14 (1) сентября, престольный праздник Данилова монастыря, – день памяти преподобного Симеона Столпника (†459). Храм, посвященный святому, входит в единый ансамбль Святых врат и колокольни Данилова монастыря.
Преподобный Симеон (Старший), основоположник нового направления христианской аскезы – столпничества, молитвенного стояния на столпе, – получил свое имя «Столпник» за необычный подвиг: он долгие годы провел на столпе (башне) в посте и молитве. Своим подвигом святой позднее вдохновил многих подвижников благочестия. Одна из частиц мощей преподобного Симеона Столпника хранится в мраморной раке в Троицком соборе Данилова монастыря.
Великий подвижник христианской Церкви Преподобный Симеон Столпник родился во второй половине IV в. в Каппадокийской области Малой Азии от благочестивых родителей-христиан. Мальчик с детства пас овец и жил самой обычной крестьянской жизнью. Однажды 13-летний Симеон пришел в церковь и услышал, как священник читает заповеди блаженств, данные Христом во время Нагорной проповеди. Потрясенный учением Спасителя, юный Симеон понимает, что эти заповеди нужно исполнить до конца. Не заходя домой, он идет в ближайший монастырь и семь дней лежит перед вратами обители, слезно умоляя игумена принять его в число братии. На восьмой день его молитва была услышана. В 18 лет он принял монашеский постриг. С самого начала своей жизни в монастыре юный Симеон стал проводить жизнь аскета.
Узнав от братии о неумеренном, по их мнению, подвижничестве молодого инока, игумен предложил ему ослабить свои аскетические подвиги или покинуть монастырь. Преподобный Симеон нашел в пустыне высохший колодец и продолжил в нем свои молитвенные труды. Через некоторое время игумену монастыря явились в сонном видении Ангелы и повелели вернуть Симеона в монастырь. Но преподобный недолго пробыл в нем и снова ушел в пустыню. Он поселился в каменной пещере, проводя время в посте и молитве, все более совершенствуясь в иноческих подвигах. Так, сорок дней Великого поста он провел без еды и питья. Смысл всех аскетических подвигов святого состоял в том, чтобы как можно больше самому очиститься от грехов и приблизиться к Богу.
Слава о святом подвижнике возрастала. К нему стекались толпы верующих за советом и наставлением. Избегая мирской славы и стремясь вновь обрести утраченное уединение, преподобный избрал еще не известный в то время вид подвижничества. Он построил столп (башню) высотой и поселился на нем в маленькой келье, предавшись усиленной молитве и посту, продолжая изнурять свое тело. На столпе не было никаких приспособлений для защиты от зноя и холода, от ветра и дождя. Всю ночь и утро святой проводил в молитве, в девятом часу (т. е. в 3 часа дня) он со столпа поучал собравшийся народ, исцелял больных, разрешал жизненные вопросы и мирил враждующих. После захода солнца святой снова становился на молитву.
Святые отцы-пустынники, узнав о преподобном Симеоне, подвизавшемся на столпе, и желая проверить, не совершает ли он этот подвиг из гордости и угоден ли он Господу, отправили к нему своих посланцев с предложением сойти со столпа. Святые отцы предупредили посланников, что если преподобный будет повиноваться, им следует передать ему благословение на стояние, а в случае непослушания, насильно свести его со столпа. Услышав приказание, преподобный Симеон немедленно начал спускаться со столпа. Убедившись в его неподдельном смирении, посланцы остановили его и передали благословение отцов-пустынников на продолжение подвига.
Во время своего стояния преподобный Симеон был искушаем диаволом, который явился ему в образе ангела в огненной колеснице и сказал, что за свои подвиги Симеон, подобно пророку Илии, будет живым вознесен на небо. Преподобный одной ногой уже собирался встать на колесницу, но осенил себя крестным знамением, и видение исчезло. Раскаявшись, Симеон год простоял на той ноге, которой хотел встать на колесницу.
Преподобный обратил к вере во Христа огромное число людей разных национальностей. Многие язычники, потрясенные нравственной стойкостью и телесной крепостью, которые Господь даровал Своему подвижнику, приняли Святое Крещение.
