Примеры употребления слова кропило в литературе.
Пока она отчитывала скотину, Варя кропила наговорной водой базы и подворья.
Гай, Анджела и дядюшка Перегрин вышли вперед, взяли по очереди кропило и добавили свои капли святой воды.
Косой дождь, подгоняемый резким ветром, кропил в потемках заливные луга, шептал над кладбищем-буевищем, хранимым могучими стволами берез, и поливал мокрые дерновые крыши маленькой лесной деревни.
Но едва епископ окунул кропило в купель и хлестнул студеной капелью по лицам предстоящих и молящихся, к проруби кинулись больные, чающие исцеления, скоморохи и гусельники, плясуны и блудодеи, торопившиеся христианским подвигом искупить накопившиеся за год грехи.
Сам протоиерей, почерпнув воды из Альты и осеня ее знамением животворящего креста, кропил сначала всех предстоящих, а потом каждого по одиночке, и по совершении священнодействия, разоблачась, благословил ястие и питие, сел за трапезу, а за ним и прочий чин духовный и светский.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Изображения, которые пользователи сайта попросили опознать
Внимание: В связи с разрастанием раздела опознаний уже до четырех гигабайт, в будущем планируется удалить все изображения из этого раздела за 2011-2016 годы, поскольку качество этих изображений, как правило, весьма низкое. Тем не менее, иногда в этом разделе встречаются довольно редкие и качественно сфотографированные иконы. Если какие-то из них, по Вашему мнению, представляют ценность и должны и в дальнейшем сохраняться на сайте, их следует переместить в отсортированные разделы сайта. Опознанные иконы следует переместить в соответствующие разделы икон, а неопознанные — в раздел ‘разное’. Для этого нужно на странице опознания открыть изображение в полном размере, убедиться, что оно качественное, не размыленное, ровно вырезано, сфотографировано не на боку, не имеет слишком большого заднего фона. Если это не так, изображение придется скачать на компьютер и обрезать/повернуть в графическом редакторе, а потом загрузить с компьютера. Если изображение изначально соответствует требованиям по качеству, можно не скачивать его на компьютер, а использовать ссылку ‘Добавить новое изображение этой иконы в каталог: с другого сайта’, указав адрес (url) изображения в полном размере — такой метод загрузки практически не требует затрат по времени.
Также как минимум до 14 июля включительно все изображения из раздела опознаний в максимальном качестве будут раздаваться через торренты: Rutracker.org (В России работает только через иностранные прокси, благодарите за это Роскомнадзор), Rutracker.net (пока работает без прокси), PravTor, Локальный. После 14 июля раздачи будут работать только если кто-то другой продолжит раздавать.
Принцип действия системы опознаний такой: новые изображения, которые надо опознать, выводятся выше старых, и помечаются красной (недовольной) мордашкой — их надо опознавать. Владелец информируется о каждом ответе по email. Когда после нескольких одинаковых ответов владелец решит, что опознание верно, он завершит его. Завершенные опознания отмечены зеленой (веселой) мордашкой и находятся в конце списка. Их опознавать не надо, за исключеним случаев, когда предложенное опознание явно неверно; однако, при ответе на завершенное опознание владелец изображения не получит извещения о новом ответе.
Существует еще один режим сортировки по ответам, для активных посетителей, следящих за всеми опознаниями.
Добавлять изображения на опознание и опознавать изображения могут только зарегистрированные пользователи. Пожалуйста, войдите в систему под своим именем для продолжения… Вход | Регистрация.
Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103. Всего изображений: 2564.
В последнее время стал популярным жанр придумывания смешных подписей и диалогов к старым картинам и рисункам. Богатый материал для фантазий шутники находят в картинках из средневековых рукописей. Что понятно – иллюминированные манускрипты содержат множество непривычных нашему глазу изображений. Например, вот:
Святые Дионисий и Пиатус. Из французской иллюминированной рукописи, созданной около 1280-1290 годов «Образы из жизни Христа и святых», BnF, Nouvelle acquisition française 16251, фрагмент миниатюры, fol. 84v / «Images de la vie du Christ et des saints.» Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, NAF 16251, fol. 84v. XIIIe s. (vers 1280-1290.). Source, via
О святых без головы, несущих голову в собственных руках, речь уже шла. Теперь о держащих в руках верхнюю часть своей головы. На этой миниатюре – святые Дионисий и Пиат/Пиатус. Имена подписаны.
