Этот разговор вырос из одной услышанной нами истории. Истории мальчика, который родился в семье алкоголиков, был сдан в детдом, а в подростковом возрасте связался с дурной компанией и после первого же «дела» угодил в детскую тюрьму. Там над ним надругались. И мальчик повесился… Ужасная жизнь, ужасная смерть. Заслуженная ли? Как ее объяснить?!
Для многих людей такие истории — аргумент в пользу реинкарнации, или веры в перевоплощение, переселение душ. Она, казалось бы, дает ясный и простой ответ: такая участь — не что иное, как наказание за прегрешения прошлых жизней.
Почему христианство не может принять реинкарнацию? Говорим об этом с протоиереем Игорем Фоминым.
Содержание
Бог и бюрократия
— Отец Игорь, история этого мальчика — далеко не единственная в своем роде. Строго говоря, этого несчастного и за гробом ничего хорошего не ожидает, ведь он, получается, самоубийца. Такая судьба просто не укладывается в голове…
— Во-первых, мы с Вами должны сразу понять, что Бог — это не бюрократ. Допустим, если ты в заупокойной записке написал имя здравствующего человека — это не значит, что тот умрет. Бог не бюрократ!
Православие говорит о том, что мы, прежде всего, не можем сесть на престол Судьи Всевышнего и распоряжаться, куда кого послать — в ад или в рай.
В Православии почитаются святые, которые стяжали благодать у Бога и являются для нас образцом следования за Христом. Но это не значит, что кроме них больше никто благодать не стяжал, — это очень важный момент.
Если парнишка покончил жизнь самоубийством, его дальнейшую участь знает точно только Бог, ведающий всю его жизнь. Милосердный Бог разберется, понимаете?
Есть такая замечательная мысль в православном Предании. Если мы попадем в рай, то удивимся трем вещам: мы не увидим в раю тех, кто там должен бы быть по нашим человеческим понятиям; мы увидим тех, кого вроде бы там быть не должно; и, наконец, мы удивимся, что сами там оказались.
— А разве нельзя сказать, что судьба этого парнишки была фактически предопределена условиями, в которых он рос?
— Нет никакой предопределенности судьбы, Православие этого не принимает.
Я могу Вам привести аналогичный пример. В одном из церковных учреждений работал парень. Мама родила его очень рано, в 15 лет, и сразу отдала в детский дом. Это происходило еще в советское время, мама была бесправна, за нее решение принимала ее мать — бабушка этого парня.
Впоследствии он мне рассказывал о своем житии-бытии в детдоме — у нас в армии не было такого кошмара, какой происходил там! Однажды парень не выдержал, схватил стол и швырнул его в закрытое окно. Начальство, чтобы с ним не возиться, на основании этого случая оформило ему диагноз — слабоумие или что-то в этом роде — поставило самую тяжелую группу инвалидности и отправило в интернат для умалишенных. Там я с ним и познакомился — мы с женой ходили помогать в это учреждение еще до того, как поженились.
Так вот он, представьте себе, вырвался из этой системы! Как? Он «уцепился» за Церковь: сначала нашел священника Алексия Грачева* и стал его духовным чадом, а после его смерти попал ко мне. Нашел школу, восполнил свое образование и попросил, чтобы с него сняли группу инвалидности. А это было очень и очень непросто сделать! Но у него получилось. Затем он поступил в техникум, потом — в семинарию, окончил ее… Вы представляете, какими усилиями все это было сделано! Большинство его товарищей по детскому дому умерли, спились, стали бездомными…
Я хочу сказать, что мы свою судьбу творим сами, и этот парень тому пример. Тот, кто плывет по течению, может говорить: «Это мой фатум, мне это предначертано» — так легче жить и думать. Можно еще свалить на кого-нибудь — на папу, маму…
— Но ведь статистика говорит о другом: процент тех людей, которые растут в детдоме и потом вписываются в обычную жизнь, очень мал. Все остальные катятся по наклонной…
— Да, я согласен. Но мы сейчас говорим о личности, о том, что у любого человека есть возможность вырваться. Статистика в таком разговоре не есть последний аргумент, мне кажется. Допустим, сколько людей могут заболеть полиомиелитом? Скажем, один на миллион. Но какое дело родителю, у которого заболел ребенок, до статистики? Мы говорим сейчас о личности.
Почему жизнь одна?
— Но ведь, действительно, кто-то рождается, скажем, в православной семье, с детства знает, что такое Библия, у него есть интерес к духовной жизни. И есть дети, которые рождаются в «глубинке» в семье алкоголиков. Это значит, что предпосылок стать лучше у одного изначально больше, а у другого — меньше? Как это объяснить с христианской точки зрения?
— Человек отвечает только за свои поступки. Это однозначно. Да, люди рождаются в разных условиях, но жизненный итог любой человек подводит сам. И это будет единожды.
Мы не можем судить, у кого тяжелее жизнь, у кого легче — у каждого свои испытания.
Неблагополучные обстоятельства могут стать, наоборот, предпосылкой к тому, чтобы крепче «зацепиться» за Бога. А благополучные — вспомните фарисеев…
Они родились в религиозных семьях, получили прекрасное образование, закон знали назубок, но именно они распяли Христа. Из самого низкого состояния можно подняться, и из самого высокого пасть очень глубоко.
Человек живет однажды. Православие не исповедует перевоплощения. По многим причинам.
— По каким?
— Начнем с того, что теория реинкарнации подразумевает усиление добра и усиление зла в мире. Допустим, умирает бандит — и в следующей жизни воплощается в крысу, из крысы «выбраться» тяжело — ведь она только за счет воровства и живет. То есть следующее перевоплощение будет куда хуже.
