В нашей обыденной жизни нам очень понятна привязанность детей к родителям, готовность за все прощать, любить, и что важно – слушаться. Если вы скажете постороннему мальчику что-то сделать, то он, скорее всего, проигнорирует вашу просьбу, а если и сделает, то из страха. Но если вы отец, то отношение будет совсем другое.
Чтобы увидеть признаки рождения свыше надо посмотреть на плоды, которые производит тот, о ком говорят. Или на себя и на свои плоды.
Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. (1Тим.4:16)
Предупреждение
Хочу сразу оговориться. Очень часто люди бросаются словами в адрес других с осуждением, с обвинениями, провозглашая, что тот или иной человек не возрожден по каким-то причинам. К примеру, некоторые пятидесятнические направления считают баптистов не возрожденными, потому что признаки рождения свыше в их понимании – это говорение на языках. Те, в свою очередь, обвиняют их в сатанизме, исходя из того же говорения на языках.
Некоторые, видя грехи других, делают вывод о том, что человек не возрожден, а значит, не имеет спасения. Дело в том, что мы НЕ ЗНАЕМ ни причин греха, ни того, почему человек это делает. Может он сейчас находится в битве с этими грехами. Может, на него сейчас идут настоящие нападки и он старается.
Любовь
Любить Христа
Важно увидеть, что любовь – это не чувства. 1 Коринфянам 13 глава нам ясно показывает, что любовь — это дела. Христос – это Слово, которое стало плотию. Поэтому наше отношение к Библии определяет наше отношение к Богу. Поэтому и при водном крещении мы обещаем Богу быть послушными Его Слову.
Есть категория людей, которые НЕ ХОТЯТ слушать Слово. Не любят Слово. Не любят весть о Христе. Очень часто, думаю, вы встречали тех, кто говорит: «…опять то же самое, опять о Христе…». Или когда человек хочет говорить обычным языком, мирским, но места Писания приводят его в уныние или раздражение. Это очень нехороший знак.
И это относится к очень большой категории людей, которые ДУМАЮТ, что спасены. Потому что им об этом кто-то сказал, или, вернее, обманул. Или наоборот, они остановились на полпути. Покаялись и ПОЧУВСТВОВАЛИ лёгкость, как будто груз сбросили. Это Иоаново крещение. НО!!! Не пошли дальше за Христом, не отвергли себя, и снова запутались в своей жизни. Чувства хочется снова вернуть и люди бегут в церковь, к служителям и снова каются, снова плачут. Но опять не идут дальше.
Плоды не возрождённого человека
В этом вопросе много сложностей. В основном, созданных самими людьми. Возрожденный или нет, судят по тому, как человек говорит, грешит ли, читает ли Слово, молится ли, ходит ли на собрания… Да, Иисус сказал судить по плодам. Но НИГДЕ Иисус не говорил, чтобы мы судили ДРУГИХ. Себя – да. …вникай в себя…испытывайте себя… каждый смотри как строит…наблюдайте за собою…кто пьёт чашу недостойно…
Итак, на основании предыдущих стихов, давайте разбираться. Самое главное надо понять, что рождение свыше происходит после покаяния и принятия решения следовать за Христом, отвергнув себя.
Не понимать речь Христа
Мы имеем помазание и слышим голос Духа. Задача Духа святого наставить нас на всякую истину и напомнить нам то, что говорил Иисус. Если мы НЕ ПОНИМАЕМ Слово – то это один из звоночков, что рождение свыше не произошло.
Не может слышать Слово
Как мы уже говорили – есть категория людей, которым не нравится слышать Слово Божие. Это вызывает разные реакции, но только не смирение и послушание
Слышать голос Духа
Как овцы знают голос пастыря, так и дети голос Отца. Читая Слово и рассуждая над Ним, мы можем определять кто к нам говорит. За чужим мы не пойдем.
Хочет исполнять похоти плоти
Есть такая категория людей, которые не хотят избавляться от греха. Они ищут уловки, чтобы продолжать жить своей жизнью, делать то, что нравится.