Лист 84v полностью. Saint Denis and Saint Piatus. ‘Livre d’images de madame Marie’, Hainaut or Brabant. «Images de la vie du Christ et des saints.» Bibliothèque nationale de France, Département des manuscrits, Nouvelle acquisition française 16251, fol. 84v. XIIIe s., vers 1280-1290. Source
Соседствуют они на иллюстрации из календаря с праздниками святых, видимо, (?) по двум-трем причинам:
1. Связь Пиатуса с Дионисием в жизнеописании.
2. Близость дней памяти: у Пиатуса – 1 октября, у Дионисия Парижского – 9 октября.
3. Схожесть мученичества и поведения после казни – оба продолжали проповедовать после усекновения головы.
Святой Дионисий со своей головой в руках перед Девой Марией с младенцем. Миниатюра 15 века / Saint Denis Holding His Head. Compilation faite en l’honneur de saint Denis, c. 1401-1500, Français 5868, f. 1r , Bibliothèque nationale de France
О святом Дионисии рассказывалось в записи «Святой главоносец без головы. Кефалофор» там на картинках он носил полностью отрубленную голову, а не макушку, как на первой картинке в компании с Пиатом, который согласно жизнеописанию, принял смерть через усекновение верхней части головы – как и нарисовано. Возможно подобную иконографию Дионисия художник выбрал в композиционных целях, чтобы двое святых смотрелись рядом красиво и одинаково?
Впрочем, изображения Дионисия с усеченной верхней частью головы, а не отрубленной по шее иногда встречаются. Связано ли это с более благообразным видом или с иными причинами – не знаю.
Святой Дионисий из церкви в Дании / Løgumkloster church. Gothic reliquiary. Saint Dionysius / Løgumkloster kirke Heiligenschrein Source
Дионисий – один из покровителей Парижа, первый епископ города. С XIII века усыпальницей французских королей служила Базилика Сен-Дени – Базилика Святого Дионисия в бенедиктинском Аббатстве Сен-Дени, поэтому Дионисий – чрезвычайно важный святой. Сен-Дени возник на месте римского поселения под названием Катуллиак /лат. Catulliacum. Согласно преданию, сюда со своей отрубленной головой в руках и пришел с Монмартра святой Дионисий. Расстояние несения головы – примерно 9 км.
В лице св. Дионисия соединились три личности: 1. ученик апостола Павла, живший в первом столетии; 2. автор «Corpus areopagiticum», живший, скорей всего, в шестом веке; 3. св. Дионисий, христианский епископ, посланный из Рима, чтобы крестить Галлию в 3 веке.
История Дионисия – хороший пример того, как рождаются легенды.
Еще один Святой Дионисий с макушкой в руках из церкви в Дании / Hald Church, Denmark. Fresco, bishop saint, Saint Denis of Paris. Source
Впервые св. Дионисий упомянут в тексте, посвященном жизнеописанию св. Женевьевы -Vie de sainte Geneviève (520 г.), где сообщается о том, что он был первым епископом Парижа и был послан в Галлию папой Климентом (90-100). Умер он в селении Катуллиакум и св. Женевьева настояла на строительстве базилики в его честь.
Другой текст, относящийся к перу Григория Турского (ум.594), сообщает, что св. Дионисий был одним из семи епископов, пришедших обращать Галлию в христианство. Посланный в Париж, он умер от преследований императора Деце (249-251гг.). В VII веке св.Дионисий стал особым патроном франков и у него появились двое сопровождающих – священник Элеутерий и диакон Рустик. Первый текст, посвященный описанию жития и мученической кончины святого, был назван Gloriosae по первому слову текста. О нем известно из рукописи IX века, которая сохранила элементы, восходящие к шестому веку. В этом рассказе св. Дионисий, посланный в Париж, обращает толпы народа, терпит мучения во имя Троицы вместе со своими двумя спутниками. Их тела хоронит набожная женщина за пределами Парижа, и над погребением устанавливается мавзолей.
Святой Дионисий со снятой верхней частью головы в руках. Опять Дания. Деревянная скульптура. По клику – полный вид / Sankt Peders Kirke in Slagelse, Denmark. Saint Dionysius. Source
В IX веке в период аббатства Хильдуина /Hilduinus (814-840), был составлен второй текст Страстей св. Дионисия «Post beatam et gloriosam», где ученик апостола Павла, уверовавший в Христа во время его проповеди в Афинах , был объединен со св.Дионисием, посланным папой Климентом обращать Галлию. У него было двое сопровождающих Рустик и Элеутерий, но вместе с ним с апостольским поручением были посланы также Марсель в Испанию, Сатурнен в Тулузу и Люсьен в Бове. Св. Дионисий и два его спутника приняли мученическую смерть на Монмартре, провозглашая веру в св. Троицу. Это случилось в период правления императора Домициана (81-96 гг.). Именно в этой истории IX века впервые находим рассказ, что св. Дионисий нес свою голову до места погребения.
