. 1. От составителя.
2. Жизнеописание схиигумена Саввы, старца Псково-Печерской обители.
3. Ранние годы.
4. В мирском водовороте.
5. Троице-Сергиева Лавра.
6. Переезд старца в Псково-Печерскую Свято-Успенскую обитель.
7. Под державным покровом Богородицы.
8. Продолжение подвигов спасения ближних.
9. Последние годы жизни и кончина старца.
10. Путь к совершенной радости.
11. Душа человеческая.
12. Душа и тело.
13. Ум или разум.
14. Мысли. Схиархимандрит Софроний о борьбе с помыслами.
15. Сердце.
16. Сердце и вера.
17. Воля человеческая.
18. Восполнение слабой человеческой воли и разума Божией благодатью.
19. Как получить благодать.
20. Болезни души, грех, рабство души и глубина падения.
21. Планы наглей души.
22. Страсти.
23. Пристрастие.
24. Искушения.
25. Болезни воли, гипноз, одержимость.
26. Прелесть.
27. Зарождение «внутреннего», «духовного» человека.
28. Рост «внутреннего», «духовного» человека.
29. Особенности «внутреннего», «духовного» человека.
30. Внутреннее око и внутренний слух «духовного» человека.
31. Различие «внешнего» и «внутреннего» человека.
32. Законы роста в душе человека.
33. Привычки.
34. От внешнего к внутреннему.
35. Закоснение.
36. К свойствам души. Слышание Божиего голоса: совесть.
37. Сновидения. Плач, слезы и умиление.
38. Созерцание и постижение невидимого.
39. Восприятие имен и образов.
40. Постижение и отображение красоты души.
41. Особые способности и возможности у человека.
42. Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона.
43. Вместо предисловия.
44. Отзыв архипастыря.
45. Отделение первое. Поучения на праздники Господни.
46. В день Рождества Христова.
47. В день Рождества Христова.
48. В день Обрезания Господня.
49. В день Богоявления Господня.
50. В неделю Ваий.
51. В день Пасхи.
52. Во второй день Пасхи.
53. В третий день Пасхи.
54. В четвертый день Пасхи.
55. В Пасхальную субботу.
56. В день отдания Пасхи.
57. В день Пятидесятницы.
58. В день Святаго Духа.
59. В день Преображения Господня.
60. В день перенесения Нерукотворного Образа Господня.
61. В день происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.
62. В неделю перед Воздвижением. Отделение второе. Поучения на воскресные дни.
63. В неделю пред Рождеством Христовым.
64. В неделю по Рождестве Христовом.
65. В неделю пред Богоявлением.
66. В неделю по Богоявлении.
67. В неделю святых жен-мироносиц.
68. В неделю о расслабленном.
69. В неделю о самаряныне.
70. В неделю о слепом.
71. О иерихонском слепце. Отделение третье. Поучения на праздники Богородичные.
72. В день Иверской иконы Божией Матери.
73. В день Владимирской иконы Божией Матери.
74. В день Казанской иконы Божией Матери.
75. В день Смоленской иконы Божией Матери.
76. Накануне Успения Божией Матери.
77. В день Покрова Пресвятой Богородицы. Отделение четвертое. Поучения на дни святых.
78. В праздник первого и второго обретения главы Иоанна Предтечи.
79. В день обретения мощей преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского чудотворца.
80. В день преподобномученика Корнилия.
81. В день святителя и чудотворца Николая.
82. В день святых трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого.
83. В день святых Отцов I Вселенского Собора; священномученика Ермогена и преподобного Дионисия.
84. В день равноапостольных Константина и Елены.
85. В день преподобного Сергия, игумена Радонежского.
86. В день обретения мощей преподобного Серафима Саровского.
87. В день святого пророка Божия Илии.
88. В день святого великомученика Пантелеймона.
89. В день усекновения главы Иоанна Крестителя.
90. В день благоверного князя Александра Невского.
91. В день великомученицы Варвары.
92. В неделю вторую по Пятидесятнице.
93. Всех святых, в земле Российской просиявших.
94. В день памяти святых Отцов VII Вселенского Собора.
95. (Праздник переходящий).
96. Отделение пятое. Поучения на святую Четыредесятницу.
97. В неделю о Закхее.
98. В неделю о блудном сыне.
99. В неделю о Страшном Суде.
100. Об исповеди в первую неделю Великого поста.
101. Во вторую неделю Великого поста.
102. В неделю Крестопоклонную.
103. В неделю Крестопоклонную.
104. В неделю Крестопоклонную.
105. На пятой неделе Великого поста, в субботу.
106. На Светлой седмице. Отделение шестое. Поучения на разные места Священного Писания.
107. О любви к врагам.
108. О прощении.
109. Ищите прежде Царства Божия и правды Его.
110. О крестах.
111. Господи, спаси меня!
112. О брачном пире.
113. Об исцелении расслабленного.
114. Об исцелении бесноватого.
115. О римском сотнике.
116. О римском сотнике.
117. Об исцелении бесноватого.
118. Об исцелении бесноватого; в день памяти Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского.
119. Об исцелении бесноватого.
120. Об исцелении бесноватого.
121. О воскрешении сына Наинской вдовы.
122. Что делать, чтобы наследовать жизнь вечную.
123. О евангельском богаче.
124. О милосердии и любви христианской.
