22 июня отмечается начало Великой Отечественной войны. Наша страна понесла в ней многочисленные потери. Память о людях, которые положили свои жизни в сражениях против злейшего врага, наверное, будет бередить душу столько, сколько будет жить наш народ. И сколько бы лет не прошло с тех пор, мы будем уважать героизм наших дедов и прадедов, отстоявших эту землю. А еще мы должны беречь память о всем том, что вдохновляло их на победу, что вело в бой, что напоминало о тех, кого оставили они дома. Среди самых дорогих и одновременно самых волнующих для фронтовиков воспоминаний — мелодия бессмертного марша «Прощание славянки», вековой юбилей которого мы будем отмечать осенью 2012 года. О его создании и о судьбе его создателя — военного дирижера и композитора Василия Ивановича Агапкина (1884-1964) — рассказывается в этом материале.
Родился Василий Агапкин 3 февраля 1884 г. в селе Шанчерово Михайловского района Рязанской губернии в семье крестьянина-бедняка. Рано осиротел, вместе с братьями и сестрами нищенствовал. В десятилетнем возрасте мачеха привела его в духовой оркестр 308-го Царевского резервного батальона Астраханского пехотного полка, к которому он был зачислен учеником. Мальчик получил маленькую, но звонкую трубу — корнет-а-пистон. За пять лет Агапкин был признан лучшим солистом-корнетистом полка — случай редчайший. В 1906 году Василий Агапкин был призван в армию, в Тверской драгунский полк, под Тифлис.
В декабре 1909 года, после окончания срока службы, освоив в то время новый для него инструмент — трубу, Агапкин поехал в Тамбов — поступать в музыкальное училище. 12 января 1910 г. он был зачислен штаб-трубачом до седьмого запасного кавалерийского полка, а осенью 1911 г. был принят в класс медных духовых инструментов Тамбовского музыкального училища.
В октябре 1912 года началась Первая Балканская война. Балканские славяне начали освободительную войну против Османской империи, в результате которой страны Балканского Союза — Болгария, Греция, Сербия и Черногория — окончательно вытеснили Турцию с Балканского полуострова.
Агапкин в эти дни не находил себе места. Как и его сослуживцы, он буквально бредил Балканами, героизмом «братушек-болгар». Он видел, как балканские славянки провожают на битву с турками отцов и сыновей, братьев и женихов. Расставание тяжелое, каждый понимает, что далеко не все вернутся назад, это расставание может оказаться навсегда. В штабе полка, на улице, в керосиновой лавке — всюду он что-то напевал себе под нос — рождался марш. Но мелодия снова и снова ускользала — лишенная нарочитой бравурности, она, по замыслу автора, должна была стать символом щедрости славянского сердца, выражением единого патриотического порыва.
Марш родился на тихой Гимназической улочке (ныне улица Коммунальная) в Тамбове осенью 1912 года. Агапкин решил показать свой новый задел известному композитору, военному капельмейстеру Литовского 51-го пехотного полка Якову Богораду, для чего отправился в Симферополь. Вместе они придумали название марша — «Прощание славянки». Богорад через некоторое время напечатал в симферопольском издательстве сотню экземпляров нот марша. На обложке — молодая женщина, которая прощается с воином, Балканские горы вдали и отряд солдат. И надпись: «Прощание славянки» — новейший марш к событиям на Балканах. Посвящается всем славянским женщинам. Произведение Агапкина «.
Вскоре мелодия звучала уже над всей Россией. Благодаря тому, что киевская фирма грамзаписи «Екстрафон» летом 1915 г. выпустила граммофонную пластинку с записью этого марша, известным он стал очень быстро. Мелодия марша получила и всемирную известность: ее стали выполнять военные оркестры в Болгарии, Германии, Австрии, Норвегии, Румынии, Франции, Швеции, Югославии и других странах.
Марш «Прощание славянки» оставался популярным и после Октябрьской революции 1917 года, особенно в белом лагере. Его мелодия лежала в основе песен Добровольческой армии, Сибирской народной армии, армии Колчака, Дроздовской дивизии. Возможно, именно поэтому в СССР марш если и не был запрещен официально, то, во всяком случае, не приветствовался. Несмотря на то, что марш упоминается в сборнике музыкальных произведений «Служебно-строевой репертуар для оркестров Рабоче-крестьянской красной армии», выпущенном в 1945 году, в его описании составитель сборника, композитор, генерал-майор С.О.Чернецкий критикует марш за примитивизм и скупую гармонию как «типичный дореволюционный марш».
