Почти десять лет назад, в 1992 году, я впервые прочел «От Меня это было». Эту небольшую работу в рукописном виде для публикации в «Благовесте» мне передал известный самарский священник протоиерей Иоанн Гончаров, в пору своей молодости лично знавший Митрополита Мануила. У меня не было сомнений, что этот таинственный, величественный текст, похожий на Библейское пророческое откровение, написан Митрополитом Мануилом (Лемешевским), который из смирения (речь ведь идет об обращении Бога к душе человеческой!) «приписал» эту работу неизвестному старцу схииеромонаху Серафиму. Такие случаи в литературе не единичны. Мы опубликовали «От Меня это было» в № 2 за 1992 год Православной газеты «Благовест» Это была, по-видимому, первая публикация этого замечательного текста. Подзаголовок работы звучал так: «Из наставлений иеросхимонаха Серафима Епископу Мануилу (Лемешевскому) в сентябре 1937 года».
Этот небольшой текст всегда воспринимался мной не как литературное произведение, а как факт мистического опыта, откровение, действительный разговор Небес с душой христианского подвижника. И смысл этого откровения далеко выходит за рамки отдельной, пусть даже и выдающейся личности.
В самиздатовском сборнике, выпущенном в свет в конце 80-х годов, посвященном жизни Митрополита Мануила (Лемешевского), я увидел, что в перечне завершенных литературных работ Владыки за 1937 год значится и эта, как сказано там, «короткая работа». Через несколько лет в известном двухтомнике Пестова «Практика Христианского благочестия» была опубликована эта статья без указания автора. И вот в прошлом году московское издательство «Благовест» тиражом 20 тысяч экземпляров издала небольшую книгу с названием «От Меня это было». На обложке указан автор — иеросхимонах Серафим Вырицкий (в изданной годом раньше в Москве книге А. Тимофеева «Жизненный путь старца Серафима» опубликована эта работа и тоже безоговорочно приписана недавно канонизированному старцу иеросхимонаху Серафиму). Интересно, что в этой же книге «От Меня это было» после вышеназванной работы публикуется отрывок из дневника Митрополита Мануила (Лемешевского), написанный в стилистике «От Меня это было». Но в массовом восприятии окончательно возобладала версия, что эту работу написал именно петербургский святой, посвятивший ее некоему безымянному Епископу, находившемуся в то время в заключении. Об этом прямо говорится в московском издании в послесловии к статье: «Этот текст … отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад — епископу, находящемуся в заключении… Это духовное завещание старца, обращенное ко всем нам». Если с последним утверждением нельзя не согласиться, то по поводу первого имеются серьезные возражения. Зная это, издатели книги «От Меня это было» в предисловии пишут совсем другое: «Еще в период драгоценных тетрадочек верующие утешались этим словом. Тогда «Разговор Бога с душой» был подписан никому не известным старцем Серафимом. Ныне же старец Серафим Вырицкий не только любим многими, но и канонизирован в лике преподобных. Не так давно увидели свет дневники Владыки Мануила (Лемешевского) — в них то же напряженное желание исполнить во всем волю Божию, а по форме это продолжение «Разговора Бога с душой». Кому же все-таки принадлежит духовное завещание «От Меня это было»? Мы пока не можем дать точный ответ», — признаются издатели и… все же ставят имя старца Серафима в заглавие книги.
Как первый издатель, «выдернувший» эту работу из потока самиздатовской литературы, я все же дерзну дать свою трактовку авторства этой работы. Но сразу предупреждаю, что это лишь версия, а не окончательное утверждение нашедшего ответ на все вопросы издателя. Мы имеем дело с необычным текстом. Текстом, имеющим сакральный характер, текстом, который уже стал частью предания нашей Поместной Церкви. Текстом, который таинственным образом связан с именами двух великих подвижников Православия, из которых один уже причислен к лику святых, а другой несомненно будет со временем канонизирован. И потому вопрос об авторстве в этом случае не играет столь принципиальной роли. Но, конечно, и этот вопрос, раз уж он встал перед нами, должен быть разрешен. В ходе опроса духовных чад Митрополита Мануила, живущих в настоящее время в Самаре, я убедился, что некоторые из них (например, Людмила Даниловна Горбачева) еще при жизни Владыки Мануила были убеждены в его авторстве этой небольшой статьи.
