Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях со сверстниками и с родителями.
Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям и приобретения статуса среди сверстников. Необходимо, чтобы родители увидели, насколько важна для их ребенка проблема вхождения в новый коллектив, и оказали ему психологическую поддержку.
Конечно, в этом возрасте крайне нежелательно вмешиваться во взаимоотношения ребенка со сверстниками, приходить в школу или выяснять отношения с родителями других учеников (исключение составляют только самые крайние случаи, когда у родителей есть основания для серьезных опасений).
Родители, заметившие, что их ребенок стал более раздражительным (или более мрачным и апатичным), чем раньше, должны помочь ему справиться с трудностями в учебе. Для этого прежде всего надо выяснить, с какими именно затруднениями он столкнулся, какие предметы сложнее всего даются. Затем постараться объяснить, что требования к нему возросли и педагоги оценивают его по новым критериям. Ведь ребенку кажется несправедливым, что за сочинения, например, по литературе учащемуся в средней школе ставили «отлично», а теперь «хорошо» или «удовлетворительно».
Нужно вместе с ребенком проанализировать те замечания, которые делают педагоги, и сформулировать новые параметры оценки успеваемости, уточнив, каким условиям должны отвечать его письменные и устные работы, рефераты, доклады. Возможно, для этого понадобится консультация учителя (желательно, чтобы ее получил сам школьник, а не его родители). Нужно помочь ребенку выполнить несколько заданий в соответствии с установленными правилами.
Нередко встречающаяся в десятом классе проблема — ярко выраженное желание отдохнуть после напряженного девятого и перед выпускным одиннадцатым классом.
Школьник чувствует себя уставшим от серьезных экзаменов и важных решений о своем будущем. Безусловно, школьникам необходима передышка. Более того, родители тоже могут воспользоваться возможностью проводить больше времени с детьми и помочь им восстановить и накопить силы.
Однако есть и большая опасность — можно, не желая того, позволить ребенку основательно «расслабиться» и потерять не только рабочий тонус, но и драгоценное время для подготовки к выпускным экзаменам.
Когда взрослые видят, что ребенок окончательно погрузился в свою жизнь и не занимается ни учебой, ни помощью по дому, они пытаются воздействовать на него критикой и упреками. Обычно родители «пилят» ребенка примерно так: «Опять ты валяешься на диване и слушаешь это тупое радио! Ты целыми днями ничего не делаешь, тебя ничего не интересует! Придешь из школы и лежишь на диване с телефоном или болтаешь по телефону до одури!.. » и т.д. и т.п.
Сами взрослые понимают, почему и за что они ругают своих детей, — ведь каждый родитель чувствует ответственность за будущее своего ребенка и, конечно, мечтает увидеть его успешным и счастливым в личной и в профессиональной жизни. Если родителям удалось добиться успеха, то они считают свою дорогу удачной, надежной и, к сожалению, единственно правильной. Если же не все в их жизни сложилось удачно, то они начинают бояться, что ребенок «наступит на те же грабли», и постоянно видят что-то опасное в его поведении.
Свои представления о том, как правильно строить жизнь, родители пытаются навязать ребенку. Они часто забывают, что сами, будучи подростками, не всегда вели себя идеально (в том числе с точки зрения их собственных родителей).
Для того чтобы старшеклассник не отдалялся от взрослых, нужно донести до него свои опасения в обычной беседе, объяснить, что именно в поведении ребенка заставляет вас беспокоиться. Расскажите ребенку о том, что интересовало вас в его возрасте, о каких упущенных возможностях вы жалеете, но сделайте это спокойно, не поучая и не раздражаясь.
Хорошо ориентироваться в явлениях, составляющих так называемую молодежную субкультуру, очень важно для ребенка в этом возрасте. Нередко бывает, что родители уже заранее уверены: все, что занимает подростка, — сплошные глупости. Только присмотревшись и, конечно, вспомнив собственные отроческие годы, взрослый может понять, что для уверенности в себе ребенку необходимо знать, чем живут его сверстники.
Если тот стиль в одежде или в макияже, который выбрал ваш ребенок, не нравится вам, ни в коем случае нельзя его ругать, запрещать ему так одеваться или насмехаться над ним. Поговорите, объясните, что вам кажется неподходящим, и предложите, что именно и как изменить.