Реинкарнация — это принцип утверждения такой жесткой справедливости: если ты воровал, у тебя потом будут воровать; если ты работал в гестапо, значит, тебя будут мучить. Но это, мне кажется, не совсем справедливо и правильно. Ведь человек, по этому учению, не помнит своей прошлой жизни. Даже если, скажем, он родится не животным, а человеком, которого
Фото: Александр Малин.
всю жизнь будут обворовывать, он ведь не будет знать, почему его обворовывают. У него нет возможности сделать выводы.
Есть такие слова христианского философа первых веков, Тертуллиана: «Каждая душа по природе своей — христианка». Она вышла от Бога. Согласно Библии, человек творится для сорадования Богу. Он ни в коем случае не «зарабатывает» свое спасение хорошими поступками. Это просто исключено.
— Почему?
— Потому что с Богом не может быть рыночных отношений.
Допустим, мы придем к Господу и скажем: «Господи, я не убил, не украл, я не позавидовал, не блудил. Я выполнил Твои заповеди?» — Господь скажет: «Нет». — «Почему?!» — «Потому что Моя заповедь не в том, что бы «не делать», Моя заповедь: люби!».
А реинкарнация, по сути, предлагает человеку сделку:
делай так — и будешь в следующей жизни жить лучше, а потом достигнешь нирваны.
— И Бог в такой схеме оказывается, в общем-то, человеку не нужен…
— Да, получается так. Если хорошие поступки совершаются из любви — отлично. А если из корысти — человек пытается откупиться. «Я Тебе — правильную жизнь, а Ты мне — вечное блаженство». Вот это Евангелием осуждается.
Кроме того, православные не исповедуют реинкарнацию потому, что ее результат — это слияние с мировым Абсолютом. Бог (Абсолют), по этой теории, всех делает одинаковыми, всех посылает в мир одинаковыми, «расщепляет», скажем так, для того, чтобы потом опять соединиться вместе.
— Допустим, это одна из возможных интерпретаций. Есть течения, которые считают, что нет такого слияния…
— Хорошо. Но тогда где конец совершенствования? Если человек остается личностью, где конечная точка его перевоплощений? Где критерий? Когда Господь прекращает перевоплощения?
В православии нет «финиша» — есть «старт», но нет «финиша».
Христианство говорит о том, что совершенен один Бог. Христос в Евангелии сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный». То есть это призыв к совершенству, направление пути, недостижимый образец — потому что человек никогда не сможет сравняться с Богом, это невозможно. Бог есть совершенная Любовь, Он это показывает на кресте. А человек стремится уподобиться Христу в меру своих сил: Подражайте мне, как я Христу, — говорит апостол Павел. Но абсолютное совершенство запредельно, оно недостижимо…
И потом, еще одна очень важная сторона вопроса — христианское отношение к телу. Христиане верят в воскресение из мертвых, и Христос воскрес телесно и телесно вознесся к Отцу. И ведь
Православие придает большое значение телу — это не какой-то ненужный хлам, от которого человек избавится после смерти, тела тоже преобразятся.
А если за 1000 жизней накопилось 1000 тел — в каком ты воскреснешь?
И что с остальными, грубо говоря? Это просто мусор, который истлеет, — и все? Христиане верят иначе.
Человек создан для радости
— Отец Игорь, если страдания и несправедливость — не результат предыдущих неправедных жизней, ошибок, то результат чего?
— Господь творит человека для конкретной цели — для сорадования, творит свободного человека, который сам волен выбирать между добром и злом. Человек выбирает зло — происходит его падение, отпадение от Творца.
Не надо думать, что Бог людей как-то демонстративно изгоняет из рая.
Нет, просто
добро не может сосуществовать со злом.
Как горячая вода не может сосуществовать с холодной водой — получится теплая; или свет с темнотой тоже не могут — получится полумрак, так и тут. Это у нас в жизни есть какие-то полутона, мы находим себе оправдания, а на самом деле все очень конкретно: пограничного состояния между добром и злом нет.
Поэтому человек уходит от Бога — не Бог его выгоняет. У него был выбор — остаться. Для этого нужно соблюдать какие-то элементарные правила, причем из этих правил существовали исключения: только признайся, что ты действительно нарушил заповедь, съел запретный плод. А первые люди спрятались в кустах… Как ребенок, которому говорят: «Не ешь варенье», а он съедает всю банку и прячется. И потом с честными глазами и измазанным вареньем ртом сообщает маме: «Нет, я варенья не трогал».
Так вот, когда человек уходит от Бога — перестает пользоваться помощью Божьей, помощью Родителя, — начинаются страдания.
Наше состояние определяется нашими взаимоотношениями с Богом, а не какими-то внешними обстоятельствами. Если страдающий человек смог сквозь свою беду увидеть любовь Божию к себе, тогда эта радость у него может растворить в себе все: и страдания, и горе, и какие-то несчастья.
Иногда мы смотрим на другого человека и говорим: «Ой, бедный, как он страдает. Как ему не повезло». А разговоришься с ним, он скажет: «У меня все прекрасно, я счастлив».
Понимаете, страдания — философская величина, относительная. Мы можем видеть их только с одной стороны. Например, парень бросает девушку. Тут есть страдания?
— Да, допустим.
— Жуткие! Почему? Потому что тебя лишили чего-то — тебе больно. И когда начинаешь беседовать с такими людьми и говоришь: «Слава Богу, это прекрасно!», они, конечно, сильно удивляются: «Батюшка, что Вы такое говорите?» — «Ну, представь себе, что вы бы сейчас поженились, обвенчались, и этот разрыв произошел бы уже в браке, когда у вас дети родились. Он бы «загулял», а у вас уже семья?… Так что — слава Богу! Подумай, может быть, над тобой свершается промысл Божий».
