Предложение мотивировано тем, что до сих пор Колумбайн является символом вдохновения для людей, которые устраивают стрельбу в учебных заведениях.
Последний похожий случай: В США подростки открыли огонь по ученикам в школе: есть жертвы – фото
Примером этого можно назвать, в частности, и события, которые произошли в октябре 2018 года в оккупированной Керчи. Там 20-летний студент Влад Росляков устроил кровавую бойню в стенах колледжа. Вероятнее всего, его вдохновила именно история с Колумбайном. Парню удалось даже «превзойти» своих вдохновителей – Эрика Харриса и Дилана Клиболда – они убили 13 человек, а Росляков – 20. Больше о кровавой бойне в Керчи – .
Так, руководитель американского округа Джейсон Гласс обратился к родителям школьников с предложение сравнять с землей старое здание школы Колумбайн, а также построить новое здание в другом месте.
Школа Колумбайн/ Getty images
По его мнению, это перестанет вдохновлять стрелков на массовые убийства в школах. Соответствующее обращение размещено на сайте, посвященном учебным заведениям округа Джефферсон.
Трагедия в средней школе Колумбайн в 1999 году служит отправной точкой для убийств в школах. Ученики просматривают и изучают видео бойни в Колумбайне и находят в нем страшный источник вдохновения и мотивации. Они называют себя «колумбайнерами», такие одержимые люди есть по всему миру,
– отметил Гласс.
Вместе с тем, он добавил, что ежегодно в школу пытаются пройти несколько сотен людей. Они хотят посмотреть на место жестокого преступления.
Мемориал возле школы Колумбайн в США/ Getty images
Гласс в своем заявлении предлагает оставить мемориальное здание библиотеки, а место, на котором стоит старая школа, засадить травой.
Что известно про стрельбу в школе Колумбайн? Это – одно из крупнейших массовых убийств, которые когда-либо происходили в школах США.
В средней школе Колумбайн, штат Колорадо, 20 апреля 1999 года двое учащихся Дилан Клиболд и Эрик Харрис из огнестрельного оружия убили 13 человек и ранили еще 36 человек. После этого злоумышленники застрелились сами, их тела нашли в библиотеке.
Трагедия в Колумбайне получила широкий резонанс в обществе и вызвала споры о необходимости усиления контроля над огнестрельным оружием в США.
Кадр стрельбы в школе Колумбайн
Она красит волосы в жгучий красный, потому что это выглядит куда безопаснее прокола пупка. Она курит Marlboro Lights, но также не стыдится воровать подобные сигареты из чужой пачки с зелёным цветом и вкусом ментола. Ей не стыдно ни за что прочее. На дворе распаляется осень девяносто восьмого, скоро Хэллоуин, тыквенная атмосфера полностью пропитывает близлежащие улочки их небольшого городка в горах Колорадо. Она обожает вырезать страшные рожицы на оранжевых круглых овощах, хотя они ей кажутся весьма забавными, нежели реально пугающими. Светильники внутри них не прибавляют атмосферу жути — скорее, это попытка направить и дать свет тем, кто когда-то запутался в себе и не может найти выход из переплетенных путей среди тыквенных семечек и вязкой тянущейся структуры. Их жилки остаются противно налезать тебе на зубы даже в перемолотой до идеально жидкого состояния каше. Также зубы сводит от одного лишь упрёка со стороны её родителей о том, что ей нужно отвязаться от плохой компании, которая на неё влияет. Вынуждает красить губы в чёрный при хорошем настроении, — да, Крис Моррис действительно держит её и насильно проводит помадой по губам — пока все хорошие девочки пользуются гигиеничкой и ничем более. Не скажет же она, что помада была куплена на прошедшей хэллоуинской распродаже за мизерную цену, за которую её бы и мыши побоялись грызть? Бетт Ниммо изводится из себя, когда дочь, её верная и послушная дочь, завязывает шнурки на неизвестно откуда взятых берцах, на которых ранее привычные цветочки и пастельные цвета вообще бы не смотрелись ну никак. Вновь трубит о плохом влиянии, жалуется отчиму, звонит отцу, говорит об этом Крейгу, Майку, Дане, Бетани, всей их округе соседей, чтобы просто сказать, что её Рейчел Скотт, её любимая Рейчел Джой, стала непослушной и практически уверовала в сатанизм. Ларри забирает ключи от подаренной ранее Акуры, а ездить с ним практически невыносимо. Он норовит вправить мозги, постоянно пытается ухватиться за выкрашенные в красный пряди, размазать такую же жгучую на сей раз помаду, дёрнуть за широкие кольца серьг. — Ты снова продолжаешь с ними общаться? — укоризненно говорит он, сжимая крепче руль. Рейчел незаинтересованно просто мотает головой и продолжает смотреть в окно. Вещи за ним кажутся ей намного увлекательнее