Юноши и девушки охотно используют время обучения в десятом классе для общения с друзьями и для разнообразных внешкольных занятий. Школьники проводят все больше времени вне дома, поздно возвращаются, реже, чем раньше, приглашают друзей к себе.
Родители должны объяснить ребенку, что они волнуются за него, но ни в коем случае не выдвигать необоснованных требований: «всегда быть дома в 20 часов и точка». Любое требование должно быть разумным и аргументированным.
В десятом классе школьник должен окончательно определиться, будет ли он поступать в вуз после окончания школы. Если принято положительное решение, надо сформулировать конкретные шаги, которые следует предпринять для поступления, и начать готовиться к экзаменам.
Первый шаг — выбрать конкретное учебное заведение, в котором хочет учиться школьник. Желательно подготовить «запасные варианты», т.е. наметить два-три подходящих вуза, в которых совпадают сдаваемые предметы. При помощи Интернета можно найти координаты этих учебных заведений и ознакомиться с условиями приема.
Если есть такая возможность, то именно в десятом классе необходимо посетить День открытых дверей выбранного высшего учебного заведения. Во-первых, там можно получить наиболее полную информацию, задать все интересующие вопросы и купить справочную литературу. Во-вторых, для школьника очень полезно побывать (желательно не один раз) в том здании, где ему предстоит учиться, сориентироваться там, выяснить, как лучше добираться, сколько на это требуется времени. В таком случае внешние факторы не будут для него стрессовыми, ведь он окажется в уже знакомой обстановке.
Однако существуют и некоторые сложности во взаимодействии взрослых и детей. Это касается личной жизни подростков, куда вход родителям зачастую запрещен. При умелом дозировании общения, уважении права ребенка на личное пространство этот этап проходит достаточно безболезненно. Обратите внимание, что мнение сверстников в данный возрастной период представляется детям гораздо более ценным и авторитетным, чем мнение взрослых. Но только взрослые могут продемонстрировать подросткам оптимальные модели поведения, показать им на собственном примере, как надо строить отношения с миром. |
Попытка проанализировать социальные проблемы, с которыми сегодня сталкивается ребёнок, приводит к мысли о необходимости осознать объективные сложности, которые испытывают те, кто отвечает за воспитание, обучение и развитие детей. А это, в первую очередь, конечно, родители и педагоги. Размышляя над специфическими проблемами педагогических коммуникаций в современных условиях, задаёшься вопросом: что изменилось во взаимоотношениях педагогов и родителей за последние два десятилетия и, естественно, совершаешь мысленно экскурс в историю вопроса.
Отношения между школой и семьёй и в прежние времена нельзя назвать идиллическими, но всё же школа и семья сосуществовали, сотрудничали, более или менее успешно решая проблемы обучения и воспитания детей. Сегодня отношения между этими важнейшими общественными институтами, отвечающими за будущее подрастающих поколений, носит явно конфликтный характер, что не может устраивать ни одну из сторон. Трудно не согласиться с доктором педагогических наук академиком Д. И. Фельдштейном: «Сегодня остро встает проблема осмысления именно современной среды, в которой находится человек, понимания, в каком мире, каком пространстве и в каком обществе он живет и какие требования объективно предъявляет к нему новая ситуация его развития, какие требования формулирует и предъявляет общество». Это в равной мере относится как к ребёнку, так и к тем, кто его обучает и воспитывает. Осмысление современной ситуации необходимо и педагогам, и родителям. Только объединение усилий тех и других может помочь найти ответы на непростые вопросы взаимоотношений семьи и школы в современных условиях.
Как выглядят претензии педагогов к родителям? Родители, по мнению учителей, ссылаясь на занятость на работе, дистанцируются от решения проблем детей не только в вопросах обучения, но и воспитания, перекладывая всю ответственность на плечи педагогов. Пытаясь решить возникающие у детей проблемы, родители не вникают в суть трудностей ребёнка, предъявляют претензии учителю зачастую в крайне некорректной форме, стараясь поставить педагога в позицию обвиняемого. Даже если родитель обращается за помощью к учителю, делает это в «пожарном» режиме и старается диктовать свои условия в решении проблемы. Родители, по мнению педагогов, порой не готовы адекватно оценивать возможности и способности своего чада, поэтому зачастую предъявляют учителю необоснованные претензии, связанные с не успешностью ребёнка в освоении программы, обвиняют в предвзятом отношении, в занижении отметок. Становится нормой в решении конфликтных ситуаций обращение родителей с жалобами на учителя, школу в различные инстанции даже без попытки разобраться в сложившейся ситуации, что, по мнению учителей, свидетельствует о недоверии и пренебрежительном отношении родителей к тем, кому они доверили ребёнка.