125. О любви к ближним.
126. Что посеешь, то и пожнешь.
127. Поучение девяносто пятое.
128. О злой силе. Краткое описание Псково-Печерского монастыря. Ответ на письмо друга. Введение. О местоположении и названии монастыря.
129. Снятый преподобный Марк.
130. Святый преподобный Иона. Преподобная мати Васса.
131. Преподобномученик Корнилий.
132. Краткое описание событий, происшедших в обители за время ее существования.
133. Краткое описание монастырских церквей и построек.
134. О чтимых иконах святой обители.
135. Церковно-патриотическая деятельность насельников святой обители.
136. Уставные особенности Псково-Печерского монастыря.
137. Богом зданные пещеры.
138. Псково-Печерский монастырь – духовная лечебница.
139. Об иноческом постриге.
140. Ответ на вопросы о монашестве.
141. Отзыв архипастыря.
142.Ответ на письмо монахини.
143. Понятие о монашестве.
144. Происхождение монашества.
145. Значение монашества.
146.Сущность и цель монашества.
147. Степени монашества.
148. Чин пострижения.
149. Обеты иноческие.
150. Трудности монашеской жизни.
151. Причины закрытия монастырей.
152. Покаяние.
153. Молитва.
154. Жизнь монашеская.
155. О главных христианских добродетелях и гордости.
156. Ответ другу Д. на его письмо.
157. Предисловие.
158. Гордость.
159. Сущность гордости.
160. Симптомы и развитие болезни.
161. Как распознать в себе гордость?
162. Дьявольские искушения.
163. Примеры искушений из жизни чад.
164. Уныние и отчаяние.
165. Подражание Иисусу Христу в перенесении искушений.
166. Краткое вразумление.
167. Смирение.
168. Сущность смирения и его плоды.
169. Признаки смирения.
170. Как приобрести смирение.
171. Мнимое смирение.
172. Кротость.
173. Примеры кротости и смирения святых.
174. Примеры смирения духовных чад.
175. Любовь Христова.
176. Разновидности любви.
177. Любовь к Богу.
178. Сущность Христовой любви.
179. Признаки истинной любви.
180. Как стяжать любовь Христову.
181. Любовь Христова к ближним и любовь естественная.
182. Любовь Христова у святых.
183. Пример любви у чад духовных.
184. Милосердие. 153. Милосердие внешнее и сердечное.
185. Милосердие Божие.
186. Значение милосердия.
187. Формы милосердия и упование на милость Божию.
188. Рассудительность в делах милосердия.
189. Мир души.
190. Миротворчество.
191. Миру Твой мир ниспосли!
192. Духовный рост.
193. Духовное совершенство и заповеди блаженства.
194. О блаженстве несения креста Архиепископ Иоанн).
195. Размышление и наставление.
196. Путь к спасению.
197. О смирении.
198. Об осуждении.
199. О любви.
200. О целомудрии.
201. О скорбях и болезнях.
202. О покаянии.
203. О доброй жизни.
204. О дружбе с миром.
205. О молитве.
206. Как должен христианин проводить свой день.
207. О церкви.
208. О причащении.
209. О посте.
210. О кресте и крестном знамении.
211. Плоды истинного покаяния.
212. Ответ на письмо о покаянии.
213. Вместо предисловия.
214. Три момента покаяния.
215. Подготовка к исповеди.
216. Основные грехи и производные.
217. Сокрушение сердца.
218. Плач.
219. Решимость не грешить.
220. Слезы.
221. Исповедь.
222. Два исповедника.
223. Внутренняя жизнь.
224. Подражание Иисусу Христу.
225. Причащение Святых Христовых Тайн.
226. Плоды покаяния.
227. Благое намерение.
228. Душеполезные наставления ищущим спасения.
229. Размышление.
230. Одеяние души.
231. Долготерпение Божие.
232. Видение апостола Павла.
233. Какой же ты, Господи!
234. Покаяние.
235. Воздушные мытарства.
236. Празднословие.
237. Осуждение.
238. Познание себя.
239. Кроткое вразумление.
240. Анализ разговора.
241. Молчание.
242. С плачущим плачь.
243. Ненависть.
244. Молитва за врагов.
245. Больное самолюбие.
246. Образ Божий.
247 Молитвенники за мир.
248. Молитва Земли.
249. Наставление.
250. Молитвенный вопль покаяния.
251. Правила христианской жизни.
252. Духовные завещания старца.
253. I. Завещание, относящееся ко всем.
254. II. Завещания духовным чадам.
255. Завещание первое.
256. Завещание второе.
257. Завещание третье.
258. Завещание четвертое.
259. Завещание пятое.
260. III. Духовные завещания братии.
261. Воспоминания о духовном отце схиигумене Савве.
262. Краткая библиография изданных творений схиигумена Саввы.
Главная→Статьи→Схиигумен Савва (Остапенко)
Старец Савва не любил рассказывать о себе, биографические данные весьма скудные. Известно, что он родился 12/25 ноября 1898 года на Кубани в многодетной семье, при крещении был наречён Николаем. Его родители Михаил и Екатерина прививали своим детям с детства «боголюбивые навыки, которыми владели сами».
В восьмилетнем возрасте случилось несчастие: Николай провалился в прорубь. Чудом, спасённый мальчик тяжело заболел, надежд на выздоровление было очень мало. Изнурённому болезнью ребёнку было чудесным образом открыто его будущее.