Манера говорить
От избытка сердца говорят уста.
Эти люди делают все возможное, чтобы уподобиться этому миру, пытаются подстраиваться под него. В данном случае через речь. Достаточно поговорить с человеком некоторое время, чтобы увидеть, чем он живет, к чему стремиться, о чем говорит.
Соединение в Теле.
Признаки рождения свыше проявляются после того, как человек погружен в Тело Христа. Мы одним Духом крещены в одно тело. Но если человек не проявляет эти связи или устраняется от них различными способами – это верный признак того, что человек не рожден свыше. Любящий рожденных готов им служить и жертвовать собой ради них. Если в нем нет любви Божьей, которая …излилась Духом Святым, данным нам…, то и значит нет и рожденного от Бога
И ещё одна сторона – отделение себя от всех.
Уйти можно из церкви только по определенным причинам. Вернее из блудницы, организации. Люди, отделяющие себя от верующих людей – душевные. Вердикт выношу не я. Так говорит Слово.
Дух силы любви и целомудрия
ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия. (2Тим.1:7)
Водим Духом Божиим
Вывод
Мы показали плоды, которые проявляются у возрожденных людей. И они возможны только благодаря сверхъестественному действию Бога. И так же мы видели причины, по которым можно увидеть совсем другое. Но помните, что волхвы в Египте смогли повторить некоторые из чудес Бога. Вернее скопировать их при помощи манипуляций.
И ещё. Нельзя выносить вердикт в отношении людей. Эти наставления даны нам, чтобы мы испытывали себя, проверяли себя. Если мы видим подобное в братьях и сестрах – должны молиться за них о покаянии, потому что нужен поворот.
Очень часто эти проявления являются признаком плотского христианина, того кто рожден свыше, но не живет духом. Таковых обычно исправляют. То есть не всегда, видя, что брат или сестра перестали ходить в собрание, или начали употреблять мирские выражения, можно сделать вывод о том, что они не рождены свыше. Я подчеркну – нам не надо делать эти выводы. Это мы должны быть уверены в своем спасении. И если мы обиделись на кого-то или лень появилась, или болтать стали что попало – значит пришла пора покаяться.
Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего.
(1Иоан.4:13)
1. Зачем нам нужно рождение свыше?
Рождение свыше, рождение от воды и Духа, или рождение от Бога – это названия одного и того же события, которое должен пережить каждый человек, желающий увидеть Царствие Божие и войти в него:
Иоан.3:1-9 «Между фарисеями был некто, именем Никодим, один из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог.
Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ СВЫШЕ, НЕ МОЖЕТ УВИДЕТЬ ЦАРСТВИЯ БОЖИЯ.
Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться?
Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, ЕСЛИ КТО НЕ РОДИТСЯ ОТ ВОДЫ И ДУХА, НЕ МОЖЕТ ВОЙТИ В ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.
Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?»
Вопрос, на который нам нужно сейчас ответить, это: «Зачем нам нужно рождение свыше?» Когда Бог создал Адама, он дал ему заповедь не есть от плодов дерева познания добра и зла. Бог предупредил его, что когда он поест от плодов этого дерева, то смертью умрёт в тот же день.
Адам не послушал Бога, и ел от этого плода. Он не умер физически в тот же день, но он умер духовно. Своим грехом он отделил себя от источника жизни – Бога. Он потерял особые отношения и особое общение с Богом, которые имел.
За смертью духовной последовала и смерть физическая. Как вентилятор, отключенный от электричества, не сразу останавливается, а продолжает некоторое время вертеться, медленно останавливаясь, так и Адам. После своего греха человек начал стареть и медленно умирать, пока не наступила его окончательная физическая смерть. Но его духовная смерть наступила, как мы уже сказали, сразу.
С тех пор все люди, рождающиеся на землю после Адама, рождаются по его подобию и образу, рождаются духовно мёртвыми, отделёнными от источника жизни – Бога. Духовная смерть является причиной и смерти физической.
