Проповедь настоятеля Свято-Преображенского храма г. Харькова прот. Виктора (Бурбелы) в воскресный день 30 июля 2017 г.
Сегодняшнее евангельское чтение, которое мы слышали за богослужением, повествует о чудесном насыщении 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.
Евангелие говорит нам о том, что в то время Иисус много учил народ, много людей шли к Нему из городов пешком. И Он милосердствовал над ними, исцеляя больных.
«Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы. Он сказал: принесите их Мне сюда. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей”. (Мф. 14:13-21)
И вот пятью хлебами и двумя рыбами, благословенными Иисусом и разломанными на куски, насытились все 5 тысяч человек, не считая женщин и детей, а мы знаем, что всегда женщин и детей больше чем мужчин. Итак, все они насытились, и осталось еще 12 полных корзин.
Все присутствовавшие при этом прославляли Иисуса и хотели сделать Его своим царем, потому что он творил чудеса, великие и удивительные для них, но самое главное, как они считали, — Он накормил их хлебом. Эти люди, которые слушали Иисуса как Мессию и верили в Него как в пришедшего в мир Бога, были особенно поражены чудом приумножения пищи. И это действо стало настоящим тупиком для человеческой логики, потому что человеку свойственно быть пристрастным к миру внешнему, привычному, то, что видим ежедневно, и это свидетельство удаленности от мира духовного.
Если взять, к примеру, какую-то область науки, не зная о ней ничего, и почитать заключение ученого о о каком-то важном открытии, то у неподготовленного человека это вызовет массу сомнений, как такое возможно? Особенно если ученый не приводит подробных доказательств своей теории, то для ума человека, далекого от науки, — это тупик, потому что он не прошел тот путь, который прошел ученый, изучая данную проблематику. А те люди, которые глубоко в этой теме, им не надо подробных разъяснений, для них это понятно.
Вот нечто похожее происходит и когда человек, слушая слова Христа, не следует им, и при этом пытается их понять и растолковать. Он похож на того неподготовленного человека, который прочитав доклад ученого, сделал вывод: такого не может быть, я так думаю, потому что мне непонятно.
Но перед нами не просто ученый, перед нами Тот, Кто создал все законы бытия: и физические законы, которые мы познаем и в познании которых состоит смысл всей нашей науки, и духовные законы, которые мы можем наблюдать, ощущать в своей жизни, хотим мы этого или не хотим, но которые действуют. И чаще всего к концу своей жизни накопленный опыт подсказывает человеку, что мы изучили некоторые из этих духовных законов. Перед нами Тот, Кто является движущей силой этих законов, залогом того, что все это действует, гармонирует, движется, живет. Перед нами Тот, Кто является источником всего процесса действия законов бытия, Тот, Кто сотворил все это не вне Себя, но в Себе. И все, что происходит, и внутреннее, и внешнее, не может быть без Него, и жизни нет. Невозможно жить без Него, без Бога, и мы должны понимать, что для Бога ничего невозможного нет.
Чудо насыщения 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами описано у евангелистов, на которых оно тоже произвело впечатление. Они, будучи людьми простыми, не все чудеса Христовы понимали, но через свою веру они понимали, что перед ним не просто чудотворец, а Мессия.
Христос не часто творил чудеса такого свойства, подобные тому, о котором мы сегодня говорим. Он нечасто исполнял прошения, когда Его просили, чтобы Он знамение сделал. Какое знамение можно сделать, чтобы народ уверовал, что Он — Мессия? Он не делал никаких знамений, потому что это было бесполезно. Для верующего человека знамений не нужно, а для неверующего знамение превращалось бы в обычное зрелище, не ведущее к перемене жизни.
Однажды, когда Иисус был на свадьбе в Канне Галилейской, и закончилось вино, Христос сотворил из воды вино для того чтобы утешить жениха, который переживал, что нечем угощать гостей, и чтобы ответить на просьбу Своей Матери. И Он тогда сотворил это чудо для того чтобы показать, что Бог заботится не только о духовном, но и о телесном. И Он делает в жизни человека все, что ему нужно для жизни телесно.
в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него” (Матф.7:11).