Вот что поведал об этом одному духовному лицу старец Савва: «Ночью я долго не мог уснуть и вдруг вижу на потолке себя уже взрослым в сане священноинока, и сердце моё как-то неизреченно взволновалось. После этого быстро поправился».
Николай успешно окончил церковно-приходскую школу, во время войны в 1914 году был досрочно мобилизован в армию и направлен на Турецкий фронт. После войны Николай учился в военно-инженерном училище, а потом продолжил обучение в Московском инженерно-строительном институте. После окончания института работал по специальности.
Старец рассказывал, что все эти годы мечтал посвятить себя служению Господу. Однажды, после горячей молитвы перед сном, в тонком сне будущий подвижник сподобился увидеть святую великомученицу Параскеву. Святая дева указала Николаю путь к монашеству.
В тридцатипятилетнем возрасте Николаю Михайловичу посчастливилось попасть к афонскому старцу Илариону. Старец предсказал скорое открытие монастырей, утешил: «Будешь жить в лавре».
С 1941 году Николай Михайлович работал в Наркомздраве в отделе строительства по санитарии и профилактике древесины (работники Наркомздрава имели временную бронь). Всё своё свободное время Николай Михайлович проводил в молитве, за чтением Священного писания, посещал храм.
Вскоре предсказание старца Илариона начало сбываться: в Москве в Новодевичьем монастыре открылась Духовная Семинария (позже семинария была переведена в г. Загорск). Николай Михайлович, получивший рекомендацию от протоирея Иоанна, успешно сдал вступительный экзамен и был зачислен в семинарию. Летом он принимал участие в восстановительных работах, ведущихся в лавре.
25 октября / 7 ноября 1948 года в Троице-Сергиевой лавре наместником лавры архимандритом Иоанном было совершено пострижение Николая Михайловича в монахи. При постриге он был наречён Саввой, в память преподобного Саввы Сторожевского.
В первые годы иноку Савве пришлось по послушанию быть экономом, позже наместник лавры, по благословению Святейшего Патриарха, назначил его духовником богомольцев. Со временем старец схиигумен Алексий благословил иеромонаха Савву помогать ему в духовничестве и передал ему свой духовных опыт, а перед самой кончиной возложил на иеромонаха Савву подвиг старчества.
Число желающих исповедоваться быстро увеличивалось, многие верующие получали по молитвам старца Саввы исцеление.
Вот одно из свидетельств благодатной молитвы старца. Тяжелобольную Анну положили в больницу (врачи определили рак лёгких). Дочь Анны приехала в лавру испросить молитв старца о тяжко болящей матери. Старец Савва отслужил молебен у мощей преподобного Сергия и утешил:
— Не волнуйся, всё будет хорошо! Вот, вези ей эту просфору, чтобы всю съела.
На следующий день врачи были в недоумении, больная повеселела, у неё появился аппетит, назначили повторное обследование. Рак не был обнаружен. Анну выписали из больницы. Когда Анна окрепла, сама лично отправилась в лавру благодарить Господа, исцелившего её по молитвам старца.
При встрече старец спросил: «Где же твой рак, уполз?»
Старец Савва старался в каждом сердце разжечь искру Божественного дара, не только духовно, но и материально помогать нуждающимся людям, отдавая всего себя служению ближнему. Народ безмерно любил своего пастыря, и именно эта любовь и подвижническая жизнь старца явились причиной многочисленных доносов и клеветы, буквально обрушившейся на него. Старец старался не осуждать своих обидчиков, молился за ненавидящих его, учил и своих духовных детей благодушно переносить скорби.
Летом 1954 год пришёл приказ патриарха о переводе отца Саввы в Псково-Печерский монастырь.
С тяжёлым сердцем уезжал старец из лавры, трудно ему было оставлять святую обитель, духовных чад. На прощание он сказал: «Вы будете молиться за меня, а я за вас! Сердце сердцу весть подаёт. Не надо отчаиваться, ведь воля то Божия! Матерь Божия во всём нам поможет, только молиться надо, а не унывать».
Красота природы новой обители смягчила скорбь. Крайне бедная, малопосещаемая в те годы обитель обрела старца. В монастырь за духовной помощью и исцелением стали стекаться людские потоки. Многочисленные пожертвования духовных детей старца помогли улучшить благосостояние монастыря.
Случаи исцеления по молитвам старца Саввы:
Как-то приехали в монастырь московские духовные чада старца, и рассказали о тяжёлой болезни духовной дочери старца, Параскевы, старец обратился ко всем молящимся с просьбой:
— Помолимся сейчас искренне о болящей Параскеве. Врачи признали у неё рак, а мы не дадим ему развиваться в ней, помолимся, и ей будет легче… Ей ещё рано умирать…
Старец отслужил молебен о болящей, и благословил отвести больной святой воды с молебна и просфору. Когда больная приняла святыню, сразу же почувствовала себя лучше. Болезнь отступила, вскоре её выписали из больницы.
Однажды к старцу приехал московский священник Георгий, пятилетняя дочь которого, Мария, не умела ходить и не разговаривала. Старец Савва помолился о болящей и благословил их ехать домой. На вокзале Мария впервые пошла и заговорила.