собственного родителя, что пытается направить её в нужное русло. Но ведь почему все стараются это сделать, если ранее давали ей полную свободу самовыражения и поиска себя? А если она нашла себя именно там, именно такой и именно с этой маминой красной помадой на губах? Разве они не должны гордиться? — Только посмотри, на кого ты стала похожа, — шипит Ларри, а Рейчел закатывает глаза и пытается увильнуть от самой себя, что жаждет ответить так же язвительно и с ядом, мощно впрыскивая его своими передними клыками в жертву. — Я вижу, — Рейчел бросает мимолетом взгляд на сколовшийся лак на большом ногте. Недовольно цокает языком и снова злится. Но только про себя, не напоказ. — Ты не видишь дальше своего носа, Рейч. Я прекрасно понимаю, что возраст переходной, бунтарский, но я не хочу выводить тебя из какого-то притона, где количество бутылок алкоголя превышает количество людей там. — Я не пью, — Рейчел смотрит на Ларри, и их взгляды пересекаются. Он хмурит брови, а Рейчел улыбается уголками губ. — Та бутылка была не моя. — Ты возишь пьяных подростков. Это тоже страшная вещь, — Ларри въезжает на территорию стоянки для джуниоров старшей школы Колумбайн, а затем глушит мотор. — Я не хочу для тебя неприятностей. Просто будь разумнее, а не следуй за модой, что сегодня-завтра изменится. — Я буду собой, а не той, кем мне навязывают быть, — бросает напоследок Рейчел, отстегнув ремень безопасности и открыв дверь. — Пока. Люблю. Рейчел Джой наблюдает за удаляющимся дальше и дальше красным пятном её собственной Акуры, за руль которой ей не дадут сесть ещё две недели точно. Она хочет злобно скрипнуть зубами и попрыгать с особым усилием на одном месте, чтобы подошва её берц продавила асфальт с жёлтыми опавшими листьями, но вместо этого просто хмыкает и забрасывает рюкзак на плечо. — Это отстой, — в кафетерии она подсаживается за знакомый столик, потеснив Робин и Девон вбок. На неё устремляются ещё несколько заинтересованных глаз, на что Рейчел просто вздыхает с характерным тоном, и всё сразу стает на свои места. Нейт Дайкман понимающе кивает и хлопает её по плечу, едва ли не сталкивая стакан собственного сока со стола. Рейчел подставляет руку по инерции, чтобы придержать его, но затем неловко убирает её обратно. — Сколько ещё будет длиться твоё наказание? — Робин жуёт свой сендвич, постоянно поправляя выпадающие листья салата, где-то чуть пожелтевшего. — Около двух недель. Если они не разозлятся на меня ещё больше, — Рейчел вздыхает, а после оборачивается назад, мгновенно завидев знакомую фигуру. — Я сейчас. Она встаёт из-за стола, направляется через другие столики прямо к лестнице. — Ну всё, пошли дела любовные, — Девон двигает бровями и под общий смех бросает взгляд в сторону. — Я говорю вам прямо сейчас: либо покиньте помещение, либо снимите верхнюю одежду! — Рейчел видит нахмуренную пожилую женщину, одну из кухарок, которая, уперев руки в бока, отчитывает двух парней в чёрных плащах. Также она видит и выбивающиеся из-под вдобавок ко всему наряду кепки светлые пряди, потому мигом хватает парня за предплечье, отчетливо ощущая его лёгкий испуг. — Всё хорошо, мисс, они больше не будут, — тоненьким голосом пытается успокоить её Рейчел, уже напористее таща рукав плаща на себя. — Пойдём. — Они каждый раз выряжаются в это, и каждый раз, если не пытаются орать благим матом, то обещают делать так последний раз! Сколько ещё наглой лжи я должна перетерпеть в свой адрес? — женщина вспыхивает сильнее, а Рейчел уже кажется, что это превратилось только в их, женский, диалог. — Да похуй, — Скотт смотрит на Эрика, чьи слова выстрелили прямо в сердце кухарки, но на реакцию которой он смотреть не стал, поскольку быстро ретировался к остальным друзьям. — И вы считаете это нормальным?! — Рейчел мотает головой, уже практически пытаясь дотянуться до широких плеч Дилана, чтобы спустить плащ, но тот продолжает стоять истуканом, только и поведя плечами назад. — Уже всё, не злитесь, — Рейчел оглаживает обнажившуюся кожу мужского предплечья, а затем складывает тяжелый плащ в несколько раз и оставляет его у себя в руках. — Ну чего вы сразу… — Сука, — шипит Дилан, уходя в сторону, куда ранее ушёл Эрик, оставляя Рейчел позади с его плащом, с невинно хлопающими карими глазами и с такой же обозлённой кухаркой наедине. — Кажется, меня видит вся школа, — Рейчел вертит головой по кругу и только убеждается в верности своего аргумента: школьники различных возрастов глазели лишь на неё, будто на её месте появилась Статуя Свободы или она стала мессией. Она хмыкает, быстро извиняется и убегает к столику.