Уже с момента зачатия ребёнка начинают отсчитываться дни до его смерти. Вот почему каждый человек, желающий жизни вечной, должен быть рождён заново, рождён от воды и Духа. Давайте посмотрим, как Библия описывает состояние нашей духовной смерти:
Быт.2:16-17 «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь».
Быт.5:3 «Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф».
Рим.5:12 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и СМЕРТЬ ПЕРЕШЛА ВО ВСЕХ ЧЕЛОВЕКОВ, потому что в нем все согрешили».
Еф.2:1-6 «И вас, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ГРЕХАМ ВАШИМ, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, И НАС, МЕРТВЫХ ПО ПРЕСТУПЛЕНИЯМ, ОЖИВОТВОРИЛ СО ХРИСТОМ, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
2. Что такое рождение от воды и Духа?
Бог оживляет нас через рождение от воды и Духа. Это не два разных рождения, а одно одновременное единократное действие. Вода, о которой говорил Иисус – это не обычная вода, а образное название Слова Божьего. Человек рождается духовно, рождается свыше через действие Слова Божьего и Духа Божьего. Иисус сказал: «Рождённое от Духа есть дух» (Ин. 3:6).
Именно дух человека становится живым пред Богом в момент рождения свыше. Вот почему Бог называется в Писании Отцом духов. Он не рождает нашу плоть или душу, он возрождает наш дух Своим Словом и Своим Духом. Он делает нас способными восстановить и иметь отношения и общение с Ним, разрушенные грехом. Он становится нашим Небесным Отцом:
Иак.1:18 «Восхотев, РОДИЛ ОН НАС СЛОВОМ ИСТИНЫ, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».
1Пет.1:23 «Как ВОЗРОЖДЕННЫЕ не от тленного семени, но от нетленного, ОТ СЛОВА БОЖИЯ, живого и пребывающего вовек».
Еф.5:25-26 «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив БАНЕЮ ВОДНОЮ ПОСРЕДСТВОМ СЛОВА».
Тит.3:5 «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, БАНЕЮ ВОЗРОЖДЕНИЯ И ОБНОВЛЕНИЯ СВЯТЫМ ДУХОМ».
Евр.12:9 «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться ОТЦУ ДУХОВ, чтобы жить?»
3. Как и когда происходит рождение свыше?
Когда Иисус сказал Никодиму о рождении свыше, Никодим спросил Его: «Как это может быть?». Как и когда происходит рождение свыше? Уже само его название говорит, что оно приходит свыше, то есть сверху, от Бога. Никакой человек не может родить сам себя, ни физически, ни духовно. Рождение свыше это дар Божий и милость Божья. Только Бог может сделать это с нами, поэтому это рождение также называется рождением от Бога:
Иоан.1:9-13 «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А ТЕМ, КОТОРЫЕ ПРИНЯЛИ ЕГО, ВЕРУЮЩИМ ВО ИМЯ ЕГО, ДАЛ ВЛАСТЬ БЫТЬ ЧАДАМИ БОЖИИМИ, КОТОРЫЕ ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но ОТ БОГА РОДИЛИСЬ».
Итак, согласно этим словам, рождение от Бога происходит тогда, когда человек принимает верою Иисуса Христа. Сам Иисус точно так же объяснил это Никодиму. Вот как он ответил на его вопрос о том, как это может быть:
Иоан.3:9-19 «Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ТЫ — УЧИТЕЛЬ ИЗРАИЛЕВ, И ЭТОГО ЛИ НЕ ЗНАЕШЬ? Истинно, истинно говорю тебе: мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном?
Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. И как Моисей вознес змию в пустыне, ТАК ДОЛЖНО ВОЗНЕСЕНУ БЫТЬ СЫНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ, ДАБЫ ВСЯКИЙ, ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ.
Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, ДАБЫ ВСЯКИЙ ВЕРУЮЩИЙ В НЕГО, НЕ ПОГИБ, НО ИМЕЛ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что СВЕТ ПРИШЕЛ В МИР; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы».