Из воспоминаний духовной дочери старца Галины:
— Меня мучила стенокардия в тяжёлой форме, приступы продолжались сутками, много раз я была на волоске от смерти… Приехала к отцу, передала исповедь, где написала, что мне очень плохо. После литургии отец вышел их алтаря, остановился около меня, посмотрел прямо в глаза, погладил меня по лицу и сказал: «Сердце твоё больше болеть не будет».
И я почувствовала в сердце какие-то толчки. После этого болеть я перестала…
Огорчалась я на детей, что они не помогают. Приезжаю к отцу и спрашиваю:
— Как быть?
— Когда устанешь, то перекрестись и скажи: «Делаю ради Христа», и Христос тебе поможет.
Так и стала поступать. Исчезли мои обиды, и усталости не стало. Как почувствую, что раздражаюсь, прошу перед карточкой отца:
— Отец помогите, раздражаюсь.
Приезжаю к нему, он говорит:
— Вот ты всё пишешь мне: «Раздражаюсь, помогите» (а я не писала). В руке у отца иконочка Божией Матери «Неопалимая Купина», он даёт её мне и говорит:
— Она помогает не только от пожара дома, но и от пожара души. Молись Ей.
Начала я молиться Божией Матери перед этой иконой. Мне стало легко, я перестала раздражаться.
На исповеди отец сказал, что не надо бояться душевнобольных. И окинув всех взором, добавил:
— Здесь все до единого больные, только в разной форме: у кого один, у кого два, а у кого и две тысячи бесов. И если мы раздражаемся, то мы больные…
Заметила я, что схимницы и монахини не употребляют пищу до двенадцати часов и после шести вечера… В душе решила: приеду домой и тоже буду так делать. Намерение своё решила держать в тайне.
После литургии отец говорит всем:
— Вот посмотрите на Галину. Она решила: как приедет домой, то не будет, есть до двенадцати и после шести часов вечера. А муж её за это из дома выгонит… Никакого режима в часах.
Я только порадовалась: ничего от батюшки не скроешь!
Многим в монастыре не нравилась деятельность старца. Некоторые из братии считали, что из-за старца нарушается монашеская жизнь, участились доносы. Последовали и предупреждения от местных гражданских властей, старцу стали запрещать принимать верующих.
В 1958 году старец Савва был назначен настоятелем храма Казанской Божией Матери в городе Великие Луки.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Господь попускает искушения на подвижника благочестия, чтобы сделать его крепче, чтобы показать его в большой славе…».
Старец Савва безропотно принял новое послушание, ему предстояло восстановить полуразрушенный кладбищенский храм. Всё необходимое для ремонта по молитвам старца появлялось чудесным образом. Многие духовные чада старца приезжали в Великие Луки, каждый помогал, чем мог.
За два месяца храм был приведён в порядок. Слухи о прозорливом старце распространялись молниеносно, маленький храм не мог вместить всех богомольцев.
Выполнив послушание в Великих Луках, старец вернулся в родную обитель. А через год ему уже предстояло по послушанию отправиться в село Палица Псковской области.
Тяжёлые испытания подорвали здоровье старца, в 1960 году тяжелобольной старец Савва вернулся в монастырь.
Старец неоднократно говорил своим духовным чадам:
— Никогда не торопитесь в молитве … Каждое святое слово – это великая творческая сила. Каждое слово приближает нас к Богу… Некоторые просят молиться за отца, за дочь, за брата, сестру, а сами нисколько не стараются молиться… Знаете, как батюшке тяжело бывает? Ведь он часть грехов человека берёт на себя… Берегите свой сердечный сосуд, чтобы сохранить его чистым, оградите его оградой – непрестанной молитвой… За твёрдую веру, за непрестанную молитву душа принимает Святого Духа и делается сосудом Божественной благодати… Очень хорошо делают те, кто сочетает Иисусову молитву с дыханьем…
Сочетать молитву с дыханием нужно так: до обеда: вдох – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», выдох – «помилуй меня грешного». После обеда: вдох – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий…», выдох – «молитвами Богородицы помилуй меня грешного». В любое время, в любом месте, при любых занятиях в сердце своём всегда надо взывать к Нему, хотя бы кратко: «Господи, помилуй!», «Господи, помоги!»
Заботливый пастырь советовал духовным детям ежедневно исполнять Богородичное правило – 150 молитв «Богородице Дево, радуйся».
Призывал чаще читать Евангелие, особенное внимание советовал уделять Нагорной Проповеди Спасителя (Мф. 5:1-12), 15 главе Евангелия от Иоанна о любви и послание апостола Павла к римлянам (гл.13).
При разрешении «недоумённых» вопросов благословлял тянуть жребий.
Он говорил: «Можно и даже похвально пользоваться жребием в недоуменных случаях. Перед этим надо сделать три поклона с Иисусовой молитвой и прочитать «Царю Небесный», трижды «Отче наш», трижды «Богородице Дево, радуйся» и «Верую». Только надо иметь живую веру и уповать на Бога».
Из воспоминания духовная дочери старца Саввы:
— Когда мы приходили к нему со своими бедами, он, печально глядя на нас, говорил:
— Ну что так печалишься, потерпи. Это всё временное. Вся наша жизнь впереди…
Он одобрял тех, кто в трудных случаях (после молитв) тянул жребий: «Жребий полезен тем, что отсекает твою волю».