***
Рейчел хлопает дверьми и швыряет первую попавшуюся с тумбочки книгу в стену, что-то кричит в ответ своим родителям, а потом с силой бьёт кулаками о мягкую заправленную постель. И ещё раз. И ещё. Злиться на родных — нормально, но когда их недовольство направлено на действительно важные вещи, это можно воспринять логически. Но когда наказание продолжается, Акура стоит всё ещё под наставничеством Ларри, а Крейг вдобавок ещё и вывел её из себя нелестным высказыванием в сторону фиолетовых теней, то терпеть не было сил. Дане она дверь не открывает, несмотря на то, что это и её комната тоже — сегодня она должна остаться обителью лишь Рейчел. Или же пускай Рейчел найдёт место получше. Скотт злобно выдыхает и закидывает голову назад, скрывая лицо в ладонях. Снова плохое влияние друзей, частые прогулы церкви, отдаление от каких-то навязанных связей с христианскими детишками. И ведь Рейчел никуда не ушла из религии! Её крест не мешает ей красить губы в чёрный или какой-то перламутровый, не мешает обувать берцы заместо кроссовок или сандалий, тогда почему такие претензии? — Я повторять больше не стану, открой дверь! — Рейчел отказывается, а потом подходит ближе к окну. Бросает взгляды с окна на дверь, с дверей на окно, и в её голове рождается план. Открывает оконную раму, свешивает ноги вниз, закрывает глаза, и спрыгивает в кусты, царапая себе румяную щеку. Шипит от боли, но улыбается от сразу мгновенного чувства радости и свободы. Находит в джинсах пару центов, встаёт с земли, отряхивает одежду. Осматривается по сторонам, затем пролезает со стороны незаделанной дыры в заборе снова в кусты. Круглосуточные телефонные будки натыканы во многих местах. Одна из них находится прямо неподалеку дома, потому Рейчел тратит все свои без преувеличения деньги на звонок одному важному абоненту. — Забери меня, — Рейчел не ждёт ни «алло», ни каких-то вопросов, поскольку знает, что трубку всегда возьмёт нужный ей человек. — Понял, — Рейчел готова расплакаться на месте всего-то от этого ответа, наматывая провод телефона из-за нервов себе на палец, хотя порой хотелось обвить его вокруг шеи и позволить затянуться сильнее. Она покорно ждёт на бордюре, чувствуя мандраж от напряжения и холодка осенней ночи. Вдали горят автомобильные фары, и Рейчел подымает голову повыше, пытаясь хоть как-то разглядеть наводящие детали. Когда радуется как ребёнок, то встаёт и машет рукой, почти что выбегая на проезжую часть. Машина останавливается рядом с ней, потом пассажирская дверь открывается. — Опять? — Дилан смотрит на поникшую Рейчел, которая кивает и начинает пересказывать в деталях случившееся этим вечером. Он слушает внимательно, а потом заводит мотор и разворачивается на дороге. — Они будут говорить, что ты виноват, а потом карать меня за побеги из дома, за непослушание, за откровенную ложь. За всё. Просто так. Я их не понимаю, — Рейчел смотрит на Дилана, который вскидывает брови и глубоко вздыхает. — Вот тебе точно повезло с родителями. — Тебе тоже, но ты этого пока не видишь из-за помутнения, — отвечает ей Дилан, а от этого Скотт почему-то хочет побить кулаками о бардачок его машины. Но сдерживается — вжимается в сидение и тянется рукой к его правой. Переплетает пальцы и сильно сжимает, пытаясь вложить в это действо хотя бы частицу душевного неравновесия. — Хочу пить, курить и развратничать, — серьёзно говорит Рейчел, но затем взрывается хохотом, как и рядом сидящий Клиболд. — В наличии только сок, мыльные пузыри и яйца для забрасывания чужих домов, уж извини, — Дилан пытается поддержать разговор навеселе, чтобы не уводить его в тему неприятностей в семье. Потому что понимает и разделяет её боль, пускай и с таким лично не сталкивается. BMW проезжает дом на Кугар-роуд, направляясь дальше — в среду обитания диких львов и горных кошек. Рейчел клонит в сон, но она мысленно дает себе сильную оплеуху, чтобы не впасть в начальную стадию кататонии раньше времени. Ночь только начинается, а засыпать неприлично. Родители уже стопроцентно взломали дверь, забили тревогу, ходят по соседям и написали заявление в департамент округа Джефферсон о пропаже их дочери. Завтра её найдут где-то либо за городом, либо целую и невредимую на пороге собственного дома, но уже на утро. И первый вариант казался слаще, хотя второй был просто неминуем. — Как ты можешь так относиться к себе? — Рейчел усаживается на постеленный плащ, всё ещё чувствуя мягким местом упирающиеся камни, а потом задаёт вопрос в лоб. Лунный свет не позволяет видеть всего сразу, но Дилан понимает, потому и опускает голову вниз. Скотт излюбленным движением касается его предплечья и выводит запястья в зону максимальной видимости. — Расскажи мне, давай поговорим! — Такое бывает реже и реже, я останавливаюсь, — оправдывается Дилан, внутри мелко вздрагивая от каждого девичьего касания к своей руке. Пальцы проходятся по выпуклым и впуклым шрамам, белёсым и почему-то всё ещё красным. Последние хорошо сочетаются с уже вымывающимся понемногу цветом с тёмно-русых волос Рейчел, но от этого сходства хочется плакать и выть белугой. — Ты не должен был начинать, — укоризненно говорит она, а потом пропускает воздух сквозь зубы. Её руки наталкиваются на совсем-совсем зажившие порезы, которые сильно отличались от уже затянутых давно: Рейчел Джой научилась отличать свежие раны от прошедших