Святой Симеон Столпник прославился не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Господь ниспослал ему дар врачевания душевных и телесных недугов. Число приходивших к нему за помощью непрестанно увеличивалось. В пустыне, где обитал преподобный, не было воды, а люди, стекавшиеся к столпу ради исцеления, хотели пить. Тогда святой силой молитвы исторг из земли воду.
Святой Симеон постепенно увеличивал высоту столпа. Вокруг него была возведена двойная ограда, не позволявшая слишком близко подходить к преподобному и нарушать его молитвенную сосредоточенность. Женщины вообще не допускались за ограду. Даже для собственной матери, блаженной Марфы, которой после долгих поисков удалось найти своего пропавшего сына, святой не сделал исключения. Он просил передать ей, чтобы она потерпела еще немного – и они скоро увидятся в жизни вечной. Заплакав, святая Марфа легла на землю около ограды и скончалась. Преподобный Симеон повелел принести ее тело к столпу, сам совершил над ней молитву и нежно простился с усопшей. Лицо покойной в этот момент осветилось улыбкой. Святая Марфа была погребена около столпа преподобного. Дважды в день святой Симеон совершал молитвы о ее упокоении.
Дожив до глубокой старости, преподобный Симеон мирно скончался в 459 г. О кончине святого первым узнал его ученик Антоний. Обеспокоенный тем, что преподобный три дня не выходил благословлять паломников, он поднялся на столп и нашел его мертвое тело, склоненное на молитве.
Когда преподобный Симеон скончался, его мощи при огромном стечении народа, с рыданиями провожавшего святого, перевезли в Антиохию. Впоследствии там была построена новая церковь во имя преподобного Симеона, где и покоятся его останки. При погребении святого Симеона совершилось много исцелений, которые продолжались в дальнейшем у раки преподобного. На месте столпа со временем был выстроен большой монастырь, первым наместником которого стал Антоний, ученик преподобного и составитель его Жития.
Православная Церковь называет преподобного Симеона «небесным человеком, земным ангелом и светильником Вселенной». Эти определения отражены и в композиции иконы святого, где венчающая столп полуфигура святого, облаченного в ярко-вишневую мантию, подобна пламени горящей свечи.
Одна из величайших святынь христианского мира – монастырь святого Симеона Столпника – расположен в 60 километрах к северо-западу от Алеппо (Сирия).
~
Тропарь преподобного Симеона Столпника, глас 1-й
Терпения столп был еси, ревновавый праотцем, преподобне: Иову во страстех, Иосифу во искушениих, и безплотных жительству, сый в телеси, Симеоне отче наш, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Кондак преподобного Симеона Столпника, глас 2-й
Вышних ищай, нижним совокупляяйся, и колесницу огненную столп соделавый: тем собеседник Ангелом был еси, преподобне, с ними Христу Богу моляся непрестанно о всех нас.
День памяти: 12(25) марта, 12 октября (25 октября) (греч.)
Содержание
Детские и юношеские годы
Святой Симеон Новый Богослов родился в состоятельной семье провинциальных дворян, в Пафлагонии (Малая Азия), в местечке Галати, в 949 году.
Родители стремились дать сыну хорошее образование. С этой целью, когда Симеон достиг одиннадцатилетнего возраста, отец привёз его в Константинополь. В соответствии с планами отца, после получения образования Симеон должен был поступить на государственную императорскую службу.
Дядя Симеона, Василий, занимавший важное место и пользовавшийся определенным влиянием при дворе, обещался похлопотать за племянника и лично представить его государю. Однако строительство светской карьеры не было центром желаний самого Симеона. Пройдя курс обучение на уровне среднего образования, он даже не возжелал получить высшее, хотя такие возможности у него были.
В этот период, вероятно, под влиянием духовной литературы, Симеон уже желал посвятить себя Богу. Но как это сделать? Какие шаги предпринять? И Симеон стал искать святого человека, который бы наставил и направил его по нужному пути. У многих из окружения Симеона такое желание, при его положении и возможностях в светской жизни, вызывало недоумение. Кто-то ему говорил, что такого святого, которого он ищет, не существует, что он его ни за что не найдёт. Симеон же молился и взывал к Богу о помощи.