А что же родители? Рассмотрим их претензии к школе. Оказывается, они не так уж отличаются от претензий учителей: пренебрежение своими профессиональными обязанностями (отсутствие индивидуального подхода к ребёнку, несвоевременное информирование родителей о проблеме, нежелание в удобное для родителей время беседовать с ними и т.д.). Учителя предъявляют претензии родителям, а реальной помощи не оказывают, перегружают детей, слабо контролируют… Не правда ли, много общего?
Таким образом, взаимодействие родителей и школы превращается во взаимопротиводействие. Вроде бы и те и другие находятся в одной лодке, а гребут в разные стороны. Далеко ли эта лодка уплывёт? Как и почему сложилась описанная ситуация? Простого ответа нет, но искать его нужно.
За последние два десятилетия в жизни страны произошли грандиозные изменения, что во многом перевернуло сложившиеся взгляды, сломало многие традиционные представления в области ценностных ориентаций. Изменения экономические, политические, социокультурные, психологические во многом изменили общественное мировоззрение, осознание людьми собственного социального статуса. Учитель, ранее традиционно считавшийся непререкаемым авторитетом для детей и родителей и единственным источником знаний, вдруг перестал быть таковым, а школа потеряла монополию давать образование ребёнку. Те ценности, которые считались непреложными, вдруг потеряли свою значимость, хотя продолжают декларироваться. Педагоги растерялись, особенно если учесть, что это люди в основном старшего и среднего возраста, они просто оказались не готовыми перестроиться в изменившихся условиях. Да и бесконечный процесс реформирования образования не самым благоприятным образом влияет на психологический климат в образовательном пространстве школы.
Сегодняшние папы и мамы – это зачастую успешные люди, всего добивающиеся немалыми усилиями, озабоченные профессиональным и карьерным ростом. Семья для них далеко не всегда является главной жизненной ценностью. Такие родители не согласятся на роль безответного ученика, они не видят в учителе авторитета, которому они готовы беспрекословно подчиняться. Многие родители в неудачах своих детей готовы обвинять исключительно школу, не признавая, что существенная доля ответственности за ребёнка лежит и на их плечах.
Д. И. Фельдштейн в статье «Ребёнок в современном мире» отмечает, что и мир детства не мог остаться в стороне от стремительно изменяющихся условий жизни: «Перед нами сейчас ребенок 2010 года: младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, — который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «Дитя», которого описывали Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов… Пиаже, Корчак и другие великие детоводители прошлого, но даже качественно отличается и от ребенка 90-х годов XX века. При этом ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника 20-летней давности, он просто стал другим!» Сегодня ребёнок уже с дошкольного, младшего школьного возраста оказывается под влиянием не только, а порой и не столько родителей, семьи, класса, школы, дворовой компании и т.п. Информационное пространство стремительно и зачастую бесконтрольно расширяет социальное пространство, в котором оказывается несозревшая личность. Хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, делает менее значимыми знания, получаемые в семье от родителей, воспитателей, учителей.
Конфликтность отношений семьи и школы мешает педагогам и родителям осознать необходимость совместных усилий в решении назревших проблем. Конфликтность усугубляет также введение в обиход понятий «заказчик» и «исполнитель». Буквальное и однозначное восприятие значения этих слов ожесточает одних и дает почву для необоснованного высокомерия другим. Это во многом определяет характер взаимоотношений педагогов и родителей: борьба амбиций, а ребёнок лишь повод для выяснения отношений. И тогда центром внимания становятся вовсе не проблемы и интересы ребёнка.
Немаловажную роль в формировании отношений между семьёй и школой (как, собственно, и вообще во взаимоотношениях людей) сыграли так называемые «пять М»:
– маркетизация (всё имеет свою цену);
– маргинализация (неравный доступ к образовательным ресурсам);
– медикализация (увлечение постановкой диагнозов, стремление медикаментозным способом решить все проблемы);
– мобилизация (готовность к противодействию, борьбе вместо поиска конструктивного решения проблем);
– милитаризация (агрессивные формы социального поведения).
Используя материалы лекций кандидата психологических наук, профессора кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ Чепель Т. Л., подведём некоторый итог сказанному.