Для них впоследствии стало неожиданностью то, что со временем стало принято считать автором «От Меня это было» иеросхимонаха Серафима Вырицкого. В свою очередь родственники преподобного Серафима (по заявлению исследователя жизненного пути старца Серафима В.П. Филимонова из Санкт-Петербурга — о его странном «мнении» на этот счет далее скажу особо) категорически отказываются признать авторство старца Серафима. Самарский исследователь архива Митрополита Мануила иерей Михаил Мальцев и питерский исследователь духовного пути Серафима Вырицкого В.П.Филимонов сходятся в одном: Владыка и старец лично знали друг друга, не раз встречались в 1927 году, когда Епископ Мануил в Петербурге боролся с обновленчеством, а старец Серафим являлся духовником Александро-Невской Лавры. Епископ Мануил не раз приезжал в келью к старцу в Александро-Невскую Лавру и просил старческого наставления, молитв. В.П. Филимонов также подтвердил, что Владыка Мануил приезжал к старцу и позднее, в 1928 году, во время своего краткого пребывания в северной столице. Известна даже келья, в которой старец принимал Епископа Мануила. Возможно, во время одного из таких посещений старец-духовник дал наставление Епископу, в основе своей соответствующее написанной позднее рукой Владыки работе «От Меня это было». Старец в виде духовного совета открыл подвижнику, что за всеми внешними событиями его жизни следует видеть всемогущий и спасительный Промысел Божий. А спустя десять лет будущий Митрополит облек завещание старца в совершенную литературную форму, проявив при этом не только свои недюжинные литературные способности, но и тончайшую мистическую интуицию, внеся в эту небольшую по объему, но не по духовному содержанию, работу и свой личный мистический опыт. Только эта версия, на мой взгляд, объясняет и примиряет все противоречия, связанные с авторством «От Меня это было». И нужно говорить не об авторстве, а о соавторстве двух великих подвижников. Тогда становится понятным, почему в вышеупомянутых «тетрадочках» присутствовала переадресовка статьи к иеросхимонаху Серафиму. Находит свое объяснение факт, почему многие другие работы Митрополита Мануила (которые принадлежат его перу несомненно) написаны в этом же «жанре» разговора Бога с душой подвижника.
Тогда, наконец, может быть понятна и дата написания работы — 1937 год (время тяжелейших испытаний для Церкви, когда особенно пригодился Владыке Мануилу давний совет старца уповать на Бога и во всех внешних событиях жизни, каковы бы они ни были, видеть Божий Промысел, ведущий человека к спасению) и многое другое.