практически войну вместе с их владельцем. — Это… — Да, — вымученно отвечает Дилан, даже не дослушав вопрос до конца. Да, сегодня. Да, совсем не подозревая о внезапной вылазке поздним вечером. Да, снова в своей комнате, и снова под музыку из колонок. В одиночестве и попытке вернуться назад во времени, чтобы дать отпор той навязчивой старухе, чтобы не стоять истуканом, когда их с Эриком снова задирали, чтобы не делать вид, что всё в порядке, когда ничего не в порядке. — Ты обещал мне, — тихо шепчет Рейчел, пытаясь не касаться порезов и царапин кошек. Её голос содрогается, а горло сжимает невидимая рука — точно с порезами на ней. — Ты опять солгал мне, Дил. — Я не… — Клиболд стыдливо опускает голову, хотя внутри него внезапно разгорается пожар стыда и даже отголосок ярости. Почему-то появилось желание встать и уйти, отпихнуть Скотт в сторону, чтобы она не мешалась и не видела всё то, что не должна. Это лишь его проблемы. У неё есть свои. — Чёрт побери, — Рейчел прижимается ближе и взбирается в итоге к тому на колени, — давай поговорим. — Не сейчас, — большая ладонь опускается на её взлохмаченные от ветра волосы, мягко поглаживая. Это его последний год в школе. В самом деле — последний. Рейчел нужно быть настойчивее, как она сама говорит, но вместо этого она просто угукает от бессилия и кладёт голову ему на грудь. Такие дурацкие, но тёплые времена, в которых не было места назойливым ссорам родителей. Она возвращается под утро, когда весь дом до сих пор не спал, а мать с отчимом снова взялись за своё. Рейчел молча соглашается со всеми выговорами, дальнейшими наказаниями, запретами на прогулки после учёбы, невозможностью сесть за руль собственного автомобиля ещё на месяц. Тем не менее, её мысли заняты сейчас совершенно иными событиями, иным человеком, иным сознанием. Она вновь хочет найти в карманах несколько центов, пойти к будке, набрать знакомый номер и просто отдаться порыву чувств. Это действие она повторяет аж до самой зимы, пока её пассажирское кресло Акуры не занимают собственные вещи, а не она сама.
***
Февральским вечером она послушно обращается к Богу, но всё ещё с боевым раскрасом красных тонов на глазах и с немного неподходящими длинными стрелками, что были выведены на скорую руку маминым карандашом для глаз, сточенным практически полностью. Бог же не будет осуждать за дерзкий образ, за потрескавшиеся от холода руки, что сложены в молитве, за покусанные губы с остатками блеска на них? Ему же ведь главное не это. Почему тогда остальные так прикопались к ней? Хотят найти изъяны? Рейчел никогда их не скрывает. Она превращает их в изюминку или преображает в достоинства — но никогда не скрывает. Это глупо, считает она. Просто нельзя что-то держать в себе, если это не навредит окружающим. — Пусть моя душа и мое тело отдохнут и наполнятся новой силой на следующий день. Спасибо, что слышишь меня… — …ты снова за старое! — на следующее утро она бесцеремонно вталкивает Дилана за угол и практически зверски поднимает его рукава вверх, обнажая штриховые созвездия от самоповреждений. Дилан молча хлопает глазами, стоит как вкопанный, не смея слова сказать. — Ты снова лжешь мне, снова и снова! Я же не чужой человек, доверься же мне, я прошу тебя! Что тебе нужно для этого? Мои слёзы, смерть? Почему всё происходит именно так? Дилан, почему, скажи мне! Рейчел сжимает его одежду, тянет на себя, но затем отстраняет, просто вперившись в пол. По её щекам начинают катиться слёзы, сами по себе, абсолютно непрошеные. Дилан глубоко вздыхает и кладёт руки ей на плечи, крепко прижимая к себе. Ему нечего сказать, но есть что показать. Есть дать что почувствовать. Есть дать ей какую-то уверенность, которой у него не было. Вчера он сделал для себя отвратительное решение, от которого зависела его жизнь. В прямом смысле слова. Бежать было некуда, если только сам Иисус не спустится к нему в один прекрасный день да не даст ему сделать этого. А в этом Дилан сомневался. Потому и стоит, как дурак, и молча гладит расплакавшуюся Скотт по спине и волосам. Краска давно уже слезла, оставаясь разве что небольшими вкраплениями будто крови на прядях, и Дилана перемыкает. Им нужно срочно продумать максимально точный план, чтобы её не было в их зоне видимости. Иначе всему придёт конец. Рейчел хочется действительно плакать и выть от собственной бесполезности, биться головой об стену, спотыкаться на крыше высоких зданий и лететь вниз. Прямо как сейчас, когда она с искренним страхом внутри сжимается на краю высотки в городе, безразлично глядя вниз. Проезжая часть, ещё одна крыша поменьше, на которую положен выход из другого корпуса, перила, о которые уже можно свернуть шею, даже не долетев вниз. Каков смысл находиться ей где-то ещё, если все её старания напрасны и ни к чему не приводят? Она вспоминает всех тех, кому она старалась угодить и помочь больше всего. Семья, друзья. Марка — названного старшего брата. И… Дилана. Нога соскальзывает вниз, отчего Рейчел с противным вскриком начинает дрожать от сильного испуга, и понимает, что умирать ей слишком рано. По крайней мере, не всем людям она угодила и помогла настолько, насколько ей бы хотелось самой. Рука сама по себе тянется к кресту на шее, но обнаруживает лишь бусы, отданные ей тем самым человеком, что ещё минуту назад действительно потащил её на дно. Оттуда и вытолкнув обратно.