Итак, рождение от Бога происходит тогда, когда человек верует и верою принимает Истинный Свет – Единородного Сына Божьего Иисуса Христа, и Его смерть за грехи людей. Некоторые другие места Писания также говорят, что эта вера должна сопровождаться истинным покаянием и обращением к Богу, о чём мы поговорим ниже.
Почему Иисус удивился, что Никодим, как учитель Израилев, не знает о рождении свыше? Потому что пророки Божьи говорили об этом, и Никодим должен был это знать! Давайте прочитаем несколько текстов из пророков, чтобы увидеть, как там пишется о рождении свыше от воды Слова Божьего и от Духа Божьего:
Иез.36:25-27 «И ОКРОПЛЮ ВАС ЧИСТОЮ ВОДОЮ, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. ВЛОЖУ ВНУТРЬ ВАС ДУХ МОЙ и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять».
Иез.37:14 «И ВЛОЖУ В ВАС ДУХ МОЙ, И ОЖИВЕТЕ, и помещу вас на земле вашей, и узнаете, что Я, Господь, сказал это — и сделал, говорит Господь».
Рождение свыше происходит, когда человек принимает верою жертву Иисуса Христа за его грехи. И как мы говорили раньше, в главе о вере, такая вера тесно связана с покаянием. Рождение свыше происходит тогда, когда вера человека также сопровождается истинным, искренним покаянием. Вот почему Иисус, проповедуя, призывал людей покаяться и веровать в Евангелие. Основная суть Евангелия содержится в трёх истинах: Иисус умер за грехи наши, по Писанию, был погребён, и воскрес в третий день по Писанию. Именно верой в это Евангелие, сопровождаемой покаянием, мы спасаемся, получаем рождение свыше и дар вечной жизни:
Мар.1:14-15 «После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: ПОКАЙТЕСЬ И ВЕРУЙТЕ В ЕВАНГЕЛИЕ».
1Кор.15:1-4 «Напоминаю вам, братия, ЕВАНГЕЛИЕ, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, КОТОРЫМ И СПАСАЕТЕСЬ, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что ХРИСТОС УМЕР ЗА ГРЕХИ НАШИ, по Писанию, И ЧТО ОН ПОГРЕБЕН БЫЛ, И ЧТО ВОСКРЕС В ТРЕТИЙ ДЕНЬ, по Писанию».
4. Признаки рождения свыше
Откуда мы можем знать, что мы родились свыше? Или откуда мы можем знать, что какой-то другой человек рождён свыше? В Священном Писании записаны признаки, по которым можно определить, произошло ли рождение свыше в человеке или нет. Давайте вместе рассмотрим эти признаки рождённого свыше, то есть, рождённого от Бога человека.
Свидетельство Духа Святого, что мы дети Божьи
Первым признаком рождения свыше будет внутренне свидетельство Духа Святого нашему духу, что мы дети Божьи. Человек, рождённый от Бога, знает, что он рождён от Бога. Он знает это в своём духе. Он имеет свидетельство об этом в самом себе:
1Иоан.5:10-13 «ВЕРУЮЩИЙ В СЫНА БОЖИЯ ИМЕЕТ СВИДЕТЕЛЬСТВО В СЕБЕ САМОМ; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем. СВИДЕТЕЛЬСТВО СИЕ СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО БОГ ДАРОВАЛ НАМ ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ, И СИЯ ЖИЗНЬ В СЫНЕ ЕГО. Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни. Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную».
Рим.8:15-16 «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» СЕЙ САМЫЙ ДУХ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ ДУХУ НАШЕМУ, ЧТО МЫ — ДЕТИ БОЖИИ».
Гал.4:6 «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»».
Победа над миром
Следующим признаком рождённого свыше человека является его способность побеждать мир, и всё, что в мире – похоть очей, похоть плоти, и гордость житейскую:
1Иоан.5:4-5 «Ибо ВСЯКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА, ПОБЕЖДАЕТ МИР; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?»