Представления родителей о сотрудничестве с учителями (по данным опроса в РФ):
– 69% опрошенных убеждены в том, что родителям следует поддерживать постоянный контакт с учителями своего ребенка, не ограничиваясь эпизодическим общением в рамках родительских собраний;
– 17% полагают, что для общения учителей и родителей вполне достаточно родительского собрания;
– Затруднились высказать мнение о желательной интенсивности контактов между родителями и учителями 14% респондентов.
Представления учителей о позиции родителей в современной школе:
– Управляющие учителем (45%): всегда правы; контролеры; диктаторы; почти боги; критики; учат учителя, как ему работать…
– Потребители (40%): сняли с себя ответственность за ребенка; переложили все на школу; равнодушные; наблюдатели; отстраненные; «кукушки»; интересуются только своей личной жизнью и карьерой…
– Спонсоры (18%): доноры; люди, думающие только о прибыли; стараются обеспечить своих детей всем необходимым …
– Любящие детей (13%): слепая родительская любовь; заступники ребенка; готовы любому перегрызть горло за своего ребенка…
– Противники учителя (10%): жалобщики, зануды, выскочки, страшные люди…
– Помощники учителя (16%): союзники; посредники между учителем и ребенком…
Представления школьников о взаимоотношениях учителей и родителей (по данным опроса 3000 школьников старших классов М. Безруких):
– 74% считают взаимодействия родителей и учителей малоэффективными и разрушительными;
– из них 11% вынуждены были перейти в другую школу по этой причине;
– большинство школьников считают, что в самом начале взаимоотношений ситуация была разрешимой, но ни родители, ни учителя не смогли преодолеть возникшее непонимание.
В той же статье Д. И. Фельдштейн отмечает: «… в целом мы все еще плохо знаем социальную ситуацию функционирования и новые характеристики процесса развития современного ребенка. Необходимость глубокого изучения данной проблемы диктуется и тем, что наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности ребенка, прогноз, который подкрепляется ослаблением многих факторов, обладающих потенциалом противодействия нарастающим негативным влияниям. В их числе низкий уровень развития родительской мотивации, слабое владение навыками общения с детьми, плохая организация бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иных сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. Возникает своего рода «наследование» опыта семейных неудач и родительской неэффективности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. В итоге сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых».
Становится очевидным, что взаимоотношения семьи и школы должны стать действительно партнёрскими, не декларативными, а содержательными и основываться на следующих принципах (из материалов лекции Яковенко Т.Д., руководителя отделом здоровья и развития дошкольников МКОУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»).
Принципы сотрудничества:
1. Принцип субъектности всех участников взаимодействия.
2. Принцип диалогического общения.
3. Принцип деятельностного подхода.
4. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода педагогов к семьям воспитанников.
5. Принцип развития всех участников взаимодействия.
Таким образом, напрашивается вывод: выход из сложившейся ситуации необходимо искать всем. Но это невозможно сделать без осознания объективности причин происходящего. И думается, что главную роль в процессе сближения семьи и школы могут сыграть опять же учителя как профессионалы в деле налаживания педагогических коммуникаций (если, конечно, они профессионалы).
Пожелаем же педагогам удачи и терпения на этом пути, ведь, говоря современным языком, цена вопроса – РЕБЁНОК!
Российские ученые проследили за тем, какие социальные факторы влияют на успеваемость студентов-первокурсников. Оказалось, что успехи в учебе сильнее всего связаны с кругом общения, сообщает ТАСС. Исследование опубликовал научный журнал PLOS ONE, кратко об этом пишет пресс-служба ВШЭ.
«Используя данные о динамике сетей дружбы, помощи и академической успеваемости, мы зафиксировали принципиальные различия в функционале этих связей. Так, мы показали, что обращение за помощью по учебе не приводит к росту успеваемости. А вот дружба с теми, кто хорошо учится – приводит», – рассказала София Докука, научный сотрудник Института образования ВШЭ и один из авторов исследования.
В последние годы социологи и специалисты в области образования начали детально изучать то, как различные социальные и психологические факторы влияют на успеваемость школьников и студентов. К примеру, четыре года назад исследователи из Брауновского университета (США) показали, что мобильные устройства в целом негативно влияют на успеваемость детей. Аналогичные закономерности ученые открыли в том, как на успеваемость влияет семья, склонность к самостоятельному обучению и различные хобби.