Старец говорил: «Болезни Бог посылает и за совершенные грехи, и для того, чтобы предотвратить их в будущем, и для очищения души. Плоть – враг наш, необузданный конь, а болезнь – удила, его сдерживающие. Святые Отцы говорят, что перед смертью каждому очень полезно года два полежать в постели, пострадать, высохнуть, чтобы душа очистилась, смогла войти в обитель рая».
Старец советовал за умершего человека, чтобы его душа легче переносила мытарства, 40 дней утром и вечером делать по 12 поклонов с молитвой об упокоении.
Телесные силы старца ослабевали, зная, по откровению свыше о дне смерти, старец писал духовные завещания для духовных чад, для братии.
В воскресенье 14/27 июля 1980 года монастырский колокол Псково-Печерской Свято-Успенской обители возвестил о кончине схиигумена Саввы.
Друзья мои духовные и чада верные!
Как пастыря меня о Господе любя,
Вы книги все – последние и первые –
И все труды мои храните для себя.
Случиться так, что телом я уйду от вас –
Тогда пусть будет вам одно из правил:
Сходитесь иногда хоть мысленно на час,
Читайте те труды, что я для вас оставил.
Потом, обдумав всё, скажите: «Это он,
Как прежде, и теперь заботится о нас!»
И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,
Войду невидимо я к вам в заветный час.
И как при жизни моей вас благословляя,
Усердно буду к Господу взывать,
Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,
Вас осеняла свыше Божья благодать.
Душеполезные поучения старца Саввы
«Подвиг монашеский заключается и в том, чтобы близких родственников, которые умерли без покаяния и мучаются там за сделанные грехи, выручать, спасать их души. Тот монах, который правильно ведет свой образ жизни, имеет дерзновение спасти несколько поколений умерших и живых…
Когда познаешь сколь благ, сколь милосерд Господь, тогда становится ясным, почему отчаяние считается смертным грехом, то есть очень тяжким грехом. Как бы ни были многочисленны грехи человека и как бы ни были тяжки преступления его, но безграничное милосердие Божие покрывает их все, если человек кается, сокрушается и искренно хочет исправиться. Грехи, как бы они ни были тяжелы и многочисленны, но они имеют границу, имеют предел, а милосердие Божие не имеет границ и предела, оно беспредельно, безгранично. И когда человек думает, что Бог не простит ему грехи и отчаивается в своем спасении, он, тем самым, помышляет как бы хулу на Бога, умаляет его достоинства, отталкивает от себя милосердие Божие, отталкивает от себя спасение, таким образом, сам себя губит. Слава Господу Богу, за то, что Он дал нам покаяние!
В скорбных обстоятельствах хорошо молиться за усопших, а также призывать на помощь святых угодников Божиих. Но более совершенный путь – это обращаться к Божией Матери. Читайте Ей канон молебный «Многими одержим напастями». И вы сразу почувствуете благую перемену. Чтобы избавиться от одержимости, надо читать 150 раз «Богородице Дево» и молиться Божией Матери «Избавительнице». На Новом Афоне была чудотворная икона «Избавительница». Сколько чудес там было от нее!
Не питайте, возлюбленные, ни к кому зла. Когда чувствуете, что гнев овладел вами, то скажите про себя: «Господи, помилуй!» А потом 5 раз: вздохните: «Господи» и выдохните «помилуй», и гнев пройдет, наступит мир и тишина. Это и есть подвиг!
Второй подвиг – это неосуждение, особенно духовных лиц. Старайтесь, возлюбленные, приучаться к подвигам любви и милосердия, прощения обид и неосуждения.
Бесчестие и укоризны – суть лекарства для гордой души, поэтому, когда смиряют тебя извне, смири внутренне себя, то есть приготовь, воспитай свою душу.
Гордость – это основной узел, который связывает все грехи пороки и страсти, а смирение – меч острый, который их рассекает. Нам гордится нечем. Тело и все способности дал нам Господь и все это не наше, а Господне. Наше у нас – лишь пороки и страсти, но гордиться ими неразумно. Гордым свойственно раздражаться, ругаться, спорить, обижаться.
Святой Иоанн Златоуст говорит: «У того, кто допускает это – недостаток ума». Надо работать над собой и вырабатывать такой характер, чтобы никогда ни с кем не спорить, не злиться, не раздражаться.
Святой Иоанн Лествичник говорит: «Когда человек плачет о своих грехах, то не осуждает других». Поэтому, как мы только перестаем осуждать себя, мы тотчас начинаем осуждать других…
Каждый грех, даже малый, влияет на судьбу мира, – так говорит старец Силуан. Грех – самое великое в мире зло, – говорит святой Иоанн Златоуст. Наши нераскаянные грехи – это новые язвы, которые мы нанесли Христу Спасителю, это страшные раны и в нашей душе, и грехи от них остаются на всю жизнь… Лишь в Таинстве Покаяния можно очистить и исцелить душу. Покаяние – это великий дар Бога человеку, оно простирает руку, вытаскивает нас из бездны греха, пороков, страстей и вводит во врата рая, оно возвращает нам постоянную после крещения благодать.