Начиная заниматься вопросом об авторстве этого уникального текста, я не ожидал, что придется его еще и … защищать. Изданный большими тиражами, освященный именами двух великих подвижников, текст этот, казалось, давно и прочно завоевал право на благосклонное внимание читателей и исследователей. Но оказалось, что дело обстоит сложнее. На одном из Православных интернет-сайтов писатель и исследователь В.П. Филимонов подвергает «От Меня это было» не столько богословскому анализу, сколько грубой, хлесткой и несправедливой критике. Эта статья называется «апокрифическим сочинением», написанным «полуграмотным языком», не свойственным отцу Серафиму. Далее автор пишет, что «От Меня это было» напоминает по форме своей некое заклинание (!), что и вовсе ставит это сочинение вне ряда Христианской духовной литературы. Оставим на совести исследователя эти не просто спорные, а прямо несправедливые утверждения. Скажу лишь, что напраслина на эту великую работу принимает иногда даже текстуально-доказуемый характер. Так, В.П. Филимонов заявляет, что в работе этой якобы «нет даже упоминания Имени Господа нашего Иисуса Христа, без Которого нет спасения». Тут можно лишь развести руками! Ибо неприятие этого произведения явно застит исследователю глаза: в статье, по форме написанной от имени Иисуса Христа, прямо говорится: «Я испытываю крепость веры твоей в непреложность обетования, в силу дерзновенной твоей молитвы о сих близких тебе. Ибо не ты ли вручил их покрову Матери Моея Пречистыя (выделено мной — А.Ж.), не ты ли возлагал заботу о них Моей промыслительной любви…» Как видим, текст, по замыслу автора, исходит от Бога-Слова, Господа нашего Иисуса Христа. И упрек автору в том, что в книге не упоминается Имя Господа Иисуса Христа, повисает в воздухе. Но помимо явных придирок есть в данном тексте и аргументы, которые могут смутить кого-то из читателей. Их необходимо оспорить. Приводя доказательство того, что старец Серафим не мог быть автором этой работы (см. выше о том, был ли он на самом деле автором этого текста, — А.Ж.), В.П.Филимонов пишет: «почитая себя грешнейшим паче всех человек, батюшка Серафим никогда не позволил бы себе говорить от имени Бога. По меткому выражению одного из святых отцов — попытка что-либо говорить от имени Бога есть ни что иное, как литературный папизм». Вроде и не поспоришь с этим высказыванием исследователя. Но на самом деле христианская письменность (не только Боговдохновенные книги Ветхого и Нового Завета, где таковые случаи приводятся во множестве) знает и другие тексты, в которых Бог прямо обращается к людям. Пророк говорит не от себя лично, а от Бога. Пророческим даром несомненно обладали как старец Серафим, так и Митрополит Мануил. Но дело даже не только в этом. Каждая душа христианская в минуты духовных взлетов не только беседует с Богом, обращаясь к нему в молитве, но и может получать от Него ответ на свои духовные сомнения, духовные поиски. Тем более, в данном случае речь идет о великом подвижнике Православия, Епископе, Исповеднике. Человеке, своей праведностью стяжавшем благодатные дары Святого Духа. Не мог он зарыть в землю данный ему «талант» — сокровище живого слова Божьего, открытого ему на молитве, сообщенного ему через посредство духоносного старца-схимника. Конечно, такие духовные взлеты — единичны и исключительны в истории Церкви. Это Библейские пророки часто слышали слова Бога, обращенные к ним и оглашали их людям, поскольку были они сказаны не для одного человека, а для тех верующих, которые окажутся способны «вместить»… Никакого отношения к «папизму» работа «От Меня это было» не имеет. Митрополит Мануил свои молитвенные беседы с Богом в первую очередь записывал для себя и для небольшого кружка своих духовных чад, а о публикации таких работ в церковной периодике того времени не могло быть и речи. Уже значительно позже эта работа и его дневники, также построенные в форме беседы Бога с душой подвижника, конечно, по особому Промыслу Божию, стали доступны для широкого читателя.
Второй, и тоже веский с виду аргумент: «По слову так называемого завещания, Бог — это, прежде всего суровый воспитатель, использующий различные методы наказания, ибо Он другими способами вразумить человека и «привлечь мысли его к Себе» не может. Человек же, будучи «слепым орудием», только через ниспосылаемые ему наказания должен познать, что он находится в «зависимости от Бога», — пишет В.П.Филимонов. Что тут сказать? Создается впечатление, что автор этих слов желает в деле спасения совместить «приятное с полезным», что, конечно, далеко не всегда удается на действительном пути человека к Богу. По верному замечанию исследователя духовного наследия Митрополита Мануила, самарского священника Михаила Мальцева, смысл этой работы в том, как дорога, как драгоценна душа человеческая в очах Божиих. Не о слепом послушании, не о «воспитании кнутом» идет здесь речь, а о Божественной любви, готовой излиться на человека, способного ответить на зов Божий. «Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя», — говорится в первых строках этого произведения.