— Разве физические страдания могут быть относительными?
— Страдания физические — относительные, потому что их может оценить только тот, кто их переносит. Тот, кто не перенес, не имеет права об этом говорить, оценивать. Я знаю много связанных с этим историй. У меня была замечательная прихожанка, в 6 лет она умерла от лейкоза. Она, бедная, столько «химии» перенесла… Ее привозили к нам в храм в маске, на колясочке, потому что ей тяжело было ходить. Но настолько радостный это был ребенок!.. Она всегда обнимет тебя, скажет: «Батюшка, а можно я Вас поцелую?» Я говорю: «Только не через маску, давай так». — «Конечно-конечно!» Ну совершенно замечательный ребенок, очень умный, очень глубокий. Когда у нее спрашиваешь: «Тебе больно?», она отвечает: «Больно. Мне тяжело». Иногда она была не в состоянии даже ручку поднять от слабости. А через минуту — уже могла смеяться! Вы сейчас скажете, что она так отвлекалась. Нет, эта девочка жила. Отвлечься от боли можно, когда ты руку сломал, когда тебе операцию сделали. А когда боль — это вся твоя жизнь, и ты при этом еще радостный…
— Говорят, дети, которые тяжело болеют, совсем другие?
— Абсолютно! Просто небо и земля. Они глубже. Кстати, священник Даниил Сысоев, которого убили три года назад — мы с ним вместе учились в семинарии, дружили семьями, — рассказывал, что в детстве тяжело болел. Умирал. Но в какой-то переломный момент все изменилось, он выздоровел, хотя проблемы со здоровьем у него оставались и впоследствии, до конца жизни. И он стал совершенно другим человеком! У отца Даниила ведь была потрясающая память, очень цепкий ум… Господь никогда не остается «должником» в этом смысле: у человека глухого — прекрасное зрение, если говорить упрощенно.
А у этой маленькой прихожанки, о которой я рассказывал, было потрясающее чувство справедливости. И очень много любви. Когда она умирала, ее мама с папой в какой-то момент очень сильно поссорились. А она умерла только тогда, когда их помирила…
В общечеловеческом плане мы не можем разобраться со смыслом страданий!
Потому что для человека, особенно советской формации, особенно, скажем так, любящего удовольствия и спокойствие, очень важно, чтобы жизнь была долгая, устроенная, комфортная, «дом — полная чаша» и так далее. А смерть и болезнь рассматриваются как наказание.
Но для человека верующего такой «математики» в мире нет. Для него смерть — освобождение. Например, когда умирал мой духовник, он был очень спокоен. Хотя, казалось бы, должен был тосковать — батюшка был потрясающим жизнелюбцем!.. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.
Для человека, любящего удовольствия, очень важно, чтобы жизнь была устроенная и комфортная. Смерть и болезнь для него — наказание. Для верующего смерть — освобождение. Это не значит, что жизнь — наказание. Но лучшая участь человека ждет после смерти.
5 фильмов про реинкарнацию
Что такое реинкарнация?
Перерождение души в разных религиях
В переселение душ верят не только индусы. Также эта тема очень популярна в литературе и кино. Вспомним лучшие фильмы и попробуем разобраться, существует ли реинкарнация, и для чего она нужна.
Даже за десяток жизней человек не сможет понять самого себя
5 фильмов про реинкарнацию
Человеку свойственно бояться смерти, желать оставить после себя след в истории и искать смысл жизни. Из этих предпосылок когда-то возникли религии, в которых верят в переселение душ, прежде всего, это религии Индии. И в наши дни культура уделяет реинкарнации много внимания. Вот 5 лучших фильмов про реинкарнацию.
Ни доказать, ни опровергнуть переселение душ наука пока не может
«Облачный атлас»
Шедевр по одноименной книге. Несколько историй, как матрешка, вложены одна в одну. Как они связаны между собой? Как разобраться в новых воплощениях героев и актеров? Развязка изящна и трагична, как карма, которую должны отработать персонажи. Лучшее, что можно было снять про реинкарнацию.
«Фонтан» («Источник»)
Главный герой врач, который ищет лекарство от рака для умирающей жены, и жертвует последними минутами общения с ней. Фильм не только про реинкарнацию. Через образы и сны показано, как принять смерть близких. Прошлое (книга, которую нужно дописать), настоящее (любящая пара) и будущее (космонавт и Древо Жизни) сливаются в красивую и сложную притчу.
«Собачья жизнь»
Не только человек может проходить путь в колесе сансары. Хотя по времени наша жизнь соизмерима с несколькими собачьими. Верный пес в череде перерождений души теряет, ищет и находит своего хозяина. Трогательная мелодрама, которую стоит посмотреть с семьей.
«Куда приводят мечты»
У них была настоящая любовь и прекрасная семья. Но потеря детей привела к самоубийству жены. Муж проходит много испытаний в загробном мире, чтобы спасти ее душу. Одно из них — заслужить доверие у реинкарнаций душ детей, чтобы получить их помощь. Он справился!
«Мумия»
Мистический триллер по мотивам мифов Древнего Египта. Герои в поисках сокровищ фараона открывают тайны своих прошлых жизней и борются со Злом. Переселение душ в лучших традициях Голливуда — эффектно, временами страшно, увлекательно и с хеппи-ендом.
Кроме этого, стоит посмотреть «Дракулу» (2013г.), японский ужастик «Реинкарнация», испанскую комедийную мелодраму «Беспокойная Анна», семейную драму «Секрет» и детектив «Умереть заново». Во многих других фильмах также есть эпизоды, в той или иной мере затрагивающие переселение душ («Город ангелов», «Призрак», «Кара небесная»). Еще одна отличная кинолента на тему реинкарнации — «Я — начало»
Что такое реинкарнация?
