болезнь отступала, он молил Пресвятую Богородицу о прощении и просил послать ему исцеление. Еще сказывают, что Пресвятая Богородица несколько раз являлась художнику, и он создал Ее образ, после чего болезнь отступила, вернулся рассудок и здравие.
Икона была написана в непривычной на то время манере. Пресвятая Богородица и Иисус Христос изображены окутанными пурпурным богослужебным облачением. На их головах венцы, в верхних углах иконы – лампады, под аркой – звездное небо. Именно облачением, скрывающим фигуры Пресвятой Богородицы и Младенца Христа, икона напоминает свой прообраз – статую Лоретской Богоматери. Архитектурные детали в виде арки в верхней части образа и светильников – это изображение богато украшенной ниши, в которой помещается скульптурный образ Лоретской Богоматери. Под ногами Богоматери и над Ее головой изображены херувимы с распростертыми крыльями.
Так ли это было или только вымысел народный, доподлинно неизвестно, а вот то, что многие от этой иконы получили помощь и вразумление – свидетельств более чем предостаточно.
У иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» просят о вразумлении неразумных, об удачной учебе, экзаменах, успокоении сумасшедших, исцелении недугов, связанных с мозгом.
Лично я верю, что именно благодаря молитве у этой иконы я поступил в художественную школу и на всю жизнь связал себя с искусством.
Икона эта редкая. В Киеве я знаю только один храм, где находится список образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» – в Храме Рождества Христове на Оболони.
Икона «Всех скорбящих Радость»: От скорби — к радости
Икона Божией Матери «Отрада или Утешение»
От Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение» получали исцеления многие люди. Происходят чудеса и сейчас – по молитвам у точных списков этого образа.
История иконы такова: образ Божьей Матери был написан изначально в виде фрески. Существовал обычай, когда монахи, выходившие из собора после молитвы, прикладывались к иконе, после чего игумен вручал ключи от монастыря привратнику, чтобы тот открывал ворота обители.
Однажды игумен услышал от иконы предостережение не открывать ворот, а остаться в монастыре и обороняться от пиратов. Старец посмотрел на икону и увидел, как младенец Иисус простирает руку, чтобы заградить уста Пресвятой Богородицы, но Она, взяв руку Христа, повторила те же слова. Монахи не посмели ослушаться приказа Богородицы, в результате монастырь был спасен от нашествия пиратов.
С тех пор монахи Ватопеда поддерживают неугасимой лампаду перед этой чудотворной иконой. Такой сюжет мы и видим в иконографии образа Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение». Лицо Богоматери исполнено сострадательной любви и материнской нежности, а лик маленького Христа, напротив, суров и грозен.
Многие свидетельствуют, что не могут насмотреться на этот дивный, поистине нерукотворный образ, созданный благодатью Божьей, который дарит умиротворение и покой.
Перед иконой Пресвятой Богородицы «Отрада или Утешение» молятся и просят о помощи в бедствиях, при нападении врагов, об избавлении от болезней и несчастий, а также об устроении мира в конфликтных ситуациях и во всех жизненных делах.
Пресвятую Богородицу просят заступиться перед Господом нашим Иисусом Христом и простить грехи человеческие, спасти от бед. К Ней обращаются, когда безвинно оклеветали, втянули в скандальную ситуацию, просят укрепить дух и волю, помочь справиться с трудностями, пережить и преодолеть кризис.
Икона Божьей Матери «Отрада или Утешение» – список, хранящийся в одноименном женском монастыре
Точная копия Ватопедской чудотворной иконы Божией Матери «Отрада или Утешение», написанная на Афоне, передана в дар одноименному женскому монастырю на Киевщине.
Икона Богоматери «Троеручица»
В Ионинском монастыре в Киеве находится чудотворная икона Божией Матери «Троеручица». Этот образ был написан в середине ХІХ века по заказу преподобного Ионы и был у него келейным. Икона находилась со старцем Ионой и в Никольском монастыре, и затем в Выдубецком монастыре, а когда был устроен Ионинский, заняла место на правой колонне храма.
Икона Богоматери «Троеручица» – любимый образ преподобного Ионы Киевского
Образ прославился многими случаями и исцелений и чудотворений, его особенно почитал старец Иона.