Надо не только носить крестик, но и целовать его. Утром, как только открыли глаза, надо сейчас же поцеловать крестик с молитвой Иисусовой или с молитвой: «Господи, крестом Твоим освяти и огради меня! Силою креста Твоего изглади мои грехи и укрепи меня!» А Господь и намерение целует. Он освящает нас, и вражеская сила удаляется от нас, мрак и смрад уходят, и тогда мы пребываем во свете… Если мы поцелуем крестик утром да еще помолимся, получим благословение на день, то день пройдет гладко, спокойно, и все будет хорошо».
Старец часто любил повторять высказывание преподобного Серафима Саровского: «Стяжи мирный дух, и подле тебя спасутся тысячи». Благодатный пастырь схиигумен Савва по совету преподобного Серафима всю жизнь «стяжал мирный дух», тысячи людей спасавшиеся около него при его жизни, и сейчас чувствуют неустанную заботу старца. Многочисленные свидетельства молитвенного заступничества старца перед Господом за верующих не оставляют сомнений в том, что в скором времени старец Савва будет прославлен.
Схиигумен Савва (Остапенко). 1898-1980
Николай Михайлович Остапенко, будущий схиигумен Савва, родился в 1898 году, 12 ноября (ст. ст.), на Иоанна Милостивого в простой христианской семье на Кубани.
Родители его Михаил и Екатерина были людьми благочестивыми. Его мать, имея своих восемь детей, отдавала последнюю еду приходящим в дом странникам. В это верится с трудом, но это, действительно, было так, и на вопрос мужа: «Катя, да ты опять детям-то ничего не оставила?!» – жена с уверенностью отвечала: «Бог пошлет!»
И Господь не оставлял их без хлеба насущного. Совершали родители паломничество по святым местам и брали с собой детишек. Так с малых лет малыши приучались к благочестивой христианской жизни. Маленький Коля очень любил эти поездки. Он благоговейно слушал звон колоколов и монашеское пение в храме, с замиранием сердца прикладывался к чудотворным иконам, смиренно выстаивал долгие службы.
С шести лет мальчика отдали в церковно-приходскую школу, и учение ему давалось легко. Он с удовольствием прислуживал в храме, пел на клиросе. Все это постепенно приводило Колю к желанию служить Богу.
Неудивительно, что ребенок говорил:
–Вырасту, буду монахом!
Однажды зимой, едва не утонув в проруби, он сильно простудился и заболел. Ночью он долго не засыпал, смотрел в потолок и вдруг увидел себя в священническом облачении.
–Сердце мое неизреченно возрадовалось. После этого я быстро поправился,– рассказывал отец Савва, вспоминая детство. Как-то раз он даже хотел втайне от родителей бежать с монахом-паломником, но тот уговорил ребенка обождать годок-другой.
Но ждать пришлось не годок и не два… Шли годы, заветное желание все не исполнялось, но он продолжал усердно и горячо молиться Господу.
–Главное – молитва, молитва – это все! Молитва все победит, и на все вопросы молитва ответит,– часто говорил он впоследствии.
Юный Николай хорошо знал Святое Евангелие, особенно любил перечитывать Евангелие от Иоанна. Во время чтения Святого Писания ему делалось так сладко и хорошо на душе, что он забывал о земле и о земном.
В тринадцать лет Николай окончил 2-классное училище, в шестнадцать – досрочно призван в армию, началась империалистическая война. Послужной список говорит, что в 1917 г. Николай Остапенко служил уже в рядах Красной Армии. А после Гражданской – закончил военно-техническое училище со званием военного техника и работал по специальности. До 1931 г. служил инженером-прорабом в Горпромстрое. В 1932 – окончил Московский строительный институт и до 1945 г. работал инженером-строителем.
Можно только догадываться, что стоит за этими датами. Почти половина жизни прожита в миру. И как смог Николай сохранить, словно неугасимую лампаду, свою веру и любовь ко Господу?! Как бережно был сохранен этот огонь, если его не потушили ни страшные двадцатые, ни более мрачные тридцатые годы… Сам батюшка вспоминал, что в эти годы он любил ходить на кладбища, особенно на Ваганьковское. Видимо, только там и оставался неизменным прежний уклад, как неизменными остаются рождение и смерть человеческие.
Там, на Ваганьковском, у могилы блаженного Николая, будущий схиигумен Савва не только молился, но и проповедовал Слово Божие тем, кто жаждал его, кто нуждался в нем.Примерно в то же время Николай Михайлович повстречался со схимонахиней Марией. Эта старица заслуживает отдельного повествования, здесь же кратко скажем: по благословению Оптинского старца отца Нектария она была направлена в Шамординскую обитель. По воле Божией в дальнейшем она сблизилась со старицей Февронией и стала ее келейницей. Добавим, что матушка Мария имела дар прозорливости.
Она же привела Николая Михайловича к Афонскому старцу схиархимандриту Илариону, служившему тогда в Лианозове. Старец принял в духовные чада будущего схиигумена Савву.
–Отче,– просил отца Илариона Николай Михайлович,– благословите принять тайный постриг. Монастыри ведь все закрыты…
–Не спеши! Откроются монастыри, и тогда не тайный постриг примешь, а явный. Будешь жить в Лавре.
В те времена ни о каком открытии монастырей речи не шло, но война изменила все. Принесла великие скорби и испытания, приблизила ужасный лик смерти. Через горе, потери близких люди обращались к Богу.