Большинство религий утверждают, что душа бессмертна. Но если одни после смерти отправляют человека в ад или рай ожидать Судного Дня, то в буддизме и индуизме уверены в перерождении души. Научное определение реинкарнации (в переводе с латыни «повторное воплощение») — это религиозно-философские учения о возможности повторных жизней одной сущности. Наука доказать или опровергнуть пока не в состоянии, а религия предлагает просто верить.
Череда жизней и смертей акцентирует внимание на настоящем моменте
По теории реинкарнации смерть — только начало нового круга жизни. А то, в кого или во что воплотится сущность, зависит от многих факторов:
- кармы
- совокупности поступков на протяжении предыдущей жизни
- силы веры
- принадлежности к определенной религии
- наличия «свободного тела» для реинкарнации души
Воплощение души не может быть случайным, так сичтают верящие в реинкарнацию
Причем новым телом могут послужить любые живые существа на планете и даже камни и минералы. Переселение души в существ, которых люди боятся или брезгуют, считается наказанием. Срок наказания не всегда одна жизнь. Душа будет раз за разом вселяться в мерзких тварей, пока не поймет и не исправит свои грехи («отработает карму»).
Кем мы были, кем будем? Не важно. Прожить достойно эту жизнь — вот цель
В некоторых верах душа остается цельной и тянет за собой весь груз через тысячи жизней. А буддисты, например, считают, что души в загробном мире сливаются в единую субстанцию, из которой в новую реальность попадает только нужная в данный момент порция энергии и духа. Также нет единого мнения, сохраняется ли память в подсознании нового существа после перерождения души, и есть ли конец у круговорота жизни и смерти.
Колесо перерождений. Так изображали реинкарнацию друвние индийцы
Перерождение души в разных религиях
В переселение душ верили еще люди каменного века. Философы древности — Сократ, Пифагор, Платон и их последователи — также упоминали в своих трудах о череде жизней, на протяжении которых человек должен возвысить свою душу.
О механизмах реинкарнации спорят, а с концепцией колеса, похоже, согласны все
У многих племен с первобытнообщинным строем до сих пор есть ритуалы, указывающие на веру в реинкарнацию души: табу на убийство животных-тотемов (в них живут души предков), поедание тела своих врагов или героев (чтобы их сила и храбрость перешла к живому), передача имени уважаемого предка новорожденному (чтобы душа вернулась в семью). Вот список распространенных религий, проповедующих перерождение души в наше время:
- буддизм
- индуизм
- даосизм
- синтоизм
- джайнизм
- сикхизм
- каббала
- эзотерическое христианство
Миллиарды звезд, миллиарды душ… Ты не один в этой Вселенной
В иудаизме про реинкарнацию упоминается в некоторых документах, созданных позднее Талмуда. Поэтому многие раввины считают, что раз о переселении душ нет в священном писании — значит это утверждение привнесено извне и чуждо иудеям. Но евреи-ашкенази верят в «гилгул». У них душа человека не может воплотиться в животное или растение, меняется только положение в обществе в зависимости от заслуг и грехов.
В исламе прямого указания на переселение душ нет, есть косвенные упоминания в Коране. Что позволяет отдельным мусульманским течениям верить в реинкарнацию. Возможно, это происходит под влиянием индуистских верований на территориях смешанного проживания разных народов.
Больше всего мусульман, верящих в реинкарнацию, проживает в Индии
Кроме религий, многие эзотерики и приверженцы движения нью-эйдж также уверены, что мы живем не один раз. Некоторые известные психологи и психиатры проводили регрессивные гипнотические сеансы, в которых пациенты вспоминали факты из прошлой жизни. Впоследствии находили документальные подтверждения, что названные во время сеанса имена реальны, а ситуации происходили десятки или сотни лет назад. Процент и точность совпадений рассказов под гипнозом с реальными документами особенно высоки у пациентов-детей.
«Существует ли реинкарнация? Или человек живет только один раз?»; «Можно ли рассматривать историю о слепорожденном, описанную в Евангелии от Иоанна, как еще одно свидетельство существования в раннем христианстве веры в реинкарнацию?»; «Почему Православная Церковь не признает доктрину о предсуществовании (реинкарнации) души?»,— всё это реальные вопросы, заданные священникам посетителями православных сайтов.
Сальвадор Дали. Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа. 1981 год, холст, масло
Эти примеры показывают, что вопрос об отношении к учению о переселении душ всерьез занимает многих людей в России, и это совсем не удивительно, если учесть активное распространение этой идеи в книгах, фильмах, телепередачах и газетах.
Представление о том, что после смерти человек снова возвращается к земной жизни уже в новом теле — одно из самых древних и распространенных на Земле. Согласно опросам Института Гэллапа, идею реинкарнации разделяет большая часть населения планеты.
Эта идея свойственна прежде всего религиям индийского происхождения — индуизму, буддизму и джайнизму, однако в минувшем столетии она получила распространениие и среди заметной части населения стран христианской традиции. Так, например, исследования, проведенные в Англии центром «Theos», говорят, что в реинкарнацию сейчас верят более четверти британцев — 27%. Распространяются эти идеи и среди некоторых россиян, что показывают процитированные вначале вопросы.
В религиях индийского происхождения понятие о переселении душ тесно связано с понятием кармы. Можно привести определения, которые дает святитель Николай Сербский: «Реинкарнация — повторное рождение, рождение в новом теле. Испокон веков индусы знали, что в человеке есть живая душа. Умирает тело, а душа не умирает… Когда тело умирает, душа выходит из тела и появляется в новом теле, будь то человеческое тело или животное, согласно не Божией воле, а карме, которой подчинены и сами боги.