***
— Я была рождена для этой роли! — Рейчел хвастается анонсом новой постановки «Дым в комнате». Ей досталась воистину подходящая роль — бунтарка Вэл, что выглядела уж слишком по-мальчишески для девушки, не стесняющаяся собственных выражений и не следующая за чужими мнениями. В каком-то смысле точно идеал Рейчел, что была готова вытряхивать мамину косметичку для продумывания наиболее точного образа в деталях. До премьеры остается пара дней — начало апреля обещает быть горячим. Середина действительно становится пеклом — в прямом смысле. Жара стоит необычайная, хотя это редкость для таких краёв. Но вот так вот совпало. Даже выпускной превращается в подобие семейной ссоры, ведь Дилан намеревался идти точно не с Рейчел. — Почему Робин? Нет, я не против, но вроде как не она твоя… девушка, или кто мы там друг другу? Давай, попытайся снова придумать отговорку! — сдавленным голосом лепечет Рейчел, на что Дилан, в который раз, прижимает её к себе и шепчет что-то на ухо. Ей не нужно знать, что совместный выпускной — плата за оружие, которое она смогла им достать.
***
— Я тебя прошу, — Рейчел прижимается сзади и обвивает худощавую фигуру руками. Они легко смыкаются, и Рейчел от этого только труднее: он совсем ничего не ест. — Давай же, а, давай же найдём время для откровений. — Я предельно честен с тобой, — Дилан кладёт свои руки поверх женских, сжимает их и поглаживает костяшки. — Но я не хочу тебя нагружать. — Ты нагружаешь меня враньём, но оставляешь правду в каких-то уголках. Что с тобой? Я вижу это, Дилан, я вижу всё, — Рейчел отстраняется, а затем её взгляд сталкивается со взглядом Дилана. Его голубые глаза кажутся явно потускневшими, будто стеклянными, и Рейчел хочется унять эту пелену, убрать её напрочь, сесть где-то, прижать морально, чтобы выслушать его раскаяние до конца. Но Дилан пожимает плечами и мотает головой. Мол, всё более-менее. — Лжёшь, — одними губами произносит Рейчел, уже даже не скрывая своего недоверия. Она давно его раскусила в этом, но до сих пор не может раскрыть его с совершенно другой стороны. — О нет, не делай это лицо снова! Знаешь что? Я так больше не могу. Дилан выгибает бровь, ожидая сейчас совершенно чего угодно: криков, скандалов, выбивания всего дерьма из него этими крошечными, в сравнении с его, ручками, но Рейчел только тяжело вздыхает и дёргает его за плащ на себя. Долговязое тело с плохой координацией оступается и едва ли не валится, но Рейчел крепко держит его за одежду, смотря прямо в глаза. — Завтра. Завтра я не отступлю ни на шаг, ты слышишь меня? Я сделаю это, я узнаю и докопаюсь до причины такого. Я больше не услышу от тебя ни оправданий, ни отнекиваний, ни лжи. Только ты, я и Правда. Дилан, чёрт побери, я сделаю это, я сделаю всё ради этого! И только попробуй от меня спрятаться — я найду тебя, хоть из-под земли достану. Ты, я, Клемент-парк, Правда и двадцатое апреля. Завтра свершится настоящее правосудие, Дилан. И да, оно действительно свершится, но Дилан не хочет расстраивать её. Он всё ещё думает о том, как бы избежать её появления в их зоне видимости. Иначе это всё ещё будет провалом.
***
Рейчел улыбается проходящему мимо Ричарду Кастальдо и обнимает его, прижимаясь крепче. — Привет, Рейч, — ласково говорит он и отстраняется. — Слушай, есть предложение. Хочешь пообедать со мной? Можем на улице, чтобы людей много не было. — Да, почему нет? — она улыбается ему самой своей обворожительной улыбкой, они обмениваются ещё парами фразочек и обещают встретиться перед вторым ланчем. Брукс Браун замечает отсутствие Эрика на тесте, а после удивляется отсутствию ещё и Дилана в коридорах. Он перекинулся с Рейчел приветствиями ранним утром, но видеть её одной было странно. И подозрительно. Ещё подозрительнее всё становится после встречи с внезапно явившимся Эриком, что вообще выглядит себе не свойственно и порет какую-то чушь. Брукс окидывает его в последний раз осуждающим взглядом, когда слышит в свой адрес фразу «Иди отсюда, иди домой», но домой идёт. Впервые в жизни ноги несут его самостоятельно, не давая даже времени на подумать и опомниться. Видимо, всё так и должно быть. — Вот же зараза. Рейчел! — Йоши Кэррол, новый звукооператор драмкружка, окликает её, едва завидев в коридоре. Рейчел оборачивается и смотрит на бегущего к ней Йоши, что держал в руках что-то странное. — Ты искала это? Рейчел смотрит на него в непонятках, но он раскрывает ладонь, и она видит в них бусы, что