Многочисленные форумы Интернета является удобной возможностью для обсуждения различных тем. Вашему вниманию предлагаются мнения участников нашего молодежного форума «Доступно о Православии», которые они высказали о радости, смехе и юморе.
Юмор чужд раннему христианству! В Новом Завете мы не находим проявлений юмора. Мы нигде в Евангелиях не встретим смеющегося Спасителя. Напротив, Христос предупреждал «смеющихся ныне», что они «возрыдают». На земле Он не смеялся, ибо пришел со скорбной и великой миссией — искупить своими страданиями род человеческий.
Желание посмеяться над кем-либо из людей греховно и не безобидно, ибо унижает того человека, над кем мы смеемся. Кроме того, есть такое понятие как «смехотворство», которое не приносит никакой пользы, а лишь внешне возбуждает чувства. Корень же слова «смешно» — смеш-но, т.е. «смешано». И действительно, смешивание или путаница чего-либо часто вызывает смех. Это дело врага рода человеческого — смешивать и запутывать, а этому придается еще и привлекательная форма. А мы считаем это юмором.
Ти-сан
Здравствуйте! При полном уважении к Вашему мнению, попробую высказать свое.
Лично мне, как думаю, и многим другим христианам, вовсе не хотелось бы жить в Церкви, которая представляет собою некий заповедник «древнерусской печали и тоски” (см., вернее, слушай, Бориса Гребенщикова). Кураев назвал такое явление «синдромом бассет-хаундов” (кто не знает — это такая собака с огро-о-о-мными и гру-у-устными глазами).
Церковь помогает войти в жизнь вечную — а это не может не радовать. Радость порождает хорошее настроение, а оно, в свою очередь, является причиной смеха. См. труды русских и нерусских психологов — смех (кроме многих других своих смыслов) является в том числе и естественным выражением человеческой радости.
У архиепископа Сан-Францисского Иоанна (Шаховского) есть статья, посвященная смеху. Так вот, в ней он говорит, что смех бывает двояким — не только злым и глумливым, но и добрым, легко шутящим. Первый, безусловно, — явление отрицательное, ну а второй?..
У одного из ведущих римских богословов есть работа, посвященная смеху (на англ. и латинском языках). В ней собрано все из Священного Писания и Отцов (древних) о смехе. И смех там вовсе не рассматривается, как некоторое зло.
Более того, там (и у некоторых др. мыслителей) даже говорится о юморе Божьем.
А еще скажите, где Вы взяли, что корень слова «смех” — от «смешения”???
Juli
А как же слова апостола: «непрестанно радуйтесь”?
И всю жизнь в печали о грехе не проживешь, если только с психикой не все в полном порядке. Помните, у Отцов соблазнившемуся (о послаблении) авве было предложено натягивать тетиву лука? Если натягивать очень сильно, можно сломать лук. А сломанный арбалет бесполезен.
И в тоске, тем более о Господе, не вижу ничего хорошего. Не думаю, что Богу ЭТО нужно. Христиане — воинство Христово. Чем может быть полезен тоскующий воин на поле брани?
Мне лично очень нравится девиз «Без фанатизма!”
И о насмешке: греховна насмешка над человеком, а насмешка над грехом иногда даже полезна.
Иванн
Где в Библии сказано, что апостолы НЕ смеялись? Если они были обычными людьми, то значит, у них были эмоции, в том числе и чувство юмора.
Конечно смехотворство без всякого рассуждения осудительно.
Но то, что высмеивает порок — в этом, пожалуй, ничего плохого нет.
Поэтому я не думаю, что православный должен быть угрюмым и не улыбаться.
Если шутка не злая, не делает человеку больно, не вредит человеку, то почему бы не посмеяться?
Лично я за добрый смех.
Andrik
Предлагаю обсудить значение слова «радость”… Что такое духовная радость, и чем она отличается от радости пьяного подростка на дискотеке…
В определенных значениях слова «всегда” действительно имеется тождественность с «непрестанно”… С другой стороны, «всегда” может использоваться в значении «во всякое время”…
Но я думаю, здесь речь идет все-таки о духовной радости… Помните? «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение…” (Гал. 5:22)… Такую еле заметную, постоянную радость я видел в глазах у монахов…, а достигается она через непрестанную молитву, благодарение… «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе” (1 Фес. 5:16-18).Я так понимаю.
