Фильм «Перед классом»
В этой школе дразниться не будут. Точка!
Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому — высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. «Дразнилки», обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.
Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу?
Психологи советуют родителям не вмешиваться, по крайней мере, открыто в конфликт детей. Ваше вмешательство не заставит других детей по-иному относиться к ребенку.
Одноклассники не перестанут дразнить, они не поймут, что причиняют кому-то боль. Напротив, вполне вероятно, заступничество старших окончательно восстановит одноклассников против вашего ребенка. Играть с ним на равных, принимать в свою компанию его не станут — он «ябеда», не смог справиться сам, а привел родителей.
Таким образом, стремление лично разобраться с обидчиками либо требование, чтобы учительница своей властью «прекратила эти издевательства» приведет, скорее всего, к изоляции ребенка в кругу сверстников. Кроме того, малыш сделает еще один вывод: он не в состоянии справиться с трудностями сам, ему требуется помощь взрослых. Это лишит его самоуважения и уверенности в собственных силах. И, как ни парадоксально, помешает ему уважать собственных родителей. Ведь ребенок обратился к ним за помощью, а их вмешательство только ухудшило его положение.
Содержание
- Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?
- Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят
- Как научить ребенка постоять за себя
- Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?
- Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)
- Как сделать ребенка популярным
- Несколько фактов о буллинге
- Школьные дразнилки: действительно ли они безобидны?
- Как объяснить ребенку, почему его травят
- Как помочь ребенку если его обижают в школе: 7 советов психолога
Каким же образом помочь своему ребенку, попавшему в столь нелегкую ситуацию?
Некоторые родители советуют детям разобраться с обидчиками наиболее действенными методами. В большинстве случаев такие советы сводятся к одному: выяснить отношения напрямую, открыто спросив, что не устраивает насмешников. Зачастую эти выяснения немедленно переходят в драку, в которой не всегда побеждает тот, кто прав.
Справедливости ради нужно сказать, что подобная тактика иногда приводит к положительным результатам. Участие в драке, даже в том случае, если победа не была абсолютной, достаточно часто помогает ребенку самоутвердиться. Но увлекаться этим не стоит.
Английский психолог Дорис Бретт, практикующий врач, опытный специалист по вопросам детской психологии, считает, что не стоит позволять ребенку утверждаться в мысли, что любую проблему можно решить кулаками. Напротив, нелишне будет показать, что можно выйти с честью из создавшегося положения иными путями, и дать понять ребенку, что ему это вполне по силам.
Для этого ребенку понадобится помощь родителей, которые должны убедить его в том, что неприятности не у того, кого дразнят, а у того, кто это делает. Ребенку следует дать понять, что полностью счастливый и довольный собой, своей внешностью, своим характером и уверенный в себе человек не станет обращать внимания на недостатки других, даже если эти недостатки реальные.
Существует вполне действенный способ справиться с обидчиками: не показывать, как эти «дразнилки» тебя обижают, не давать понять, что ты принимаешь их близко к сердцу.
Доктор Бретт предлагает повести разговор примерно по такой схеме:
«Ты жалуешься, что Ира тебя все время дразнит, а другие девочки подхватывают ее слова? Я понимаю, что это ужасно неприятно. До такой степени, что хочется заплакать. Но ведь слезами проблему не решишь. Скажи, ты плакала в школе? До слез дело не доходило, но ты расстраивалась, и девочки это видели? И что, после этого они сразу переставали тебя дразнить? Начинали относиться к тебе лучше? Нет, все было совсем наоборот.
Так давай подумаем, как же нам быть? Я, конечно, могу поговорить с ними. Но мне кажется, что как только я уйду, и ты останешься одна, все начнется снова. Как ты считаешь?
Может быть, поступим по-другому: ты, как это ни трудно, сделаешь вид, что тебя очень смешат их слова. Да, это нелегко. Но подумай, чего добивается Ира с подружками? Сделать так, чтобы ты расстроилась. И до сих пор так и случалось.
А ты попробуй поступить иначе. Улыбнись. Подумай, девочки тратят столько сил и времени, чтобы ты загрустила. Ведь это действительно смешно и глупо.
А как ты полагаешь, почему Ире так хочется обратить внимание других ребят на твои недостатки? Наверное, она не очень уверена в себе, иначе бы она так не поступала. Если ты засмеешься, то тем самым покажешь, что все ее слова — просто глупости, а она ведет себя не слишком умно. И другие это вскоре поймут. А еще они поймут: если тебя смешат эти слова, значит, все «дразнилки» не про тебя, и смеяться над тобой станет совсем неинтересно».