Марш был создан для военного духового оркестра, без слов. Все тексты появились позже. В. Лазарев, А. Мингалев, А. Федотов, А. Галич и другие поэты написали стихи на мелодию марша. «Прощание славянки» с текстом на слова Романа Шлезака под названием «Rozszumialy sie wierzby placzace» («расшумелись ивы плакучие») был в 1942-1945 годах гимном польской подпольной военной организации — Армии Крайовой (Armиa Krajowa).
Раздавался ли марш «Прощание славянки» во время парада 7 ноября 1941г. на Красной площади — вопрос открытый. Музыканты сводного оркестра утверждали, что марш играли. Их поддержал и С.М.Буденный в своих мемуарах. Это мнение разделял и ученик Агапкина, начальник Военно-оркестровой службы Советской армии, народный артист РСФСР, генерал-майор Николай Назаров. В то же время в архивах хранится точный список произведений, которые выполнялись тогда. Знаменитого марша среди них нет. Не звучал марш в исполнении сводного тисячотрубного оркестра и во время парада Победы 1945-го.
И только после выхода на экраны 1957 г. знаменитого фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» этот марш был реабилитирован (фильм получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 1958 года). В фильме есть щемящая душу сцена: провода добровольцев. Огромное количество тех, кто провожает, — около школы, за металлической оградой двора которой происходит сбор добровольцев. Вдоль ограждения в отчаянии бегает Вероника, безуспешно ища своего Бориса. Мучительное напряжение последних секунд — и вдруг оркестр грянул марш «Прощание славянки» …
Затем марш звучал в фильмах «Белорусский вокзал» (1971), «Великая Отечественная» (1979) и в десятках других.
В наши дни под звуки марша отправляются в рейс пассажирские теплоходы на Волге и фирменные поезда. Также под звуки этого марша с вокзалов отправляются эшелоны с новобранцами Российской Федерации, которые едут к месту несения службы.
… В 1918 году Василий Агапкин добровольцем ушел в Красную армию и организовал духовой оркестр в 1-м Красном гусарском Варшавского полка. В 1920 году он вернулся в Тамбов, руководил музыкальной студией и оркестром войск ГПУ.
В 1922 г. В. Агапкина перевели в Москву на должность капельмейстера 17-го особого полка войск ОГПУ. Через год часть расформировали, и Агапкину пришлось искать себе новое место работы. Он устраивается капельмейстером 1-й Московской школы Транспортного отдела ОГПУ.
Приходилось нелегко: в аттестации от 31 декабря 1925 года были отмечено, что Агапкин политически развит слабо, не любит замечаний, самолюбивый. В то же время его ценили как профессионала: «Дело свое любит и знает. Авторитетом среди подчиненных пользуется. Должности, что занимает, соответствует». В следующих аттестациях политическое развитие капельмейстера оценивалось уже как удовлетворительное, зато подчеркивалось, что он хороший руководитель оркестра и дело свое любит …
В конце января 1924 г. Агапкин с оркестром провожал в последний путь В.И.Ленина.
В 1928 году В.Агапкин организовал духовой оркестр из беспризорников.
В 1930 году его пригласили на должность капельмейстера оркестра Центральной школы ОГПУ (с июля 1934 г. Центральная школа НКВД СССР, с марта 1939 г. Высшая школа НКВД СССР). Василий Иванович быстро организует коллектив военных музыкантов, который вскоре начинает регулярно выступать в саду «Эрмитаж», неизменно привлекая всеобщее внимание слушателей.
В июне 1938 г. Агапкин был приглашен комендантом Московского Кремля в комиссию по совершенствованию музыкального боя часов Спасской башни и сочинил мелодию перезвона Кремлевских курантов — мелодию короткую, но чрезвычайно выразительную. В ней он органично соединил величественные перезвоны традиционных русских церковных колоколов с музыкой оптимистических песен 1930-х годов.
Когда началась Великая Отечественная война, Агапкину было уже 57 лет. Ему было присвоено звание военного интенданта 1-го ранга и он был назначен начальником духовых оркестров отдельной мотострелковой дивизии имени Ф.Э.Дзержинского.