Какую огромную, поистине нечеловеческую любовь нужно иметь к своему созданию, чтобы сказать так, как это сказано в рассматриваемом произведении : «Все, касающееся тебя, касается и Меня»! Где тут «различные методы наказания», на которые ссылается исследователь? Где «суровость воспитателя»? Все это растворено в неизреченной Божественной любви.
Великий и вечный смыл этой работы, который и привлекает сердца читателей -уже нескольких поколений христиан, — в том, что Бог близок к каждому из нас, Он стучит к нам в сердце, заходит в каждый дом, Он рядом во всех будничных и великих обстоятельствах нашей жизни. И Он всегда готов услышать нас и прийти на помощь. Важно лишь, чтобы мы не отринули от себя сей безценный дар Божественной любви.
Все: и скорби, и радости, и потери и обретения — От Меня это было.
Все это от Того, кто есть, был и будет. И потому не столь важно, кто автор этого, поистине Богодухновенного текста.
Ибо был он от Того, Кто Один имел власть сказать нам такие слова.
Преподобный Серафим Вырицкий «ОТ МЕНЯ ЭТО БЫЛО»
Предисловие
«От Меня это было» — этот проникновенный Божий глас открылся душе, напряженно ищущей волю Божию в каждом мгновении своей жизни. Еще в период драгоценных тетрадочек верующие утешались этим словом. Тогда «Разговор Бога с душой» был подписан никому не известным старцем Серафимом. Ныне же старец Серафим Вырицкий не только любим многими, но и канонизирован Православной Церковью в лике преподобных.
Не так давно увидели свет дневники Владыки Мануила (Лемешевского) – в них тоже напряженное желание исполнить во всем волю Божию, а по форме это продолжение и дополнение «Разговора Бога с душой». Кому же все-таки принадлежит духовное завещание «От Меня это было»? Мы пока не можем дать точный ответ.
По Божию Промыслу к нам пришло это творение, и , кому бы оно ни принадлежало, будем молитвен благодарить Бога за утешение.
Преп. Серафим Вырицкий
(духовное завещание)
Думал ли ты когда либо,
что всё, касающееся тебя,
касается и Меня?
Ибо касающееся тебя
касается зеницы ока Моего.
Ты дорог в очах Моих,
многоценен,
и Я возлюбил тебя,
и поэтому для Меня
составляет особую отраду
воспитывать тебя.
Когда искушения восстанут
на тебя, и враг придет, как река,
Я хочу, чтобы ты знал, что
От Меня это было.
Что твоя немощь
нуждается в Моей силе
и что безопасность твоя
заключается в том,
Чтобы дать Мне возможность
бороться за тебя.
Находишься ли ты
в трудных обстоятельствах,
среди людей,
Которые тебя не понимают,
которые не считаются с тем,
что тебе приятно,
которые тебя отстраняют, —
От Меня это было.
Я – Бог твой, располагающий
обстоятельствами.
Ты не случайно оказался
на твоем месте,
это то самое место,
которое Я тебе назначил.
Не просил ли ты, чтобы
Я научил тебя смирению, —
так вот смотри,
Я поставил тебя
как раз в ту среду,
в ту школу,
где этот урок изучается.
Твоя среда и живущие с тобою
только выполняют Мою волю.
Находишься ли ты в денежном
затруднении, тебе трудно сводить
концы с концами знай, что
От Меня это было.
Ибо Я располагаю твоими
материальными средствами.
Я хочу, чтобы Ты прибегал
ко Мне и был бы
в зависимости от меня.
Мои запасы неистощимы.
Я хочу, чтобы
ты убеждался в верности Моей
и Моих обетований.
Да не будет того,
чтобы тебе могли сказать
о нужде твоей: «Вы не верили
Господу Богу вашему».(Втор. 8, 12-13).
Переживаешь ли ты
ночь скорбей,
ты разлучен с близкими
и дорогими сердцу твоему, —
От Меня это было.
Я – муж скорбей,
изведавший болезни,
Я допустил это, чтобы ты
обратился ко мне
и во Мне мог найти
утешение вечное.
Обманулся ли ты в друге твоем,
в ком-нибудь, кому
открыл сердце свое, —
От Меня это было.