Принимая во внимание трехсоставность человека (дух, душа и тело), предположим, что существует радость трех видов: духовная, душевная и телесная. Используя метод исключения, приходим к тому, что юмор (по Ожегову — «изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде”) можно отнести к радости душевной.
Может ли человек жить только одним видом радости — это вопрос следующего этапа нашего исследования…
Как вам такая гипотеза?
Юмор — добродушная шутка, произнесенная с любовью, чтобы улучшить настроение унывающего ближнего, сделать жизнь его чуточку светлее.
Ведь «Царствие Божие внутрь вас есть” и «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи”… Не случалось ли с Вами, когда в присутствии человека, глаза которого наполнены теплотой и любовью, вдруг становится светло и радостно на душе?
Насколько человек чувствует в сердце своем сладость о любви Божией, настолько и радуется о Боге. (Тихон Задонский)
С радостью взираю на Господа, даже когда Он посылает мне скорби: радуюсь, что печалями делает меня Он легче, как золото, которое было смешано с прахом и потом очищено. (Григорий Богослов)
Как мед услаждает гортань нашу, когда вкушаем его, так увеселяет сердце наше любовь Божия, когда вкушаем и видим, «как благ Господь” (Пс. 33:9). (Тихон Задонский)
Божия благодать учит человека радоваться о Боге — Спасителе своем и порождает в сердце его истинную радость, духовную, небесную, и некое восхищение, и играние, и покой, и мир совести его; все это — предвкушение вечной жизни, крупицы от небесной трапезы, падающие в сердце человека (Тихон Задонский).
священник Алексей Б.
В конце литургии, после заамвонной молитвы, священник молится: «Исполнение закона и пророков Сам сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков”.
ДимаБин
Юмор по своей природе разный, как и эмоции. Юмор — категория эмпирическая. Различного рода казусы, случающиеся с нами и потом пересказанные близким и знакомым — это уже юмор. Все дело в том, как вы к юмору относитесь. Умеете вы отделить безопасный для вашей души юмор или нет. Разновидностей юмора — масса. Вам решать: какой юмор вредит, а какой, к примеру, выводит человека из состояния депрессии и уныния. По-моему, это самый безопасный способ избавиться от вышеперечисленных недугов. Юмор приносит радость, хотя согласен — не всякая радость послана Господом. И слова «радуйтеся», «веселитеся» встречаются в трудах святых не реже, чем «печаль» и «скорбь».
Форум «Доступно о Православии» www.forum.minds.by
Просмотрено: 0 раз.
Цитата из стихотворения «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву» (1796 г.) писателя и историка Карамзина Николая Михайловича (1766 – 1826).
Выражение стало популярным после того, как прозвучало со сцены в версии: «Смеяться, право, не грешно над тем, что нам порой смешно» в оперетте «Летучая мышь» (венская премьера 5 апреля 1874 г.). написанной композитором И. Штраусом по либретто Гафнера и Жене. Русский переводчик использовал в своей версии текста это карамзинское выражение.
Текст Карамзина из «Послание к Александру Алексеевичу Плещееву»:
Кто муз от скуки призывает
И нежных граций, спутниц их;
Стихами, прозой забавляет
Себя, домашних и чужих;
От сердца чистого смеется
(Смеяться, право, не грешно!)
Над всем, что кажется смешно, —
Тот в мире с миром уживется
И дней своих не прекратит
Железом острым или ядом…
В 20 веке эта фраза стала особенно популярной после того, как ее применил знаменитый артист Аркадий Райкин (1911 – 1987) в фильме «Люди и манекены», режиссёры В. Храмов, Аркадий Райкин (1974, 1975 г.), Авторы сценария: Михаил Жванецкий, Лион Измайлов, Аркадий Райкин.
Примечания
1) Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс». Вадим Серов. 2003.
Дополнительно
Карамзин Николай Михайлович
Цитаты Карамзина Н.М.
Фразы из фильма «Люди и манекены»