Именно ему доверили дирижировать сводным оркестром на историческом параде на Красной площади 7 ноября 1941 г. (главный парад страны в это время проходил в городе Куйбышеве, где сводным оркестром руководил главный капельмейстер Рабоче-крестьянской Красной Армии С.О.Чернецкий). Не имея достаточного времени для репетиций, в условиях строгой секретности Василий Иванович сумел так подготовить музыкантов к выступлению, что ему была объявлена благодарность наркома обороны СССР И.В.Сталина. Радиотрансляция музыки с этого парада поднимала дух нашего народа в тылу и на фронте и внушала уверенность: Победа будет за нами!
24 июня 1945 г. на Параде Победы, что навсегда остался в памяти благодарного человечества, спасенного от коричневой чумы, оркестр Агапкина как одного из музыкальных организаторов и первого заместителя главного дирижера входил в состав сводного оркестра.
Через 8 лет, когда хоронили Сталина, перед сводным оркестром снова стоял полковник Агапкин.
«Я сыграл под руководством Агапкина много лет, — вспоминал ветеран военно-оркестровой службы Л.Г.Коровко. — Уравновешенный, спокойный и очень добрый человек. Позволял нам, музыкантам, играть в театрах и особенно учиться … Сам учился в последние годы жизни. Собрал дома огромную музыкальную библиотеку. Имел прекрасный гармоничный дар. И сам был блестящим корнетистом. А под конец жизни стал глохнуть. Это была его самая большая личная драма … «
Музыкальное наследие В.И.Агапкина насчитывает десятки прекрасных мелодий (12 строевых и 9 встречных маршей, а также вальсы и романсы), но марш «Прощание славянки», безусловно, является самым знаменитым в творчестве композитора. Все концерты оркестра В. И. Агапкина заканчивались исполнением «Прощание славянки». Фирма «Мелодия» неоднократно выпускала грампластинки со знаменитым маршем большими тиражами.
Умер Агапкин 29 октября 1964 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. На его могиле — скромный серый памятник-стела, на котором золотом выбиты ноты: первые три такта «Прощание славянки». Марша, который уже стал героической и светлой частью истории славянских народов, музыка которого вдохновляет и просветляет, утверждает в наших душах главные человеческие ценности, на которых строится вся жизнь.
… Каждый раз, услышав мелодию «Прощание славянки», у меня к горлу подступает комок, а сознание переполняется бесконечным уважением к защитникам родной земли и гордостью за свою причастность к ней. Пусть этот неповторимой красоты и силы марш еще не одно столетие будет придавать уверенности в победе наших идеалов, делая наши тела сильнее, а души светлее!
И.Микульонок
Тот, кто бывал на концертах прославленного Краснознаменного имени А. В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии, помнит, конечно, популярную солдатскую песню Э. Колмановского «Я тебя никогда не забуду» на стихи К. Ваншенкина. Там, в этой песне, где рассказывается о проводах новобранцев, после каждого куплета духовым оркестром исполняется отрывок из марша «Прощание славянки».
Марш зтот широко известен вот уже много лет; он наличествует в репертуаре, наверное, каждого военно-духового оркестра. В годы гражданской и Великой Отечественной войны он был на вооружении военных оркестров армии Страны Советов. Живет он и сегодня.
Но не все знают имя автора — военного дирижера, полковника Василия Агапкина.
Василий Иванович Агапкин родился в селе Михайловском Рязанской губернии в семье батрака. Ему был год, когда он лишился матери. Через некоторое время отец вместе с семьей перебрался в Астрахань, где стал работать грузчиком на пристани. А семи лет Вася Агапкин остался и без отца…
Мальчик очень любил отца и после его смерти сильно тосковал; часто он прибегал на кладбище к могиле и просиживал там долгие часы. Семья сильно бедствовала: мачеха сшила из холстины сумки, и, надев их через плечо, дети собирали подаяние — медные гроши, хлеб…
Возможно, и свое горькое детство вспоминал потом В. Агапкин, сочиняя ставший популярным вальс «Сиротка»…
Там, в Астрахани, девятилетний Вася Агапкин впервые в жизни увидел воинскую часть, которая, предводительствуемая духовым оркестром, в походном порядке направлялась в летние лагеря. Зрелище это произвело на мальчика очень большое впечатление.
Некоторое время спустя он снова услышал звуки военной музыки… И на этот раз не выдержало мальчишеское сердце: он побежал за оркестром. Добрался до самых лагерей. Тут один из музыкантов, заметив мальчугана, разговорился с ним. Вася рассказал о себе, и оркестрант посоветовал ему, чтобы мачеха попросила капельмейстера принять его воспитанником в оркестр. Слух у Васи Агапкина оказался безукоризненным, и чудо в его жизни свершилось: он был принят в духовой оркестр Астраханского пехотного полка в качестве воспитанника-корнетиста.