Как отмечает доктор Бретт, практика показывает: убедить ребенка в том, что подобное поведение — действительно реальный выход из положения, бывает нелегко. И здесь, как всегда, поможет наглядный пример. Расскажите ребенку, как в подобной ситуации в свое время оказались вы или кто-то из ваших знакомых или родственников.
Большое впечатление произведет также имя известного актера, спортсмена или просто знакомого человека, которому удалось справиться с аналогичной ситуацией благодаря такому простому, но действенному способу.
Необходимо попытаться убедить ребенка в том, что действовать ему надо самому. «Ведь мама с папой не всегда будут рядом с тобой. Значит, нужно учиться защищать себя самостоятельно».
Что же касается вопроса перевода в другую школу ребенка, которого дразнят одноклассники, то на него невозможно дать однозначный ответ. Все зависит от конкретной ситуации.
Подавляющее большинство психологов советует постараться разобрать возникший конфликт на месте, независимо от того, переводите вы ребенка в другую школу или оставляете в прежней. Иначе уже в новом коллективе вполне может возникнуть рецидив такой же конфликтной ситуации.
Ведь ребенок просто сбежал «с поля боя». И такая унизительная для него ситуация (оказался в проигрыше, даже не попытавшись победить) непременно даст о себе знать и на новом месте. Пусть школа другая, но груз проблем родители перенесли вместе с сыном или дочерью в этот коллектив. И если ситуация в новой школе повторится, ребенок, вместо того чтобы отстаивать свою позицию, снова захочет просто избежать дальнейших неприятностей и оставить все сложности позади, переложив груз на плечи родителей.
Перед тем как малыш пойдет в новый класс, рекомендуется поговорить с ним, проанализировать причины возникшего конфликта и вместе обсудить, как нужно поступать, чтобы не допустить повторения неприятностей на новом месте.
Нередко случается, что сложившаяся репутация «плаксы», «тихони», «задаваки» не позволяет ребенку наладить отношения с одноклассниками, даже если он, по совету родителей, меняет свое поведение.
Изменить поведение без подготовки крайне тяжело даже взрослому, старые привычки нередко берут верх, и это в порядке вещей. Объясните ребенку, что это вполне естественно, ведь он не робот. Пусть ребенок остается самим собой, но постарается быть более самокритичным, следит за своим поведением и не повторяет прежних ошибок.
Шесть стратегий в ситуации, когда ребенка дразнят
Состояние жертвы может со временем превратиться в приобретенное поведение. Но это не единственная возможная реакция на злонамеренные насмешки. Поэтому с раннего возраста нужно прививать детям умение постоять за себя. См. →
Как научить ребенка постоять за себя
Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.
— Жизнь жестока, — говорят мужчины. — В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.
Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры — лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →
Ребенок-изгой в классе (советы учителям и родителям)
Самое главное — помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек — на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См. →
Как сделать ребенка популярным
Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети. См. →
Если ваш ребенок жалуется, что в школе его дразнят, задирают или обзывают, не спешите отмахиваться. Это могут быть как безобидные дружеские подначивания, так и повсеместная в современной школе проблема — буллинг.
Данный термин пришел к нам с английского языка — bullying, что в переводе означает «травля». Это общее определение, включающее в себя множество проявлений психологического, а также физического насилия.
Тема буллинга в нашем обществе обострена несовершенством законодательства, а также традиционной школьной системой, которой чужд индивидуальный подход к каждому ученику. Есть проблемы и в семьях. Родители ужасаются, когда читают очередную новость о жестокой драке между школьниками или детском самоубийстве. Но при этом могут не обращать внимания на жалобы собственных детей по поводу буллинга в школе.
Как повысить самооценку ребенка
Как поступить, если ребенок терпит издевательства от одноклассников? Как научить его правильно реагировать на подобные ситуации и что делать родителям, когда их ребенка травят? Что делать если ребенка обижают в школе? Узнайте из советов психолога.
Несколько фактов о буллинге
Проблема травли в школе актуальна для всего мира. Международные правозащитные и образовательные организации ежегодно публикуют исследования на эту тему. Свою статистику ведут и официальные органы. Министерство образования США с 2005 года мониторит информацию о школьных издевательствах, а также собирает статистику по фактам буллинга:
✓ С травлей сталкивается каждый пятый школьник. При этом количество зарегистрированных случаев буллинга за последнее десятилетие уменьшилось примерно на четверть.
