Учителя профессия от Бога
Поэтому повсюду и всегда
Среди любимых наших педагогов
Есть самая заметная звезда
Учитель, открывающий таланты
Ведущий нас дорогою Добра
Вы учите легко и элегантно
И с Вами жизнь прекрасна, как игра
Любимый Учитель
Друг наш и Ангел-Хранитель
Добрых стихов сочинитель
В дальних дорогах — просто отец
Любимый Учитель
Наше признанье примите
Вы навсегда Вдохновитель
Любящих музыку юных сердец
Мы, следуя за Вами, проходили
По буквам и по нотам долгий путь
А Вы среди гармоний нас водили
Давая иногда передохнуть
Вы нас учили с самого начала
Мелодии, поющей, как вода
Пока в сердцах она не зазвучала
Чтоб не умолкнуть больше никогда
Любимый Учитель
Друг наш и Ангел-Хранитель
Добрых стихов сочинитель
В дальних дорогах — просто отец
Любимый Учитель
Наше признанье примите
Вы навсегда Вдохновитель
Любящих музыку юных сердец
Нашу любовь не выразить словами
И, хоть летят стремительно года
Мы будем вместе, потому что с Вами
Нас музыка связала навсегда
Любимый Учитель
Друг наш и Ангел-Хранитель
Добрых стихов сочинитель
В дальних дорогах — просто отец
Любимый Учитель
Наше признанье примите
Вы навсегда Вдохновитель
Любящих музыку юных сердец
Понравился текст песни?
Профессия учителя, связанная с обучением и воспитанием, всегда считалась одним из самых сложных, но в то же время почетных занятий. К человеку, который не только обладал знаниями, но и щедро делился ими с другими, всегда было особое, уважительное отношение. Недаром древнегреческий философ Сократ говорил, что все профессии в мире от людей, и только три: судья, врач и учитель — от богов.
Убежден, что люди, решившие посвятить себя преподаванию, обладают особыми качествами. Прежде всего это неистощимый энтузиазм и вечное желание служить обществу. Педагогику можно сравнить с искусством, потому что работа учителя состоит из множества составляющих, вбирающих в себя как высочайшие душевные качества, так и прекрасное знание преподаваемого предмета.
Часто общаясь по производственным, депутатским и партийным делам с педагогами, я всегда поражался тому, какой высокой эрудицией обладают эти люди и насколько они неравнодушны к тому, что происходит в нашем обществе. Впрочем, если разобраться, ничего удивительного в этом нет, так как именно учителя воспитывают и учат наше подрастающее поколение, от них напрямую зависит, какими будут завтрашние граждане России, наша область и страна. Можно сказать, что, формируя новое поколение, учителя уже сегодня создают будущее России, которую, уверен, всем нам хочется видеть могучей и процветающей державой.
Опять же в ходе общения с педагогами узнал, что многие из них с детства видели себя в роли наставников юного поколения, мечтали «сеять разумное, доброе, вечное». И никто, что очень отрадно, несмотря на трудности, не пожалел о сделанном в жизни выборе.
«Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени:» Так говорил великий русский поэт Николай Некрасов, вспоминая своего учителя. К этим словам присоединится каждый из нас. Ведь все мы, несмотря на прошедшие годы, часто с теплотой вспоминаем родную школу, любимых учителей.
Автор этих строк, конечно, не является исключением. Могу бесконечно повторять добрые слова в адрес своих учителей: Галины Ивановны Земцовой, Елены Андреевны Морозовой, Валентина Владимировича Михальчева, сыгравших огромную роль в моей жизни. Моим любимым предметом была физика, которую преподавал Петр Сергеевич Кобзев. Этого педагога отличали блестящая эрудиция, великолепное знание предмета, который он преподносил столь интересно, с таким артистизмом, что даже отъявленные лоботрясы и шалопаи сидели на уроках как завороженные.