Карма — совокупность дел, добрых и злых, совершенных в прошлой жизни отдельного человека, определяющая, в каком теле или статусе появится его душа, когда выйдет из умершего тела. Карма определяет судьбу богов и людей».
Оба эти понятия несовместимы с христианством и полностью противоположны мировоззрению христианина. Однако отталкиваются они от верных религиозных интуиций, свойственных каждому человеку, и, видимо, только этим можно объяснить их столь широкую распространенность и долгожительство.
Что касается идеи реинкарнации, то в ней древние люди, по замечанию святителя Николая Сербского, выражали убеждение: «Человек целиком не умирает со смертью тела, что-то от него остается и продолжает жить и после смерти».
В свою очередь концепция кармы, по тонкому наблюдению В.К. Шохина, «выражает несомненную и очень глубокую интуицию человеческого разума и сердца в связи с тем, что человеческие деяния имеют результаты, не исчерпывающиеся кратким промежутком земной жизни, но «прорастающие” в посмертном существовании индивида. Очевидно, что учение о карме выражает потребность человеческого духа в справедливости и правде».
Эти интуиции известны и христианам, верящим в посмертную жизнь и справедливое загробное воздаяние. Но вот те интерпретации, которые были предложены им в Индии, увы, не приблизили своих сторонников к Истине, а напротив, удалили от нее, дав искаженное объяснение, обусловленное тем, что в Индии не знали личного Бога, буддизм же окончательно отверг и то немногое, что там помнили про Творца.
Древние святые отцы о реинкарнации
В связи со значительной распространенностью идеи «переселения душ» в современном обществе представляется полезным обратить внимание на то, что писали о ней наши святые, а также другие православные авторы. Многие древние святые отцы Церкви были знакомы с идеей реинкарнации и давали ей вполне определенную оценку.
Так, еще святитель Епифаний Кипрский в своем ересиологическом сочинении «Панарион» упоминает среди ересей эллинских философов то, что «Пифагор… допускал переселение душ из одних тел в другие, даже в тела животных и диких зверей… Платон… также допускал переселение душ в тела даже до зверей».
И блаженный Феодорит Кирский пишет: «Пифагор баснословил о переселении душ, говоря, что переходят они не только в тела бессловесных, но и в растения. Этой же басни держался несколько и Платон. А Манес и прежде него злочестивый ряд так называемых гностиков, взяв это в повод себе, утверждали, что в этом состоит наказание… Но Церковь благочестивых гнушается этими и подобными им баснями и, следуя словам Божиим, верует, что воскреснут тела, с телами судимы будут души, жившие порочно подвергнутся мучению, а заботившиеся о добродетели сподобятся наград».
Многие святые отцы упоминали идею о переселении душ и всегда порицали ее как заблуждение, несовместимое с христианской верой. Можно вспомнить здесь, в частности, святителя Иоанна Златоуста, который писал: «Что же касается до души, то языческие философы оставили учение о ней самое постыдное; говорили, что души человеческие делаются мухами, комарами, деревьями; утверждали, что сам Бог есть душа, и вымышляли многие другие нелепости… В Платоне ничего нет удивительного, кроме этого одного… В мнениях этого философа, если обнажишь их от прикрас в выражении, увидишь много мерзости, особенно когда он философствует о душе, без меры и превознося ее и унижая… Иногда он говорит, что душа причастна божескому существу; а иногда, возвысив ее так неумеренно и так нечестиво, оскорбляет ее другою крайностью, вводя ее в свиней и ослов, и в других животных, еще хуже».
Подобное же отношение мы видим и у других святых, в частности, у святителя Иринея Лионского, святителя Григория Нисского, святителя Кирилла Александрийского, блаженного Иеронима Стридонского и святителя Григория Паламы.
Наконец, учение о реинкарнации было осуждено Православной Церковью на Константинопольском Соборе 1076 года. Третий пункт его постановления гласил:
«Принимающим перевоплощение человеческих душ… и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь — анафема».
Отношение к индийскому и буддийскому взгляду на реинкарнацию
О том же восприятии реинкарнации, которая имеет место в индийских религиях, писали святые более позднего времени, в частности, святитель Николай Сербский, который связывал эту идею с индийскими представлениями о бесконечности мира: «, когда тело умирает, душа входит в другое тело, сходное по карме, то есть по своим поступкам, желаниям и стремлениям, с прежним телом. И, таким образом, одна душа появляется в бесчисленных телах и живет, можно сказать, вечно в этом вечном мире. Ведь этот мир бесконечен во времени и пространстве. И поскольку в лабиринте этого мира нет ни дверей, ни окон, то душе человеческой некуда деться, кроме как переходить из тела в тело бесконечно. Сам Будда утверждал о себе, что его душа появлялась и жила в этом мире восемьдесят тысяч раз!».
Как отмечал православный дореволюционный исследователь буддизма иеромонах Мефодий (Львов), по буддийским представлениям, «в каком бы теле душа ни находилась, она несет в нем последствия своих собственных дел. Все, чем только бывает человек и что испытывает: радость и печаль, красота и безобразие, величие и ничтожество, богатство и бедность,— все это оказывается плодом его дел в прежней жизни. Богат ли кто, беден ли, счастлив или несчастлив,— он пожинает то, что сеял. Как и весь мир, душа совершает всегда постоянный круговорот вместе с возникновением и исчезновением материальных форм, причем причинной появления нового существа, новой формы, является вина и заслуга предшествующего состояния.
Франсиско Хосе де Гойя. Сон разума рождает чудовищ. 1797 г. Металл, офорт.
Душа… будучи привязана к сансаре, снова является в какой-нибудь форме ее обитателей, но при этом является уже как бы новым индивидуумом, новым существом. В ней не остается ничего прежнего, кроме причинной связи с прежней формой,— связи, установленной только делами… Переселяется не душа, а ее дела… тут не душепереселение в собственном смысле этого слова, а душепревращение».