✓ Степень буллинга измеряется в уровнях запугивания — от 9% до 98%. Средний показатель равен 35% для традиционного воздействия и 15% при воздействии через интернет. То есть буллинг в сети сказывается на ребенке гораздо слабее, чем издевательства в реальности.
✓ Частота случаев буллинга по отношению к конкретному человеку в среднем составляет 1-2 раза в месяц.
✓ Девочки чаще подвергаются буллингу в сравнении с мальчиками (23% и 19% соответственно). При этом физическое воздействие и угрозы его применения мальчики испытывают чаще.
✓ Где происходит травля: школьные коридоры и лестничные пролеты (42%), классы (34%), столовая (22%), территория школы (19%).
✓ Большая часть детей предпочитает умалчивать о буллинге в их сторону — 57%.
✓ Школьные профилактические мероприятия снижают уровень издевательств на 25%, поэтому они признаны одной из самых эффективных мер.
✓ Самые распространенные причины травли: нестандартная внешность и/или поведение ребенка, национальность/раса, сексуальная ориентация, религия, физические недостатки.
Школьные дразнилки: действительно ли они безобидны?
Дразнилки, насмешки, толчки, пинки и другие якобы безобидные подростковые формы общения допустимы только тогда, когда не несут в себе угрозы унизить, обидеть человека.
Можно по-дружески потрепать одноклассника по плечу, а можно больно толкнуть, оставив синяк на руке. Можно по-доброму похихикать с неуклюжей одноклассницы, а можно обозвать обидным прозвищем и довести до слез. Грань, когда подтрунивание превращается в травлю, очень тонкая. И даже сама жертва может до поры до времени не осознавать, что над ней издеваются, воспринимая поведение одноклассников/друзей, как шутку.
Буллинг может проявляться в таких формах:
- Прямые оскорбления, обидные клички.
- Клевета, сплетни.
- Бойкот, игнор, изоляция от коллектива.
- Физическое воздействие: толчки, щипки, удары.
- Уничижительные комментарии относительно внешности, одежды, поведения.
- Комментарии с сексуальным подтекстом.
- Воровство вещей, вымогательство денег.
Сталкиваясь с буллингом в школе, ребенок теряет самооценку, находится в подавленном состоянии и стрессе, он не знает, как справиться с этой ситуацией, начинает искать причины в себе. Если вовремя не вмешаться, последствия травли могут быть печальными: психологические травмы, психосоматические реакции (ухудшение здоровья), расстройства личности, депрессия пр.
В своей книге «Буллинг. Как остановить травлю ребенка» Наталья Цымбаленко описывает отдаленные последствия травли в школе. В 1958 году в Королевском колледже Лондона проводили эксперимент по исследованию случаев травли среди 17 тысяч детей разного возраста — 7, 11, 16 лет. Ученые наблюдали не только психическое, но и физическое здоровье тех, кто подвергался буллингу в школьные годы.
Было установлено, что даже спустя 40 лет человек может ощущать отголоски буллинга. У таких людей были отмечены более низкие уровни образования и доходов по сравнению с теми, кто не подвергался травмирующему воздействию. Жертвы буллинга во взрослом возрасте были менее уверенными в себе, испытывали проблемы с коммуникацией.
Поэтому родителям стоит осознавать глубину последствий буллинга: это без преувеличения бомба замедленного действия.
Как объяснить ребенку, почему его травят
Есть очевидные и неочевидные причины буллинга. Если у ребенка лишний вес или другая приметная черта внешности, на которую обращают внимание одноклассники, то, как правило, он и сам понимает, почему его дразнят. Но бывает так, что видимой причины для травли нет: в подростковой среде достаточно одного неправильного слова либо поступка, чтобы окружение ополчилось против вчерашнего друга.
Очень важно понять, за что именно ребенка обижают в школе. Это поможет выработать стратегию поведения, чтобы нейтрализовать обидчиков. Но для начала обговорите с ребенком причины буллинга, пояснив, что их можно найти в любом человеке:
✓ Дразнить могут всех, кто мало-мальски отличается от остальных. Для этого достаточно любого повода, поэтому от буллинга не защищен никто.
✓ Причина травли совсем не означает, что это недостаток ребенка. Например, за излишнюю худобу и высокий рост девочку могут обзывать каланчой. Но ведь только с такими физическими данными можно стать моделью! Любая особенность внешности — это не недостаток, а характерная черта, формирующая образ человека. И то, что это кому-то не нравится, — не повод искать в себе недостатки.