В шестнадцать лет Василий Агапкин становится солистом-корнетистом оркестра; позже, в Отдельной Кавказской кавалерийской дивизии он занимает должность штаб-трубача. Начальство рекомендует его на учебу в Тамбовское музыкальное училище, где он, помимо обучения по классу трубы, занимается композицией…
Это были годы, когда началась война на Балканах. Вся мировая пресса была полна сообщениями о нападении Турции на славянские государства, о зверских расправах, которые учиняли турецкие войска, занимая мирные селения.
Свой новый марш «Прощание славянки» Василий Агапкин посвятил женщинам Балкан. Этот марш, оркестрованный известным военным капельмейстеромЯ. И. Богорадом, был впервые исполнен в 1913 году оркестром того самого полка, в котором служил Василий Агапкин. Партию первого корнет-а-пистона играл автор. «Прощание славянки» вскоре начали исполнять многие армейские духовые оркестры: и исполнителям, и слушателям нравился энергичный, четкий его ритм, выразительная мелодия средней части, колоритная оркестровка.
В годы Великой Октябрьской социалистической революции Василий Агапкин был уже штаб-трубачом и помощником капельмейстера духового оркестра кавалерийского полка, квартировавшего в Тамбове. Дирижер этого оркестра, офицер и дворянин, саботировал, и тогда Василий Агапкин взял на себя обязанности капельмейстера. Вместе со всем полковым оркестром он перешел на службу Советской власти. Сперва, конечно, пришлось несколько потесниться музыке: оркестр и его дирижер участвовали в боях против банд Антонова на Тамбовщине …
Ну а в 1922 году, после смотра военно-духовых оркестров гарнизона в Тамбове, Агапкин и его подопечные были вызваны в Москву для прохождения службы в войсках ВЧК.
…Духовой оркестр под управлением Василия Агапкина играл в тот морозный январский день 1924 года, когда весь народ провожал в последний путь Владимира Ильича Ленина.
7 ноября 1941 года, когда в столице состоялся парад войск Красной Армии, Василий Агапкин дирижировал сводным военно-духовым оркестром. Фашисты рвались к Москве. Под звуки марша «Прощание славянки» бойцы прямо с крытой брусчаткой Красной площади уходили на фронт.
Г. Нагорный, военный дирижер.
Советский поэт Аркадий Федотов, автор слов марша «Прощание славянки», умер в возрасте 88 лет 19 ноября. Некролог опубликован на сайте Министерства культуры Хабаровского края.
«Из жизни ушел уникальный поэт Аркадий Яковлевич Федотов. Его стихи, ставшие песней «Над Амуром белым парусом» надолго останутся в сердцах жителей Хабаровска и Хабаровского края», — сказано в сообщении.
Федотов родился в 1930 году в Киеве, в начале тридцатых его семья переехала в Хабаровск. В 1944-м после обучения в ремесленном училище Аркадий Яковлевич работал токарем на одном из военных заводов. Службу проходил в аэродромно-строительных войсках, где организовал художественную самодеятельность. После чего был переведен в полковой оркестр.
Закончил Таллиннское музыкальное училище по классу духовых инструментов, стал музыкантом ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа. Где тридцать пять лет играл на валторне. Все эти годы писал слова на музыку дальневосточных композиторов. При этом самая, несомненно, яркая страница в биографии Федотова — песня на мелодию одного из самых известных и прославленных маршей — «Прощание славянки». Слова к мелодии были написаны Аркадием Яковлевичем в 1965 году.
Первая книга стихов Федотова, «Пора багульника», вышла в Хабаровске в 1991 году.
Прощание с поэтом состоится 26 ноября с 10:30 в ритуальном зале краевой клинической больницы №2 по улице Павловича, 1Б.
Бесконечно красивый и торжественный, настоящий русский марш «Прощание славянки» написан в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, стоявшего в Тамбове, Василием Агапкиным — под впечатлением от событий Первой Балканской войны 1912-1913 годов. Первый текст на мелодию, авторство которого неизвестно, появился уже в 1914-м.
Текст Федотова (Этот марш не смолкал на перронах / Когда враг заслонял горизонт / С ним отцов наших в дымных вагонах / Поезда увозили на фронт…) считается одним из наиболее удачных.
ИСТОРИЯ
05.07.2012 4105 0
В 2012 г. весь мир будет отмечать столетие со дня написания марша «Прощание славянки». На обложке первого издания «Прощание славянки» значится: собственность автора. «Достояние России» — пометило легендарный марш время. Автором ставшего знаменитым на весь мир марша был офицер русской армии Василий Иванович Агапкин.
На границе двух областей — Рязанской и Тульской, на границе двух районов — Михайловского и Скопинского, на берегу речушки с красивым названием Улыба расположилась небольшая деревенька Шанчерово. Есть в истории этой рязанской деревни одна страница, которая вписана золотыми буквами в нотные тетради мировой классики. Именно здесь, на Михайловской земле, 3 февраля 1884 г. родился русский композитор, дирижер и музыкант Василий Иванович Агапкин — автор одного из самых известных и волнующих произведений — марша «Прощание славянки».
Марш вошел в десятку самых исполняемых музыкальных произведений тысячелетия. Он известен по всем мире. В Болгарии «Прощание славянки» можно услышать на парадах, на выпусках в офицерских училищах. В Польше в период Второй мировой войны партизаны-антифашисты уходили в леса под боевой гимн, сложенный на мотив «Славянки», — «Расшумелись плакучие ивы». В Германии этот марш известен как «Разговор с фронтовым товарищем». Немцы считают, что в основе его мелодии лежит старинный прусский марш. Родные мотивы слышат в нем чехи, словаки и сербы. Такты старого марша отбивали в ладоши парижане, когда бывший оркестрант В. И. Агапкина генерал-майор Н. Назаров дирижировал в саду Тюильри первым отдельным показательным оркестром министерства обороны.
В России же, на родине знаменитого марша. после октября 1917 г. он долгие десятилетия нс исполнялся, оставаясь под строжайшим запретом. Никто не знал ни имени, ни судьбы его создателя. В ноябре 1941 г. враг стоял под Москвой. Седьмого ноября па Красной площади во время знаменитого парада, с которого солдаты шли прямо на фронт, сводным оркестром Московского гарнизона дирижировал В. И. Агапкин. Но и на этом историческом параде знаменитый марш, ставший музыкальным символом русских солдат и офицеров, не звучал. Прошли годы тяжелейших испытаний, и наш народ в нелегкой борьбе одержал победу, и 24 июня 1945 г. в Москве, на Красной площади, состоялся грандиозный парад победы. Оркестр Агапкина входил в состав сводного оркестра. Но и здесь тысячетрубный оркестр не исполнял легендарный марш.
Считается, что запрет на исполнение марша снял прекрасный фильм «Летят журавли» в 1957 г. Создатели фильма озвучили сцену проводов на войну маршем В. И. Aгапкина. Они пошли против исторической правды, но тем самым они вернули нам русский военный марш «Прощание славянки».
Некоторые музыковеды считают, что Агапкин взял за основу народную песню времен русско-японской войны 1904-1905 гг. обработал ее. Трудно сказать, насколько это верно, но получился неожиданный, щемяще-грустный марш. Композитор нарушил все царившие до того традиции написания военных маршей. Свой марш Василий Иванович Агапкип посвятил всем славянским женщинам и назвал «Прощание славянки». Почему именно женщинам? Можно только догадываться. Рано умерла мама, отец переехал в Астрахань. Через 7 лет, не выдержав непосильной работы на разгрузке барж, умирает и он. Осиротевшие братья и сестры вынуждены нищенствовать и бродяжничать. В 1894 г. в Астрахани мачеха привела деревенского паренька в военный оркестр 308-го пехотного батальона, где он, имея музыкальные способности от рождения, научился играть на трубе, самой маленькой и самой звонкой — корнет-а—пистон.
С 1900 г. Василий Агапкин служил в пехотном Дагестанском полку в Грозном, потом четыре года — в 45-м драгунском Сиверском — в Александрополе. С 1905 г. Василий Агапкин продолжил службу в 43-м Тверском драгунском полку. Этот полк имел отличный военный оркестр, где будущий композитор прошел хорошую практическую школу музыканта. Надо сказать, в то время старая российская армии имела духовой оркестр в каждом полку всех родов войск. У каждого полка был свой собственный марш. В кавалерии всегда шли соревнования между полками: чей оркестр лучше отчеканит марш па параде, у кавалеристов какого полка лучше выправка или выезд коней. Именно здесь Василий Агапкии стал лихим кавалеристом и хорошим трубачом. Именно здесь, в Тверском полку, он твердо решил, что будет служить в армии и руководить большим военным оркестром.
Закончив срочную службу, Агапкин поступил в Тамбовское музыкальное училище. После его окончания был направлен в 7-й запасный кавалерийский полк. Двадцативосьмилетний Агапкин, имея за плечами музыкальное училище и четырнадцать лет службы в военных оркестрах, уже сочинял вальсы, марши, мазурки.
Начался 1912 г. Россия отпраздновала столетие Отечественной войны 1812 г. Музыка военных оркестров звучала отовсюду. Осенью пришло радостное известно — славяне свергли пятисотлетнее оттоманское иго. Войска болгар, сербов, черногорцев за месяц дошли до предместий Стамбула. События на Балканах вызвали большой резонанс в русском обществе. В церквях шли молебны, собирались пожертвования, толпы добровольцев. Народ ликовал. На этой волне В. И. Агапкин и написал свой знаменитый марш. Написал не сразу. Долго не спал, работал по ночам. Нотные наброски отвез в Симферополь композитору и нотному издателю Якову Богораду. Марш ему очень понравился, и Я. Богорад помог написать нотные партии для всего оркестра и издать их. На обложке первой нотной тетради марша на фоне Балканских гор была изображена молодая красивая женщина, провожающая своего воина в гусарском доломане.
Впервые марш прозвучал в Тамбове на параде 7-го кавалерийского полка. Его подхватили и стали исполнять оркестры других полков. Так мелодия «Славянки» зазвучала по всей России.
1 августа 1914 г. Н. Яковлев пишет: «По тротуарам несчетные толпы провожающих обрамляют сизую щетину штыков. На перроне торопливое прощание, бледные заплаканные жены благословляют офицеров, вешают на шеи ладанки с зашитыми святыми. И гром оркестров, замечательная русская военная музыка, не имеющая равных в мире, за счет которой еще Наполеон относил многое в победах российского оружия. Но кто возьмется сказать, почему с началом войны все чаще звучит хватающий за душу марш «Прощание славянки»?»
3 февраля 2014 г. исполнится 130 лет со дня рождения Василия Ивановича Агапкина. Этому удивительному человеку, композитору и дирижеру до настоящего времени нигде не установлен памятник. В деревне Шанчерово, где композитор появился на свет, жители решили увековечить память композитора — установить памятник. Тем самым хотят выполнить свой святой, пусть и несколько запоздалый долг перед знаменитым земляком.
Каждый шаг дается с трудом. Но мы движемся к своей цели, заручившись поддержкой губернатора области Олега Ковалева и главы администрации Михайловского района Александра Радюхина. Выделен земельный участок для памятника. Директор фирмы «Астерикс» А. Астахов за короткие сроки размежевал участок и подготовил межевой план для постановки на кадастровый учет. Все Александр Анатольевич сделал бесплатно, сказав, что это его вклад в святое дело, которое мы должны делать сообща, всем миром. Отрадно, что Союз офицеров Рязани поддержал деятельность нашего фонда и обратился в Интернете с призывом перечислять деньги на счет фонда. На предложение увековечить память нашего земляка откликнулся заслуженный художник России Борис Горбунов.
Много времени и сил ушло на создание и регистрацию Благотворительного фонда по установке памятника В. И. Агапкину на родине в деревне Шанчерово. Управлением Министерства юстиции по Рязанской области фонд внесен в Единый государственный реестр юридических лиц. Управление Федеральной налоговой службы выдало свидетельство о постановке фонда на учет, присвоив ему ИНН и КПП. В филиале ОАО «Россельхозбанк» открыт счет фонда, на который можно перечислять денежные средства для изготовления памятника. Фонд отправил более четырехсот писем-обращений и продолжает направлять в редакции центральных, многих областных и районных газет, в военные округа, на предприятия, в различные организации и банки.
Благотворительный фонд обращается с просьбой к каждому жителю России, ко всем, кто знает и помнит героев и таланты своего народа, ко всем, кто хочет сохранить и передать память о них будущему поколению, — внести свой вклад в создание памятника В. И. Агапкину — автору поистине народного марша. Пусть и памятник ему будет установлен на родине от народа.
Искренне надеемся на ваше участие в этом, несомненно, нужном деле в любом качестве. Необходимую нам финансовую поддержку на изготовление и установку памятника вы можете осуществить по указанному ниже счету фонда:
Наименование банка: Рязанский РФ ОАО «Россельхозбанк», г. Рязань