В Ярославле на сегодняшний день существует 28 храмов, в области — 276.Фото: Михаил КОНТУЕВ
— У вас столько храмов! – это первое, что отмечают гости нашей области, будь то иностранцы, или наш соотечественники. Мы сравнили количество церквей по регионам центрального федерального округа и выяснили, что Ярославская область занимает четвертое место по количеству храмов, а Ярославль входит в тройку городов, в которых имеются мечети. Сразу оговоримся, что считали только те храмы, которые переданы епархии и в данный момент функционируют.
Крестобогородскому храму – 250 лет
Постройку этого храма связывают с ограждением Ярославля от моровой язвы. В 1654 году в центральной России разразилась моровая язва, эпидемия чумы. Многих жителей окрестных городов тогда постигла страшная смерть. В Костроме умерло 3247 человек, в Угличе — 319, в Суздале — 1177, в Переславле-Залесском — 3627. Похожая картина наблюдалась и во многих других местностях.
Ярославцы, узнав о надвигающейся чуме, стали совершать крестные ходы вокруг города, усердно молясь об избавлении. Господь внял их мольбам и оградил Ярославль от моровой язвы. Тогда на самой высокой точке Ярославля, которую местные жители называли Поклонной горой, по благословению митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича в середине XVII века был установлен поклонный крест в натуральную величину. Позже на этом месте появилась деревянная часовня, а еще позже рядом с ней стена в стену построили и каменную церковь. Материал для строительства был пожертвован владельцем ярославской Малой мануфактуры Затрапезновым. Новый храм был освящен в декабре 1760 года Священномучеником Арсением (Мацеевичем), митрополитом Ростовским и Ярославским. Прежний деревянный храм через два года был разобран и отправлен в село Сидорково Ярославского уезда.
Если говорить о религии в РФ, то можно отметить, что на нашей территории достаточно широко представлены все основные мировые конфессии. Кроме того, имеют место быть и религиозные ответвления, характерные только для России (старообрядчество). Думаю, что у каждой из религий на территории РФ есть свои здания культа, которые давно уже приобрели культурно-историческое значение.
Духовные центры России
В РФ представлены все крупнейшие мировые религии, однако, по отношению друг к другу их доля неравномерна. Сюда можно отнести:
- Православное христианство.
- Ислам.
- Иудаизм.
- Старообрядчество.
Православие в РФ представлено Московским патриархатом, управляется Патриархом Московским и всея Руси. Его резиденция находится в Даниловом монастыре в Москве. С мусульманскими организациями сложнее. Существует Духовное управление мусульман РФ, которое управляется Верховным муфтием России. Резиденция находится в Московской соборной мечети. Но в каждом отдельном субъекте федерации может существовать собственное духовное управление, которое в меньшей степени подчиняется ДУМ РФ (например, Чечня, Татарстан). За вопросы еврейской веры (иудаизма) на российской территории отвечает Конгресс еврейских религиозных общин — раввинат, главой которого является главный раввин России. Его резиденция расположена в Московской хоральной синагоге.
Центром старообрядчества в РФ является Московская старообрядческая архиепископия (г. Москва), глава ее — древлеправославный патриарх.
Объекты культа в РФ
Каждая из вышеуказанных религий имеет свои здания культа, где отправляются религиозные обряды, но не все они подпадают под понятие монастыря. Но упомяну для каждой религии по одному-два значимых объекта:
- Православие — Троице-Сергиева Лавра и Валаам.
- Ислам — мечети «Сердце Чечни» и «Кул-Шариф» в Казани.
- Иудаизм — синагога «Бейт-Давид» в Волгограде.
- Старообрядчество — поморская церковь Пресвятой Богородицы (Нижний Новгород).
Старообрядцы на Руси всегда были гонимы, поэтому объектов культа у них, хоть и достаточно, но они не поражают своими величинами.
Монастыри (от греч. monasterion — келья отшельника) — это общины монахов или монахинь, принимающие единые правила жизни (устав). Древнейшие — буддийские монастыри (сер. I тыс. до н. э., в Индии). Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III—IV вв. в Египте). В Средние века в Европе и в России монастыри являлись крупными землевладельцами и играли существенную общественно-политическую роль. Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри назывались лаврами.
Российские мусульмане не имели в прошлом и не имеют сейчас единого духовного центра. В течение длительного времени (как в Российской империи, так и в бывшем СССР) руководящими органами верующих мусульман являлись четыре независимых друг от друга духовных управления:
— европейской части СССР и Сибири с центром в Уфе (старейшее, образованное еще в 1789 г.);
— Средней Азии и Казахстана с центром в Ташкенте;
— Закавказья с центром в Баку;
— Северного Кавказа с центром в Махачкале.
Всего в России сейчас насчитывается свыше 40 самостоятельных духовных управлений мусульман. В отношениях между ними существуют определенные трения и конфликты.
