протоиерей Аркадий Шатов,
настоятель храма Святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице Москвы и духовник Свято-Димитриевской общины сестер милосердия
Многие молодые люди сегодня венчаются в церкви, а потом разводятся. Как церковь объясняет и объясняет ли последствия такого греха? Служит ли венчание гарантией долгого брака?
протоиерей Аркадий Шатов:
— Есть такие слова у Христа: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Если человек приходит к Богу, его нельзя прогнать. Другое дело, что тем, кто хочет повенчаться, нужно объяснить смысл и важность таинства венчания. Рассказать, что такое христианский брак, как должна измениться жизнь супругов-христиан. Если они сердцем почувствуют, что в церкви их приняли с любовью, то, возможно, в другой раз придут в храм уже не из-за моды и постепенно станут настоящими христианами. И именно это придаст крепость их семье и убережет от развода.
В таинстве венчания человек получает благодать. Я сам венчался со своей женой после десяти лет брака, когда у нас уже был ребенок. И вы знаете, это была такая удивительная радость, как будто наша жизнь началась заново…
Когда люди венчаются, а потом разводятся, это очень большой грех. Дело в том, что Церковь смотрит на брак не как на союз психологически совместимых людей, а как на подвиг, на школу любви. И если уж ты решился соединиться с человеком, то должен эту школу пройти до конца.
Просто так на брак Церковь не благословляет. Когда юноша и девушка из нашего прихода хотят повенчаться, мы год испытываем их, и они обязательно должны вести целомудренный образ жизни до брака. Если же ты получил благословение Божье на брак, нужно терпеть до конца, не изменять.
На самом деле в поисках нового мужа или жены нет никакого смысла. Люди мало отличаются друг от друга. Мужчины, которые постоянно ищут – живут с одной женой, потом с другой, с третьей, в итоге просто понимают, что жена – она и есть жена. Если в конце концов такой человек останавливает свой выбор на ком-то, это происходит не потому, что он нашел ту, что искал, а потому, что смирился.
ЗАКОННЫЕ ПОВОДЫ
ДЛЯ ХОДАТАЙСТВА ОДНОГО ИЗ СУПРУГОВ
О РАСТОРЖЕНИИ ЦЕРКОВНОГО БРАКА
(согласно «Опредения о поводах к расторжению брачного союза,
освященного Церковью» Поместного Собора
Российской Православной Церкви 1917-1918 гг.)
1. отпадение от Православия,
2. прелюбодеяние,
3. противоестественные пороки,
4. неспособность к брачному сожитию, наступившая до брака или явившаяся следствием намеренного самокалечения,
5. заболевание проказой или сифилисом,
6. длительное безвестное отсутствие,
7. присуждение супруга или супруги к наказанию, соединенному с лишением прав состояния,
8. посягательство на жизнь или здоровье супруги или детей,
9. снохачество,
10. сводничество,
11. извлечение выгод из непотребств супруга,
12. вступление одной из сторон в новый брак,
13. неизлечимая тяжелая душевная болезнь,
14. злонамеренное оставление одного супруга другим.
Кроме этого данный перечень дополняется следующими положениями (согласно «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви», принятым Освященным Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 г.)
15. заболевание СПИДом,
16. медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания,
17. совершение женой аборта при несогласии мужа.