Вот один из впечатляющих случаев. В 1918 году, когда Киев несколько раз переходил из рук в руки между разными политическими революционными силами, в то время, когда у власти было правительство гетмана Скоропадского, на оружейных складах на Зверинце, расположенных в непосредственной близости от обители, произошел страшный взрыв. Взорвались склады боеприпасов всего Юго-Западного фронта времен Первой мировой войны.
Державная икона Божией Матери — где воздать почитание святыне?
Сейчас уже не установить, была ли то диверсия или просто небрежность хранения смертоносных материалов. Но во время взрыва пострадало множество людей, было разрушено огромное количество домов и строений. И икона «Троеручица» предупреждала киевлян о грядущем трагическом событии. Накануне взрыва во время вечернего богослужения и братия монастыря, и многочисленные прихожане видели икону плачущей. И только на следующий день, после взрыва, люди уразумели, о чем скорбела Пресвятая Богородица.
И сегодня братия монастыря и прихожане надеются, что Божья Матерь, Которая любит всех, Которая молится о тех, кто нуждается в Ее помощи, помилует и Киев, мать городов русских, и Украину, и защитит верных Господу людей от скорбей, постигших народ Украины, и те тяжелейшие испытания, которые выпали на его долю, благополучно прекратятся.
Чудотворная икона Божией Матери «Троеручица» написана в характерном стиле украинской иконописи середины XIX века. Если внимательно ее рассмотреть, увидим, что на полях написаны так называемые клейма с изображениями небесных покровителей преподобного Ионы и его родителей. Они написаны очень тщательно, профессионально и с любовью. Это свидетельствует о том, что икона была написана в одной из монастырских иконописных мастерских Киева. Увидеть икону и приложиться к ней можно на том же самом месте, где сто лет назад ее расположил преподобный Иона.
У «Троеручицы» в Киевском Троицком Ионинском монастыре
Вообще «Троеручица» – одна из самых прославленных и широко почитаемых в православном мире чудотворных икон Богоматери типа Одигитрии. Это святыня сербского монастыря Хиландар на Афоне. Отличается от других подобных икон левосторонним изображением Младенца Христа (сидит на правой руке Богоматери).
С этим образом связано несколько преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон.
Согласно одному из преданий, благодаря молитве у этого образа исцелил свою руку, отрубленную по навету врагов, защитник иконопочитания и гимнограф Иоанн Дамаскин. В благодарность он принес в дар чудотворной иконе серебряное изваяние исцеленной руки, которое было привешено к иконе, за что она и получила наименование «Троеручица».
Согласно другому преданию, иконописец дважды стирал с нее изображение третьей руки, а оно снова и снова проявлялось на доске. И лишь потом во сне явилась Пресвятая Богородица и повелела оставить образ без изменений, «чудотворения ради, а не по естеству».
Несмотря на противоречия в возникновении образа Богоматери «Троеручицы», смысл необычной иконографии раскрывается при обращении к тексту тропаря в честь иконы. В нем говорится о том, что двумя руками Богоматерь держит Божественного Младенца, а еще одна рука символизирует покров и защиту, которые Она дарует молящимся: «Образ бо Святыя Троицы являеши трие руце: двема убо Сына Своего, Христа Бога нашего, носиши, третиею от напастей и бед верно к Тебе прибегающих избавляеши».
Икона Божьей Матери «Троеручица» защитит от врагов, угрожающих благополучию в доме и всем, живущим в нем. Перед ней молятся об исцелении и здоровье близких, об излечении заболеваний рук, ног, глаз.
По молитве перед «Троеручицей» отступает тоска и горестные мысли. Также этот образ Богородицы особенно почитают те, кто занимаются ремеслами.
Икона «Не рыдай Мене, Мати»
В скором времени все мы будем поклоняться еще одной дивной иконе. Божия Матерь изображена рыдающей над полагаемым во гроб Спасителем. Иногда образ называют по-гречески – «Пиета», но более он известен под названием «Не рыдай Мене, Мати».
Икона относится к страстным и участвует в богослужении только один раз в год. На Страстную седмицу, чаще всего в пятницу, ее выкладывают на аналой.
Название взято из ирмоса девятой песни канона на Великую Субботу: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына, восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия». Так Сам Христос утешает Мать, говоря Ей о грядущем Воскресении, сквозь скорбь слышится весть о Воскресении.
Икона «Не рыдай Мене, Мати» в Никольском храме
Дивный список именно этого иконографического сюжета повстречал я недавно в Никольском храме в городе Васильков на Киевщине. Он написан еще в 1870-х годах по благословению игумена Никона, служившего в этой церкви, и подарен прихожанами храму.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Не рыдай Мене, Мати» молятся о страждущих, а также о близких родственниках и детях.
Икона Божией Матери «Августовская»
Существуют в православном мире иконы, количество которых очень невелико. И среди них икона Божией Матери «Августовская».
Написана в память явления Божией Матери в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября – 26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне территория Восточной Польши).
По рассказам солдат, в ночь с 7 на 8 сентября они увидели на небе Божию Матерь с младенцем Иисусом Христом. Богородица рукой указывала на запад. И последующее большое сражение под Августово ознаменовалось полной победой. Причем в этом сражении ни один из свидетелей явления не погиб. Сообщение об этом было опубликовано в церковной и светской печати и вызвало воодушевление в войсках.
С 1915 года появляются первые иконописные изображения этого события. Святейший Синод рассматривал вопрос о явлении Богородицы около полутора лет и 31 марта 1916 года принял решение: «Святейший Синод, воздав хвалу и благодарение Господу Богу, дивно промышляющему по молитвам Пречистой Своей Матери, о всех обращающихся к Нему с усердною и искреннею молитвою, признает необходимым запечатлеть помянутое событие явления Божией Матери в памяти последующих поколений русского народа и посему определяет: благословить чествование в храмах Божиих и домах верующих икон, изображающих означенное явление Божией Матери русским воинам…»
Почти каждая икона уникальна и, без преувеличения можно сказать, имеет огромную историческую ценность, поскольку, как правило, связана с теми или иными историческими событиями. Вот и это изображение Божьей Матери сродни народному лубку и самодеятельному примитиву, который, кстати, никогда не умирал в иконописной практике, и только в начале XX века был признан как уникальная форма искусства. В результате получилось редкое оптимистическое соединение высокой иконографической формы и простого народного творчества.
Икона Божией Матери «Августовская»
Я повстречал эту уникальную икону недалеко от Киева, в чисто-белом намоленном сельском храме. Там всё просто, по-домашнему, без суеты и вычурности. Местный настоятель, батюшка Гурий, всегда всех принимает с радостью – независимо от социального происхождения и материального благополучия, и долго потом еще живут в памяти теплые воспоминания об этих встречах.
У «Августовской» иконы
Вот и на этот раз седые ветераны получили заряд бодрости и надежды и возвращались в столицу с шутками и улыбками на лицах, сильно контрастировавшими среди серой массы столичного народа. Не раз и не два Богородица улаживала распри, проявляла чудодейственную силу. Вот и едут к ней опаленные войной ветераны просить помощи и заступничества у Господа за своих родных и близких, за народ, за прекращение гражданского противостояния и чудесного спасения сынов наших.
У Матери Божьей просят вразумления те, у кого неладно в семейных отношениях, кто не может найти выход из, казалось бы, тупиковых жизненных ситуаций.
Икона Божией Матери «Скоропослушница»
История этой иконы связана с одним из афонских монастырей, а именно Дохиаром, где и явлена была благодатная сила этого чудотворного образа. Предполагают, что фреска, послужившая прообразом иконы, была написана еще в X веке при основателе Дохиарской обители преподобном Неофите. Она находилась в нише наружной стены, перед входом в монастырскую трапезную.
В 1664 году трапезарь Нил, проходя в ночное время в трапезную с горящей лучиной, услышал от иконы голос: «Впредь не приближайся сюда с зажженной лучиной и не копти Моего образа». Инок вначале испугался, но потом, решив, что это шутка кого-то из братии, скоро забыл об этом случае. Через некоторое время, когда Нил проходил вечером мимо иконы, раздался тот же голос: «Монах, недостойный этого имени! Долго ли тебе так беспечно и так бесстыдно коптить Мой образ?!» После этих слов монах Нил был поражен слепотой и расслаблением тела. Раскаявшийся инок упал перед иконой на колени и всю ночь, до прихода братии, молил Пресвятую Деву о прощении. Когда иноки узнали о произошедшем чуде, сразу же затеплили неугасимую лампаду и с благоговением пали перед чудотворной иконой.
Нил же в надежде на великое милосердие Божией Матери остался возле иконы и решил не уходить от нее, пока не получит исцеление. Через некоторое время, стоя на коленях перед иконой, он опять услышал знакомый голос: «Нил! услышана твоя молитва, ты прощен, и зрение снова дается очам твоим. Когда получишь ты эту милость от Меня, возвести братии, что Я – их покров, промышление и защита их обители, посвященной Архангелам. Пусть они и все православные христиане обращаются ко Мне в нуждах, и Я не оставлю никого; всем с благоговением ко Мне прибегающим буду предстательство, и молитвы всех будут исполняемы Сыном и Богом Моим, ради Моего ходатайства пред Ним, так что с этой поры будет именоваться сия Моя икона Скоропослушницею, потому что скорую всем притекающим к ней буду являть милость и исполнение прошений».
На Руси списки с чудотворной афонской иконы «Скоропослушница» всегда пользовались большой любовью. Многие из них прославились чудесами.
В знак единства во Христе и молитвенного общения Дохиарского Архангельского монастыря и возрождающейся Архангело-Михайловской обители на Зверинецких пещерах в Киеве была написана точная копия этой древней чудотворной иконы.
У иконы Божьей Матери «Скоропослушница» в Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре
В первую очередь перед иконой Божией Матери «Скоропослушница» молятся о духовном прозрении, когда человек пребывает в растерянности и не знает, как поступить, а также во всех случаях, когда нужна особенно скорая и действенная помощь.
Пресвятая Богородица через Свою икону «Скоропослушница» дарует помощь в излечении от различных заболеваний, даже онкологических. Перед Ее святым образом возносят молитву за детей и о помощи в родах – о рождении здорового ребенка, перед различными операциями и совершении особо важных дел.
* * *
Не раз и не два приходилось и мне испытать на себе чудесную помощь Пресвятой Богородицы.
Как-то попросили отснять интерьеры храма Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря, где находится тот самый точный список афонской иконы «Скоропослушница». Сам храм небольшой, камерный; условия съемки таковы, что нужно снимать короткофокусными объективами и без дополнительного освещения. Кто ни пробовал, ни у кого на то время не получалось. Обратились ко мне. А у меня как раз было обострение болезни позвоночника – давала о себе знать застарелая травма после серьезной аварии. Да неудобно было владыке Ионе отказывать, и я, превозмогая боль, поехал.
Да вот незадача: ни один объектив не захватывал потолок. Тогда я лег на пол и стал фотографировать, лежа на спине. За окном – зима, мороз, в храме не топлено, а я в одном свитерке лежу на бетонном полу и холода совсем не чувствую…
«Скоропослушница» в Киевском Архангело-Михайловском Зверинецком монастыре
Полтора часа ушло на съемку, и фотографии получились! Довольный работой, я возвратился домой и только тогда почувствовал, что боли в спине, которые мучили несколько месяцев, прошли. Видимо, не зря звала меня Пречистая Мати Богородица к Себе!
Слава Богу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Его, о всем людском роде пекущейся, за неусыпную заботу о нас, грешных. Да святится имя Ее ныне и присно и во веки веков!
Мнение священника Андрея Чиженко.
Фото: ekaterinburg-eparhia.ru
Действительно, если мы посмотрим православный календарь, то увидим, что практически на каждый день припадает день памяти той или иной иконы Пречистой Божией Матери или исторического действия, связанного с Девой Марией. Как, например, 31 августа по старому стилю (13 сентября н. ст.) празднуется Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Напомним о данном событии вкратце. После Успения Божьей Матери Она телесно была взята на небо. В гробнице остались только Ее риза и пояс. До начала V столетия пояс хранился в Иерусалиме. Позднее его перенесли в Констанополь. Из «Житий святых» свт. Димитрия Ростовского известно, что византийский император Лев VI использовал пояс для своей больной, страдающей от козней злого духа жены Зои. После лобызания святыни императрица исцелилась. Ризу и пояс Пресвятой Богородицы положили в храме северо-западного района Константинополя – Влахерне. Здесь же в начале X века святому блаженному Андрею Юродивому и ученику его святому Епифанию явилась Пресвятая Богородица и распростерла Свой покров-омофор (мафорий – длинное женское покрывало с головы до пят) над молящимся во время нападения неприятелей народом в храме (праздник Покрова Пресвятой Богородицы). Сегодня части пояса Девы Марии находятся в афонском монастыре Ватопед, в Грузии и в нескольких иных местах.
Почему же так много икон Девы Марии и празднований, посвященных Ей?
Вспомним Святое Евангелие. Умирая на кресте, Господь произнес следующую фразу, обращенную к Пресвятой Богородице и святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: «Жено! Се, сын Твой! Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:26, 27). Святые отцы говорят, что тогда у Креста Спасителя произошло усыновление Пресвятой Богородицей не только святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, но и всего человечества. То есть Пречистая стала Матерью всем нам. Мы же стали Ее детьми. Это также подтверждается словами, сказанными Ею после Своего Успения, когда Она явилась скорбящим святым апостолам. «Радуйтесь! Ибо я с вами – во все дни», – говорила Дева Мария.
В замечательном памятнике византийской агиографии (описания житий святых) «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея юродивого Христа ради» есть воспоминание о том, как в одну зиму этот удивительный подвижник Божий был восхищен святым ангелом в рай. Во время путешествия по Царствию Небесному небесный посланник сказал Андрею: «Госпожа наша светозарная, Царица небесных сил и Богородица не пребывает сейчас здесь, ибо Она находится в том бренном мире ради поддержки и помощи тем, кто призывает Сына Ее единородного, и Слово Божие, и Ее Всесвятое имя». Церковное Предание сохраняет сведения о том, что Пресвятая Богородица пребывает в непрестанной молитве о страждущем человечестве.
Потому все множество икон Девы Марии является символами-отражениями различных граней и способов Ее благодатной помощи. И причем многие иконы имеют чудесное, удивительное происхождение. Вспомним, например события обретения Казанской иконы Божьей Матери. После пожара 1579 года в Казани по указанию девочки Матроны, которой во сне явилась Пречистая, на пожарище нашли икону Пресвятой Богородицы, ставшей чудотворной и известной во всем православном мире. Кто Ее написал? Как она там взялась? Неизвестно. Божье чудо.
Примерно та же история и с образом «Неупиваемая Чаша». Бедному мужчине, отставному солдату, живущему в Тульской губернии и исстрадавшемуся от тяжелого и, увы, распространенного в славянском обществе недуга пьянства, явился во сне старец и повелел идти в Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и отслужить молебен перед иконой «Неупиваемая Чаша». Солдат пришел в обитель, но там, как оказалось, никто не знал такой иконы. Начали поиски. Образ нашли в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно было написано «Неупиваемая Чаша». Отслужили молебен, и страждущий исцелился. Разве не чудо Божье? Пречистая Сама указала и прославила Свои иконы.
Или, к примеру, чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы – одна из главных святынь Киево-Печерской Лавры, полученная греческими зодчими для вышеупомянутой обители из рук Девы Марии.
Существует в народе благочестивая традиция молиться о спасении от пожара иконе «Неопалимая Купина», от недуга пьянства «Неупиваемой Чаше», для исцеления от рака пред образом «Всецарица», а над дверями в доме вешать Остробрамскую икону или Семистрельную и т. д. Так ли это?
Мне кажется, ответ здесь двоякий. Как и во всем в Православии, нужен путь по золотой середине. Без крайностей. С одной стороны, Пресвятая Богородица явила в Своих образах вполне конкретную помощь по конкретной проблеме, так сказать (пример – «Неупиваемая Чаша»), потому, конечно же, как мне мажется, можно и нужно молиться перед этой иконой Деве Марии о ниспосылании благодатной помощи в столь нелегком и трудном деле, как избавление от алкогольной, наркотической, табачной или иной зависимости. То же самое и в других случаях. Ведь недаром в этих иконах была явлена чудесная помощь Пресвятой Богородицы. Но с другой стороны – не стоит молитву Пресвятой Богородице превращать в какое-то псевдоцерковное язычество: «мол, если помолимся перед иконой «Неупалимая Купинаˮ, то пожара не будет, а если перед Казанской, то вполне может быть. Потому что не перед той иконой помолились».
Это неверный подход. Главное, чтобы молитва была искренней и совершалась с пониманием, Кому и зачем мы молимся. Важно, чтобы она шла от чистого сердца, как призыв дитя к своей Матери. А Небесная Мать не замедлит помочь Своему попавшему в беду ребенку. И в данном случае можно помолиться и перед Казанской, и перед Владимирской, и перед Почаевской или перед любой другой православной иконой Божьей Матери. Главное, чтобы молитва была не сухой формальностью, но живой и искренней потребностью души. А Пресвятая Богородица, как любящая мать, всегда ответит на зов. Ведь Она находится здесь, на земле, среди нас и готова прийти на помощь Своему заплутавшему плачущему чаду.
Иерей Андрей Чиженко
Раньше символизм иконы позволял даже неграмотному человеку многое узнать о христианской вере. У современного человека это безусловное понимание утратилось. И хотя каждого верующего окружают иконы: дома, на работе, в храме — мы часто не вдумываемся в значение и историю того или иного образа. Обрести глубину восприятия иконописи нам поможет кандидат богословия и преподаватель Нижегородской духовной семинарии, ведущий цикла программ «Русские иконы» на радио «Образ» Алексей Дьяконов. Сегодня мы начинаем цикл публикаций по его передачам.
Иконописный канон
Царица Небесная — самая любимая и почитаемая святая нашей Церкви, оттого и иконография ее наиболее обширна. Однако не все изображения Божией Матери, какими бы художественными и благочестивыми они ни были, являются иконами. Как отличить одно от другого? Прежде всего, икону определяет канонически правильно написанный образ. Иконописные каноны формировались на протяжении всей церковной истории, поэтому они так важны.
Канонический образ Божией Матери предполагает изображение молодой девушки с покрытой головой в определенных одеждах. При этом есть тонкости, моменты, которые надо особо подчеркнуть. Например, мы редко обращаем внимание на три звезды, изображенные на плечах и головном уборе Богородицы. Церковь учит о том, что Матерь Божия была Девой до рождества, в рождестве и по рождестве Христовом. Три звезды символизируют именно это — девство Богородицы. Иногда одна или две звезды бывают не видны, например, когда у Пречистой Девы на руке находится Младенец, который закрывает одну из звезд. Бывают житийный или акафистные образы, где Божия Матерь находится или вполоборота, или изображена особым образом — тогда мы можем не видеть всех звезд, но знаем, что они есть.
Еще один важный момент, который касается не только богородичных, но и любых других икон: у каждой иконы обязательно должно быть надписание — текст, который располагается на иконе справа и слева от образа. Из него мы можем узнать, кто изображен на иконе. В случае с Божией Матерью мы видим две буквы справа и слева — Мария Феотоку — что означает Мария Богородица. Если текста нет, такой образ не может считаться иконой.
Церковь различает четыре основных типа изображения Божией Матери: Оранта, Елеуса, Одигитрия, Акафистная. С ними и разберемся.
Молящаяся
Самый интересный и удивительный образ — Оранта, от латинского слова orans — молящаяся. Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Ее с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы за каждого из нас с вами. Обычно Пресвятая Дева изображается либо в полный рост, либо по пояс. Подобная молитвенная поза и этот вид изображения Божией Матери известны еще с ветхозаветных времен: впервые такие изображения встречаются в катакомбах, где христиане совершали богослужения в первые века своей истории. Наибольшее распространение этот образ находит в Византии, Константинополе. И один из самых известных образов мозаичной Оранты — это образ в алтаре храма Святой Софии в Константинополе, который долгое время был закрыт от взора молящихся, но сегодня мы можем его увидеть, несмотря на то, что этот храм сейчас музей.
От прочих типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность — ее поза статична, а композиция имеет строгую симметрию. Образ входит в коллекцию наших православных икон, например на иконе Покрова Божия Матерь, Которая по преданию явилась в Влахернском храме, изображена как Заступница каждого человека. Она держит в руках омофор, покрывающий всех верующих, но изображена именно в той позе, как Ее принято изображать в стиле Оранты. Из русских версий икон Оранты самой известной является Новгородское «Знамение» — это поясное богородичное изображение, на котором Младенец изображен в сфере на груди Божией Матери. Этот образ — символ посреднической и заступнической молитвы Богоматери к Богу в воплощении Христа. Также из известных образов этого типа — «Неупиваемая Чаша».
Милующая
Елеуса — один из основных и самых известных типов изображения Богоматери в русской иконописи — в переводе с греческого означает «Милостивая, Милующая». Божия Матерь изображена с Младенцем Христом, сидящим на Ее руке, чаще всего на левой. Особенность этого типа в том, что Младенец прижимается щекой к щеке Своей Пречистой Матери. На иконах в типе «Елеуса» между Марией и Богом Сыном нет расстояния – в знак безграничной любви Матери и Сына. Эта икона являет собой крестную жертву Христа как высшую форму проявления любви Бога к людям. Выражение этой любви мы и видим в нежном прикосновении Богородицы и Ее Сына. Иногда это подчеркивается еще и касанием Младенца рукой щеки Своей Матери.