✓ Нет ни одного человека в мире, заслуживающего такого отношения. И если кого-то травят, то вина лежит исключительно на обидчиках. Не стоит копаться в себе и выискивать причины травли.
Крайне важно оградить ребенка от «доброжелателей», которые могут попытаться убедить его в том, что он сам виноват в травле. Мол, спровоцировал своими словами и действиями агрессию окружающих. Такими «доброжелателями» могут быть как друзья и одноклассники, так и учителя, администрация школы и другие взрослые, вовлеченные в происходящее.
Опасность их влияния заключается в том, что они имеют определенный авторитет в глазах ребенка, поэтому родителям важно по возможности присутствовать при любых обсуждениях сложившейся конфликтной ситуации.
Как помочь ребенку если его обижают в школе: 7 советов психолога
Приведем несколько советов о том, что делать и как реагировать, когда ребенка дразнят и обзывают в школе:
- Узнайте как можно больше информации о конфликте: его продолжительность, глубину воздействия и форму травли, кто является зачинщиком, кто участником, где происходит травля и в каких условиях, что является ее причиной, как реагируют учителя и другие взрослые.
- Поговорите с ребенком о буллинге, расскажите ему все то, что написано в предыдущем пункте нашей статьи (никто не заслуживает травли, дразнить могут любого человека за любую мелочь и т. д.).
- Расскажите ребенку о том, что никто не имеет права его обижать — словесно или физически. Буллинг имеет разные формы проявления, поэтому даже если в глаза обидчики не говорят ничего плохого, но при этом втихаря прячут личные вещи или распускают сплетни — это повод для серьезного «разбора полетов».
- Дайте понять, что булят только тех, кто дает нужную обидчику реакцию — боится, замыкается в себе, плачет и пр. Если показать, что обиды и насмешки не оказывают ожидаемого воздействия, интерес к травле пропадает. Научите ребенка ёмким и однозначным фразам, которые помогут нейтрализовать словесные оскорбления.
- Если у ребенка не сложились отношения в классе, переведите его в параллельный класс или другую школу. Иногда изъятие из травмирующей среды — лучший выход оградить от психологических травм и деструктивного воздействия.
- Выразите свою поддержку и желание помочь. Ребенок должен понимать кудае ему обращаться, если его обижают в школе. Не оставляйте ребенка один на один с его школьными проблемами. Тем более что легкий буллинг без адекватных ответных мер может перейти в жестокую травлю, которая опасна для психики ребенка и даже для его жизни.
- Поговорите с учителем, школьным психологом, администрацией школы, родителями обидчиков. Мирно и конструктивно. Если не находите понимания, обращайтесь с жалобами на их бездействие в правоохранительные органы и управление образования. Внимание вышестоящих инстанций подстегнет участников процесса к активным действиям по защите интересов пострадавшего от буллинга ребенка. Вы должны точно знать куда жаловаться, если ребенка обижают в школе.
*****
Основная задача родителей детей, столкнувшихся с буллингом в школе, — не пасовать перед трудностями, а показать пример решительного отпора агрессорам. Это вселит в ребенка уверенность в собственной правоте, даст силы на самостоятельное отстаивание интересов в будущем и сформирует правильную модель поведения в подобных ситуациях.
Вспомните: вас травили в пионерском лагере? Или харкали вам на платье, когда вы перешли в новую школу? Может быть, папу перевели служить из Возжаевки в Жмеринку, а может быть, вы были толстая, или, если мальчик, то конопатый.
Психологи говорят, каждый из нас раз в жизни был чучелом, так назвали это явление по бессмертному фильму Ролана Быкова.
Большинство прошли это горнило детской ненависти, и, по известной поговорке, стали крепче, но… это было мучительно. А сегодняшние нравы гораздо круче тех, что были в нашем детстве: тогда, по крайней мере, «опущенных» просто били портфелями по голове, а не насиловали в школьном туалете и не выкладывали видео в интернет.
Глава 5:
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЯ ДРАЗНЯТ РЕБЯТА?
Очень неприятно, когда дразнят. Пальцами тычут, говорят гадости и ржут как лошади. Или потихоньку, в самый неподходящий момент, иногда прямо на уроке, скажут что-нибудь обидное. На доске карикатуру нарисуют. Еще хуже – дразнилку сочинят и будут громко распевать. Хочется просто исчезнуть, провалиться сквозь землю.
Или поубивать их всех.