Сегодняшнее евангельское чтение выявляет для нас попечителя о роде человеческом, который заботится о нас всецело. Очень часто в нашей жизни происходит так, что мы думаем, что Бог нам не помогает. К таким выводам чаще всего приходят из-за маловерия и от лености в познании Бога. Такие мысли возникают у человека, который не знает, кто такой Бог. Потому что сказать, что Бог мне не помогает, это то же самое, что своим родителям, которые вырастили, дали воспитание, образование, оставили квартиру, помогали тебе всю жизнь, сказать: вы обо мне не заботитесь.
Как Бог должен помочь? Он должен прийти на кухню и сварить за вас борщ? Или вскопать огород? Или должен на работу вместо тебя ходить, чтобы ты в Него, наконец, поверил? Но и в это случае не поверил бы человек в Бога все равно, если у него нет стремления увидеть Бога истинным любящим Отцом, который может дать больше, чем дано тебе самому по силам твоим сделать.
Бог наградил каждого человека талантами. В меру своего разума, возраста, понимания, восприятия этой жизни, Бог дал каждому все необходимое для жизни. И всех одинаково, и верующих, и неверующих поставил в системе законов бытия, которые сами воспроизводят все потребное для жизни, делаешь ты что-то или не делаешь. Он производит все необходимое. Он положил закон, гласящий: в поте лица твоего будешь добывать пропитание твое. И это премудрый закон, ибо если бы не было его, человеку ничего не надо было бы делать, то он от своего безумия и лености погиб раньше, чем перешел бы в совершенный возраст.
И это закон действует в нашей жизни: и наше окружение, наша релаьность требует, чтобы мы трудились, и тогда мы получим пропитание и одежду, услуги какие-то, и все необходимое для жизни. Но даже есть люди, которые не трудятся, но они все равно не умирают от голода. Насколько забота Бога проявляется к этим людям. Возможно, им помогают другие люди. Но кто научил этих людей добродетели быть милосердными к ближнему неимущему, кто вложил в их сердца такой порыв? А кто говорил, рука дающего не оскудеет. Конечно, Бог учит. И не забота ли это Бога обо всех нас? Но многие не хотят согласиться с этим из-за своей гордости, из-за того, что их научили, что это не Бог, а сами люди, что «человек — это звучит гордо”, а Бога нет, и не хотят знать о Нем ничего, даже не рассказывайте мне.
И вот здесь очень важный момент. Чтобы понять чудеса Христовы, надо следовать Его советам, Его словам и знать, что Он есть главное в нашей жизни. Христос говорит о себе как о хлебе жизни. И когда во время последней встречи с учениками Своими Он преломляет хлеб, Он помолившись сказал слова, которые мы до сих пор за каждой Литургией повторяем, то есть Он установил Таинство жизни.
И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26:26-28)
И вот вспоминая сегодняшнее евангельское чтение, мы можем понять, что Христос сотворил это чудо не только для того, чтобы народ насытился телесно. Он сотворил это чудо для того чтобы напомнить внешне человеку что есть главное в его жизни. Не хлеб, который испек кто-то, благодаря своему труду из муки, а напомнить о том хлебе познания смысла жизни, которым есть Бог. Хлеб для каждого народа, и в те времена, когда жил Христос, и сегодня, является источником жизненных сил. То же самое можно сказать и о вине. Во времена Христа вино принимали внутрь как лекарство, им промывали раны для заживления, это было оно из самых ценных угощений. И исходя из этого символ должен быть понятнее человеку. Говоря о хлебе и вине как о Теле и Крови Своей, Христос указывал, что главным источником истинной жизни для человека является искание и познание своего Творца. Если человек не ищет общения с Богом, не ищет Бога как начало жизни, как смысл жизни, или вообще не задумывается об этих вопросах, то жизни у него по сути нет. И это имеет характер проявления и в его бытовом устройстве. Тот, кто не ищет Бога, не знает, зачем он живет. Он руководствуется только мотивами своего разума и того познания, которое он мог приобрести своим разумом благодаря воспитанию, обществу, благодаря тому, что он читал, видел, познал. И все это является главным критерием его поступков. И из этих выводов и определений он строит свою жизнь, ставя земные цели во главу угла.