Российские исследователи изучили влияние одного из самых малоизученных факторов подобного рода – социальной среды, которая окружает студентов или школьников. Как отмечает Докука, традиционно считается, что общение с отличниками улучшает успеваемость других студентов. Однако численные показатели этого эффекта и механизмы его работы никто еще детально не изучал.
Специалисты из ВШЭ попытались заполнить этот пробел, проследив за тем, как два разных социальных фактора – дружба и взаимопомощь – влияли на успеваемость студентов-первокурсников экономического факультета вуза. Для этого они несколько лет наблюдали за успехами и неудачами нескольких десятков добровольных участников эксперимента, после чего проанализировали собранные данные, используя специально созданную для этого математическую модель.
Расчеты показали, что изначально студенты не выбирали друзей по их успеваемости, однако со временем их успехи в учебе становились схожими. В частности, первокурсники, которые общались в основном с отличниками и «хорошистами», достигали высоких успехов в обучении. Аналогичным образом дружба со студентами с низкой успеваемостью впоследствии снижала оценки изначально более успешных сверстников.
При этом взаимопомощь не так сильно влияла на успеваемость студентов, как дружба, несмотря то, что такой способ повышения успеваемости хорошо развит в российских вузах. Поэтому ученые предполагают, что университетам нужно побуждать «проблемных» студентов дружить с теми однокурсниками, которые достигают высоких успехов в обучении, что будет повышать и их собственную успеваемость.
Сегодня, когда окружающий нас мир как никогда изменчив и динамичен, мир профессий отражает все его экономические, социальные и даже политические изменения, а диктуемые им требования к личности постоянно изменяются, естественно, что ещё более остро встают проблемы профориентации школьников. В идеальной ситуации подросток должен быть активным, деятельным, уметь быстро подстроиться под ситуацию на рынке труда, успешно ориентироваться в многообразии профессий и примерно определять, насколько его личностные качества подходят под выбранную специальность. По факту же старшеклассники могут полагаться только на самого себя и непрофессиональную помощь родителей и друзей. По результатам многочисленны опросов и исследований до 70% выпускников из 9-11 классов практически не обладают знаниями о реальных потребностях и имеющимся на рынке труда спросе, а значит, за этим последует случайный выбор профессии, который повлечёт за собой растрачивание сил впустую с непонятным результатом, что в дальнейшем может привести к ненужным потерям времени и ухудшением самооценки школьника.
Содержание
Проблемы профориентации школьников
Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека, тогда как текущие проблемы профориентации школьников включают в себя:
- Нестабильные всплески интереса к профессиям и труду.
- Отсутствие навыков определения, своих личных предрасположенностей и способностей применительно к выбираемым профессиям.
- Затруднённые определение и оценка своих перспектив развития в различных профессиях.
- Гнетущая необходимость сделать выбор профессии самостоятельно и нести за него ответственность.
- Увеличившиеся требования к выпускникам школ и их недостаточный уровень подготовленности к профессиональному определению.
- Отсутствующая или неквалифицированная помощь в выборе профессии для школьника.
- Отсутствие постоянно действующей, широко распространённой программы для знакомства с разнообразными специальностями, рынком труда, его требованиями и потребностями.
Конечно же, здесь перечислены далеко не все имеющиеся проблемы профессиональной ориентации школьников и старшеклассников, но оценить по ним масштаб ситуации и необходимость действовать труда не составит.
По мнению доктора психологических наук, профессора кафедры психологии МГУ Пряжникова Н.С., всё более заметным становится стремление учитывать индивидуальные способности ребёнка при профориентации, а личностное самоопределение начинает приобретать формы профессиональной ориентации. Которая представляет собой внутреннюю готовность личности к самостоятельному и, что является одним из самых важных моментов, осознанному выбору одного из многих вариантов развития, как жизненного, так и профессионального. Выпускники начинают проявлять пусть небольшую, но всё же готовность рассматривать себя не только в настоящем времени, но и учитывая планы развития. Самостоятельно выявляя значимые именно для них смыслы определённой профессиональной деятельности.
Противоречия профориентации школьников
- Имеющиеся потребности общества часто идут вразрез с личными планами и желаниями школьников. Даже зная о перенасыщении рынка труда представителями «модных» и «престижных» специальностей, выпускники школ осознанно затрудняют себе дальнейшее трудоустройство, выбирая их в качестве желаемой профессии.