Случилось так, что незадолго до начала войны Николай Михайлович сломал ногу и поэтому работал по строительству различных сооружений в тылу всю войну. Война закончилась. И наконец-то настал этот долгожданный час – открылась Троице-Сергиева Лавра и несколько духовных учебных заведений. Николаю Михайловичу было тогда 48 лет. Казалось бы, что уже поздно начинать жизнь сначала, тем более что лучшая часть ее (по мирским меркам) уже прожита. Но ничего не могло помешать будущему старцу. Успешно сдав экзамены в Духовную семинарию, он садится за изучение Премудрости Божией. Вспоминая учебные годы в семинарии, отец Савва говорил, что, изучая предлагаемые там науки и особенно Богословие, он старался все понять и воспринять сердцем, поэтому отвечал на задаваемые преподавателем вопросы по существу, так, как понимал своей душой и сердцем, так, как приходилось ему наблюдать в жизни.
Курс семинарии Николай Михайлович закончил за три года, вместо положенных четырех. Настоятель Богоявленского собора приглашал его служить вместе у мощей святителя Алексия. Но давняя многолетняя мечта о монастыре не оставляла будущего схиигумена, и он отказался от этого приглашения.
Монашество – это разумный и свободный подвиг человека, борьба за достижение христианского совершенства. Оно основано на святом Евангелии. Правда, слово «монашество» не встречается там, но о сущности монашества говорится во многих местах. Впоследствии отец Савва написал о монашестве несколько книжек, в том числе «Об иноческом постриге», «Ответы на вопросы о монашестве». Много в этих работах полезных советов и наставлений для новоначальных иноков. Щедро делился старец опытом своего монашеского делания. И щедрость эта была неоценима в те годы, когда святоотеческой литературы об этом не издавалось.
И вот наконец-то Николай Михайлович Остапенко принимается в число братии Троице-Сергиевой Лавры. Пока послушником. Этот период был недолгим для будущего старца.Послушание свое он нес усердно, с Божией помощью минуя искушения и соблазны. И это неудивительно: вся его долгая, предшествующая этому жизнь была направлена к достижению совершенного служения Богу.
Вскоре наместник Лавры архимандрит Иоанн ходатайствует перед Святейшим Патриархом о пострижении Николая Остапенко в монашеский чин. Благословение на постриг в монашество совпало с днем памяти великого угодника Божия преподобного Серафима Саровского. Отец Савва очень любил его и втайне мечтал носить его имя. Но Господь судил иначе: при постриге ему было дано имя Саввы Сторожевского (Звенигородского), верного ученика преподобного Сергия Радонежского. Так из «победителя народов» (греч. перевод имени Николай) батюшка стал «невольником» (араб. перевод имени Савва). Встав на путь совершенного служения Богу, монах становится добровольным невольником, принимая скорби и поношения, претерпевая испытания и искушения.
«Ты дал обет целомудрия, чтобы приобрести господство духа над влечением плоти. Ты дал обет послушания для облегчения борьбы с самолюбием и гордостью. Ты дал обет нестяжательности, чтобы воспитать в себе полное бескорыстие и бесстрастие к земным благам… Быть истинным последователем Христа – это значит распять страсти, то есть обессилить их, подавить и совсем искоренить их, умертвить себя миру, поработить тело духу, а это совершается только помощью Божией при постоянном напряженном труде тебя самого над твоим внутренним человеком»,– писал батюшка.
Жизнь батюшки в Троице-Сергиевой Лавре совпала с трудным периодом ее восстановления. Неся послушание эконома, ему приходилось не только руководить строительством, но и выполнять самую тяжелую и грязную работу. Видя зрелость и богатый жизненный опыт эконома, наместник обители дает о. Савве новое послушание – быть духовником богомольцев. Так началось пастырское служение старца. Можно только догадываться, как скорбела его душа, когда сталкивалась с обилием людских грехов.
–Какое беззаконие творят они, как оскорбляют своими грехами величие Божие, какая строгая кара ждет их в загробной жизни! – часто сокрушался он. Батюшку угнетало то, что сердца людские далеки от покаяния, они не ведают жизни вечной и спасения. Духовные чада старца вспоминают, что он никогда не бранил за порок, а старался раскрыть и показать исповеднику всю мерзость содеянного им греха. И лишь изредка он резко обличал, но потом сразу же извинялся за резкость.
Измученные сердца находили утешение у доброго и мудрого священника.
«Сколько искренних слез и стенаний было на исповедях, которые проводил наш духовный отец!» – вспоминали позднее его духовные чада.
–Встанем на коленочки,– бывало, скажет он,– и со слезами помолимся. Попросим Господа простить наши грехи, наши ошибки,– и море слез льется из очей исповедующихся. Во время пения «Тебе поем, Тебе благословим…» батюшка опять прерывал исповедь, прося всех встать на колени возле аналоя, и молился со слезами.
В одной из бесед со своим воспреемником епископом Вениамином отцу Савве было дано 4 основных завета:
1. Для того чтобы руководить народом и быть мудрым и опытным наставником, надо много читать святоотеческих книг.
2. Никому, даже родственникам, на житейские темы писем не писать.
3. Быть среди священнослужителей последним, т.е. презреть честолюбие, не стремиться к наградам, почестям и повышению сана.
4. Нести крест благодушно.
Эти заветы отец Савва хранил всю свою жизнь, принимая огромное количество людей, имея более 7 тысяч духовных чад. Именно они и поддерживали своего духовного отца в минуты скорби и испытаний, именно они поехали за своим батюшкой из Троице-Сергиевой Лавры в далекий и неизвестный Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.