Я допустил этому
разочарованию коснуться тебя,
чтобы ты познал,
что лучший друг твой
есть Господь.
Я хочу, чтобы ты
все приносил ко Мне
и говорил Мне.
Наклеветал ли кто на тебя
предоставь это Мне
и прильни ближе ко Мне,
убежищу твоему, душою твоею,
чтобы укрыться
от «пререкания языков».
Я изведу, как свет, правду твою
и судьбу твою, яко полудне
(см.: Пс. 36, 6)
Разрушились ли планы твои,
поник ли ты душою
и устал –
От Меня это было.
Ты создавал себе свои планы
и принес их Мне,
чтобы я благословил их.
Но я хочу, чтобы ты
предоставил Мне
распоряжаться обстоятельствами
твоей жизни,
и тогда ответственность
за все будет на Мне,
ибо слишком тяжело
для тебя это,
и ты один не можешь
справиться с ними,
так как ты только орудие,
а не действующее лицо.
Посетили ли тебя
неожиданные неудачи житейские
и уныние охватило
сердце твое, знай –
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы сердце
твое и душа твоя
были всегда пламенеющими
пред очами Моими
и побеждали бы именем Моим
всякое малодушие.
Не получаешь ты долго
известий от близких и
дорогих тебе людей
и по малодушию твоему
впадаешь в отчаяние
и ропот, знай –
От Меня это было.
Ибо этим томлением
твоего духа Я испытываю
крепость веры твоей
в непреложность обетования,
силу дерзновенной
твоей молитвы
о сих близких тебе.
Ибо не ты ли
вручил их Покрову
Матери Моея Пречистыя,
не ты ли некогда
возлагал заботу о них
Моей промыслительной любви.
Посетила ли тебя
тяжкая болезнь,
временная или неисцельная,
и ты оказался прикованным
к одру своему –
От Меня это было.
Ибо Я хочу, чтобы ты познал
Меня еще глубже
в немощах своих телесных
и не роптал бы за сие
ниспосланное тебе испытание,
не старался
проникнуть в Мои планы
спасения душ человеческих
различными путями,
но безропотно и покорно
преклонил бы выю твою
под благость Мою к тебе.
Мечтал ли ты
сотворить какое-либо
особенное дело для Меня
и вместо того
слег на одр
болезни и немощи –
От Меня это было.
Ибо тогда ты был бы
погружен в дела свои
и Я не мог бы привлечь
мысли твои к Себе,
а Я хочу научить тебя
самым глубоким мыслям, и той из них,
что ты на службе у Меня.
Я хочу научить тебя сознавать,
что ты – ничто.
Некоторые из лучших
соработников Моих суть те,
которые отрезаны
от живой деятельности,
чтобы им научиться
владеть оружием
непрестанной молитвы.
Призван ли ты неожиданно
занять трудное и ответственное
положение, иди полагаясь
на Меня.
Я вверяю тебе эти трудности,
ибо за это
благословит тебя
Господь Бог твой
во всех делах твоих,
на всех путях твоих, всем,
что будет делаться
твоими руками.
Всей день даю
в руку этот сосуд
священного елея.
Пользуйся им свободно,
дитя Мое.
Каждое возникающее
затруднение, каждое
оскорбляющее тебя слово,
каждая помеха в твоей работе,
которая могла бы
вызвать чувство досады и
разочарования, каждое
откровение твоей немощи
и неспособности пусть
будут помазаны этим елеем –
От Меня это было.
Помни, что всякая помеха
есть Божие наставление,
и потому положи
в сердце своем слова,
которые Я сказал тебе
в сей день, —
От Меня это было.
Храни их, знай
и помни – всегда,
что всякое жало притупится,
когда ты научишься во всем
видеть Меня.
Все послано Мною
для совершенствования
души твоей, —
От Меня это было.
Этот текст, написанный в стихотворной форме, преподобный Серафим адресовал одному из своих духовных чад – епископу, находившемуся в заключении. Здесь – отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душою человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам.