23 августа на ВДНХ пройдет Международный православный молодежный форум. На нем будут представлены более 50 проектов в различных областях: от высоких технологий до волонтерства. Об одном из таких проектов («Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера») расскажет Ольга Енина.
Лемех или русская черепица украшает купола многих деревянных храмов. Плотник-реставратор Владимир Казаков делает главку для Введенской церкви, что в деревне Ворзогоры Архангельской области. Главка новая, но создается по старинной технологии.
«Этот способ называется «покрытие в чешую». Как чешуя рыбы, то же самое. Сначала идёт один ряд лемеха. Есть стык, вот видите, он перекрывается следующим. Тем самым, вода не может попасть никогда», — объяснил реставратор Владимир Казаков.
«При столичном храме Серафима Саровского в Раево, — рассказывает его настоятель Алексей Яковлев, — существует школа плотницкого мастерства, где и изучают азы реставрации и восстанавливают утраченные детали храмов Русского Севера».
«Наш проект, в первую очередь, посвящён сохранению брошенных, оставленных деревянных храмов. Дело в том, что наше Отечество обладает абсолютно уникальной культурой строительства из дерева. И в первую очередь, она представлена в храмах, ничего подобного во всём мире нет. Об этих храмах, как правило, никто не знает, люди знают лишь об ансамбле Кижского погоста, но десятки подобных храмов в настоящий момент разрушаются и очень важно нам сейчас эти храмы сохранить», — добавил Яковлев.
Двенадцать лет назад, когда один из жителей поморской деревни Ворзогоры Александр Слепинов на свои средства начал восстанавливать местный храм, ему пришли на помощь волонтёры проекта «Общее дело». За эти годы было уже более 270 экспедиций, проведены работы в 140 храмах и часовнях, обследовано 350 сооружений в Архангельской и Вологодской областях, республиках Карелия и Коми.
«Важно понимать, что сохранить свою культуру нельзя, просто переживая о том, что она исчезает. Нужно обязательно сделать что-то, предпринять какие-то решительные действия. И в этом случае мы сохраним русскую культуру в меняющемся мире. Нужно понимать, что только сохраняя святыни прошлого, можно построить достойное будущее», — заключил Яковлев.
Только за этот год на Русском Севере в рамках проекта побывали более 500 человек. Стать волонтёром может любой, кому не всё равно, что из деревянных храмов, которые были на севере до революции, осталось меньше одной трети, и по оценкам специалистов, больше половины из них — в аварийном состоянии.
Новости культуры
В окрестностях Вытегры немало природных и архитектурных достопримечательностей. Вот еще одна жемчужина: Саминский Погост, расположенный в 45 километрах от Вытегры. Когда съезжаешь с трассы А-119 на Саминский Погост, перед твоим взором открывается стройный силуэт Ильинской церкви. И дальше остается только ехать на этот ориентир, ошибиться дорогой невозможно.
♦ По теме: История, достопримечательности и музеи Вытегры и её окрестностей
Саминский Погост
Еще несколько десятилетий назад Саминский Погост имел совершенно другой вид: шатровую Ильинскую церковь украшала колокольня, была цела Тихвинская церковь. Но время и люди безжалостны к древним постройкам, особенно, деревянным. Можно только надеяться на чудо, что когда-то они будут восстановлены в первозданном виде.
♦ По теме: Легко ли путешествовать по России?
Дорога в Саминском Погосте
Ансамбль Саминского Погоста
Ильинская церковь была построена в 1692-1702 годах. В 1970-х годах реставраторы убрали колокольню, сочтя не аутентичной, поскольку она была построена в XIX веке. Теплая Тихвинская церковь, построенная в 1897 году на фундаменте церкви XVII века, начала рушиться в 1990-х годах. Она погибла не в одночасье: по фотографиям 1990-2000-х годов можно проследить, как постепенно обваливались её главы и стены.
Храмовый ансамбль Саминского Погоста
Саминский Погост в конце XX века; автор фотографии: Дворядкин Дмитрий, с сайта sobory.ru
Слово «Погост» происходит от слова «гость». Так в древней Руси называли селения, где останавливался князь с дружиной для сбора дани. Здесь же останавливались торговцы, устраивались торги. Многие погосты появились на месте древних языческих центров и капищ. Позднее здесь стали ставить церкви, рядом с ними устраивать кладбища. Погосты приобрели статус административно-территориальных единиц, объединявших несколько деревень. На Русском Севере, не знавшем крепостного права, они сохранили свой статус до конца XVIII века, а в некоторых местах — до 1917 года.
♦ По теме: Что такое погост?
Храмовый ансамбль Саминского Погоста
На реке Самина (Самино), притоке Андомы, к XV веку сложилось целое «гнездо» деревень, приписанных Саминскому Погосту. Он был одним из двух концов большого Андомского Никольского погоста Олонецкого стана Обонежской пятины. В наши дни Саминский Погост — небольшая деревня, где постоянно проживают около 25 человек. К ней примыкают другие населенные пункты: Анциферово, Берег, Загородская, Крюковская, Лахново, Силово, Титово.
В 1652 году в Саминском Погосте был поставлен храм Ильи Пророка. Место и небесный покровитель храма были выбрано неслучайно. Как гласит предание, в прошлом здесь били родники, место было хоть и возвышенное, но топкое. Илья Пророк генетически связан с языческим богом-громовержцем Перуном, главой славянского пантеона. В 1656 году рядом с Ильинской церковью был возведен храм святых Флора и Лавра.
Простояв почти четыре десятилетия, Ильинская церковь сгорела. В 1692 году началось строительство новой церкви, освященной в 1702 году во имя Илии Пророка. Во второй половине XVIII века храм был перестроен: увеличили высоту шатра, старый балочный потолок заменили на «небо». В XIX веке сруб в целях сохранности обшили досками. Примерно в то же время были расширены окна, пристроена колокольня к трапезной. В советское время в храме был устроен клуб.
Церковь Илии Пророка до реставрации. Источник: Рыбаков А.А. Устюжна, Череповец. Вытегра. — Л.: Искусство, 1981.
Обратимся к описанию Саминского Погоста и Ильинской церкви, сделанному в 1971 году:
Встречаясь с неведомым прежде селом, видим нежданно-негаданно: из-за хаоса крыш, труб, телеграфных столбов строго, стремительно вздымается к небу шатер рубленой церкви. Саминская церковь принадлежит к храмам прионежского типа: последовательно прирублены квадратные в плане клети — разномерные трапезная, собственно церковь, алтарный прируб. На восьмерик центрального сруба водружен высокий восьмигранный сруб с двойными расширениями-повалами, что сразу указывает и на почтенный возраст строения. На нем — тяжелый шатер с хорошей формы главкой-луковичкой. Над трапезной — невысокая сквозистая звонничка под шатериком.
Только в этой звонничке отличие силуэта Саминского храма от облика таких шедевров, как, скажем, церковь у нас на Лычном острове, посвященная святым апостолам Петру и Павлу, Успенский храм в Кондопоге. Но и там, известно, такие звоннички были, но убраны реставраторами. И вот что удивительно: в отличие от своих знаменитых сестер в Типиницах ли, в Яндомозере здешняя церковь практически неизвестна, «живет без всякой славы» на юго-восточной периферии ареала распространения храмов прионежского типа. Мы вернемся к Саминскому чуду, рассмотрим подробнее…
Посидели на ветхом крылечке закрытого еще сельсовета. Надо ведь предъявиться советской власти. А главное — узнать, как тут насчет «знатких» людей. И не обязательно старых! Иногда рассказывают и предания, и былинки даже школьники. Душевная склонность нужна и важна, а не возраст. Полюбовались на досуге церковью. Окрестности живописные. Все обозримо на речке Самине, северном притоке Андомы. Под ногами снуют небоязливые овцы, ягнята. Близко поблескивает речка. Кудрявая зелень уходит в дремуче-разбойные, сказочные лога меж холмами. А там, высоко на сельге-ветродуе, виднеются деревушки — словно игрушечные селения на сказочном ките. Здесь их так и называют — «деревни на горах». И чуть манерно горбатится деревянный мост.
И все же не можем отвлечься от неожиданного подарка — видения шатрового рубленого храма! Для нас это прямо-таки открытие, а ведь мы давно интересуемся севернорусским деревянным зодчеством. Хотя на бревенчатой, обшитой тесом плоти храма голубела табличка: «Церковь охраняется как памятник архитектуры», имя ее не встречается в специальной литературе. Читаем охранную доску.