А человек, который ищет Бога, тот уже не просто ставит себе цели, благодаря которым он приобретает земные блага, а ставит цели, по достижении которых приобретает мудрость духовную, познание Бога и любовь к ближнему. И жизнь его от этого меняется. Человек четко видит и понимает, почему так или иначе происходит. Он видит ход своей жизни на годы вперед, он знает, к чему стремится, знает, что для этого нужно. Он не мчится к ложной цели сломя голову. Тот, кто ставит перед собой ложные цели, чтобы ухватить хоть что-то в этой жизни, достигая их, видит пустоту, и тогда приходит к нему отчаяние, одиночество, равнодушие и он оказывается в подвешенном состоянии из-за непонимания, зачем он живет. И это свидетельство несовершенства этого человека. Его несовершенство — не в том, что у него кто-то что-то забрал, а в том, что он не использовал главного своего дара — чувств и органов познания души, он ограничил себя только использованием органов внешних чувств — если хочется есть, он идет и ест, живет по чувственным инстинктам, удовлетворяя свою плоть, и этим пытается объяснить правильность своей жизни. А человек, который умеет употреблять духовные чувства, такие как веру, умеет ощущать голос совести и воспринимать его как некий призыв, как указатель пути, тот умеет осмыслить свою жизнь всесторонне, намного глубже.
И вот толкование сегодняшнего евангельского чтения о предложении хлебов должно натолкнуть нас на такую мысль: а что если ты пришел послушать Бога, и пошел за Ним искать правды Его, как те люди, которых накормил Христос, то ты получишь пропитание, а если ты не пошел, то ты тоже получишь свое пропитание. А в чем же разница? А в том, что в первом случае человек тратит силы и время своей жизни только для того чтобы получить пропитание, блага земные, а во втором случае помимо земных благ человек получит еще и мудрость жизни, откровение Бога и главные смыслы.
«Я есть хлеб жизни, приходящий ко Мне, не будет алкать и верующий в Меня не будет жаждать никогда, — говорит Господь. Для человека плотского эти слова непонятны. Ну как мы можем поесть и попить, и потом больше никогда не хотеть. Вкусивший познание Бога, вкусивший божественной истины, уже научен вечности, ему не нужно искать другой пищи, ибо та пища, которую он вкусил, отвечает абсолютно на все жизненные вопросы — и этой жизни, и жизни вечной. Эта пища божественных откровений для рода человеческого дает ему познания не просто для бытия земного, а для существования вечного, это глаголы жизни, слова жизни.
Многие из учеников Христа оставили Его после Его слов «ядущий Тело Мое и пиющий Кровь Мою будет иметь жизнь вечную, а не ядущий не будет иметь жизнь вечную”. Они соблазнились, потому что эти слова были непонятны для них. И Христос обратился к тем, которые остались с Ним и сказал: может быть и вы хотите уйти? Но Петр ответил: куда мы пойдем от Тебя, Ты имеешь слова жизни, кто еще нас научит словам жизни вечной? Все нас учат и мы сами часто тратим время своей земной жизни на то, что учимся словам жизни временной, но никто нас не научил жить временно как вечно, начать свою вечность прямо здесь. И начать не от безысходности, а начать ее с Богом, ибо Бог вечен, и кто пребывает в Нем, тот будет таким же вечным.
Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (И. 6:51) И вот эту плоть, которую Христос отдал за жизнь мира, который является внешним подтверждением и напоминанием Его слов за каждой Литургией, и совершается в Таинстве Евхаристии. Каждый, приходящий к Таинству Евхаристии, поступает по слову Христову как ученик Христов, говоря, не хочу я уходить от Тебя и слушать этот безумный мир, отводящий меня от тебя, потому что этот мир не дает слов вечной жизни, поэтому каждый христианин, идущий на исповедь, кающийся в грехах, меняющий свою жизнь, с дерзновением приступает, чтобы соединиться, по слову Христову, с Ним через хлеб и вино, через Тело и Кровь Его, чтобы подтвердить: я ищу глаголы вечной жизни, и ищу ни где-нибудь, а в Тебе, Господи, в своем Творце, в Том, Кто пребывает во мне и во всем, по слову Твоему.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. (И. 6:53-59).
Что еще можно добавить к этим словам? Каким надо быть ученым, чтобы осмыслить это? Надо быть не ученым, надо быть человеком, умеющим слушать Своего Творца и веровать в Него, и эти слова жизни станут в самом тебе жизнью, которая по сути наполнена скорбью и болезнями, жизнью, которая умеет радоваться вместе с радующимися, которая умеет жить счастливо в мире, в согласии с Богом в заповедях Его, жизнью, которая перетечет из тленного твоего тела в нетленное, обновленное, воскрешенное в последний день Аминь
Ст. 19-21 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей
Прием убо пять хлеб и обе рыбе, продолжает евангелист, и повелев народом возлещи на траве, воззрев на небо, благослови, и преломив даде учеником Своим, ученицы же народом. И ядоша вси, и насытишася; и взяша избытки укрух, дванадесять коша исполнь. Ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей. Для чего Христос воззрел на небо и благословил? Ему надлежало уверить о Себе, что послан от Отца, и что равен Ему. Доказательства же этих истин, по-видимому, противоречили одно другому. Равенство Свое с Отцом Он доказывал тем, что делал все со властью; а потому, что послан от Отца, не поверили бы, если бы не поступал во всем с великим смирением, не стал приписывать всего Отцу, и во всяком деле призывать Его. Вот почему Господь, в подтверждение того и другого, не делает ни того, ни другого исключительно, но творит чудеса иногда со властью, а иногда по молитве. Потом, чтобы в этих действиях Его не представлялось опять противоречия, в делах менее важных взирает на небо, а в важнейших все творит со властью, из чего ты должен заключить, что и в менее важных делах Он поступает так не по нужде в содействии, но воздавая честь Рождшему Его. Так, когда отпускал грехи, отверз рай и ввел в него разбойника, когда полновластно отменял ветхий закон, воскрешал многих мертвых, укрощал море, обнаруживал тайны сердечные, отверзал очи, — каковые дела свойственны одному Богу, а не другому кому, — ни при одном из этих действий не видим Его молящимся. А когда намеревался умножить хлебы, что было гораздо маловажнее всех прежде исчисленных действий, тогда взирает на небо, как в подтверждение Своего посольства от Отца, по замеченному мною выше, так и в научение наше, не прежде приступать к трапезе, как воздав благодарение Подающему нам пищу. Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы заградить уста Маркиону и Манихею, которые не признают Его Творцом, чтобы самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший в начале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много — не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? — но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том. Для той же цели и народу дает сперва испытать чувство голода; для той же цели выжидает, чтобы ученики пришли и просили, чрез них же рассаживает народ, чрез них же раздает хлеб, желая, чтобы каждый предрасположен был к чуду собственным сознанием и опытом. По той же причине берет и хлебы от учеников, чтобы много было свидетельств о случившемся, и памятнее сделалось для них чудо. Если и при всем том забыли они, то что бы вышло, когда бы не приняты были такие меры? Господь повелевает возлечь на траве, научая тем народ простоте жизни; хотел не тело только напитать, но и душу научить.
Итак, Господь для того избрал такое место, дал не более, как хлебы и рыбу, предложил всем одну общую пищу и никому не уделил больше другого, чтобы научить смиренномудрию, воздержанию, любви, — тому, чтобы мы все равно были расположены друг к другу и все считали общим. И преломив, даде учеником, ученицы же народом. Пять хлебов преломил и раздал, и эти пять хлебов в руках учеников не истощались. Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то. Какое же слово изобразит то, как источались хлебы, как они растекались по пустыне? Как их достало для такого множества? Евших было пять тысяч, кроме жен и детей; и это служит большою похвалою для народа, что и жены и мужи следовали за Христом. Как могли быть остатки? Это тоже не маловажнее первого. Притом остатков вышло столько, что число корзин равнялось числу учеников, — ни больше, ни меньше. Господь отдал куски не народу, а ученикам, потому что народ не столько был совершен, как ученики.
Беседы на Евангелие от Матфея.
НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ НАРОДА ХЛЕБАМИ.
