Содержание
- Что такое синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?
- Каковы симптомы синдрома Аспергера/ высокофункционального аутизма?
- Что вызывает синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?
- Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера
- Исполнительное функционирование и теория психического
- Синдром Аспергера и аутизм – существует ли разница?
- Что общего между синдромом Аспергера и классическим аутизмом
- Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?
Политика конфиденциальности и использования файлов сookie:
Этот сайт использует файлы cookie. Продолжая, вы соглашаетесь с их использованием. Узнайте больше, в том числе о том, как контролировать использование файлов cookie.
Понятно! Реклама Источник: ASPERTYPICAL Перевод и данные об исследованиях: синдром Аспергера
Прошло более семидесяти лет с момента описания аутизма Лео Каннером и сходного состояния, которое позже назовут в его честь, Гансом Аспергером. С 2013 года в «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» (DSM-5) существует диагноз «расстройство аутистического спектра», объединивший аутистическое расстройство (аутизм), синдром Аспергера, детское дезинтеграционное расстройство и первазивное расстройство развития (неуточнённое). К 2018 году аналогичные изменения готовятся и в «Международной классификации болезней» (МКБ-11).
Распространённость расстройств аутиcтического спектра варьировалась от 4.5 случаев на 10 000 детей (Lotter, 1966) до 1 из 68 новорождённых (CDC, 2014).
Данные о распространённости синдрома Аспергера тоже варьировались. В 2003 году исследование детей с РАС показало, что распространённость аутизма варьирует от 0,03 до 4,84 на 1000, соотношение к аутизма к синдрому Аспергера варьирует от 1,5:1 до 16:1. В 2013 году глобальное исследование оценило распространённость синдрома Аспергера в 31 миллион человек от популяции.
Неизменным оставался стереотип о синдроме Аспергера как о «мужском диагнозе». Среди прочих этому способствовали:
— работа Ганса Аспергера, в которой не было ни одного клинического случая с лицом женского пола;
— критерии Гиллберга, по оценке которых отношение распространённости мальчиков к девочкам составляют от 1,6:1 до 4:1;
— статьи ведущего специалиста по синдрому Аспергера Тони Эттвуда, который оценивал соотношение как 4:1.
На сегодняшний день нет чётких данных о соотношении полов при синдроме Аспергера. Различные исследования и неподтвержденная информация дают диапазон от 2:1 до 16:1 (М:Ж). Но независимо от реального соотношения клинические исследования в специализированных центрах диагностики аутизма (типа Центра им. Лорны Уинг при Национальном Аутистическом Сообществе) фиксируется рост числа женщин и девочек с упомянутым диагнозом.
Считается, что существуют следующие причины редкой диагностики девочек и женщин:
— симптомы замаскированы;
— чаще вступают в социальное взаимодействие;
— активнее фантазируют и чаще играют, изображая кого-то;
— интересы в тех же областях, что и у обычных девочек.
Из-за гендерных стереотипов (аутизм — мужской диагноз) у девочек реже диагностируют аутизм, хотя их симптомы имеют ту же степень тяжести. Множество девочек вообще не направляют на обследование, поэтому они не учитываются в статистике.
В частности, это приводит к следующим проблемам:
— девочки получают диагноз в среднем на два года позже, чем мальчики;
— высокий уровень депрессии и тревожных расстройств — 34% и 36% соответственно;
— повышенный уровень расстройства пищевого поведения (например, анорексия).
Вокруг аутизма и синдрома Аспергера у девочек и женщин формируются стереотипы, а опыт аутичных женщин часто обесценивается.
Вот 10 коротких диалогов, демонстрирующих данное положение дел:
1. У тебя аутизм всего лишь в лёгкой форме.
Вообще-то не о насморке речь.
(диалог демонстрирует распространённый стереотип о том, что женщинам с синдромом Аспергера живётся легче, так как их симптомы не столь явны как у мужчин с СА; здесь и далее в скобках примечания переводчика)
2. Как думаешь, может у тебя просто тревожное расстройство?
А бухгалтерам вдобавок к аттестату дают диплом по медицине?
(диалог демонстрирует непонимание нейротипичным человеком сути проблем и его стремление рассуждать о том, в чём не разбирается)
3. Реально не понимаю, зачем ты вешаешь на себя ярлык, у тебя же всё в порядке.
Ярлыки не только кусок бумажки с названием бренда.
(диалог демонстрирует стремление нейротипичного человека оспорить наличие синдрома Аспергера у собеседницы, нежелание понять и принять её особенности)
4. Но ты же смотришь в глаза!
Спасибо, конечно, что заметили. Но еще я считаю каждую секунду зрительного контакта, потому что из-за него мне реально плохо.
(диалог демонстрирует распространённый стереотип о невозможности зрительного контакта при синдроме Аспергера и показывает реальную цену чрезмерной имитации нейротипичного поведения, вызванной требованиями общества)
5. Просто возьми себя в руки! Соберись! И твои проблемы разрешатся.
Гарантирую, что такой способ не подходит. Это всё равно что бросить не умеющего плавать человека в воду и сказать: «Жить захочешь — выплывешь».