Наконец, он встретил искомого праведника, пожилого монаха из Студийской обители. Его также звали Симеоном. Первое время Симеон продолжал жить гражданской жизнью, однако регулярно советовался со своим духовным отцом. Постепенно возрастал возрастом духовным, приучался к молитвенному деланию. Однажды, во время ночного моления, он сподобился созерцания необыкновенного свечения. Внутренне он наполнился неописуемой радостью. Как считается, в этом мистическом опыте Симеон стал очевидцем Божественного света.
Вскоре после периода религиозного воодушевления, как это случалось и с другими подвижниками, Симеон несколько охладел и вернулся к обыденной жизни. Правда, при этом, молитвами старца, он всё же избегал бесстыдных греховных желаний, грязных греховных поступков и дел. В таком состоянии Симеон пребывал несколько лет.
Монашеская жизнь
Наконец, при содействии Божьем, Симеон принял окончательное решение отречься от суетной светской жизни и вступить в ряды монашеского братства.
Поступив в Студийский монастырь, он встретил здесь своего духовного отца, давнего наставника, Симеона Благоговейного. Питая к нему неподдельное, искреннее уважение, Симеон с ревностью исполнял все его требования. Между тем, многие монахи отнеслись к столь сильной привязанности Симеона (к своему духовному отцу) неоднозначно. Им казалось, что такая привязанность слишком чрезмерна, что его послушание духовному отцу противоречит общему правилу подчинения игумену.
Симеон, искренне полагая, что духовника даровал ему Бог, не желал ослаблять послушания, и в результате неудовольствия братий был вынужден покинуть обитель.
Его новым пристанищем стал небольшой монастырь святого Маманта, также именуемый Ксерокеркской обителью. При этом он продолжал пребывать в послушании у Симеона Благоговейного (продолжавшего подвизаться в Студийском монастыре).
В новой обители Симеон вскоре принял монашеский постриг. Искренняя вера, ревность и добродетельность преподобного не остались незамеченными братиями и начальством монастыря, и уже вскоре Симеон удостоился возведения в иерейское достоинство, а спустя три года был возведён в сан игумена. Симеону был тогда тридцать один год.
Игуменство
Ко времени избрания Симеона на должность игумена обитель св. Маманта пребывала в плачевном состоянии: существенная часть зданий представляла собой полуразрушенные постройки; духовно-нравственный уровень немногочисленных монахов, страдавших от отсутствия надлежащего руководства, оставлял желать лучшего.
Возглавив обитель, преподобный бросил все свои силы и на восстановление её внешнего благообразия, и на преобразование внутренней жизни. На этом поприще он проявил себя как хороший организатор, чуткий, отзывчивый наставник и отец.
С помощью Божьей, а к Нему он взывал непрестанно, ему удалось переломить ситуацию к лучшему. В свою очередь это способствовало увеличению количества братий.
Характерной особенностью преподобного Симеона Нового Богослова как пастыря являлась приверженность идеям о возможности и даже необходимости ощущать присутствие Божье не только на высших ступенях подвижничества, но и на ранних этапах этого пути. В данном отношении святой Симеон именуется мистиком в самой узкой интерпретации этого слова.
Искренне веря, что Христос подаёт благодать всем, подлинно ищущим единения с Ним, он желал передать свой духовный опыт, в том числе опыт мистических переживаний встреч с Богом, всем братиям, широкому кругу людей.
При этом, конечно, подчеркивал, что для того, чтобы жить с Богом и в Боге, со Христом, во Христе, необходимо смиренно идти своим крестным путём, соблюдать заповеди, непрестанно молиться, исполнять рекомендации духовника.
Со временем преподобный Симеон приобрел широкую известность. Многие люди, в том числе сановитые особы, приходили к нему в поисках ответа на те или иные жизненные вопросы. Кто-то желал встать под его духовное окормление.