были на ней практически всегда, но на момент последней репетиции нового проекта каким-то неведомым ей образом смогли слететь и закатиться под сидения или даже в куда более укромный угол. — Господи, спасибо тебе! — она налетает на него с искренней радостью, но та быстро сменяется чем-то пустым внутри. — Я так тебе благодарна! А теперь, позволь мне… — Я понимаю. Хорошего дня, — он улыбается ей, а та уже завязывает два конца на затылке, вновь чувствуя прилив необычайных сил. Срочно нужно было найти Дилана. Именно по этой причине она затягивает с приглашением Ричарда об обеде, а когда спохватывается, то уже видит бегущую паникующую толпу и слышит крики детей. Сердце сжимается, но спрашивать у бегущих людей причину такого поведения тоже кажется лишним. Она отходит в сторону, чтобы её не снесли, а снаружи слышатся хлопки и маленькие взрывы. — Живо съебались отсюда! — Рейчел слышит голос одного из учителей, и точно понимает — это не шутки. Никто бы не стал выражаться нецензурной лексикой прямо среди учеников, если бы ситуация к тому не располагала. И если что-то действительно случилось, то нужно было срочно найти Дилана. Она уже пропустила назначенное время с Ричардом, но сейчас это вообще неважно. Огромными буквами перед глазами стояла задача поиска Дилана. Но среди этой человеческой вакханалии, после которой в коридоре остаются спавшие белые кепки, чьи-то побрякушки и даже рюкзаки, думать не получается. Её тянут за руку в противоположную сторону, едва ли она пытается проникнуть в столовую: может, его до сих пор отчитывает злая кухарка за плащ в помещении, не вникая в детали происходящего снаружи. Зак реально действовал оперативно — вытащил двух сжавшихся в углу от страха девушек наружу, а потом завидел ещё и слоняющуюся по коридору знакомую личность. В такое-то время?! — Объясни же мне, что происходит! А-а! — Рейчел оказывается на свежем воздухе буквально по щелчку пальца, но Зак подталкивает её в другую сторону, когда они уже были за территорией школы. Опасность не позволяет раскрыться клеткам мозга полноценно, вместо этого порой вгоняя в такой дичайший ступор, что идти дальше не было ни сил, ни желания. И только вода в стакане дома у Брукса немного приводит её в чувства. Она мотает головой и моргает глазами так, будто только что была принесена водами Мирового океана под ноги какому-то прекрасному принцу. Но нет, всё оказывается куда хуже. — В школе стреляют. Там Эрик, — говорит Брукс дрожащим голосом, и Рейчел выпучивает глаза и прикусывает губу. Отрицательно качает головой и что-то шепчет. — Но почему ты думаешь, что это Эрик? — задает логический вопрос Рейчел, предельно ясно ощущая влагу в уголках глаз. Брукс опускает голову вниз и позволяет телевизору громыхать вовсе неприятными известиями. — Стрельба в старшей школе Колумбайн до сих пор продолжается. С места событий передают информацию о нескольких раненных и минимум одном нападающем. — Прямое включение из Литлтона, Колорадо. Нападающих может быть несколько, по предварительным данным они одеты в чёрные плащи, чёрные кепки и маски. — Выстрелы в старшей школе Колумбайн продолжаются, на место подъехали полицейские, детей эвакуируют. Число жертв и раненых неизвестно. — Нет, — шепчет Рейчел одними губами, — нет, этого не может быть! Это ложь! Клевета! Наглая и беспринципная! — Рейчел… — Зак кладёт ей руку на плечо, но та ведет им назад и отходит ближе ко входной двери. — Я не переживу, если Дилан пострадает! — Рейчел сцепляет руки в кулаки и уже плетётся на выход, но Зак мгновенно перекрывает ей проход и получает взамен тычки и слабые удары. — Пусти меня, это важно! Пустите меня! — Рейчел, я не думаю, что Дилан пострадает, — Брукс сцепляет дрожащие руки в замок и глубоко вздыхает, — мне кажется, что пострадают от него. — Ты не можешь говорить такие вещи! — Скотт поворачивается к нему и просто тычет в него пальцем. — Забери свои слова обратно! Немедленно! — Рейчел, он прав… Нападающие… — начинает Зак, а Брукс подхватывает: — …в чёрных плащах. И Рейчел поджимает губы и давится потоками солёных слёз, что катятся по её щекам, превращаясь в серые потёки, пока ящик вещает голосами дикторов о новых и новых фактах с места событий. — Нет, вы все лжёте! Это ложь! — Рейчел оказывается зажатой в объятиях меж двух юношей, что пытаются успокоить несчастное женское сердце, хотя им самим ничуть не лучше — стреляют их друзья, которые могли задеть их самих и глазом не моргнув.
***
— Жуткая трагедия в старшей школе Колумбайн оставила двенадцать смертей, двадцать три человека ранено. Стрелки покончили с собой до приезда отряда специального назначения. — Массовая стрельба в Колорадо: стрелки были обнаружены рядом с телами застреленных ими жертв в библиотеке. Один учитель погиб. — А затем мы услышали шум на улице, но мы не знали, что это было. Потом был взрыв будто трубчатой бомбы, они смеялись и бегали, стреляли по всем в кафетерии… Рейчел продолжает пялить в стену тупым взглядом, совершенно безразличным и ни разу не подкрашенным. Глаза красные сами по себе от слёз, тон лица побледнел от переживаний и стресса, а руки дрожат уже второй день подряд. Пальцы время от времени таскают по отдельности каждую бусину, закреплённую на шее, проворачивают её и дёргают из стороны в сторону. Слёзы и тяжёлый ком подкатывают с новой силой, но сил на это уже не было. Была огромная пустота, что обглодала её до костей, не оставив ничего взамен. Рейчел чувствует боль и сожаление, когда проходит мимо креста с именем Кесси Берналл на нём. Вспоминает их совместные походы в церковь, разговоры, самые тайные мысли. Рейчел быстро отошла от неё, когда ввязалась в несколько противоположную группу людей, но всё ещё любила и ценила её. И видеть лишь крест вместо неё — боль, что раскатывалась где-то в солнечном сплетении, словно от крепкого и мощного удара. Она шепчет «прости», потому что думает, что не уберегла. Не оказалась рядом в нужную минуту. Не вытащила её на посиделки, как делала полгода назад. Не поделилась чем-то важным, что могло бы спасти ей жизнь. Они даже не виделись за тот роковой день. Не сказали друг другу последнее «привет». И Рейчел хочет заплакать, упасть перед ней на колени и просить прощения, но не может. Уж слишком ей стыдно. И когда очередь доходит до последнего, она падает ниц и ревёт навзрыд, привлекая ненужное внимание собравшейся скорбящей толпы. Кто-то открыто морщится, кто-то жалостно кивает, кто-то крутит у виска, ибо Рейчел прошла мимо креста Кесси и остальных погибших, но сейчас просто-напросто плачет, как маленький ребёнок, буквально впадает в истерику, поскольку видит то, что видеть не должна. И другие видеть также не должны, как Рейчел Скотт плачет у креста с именем Дилана Клиболда, и искренне надеется, что это окажется его последней отвратительной ложью.
Центр исследования политического протеста, по заказу ИА «СоцИнформБюро» подготовил свежий мониторинг по установлению лиц интересующихся и распространяющих в Сети интернет информацию о массовом убийстве в школе «Колумбайн», а также их прямом подражателе Владиславе Рослякове, устроившего теракт в Керченском училище 17 октября 2018 года.
Массовое убийство в школе «Колумбайн» — спланированное нападение двух учеников старших классов школы «Колумбайн» округа Джефферсон, штата Колорадо, Эрика Харриса и Дилана Клиболда на остальных учеников и персонал этой школы, совершённое 20 апреля 1999 года с применением стрелкового оружия и самодельных взрывных устройств. Нападавшие убили 13 человек (12 учеников и одного учителя), ранили ещё 23 человека, после чего нападавшие застрелились сами.
Свежий сбор данных обусловлен задержанием в Волгограде 14-летнего школьника, который на протяжении долгого времени изготовлял дома взрывные устройства и «коктейли Молотова». По версии следствия, юноша планировал использовать СВУ и горючую смесь для теракта в учебном заведении. В настоящий момент ведется расследование уголовного дела по ч.1 ст.223.1 УК РФ (незаконное изготовление взрывчатых веществ и взрывных устройств), ч.1 ст.30, пп. «а,е» ч.2 ст.105 УК (приготовление к убийству двух и более лиц общеопасным способом). Мальчику уже предъявили обвинение.
Согласно исследованию, проведенному Центром исследования политического протеста, на территории Волгоградской области в настоящий момент проживают по меньшей мере 75 человек интересующихся темой «Колумбайна» и всего связанного с этим движением.
— Мы нашли меньше чем за сутки 75 человек из Волгограда, в аккаунтах которых содержатся ролики о массовом убийстве в США 1999 года. При этом обработано на данный момент 30% аккаунтов. То есть к окончанию мониторинга я ожидаю найти примерно в 9-10 раз больше пользователей из Волгограда, которые у себя на стенах и альбомах писали посты и публиковали ролики с убийством. – комментирует директор Центра Евгений Венедиктов. – Многие из них — пропагандисты по неведению, кто-то специально рекламирует насилие и убийства, являясь прямым фанатом Эрика Харриса и Дилана Клиболда, но есть и непосредственно убийцы — латентные до определенного часа, но готовящиеся к массовому убийству. У них, как правило, помимо роликов из США можно найти ролики с массовым убийством из Керчи, они подписаны на сообщества Колумбайнеров и слушают музыку «Суицидбойз» и «Скулшутер», размещая у себя на аватарках фото убийц из Колумбайна или Керчи.
За 21 год, прошедший с момента массового убийства в школе Колумбайн произошло по меньшей 12 инцидентов, реализуемых последователями Эрика Харриса и Дилана Клиболда, 4 из которых в России.
Так 3 февраля 2014 года ученик 10-го класса школы №263 города Москвы, вооруженный карабином и винтовкой, застрелил учителя географии и взял в заложники своих одноклассников. Позже он оказал сопротивление прибывшим на место сотрудникам полиции, в результате сотрудник вневедомственной охраны был убит, а патрульный был тяжело ранен. Уговорил сдаться школьника родной отец. Позже мальчик был признан невменяемым и отправлен на принудительное лечение.
5 сентября 2017 года пятнадцатилетний россиянин Михаил Пивнев, ученик ивантеевской школы № 1, пронёс в здание учебного заведения петарды, пневматическое оружие и тесак. Сначала он взорвал петарды, затем ворвался в кабинет информатики и произнёс фразы: «Я пришёл сюда, чтобы сдохнуть» и «Я ждал этого три года». Ударил тесаком по голове учительницу Людмилу Калмыкову, произвёл несколько выстрелов в потолок, а затем выстрелил учительнице в голову. Одноклассники от испуга начали выпрыгивать из окон со второго этажа, трое пострадали при падении. Учительница выжила и с травмами головы была госпитализирована. Михаил не успел совершить самоубийство, его задержали правоохранительные органы. Ранее на своей страничке в социальной сети ВКонтакте он упоминал школу «Колумбайн» — и 20 апреля 2017 года даже написал пост о том, что ему жалко, что его там не было.