(диалог демонстрирует невежество нейротипичного человека в вопросах инклюзии, терапии и сути сложностей при синдроме Аспергера)
6. В чём выражается синдром Аспергера конкретно у тебя? (далее следуют разные вопросы) И ты из-за этого паришься?
А вот и обесценивание подоспело!
(диалог демонстрирует отсутствие со стороны нейротипичного человека понимания, уважения и принятия аутичного человека и его особенностей)
7. Но ты же нормально вписалась в общество.
Спасибо, конечно, но вот только мне придётся всю жизнь наблюдать за людьми, чтобы понять как это сделать. А еще сто раз понервничать перед встречей с кем-либо.
(диалог демонстрирует распространённый стереотип о том, что если человек с синдромом Аспергера имеет работу, личную жизнь, независимое существование, то у него нет проблем и сложностей с нейротипичным большинством, он не нуждается в принятии и поддержке)
8. Может ты просто интроверт?
Конечно, да. И как это психиатр не догадался об этом? А ведь пять часов беседовал со мной. (сарказм)
(диалог демонстрирует распространённый стереотип об уравнивании интроверта и аутичного человека, что неверно: среди аутичных людей есть как интроверты, так и экстраверты)
9. Ты круто разбираешься в компьютерах и математике, да?
И ты, да? (сарказм)
(диалог демонстрирует распространённый стереотип о том, что все люди с синдромом Аспергера прекрасно разбираются в компьютерах и математике, что неверно: способности могут быть в самых разных областях и разного уровня)
10. Меня тоже нервируют окружающие люди.
Это не то же самое, не об этом речь.
(диалог демонстрирует непонимание нейротипичным человеком сенсорных и когнитивных особенностей людей с синдромом Аспергера: сенсорные перегрузки и фоновая тревожность обусловлены осложнениями в обработке входящей и исходящей сенсорной информации, затруднённой интерпретацией невербальной компоненты взаимодействия и т.д.)
Kanner L. «Autistic disturbances of affective contact» // 1943, Nerv Child 2: 217–50.(ссылка)
Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, 2013. стр. 51-53.
ICD-11 Beta Draft (Joint Linearization for Mortality and Morbidity Statistics).
Tony Attwood «Girls and women who have Asperger’s syndrome», 2013.
Юдит Гулд, Джеки Эштон Смит «Женщины и девочки в спектре аутизма».
Донна Уильямс, «Изгой»
Что такое синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?
Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (National Institute of Neurological Disorders and Stroke, NINDS), отделение Национального института здоровья США, определяет синдром Аспергера как нарушение развития, которое характеризуется следующими особенностями:
– приверженность повторяющейся рутине или ритуалам;
– особенности речи и языка, такие как чрезмерно формальная манера речи или монотонная речь, либо буквальное восприятие оборотов речи;
– социально и эмоционально неуместное поведение и неспособность успешно взаимодействовать с ровесниками;
– проблемы с невербальной коммуникацией, включая ограниченную жестикуляцию, недостаточную или неуместную мимику или странный, застывший взгляд;
– неуклюжесть и плохая моторная координация.
Ниже приводится история синдрома Аспергера, согласно NINDS. Мы надеемся, она поможет вам лучше понять это расстройство и значение диагноза для вашего ребенка и семьи.
В 1944 году австрийский педиатр по имени Ганс Аспергер наблюдал в своей практике четырех детей, у которых были трудности с социальной интеграцией. Хотя их интеллект казался нормальным, детям не хватало навыков невербальной коммуникации, способности проявлять эмпатию к сверстникам, и они отличались физической неуклюжестью. Их речь была либо затрудненной, либо излишне формальной, в их разговорах доминировал всепоглощающий интерес к одной-единственной теме.
Наблюдения Аспергера, опубликованные на немецком языке, были практически неизвестны до 1981 года, когда британский врач по имени Лорна Винг опубликовала серию описаний случаев детей со схожими симптомами. Она назвала эти симптомы синдромом «Аспергера». Работы Винг получили большую популярность и широкое распространение. Синдром Аспергера был признан отдельным расстройством и диагнозом в 1992 году, когда его включили в десятое издание Международной классификации болезней (МКБ-10) – диагностическое руководство Всемирной организации здравоохранения. В том же году диагноз включили в четвертое издание Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-IV) Американской психиатрической ассоциации.
Ганс Аспергер — австрийский педиатр и психиатр, именем которого был назван синдром Аспергера. Ганс Аспергер родился на ферме под Веной, был замкнутым ребенком, с раннего детства проявлял талант к языкам. Существует версия, что Ганс Аспергер, по иронии, сам имел синдром Аспергера в лёгкой форме. После окончания гимназии изучал медицину в Вене, с 1932 года возглавлял лечебно-педагогическое отделение. В 1935 году он женился, у него было пять детей. За свою жизнь опубликовал более 300 работ, из которых наиболее известна статья 1944 года, где описано состояние, которое Аспергер называл «аутистической психопатией». Практически одновременно вышла работа Лео Каннера, где он предложил диагноз «аутизм». В отличие от труда Каннера, описание Аспергера было практически неизвестно до 1990-х годов, когда описанный им синдром был «заново открыт», а его работа была переведена с немецкого на другие языки.