Между тем, по мере укрепления строя и порядка духовной жизни в обители некоторые из монахов стали выражать в отношении своего игумена непонимание, недовольство. Требования преподобного Симеона относительно монашеской жизни казались им слишком завышенными. Это привело к возрастанию напряженности в отношениях, которая, в конце концов, привела к разладу, а затем и к открытому конфликту.
Несмотря на усиливавшиеся сложности в управлении монастырём, преподобный не считал правильным и уместным чрезмерное ослабление предъявляемых к братиям требований, продолжал их вести хотя и по трудному, однако же спасительному пути в Царство святых.
Приблизительно через пятнадцать лет после вступления отца Симеона в должность настоятеля обители недовольные братия, приблизительно тридцать человек, устроили возмущение. Пытаясь изгнать его, они прервали его проповедь в храме и уже бросились в его сторону. Однако, отец Симеон сохранил спокойствие духа и пристально посмотрел на бунтовщиков. Это несколько охладило их пыл. Как сообщается в Житии преподобного Симеона, сама обитавшая в нём, как в святом, благодать удерживала их, отбрасывала прочь.
Возмутители так и не дерзнули наложить свои руки на игумена. Вместо этого они выбежали из церкви, выломали затворенные двери обители и ринулись в Патриархию. Изложив свои жалобы, они стали искать поддержки у Патриарха Сисинния, но тот, вникнув в суть дела, признал настоятеля правым, бунтовщики же были осуждены на изгнание из монастыря.
Между тем, отец Симеон, проявив милосердие и пастырскую заботу, приложил все старания, чтобы обидчики возвратились в обитель.
Последние годы жизни
После этого случая он ещё десять лет управлял монастырем, а затем, приблизительно в 1005 году, оставил руководство с благословения Патриарха Сергия. По всей вероятности, причиной этого решения послужило стремление к уединенному безмолвию. Вместо отца Симеона игуменом стал его ученик, Арсений. Сам же он остался жить при обители.
Между тем, деятельность и духовное творчество преподобного Симеона продолжало вызывать недовольство противников, на сей раз — среди представителей иерархии Константинопольской Церкви. Особо острое недовольство выказывал синкелл Стефан, бывший Никомидийский митрополит.
Он всячески порицал отца Симеона как за то, что тот «чрезмерно» славил своего почившего о Господе духовного отца, так и за его учение. Отчасти это было вызвано непониманием позиции Симеона, но отчасти (как полагают) — банальной человеческой завистью.
Конфликт продолжался несколько лет, вплоть до начала 1009 года, когда Симеон, при содействии церковных иерархов, возбужденных синкеллом Стефаном, был изгнан из обители.
Вскоре духовный сын отца Симеона, Фагура, движимый ревностью о благочестии, передал ему в управление молитвенный дом святой Марины. Помощью Божьей преподобный основал здесь небольшой монастырь.
Тем временем последователи преподобного прилагали усердие, чтобы оправдать своего наставника и учителя. В целях же самооправдания преподобный отправил Патриарху книжку, содержание которой было, затем, исследовано на одном из заседаний Синода и признано ортодоксальным.
Вызванный из изгнания святой Симеон, прибыв в Константинополь, был радостно встречен своими последователями. Патриарх готов был возвести его в епископское достоинство, и высказал это намерение преподобному. При этом он предложил ему вернуться в обитель, из которой когда-то был изгнан, и посоветовал быть более умеренным. Но преподобный отнесся к предложению холодно, ответив, что не он начал спор.
В дальнейшем он продолжал служить Богу в обители святой Марины. Он значительно реконструировал её, расширил границы. В этот период святой Симеон составил значительную часть своих «Гимнов».
В конце земной жизни он страдал от болезни желудка, а затем стал быстро терять свои силы. 12 марта 1022 года он мирно почил о Господе.
В честь преподобного Симеона Нового Богослова по благословению старца Порфирия Кавсокаливита в конце 1980-х годов построен первый храм и мужской монастырь.
Тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3
Божественное озарение, Симеоне отче, / восприяв в души твоей, / светило в мире показался еси светлейшее, / разгоняя того мракобесие / и всех уверяя искати, юже погубиша, благодать Духа, / Егоже прилежно моли // даровати нам велию милость.
Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 1
Внешния мудрости пребывая непричастен, / Божественныя же преисполнен был еси последи / и Новый Богослов воистинну всеми познася, Симеоне. / Сего ради твою память, отче мудре, почитающе, тебе вопием: / слава тя прославльшему Христу, / слава тя дивна Показавшему, // слава Действующему тобою всем исцеления.
Ин тропарь преподобному Симеону Новому Богослову, глас 4
Яко Света Трисолнечнаго зритель / и таинственнаго Богословия сказатель, / освященне Симеоне, отче наш, / испроси душам нашим просвещения свыше / и страстей отгони от нас мглу, / яко бо, служитель велий Христов, // всем подаеши полезная, преподобне.
Кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 3
Светом просвещен Трисолнечным, Богомудре, / Богослов явился еси Пребожественныя Троицы. / Свыше премудростию словес обогатився, / источил еси Богомудрия Божественный струй, / от нихже пиюще, вопием: // радуйся, треблаженне Симеоне Богонаученне.
Ин кондак преподобному Симеону Новому Богослову, глас 2. Подобен: Кровей твоих:
Яко Богослов Божий Божественнейший / и молитвенник наш велий ко Господу, / присно, Симеоне, моли даровали нам грехов прощение // и живота исправление, преподобне.
Моли́тва преподо́бному Симео́ну Но́вому Богосло́ву
Творе́ние преподо́бнаго Никоди́ма Святого́рца
О богоно́сный и христоно́сный и духоно́сный о́тче Симео́не, Но́вый Богосло́ве, преподо́бных похвало́, иерее́в сла́во, богосло́вов услажде́ние, моли́твы у́мныя учи́телю, Бо́га просла́вльший и от Бо́га просла́вленный в житии́ твое́м, па́че же по сме́рти, земны́й а́нгеле и небе́сный челове́че, ра́досте духо́вная и душе́вное весе́лие нам, смире́нным твои́м рабо́м и недосто́йным твои́м сыно́м, со благогове́нием и любо́вию пра́зднующим свяще́нную и светоно́сную па́мять твою! Приими́ песнь сию́, ю́же прино́сим ти я́ко да́р ничто́жный и мале́йший, за вели́кия благода́тныя да́ры, и́хже вси́ наслади́хомся, прие́мше я́ от тебе́, из кни́ги свяще́нных слове́с твои́х, и не отве́ржи сию́, я́ко твоего́ великоле́пия недосто́йну: отню́д бо не́мощни есмы́, е́же досто́йно восхвали́ти тя, толи́каго богосло́ва ве́лия. И в житии́ сем сохраня́й нас моли́твами твои́ми от вся́каго вре́да душе́внаго и теле́снаго, ви́димых же и неви́димых враг, моля́ непреста́нно И́же в Тро́ице Бо́га, да сподо́бит и нас, смире́нных, та́инственно ощути́ти посреде́ се́рдца на́шего у́мная де́йства боже́ственныя благода́ти Свята́го Ду́ха, ю́же погуби́хом, увы! нераде́нием на́шим и страстьми́; в бу́дущем же ве́це изба́ви ны твои́ми си́льными хода́тайствы от стра́шнаго осужде́ния и му́ки ве́чныя, и сподо́би на́с ве́чнаго блаже́нства во Христе́ Иису́се, Го́споде на́шем, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, че́сть и поклоне́ние, со безнача́льным Его́ Отце́м и Пресвяты́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Аминь.
Хотя прп. Симеон Новый Богослов скончался 12 марта 1022 (27), однако по причине выпадения памяти святого на Великий пост, празднование памяти Церковь перенесла на 12 октября.
Прп. Симеон Столпник
Симеон Столпник (356 — 459), преподобный Не путать с прп. Симеоном Дивногорцем, столпником «младшим» (521 — 596, память 24 мая)
Память 1 сентября
Родился в 356 году в Киликии от бедных родителей. Лет до 18 Симеон пас овец своих родителей, затем тайно от родителей ушёл в монастырь, у ворот которого пробыл семь дней, напрасно прося себе приюта. Допущенный наконец в этот монастырь, он провел в нем два года и перешел в другой, где иноки отличались большею строгостью жизни. Молодой монах сделал себе пояс из древесных ветвей, которые, засохнув, кололи и раздирали его тело. Настоятель снял с него этот пояс, но, боясь, чтобы пример самоистязания не нашел подражателей, удалил Симеона из монастыря.