Или что угодно сделать, чтобы это ПРЕКРАТИЛОСЬ.
Знакомое состояние? Если нет – тебе повезло.
Для начала попробуем понять:
ПОЧЕМУ с некоторыми ребятами такое случается? ПОЧЕМУ их дразнят и над ними смеются?
Некоторые отвечают на этот вопрос так:
«ПОТОМУ ЧТО Я ТОЛСТЫЙ (НЕВЫСОКИЙ, СЛАБЫЙ)»;
«ПОТОМУ ЧТО Я НОШУ ОЧКИ»;
«ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ ДУРАЦКАЯ ФАМИЛИЯ (ИМЯ)»;
«ПОТОМУ ЧТО У МЕНЯ НЕТ МОБИЛЬНИКА»;
«ПОТОМУ ЧТО Я ПЛОХО БЕГАЮ (УЧУСЬ, ОДЕВАЮСЬ, ГОВОРЮ)».
Или даже: «ПОТОМУ ЧТО Я ДРУГОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ»;
«ПОТОМУ ЧТО Я ХУЖЕ ВСЕХ».
Подобный ход мыслей совсем неправильный, и очень вредный. Потому что когда человек так думает, он словно соглашается с тем, что происходит. Как будто говорит: «Конечно, того, кто в очках, надо дразнить. И как еще можно разговаривать с тем, кто медленно бегает?».
Ты что, действительно так считаешь? Что очки, или плохие оценки, или старый мобильник дают разрешение кого-то обзывать?
Сам понимаешь, это глупость.
ДЕЛО СОВСЕМ НЕ В ЭТОМ!
А вот в чем. В любом классе и в любой компании, хоть взрослой, хоть детской, встречаются люди, которым нравится обижать других. Может быть, их самих раньше много обижали и они боятся, что, если не будут все время тыкать в чужие недостатки, все заметят их собственные. К сожалению, такие люди были, есть и будут. Если они попадают в класс или компанию дружных и добрых ребят, то пару раз попробуют кого-то обидеть, получат отпор и будут сидеть тихо. Но если класс новый, все еще толком между собой не знакомы…
Или это отряд в лагере… Или просто не очень дружная группа, в которой каждый сам по себе…
Тут жди неприятностей. Обидчик смотрит вокруг себя и безошибочно находит взглядом… кого?
Самых толстых?
Самых рыжих?
А ВОТ И НЕТ!
Обидчик выбирает ГОТОВЫХ ОБИДЕТЬСЯ. Расплакаться, покраснеть, убежать, пожаловаться учительнице. Готовых стать жертвой.
Весь смысл для обидчика в том, чтобы почувствовать себя СИЛЬНЫМ И ПРАВЫМ. И если ты расстраиваешься, плачешь, злишься, начинаешь объяснять, что все не так, он – ВЫИГРАЛ!
Это похоже на одну злую игру, в которую иногда любят играть дети. Отнимут у кого-нибудь шапку или другую вещь – и кидают друг другу по кругу. А бедняга мечется между ними, пытается отобрать, просит, злится, но всегда не успевает. Шапку кидают дальше, и всем очень смешно. Кроме того, чья шапка.
Что можно посоветовать? Пойти в секцию баскетбола и научиться ловить шапки на лету? Так себе совет. Потому что дело не в том, хорошо или плохо он ловит. Дело в том, что он ЛОВИТ. То есть соглашается играть в плохую игру. Ведь играют на самом деле не в шапку. Играют – в него. Все удовольствие игры – в его слезах, гневе, беспомощных прыжках. И чем больше жертва старается отобрать шапку, тем больше удовольствие обидчиков.
Поэтому самое разумное в такой ситуации – НЕ ИГРАТЬ. Развернуться и уйти. Даже если вещь очень нужная. Кстати, когда жертва уходит, обидчики часто сразу теряют интерес и бросают вещь, а то и отдают прямо в руки – ведь она им не нужна на самом деле. Если вещь была ценная и тебе ее не вернули, скажи об этом родителям – это их деньги были потрачены на покупку, и они имеют право требовать их вернуть.
То же самое, когда дразнят.
НЕ ТЕРЯЙ ГОЛОВЫ!
Не позволяй чувствам захлестнуть тебя. Помни: все дело не в тебе, не в том, какой ТЫ. Все дело в обидчиках. Это ОНИ такие, что жить не могут, никого не обижая. Так при чем тут ты?
Поэтому НИКОГДА не надо:
ОТВЕЧАТЬ ТЕМ ЖЕ («Ты сам еще больше двоечник!»)