1Иоан.2:15-17 «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. ИБО ВСЕ, ЧТО В МИРЕ: ПОХОТЬ ПЛОТИ, ПОХОТЬ ОЧЕЙ И ГОРДОСТЬ ЖИТЕЙСКАЯ, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Именно рождение свыше делает нас способными верою побеждать мир, и всё, что в нём, и исполнять волю Божью в своей жизни.
Победа над грехом. Праведная жизнь
Ещё один признак рождённого от Бога человека – это способность побеждать грех, способность не грешить и вести праведную жизнь. И этот признак тесно связан с предыдущим признаком – с победой над миром и тем, что в мире:
1Иоан.2:29 «Если вы знаете, что Он праведник, знайте и то, что ВСЯКИЙ, ДЕЛАЮЩИЙ ПРАВДУ, РОЖДЕН ОТ НЕГО».
1Иоан.3:9-10 «ВСЯКИЙ, РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА, НЕ ДЕЛАЕТ ГРЕХА, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего».
Возможно, у нас возникнет вопрос, как это совместить с тем, о чём Апостол Иоанн писал немного раньше в этом же Послании?
1Иоан.1:8-10 «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».
1Иоан.2:1-2 «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира».
Во-первых, из всех стихов, приведённых выше, мы видим, что верующий человек может согрешить, но он не согрешает постоянно, то есть не ведёт греховный образ жизни. Он не может жить в постоянном грехе. Во-вторых, далее Апостол Иоанн объясняет, что рождённый от Бога не грешит, потому что он хранит себя. Он имеет силу и способность не грешить и хранить себя от греха. Но если он не будет использовать эту силу и способность, и не будет хранить себя, он может согрешить.
1Иоан.5:18 «Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; НО РОЖДЕННЫЙ ОТ БОГА ХРАНИТ СЕБЯ, и лукавый не прикасается к нему».
Наличие любви к другим верующим
1Иоан.3:14-15 «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
1Иоан.4:7-8 «Возлюбленные! Будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, И ВСЯКИЙ ЛЮБЯЩИЙ РОЖДЕН ОТ БОГА И ЗНАЕТ БОГА. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Жажда общения с Богом
Ещё одним признаком рождённого от Бога человека является жажда Бога, жажда общения и близости с Ним. Так же, как новорожденный ребёнок нуждается в постоянном присутствии матери и отца, рождённый от Бога нуждается в том, чтобы постоянно переживать близость к Небесному Отцу. В Писании есть много примеров того, как праведники желали общения с Богом:
Пс.41:2-3 «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!»
Пс.62:2 «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной».
О рождении свыше сегодня говорят во многих церквях. Но что это такое? Многие христиане считают, что они рождены свыше и теперь они новое творение… Но некоторые из них продолжают цинично грешить и, не раскаиваясь, делают дурные поступки, которые пророки и апостолы прямо называли Богу неугодными и даже мерзкими в глазах Господа.
ИЗМЕНИЛСЯ ЛИ БОГ?
Неужели Бог изменил Свои критерии нравственности? Неужели Бог сдвинул границы морали и дозволенного для людей?
Библия учит, что нет. Ведь Бог всегда говорил, что Он неизменен.
«Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3:6, см. также Числ. 23:19, Ис. 40:8; 41:4; 43:13; 46:4; 48:12: 52:6; Пс. 88:34,35; 110:7,8; 118:152)
В Новом Завете об Иисусе сказано, что Он, как Бог, тоже неизменен: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8).
Господь не просто не меняется, но не допускает даже «тени перемены» (Иак.1:17). Что такое тень? Тень ничего не весит, ее нельзя оценить какими либо весами или иным измерением, как материальную величину. Апостол Иаков не напрасно дал такую иллюстрацию. Он хотел показать, что у Бога нет даже намека на перемены. Каким Он был, таким всегда и будет. И конечно Его критерии нравственности не изменяются.
Как первый мир был истреблен за аморальное поведение людей, так будет и при Втором Пришествие Христа в конце этого мира.