Симеон переселился на высохшее дно глубокого озера. Когда его хотели снова взять в монастырь, он тайно ушел в окрестности Антиохии и поселился сначала в покинутой хижине при подошве горы, а потом на самом верху горы, где окружил свою келью забором. Железная цепь, одним концом прикованная к забору, другим была прикреплена к его ноге, так что он не мог выходить за свою ограду. Епископ Антиохийский Мелетий велел ему снять с себя цепь: «можно владеть собою и без оков, можно привязать себя к делу и месту одним разумом и волею своею».
Затем Симеон делается всемирно известным не только как аскет, но и как мудрый духовный наставник. Он умел читать в умах и сердцах и исцелять недуги душевные и отчасти телесные. Его узнали на всём пространстве Римской империи, а также персы, мидяне, сарацины, эфиопы, иберийцы, скифы, не имевшие постоянных жилищ. Императоры писали ему о делах.
В 423 году он придумал тот род подвижничества, который называется столпничеством. Он поставил столб, твердо укреплённый в основании, а на вершине имевший площадку для стояния и сиденья. На некотором расстоянии столп окружала стена, за которую никто не имел права входить. С приходившими к нему Симеон говорил с верхней площадки, говорил горячо, пророчески с целою толпой, и тихо, кротко — с пришедшими в одиночку. На площадке он проводил большую часть времени, хотя на ней не было никаких приспособлений для защиты от зноя или холода, от ветра и дождя. На столпе он подвизался более 40 лет, предаваясь непрестанной молитве. Однажды, рассказывает Феодорит, некто захотел сосчитать, по скольку поклонов делает подвижник в один прием, насчитал их 1244 и, утомившись, не продолжал счёта, а Симеон продолжал класть поклоны. В праздники святой стоял на площадке столпа, молитвенно простерши руки, от заката солнца до его восхода.
Молва о преподобном Симеоне дошла до высшей церковной иерархии и императорского двора. Антиохийский патриарх Домнин посетил преподобного, совершил на столпе Божественную литургию и причастил подвижника Святых Таин. Подвизавшиеся в пустыне отцы также узнали о преподобном Симеоне, избравшем такой трудный вид подвижничества. Желая испытать нового подвижника и узнать, угодны ли Богу его непомерные подвиги, они отправили к нему своих посланцев с повелением сойти со столпа и прекратить подвиг, поскольку подобный путь спасения доселе не был известен. При этом они приказали посланцам: в случае беспрекословного послушания святого Симеона благословить его на продолжение столпничества, а в случае непослушания насильно свести со столпа. Услышав приказание отцов-подвижников, преподобный Симеон немедленно начал спускаться. Тогда, убедившись в его неподдельном смирении, посланцы пустынников остановили его и передали благословение отцов на продолжение подвижнического труда.
Вероятно, столп Симеона только вначале состоял из одного сплошного толстого древесного ствола, как он изображён на очень древнем рисунке, воспроизведённом Боттари в виде гравюры: здесь видна верхняя половина туловища подвижника, держащего один конец веревки, к другому концу которой кто-то, стоящий вне ограды столпа, привязывает пищу или что-либо другое, нужное аскету. Считается, что это — точное изображение столпа Симеона.
На нём была устроена келья в два квадратных локтя, на стенках кельи была лёгкая покрышка немного выше роста преподобного, которая со временем сгнила. В кельи была дверка; когда она открывалась, народ мог видеть преподобного. Но впоследствии келья так обветшала, что даже в её расщелины можно было свободно его видеть. Столп доходил до 40 локтей в высоту, стоял на высокой горе и был окружён двумя каменными оградами .
Святой Симеон жил более ста лет и скончался во время молитвы в 459 году.