СПОРИТЬ («Я совсем не толстый, просто крупный»)
ЖАЛОВАТЬСЯ ВЗРОСЛЫМ
УБЕГАТЬ
ПЛАКАТЬ
БРОСАТЬСЯ В ДРАКУ
УГРОЖАТЬ («Я все расскажу учительнице!»)
ДЕЛАТЬ ВИД, ЧТО НЕ СЛЫШИШЬ, НО ПРИ ЭТОМ КРАСНЕТЬ И ПРЯТАТЬ ГЛАЗА
И ВООБЩЕ ПЫТАТЬСЯ НЕПРЕМЕННО ЭТО ОСТАНОВИТЬ.
Зачем останавливать то, что ТЕБЯ НЕ КАСАЕТСЯ?
Мало ли кто вокруг что говорит! Это их дело.
Иногда кажется, что обидчиков остановить обязательно нужно. Может, они оскорбляют твоего друга, или твоих родных, твой народ, твою веру. Просто необходимо вступиться!
Но если хорошо подумать, становится понятно, что это не так. Смотри сам. Вот, например, мальчик Вася. Он говорит при мальчике Пете: «Твоя сестра – противная толстуха!». Давай подумаем. Произошло ли что-то нехорошее с Петиной сестной из-за этих слов? Стала она толще? Стала она хуже?
Нет! Она осталась такой, как была. А вот кое-кто изменился. И этот кто-то – сам Вася. Он сказал гадость. Он стал хуже, чем был за минуту до этого. Стал противнее – это точно. Так с какой стати Петя должен бросаться в бой, если его сестре решительно ничего не грозит, а Вася плохо обошелся сам с собой?
Есть такая детская присказка: «Кто как обзывается, тот сам так называется». Очень правильная!
Конечно, поначалу сохранить спокойствие бывает нелегко, но этому можно научиться.
* Повторяй про себя: «Я тут не при чем. Это нужно ИМ, а МНЕ не интересно».
* Попробуй представить себе, что ты смотришь на ситуацию со стороны, как в кино.
Просто такое кино сняли – про то, какие мальчишки бывают вредные.
* Или что ты наблюдаешь ситуацию с балкона: «Что там эти затеяли? Ой, какие маленькие они внизу, смешные!».
* Представь себя каким-нибудь героем, которого очень трудно обидеть.
Что, например, сказал бы обидчикам ослик из фильма «Шрек»?
Наверное: «Я вам не нравлюсь? Какой ужас! Смогу ли я теперь спокойно спать (ха-ха-ха)».
А Мэри Поппинс?
Она бы вообще ничего не сказала. Просто ПОСМОТРЕЛА и так немного поморщилась – бывают же такие невоспитанные дети…
А ученый, исследователь диких племен? Что бы туземцы ему ни говорили, он считает, что они ОЧЕНЬ МИЛЫЕ!!!
Выбери себе героя, который тебе нравится, и представь, что ты – это он. Дальше он сам за тебя все сделает.
Если тебе удастся сохранить спокойствие, ты сможешь вести себя правильно.
Например:
ЗЕВНУТЬ («Скучно-то как…»)
УЛЫБНУТЬСЯ («Я так рад, что вам весело!»)
ПЕРЕВЕСТИ ВНИМАНИЕ НА ОБИДЧИКОВ («Да, я знаю, что тебе нравится говорить так»)
ДАТЬ РАЗРЕШЕНИЕ («Обзывайтесь на здоровье»)
ВСЕ ПЕРЕВЕРНУТЬ («А вы еще можете?»)
Поначалу обидчики могут разойтись. Попробуют кричать погромче и пообиднее. Но если продолжать сохранять спокойствие, им быстро надоест. Потому что они будут похожи на мосек, которые лают на спокойного-спокойного слона.
Кстати, настоящих обидчиков, тех, кто все затевает, бывает мало. Может, один на весь класс или два. Остальные ребята присоединяются к ним просто так, не подумав. Им просто сначала кажется, что это очень весело – показывать на кого-то пальцем, повторять обидные слова и смеяться.
Пока ты жертва, они думают, что именно так и нужно с тобой обращаться. Но если ты будешь вести себя правильно, они почувствуют себя неловко. Возможно, им даже станет стыдно. А кто-то из них, очень может быть, зауважает тебя и захочет с тобой дружить.
Возраст: 6-10 лет,
Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», «Издательство Астрель», «Полиграфиздат».
Публикуется в сокращении.