«Как было во дни Ноя, … перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж,… и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24.37-39)
Здесь речь о том, что люди перед потопом не задумывались о том, что начали безнравственно жить, что стало «велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт.6:5).
Они лишь думали о плотских потребностях: еде, питье и интиме. До потопа было «развращение». И перед Вторым Пришествием Христа люди будут часто менять партнеров, включая разовые связи и гражданские браки: «жениться и выходить замуж»…
Иисус Христос четко сказал, что не спасутся «любодеи» (в переводе блудники, развратники): «Вне (спасения — Нового Иерусалима) … любодеи… и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:15)
Такую длинную вводную я написал не случайно. Пример людей до потопа и перед Вторым Пришествием, я привел в доказательство того, что Бог неизменен, и не сменит вдруг моральных критериев по отношению к христианам. Мол, раньше блуд и гомосексуализм Господом жестко порекался, а теперь христианам стало можно блудить и потакать нетрадиционной сексуальной ориентации… Мол, ведь закон отменен, и за их грехи уже умер Иисус…
Иисус Христос в самом конце Библии четко сказал, кто удостоится спасения:
«Блаженны (счастливы) те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни» (Откр. 22:14)
То есть люди, цинично попирающие стандарты нравственности, изложенные в Божьем законе, навряд ли войдут в число спасенных.
Иисус учил: «По плодам их узнаете их» (Матф.7:16, см. также Матф.7:21-23)
Павел прямо учил, что если христианин не задумывается о грехе, не раскаивается в нем, не желает избавиться от него, а «произвольно», то есть легко грешит, то на такие грехи жертва Иисуса не распространиться, а значит, верующий погибнет для вечности:
«Ибо если мы, … произвольно грешим, то не остается более жертвы (Иисуса) за грехи» (Евр.10:26)
Я веду к тому, что ответить на вопрос о том, рожден ли какой-то человек свыше или нет, можно только сверив его поступки и помыслы с Божьим эталоном, то есть со Словом Божьим, а именно с Божьими заповедями, изложенными в Библии. Причем не только в Новом завете. Новый завет абсолютно новых нравственных заповедей не вводит, а лишь повторяет ветхозаветное учение.
Именно законом Божьим можно определить, что такое добро или зло в глазах Господа. У закона нет возможности и задачи спасти, как писал апостол Павел, цель закона – раскрыть человеку, что является для Господа грехом:
«Законом познается грех» (Рим. 3:20).
«Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4).
А теперь о богословии рождения свыше
Не нужно путать обращение и рождение свыше.
Обращение – это последствие того, что человек уверовал в Бога, то есть в то, что Землю и Вселенную создал Творец. И этот Творец, называет Себя нашим Отцом и продолжает принимать активное участие в жизни каждого человека, включая его лично.
В Библии мы видим, как раньше называли таких людей: «боящиеся Бога» (см. Деян.10:2,22; 13:16,26)
Затем верующий («боящийся Бога») желает перейти на новый этап – заключить завет (договор, союз, то есть скрепить свои отношения) с Богом. В ветхозаветное время заветом было обращение в иудаизм через обрезание и приятие Пасхи. После этих обрядов любой язычник становился частью Божьего народа, природным жителем – аборигеном Божьей земли (см. Исх.12:48).
В новозаветное время завет с Богом заключается через крещение (см. 1Пет.3:21, Деян.22:16). Вода – символ водной могилы, где человек оставляет свою прошлую жизнь вместе с грехами и обещает Богу жить новой жизнью.
Крещение не всегда сопровождается рождением свыше
Крещение — это кульминация обращения человека, когда он уверовал в Бога, увидел свою греховность, покаялся, решил оставить прошлую жизнь и жить далее с Богом, по Его воле, заключив с ним завет.
После крещения, Бог дает христианину Духа Святого в помощь в борьбе с грехами (см. Деян.2:38).