Тибетский буддизм начал распространяться в России в XVII—XVIII вв., когда в низовья Волги и в Забайкалье откочевали монгольские скотоводческие племена: ойраты (калмыки) и буряты. В 1741 г. (с этого года в Бурятии отсчитывают историю российского буддизма) в Забайкалье было зарегистрировано 11 «ламских капищ» и 150 лам. Незадолго до революции 1917 г. к семье российских буддистов присоединились и буддисты Южной Сибири — тувинцы (единственный тюркский народ, исповедующий буддизм). После падения маньчжурской династии в 1912 г. Тыва в 1914 г. под именем Урянхайского края стала протекторатом России. Ко времени вхождения Урянхайского края в состав Российской империи на его территории действовало уже 22 буддийских монастыря, «хурэ», около 4000 лам и хуураков-учеников. После революции начались захваты и погромы дацанов. Однако, несмотря на жесткий контроль со стороны государства, в советское время сохранялись два дацана — в Улан-Удэ и Агинский дацан в Читинской области.
Сейчас на территории России действует уже около 200 буддийских общин. Некоторые буддийские общины объединены в централизованные организации. Открыто несколько центров по изучению различных форм мирового буддизма. Популярны японские школы, особенно светский вариант дзен-буддизма, действует монастырь (в Подмосковье) буддийского ордена Лотосовой Сутры (Нипподзан-Меходзи). В Санкт-Петербурге просветительской и издательской деятельностью активно занимается общество китайского буддизма Фо Гуан (Свет Будды), с 1991 г. действует тибетский храм. Координирует деятельность Центральное духовное управление буддистов.
Во всех трех «буддийских» республиках возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) является самой распространенной религией.
Начинают развиваться разные формы буддийского образования, в том числе и выпуск буддийских книг на русском языке.
Ульяновск вошел в число самых «религиозных» городов России, в которых проживает более 250 тысяч человек. Исследование провел Финансовый Университет при правительстве РФ.
Опрос включал в себя несколько аспектов. Сотрудники университета исследовали интерес к православной культуре и вере, а также иным основным религиозно-культурным традициям (сюда вошло чтение литературы, а также активное участие в культурной и религиозной жизни). Кроме этого, те, кто считает себя православными, рассказали о том, насколько они активно посещают церковные службы и имеют ли дома или на работе иконы и религиозную литературу.
Также наш город вошел в Топ-20 и по другим религиозным факторам. Ульяновск оказался на 11 месте среди населенных пунктов, где жители проявляют активный интерес к исламу и исламской культуре. В первую десятку таких городов вошли Махачкала, Грозный, Казань, Набережные Челны, Уфа, Стерлитамак, Ставрополь, Астрахань, Нижневартовск и Ростов-на-Дону.
Кроме того, Ульяновск стал 12-м среди городов, где велика доля «неоязычников» (по определению авторов опроса, это те, кто ставят перед собой цель возродить древнерусские, дохристианские верования). В общей массе этот показатель составил всего 0,2% опрошенных, однако в нашем городе неоязычников больше, чем в среднем по России.
Отношение к религии на родине Ленина, по понятным причинам, было сложным. В Симбирской губернии, по данным переписи 1897 года, насчитывалось 8 православных монастырей, 263 каменных и 458 деревянных православных церкви, 5 единоверческих церквей, 2 римско-католических и 2 протестантских храма, 1 синагога и 159 мечетей. К 100-летию вождя мирового пролетариата в Ульяновске остались лишь две церкви — Воскресенская Неопалимовская на старом кладбище и храм во имя иконы Божией матери Неопалимая купина, на Верхней Полевой, а также протестантская кирха. В стране возник новый культ, и в нашем городе построили один из важнейших по значимости «храмов» — Ленинский мемориал.
Долгое время в Ульяновске церкви не строили и не восстанавливали. Стоит только вспомнить проект Спасо-Вознесенского собора, на возведение которого ушло 22 года — зачинатель проекта, Алексий Скала, до дня открытия не дожил. Сегодня все иначе. Епархии вернули Германовский собор, где долгое время находился областной архив, до сих пор толком никуда не пристроенный. Священники стали намного «ближе к народу». Особенно ярким это явление стало во времена, когда митрополитом Симбирским и Новоспасским стал Феофан. Владыка активно участвовал в светских мероприятиях. Многим запомнилось, как он принял участие в гонках на открытии картодрома (в видеохронике запечатлен любопытный момент: митрополит, облаченный в гоночный шлем, крестится и жмет на газ).
В городе начали происходить события, которые ранее казались немыслимыми. Большой кусок земли в самом центре Ульяновска отдали под монастырь, который располагался там полтора века назад (свое здание монахиням передали полицейские). Священнослужители начали обучаться компьютерной грамотности по правительственной программе. Батюшки несколько раз попали в сводки ГИБДД как участники ДТП, совершенных на их собственных машинах. На Свияге и Волге провели массовые крещения. В интернете появился проект «Батюшка онлайн», священники освоили науку фотографирования при помощи селфи-палки.
Владыку Феофана перед заездом консультирует депутат Госдумы Вадим Харлов
В статье 14 Конституции России указано: «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Не беремся сказать, противоречит ли главному закону страны соглашение региональных властей с Симбирской митрополией, цель которого — «проведение мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание населения Ульяновской области». Представители духовенства участвуют в гражданских форумах и форумах семей, благословляют воинское оружие в межвидовом региональном учебном центре войск связи. Кого-то такая активность церкви коробит, другие считают, что это абсолютно нормально.
Александра Тургенева
Фото Любовь Чиликова, Виктория Чернышева