К нам он относился с невероятной добротой, видя свою задачу не только в том, чтобы обучить нас предмету, но и воспитать чувство ответственности, любви к ближнему, верности данному слову. К Петру Алексеевичу классически подходит высказывание одного из знаменитых педагогов о том, что люди, решившие посвятить свою жизнь школе, должны любить детей, быть добрыми и мудрыми.
Конечно, сегодня мы в долгу перед учителями. Продолжающиеся на протяжении долгих лет экономические неурядицы в стране больно ударили по преподавательскому составу. Еще совсем недавно учителя были одной из самых малооплачиваемых категорий населения. Неудивительно, что престиж этой славной профессии в какой-то момент стал резко падать.
На ребят и девчат, поступивших в пединституты, смотрели чуть ли не с жалостью. Вот, мол, избрали себе профессию, лучше уж на рынок шли бы торговать. Бытовало мнение, что для того, чтобы преуспеть в жизни, необязательно учиться и иметь образование.
Хочется особо поблагодарить учителей за то, что они в эти трудные годы не изменили собственным идеалам и чувству профессионального долга, а продолжали самоотверженно трудиться, достойно переживая все невзгоды. К счастью, с приходом к руководству страной Владимира Путина ситуация стала меняться в лучшую сторону. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но отечественное образование постепенно выходит из кризиса. Государство стало отдавать учителям накопившиеся долги. Есть твердая уверенность в том, что благодаря претворению в жизнь приоритетного национального проекта «Образование» уже в ближайшие годы наша школа вернет себе былые позиции.
Во многие школы региона пришло современное техническое и учебное оборудование. Повысилась заработная плата учителей. В Калужском государственном педагогическом университете с каждым годом увеличивается конкурс среди поступающих. А это значит, что профессия учителя возвращает себе былой авторитет. Уверяю всех, что мы только в начале пути. У руководства страны есть цель повысить качество образования и материальную обеспеченность преподавательского состава. И эта цель обязательно будет достигнута.
Учитель — замечательная профессия и, что бы там ни говорили, благодарная. Хотя бы потому, что каждый порядочный человек будет, как мы уже говорили, всю жизнь с теплотой и нежностью вспоминать людей, отдавших столько сил его воспитанию. Осознание этого приходит подчас поздно.
От имени всех членов регионального отделения партии «Единая Россия» хочу поздравить наших учителей с праздником и еще раз сказать им спасибо. Ведь всех нас сформировала школа, и в первую очередь наши педагоги.
Вячеслав Дубровин, секретарь политсовета регионального отделения политической партии «Единая Россия», депутат Законодательного Собрания области
Одной из самых уважаемых и одновременно трудных считается работа педагога. Особенно в России, где зарплата как школьных учителей, так и преподавателей вузов оставляет желать лучшего. Для детей учитель является значимой фигурой, обязанной обучать не только школьным премудростям, но и жизненным. Хороший наставник может найти подход к каждому ребёнку, увлечь своим предметом, научить уважать своих одноклассников. В дружном классе, где классный руководитель прислушивается к мнению учеников, учиться намного комфортнее.
Учитель каждый день повторяет волшебные вещи
У знаменитых писателей, философов, учёных, политиков были наставники, передавшие ученикам важные или бесполезные — случается и такое — знания. Цитаты про учителей дают представление о трудностях профессии, образе идеального воспитателя, ошибках образования.
Фразы великих людей могут помочь скорректировать цели молодых людей, только мечтающих связать свою судьбу со сферой образования. Мудрые и шуточные высказывания помогут будущим учителям правильно общаться с детьми, верно расставлять приоритеты.