К самым известным иконам Божией Матери типа «Елеуса» мы относим образ «Владимирской», «Донской», «Федоровской», «Почаевской», «Жировицкой» Божией Матери, «Взыскание погибших» и многие другие. Разновидностью этого типа является тип «Взыграние Младенца», когда Он будто играет Своими ручками и касается щеки Божией Матери. Из известных — образ Божией Матери «Киккская», хранящийся на острове Кипр в монастыре и, по преданию, написанный святым апостолом Лукой. В русской иконописи хорошо известна Яхромская икона Божией Матери.
К типу «Елеуса» относится и Корсунский образ Божией Матери, особенно почитаемый на Нижегородской земле. До событий 1917 года он находился в иконостасе главного собора Благовещенского монастыря. Икона была связана с киевским князем Игорем и бесследно исчезла после Октябрьской революции, скорее всего, была уничтожена. Однако по ее полному подобию был написан новый список, и сегодня он вновь находится в иконостасе Благовещенского собора.
Указующая путь
Одигитрия — это название иконографического типа переводится с греческого как «Указующая путь, Путеводительница». Это еще одно из распространенных изображений Пресвятой Богородицы в Русской Православной Церкви, и знаменитая Смоленская икона — самое яркое и запоминающееся его воплощение. Чаще всего тип «Одигитрия» выглядит так: Божия Матерь, а на Ее левой (реже правой) руке — Богомладенец. Он благословляет каждого молящегося, а Богоматерь указывает на Него рукой как на Путь, Истину и Жизнь.
Кроме Смоленской иконы, в этом типе наиболее известны образы «Тихвинская», «Иверская», «Троеручица», «Страстная».
По преданию, самую первую икону Одигитрия, или, как тогда ее называли, «Влахернская», тоже выполнил евангелист Лука. В середине V века она была привезена со Святой земли императрицей Евдокией, женой императора Феодосия. Образ поместили во Влахернском храме в Константинополе. Во время нападения врагов этот образ не раз спасал город. Каждую неделю в столице Византии совершался крестный ход по всему городу, а во время нападения врагов икону выносили на городскую стену.
Так же прославился и Казанский образ Божией Матери, который не раз спасал Россию от врагов и эпидемий. Один из самых почитаемых списков Казанской иконы хранится в Москве в Богоявленском соборе. Его особенность в том, что Младенец на нем стоит, а не сидит на руке, и Божия Матерь указывает на Него не на самой иконе, а за пределами образа.
Акафистная
Акафист — это богослужебный текст, в котором мы произносим хвалу Божией Матери, Спасителю и другим святым. Самый известный и любимый верующими — Акафист Богородице, который начинается словами: «Взбранной Воеводе победительная». Есть и другие акафисты: Спасителю, Ангелу Хранителю, святым, а также посвященные конкретным иконам Пресвятой Девы. Но самый главный и первый один — это тот самый Акафист Божией Матери. В древности в Греции он был единственным, поэтому его не только читали, но и иллюстрировали. Изначально к типу «Акафистная» относились те иконы, которые иллюстрировали слова Акафиста. В частности, существуют иконы «Радуйся, Невесто Неневестная», «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь» и многие другие.
В русской иконографии и росписях храмов также присутствует этот тип икон. Но мы относим к нему не только иллюстрирующие Акафист иконы, но и те образы, которые не могут быть отнесены к другим типам.
Примерами могут служить образы Божией Матери «Боголюбская» и «Нечаянная радость». Существует предание, что князю Андрею Боголюбскому во сне явилась Богоматерь, и написанный им по памяти образ отнесли к типу «Акафистная». На иконе «Нечаянная радость» мы видим образ Божией Матери и молящегося перед ней грешника. Она рассказывает историю разбойника, который молился Богородице перед тем как идти на грабеж и преступление. В один из таких случаев он увидел на иконе кровь. Поразившись этому, он услышал ответ Богородицы, что виновник кровавых ран — он сам, нанесший их своими злодеяниями.
Подготовила Татьяна Фалина
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.