По словам святителя Николая Сербского, «эта теория, именно в силу своей простоты и кажущейся этичности, настолько была укоренена в индийской философии, что даже Будда не пытался ее оспаривать. Ничего Гаутама Будда не добавил к преветхому индийскому верованию…, кроме одного только метода освобождения души от жизни вообще и перехода в нежизнь, в безотрадность, в нирвану.
Этот метод есть метод преизнурительной аскезы, каковой мир нигде не зафиксировал и не отметил. Освободиться от этого живого тела — есть ли что более легкое? Один комар в состоянии убить тело. Но освободиться от живой души — самая тяжелая задача, некогда поставленная человечеством перед собой с помощью Индии. Будда верил в то, что он решил эту задачу. Мы в это не верим. Мы не считаем, что эту задачу нужно решать, поскольку постановка ее не обоснована. Не существует переселения душ из тела в тело и, соответственно, не существует и поставленной задачи».
Отмеченное святителем Николаем стремление буддистов освободиться от души коренным образом повлияло на их представления о человеке, а уже те, в свою очередь, повлияли на ту специфическую интерпретацию идеи переселения, которую она получила в буддизме.
Буддизм «отрицает не только тело, но и дух, самосознание. Он знает только твердый средоточный пункт в человеческой жизни, именно: познание. Как духовный зародыш человека оно по смерти его, ищет себе новое тело и делает из него другое телесное бытие. Этот познавательный элемент есть связующая сила, которая соединяет различные существования друг с другом в одну цепь. Только в нирване эта первосубстанция разрешается в ничто.
Но, не смотря на то, что буддизм твердо удерживает этот познавательный элемент; он все-таки отрицает духовную личность. Того, что мы разумеем под личностью, самосознательного, простого мыслящего существа буддизм не знает. Он видит в духовном «я» только временное воспламенение познавательной субстанции, которое потухает со смертью, чтобы доставить материал для появления иного существа. Оно ни на один миг не остается тожественным, но постоянно меняется и превращается, как все истребляющее пламя. Поэтому существо, которое образует продолжение существования умершего во время душепереселения, не тождественно с ним: это — другое».
Но, хотя буддизм в наиболее разработанном виде своего учения отрицает существование личности, при этом расходясь во взглядах, насколько она иллюзорна — полностью ли, или же существует все же некая «псевдо-личность», однако в конкретных канонических текстах представление о реинкарнации выражено, как правило, в гораздо более привычном для небуддийского читателя варианте.
Процитируем одно из свойств, которое, по утверждению Будды, приобретает следующий его путем аскет: «Он вспоминает различные места, где пребывал в прежних существованиях, а именно: в одном рождении, в двух рождениях… в ста рождениях, в тысяче рождений, в сотне тысяч рождений… во многих периодах развертывания и свертывания мира: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии, таким-то пропитанием, испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни. Вслед за тем, оставив существование, я вновь родился в другом мире. А там я жил под таким-то именем, в таком-то роду, в таком-то сословии…» — так вспоминает он во всех обстоятельствах и подробностях различные места, где пребывал в прежних существованиях» (Дигха Никайя, 13. Тавиджа сутта, 40).
Иными словами, непосредственный читатель такого текста видит примерно то же представление о реинкарнации, что и у Пифагора или гностиков, или у современных отечественных оккультистов.
Поэтому стоит обратить внимания на те аргументы и критику, которые святые отцы выдвигали против учения о переселении душ.
Аргумент святого Иринея
Святитель Ириней Лионский писал: «Учение их о переселении (душ) из тела в тело мы можем опровергнуть тем, что души ничего не помнят из того, что прежде было с ними. Ибо, если бы они были произведены для того, чтоб испытать всякий род деятельности, им надлежало бы помнить то, что было прежде сделано, чтобы восполнить недостающее и чтобы не заниматься непрерывно все одним и тем же и не нести жалкого труда,— ибо соединение с телом не могло бы совершенно уничтожить память и ясное представление прежде бывшего, особенно когда для этого пришли (в сей мир). Как теперь душа спящего человека во время покоя тела многое из того, что она видит сама собою и делает в сновидении, вспоминает и сообщает телу… — так она должна помнить и то, что делала прежде прибытия в это тело. Ибо, если то, что в короткое время было во сне видно или представлено в воображении и притом одною только душою, она, по соединении с телом и распространении своем во всяком члене, вспоминает, тем более она должна бы помнить то, чем занималась долгое время и в течение целого периода протекшей жизни…
Против тех, которые говорят, что само тело причиняет забвение, может быть сделано следующее замечание. Каким же образом душа то, что она сама собою видит во сне и во время размышления при умственном напряжении, когда тело покоится, помнит и сообщает это своим близким? И если бы само тело было причиною забвения, то душа, существуя в теле, не помнила бы того, что было давно ею познано посредством зрения или слуха, но как скоро глаз отвратился от зримых предметов, исчезала бы и память о них. Ибо, существуя в самом (орудии) забвения, она не могла бы знать ничего другого, кроме того только, что видит в настоящую минуту…
Посему, если душа не помнит ничего о предшествующем своем состоянии, но здесь получает познание о существующем, то значит, она не была некогда в других телах, не делала чего-либо, о чем она и не знает и не знала, чего (умственно) не видит теперь. Но как каждый из нас получает свое тело чрез художество Божие, так получает и свою душу. Ибо Бог не так беден и скуден, чтобы не мог даровать каждому телу особую свою душу, равно как и особенный характер. И, поэтому, по исполнении числа, которое Он сам предопределил, все вписанные в (книгу) жизни восстанут с собственными телами, и своими душами… в которых угодили Богу. Достойные же наказания подвергнутся ему также с своими душами и телами в которых они отступили от благости Божией».