Начальная школа — период знакомства с профессией учителя
Содержание
- Мысли представителей российской культуры, науки
- Цитаты иностранных писателей, поэтов
- Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении
- Высказывания древних мыслителей
- Фразы государственных деятелей
- Что говорили о своей профессии сами педагоги
- Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы
- Видео: притча о важности учителя
Мысли представителей российской культуры, науки
Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека. Ученик никогда не превзойдёт учителя, если видит в нём образец, а не соперника. (Виссарион Григорьевич Белинский)
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую. (Василий Осипович Ключевский)
Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)
Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно. (Лев Давидович Ландау)
Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать прежде всего себя. (Николай Васильевич Гоголь)
Даже профессора когда-то были наивными учениками
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело. (Антон Павлович Чехов)
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника. (Владимир Иванович Даль)
Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому. (Валентин Григорьевич Распутин)
Настоящий учитель — не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой. (Михаил Аркадьевич Светлов)
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький)
Подросшие мамы и папы — прошлые ученики
Цитаты иностранных писателей, поэтов
Учитель не тот, кто учит чему-либо, а тот, кто помогает раскрыть своему ученику то, что ему уже известно. (Пауло Коэльо)
Знания — как и небеса — принадлежат всем. Ни один учитель не имеет права утаивать их от любого, кто о них просит. Преподавание — искусство отдавать. (Абрахам Джошуа Гешель)
Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Вольфганг Гёте)
Твой учитель не тот, кто тебя учит, а тот, у кого учишься ты. (Ричард Бах)
Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу. (Ричард Олдингтон)
Для того чтобы обучить другого, требуется больше ума, чем для того чтобы научиться самому. (Мишель де Монтень)
Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер)
Если умыть кошку, она, говорят, уже не станет умываться сама. Человек никогда не научится тому, чему его учат. (Джордж Бернард Шоу)
Что переварили учителя, тем питаются ученики. (Карл Краус)
Если вы владеете знанием, дайте другим зажечь от него свои светильники. (Томас Фуллер)
Внутренний свет — пример продуктивного обучения
Мнение знаменитых женщин о педагогах и учении
Быстрее и лучше всего учишься, когда учишь других. (немецкая революционерка Роза Люксембург)
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (английская поэтесса и романистка Шарлотта Бронте)
В чем разница между хорошим и великим учителем? Хороший учитель развивает способности ученика до предела, великий учитель сразу видит этот предел. (греческая певица Мария Каллас)
Образование — это знания, которые мы получаем из книг и о которых уже никто не узнает, кроме нашего учителя. (Вирджиния Хадсон)
Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребёнка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена чтобы вырасти в тепле пылающего воображения. (Мария Монтессори — итальянский педагог, врач, философ и учёный)
Какие семена будут посеяны учителем, такие и пожнё ученик
Высказывания древних мыслителей
Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители: одни дарят нам только жизнь, а другие — добрую жизнь. (Аристотель)
Кто в учениках не бывал, тот учителем не будет. (французский философ XIII в. Боэций Дакийский)
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций)
Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Катон Старший)
Следует больше доверять тем, кто учит, а не тем, кто приказывает. (Августин Блаженный)
Фраза, произнесённая учителем в гневе, надолго откладывается в памяти ученика
Фразы государственных деятелей
Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет. (Уильям Уорд)
Педагог — это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков и не передать предрассудков, пороков и болезней. (Анатолий Васильевич Луначарский)
Достоинства и недостатки уходят корнями в школу, и ключи от благополучия находятся у учителей. (Рухолла Мусави Хомейни)
Учитель работает над самой ответственной задачей — он формирует человека. Педагог — это инженер человеческих душ. (Михаил Иванович Калинин)
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль)
Уинстон Черчилль был учителем самому себе, так как регулярно занимался самообразованием
Что говорили о своей профессии сами педагоги
Им вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под этим солнцем. Вечным законом да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле. (Ян Амос Коменский)
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймёте, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. (Александр Рыжиков — учитель математики, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года-2009»)
Учитель, который не начинает с того, чтобы пробудить у ученика желание учиться, куёт холодное железо. (Хорас Манн)
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания. (Фёдор Иванович Янкович де Мариево)
Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика. (Артур Шнабель)
Светлый мир познаний открыт для каждого
Будни людей педагогических профессий состоят не только из контрольных, сочинений, экзаменов, вразумления нерадивых учеников и поощрения гениев. Без юмора очень сложно справиться с огромной нагрузкой и детскими проблемами. В школьной жизни немало забавных моментов, которые метко подмечены в афоризмах. Не миновал педагогику и сарказм остроумных людей.