15 января 2018 в России, в городе Перми в средней общеобразовательной школе, двое подростков ворвались на урок труда к преподавателю Шагулиной Наталье Васильевне и стали наносить ножевые ранения при учениках 4 класса. Когда дети попытались выбежать из кабинета, им тоже стали наносить удары ножом. Пострадало 15 человек. На страничке задержанного в социальной сети «ВКонтакте» были размещены клипы с упоминанием «Колумбайн».
17 октября 2018 произошел теракт в Керчи, в результате которого погиб 21 человек, еще 67 человек пострадало. Нападавший Владислав Росляков полностью скопировал сценарий убийства в школе Колумбайн, начиная от внешнего вида и используемого оружия, заканчивая локациями в учебном заведении, в которых и реализовал свой умысел. Задержать живым Рослякова не удалось.
Убийство в школе Колумбайн уже сейчас можно относить к своего рода суб-культуре. По мотивам преступления снято множество художественных фильмов, а также документальных произведений, где поминутно показана, как сама подготовка к нападению на школу, так и само преступление. Все эти видео и фото материалы находятся в свободном доступе, и как показывает практика служат своего рода практическим пособием, для лиц с нестабильной психикой.
Мнение:
Лариса Георгиевна Раевская, главный врач ГБУЗ «ВОДКПБ», главный внештатный специалист детский психиатр комитета здравоохранения Волгоградской области, главный детский специалист психиатр МЗ РФ в ЮФО, заслуженный врач РФ:
Есть подростки неусидчивые, неуемные, гипертимные. В свое время мы исследовали колонию для малолетних преступников, психотипы этих детей. 78% малолетних преступников были гипертимны. То есть у них не было преступных замыслов. Но распад союза, 90 годы, отсутствие организованной работы в детских коллективах сказались именно таким образом.
Сейчас другая тенденция. В сети Интернет есть так называемые злоумышленники. Конечно, это не новое. Этим занимались в разные века. Люди пытаются неокрепшую детскую психику деформировать. Так нарушались в том числе устои государства. Детско-подростковая популяция очень удобный материал для этого. В подростковом возрасте идет бурное течение, буйство гормонов. Это отрицание авторитетов, группирование со сверстниками, некоторая эмансипация, желание показать себя более взрослыми, эпатаж. Это особенности нейро-физиологии, нейропсихологии, детского населения.
Поэтому в сети интернет огромное количество работающих над этим, это определенная информационная война. Спасибо, что у нас в Волгоградской обрасти в Сети работает огромное количество волонтеров, кибер-дружина так называемая. Это и Роскомнадзор, силовые структуры. Я могу сказать, что здесь ничего нового не происходит, просто сейчас это невозможно скрыть. А такая категория детей и в 70-е годы, и 80-е была. Будучи детским психиатром я могу сказать, что это всегда присутствовало в нашем обществе.
Во времена моего детства была организована работа в детских коллективах, нас учили быть членами общества. Все было в позитивно-конструктивном русле. К сожалению, сейчас взамен ничего не придумали. А детская психика как чайник со свистком: если он уже вскипел, то свисток вышибет. А куда выпускать пар ребенку? Сейчас время самоизоляции еще больше подхлестнуло детей обратиться к интернету.
10 лет мы вели исследование. За эти годы много детей получили лечение — амбулаторное и стационарное. На каждого ребенка с психическим расстройством (это тики, заикания, энурезы, речевые нарушения) приходится 4,5 соматических заболевания. Получается, нет соматически здорового ребенка, если он не здоров психически, как и нет психически здорового ребенка, если он не здоров соматически.
Говорить, что есть отклонения — да. Отклонения в нормативно-психическом развитии обязательно присутствуют у каждого. У нас есть дети с первой группой здоровья. Их очень маленький процент — 1% в популяции. Это те дети, которые могут претендовать в космонавты. Всего 1%, а 99% имеют какие-то отклонения.
Главный вопрос в том, как использовать ту информацию, какой владеет специалист, работающий с ребенком. По определенным шкалам при анкетировании выявляются нюансы психологического благополучия и комфорта ребенка. Когда только начинался «Синий кит», у нас не было ни одного ребенка с суицидальной попыткой, который был под воздействием этой игры.
Михайленко Елена Владимировна, заведующая психологической лабораторией ГБУЗ «ВОДКПБ», медицинский психолог
Часто внешне все в семье благополучно, отличные характеристики семьи приходят и ребенка, но если поглубже поработать с семьей с ребенком, становится вполне очевидно, что очень много трудностей, сложностей во взаимопонимании, как супружеских, так и в отношении мать-ребенок. Всегда можно найти социальные факторы, влияющие на развитие ребенка и на его интересы и трудности. Не бывает все на равном месте. Если семья с большим ресурсом семейным, то интернет становится другом и помощником ребенка. Взрослый человек может отдифференцировать то, что модно. А подростки хотят выделиться. Один поет, другой отличник, кто-то спортсмен и весь обвешан медалями. Участие в подобных сообществах — своеобразные «достижения» некоторых детей. Они об этом рассказывают своим сверстникам. И криминальные наклонности никто не отменял. Это было спокон веков, трансформируется и видоизменяется только характер поведения.