Действительно, то, что человек не помнит своих прежних рождений, предполагаемых идеей реинкарнации — факт вполне очевидный и повсеместный. Однако нужно учесть, что среди сторонников идеи реинкарнации немало тех, кто убежден, будто с помощью специальных психотехник можно свои прошлые жизни «вспомнить». Эту убежденность выражает и процитированный выше отрывок из Тавиджа сутты, где подобное воспоминание обещается как один из плодов аскетизма. Современные же западные сторонники реинкарнации считают, что такого результата можно легко добиться и без всякого аскетизма — например, с помощью гипноза.
Это, впрочем, лишь подтверждает тот факт, что память о прошлых рождениях не является естественным опытом человека, из которого вырастает идея реинкарнации, но, наоборот, люди, уже принявшие умом идею реинкарнации, затем ищут способов подтверждения ее. Это тот случай, когда не объяснение идет от фактов, но, наоборот, факты изыскиваются под заранее готовое объяснение.
Воспоминания о «прошлых жизнях» под гипнозом
Действительно, зафиксировано немало случаев, когда в состоянии гипноза люди вдруг начинают «вспоминать» свои прошлые жизни совсем как в Тавиджа сутте: «Там я жил под таким-то именем, в таком-то роду… испытывал такое-то счастье и несчастье, достиг такого-то срока жизни» и т.д. Благодаря современной массовой культуре такое «воспоминание на кушетке гипнотизера» даже стало своего рода клише, которое то и дело встречается в фильмах и книгах.
Но когда ученые решили обработать аудиозаписи таких «воспоминаний» и тщательно изучить их, сразу выявилось несколько примечательных обстоятельств.
Во-первых, подавляющее большинство «вспоминающих» в своих «прошлых жизнях» непременно выступают на первых ролях — «опрошенные оказываются как правило бывшими великими жрецами, тамплиерами, чудотворцами, весталками, друидами, инквизиторами, знатными куртизанками (почти никто не соглашается на скромные рождения!), жизни которых протекали по большей части в Древнем Египте, но иногда в царстве ацтеков в Мексике, сакральном Бенаресе или при дворе Фридриха II в Палермо, то есть, в местах, отмеченных авторитетом религиозным или эзотерическим». По справедливому замечанию исследователей, «становится непонятным, куда же собственно делось большинство человечества, тех, кто просто обрабатывал землю, работал в городе, служил господам, занимался торговлей». Среди западных «вспоминателей» крайне мало находится тех, кто оказался бы в «прошлой жизни» обычным крестьянином или домохазяйкой, но еще меньше тех, кто вспоминал бы свое прежнее существование, например, в теле таракана, жабы или крысы, хотя теория реинкарнации предполагает участие в этом процессе отнюдь не только человеческих тел. Но какой-нибудь навозной мухой, равно как и заурядным трубочистом, мало кто хочет оказаться. Потому и не оказывается. А оказывается тем, кем хотел бы оказаться. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен волей и предпочтениями самих вспоминающих.
Во-вторых, сведения, которые «вспоминающие» рассказывают под гипнозом, не выходят за рамки того, что известно современному человеку о той или иной эпохе из книг, фильмов и учебников истории. Исследователи задавали им вопросы с просьбами описать свое прошлое тело, одежду, язык и окружение. Если бы переселения душ были реальностью, то воспоминания о них стали бы настоящим кладезем бесценной информации для ученых — историков, археологов, палеолингвистов и многих других. Сколько неясностей и вопросов есть по каждому эпизоду человеческой истории в любой части света. Сколько цивилизаций не изучено из-за недостатка данных, сколько древних алфавитов до сих пор не расшифровано, сколько мертвых языков не разгадано… Если бы «воспоминания» гипнотистов были действительно воспоминаниями о прошедших жизнях, то ученые могли бы получать все отгадки непосредственно из уст очевидцев и носителей языка. Однако изучение множества аудиозаписей «воспоминаний» показывает, что среди них «очень мало таких, которые не соответствовали бы сведениям из учебников истории, словарей, энциклопедий». Иными словами, не наука получает пищу от этих воспоминаний, а, напротив, эти воспоминания всецело определяются тем, что уже известно современной науке. То есть, характер «прошлых рождений» оказывается во многом обусловлен объемом знаний самих вспоминающих.
Таким образом, если подавляющее большинство подобных свидетельств в пользу реинкарнации обусловлены волей, предпочтениями и знаниями самих «вспоминающих», то нетрудно сделать вывод, что эти воспоминания представляют собой ни что иное, как разновидность мечтания, продукт человеческого воображения, сделанный в таких условиях, когда мечтающий сам принимает свои грезы за нечто подлинное.
Св. Николай Сербский. Индийские письма, 7.
Св. Николай Сербский. Феодул. Пресветлая тайна.
Шохин В.К. Учение о реинкарнации и карме: Заметки востоковеда.
Блаженный Феодорит Кирский. Сокращенное изложение Божественных догматов, 20.
Беседы на Евангелие от Иоанна, II.3-4.
Св. Николай Сербский. Феодул, Введение, 1-3 (Индия).
Св. Николай Сербский. Феодул, 17-27 (Просветленная тайна).
Священник Иоанн Попов. Критический обзор главнейших основоположений ламаизма с точки зрения христианского учения. СПб., 1900. — 52 с.
Св. Ириней Лионский. Пять книг против ересей, 2.XXXIII.1,3,5.