Люди с диагностированным аутизмом или расстройством аутистического спектра, обладающие нормальными когнитивными способностями, и у которых была значительная задержка в овладении речью в детстве очень похожи на людей с синдромом Аспергера. Высокофункциональный аутизм и синдром Аспергера объединяют общие симптомы, и людям с этими диагнозами помогают одинаковые подходы к лечению.
Каковы симптомы синдрома Аспергера/ высокофункционального аутизма?
Очень часто синдром Аспергера не диагностируется до школьного возраста. В отличие от аутизма синдром Аспергера определяется, главным образом, по социальному взаимодействию ребенка. У детей с синдромом Аспергера развитие речи происходит типично, их словарный запас часто бывает выше среднего. Тем не менее, вы можете заметить, что когда ваш ребенок взаимодействует с другими людьми, он или она с трудом или неуместно используют свои речевые навыки. Из-за своевременного овладения речью симптомы синдрома Аспергера в раннем возрасте трудно отличить от других нарушений поведения, таких как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). В результате вашему ребенку первоначально могут поставить диагноз СДВГ, пока проблемы, связанные с неспособностью к социализации, не выходят на первый план.
Ниже приводится список симптомов, которые могут присутствовать у детей с синдромом Аспергера:
– ребенок очень редко взаимодействует с другими людьми или ведет себя неадекватно в социальных ситуациях;
– «роботоподобная» или повторяющаяся речь;
– навыки невербальной коммуникации ниже среднего, в то же время навыки вербальной коммуникации средние или выше среднего;
– склонность говорить скорее о себе, чем о других;
– неспособность понять темы или фразы, которые считаются «общеизвестными»;
– недостаточный контакт глазами или обмен фразами во время разговора;
– одержимость специфическими и необычными темами;
– односторонняя манера разговора;
– неловкие движения и/ или манеры.
Одна из самых заметных и определяющих черт синдрома Аспергера – это чрезмерная увлеченность какой-то одной темой. Это могут быть простые вещи – например, холодильники или погода – или сложные темы вроде правления президента Франклина Делано Рузвельта во время Великой депрессии. Дети проявляют повышенное внимание к этим темам, они стремятся к тому, чтобы узнать всё, что только возможно, об этом предмете – все возможные факты и детали. В результате они становятся настоящими экспертами в своей любимой области.
Дети с синдромом Аспергера могут имитировать односторонние разговоры с другими, при этом они говорят только про факты, которые связаны с их интересом. Они могут даже не представлять, как говорить о чём-то еще, либо они не способны слушать и понимать ответы собеседников. Ваш ребенок может не понимать, что его или её собеседники уже давно перестали слушать или ничего не понимают в этой теме.
Лорна Винг — английский врач-психиатр. Поскольку у дочери Лорны Винг был аутизм, она посвятила свою научную карьеру расстройствам аутистического спектра. Вместе с другими родителями детей с аутизмом в 1962 году она основала Национальное общество аутизма. Также она основала Центр социальных и коммуникационных расстройств, который специализируется на диагностике расстройств аутистического спектра и обследовании пациентов с ними, впоследствии он был переименован в Центр имени Лорны Винг. Автор множества исследований и научных статей по вопросам аутизма. Её наиболее известная статья – «Синдром Аспергера: клиническое описание», 1981 года. Эта работа популяризировала работу Ганса Аспергера, в ней же Винг предложила термин «синдром Аспергера», который именно с её подачи стал официальным диагнозом, принятым ВОЗ.
Другой симптом синдрома Аспергера – неспособность понять действия, слова или поведение других людей. Люди с синдромом Аспергера очень часто не понимают юмор или скрытые смыслы определенных фраз или действий других людей. Жесты или выражения лица – например, улыбка, нахмуренное выражение или жест «иди сюда» – могут не иметь смысла для ребенка с синдромом Аспергера, потому что он не может понять невербальные знаки. Из-за этого социальный мир кажется ему или ей очень запутанным и утомительным. Более того, люди с синдромом Аспергера испытывают трудности с тем, чтобы посмотреть на ситуацию глазами другого человека. Из-за этой неспособности им трудно предсказывать или понимать действия других людей. Кроме того, людям с синдромом Аспергера часто, хотя и не всегда, трудно регулировать свои эмоции.
Людей с синдромом Аспергера может отличать необычная или неловкая манера речи. Они могут говорить слишком громко, монотонно или со странным акцентом. Этим людям трудно понять социальные ситуации, и в результате они не знают, какая тема для разговора или манера речи подходит для конкретной ситуации или является неуместной. Например, ребенок всегда говорит очень громко, он заходит в церковь и продолжает говорить очень громко, не понимая, что нужно говорить тише.
Другой типичный признак синдрома Аспергера – неловкие движения или задержка в развитии моторных навыков. Могут присутствовать необычная походка или плохая координация движений. Хотя эти люди часто обладают высоким интеллектом и демонстрируют развитые языковые навыки, они могут быть просто не способны поймать мяч или научиться прыгать на батуте, несмотря на многочисленные попытки научить их это делать.
Очень важно отметить, что не все люди с синдромом Аспергера демонстрируют каждый из вышеперечисленных симптомов – присутствие или тяжесть каждого симптома очень индивидуальны, несмотря на общий диагноз. Более того, вне зависимости от некоторых или всех вышеперечисленных симптомов, каждый человек с аутизмом обладает собственными талантами или сильными сторонами.
Что вызывает синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм?
Важно помнить о том, что расстройства аутистического спектра – это не какое-то одно расстройство с одной причиной. Это скорее группа схожих расстройств с различными причинами. В большинстве случаев синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм вызван комбинацией генетических факторов риска и факторов риска в окружающей среде. Многие гены, скорее всего, связаны с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Предполагается, что эти гены взаимодействуют с факторами окружающей среды. Многие исследования, которые проводятся сейчас, направлены на изучение как генетических факторов, так и факторов окружающей среды, которые приводят к развитию факторов аутизма.
Существует ряд мифов о людях с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Он не может быть вызван воспитанием, ошибками родителей или эмоциональными травмами в раннем детстве. Синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм – это нейробиологическое расстройство, которое не является результатом жизненного опыта ребенка.
Стивен Шор — один из первых публичных людей, открыто рассказавших об опыте жизни с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом. Шор не говорил до возраста четырех лет, ему поставили диагноз «атипичное развитие с сильными аутистическими тенденциями». Врачи сочли его «слишком больным» для амбулаторного наблюдения и рекомендовали родителям поместить его в интернат. По счастью родители отказались это сделать. Сейчас Шор получил докторскую степень по специальной педагогике в Бостонском университете, его специальность и профессия – помощь людям с расстройствами аутистического спектра в развитии их способностей в максимальной степени. Сейчас он работает с детьми, выступает за лучшее качество жизни для людей с аутизмом, путешествует с докладами и лекциями. Много лет является членом попечительского совета Американского общества аутизма. Автор автобиографической книги «За стеной: личный опыт жизни с аутизмом и синдромом Аспергера».
Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера
Стивен Шор
Это лишь самый общий список. На каждую отдельную сильную сторону или проблему можно найти примеры людей, для которых верно прямо противоположное. Например, неуклюжесть – это очень распространенная проблема. Однако у некоторых людей с синдромом Аспергера есть талант к движению – например, они могут быть одарёнными танцорами.
Сильные стороны
– внимание к деталям;
– высокая одаренность в одной области;
– глубокие исследования по теме интереса, которые формируют энциклопедические знания;
– склонность к логическим рассуждениям (полезно в ситуациях, когда на решения могут повлиять эмоции);
– меньше беспокоятся о том, что подумают о них другие люди (может быть как сильной, так и слабой стороной);
– независимость мышления. Часто приводит к новым «озарениям», благодаря новому взгляду на предметы, идеи и концепции;
– часто: развитое визуальное восприятие (мышление в форме картинок или видео);
– часто: красноречивость (склонность к детальным описаниям, которая полезна, если нужно указать путь заблудившемуся человеку);
– прямолинейность;
– верность;
– честность;
– выслушивание других людей без осуждения;
– часто: средний или выше среднего интеллект.
Проблемные области
– понимание «общей» картины;
– «неровность» в навыках;
– мотивация к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
– часто: восприятие чужих эмоций;
– восприятие неписанных правил социального взаимодействия. Могут выучить эти правила через прямые инструкции и социальные рассказы, например «Карточки силы» (Gagnon, 2004);
– трудности восприятия некоторых модальностей – слуховой, кинестетической и так далее;
– трудности с распознаванием и обобщением важной информации в разговоре;
– проблемы сенсорной интеграции, когда входящая информация регистрируется не полностью или искажается. Сложности с игнорированием шумов на заднем фоне;
– чрезмерная честность;
– трудности с обобщением концепций и навыков;
– трудности с выражением сочувствия ожидаемым и понятным другим людям образом;
– нарушения исполнительного функционирования, которые приводят к трудностям с планированием долгосрочных задач.
Исполнительное функционирование и теория психического
Люди с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сталкиваются с проблемами, связанными с их неспособностью распознать определенные социальные подсказки и навыки. У них могут быть трудности с обработкой больших объемов информации и общением с другими людьми. Эти проблемы связаны с двумя базовыми проблемами – нарушениями исполнительного функционирования и теории психического.
Участники Группы поддержки для взрослых и подростков с синдромом Аспергера, Чикаго, США
Исполнительное функционирование – это такие навыки, как организация, планирование, поддержание внимания к выполняемому заданию, подавление неуместных импульсов. Теория психического – это способность понимать, что думают и чувствуют другие люди, и как это относится к самому человеку. Обе эти проблемы влияют на поведение людей с синдромом Аспергера.
Трудности в области исполнительного функционирования могут проявляться разным образом. Некоторые уделяют внимание мельчайшим деталям, но не могут понять, как объединить эти детали в общую картину. Другим трудно концентрировать внимание на чем-то одном или организовать свои мысли и действия. Трудности исполнительного функционирования часто связаны с плохим контролем над импульсами. Темпл Грандин однажды сказала: «Я не могу удержать часть информации в своем разуме, пока я планирую следующий шаг в последовательности». У людей с синдромом Аспергера часто плохо развиты навыки исполнительного функционирования, такие как планирование, построение последовательности действий и саморегуляции.
Проблемы с теорией психического – это неспособность человека понять или определить мысли, чувства и намерения других людей. Людям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом часто сложно распознать чувства других людей, что иногда называют «слепотой к чужому разуму». В результате такой слепоты люди с синдромом Аспергера часто не понимают, являются ли действия других людей преднамеренными или непреднамеренными.
Эти проблемы часто приводят к тому, что окружающие считают, что человек с синдромом Аспергера не сочувствует им или не понимает, а это осложняет социальные ситуации.
Дефицит теории психического часто оказывает большое влияние на жизнь людей с синдромом Аспергера. В книге «Синдром Аспергера и трудные моменты» Бренды Смит Майлс и Джека Саутвика авторы иллюстрируют следующие проблемы, связанные с теорией психического:
1. Трудности с объяснением чужого поведения.
2. Трудности с пониманием чужих эмоций.
3. Трудности с предсказанием чужого поведения или эмоционального состояния.
4. Проблемы с пониманием чужой точки зрения.
5. Проблемы с пониманием чужих намерений.
6. Проблемы с пониманием того, как твое поведение влияет на мысли и чувства других людей.
7. Проблемы с объединенным вниманием в группе и другими неписанными социальными правилами.
8. Неспособность отличить выдумку от факта.
Озонофф, Доусон и МакПартланд в своей книге «Руководство родителей по синдрому Аспергера и высокофункциональному аутизму» предлагают несколько рекомендаций для помощи детям с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом в классе. Для решения проблем в области исполнительного функционирования они предлагают следующие рекомендации:
– ежедневно заполняйте тетрадь по выполнению домашних работ, которая ведется и дома, и в школе. Так все стороны будут в курсе, какую работу должен выполнить ребенок и каковы его успехи;
– большие задания лучше делить для ребенка на небольшие части, с каждой из которых ребенок легко может справиться;
– для самоорганизации ребенок может использовать ежедневники или компьютеры-наладонники;
– ребенку лучше распечатать расписание уроков для дома и с собой;
– нужно выделять достаточно времени на инструкции, повторение инструкций и индивидуальную помощь ученику;
– в классе ребенку лучше всего сидеть прямо перед учителем и вдали от всех отвлекающих факторов.
Ари Нейман — в детстве у него был диагностирован синдром Аспергера. Впоследствии Нейман стал активистом движения за права аутистов, организовал кампанию против физической фиксации, электрошока и других аверсивных методов в школах, основал Национальную сеть самоадвокации аутистов. В 2009 году Ари Нейман был назначен в Национальный совет по вопросам инвалидности президентом Бараком Обамой. У Неймана с раннего детства были заметны аутичные черты, в том числе самостимулирующее поведение и сенсорные нарушения. В детстве Нейман страдал от сильной социальной изоляции и подвергался травле со стороны других детей, в подростковом возрасте он страдал от тревожного расстройства и наносил себе повреждения. В школе он какое-то время учился в «коррекционном классе», который он описывает как нежелательный опыт сегрегации. С детства его основным интересом была политика, что помогло ему в дальнейшей общественной деятельности в качестве активиста.
Синдром Аспергера и аутизм – существует ли разница?
После диагноза у вас может появиться много вопросов, и вы можете пытаться найти на них ответы. Один из таких вопросов – насколько синдром Аспергера похож или отличается от других расстройств аутистического спектра? Синдром Аспергера – это часть спектра аутизма, но его отличие – в раннем развитии речи. Это и выделяет синдром Аспергера среди других первазивных расстройств развития.
Синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм часто описывают как один и тот же диагноз. Хотя сейчас они считаются двумя разными диагнозами, продолжаются дебаты о том, насколько это необходимо. Вполне возможно, что в будущем их объединят в одну категорию. Люди с высокофункциональным аутизмом и синдромом Аспергера обладают средним или выше среднего интеллектом, но они могут испытывать трудности, связанные с социальным взаимодействием и коммуникацией.
Диагноз может вызывать замешательство у родителя и ребенка, так как кажется, что термины не определяются четко. Очень важно помнить о том, что синдром Аспергера и высокофункциональный аутизм, по большому счёту, проявляются одинаково и требуют одинаковых подходов к лечению.
Основная разница в том, что высокофункциональный аутизм диагностируется, только если у ребенка была задержка речи в раннем детстве, в то время как при синдроме Аспергера у ребенка не было значительной задержки в речевом развитии.
Что общего между синдромом Аспергера и классическим аутизмом
Согласно Национальному институту неврологических расстройств и инсульта дети с синдромом Аспергера испытывают сложности с определением и выражением своих чувств, так же как и дети с высокофункциональным аутизмом. Они испытывают сложности в общении с другими людьми, часто не поддерживают контакт глазами, им трудно понимать выражения лиц и жесты других людей. Многие дети с синдромом Аспергера трясут кистями рук – поведение, которое часто наблюдается при классическом аутизме; их речь лишена эмоциональной окрашенности (либо у них наблюдаются иные особенности речи); они нуждаются в соблюдении жесткого распорядка; имеют интенсивный, даже навязчивый интерес к одному специфическому предмету, в результате чего становятся настоящими экспертами в данной области. Они часто демонстрируют повышенную чувствительность к различным стимулам – например, звукам, одежде или еде.
Чем отличается синдром Аспергера/ высокофункциональный аутизм от классического аутизма?
По сравнению с классическим аутизмом, дети с синдромом Аспергера/ высокофункциональным аутизмом имеют нормальный коэффициент интеллектуального развития. Они часто кажутся окружающим такими же детьми, как и все остальные, за исключением социальной неловкости и не совсем понятных манер. Именно по этой причине медицинские работники могут не замечать синдром Аспергера/высокофункциональный аутизм у маленьких пациентов, либо они могут ставить им неверный диагноз. Симптомы становятся заметны позже, когда ребенок начинает нуждаться в сложных социальных навыках – например, в общении с ровесниками. Это объясняет, почему родители детей с синдромом Аспергера обращаются за помощью позже, чем при более очевидных симптомах в раннем возрасте.
Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».
- СПЕЦТЕМЫ:
- Рынок земли
- Коронавирус
- Донбасс
Новости » Общество среда, 5 июля, 2017, 16:32
Некоторые из фильмов получили высокие награды и положительные отзывы кинокритиков. Некоторые ленты – биографические: описывают жизнь реальных людей с этой особенностью, в некоторых – человек с аутизмом стал второстепенным героем или просто появляется на фоне общего сюжета. Я выбрала десять фильмов, которые, по моему мнению, смогут немного приоткрыть нам необычный мир этих необычных людей с разных сторон, с разных углов обзора.
1. Человек дождя (Rain Man, 1988, США)
Человек дождя
Это один из первых фильмов, снятых об аутизме и, пожалуй, самый известный. Именно с него среднестатистический житель планеты впервые узнал об аутизме, поэтому переоценить роль фильма в распространении информации об аутизме трудно. С другой стороны, среди людей после Rain Man начал бытовать миф, что все люди с аутизмом – обязательно гении, хотя на самом деле это случается нечасто. Также в фильме звучит мысль, что человеку с аутизмом будет лучше в закрытом заведении, а не в кругу семьи. Это еще один «минус» фильма, как по мне, но это, в конце концов, отражает реальную картину тех времен. По сей день людей с аутизмом часто называют «людьми дождя».
Коротко о сути фильма. У одного из главных героев, Рэймонда, аутизм. Он замкнут в себе, и весь его день расписан по минутам. Рэймонд живет в специализированном заведении. Любые изменения в строгом распорядке его жизни вызывают у него истерику и аутоагрессию. Чарли, рассчитывавший получить в наследство от отца немалую сумму денег, узнает, что их вместо него получит его брат Рэймонд, о существовании которого он до сих пор и не догадывался. Он забирает брата из больницы, с целью вернуть себе половину наследства. После путешествия с братом, циничный и эгоистичный Чарли меняется. И между братьями возникает искренняя дружба и привязанность.
Главных героев фильма сыграли непревзойденные Том Круз и Дастин Хоффман. Интересно, что образ Рэймонда стал совокупностью нескольких реальных людей с аутизмом, у которых были экстраординарные способности. Также известно, что Том Круз для того, чтобы лучше понять людей с аутизмом, накануне съемок устроился санитаром в больницу с людьми с РСА. Кинолента заслуженно получила много премий и хвалебные отзывы кинокритиков.
2. Темпл Грендин (Temple Grandin, 2010, США, біографія)
Темпл Грендин
Биографический фильм, снятый о жизни женщины с высокофункциональным аутизмом.
Темпл Грендин – не такая, как все, но и не хуже других. Она мыслит изображениями, соединяя их между собой. До четырех лет девочка совсем не разговаривала, и врачи советовали отдать ее в закрытое лечебное заведение. (В 1951 году аутизм считался формой шизофрении, который возникает вследствие недостаточного уделения внимания ребенку со стороны матери). Однако мать отказалась и пыталась сделать все для того, чтобы дочь адаптировалась к «обычной» жизни.
Преподаватель естественных наук интерната для детей с особыми потребностями, доктор Карлок, замечает невероятную форму мышления Темпл и помогает развивать ее. Именно он объясняет женщине, что каждое новое испытание в ее жизни – это просто еще одни двери, открывающие вход в новый мир, и стоит лишь решиться войти в них.
Аутизм помогает Темпл Грендин лучше понимать животных, и она становится ведущим ученым в области сельскохозяйственной промышленности. Она спроектировала более половины скотобоен в США, и главной ее целью было наиболее гуманное отношение к животным.
В фильме очень удачно показано, как Темпл реагирует на звуковые и световые раздражители, на прикосновения людей, и как обычные для других людей вещи вызывают у женщины панику и страх. Героиня часто встречает непонимание, насмешки и издевательство. Однако ценой неимоверного труда над собой женщина социализируется и находит свое место в жизни. И собственным примером доказывает, что аутизм – это не приговор, а особенность.
Фильм заслуженно получил много наград.
3. Мэри и Макс (Mary and Max, 2009, Австралия)
Мэри и Макс
Пластилиновый мультипликационный фильм, созданный в ограниченной цветовой гамме, пришелся по душе киноманам, за что вошел в разнообразные рейтинги и получил награды. Основан на реальных событиях, мультфильм не оставит равнодушным: он одновременно по-детски наивен и по-взрослому философский.
Восьмилетняя девочка Мэри, растущая в неблагополучной семье, не может найти друзей, потому что сверстники над ней смеются, поэтому она чувствует себя одинокой. Живет в небольшом тихом городке в Австралии. Однажды Мэри посылает письмо на адрес, выбранный случайно. Адресатом оказывается 44-летний толстяк Макс, у которого синдром Аспергера. Он живет на другом конце мира – в шумном Нью-Йорке в США. Так завязывается крепкая дружба между двумя людьми.
Милые письма, в которых искренние, наивные вопросы (например, в Америке дети рождаются из бутылок кока-колы) и такие же ответы. Очень чувственный мультфильм, который не оставит равнодушным даже самых черствых.
4. Меня зовут Кхан (My Name Is Khan, 2010, Индия)
Меня зовут Кхан
Фильм о мусульманине из Индии, которого зовут Ризван Кхан. У него синдром Аспергера (высокоинтеллектуальная форма аутизма). Он не любит желтый цвет и громкие звуки, воспринимает все сказанное буквально. Ризван приезжает в Сан-Франциско, влюбляется и женится там на девушке по имени Мандира, несмотря на запрет своей семьи.
После трагедии 11 сентября 2001 года отношение к мусульманам в США резко ухудшается – чуть ли не в каждом из них начинают подозревать террориста. В семье Кханов случается трагическое событие, после которого Мандира прогоняет Ризвана. И он начинает свое путешествие через всю страну для того, чтобы встретить Президента США и очистить свое доброе имя.
Этот фильм снят по всем законам Голливуда (с красивыми пейзажами, цветами, удачными ракурсами), хоть и не лишен индийского колорита и традиционной музыки (хотя ее здесь немного). Он о том, что творить добро так легко – стоит просто решиться, о боли от потери близких и о любви, которая побеждает ненависть. О том, что не стоит ставить штампы на людях, ибо все мы разные.
5. Чрезвычайно громко и запредельно близко (Extremely Loud & Incredibly Close, 2011, США)
Чрезвычайно громко и запредельно близко
Этот драматический фильм, экранизация одноименного романа Джонатана Сафрана Фоера, также касается событий 11 сентября. Именно в день террористического акта, наряду с сотнями других людей, в башнях-близнецах в Нью-Йорке погибает отец Оскара – 9-летнего мальчика с синдромом Аспергера. Отец понимал сына лучше всех и безусловно любил его. Он выдумывал разнообразные игры, головоломки и загадки для сына. Поэтому Оскар очень тяжело переживает потерю.
Однажды парень находит в отцовской комнате ключ, и отправляется на поиски замка, к которому он подойдет. Он более всего стремится найти отгадку последнего задания, которое оставил ему отец. Для этого ему приходится выйти из зоны комфорта, искать информацию по всему городу, самостоятельно отыскивать и общаться с очень разными людьми, которые также имеют собственные переживания. Во время своих поисков парень много переосмысливает.
Главные роли исполнили Томас Хорн, Макс фон Сюдов, Сандра Баллок и Том Хэнкс
6. Я Сэм (I Am Sam, 2001, США)
Я Сэм
Сэм Доусон – взрослый мужчина с уровнем интеллекта ребенка, у него аутизм. Он работает в кафе. Вследствие случайной связи с одной женщиной, у него рождается здоровая дочь Люси. Он прилагает все усилия, чтобы воспитывать ее в добре и любви, пока социальные службы не забирают Люси. Один из лучших адвокатов, Рита Уильямс, соглашается защищать его интересы в суде. Кажется, что Сэм изменяет этот мир к лучшему: люди вокруг него становятся добрее, начинают задумываться над чем-то более важным…
Кинолента привлекает удачным актерским составом: Шон Пэн, Мишель Пфайффер и миленькая белокурая девочка Дакота Фаннинг. Интересен также тот факт, что друзей Сэма сыграли трое реальных мужчин с ограниченными возможностями.
Я бы посоветовала посмотреть этот фильм всем людям, у которых есть дети. После его просмотра просто невозможно не почувствовать вес родительской любви для ребенка. Ни одна самая квалифицированная, самая дорогая в оплате труда и с наилучшими рекомендациями нянечка, которая прочитает ребенку сто и еще одну книгу о любви, о добре, о милосердии, об искренности, не научит этим чрезвычайно важным ценностям ребенка так, как это сделают родители собственным примером, собственным присутствием в повседневных детских делах.
7. Адам (Adam, 2009, США)
Адам
Фильм рассказывает историю парня с синдромом Аспергера, который пытается втиснуть себя в рамки этого мира после смерти отца.
У 29-летнего Адама (Хью Дэнси) есть проблемы с социальной адаптацией, общепринятым пониманием чувства юмора, реакцией на человеческие эмоции. Именно поэтому даже самая маленькая неправда ранит его больше, чем увольнение с работы или другие неприятности. Все свое время Адам посвящает тому, что любит больше всего – космосу, который буквально завораживает его своей красотой и далью.
Адаму очень не хватает человека, который мог бы его выслушать и понять. И однажды он встречает новую соседку Бет (Роуз Бирн) – воспитательницу в детсаду, которая пишет детские книги. Между ними завязывается дружба, а потом возникает любовь. Проблема лишь в том, что они проявляют это чувство по-разному…
Приспособиться к жизни – главная задача каждого человека. И хорошо, когда рядом есть тот, кто всегда готов помочь. Трогательный фильм об искренности, откровенности, понимании, гневе, беззащитности… После его просмотра остается легкий привкус грусти.
8. Рай океана (2010, Китай)
Рай океана
Один из самых тяжелых в моральном смысле фильм в этом списке. И, возможно, не все осилят его посмотреть. Но одновременно и один из самых правдивых… В нем идет речь о том, что, кроме родителей, ребенок с аутизмом может быть больше никому не нужен в этом мире. В киноленте рассматривается вопрос, который с ужасом задают себе все родители детей с особыми потребностями, хотя кое-кто сам себе в этом не признается: «Что будет с моим ребенком, когда меня не станет?..»
Сэм Вонг – отец уже фактически взрослого парня с аутизмом Дафо. Он узнает, что неизлечимо болен и скоро умрет. Жена давно погибла, поэтому о его сыне некому будет позаботиться. Парень оказывается совсем неадаптированным к самостоятельной жизни. Большинство времени он предпочитает проводить, плавая среди жителей океанариума, где работает его отец.
Сэм начинает искать, однако слышит только отказы в местах, куда он обращается за помощью… А тем временем учит своего сына важнейшим навыкам самообслуживания, проезда в общественном транспорте, простейшим правилам работы, которую он смог бы выполнять. «Этот фильм посвящается обычным героям, которые встречаются среди наших родителей» – сказано в фильме.
Интересно, что Джет Ли (в фильме – отец Дафо) – легендарный актер, мастер ушу, сыграл в нетрадиционном для себя жанре и на протяжении фильма ни разу не продемонстрировал свои боевые навыки.
9. Антон тут рядом (Антон тут рядом, 2012, Россия)
Антон тут рядом
Аналогичная тема раскрывается и в российском фильме «Антон тут рядом». Только фильм этот – документальный, то есть о реальном парне с аутизмом Антоне (не актере), и в нем показаны печальные реалии жизни особых людей в постсоветских странах.
Любовь Аркус, киновед, редактор журнала (Википедия подсказывает, что она родилась во Львове (СССР (О_о) и является гражданкой Украины, но живет и работает в России) заинтересовалась произведением Антона Харитонова, а потом и его судьбой.
Рината, мать Антона, которая воспитывала его сама после развода умирает от рака. И Антон, который не адаптирован к самостоятельной жизни попадает в заведения, где не получает должной поддержки. Аркус пытается отыскать для парня место, где он мог бы жить среди доброжелательных людей и чувствовать любовь и поддержку. Наконец, ей удается найти такое место.
Но все же после просмотра не покидает грустное ощущение: если бы Антоном не заинтересовалась киновед, то что было бы с ним сегодня… А сколько таких, кем никто не заинтересовался?
10. Слово на букву «А» (The A Word 2016, Великобритания, сериал)
Слово на букву «А»
Пятилетний мальчик Джо шагает посередине шоссе и подпевает песенки, которые слушает в наушниках с плеера. Ребенок. Один. Преспокойно посреди дороги. Так начинается каждое утро и каждая серия этого необычного сериала. Мальчику диагностируют аутизм, однако его семья не может в это поверить.
Пол и Элисон, родители мальчика, ссорятся, целуются, ищут компромиссы, защищают права своего сына, разочаровываются, но находят в себе силы, имеют собственные амбиции и планы, за которые готовы бороться. Ребекка, сестра Джо, подросток; она быстро взрослеет со всеми сопутствующими эмоциональными срывами и разочарованиями, и чувствует себя невидимой в собственной семье.
Чем прекрасен этот сериал, так это тем, что хоть и вся жизнь семьи вертится вокруг Джо, однако каждый член семьи имеет еще свою работу, планы, идеи и, конечно, скелеты в шкафу. В нем любовь и ненависть, разочарование, предательство, печаль и радость, безнадежность и оптимизм.
Пока что вышло 6 серий, обещают продолжение, которое буду ждать с нетерпением. Очень современный, совсем не скучный, со специфическим юмором. С живыми эмоциями и переживаниями, но без привкуса безнадежности и безысходности.
***
Легко заметить, что фильмы, в которых присутствует аутизм, снимают в различных странах мира (Индия, Китай, Австралия, Великобритания, Россия…), не только в Голливуде. И во многих из них снимаются известные актеры мира. Итак, тему стремятся озвучить, осмыслить, объяснить обычным рядовым людям и представителям власти, привлечь внимание. Потому что все мы живем на общей планете, где каждый человек – частица рода человеческого. Каждый должен найти свое место в этом мире и может надеяться на понимание окружающих.
Рекламаl>
Для многих пользователей соцсетей, очень важна популярность их страниц. Для них накрутка инстаграм становится решением, по продвижению их социальных сетей. Считается что просування в інстаграм даст им возможность стать популярными, продвинуть их товары или услуги. И в этом правда. У вас все еще нет инстаграм? Пора регистрироваться и становиться популярным.