Но конечно, далеко не все крестившиеся, и далеко не сразу, оставляют свои грехи, неблаговидные привычки и пристрастия. Каждый человек меняется по-разному. Кто-то быстро, кто-то медленнее. Кто-то расстается сначала с большими грехами, кто-то с незаметными для стороннего глаза. Дело в том, что Бог через Духа Святого влияет на каждого человека индивидуально, видя от каких страстей или черт характера сначала нужно избавиться верующему. Что ему сейчас легче и полезнее…
Так верующие постепенно изменяются изнутри, если прислушиваются к голосу совести, то есть влиянию Духа Святого, обличающего и направляющего их.
Но есть крестившиеся, которые не сильно-то меняются. Они упорствуют и не желают радикально изменять свою жизнь и характер, как указывает им Дух Святой. Каждый из нас, наверное, видел христиан с явно нехристианскими чертами характера. Иисус учил прощать, а они копят ненависть… Иисус учил не мстить, а они мстят вплоть до жестокости, кровопролитий и даже убийств… Иисус учил, что мы все равны, как Божьи дети, а они возвышаются над другими и ряд людей считают ниже себя, вплоть до унижения, гонения и даже истребления.
Разве о таком христианине можно сказать, что он рожден свыше? Разве о христианине блуднике, воре, злоречивом, пьянице… можно сказать, что он рожден свыше? Я, думаю, нет.
Но что же тогда является рождением свыше?
Рождение свыше это не вера в Бога Отца и Его сына Христа! Как я писал выше, обращение — это обретение веры, то есть превращение человека из неверующего в верующего. Обращение не всегда сопровождается кардинальным позитивным изменением характера человека. Верующий, безусловно отличается от неверующего, и почти всегда в лучшую сторону. Но как было написано выше, некоторые верующие не желают расставаться с прежним образом жизни, поэтому у них остаются черты характера далекие от Божьего идеала и даже диаметрально противоположные ему.
А рождение свыше – это внутреннее кардинальное перерождение человека. Библия называет такое перерождение крещением Духом Святым. Слово крещение переводится – погружение. То есть рождение свыше – это изменение человека благодаря глубочайшему преобразованию, которое в нем произвел Святой Дух. О крещении Святым Духом читайте материал .
Дух Святой всегда старается касаться сердца человека. Однако, многие закрывают уши от Его обличений. Вспомните себя раньше и сегодня, разве совесть Вас совсем не беспокоит? Разве всегда Вы поступаете по голосу совести? Человек теряет надежду, когда совсем закрывается от влияния Духа Святого, то есть не хочет слышать его обличений. Иисус это называл хулой на Духа Святого!
Когда человек приходит к Богу, то он больше открывается влиянию Духа Святого и зачастую желает изменений. А Бог по Своему обещанию после крещения дает Духа Святого в помощь для изменения сердца верующего. Если верующий не упорствует и желает быть водимым Духом (см. Рим.8:14), то Господь меняет его. Преобразование, которое происходит в человеке и называется возрождением, перерождением или рождением свыше. Иисус про это говорил Никодиму в 3 главе Ев. от Иоанна:
«Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоан.3:5)
Здесь мы видим, что в перерождении участвует: как вода (водное крещение), так и работа Духа (крещение Духом).
Рождение свыше не обязательно должно быть до крещения или сразу после него. После крещения может пройти ни один месяц или даже год, а может и десятилетия. Рождением свыше в Библии называется именно перерождение, то есть существенное изменение человека изнутри, духовная переоценка им своих ценностей, когда он Бога начинает ставить на 1-е место в своей жизни. Тогда человек как бы становится новым творением, по сравнению со своей прежней жизнью.
Зачастую рождение свыше происходит, когда человек осознает, что именно за него, за его личные грехи спустился на землю с Небес, страдал и принял мученическую смерть Господь… Когда человек понимает, на сколько сильно его любит Бог, что пошел на такую непостижимую жертву… Тогда его сердце открывается во взаимной любви, верующий желает сделать приятное Господу и Его детям – другим людям (см. Матф.25:40). Возрожденный христианин начинает любить и ценить других людей, он не может не творить другим добро… Он горит желанием рассказать всем и каждому о том, что их тоже любит Бог, что за грехи каждого из них претерпел мучение и наказание безгрешный Иисус Христос, чтобы даровать любимым Своим чадам вечность!