Шохин В.К. Миф о реинкарнациях в постхристианскую эпоху… Также весьма популярны воспоминания своих прежних существований в виде римских легионеров, сражавшихся с варварами или карфагенянами; гладиаторов; рабов, последовавших за Спартаком; колдунов, сжигавшихся на кострах; крестоносцев, ставших жертвами сарацинов; аристократов, гильотинированных во время французской революции; узников нацистских лагерей.
Там же.
Там же.
Отвечает Куратор вероисповеданий во Вселенной Ультраразумный Бог Воланд:
Каждый народ создал себе свою религию и для этой религии придумал свод религиозных законов. Каждая религия отличается одна от другой своими определёнными уставами. Единой канвой для всех религий является вера в Бога, в Великого Космического Учителя дающего знания людям через контактантов светлого плана. Вера в Бога, это любовь ко всему живому. Это добро, свет, тепло и радость. Если бы земляне жили по Божьим Законам, планету Земля озарял бы Свет и добро. На протяжении многих веков этого так и не произошло. Космические Учителя дают информацию контактантам Света правдивую, но каждая религия относится к этой информации по своему, пропуская её через определённое цензурное сито. Цензорами являются, как правило, священнослужители и высший верховный церковный совет, который на неугодную информацию, полученную из Космоса, накладывает своё вето и перерабатывает полученную информацию с угодной для данной религии интерпретацией. Так и создаются вымышленные религиозные учения с определёнными правилами для руководства землянами. Не все религиозные законы соответствуют Космическим истинам. Ни одна из религий на Земле не представляет информацию о Боге и Космических Законах в чистом виде. Каждая истинная Космическая информация обрабатывается служителями того или иного религиозного направления с внесением в неё своих коррективов, для создания наиболее удобного для данного религиозного направления трактовки Космических истин. Не является исключением и православие.
С полным уважением к православной церкви Ультраразумный Бог Воланд хочет отметить, что неправильные трактовки Космических истин есть и в этой религии. В частности, в этой религии проигнорирован вопрос о несении землянами ответственности за свои негативные поступки. Много есть церковной литературы о том, что Иисус Христос и все Святые могут дать землянам всепрощение, если они осуществят покаяние, будут посещать церковь, причащаться и т.д. При таких действиях с землянина якобы автоматически снимаются все грехи. Любой человек при желании может отмолить свой грех. Если землянин посещает церковный храм и через священника кается в своих грехах, выполняет все необходимые церковные ритуалы, принимает причастие. Иисус и Святые всё это видят и прощают содеянные им грехи.
На самом же деле это не так. Во время причастия человек получает частичку чистых энергий здоровья из Дома Бога Отца. К нему идут энергии здоровья. Если Душа чистая, эти энергии войдут в Душу и выполнят свою работу. Если же Душа отягощена грехами, никогда чистые энергии не войдут во время причастия в Душу грешную. Негатив, заполняющий Душу, является барьером для прохождения чистых энергий. Если человек совершил много греха или один, но тяжёлый грех, сколько бы он не каялся и не причащался, никогда не произойдёт очистки Души от негатива. Очистку такой Души нужно проводить специальными энергиями, предназначенными для данного рода греха. Энергии здоровья, идущие к человеку во время причастия, не очистят его от этого греха. Эти Души будут очищаться специальными энергиями, в специальных Отсеках планеты Адонатамус, после выхода их из физических тел. Только там грешная Душа может получить очистку.
Существует Космический Закон – за содеянное человеком греховное деяние, он должен нести ответственность в обязательном порядке. Если не хватит жизни одного человека для отработки этого греха, он будет передан для отработки членам его рода, пока грех не будет отработан. И всё это называется родовая карма. Родовая карма относится к тяжёлым кармам, и отрабатывать её нужно в обязательном порядке. Отрезать эту карму никто не имеет права. Помимо родовой кармы существуют кармы средней и лёгкой степени тяжести. Эти кармы нарабатываются в процессе жизни человека на Земле. При грехах средней и лёгкой степени тяжести только сам человек отвечает за содеянные им грехи, на членов его рода эта карма не распространяется. И сколько бы человек с кармой средней степени тяжести не очищался сам на Земле, все равно основная очистка ждёт его Душу в Адонатамусе. Для каждого вида кармы в Адонатамусе есть свои Отсеки. Лёгкую карму человек может очистить на Земле путём истинного покаяния. Для этого не обязательно идти и в церковь. Человек может перед иконами с зажжённой лампадкой истинно покаяться дома и после этого приступить к постоянному чтению церковных молитв и больше не совершает греховных деяний. Появится желание идти в храм, пусть идёт и посещает служения. При истинном желании очиститься от нетяжёлого греха Бог может этот грех простить, но это в том случае, если этот человек не будет больше допускать греховных поступков. Бог будет за ним наблюдать. Прощение наступает тогда, когда человек истинно стал на путь движения к Свету.
Сейчас на Матери Земле буйствует негатив, его столько много, что очень многие земляне наработали как тяжкую карму, так и карму средней тяжести. В Космосе фиксируются все деяния землян и состояние их Душ. В Доме Бога Отца есть специальный Отсек энергий, курирующий Души проживающих на Земле. В этом Отсеке ведутся записи о наработке греховных деяний каждым землянином. Пришло время, когда необходимо начинать очищать Землю от греха и те земляне, которые наработали тяжёлую карму и карму средней степени тяжести, хотят они этого или нет, должны покинуть Мать Землю для того, чтобы очистить свои Души в специальных Отсеках Адонатамуса, На это дана Воля Бога Отца и это не выдумки. Этот процесс называется Апокалипсисом. Много времени давалось Космосом для осмышления землянами своих деяний, исправления, недопущения того, чтобы наработать даже среднюю карму, но земляне продолжали жить бездуховной жизнью, продолжая загрязнять свои Души и нарабатывать грех. Время разбрасывать камни и время собирать их.