И вот снова после многих странствий по городам Галилеи пришел Христос на любимые им берега Тивериадского озера. Ему хотелось остаться одному, чтобы предаться размышлениям и обновить духовные силы. Но слава его была уже так велика, что всюду, где он ни появлялся, к нему стекался народ. На этот раз, ища уединения, Иисус вместе с учениками не остался на берегу вблизи рыбацких хижин, а поднялся на одну из тех пологих и очень красивых гор, что опоясывают озеро подобно драгоценной оправе. С горы открывался чудесный вид и на водную гладь неподвижного озера, и на огромное пространство, уходившее далеко за горы. Воздух был прозрачен и чист, четко виднелись сады, рыбачьи лодки, возделанные поля, среди которых, разделяя их, шла старая караванная дорога. Вскоре Христос заметил большие толпы людей, двигавшихся по дороге с северной стороны. Было видно, как к ним присоединялись и жители окрестных деревень. Ученики сказали Иисусу, что народу не меньше пяти тысяч и что они, конечно же, идут к Иисусу, так как прослышали о его появлении.
Евангелист Иоанн поясняет в этом месте, что Христос, конечно, прекрасно понимал, что насытить пять тысяч человек хлебами они не могут, так как у всех учеников, вместе взятых, едва набралось двести динариев. Если на эти деньги купить хлеба, то, как подсчитал апостол Филипп, его не хватит даже и тогда, если всем давать по очень маленькому кусочку. Апостол Андрей знал, что у одного мальчика, пришедшего вместе сними из рыбацкой деревни, есть пять ячменных хлебов и две сушеные рыбки. Увы, даже если прибавить эти пять хлебов к тем, что можно купить на двести динариев, все равно этого будет недостаточно.
Пока они так рассчитывали, паломники (а их действительно было около пяти тысяч) уже приблизились. Они заняли широкую поляну и весь пологий склон горы. Среди них были и женщины и дети, явно утомленные дорогой, голодные, что снова очень встревожило апостолов, знавших, что у них, кроме пяти хлебов и двух рыбок, которые отдал им мальчик, ничего нет.
Иисус, однако, был спокоен. Тревоги апостолов, считавших деньги и не знавших, как и между кем разделить пять хлебов, были, в его глазах, свидетельством их маловерия. Разве не просыпалась однажды, во времена Моисея, манна небесная, когда народу израильскому угрожал голод? Он знал, что насытит пришедшие толпы и хлебом ячменным, и пищей духовной.
«Иисус сказал: велите им возлечь. Было же на том месте много травы. И так возлегло людей числом около пяти тысяч.
Иисус, взяв хлебы и воздав благодарение, раздал ученикам, а ученики возлежавшим, также и рыбы, сколько кто хотел.
И когда насытились, то сказал ученикам Своим: соберите оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало.
И собрали, и наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов, оставшимися у тех, которые ели.
Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир.
Иисус же, узнав, что хотят прийти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один» (Иоан. 6: 1О-15).
Притча о пяти хлебах
Следующая глава >>
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком на Litres.ru
Содержание
- Насыщение пяти тысяч.
- XV Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения
- Насыщение пяти тысяч
- Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.
- Насыщение четырех тысяч семью хлебами.
- Насыщение пяти тысяч человек
- Насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15
- Чудесное насыщение около пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Матф., гл. 14)
- Глава 6 1. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами
- Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами
- Насыщение четырех тысяч семью хлебами
- ГЛАВА XXIX Насыщение пяти тысяч народа и хождение по озеру
- Вопрос:
- Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Насыщение пяти тысяч.
4. Насыщение пяти тысяч. 6.30-44 — «И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему все, и что сделали, и чему научили. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, – ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда. И отправились в
XV Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения
XV Возвращение учеников с проповеди. Чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами. Хождение Христа по водам и беседа его в Капернаумской синагоге о таинстве причащения Апостолы между тем обошли назначенные им города и селения, повсюду проповедуя Евангелие и
Насыщение пяти тысяч
Насыщение пяти тысяч Далее мы видим Филиппа в эпизоде, описанном в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Это история о насыщении пяти тысяч. На этот эпизод мы ссылались в первой главе данной книги. Немного детальнее мы рассмотрели его в 3-й главе, когда говорили о жизни и характере
Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами.