В порыве благодарности сердце человека больше открыто для влияния Духа Святого, для внимания голосу совести, для побуждения на благие дела и несение Евангелия… Божьи стандарты нравственности, изложенные в Его законе, становятся человеку не в тягость, а приятны и угодны его сердцу. Вот поэтому, Господь через пророков говорил, что даст верующим Нового завета новое сердце (см. Иер.31:33, Евр. 8:10; 10:16)! Это благодарное любящее возрожденное сердце!
Валерий Татаркин
Перейдя по ниже приведенным ссылкам Вы можете посмотреть список других вопросов и ответов по Библии | |
Убивал ли Давид аммонитян пилами, топорами, печами ? >> | Кто такие сыны Божьи и дочери человеческие? >> |
Теги: Рождение свыше, возрождение |
Выражение «родиться снова» относится к началу новых отношений между Богом и человеком, который рождается снова (Иоанна 3:3, 7). Бог усыновляет тех, кто рождается снова, как своих детей (Римлянам 8:15, 16; Галатам 4:5; 1 Иоанна 3:1). Как обычно бывает при законном усыновлении, положение этих людей меняется, и они становятся частью Божьей семьи (2 Коринфянам 6:18).
Зачем человек рождается снова?
Иисус сказал: «Кто не родится снова, тот не сможет увидеть царство Бога» (Иоанна 3:3). Поэтому новое рождение подготавливает человека для того, чтобы править с Христом в Божьем Царстве. Это Царство правит с неба, поэтому, согласно Библии, «новое рождение» связано с наследством, которое «сберегается на небесах» (1 Петра 1:3, 4). У тех, кто рожден снова, появляется уверенность в том, что они будут царствовать вместе с Христом (2 Тимофею 2:12; 2 Коринфянам 1:21, 22).
Как человек рождается снова?
Иисус Христос сказал, что те, кто рождаются снова, рождаются «от воды и духа» (Иоанна 3:5). Это выражение относится к крещению в воде и к последующему крещению святым духом (Деяния 1:5; 2:1—4).
Первым человеком, рожденным снова, был Иисус Христос. Он был крещен в реке Иордан, после чего Бог помазал, или крестил, его святым духом. Таким образом, Иисус был рожден снова как духовный сын Бога и получил надежду вернуться к жизни на небе (Марка 1:9—11). Бог осуществил эту надежду Иисуса, воскресив его как духовную личность (Деяния 13:33).
Другие люди, прежде чем родиться снова, тоже сначала крестятся в воде, а уже после этого получают святой дух (Деяния 2:38, 41). Тогда у них появляется твердая надежда жить на небе, которую Бог осуществит посредством воскресения (1 Коринфянам 15:42—49).
Неверные утверждения о рождении снова
Утверждение. Человек должен родиться снова, чтобы получить спасение или стать христианином.
Факт. Жертва Христа дает спасение не только тем, кто рожден снова, чтобы править с Христом на небе, но также и земным подданным Божьего Царства (1 Иоанна 2:1, 2; Откровение 5:9, 10). Эта вторая группа христиан получает возможность жить вечно в раю на земле (Псалом 37:29; Матфея 6:9, 10; Откровение 21:1—5).
Утверждение. Человек выбирает сам, быть ли ему рожденным снова.
Факт. Возможность иметь отношения с Богом и получить спасение дается всем (1 Тимофею 2:3, 4; Иакова 4:8). Однако, будет ли человек рожден снова, то есть помазан святым духом, решает Бог. Согласно Библии, для рождения снова «имеет значение не желание или усилие человека, а милость Всевышнего» (Римлянам 9:16, Смысловой перевод). К тем, кто рожден снова, может также применяться выражение «родиться свыше», а это подтверждает идею о том, что рождение снова исходит свыше, от Бога (Иоанна 3:3, Синодальный перевод).