Святые Николай и Дионисий на фреске из Вероны. По клику откроется еще и Андрей / Verona, Italy. Baptistery of San Giovanni in Fonte, 1123. Romanesque frescos in the apse showing saints Andrew, Nicholas and Denis. Source
Этот текст Страстей св. Дионисия уже существовал, когда император Людовик Благочестивый, сын Карла Великого, получил рукопись «Сorpus areopagiticum» от византийского императора Михаила Заики – это то что сегодня обычно называют сочинениями Псевдо-Дионисия Ареопагита. Император передает манускрипт аббатству и в 835 году просит аббата Хильдуина составить новое жизнеописание св. Дионисия.
Дионисий из «Нюрнбергской хроники», f. 109v, стр. 291, инкунабула 1493 года / Schedelsche Weltchronik or Nuremberg Chronicle, 1493, f. 109v. Denis de Paris. Source
Работа аббата Хильдуина по выполнению императорского заказа была закончена до смерти Людовика I (778-840) и известна под именем Post beata ac salututiferam или Areopagitica. В этом тексте св. Дионисий – автор греческой рукописи и афинский архиепископ. Он отправляется в Рим, где его встречает папа Климент и посылает в Париж. В Париже св. Дионисий покупает землю для одного из своих обращенных по имени Лисбиус /Lisbius, чтобы построить там базилику и баптистерий. С помощью Рустика и Элеутерия он проповедует Евангелие. Император Домициан поручает префекту Сизинниусу /Sisinnius /Siscinnius разобраться с Дионисием и его коллегами. Жена Лисбиуса Ларсиа обвиняет св. Дионисия в том, что он околдовал ее мужа. Св. Дионисия подвергают мучениям на глазах у его товарищей. Всех их бросают в тюрьму, св. Дионисия подвергают многочисленным истязаниям, но каждый раз его спасает Господь. В тюрьме перед казнью все три мученика получают причастие из рук Христа, потом их обезглавливают на Горе Мучеников.
Святой Дионисий. 15-16 века, Франция, Иль-де-Франс / Chorgestühl (Miserikordie) in der katholischen Kirche Saint-Sulpice-de-Favières in Saint-Sulpice-de-Favières im Département Essonne (Île-de-France), aus dem 15./16. Jahrhundert, vermutlich aus der Abtei Morigny; Darstellung: Martyrium des hl. Dionysius. via
Св. Дионисий несет свою голову, сопровождаемый ангелом, и поет псалмы, в то время как небесное воинство также провозглашает славу Господу. Ларсия обращается в христианство и тоже идет на экзекуцию. Сын Ларсии и Лисбиуса Висбиус /Visbius, который был во время описанных событий в Риме, возвращается в Париж и принимает христианство. Этот Висбиус и становится для Хильдуина главным источником сведений. Аббат ссылается на некий трактат «traité de Visbius, обнаруженный случайно в Париже. Тела мучеников хоронит Катулла. В базилике над их гробницей Иисус являет чудеса. Ученик и протеже Хильдуина – монах Хинкмар (806-882), развил легенды и рассказы о чудесах, связанных с созданием первой большой церкви св. Дионисия королем Дагобертом I (629-639).
Обращение святого Дионисия в Ареопаге во время проповеди Апостола Павла. «Жизнь и Мученичество святого Дионисия и его соратников на латинском и французском языках», рукопись 1317 года. Автор текста Ив из Сен-Дени / Yves de Saint-Denis, Vie et martyre de saint Denis et de ses compagnons, versions latine et française. Yves de Saint-Denis, Vie et martyre de saint Denis, vol. I (1ère partie et début de la 2ème partie: chapitres I à XLV). Date 1317. Auteur: Yves de Saint-Denis. Auteur du texte. Auteur: Maître de la Vie de saint Denis. Enlumineur de l’œuvre reproduite. Bibliothèque nationale de France, Département des Manuscrits, Français 2090, f.48v. Source
Легенда продолжала расцветать в аббатстве и была подвергнута критике только в XII веке Абеляром, на основании свидетельств Беды Достопочтенного, что вызвало крайнее возмущение монастырской братии. В XIII веке папа Иннокентий III обращает внимание на проблему идентификации святого Дионисия, так как существовала версия, что св. Дионисий, обращенный в христианство апостолом Павлом, умер и похоронен в Греции. Допуская возможность того, что ученик апостола Павла и епископ, христианизировавший Галлию – разные лица, Иннокентий III посылает в аббатство Сен-Дени реликвии св. Дионисия из Греции, чтобы вопрос отпал сам собой, поскольку после этого монастырь стал законным хранителем реликвий как греческого, так и парижского св. Дионисия. Св.Дионисий почитается как равноапостольный святой Франции и легенды о его жизни и чудесах хранятся и распространяются аббатством. В начале XIV веке монах Ив составляет для короля большой сборник, где соединены воедино история Франции, жизнь и чудеса св. Дионисия – из этой рукописи иллюстрация 10.
Святой Пиат/Пиатус, держащий в руках свою макушку: скульптура, рельеф и прорисовка. via: 11, 12, 14 ; 13
Теперь второй герой первой миниатюры – Святой Пиат/Пиатус/Платон из Турне / Saint Piatus of Tournai, Piaton, Platon, Piat, Piato. Считается, что он принял мученичество около 286-287 года, день памяти 1 октября, в православной церкви 14 октября.
Скульптура святого Пиата
Родился будущий святой в Италии с именем Беневенто около 220 года. Был направлен папой на проповедь в города Шартр, что в 80 км от Парижа и в Турне, что в современной Бельгии, в Валлонии. По преданию Пиат был рукоположен самим св. Дионисием Ареопагитом. Умер как мученик при императоре Максимиане: ему усекли верхнюю часть главы. Мощи были обретены св. Элигием в VII в. В великом Шартрском соборе есть часовня Святого Пиата XIV века, утверждается, что мощи Пиата находятся там. По другой версии – они там, где их обнаружил Элигий – в Секлене, в церкви Святого Пиата. Частица мощей также находится в Бельгии в православном монастыре в Первейзе.
Статуя святого Пиата в часовне около церкви святого Лаврентия в Анстэне / L’église Saint-Laurent d’Anstaing. Часовня построена над источником, который якобы чудесным образом открыл сам Пиат, посещая те места. Этот источник известен как исцеляющий от ожогов и кожных заболеваний / Anstaing chapelle, statue Saint-Piat Source
Святой Пиат из Турне — первый проповедник христианства на территории региона Menapii /Турне и мученик. По легенде, ему отрубили верхнюю часть голову в Турне /Tournai, но он, как и святой Дионисий, продолжил свой путь, держа отрубленную макушку в руках и дошел так до Секлена/Seclin, что южнее Лилля где и принял смерть. Гугл карты показывают, что между городами около 34 км. Иногда говорят, что мученичество с отсечением части головы случилось по дороге в Секлен.
В VII веке Элигий (588-660) /лат. Eligius, фр. Éloi, Eloy, Loye, впоследствии святой, а тогда епископ Нуайона и Турне обнаружил могилу Пиата и построил над ней первую церковь. Позже на месте склепа Пиата была построена церковь Святого Пиата Секленского /Église Saint-Piat de Seclin, которая неоднократно перестраивалась и дополнялась.
Реликварий святого Пиата во время Великой процессии в Турне / Grande Procession de Tournai — Chef-reliquaire de saint Piat (premier martyr de Tournai). Source
Ежегодно во второе воскресенье сентября в Турне проходит Великая процессия. Торжественное шествие проходит по центральным улицам города. Во главе процессии несут реликварий святого Пиатуса – первого мученика Турне. Эта традиция ведется с 1092 года. Единственный раз, когда мероприятие не проводилось был 1566 год – тогда иконоборцы повредили религиозные святыни, используемые в процессии.
В конце 11 века чума опустошала Турне и округу, епископ Радбо пронес кресным ходом реликвию Богоматери вокруг города во время эпидемии чумы. Вскоре после процессии эпидемия закончилась и Турне был спасен. С тех пор в память об этом событии процессия стала ежегодной. Рассказывают, что около 100 тысяч человек, все слои населения, босиком шли за святыней /(?)иконой Пресвятой Девы Марии. Заявление о 100 тысячах человек, скорее всего, преувеличение – обычно подобные данные делят на 10 или около того.