Десница прп. Симеона Столпника. Верийский Преображенский монастырь
Почитание
Православная Церковь в службе святому Симеону Столпнику называет его «небесным человеком, земным ангелом и светильником вселенной». Энциклопедия Брокгауза отмечает, что его аскетические подвиги были бы совершенно невероятны, если бы о них рассказывали не такие высокообразованные лица, как непосредственно наблюдавшие его известные церковные историки: Феодорит Кирский, Федор-Чтец, Евагрий и другие.
Ученик Симеона Антоний едва ли не первый составил его житие ; затем следует «житие», составленное неизвестным, редактированное болландистами в Acta sanctorum (5 июня) известного издания Ассемани «Bibliotheca orientalis»; греческая его биография составлена, как и все сочинения о нём, по рассказам Феодорита, Феодора-диакона, Евагрия и др. .
В иконописной традиции святой изображается как старец сирийского типа, с седой короткой, кругловатой бородой; волосы на голове седые, с желтизной, курчеватые (по греч. Подлиннику — «исчерна-седоватые»). Одежда убогая — власяница, короткая мантия, на голове куколь, строит внутри своей столпной кельи .
Его мощи почивали в Антиохии. Десница святого ныне покоится в монастыре Преображения Господня в Верии, Греция .
Молитвословия
Тропарь, глас 1
Терпе́ния сто́лп бы́л еси́,/ ревнова́вый пра́отцем, преподо́бне,/ И́ову во страсте́х, Ио́сифу во искуше́ниих,/ и безпло́тных жи́тельству, сы́й в телеси́,/ Симео́не о́тче на́ш,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.
Кондак, глас 2
Вы́шних ища́й, ни́жним совокупля́яйся,/ и колесни́цу о́гненную сто́лп соде́лавый,/ те́м собесе́дник а́нгелом бы́л еси́, преподо́бне,/ с ни́ми Христу́ Бо́гу// моля́ся непреста́нно о все́х на́с.
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- «Преподобный Симеон Столпник», календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии:
- «Преподобный Симеон Столпник», календарь на портале Православие.Ru:
- Минея. Сентябрь, изд. Московской Патриархии, сс. 11, 20 (молитвословия):
- Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон:
Статья Справочника для иконописца от иконописной мастерской Елеон,
Напечатано в издании Клавдиана, «Stylitica», т. 11.
Короткометражный фильм (премия ФИПРЕССИ Венецианского международного кинофестиваля).
Другие названия: «Симеон-столпник» / «Симеон Столпник» / «Симеон столпник» (варианты перевода названия), «Симеон-пустынник» / «Simon of the Desert» (международное англоязычное название).
Мексика.
Продолжительность 43 минуты.
Режиссёр Луис Бунюэль (специальный приз жюри Венецианского международного кинофестиваля).
Авторы сценария и диалогов Луис Бунюэль, Хулио Алехандро по сюжету Луиса Бунюэля.
Композитор Рауль Лависта.
Оператор Габриэль Фигероа.
Жанр: комедия, драма, кинофантазия
Проведя 6 лет, 6 недель и 6 дней в молитвах и аскезе, уединившись на столпе в сирийской пустыне, Симеон (Клаудио Брук) соглашается перейти на новую, более высокую колонну, воздвигнутую на средства состоятельного Пракседиса. Он отказывается принять сан священника, намереваясь и впредь обращать все свои мысли к Господу. Однако Симеона принимается искушать дьявол (Сильвия Пиналь).
Также в ролях: Энрике Альварес Феликс (брат Матиас), Ортенсиа Сантовенья (мать Симеона), Франсиско Реигуэра (дьявол в обличии старой ведьмы), Луис Асевес Кастанеда (священник), Антонио Браво (священник), Энрике Гарсиа Альварес, в эпизодах Хесус Фернандес (пастух-карлик, без указания в титрах), Глаубер Роша (без указания в титрах).