В монастыре отца Савву ждало ответственное послушание благочинного. С первых же дней он предложил по примеру Лавры ввести ежедневный братский молебен перед ракой с мощами преподобномученика Корнилия, а после вечернего богослужения ежедневно читать акафисты в храме.
Для тех, кто впервые приезжал в Печоры и не был осведомлен об истории обители, он написал книгу «Краткое описание Псково-Печерского монастыря».
Так в трудах и молитвах проходили и дни отца Саввы. Не все было гладко у него в монастыре, находились люди, которые не понимали его пастырского служения. Несколько раз отец Савва был даже вынужден некоторое время служить на приходах Псковской епархии, но, несмотря ни на что, он возвращался в обитель, находящуюся под покровительством Пресвятой Богородицы. «Кто оправдывается и старается доказать свою правоту, то, может быть, и найдет справедливость, но только тем нарушит планы Божии об исцелении души! Кто ищет покоя, в том не может пребывать Дух Божий. Где скорбь, там и Бог». Люди съезжались к отцу Савве со всех концов страны. Что они обретали в Печорах? Любовь и утешение, покаяние и прощение. И на любовь своего духовного отца отвечали такой же горячей и преданной любовью.
Почти все его книги, наставления и поучения направлены к одному: заставить человека задуматься, что он есть раб Божий, и, только обратившись целиком к Богу, можно увидеть мир таким, каким тот создан своим Творцом. И тогда, увидев всю силу и благодать Божию, проститься со своей неправильной жизнью и начать новую. Об этом батюшка написал книгу «Плоды истинного покаяния», в которой доступно и просто рассказал о том, что такое исповедь и как к ней нужно готовиться. Как через сокрушение сердца, плач необходимо порывать с грехом, ощущая всю его мерзость.
«Если мы будем постоянно сожалеть о грехах и каяться, то Господь пошлет обильные слезы и раскаяние, душа заплачет вместе с телом, и эти слезы будут лучшим даром Христу… И делать это нужно скорее, пока не поздно. Мы не знаем, как долго продлится наша жизнь. А там, за гробом, если и будем плакать, то слезы уже не смогут утешить нас, а будут палить огнем»,– говорил он на одной из своих проповедей. Отец Савва считал необходимым для христианина углубленное изучение своей души. Трезвение отгоняет врагов души нашей, так считали святые отцы.»
«Ты говоришь: «Не могу, нет сил бороться с грешным помыслом»… Но так ли, друг мой? Ведь твоя совесть говорит совсем не то: она не требует от тебя невозможного …она говорит тебе только: «Гони прочь от себя греховное пожелание», а ведь это можно; только так уж сдружился с грехом, что тебе жаль расстаться с ним,– вот ты и говоришь: «Не могу», и сам себя обманываешь… и как же ты решаешься думать, будто ты лучше Самого Господа Бога знаешь свои силы? Един Он, Создатель наш, знает наши силы и способности и соизмеряет с ними искушения, на нас попускаемые; и наше дело – бороться с грехом, пока в нас есть дыхание жизни…» Сколько в этих наставлениях батюшки доброты и любви к нам, грешным. Сколько в его книжках терпеливых объяснений Божией Премудрости! Откроем его советы, прочитаем ежедневное правило, которое отец Савва предлагает своим духовным чадам и другим православным людям. Первое – быть во всем справедливым и беспристрастным до мелочей. Второе – никогда, даже шутя, никого не обманывать. Третье – быть бескорыстным даже в мелочах. Искать случая, где только можно, быть кому-нибудь полезным. Во всех неприятностях судить строже самого себя и быть снисходительным к другим. Никогда ни над кем не шутить и не насмехаться. О себе никогда ничего хорошего не говорить и забывать самого себя для других. Более молчать, нежели говорить, выслушивать других и по возможности избегать споров. Всегда стараться не быть праздным. Не горячиться, а ежели будешь чувствовать, что гнев так овладел тобою, что тяжело преодолевать себя, то тотчас замолчать и, если можно, уйти.»
В этой небольшой работе есть не только практические советы: как вести себя вечером, утром, как вести себя по отношению к Господу Богу, как общаться с другими людьми, как вести себя в несчастье, но и многое другое. Достаточно места батюшка уделил в этой своей книге советам святых отцов, их изречениям по тем или другим вопросам.
И разве не удивительно, что по кончине схиигумена Саввы в 1980 году сотни людей съехались в Печоры для того, чтобы проводить своего дорогого духовного отца в последний путь.
Не было человека, соприкоснувшегося с батюшкой, который бы не утешился рядом с ним. Для каждого у отца Саввы находилось слово любви и мудрого наставления.
–Каким был ваш духовный отец схиигумен Савва? – спросили у одного из духовных чад.
–Он творил любовь,– был ответ.
Вот поэтому никогда не угасает лампада на могиле старца в Богом зданных пещерах Псково-Печерского монастыря.
И в день Ангела старца, и в день его блаженной кончины, несмотря ни на какие трудности, собираются его духовные чада в святой обители, чтобы вместе с братией монастыря отслужить Божественную литургию о почившем пастыре, чтобы единением духа, в союзе мира, единым сердцем и едиными устами славить Господа, даровавшего им такого дивного пастыря.