Ироничные, юмористические, саркастичные афоризмы
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбиньский)
Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо. (Владислав Катажиньский)
У того, кто учит себя сам, учитель — дурак. (Английская поговорка)
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов)
По мнению учителей, яйца курицу не учат, по мнению учеников, курица не птица. (Александр Ботвинников)
Ох уж этот извечный спор!
Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский)
Школа — это место, где учителя требуют от ученика знаний по всем предметам, в то время как сами знают по одному.
Секрет учительства в том, чтобы показать, что вы всю жизнь знали то, о чем прочитали вчера вечером.
Судя по зарплате учителей, наше правительство состоит из мстительных двоечников.
Есть три хорошие причины для того, чтобы стать учителем: июнь, июль, август.
Далеко не все ученики не хотя идти в школу первого сентября
Роль учителя в жизни современного человека нельзя переоценивать. Сейчас модно получать второе, третье высшее образование. Многие изучают иностранные языки, повышают квалификацию, надеясь найти более престижную и высокооплачиваемую работу.
По сути, мы учимся всю жизнь. Кто-то на собственном опыте, кто-то на чужих ошибках. В идеале же лучше встретить мудрого наставника. Замечательно, если эта встреча случается в детстве, когда только формируются привычки, характер.
Любящий свою профессию учитель способен направить интересы ребёнка в нужное русло, привить необходимые навыки для строительства счастливой жизни. При этом и сам преподаватель должен всё время пополнять свои знания, обновлять хранящуюся в голове информацию. Наука ведь не стоит на месте. А если не совершенствоваться, то школьники и студенты предпочтут такому ментору интернет.
Видео: притча о важности учителя
Представленные цитаты раскрывают сущность этой профессии, показывают учителям, в чём им можно улучшиться, к чему следует стремиться.
«Как важны для ребёнка первые школьные шаги! Потом они невольно отзовутся, несмотря на их затухание с годами, во всей последующей жизни человека. Мы понимаем значимость этих первых шагов для формирования таких умений, как умение читать, писать, считать, которыми должна вооружить начальная школа ребёнка, но часто забываем о такой важной способности, без которой полноценный человек состояться не может, как умение преодолевать трудные испытания, которые ложатся на плечи человека в течение всей его жизни».
***
«Уважительное, заинтересованное отношение к каждому ученику – вот первый признак хорошего учителя».
***
«Всё-таки учительская профессия рассчитана на талантливых людей. Она не терпит усреднённости: «посредственный учитель» звучит также нелепо как, к примеру, «посредственный поэт». Посредственный поэт – это вовсе не поэт»
***
«Всю жизнь считал, что самая надёжная и полезная форма учёбы для учителя, как и для любого интеллигентного человека, – самообразование с его внутренней свободой, возможностью выбора, основанного на реализации личного интереса и своего смысла, вложенного им в своё образование».
***
«Педагогика – это наука об искусстве обучения и воспитания человека. Это своеобразный симбиоз науки и искусства. И человек, занимающийся педагогикой, должен в одинаковой степени владеть как одним, так и другим. Обладать умением научного анализа разных педагогических ситуаций и проявлять подлинное искусство в работе с разными с педагогической точки зрения детьми».
***
«Я иногда, глядя на некоторых учителей, невольно вспоминаю Станиславского. Так и хочется сказать им его словами: друзья, любите школу в себе, а не себя в школе. Помните, что учительство – это не просто работа, а великое и честное служение детству. Будьте предельно требовательны не столько к ребёнку, сколько к себе. Не ставьте перед собой задачу непременно понравиться людям. Люди сами оценят ваш труд, и тогда слава придёт к вам без вашего стремления к ней».
***
«В юности жизнь, которая у тебя впереди, кажется бесконечно долгой. На самом деле, прожив большую жизнь, на склоне своих лет могу сказать, что такой взгляд, к сожалению, – неизбежное заблуждение, обман молодости. Жизнь, увы, намного короче, чем нам бы хотелось. Гёте считал, что каждый миг нашей жизни – это дар, отпущенный нам природой. Он приходит к нам из вечности и в вечность навсегда уходит, никогда не повторившись. А раз так, надо каждое прожитое мгновение своей жизни уметь наполнить богатым и интересным содержанием. Только при этом человек сможет многое в жизни обнять, многое понять, многое испытать, многое увидеть. Вот задача учителя – научить растущего человека ценить время, которое он проживает, ценить каждую его минуту, дать ему понять, что время – это материал, из которого соткана жизнь».
***
«Не помню, кто сказал: человека делают вовсе не родители и не школа, а случай, поступок и подвиг. Может быть, в чём-то это и верно. Но если это так, то готовность с достоинством использовать представившийся тебе случай, совершить красивый поступок – эта готовность формируется всё-таки во многом в семье и школе. И нравственное воспитание, о котором мы так часто говорим, направлено как раз на то, чтобы человек в любом случае вёл себя достойно, не теряя лица.
Может быть, именно в этом заключена суть воспитывающей деятельности учителя?»
***
«Всегда считал мобильный, подвижный, гибкий ум важнейшим условием высокого профессионализма учителя. Такой ум позволяет не только правильно оценить быстро меняющуюся педагогическую ситуацию, но и отслеживать те изменения, которые происходят в том или ином ученике по мере его взросления, и в зависимости от этого менять свой взгляд на него. К сожалению, многим учителям менять свою точку зрения на ученика бывает не так просто, поскольку эта точка зрения достаточно устойчива».
***
«Чтобы стать настоящим педагогом, необходимо обладать ярко выраженными способностями, иначе говоря, талантом, который заложен в молодом человеке генетически. Но научить учительскому «ремеслу» (в хорошем смысле этого слова), при желании к этому самого человека, можно. И не только можно, но и нужно!
Это необходимо потому, что одного таланта мало: талант надо уметь направить на те цели и задачи, которые учитель ставит перед собой. Без умения работать вряд ли это достижимо, даже при большом таланте».
***
«Быть учителем – это постоянно работать над собой.
В данном случае речь идёт не столько о профессиональной, сколько о духовной составляющей личности педагога. Быть учителем – это, несомненно, призвание и талант. Но это ещё и постоянное самосовершенствование, непрерывная, вдумчивая работа над собой. Всё это требует, конечно, немалого терпения и трудолюбия, жизненного подвига.
Духовная жизнь человека может быть по-настоящему богатой только в тесной связи её с литературой и искусством. Художественная литература, искусство, отражая драматизм жизни, способствуют духовному росту человека, помогают раскрывать ему крылья, чтобы он понимал, что жизнь прекрасна, когда она лишена порока, греха, злого начала. Искусство, как и литература (будучи искусством слова), помогают собственному пониманию человека, истории, судьбы страны. Нетрудно понять, как это важно для учителя, для его духовной культуры»
***
«И снова про любовь.
У Гёте: «Хорошо научиться можно у того, кого любишь». Но ведь для того, чтобы кто-то полюбил тебя, нужно, чтобы ты полюбил его.
Однако любить детей вообще и любить их порознь совсем не одно и то же. Очень трудно влюбить каждого в себя, как бы этого ни хотелось. Но в любом случае ученик должен почувствовать, может быть, не столько любовь, сколько интерес учителя к нему, и этот интерес, несомненно, обеспечит его успех в учёбе».
***
«Всё-таки хороший педагог может вырасти из человека, который сам помнит своё собственное детство, а также детство и отрочество своих сверстников».
***
«Есть педагоги от Бога, а есть педагоги от профессии. Педагог от Бога наделён от природы тем тонким чутьём, проницательностью, которые позволяют ему постичь ребёнка, услышать его внутренний голос, понять и принять в тех или иных ситуациях единственно правильное решение. Одним словом, учитель от Бога – это интуиция. Его талант помогает ему легко и бережно прикоснуться к детской душе, без особых усилий оказать огромное влияние на ум и сердце ребёнка. Таких педагогов – с ярким педагогическим талантом, – к сожалению, очень мало»
***
«Самое страшное, что может допустить учитель, – отторгнуть от себя сложного, трудного, не поддающегося воздействию учителя ученика, даже ожесточить его, а нет ничего страшнее в школе, чем ожесточившийся ребёнок».
***
«У Сент-Экзюпери в «Письме заложнику» есть такая фраза: «Жизнь создаёт порядок, но порядок не в силах создать жизнь».
Как это верно подмечено!
Между тем приходится часто наблюдать, как в школе пресловутый порядок создаётся не ради жизни, а ради порядка, а иногда и вопреки жизни. Учителю же в работе с детским коллективом надо заботиться не столько о порядке, сколько о разумной жизни детей, той жизни, которая, как писал Экзюпери, этот порядок создаёт».
***
«В основе гуманной педагогики лежит тесное сотрудничество между учителем и учеником, при котором ученик выступает не столько как объект воспитания, сколько как его субъект. В авторитарной педагогике система отношений между учителем и учеником выстраивается по-другому принципу: начальник (учитель) и подчинённый (ученик). Это создаёт совсем другую атмосферу общения, лишая его подлинной доброты, доверительности и взаимной заинтересованности. К сожалению, наша советская тоталитарная школа не могла быть иной, кроме авторитарной, хотя в ней было много разных учителей, в том числе исповедующих подлинно гуманную педагогику.
Но вот что я наблюдаю. Многие учителя, выросшие в своё время в советской школе, вольно, чаще невольно, привнесли в современную школу ту авторитарность, в которой их когда-то воспитывали. С такими учителями детям нелегко».
***
«Задача учителя не только в том, чтобы помочь ученику развить талант, но дать понять ученику, что талант, отпущенный ему природой – это ещё и большая ответственность».
***
«Я думаю нельзя себя называть учителем кого-либо.
Учеником могу назвать лишь того, кто меня назовёт учителем. Учитель – это не тот, кто чему-то конкретно кого-то научил, а тот, кто оказал на кого-то сильное влияние. Вот это последнее – самое главное в слове учитель».
***
«Как в педагогике, в общении с ребёнком важна правда. Для ребёнка она главное в его отношении со взрослым.
Но вот что я часто замечал. Большинство взрослых людей живут правдой ума, а педагогика – это та, может быть, единственная сфера человеческой деятельности, где так важна правда чувства, правда сердца. Сердце всегда подскажет учителю правильное решение».
***
«Что мешает некоторым людям быть аккуратными в общении с другими? Чаще всего – отсутствие терпимости. Терпимости как снисходительного отношения к людям, их слабостям, их недостаткам, если их недостатки не мешают другим. Эта та доброжелательность, которой часто не хватает нам самим, и которую мы ждём от других».
***
«Для того чтобы верить в ребёнка надо обладать определённым свойством характера, а именно – оптимистическим взглядом на жизнь вообще и на ребёнка в частности. Дело в том, что пессимист в каждой возможности всегда видит трудности, а оптимист в каждой трудности видит возможности. В достаточно сложной учительской профессии это особенно важно. Вот почему только оптимистически настроенный учитель всегда найдёт в ребёнке точки роста и, опираясь на них, постепенно поможет его внутреннему росту».