- Выбранная профессия не всегда соответствует возможностям старшеклассника. Получив соответствующее образование и приступив к работе человек понимает, что выбор был ошибочным и для успешной реализации себя на данном поприще у него нет требуемых качеств личности. Смена профессии или переквалификация приводят к большим потерям времени и сил.
- Сочетание острой нехватки ведущейся профориентационной работы и необходимости обязательного выбора. К последнему классу школьники обычно осознают, что сложный выбор карьерного пути по душе приведёт к длительным последствиям.
- Отсутствие у школьников навыков планирования, прогнозирования вкупе с необходимостью выстраивать долговременные планы своей будущей жизни и карьеры одновременно. В такой ситуации выпускник школы более-менее может представлять желаемые жизненные пути и предполагаемые профессии, но способы достижения данных целей будут ускользать от него без посторонней помощи.
- Требование обязательного выбора набора сдаваемых государственных экзаменов для последующего поступления в учебные заведения и профессии накладывается на отсутствующее или недостаточное представление учащихся о многообразии имеющихся в мире профессий, что приводит к череде ошибок, таких как выбор будущей карьеры по степени её «престижности», за компанию с друзьями или просто по советам родителей. Большая часть подобных ошибок и методы их решения подробно разобраны в нашей статье «Типичные ошибки выбора профессии».
- Потребность школьников в профессиональном обучении и отсутствие или недостаточная квалификации школьных психологов и профконсультантов, способных вести длительную профориентационную деятельность начиная с начальных классов и сопровождая ребёнка до самого выпуска.
- Желая попробовать себя в той или иной профессии, школьник понимает, что такой возможности в школе или ближайшем окружении просто не существует. Профориентационные уроки в игровой форме не проводятся, экскурсии на предприятия не осуществляются и т.д.
Рекомендуемые профориентационные мероприятия
Для постепенного исправления общей ситуации с имеющимися проблемами профориентации школьников можно выделить следующие мероприятия, которые должны использоваться комплексно и на протяжении длительного времени без перерыва:
- Профессиональное просвещение школьников с целью расширения общего кругозора.
- Профессиография, т.е. изучение требований, предъявляемых различными специальностями к личным качествам работника. При передаче накопленных знаний школьникам, у тех появляются знания и навыки определения необходимости и востребованности специальности, перспективы карьерного роста, личностного развития, предполагаемой заработной платы, должностных обязанностях.
- Воспитание желания трудиться и выбирать наиболее необходимые обществу профессии с учётом индивидуальных характеристик путём профессиональной пропаганды.
- Развитие и улучшения индивидуальных качеств школьника (желание трудится, ответственность, чувство гордости за выбранную профессию, чувство долга перед окружающими и т.д.).
- Определение профпригодности для возможного прогнозирования овладевания старшеклассником различных профессий.
- Профессиональная диагностика для изучения личностных характеристик значимых для профессиональной деятельности качеств выпускника и мониторинга профилизации.
Результатом введения и поддержания подобных комплексных мер можно с большой долей уверенности предположить значительное увеличение количества однозначно определившихся с желаемым направлением профессиональной деятельности детей, а, следовательно, помочь им избежать множества ошибок и решить проблемы профессиональной ориентации школьников.
Выводы
В качестве заключения и обобщения всего вышесказанное можно с уверенностью предположить высокую эффективность повышения информированности школьников на соответствующих уроках, мероприятиях и индивидуальных консультациях с квалифицированными специалистами.
Несомненно, что огромное значение должно придаваться изучению психологии самоопределения. Только с помощью неё возможно комплексное решение остро стоящих проблем профориентации школьников. Эффективность профориентации выпускников школ может быть повышена путём актуализации субъективных желаний и позиции подростков, активным их включением в важную для развития личности деятельность и стимулировании личного выбора интересующих профессий. Большим подспорьем самоопределению подростка будет составление им предполагаемого карьерного пути, который приведёт к осознанному выбору профессии и осознанию факта, что он сам принял решение и готов нести за него ответственность, одновременно гордясь этим. Иначе, если такой выбор будет навязан сверху или сделан под влиянием сиюминутных обстоятельств, то не будет и успешного самоопределения наряду с решением проблемы профориентации. Профессиональное самоопределение это далеко не только факт выбора специальности, но и, в том числе, длительный динамический процесс формирования профессионала на протяжении всей жизни.