Насыщение четырех тысяч семью хлебами.
29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами. 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31. так
Насыщение пяти тысяч человек
Насыщение пяти тысяч человек (Мат. 14:13–21; Мк. 6:32–44; Ин. 6:1-13)10 Возвратившись, посланники рассказали Исе обо всём, что они сделали. Потом Он взял их с Собой, и они пошли одни к городу, называемому Вифсаида. 11 Однако толпы народа, узнав об этом, пошли за Исой. Он радушно их принял и
Насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15
Насыщение пятью хлебами пяти тысяч народа Мф. 14, 13–23; Мк. 6, 30–46; Лк. 9, 10–17; Ин. 6, 1–15 Апостолы, возвратившись с проповеди, рассказали Христу спасителю все, чему научили и что сделали. После тяжких трудов они нуждались в отдыхе, но стечение народа, желавшего видеть и слышать
Чудесное насыщение около пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Матф., гл. 14)
Чудесное насыщение около пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами (Матф., гл. 14) 15Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи. 16Но Иисус сказал им:
Насыщение пяти тысяч Люди стали целыми толпами ходить за Иисусом Христом. Одни хотели исцелиться. Другие – послушать, что Он говорит. А третьи – просто посмотреть на Него. Однажды Господь ушел в далекое пустынное место. Он хотел побыть один и помолиться.Но люди узнали,
Глава VI. Непризнание Христа Его согражданами-жителями Назарета (1—6). Послание апостолов на проповедь (7—13). — Суждение народа и Ирода Антипы о Христе (14 -16). Умерщвление Иродом Иоанна Крестителя (17—29). Возвращение апостолов из путешествия (30—33). Насыщение пяти тысяч народа
Глава 6 1. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами
Глава 6 1. Насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами 1. После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. После сего. После чудесного исцеления расслабленного при Вифезде прошло уже довольно много времени. Это видно из того,
Возвращение учеников и насыщение пяти тысяч человек пятью хлебами
Насыщение четырех тысяч семью хлебами
29. Насыщение четырех тысяч семью хлебами 29. Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там. 30. И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их; 31. так
ГЛАВА XXIX Насыщение пяти тысяч народа и хождение по озеру
ГЛАВА XXIX Насыщение пяти тысяч народа и хождение по озеру Насыщение пяти тысяч народа представляет, в период учения Христова, одно из тех чудес, которое рассказано у всех четырех евангелистов. Так как оно помещено в Евангелии от Иоанна следом за безымянным праздником и
Насыщение пяти тысяч Однажды люди пришли к Спасителю с самого утра и целый день были рядом с ним. День уже клонился к вечеру, а у людей ещё и крошки хлеба во рту не было.Ученики попросили Учителя отпустить людей, чтобы они могли пойти и купить себе поесть, пока не наступила
Насыщение пяти тысяч Однажды люди пришли к Спасителю с самого утра и целый день были рядом с ним. День уже клонился к вечеру, а у людей ещё и крошки хлеба во рту не было.Ученики попросили Учителя отпустить людей, чтобы они могли пойти и купить себе поесть, пока не наступила
Вопрос:
Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу 5 хлебами и 2 рыбами и ещё при этом осталось двенадцать коробов? Насколько я понимаю, Иисус сотворил всю эту еду из ничего как Бог? Или он привлёк изобилие Божие и сотворил эту еду из уже имеющегося света Божьего, так как Он благословил хлебы и посмотрел на Небо? Или это было как-то по-другому? Объясните мне этот момент, пожалуйста! С уважением, Меир Аhава
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Среди множества чудес, которые совершил Господь во время Своей земной жизни, чудесное насыщение пяти тысяч человек пятью ячменными хлебами и двумя рыбами имеет особое духовное значение. О нем повествуют все четыре евангелиста. Событие это находится в преемственной связи с некоторыми ветхозаветными чудесами (Исх.16:3; 3Цар.17:8-16; 4Цар.4:42-44). Люди Израиля, жившие ожиданием Избавителя, верили, что Мессия даст новую манну. Сугубая значимость этого чуда была в том, что оно символически указывало на будущее таинство святой Евхаристии, которое Господь установил на Тайной вечере. Св. евангелист Иоанн Богослов сообщает важную хронологическую подробность: Приближалась же Пасха, праздник Иудейский (Ин.6:4).
Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19). Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности: «Благословен Ты, Господи Бог наш, Царь вселенной, Который выводишь хлеб из земли». Однако еврейские и греческие слова (бэрах и эвлогиа), обозначающие «благословение», могут также употребляться в значении «благодарить», а также «восхвалять», «прославлять». При насыщении четырех тысяч семью хлебами и рыбами Иисус Христос, взяв семь хлебов и рыбы, воздал благодарение, преломил и дал ученикам Своим (Мф.15:36). Хлеб в Палестине пекли в виде тонких и хрупких лепешек. Его легко было разламывать, что и сделал Спаситель.
«Каким образом Иисус Христос накормил 5000 народу»? Сотворил из ничего. Этим указал народу на Свое Божественное достоинство. «Но почему не творит хлебов вновь? Чтобы <…> самыми делами научить, что все видимое произведено и сотворено Им, и чтобы доказать, что Он есть дающий плоды и изрекший вначале: да произрастит земля былие травное; также: да изведут воды гады душ живых (Быт. I, 11, 20). И настоящее чудо не маловажнее творения былия или гадов. В самом деле, пресмыкающиеся, хотя и сотворены вновь, однако сотворены из воды. А из пяти хлебов и двух рыб сделать так много – не маловажнее, чем произвесть из земли плод и из воды пресмыкающихся животных; это значило, что Иисус имеет власть над землею и над морем. Доселе творил Он чудеса над одними больными; а теперь оказывает всеобщее благодеяние, чтобы народ не оставался простым зрителем того, что происходило с другими, но сам получил дар. И что иудеям, во время странствования по пустыне, казалось чудным (так как они говорили: еда и хлеб может дати, или уготовати трапезу в пустыне (Пс. LXXVII, 20), то самое Господь показал на деле. Для того и ведет их в пустыню, чтобы чудо не подлежало решительно никакому сомнению, и никто не подумал, что для напитания принесено что-нибудь из ближнего селения. Для того евангелист упоминает и о времени, а не только о месте. Отсюда научаемся и другому, именно: познаем умеренность учеников в удовлетворении необходимых потребностей, и то, как мало заботились они о пище. Их было двенадцать человек; а они имели при себе только пять хлебов и две рыбы. Столь мало радели они о плотском, а занимались только духовным! Да и этих немногих хлебов не стали удерживать, а и их отдали, как скоро попросили у них. Отсюда должны мы научиться, что хотя имеем у себя и малость, и то обязаны отдавать нуждающимся. Когда им велено принести пять хлебов, они не говорят: что же будем есть сами? Чем утолим свой голод? – но тотчас повинуются. Кроме сказанного, по моему мнению, Христос и для того не творит вновь хлебов, чтобы привести учеников к вере: они были еще весьма слабы. Потому взирает и на небо. Они видели неоднократно примеры других чудес, а такого чуда еще не видали. Итак, взяв, преломил и раздавал чрез учеников, делая им чрез это честь. Впрочем, Он сделал это не столько для чести их, сколько для того, чтобы, когда совершится чудо, они не остались в неверии и не забыли о бывшем, когда собственные их руки будут свидетельствовать о том <…> Но и тем чудо еще не ограничилось. Господь сделал, что оказался избыток, и избыток не в цельных хлебах, а в кусках, чтобы показать, что это точно остатки от тех хлебов, и чтобы не находившиеся при совершении чуда могли узнать, что оно было. Для того Христос попустил народу почувствовать и голод, чтобы не принял кто чуда за мечту; для того сделал остатков двенадцать кошниц, чтобы и Иуде было что нести. Господь и без хлебов мог утолить голод, но тогда ученики не познали бы Его могущества, потому что это было и при Илие. А за это чудо иудеи так удивились Ему, что хотели сделать даже царем, хотя при других чудесах никогда не покушались на то» (Святитель Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XLIX).