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 02.02.2017
Авторская оценка 8/10
(при копировании текста на первоисточник обязательна)
Трудно переоценить значение мексиканского периода в творчестве Луиса Бунюэля, несмотря на то, что в душе мэтр всегда оставался художником истово испанским, а его наивысшее признание, обеспечившее помимо прочего материальное благополучие, связано, скорее, с Францией. Есть в двадцатой по счёту (и последней) – из числа снятых там – картине режиссёра нечто такое, что замечательно передаёт дух этой страны, незаслуженно находящейся в тени США, несмотря на то, что подразумеваются события, отделённые от нас многими веками и разворачивавшиеся в сирийской пустыни, то есть в совсем другой части света. Вместе с тем речь идёт о феномене, значение которого по-прежнему остаётся огромным. Кинематографист, заинтересовавшийся личностью Симеона Столпника после прочтения сборника «Золотая легенда», составленного (приблизительно в 1260-м году) доминиканцем Иаковом Ворагинским, не изменил своим антиклерикальным взглядам, столь ярко раскрывшимся в предшествовавших кинопроизведениях. Особенно красноречивым видится приглашение на роль коварного дьявола-искусителя Сильвии Пиналь1, снискавшей международную славу в образе кроткой Виридианы, так и не ставшей монахиней, но и, что важнее, потерпевшей фиаско в грубой реальности. Когда актриса, памятная в облачении носительницы христианских добродетелей, предстаёт в обличии вульгарной совратительницы, меняющей наружность, подстраиваясь под стереотипы святого страдальца, возникает лёгкий эстетический шок. Вот только столпник, жёстко ограничивающий себя в сне, воде и пище, проповедующий абсолютное смирение и воздержание от мирских благ, не воспринимается слабой личностью. Клаудио Бруку удаётся замечательно выразить недюжинную внутреннюю силу человека, который – при всей физической немощи – способен одними лишь словами и мыслями творить великие чудеса: наставлять на путь истинный заблудившихся, исцелять душу и тело, чуть ли не повелевать стихиями. Беда, по мнению авторов, заключается в том, что, проводя годы в общении с Отцом Небесным, он оторвался – буквально и фигурально – от бренной матери-земли; вспомним и отречение прилюдно от собственной родительницы, пришедшей разделить участь сына. Тревожным звоночком (аскетом, естественно, незамеченным) служит реакция паломника, милостью Божьей получающего новые руки взамен тех, что были отрублены за воровство, и… преспокойно, с полнейшим равнодушием удаляющегося восвояси.
Символика так называемого числа зверя, знаменующего собой наступление срока испытания благочестивого отшельника, на поверку исполнена иронии. Сам сюжет позволяет Бунюэлю, не утратив чувства меры, насытить повествование дорогими сердцу сюрреалистическими элементами. Женщина с ангельской внешностью ведёт себя, как вульгарная проститутка, выставляя напоказ свои прелести, и изрыгает тонны проклятий (не следует удивляться, если на сеансе «Изгоняющего дьявола» /1973/ возникнет дежавю!), а позже – перемещается по пустыне в самодвижущемся гробу. И, разумеется, незабываемо последнее искушение Симеона, доставляемого в современный мегаполис. Это – не «шутка гения», не прихоть творца, наделённого властью манипулировать персонажами, по собственному усмотрению обращаться с пространством и временем. Речь идёт о том, что личность с уникальными моральными и эмоционально-волевыми качествами и колоссальными возможностями даже не прячется в катакомбах с ближайшими сторонниками – уединяется в пустыне, оставляя мир на попечение врагу рода человеческого. Это ли не достойно горького сожаления?.. По всему свету, словно в насмешку над небезызвестным столпом, понастроили небоскрёбов, а молодёжь беснуется на дискотеке, напоминающей шабаш ведьм (к тому же, звучащая рок-композиция носит претенциозное название «Радиоактивная плоть», под стать самому танцу – танцу заката и распада). Сатана не позволяет Симеону, внешне преобразившемуся, принявшему интеллигентный вид, напоминая теперь, скорее, битника или хипстера, покинуть сию обитель пороков и чувственных наслаждений – заставляет испить чашу до дна. Однако досаднее всего то, что мы не наблюдаем в нём и десятой доли прежнего энтузиазма. А ведь мудрыми людьми давно подмечено: промолчи, видя зло, и дьявол восторжествует. Сам Луис Бунюэль, заметим, заставить себя молчать не мог и не хотел.
Прим.: рецензия публикуется впервые