Итак, эта шатровая высотная постройка датирована 1692 годом. Стало быть, ровесница упомянутому нами храму на Лычном острове. Церковь освящена во имя святого пророка Илии. Саминский памятник производит впечатление излишне причудливого — из-за ротонды-звонницы, поздней, внестилевой. На восьмерике — двойное расширение — повалы. Над алтарным прирубом вместо знакомой нам (по Успенской Кондопожской или, скажем, Покровской церкви в Кижах) бочечной кровли — двухъярусная кровля. Такая, как над часовней Михаила Архангела из Леликозера (ныне в Кижской коллекции). Крыльца церкви расположены перпендикулярно продольной ее оси. Марши лестниц, положенные на валики («тетивы», «струны»), смотрят на север и юг.
А резьба причелин — тесин, прикрывающих концы слег крыши, обрамляющих «чело», — декоративный фронтон! Здесь, на Саминском храме, это не круглые розетки, знакомые нам по памятникам деревянного зодчества Русского Севера, а условные изображения головок крутовыйных коней, которые связаны в народной орнаментике с культом красна солнышка. Что-то не помним этого мотива на причелинах. Хотя на «коньках» кровель северных строений можно встретить его столь же часто, как и на старинной вышивке красным льном по белому холсту.
При всех оригинальных особенностях декора, отдельных его частей, Саминская церковь — типичная, выстроенная так называемым «кораблем», прионежского, как уже говорилось, типа. Даже следы узорного аркатурного пояса, обнимающего восьмерик, приметны. Внутри восьмерика, под обшивкой, видны следы врубок — «потоков», на которых некогда крепился этот аркатурный пояс, так называемая «сорока». Но следов внутренней кровли, из которой выводятся «потоки», обнаружить нам не удалось.
Есть и еще одно достоинство у церкви в Самино. Ведь здесь, в отличие от множества других храмов Прионежья, сохранилось расписное «небо» — сегменты иконописи. В целости и иконостас. Правда, и то и другое наспех заляпано белой, голубой краской. Известно и имя человека, производившего эти «малярные работы», — Михаил Ефимович Старков, 1912 года рождения.
Говорят, в 1954 году велено было ему, местному завклубом, иконы снять, уничтожить, иконостас забрать тесом. Чтобы, значит, можно было в этой церкви танцевать, лекции читать и кино показывать. Но ведь тес дорог! Михаил Ефимович закрасил иконы. И теперь еще из-под голубой краски видны ковчеги старинных иконных досок. Да ведь зато в его суровое к народной красоте время сохранил Старков богатство — иконостас и расписное «небо» с крылатыми архангелами, Господом Саваофом в центре! Снять краску ничего не стоит. Только бы руки дошли!
Все это порассказала нам Мария Ивановна Фешенкова, нынешняя сторожиха «памятника деревянного зодчества». Женщина, почему-то не имеющая обыкновения смотреть собеседнику в глаза. «Года два тому назад, — говорила она, страдая от необходимости общаться с новыми посетителями, — ночевали в церкви туристы. И, как водится, унесли «на память» икону. Часть иконописи сдана не так давно в Вытегорский музей. Ну еще сорваны царские врата, сами видите. Обрушена резьба с иконостаса. Не дачу ли кто изукрасил…» А что она, слабая женщина, может сделать с ворами? Жаль и совестно, а ведь ничего не поделаешь, пока власть всерьез не поможет. Прежняя здешняя «техничка», доподлинно известно, и вовсе, случалось, растапливала печь в сельсовете иконами, золоченой резьбой…
Облазили мы всю церковь. И на чердак трапезной поднялись. И в самый восьмерик церкви. Ободранный кот дико глянул из-за медово-желтой древней балки, с «мявом» скрылся в изогнутой повалом изнанке могучего восьмерика. Вслед за котом-храможителем полезли в объем шатра по вертикальному бревну с набитыми на нем поперечинами. Шатер, оказалось, рублен «в ряж» все уменьшающимися восьмеричками-венцами. Такое видели только в старом Кемском соборе. В Кондопожской церкви, насколько помним, тес настлан на слеги каркаса шатра.
Вокруг древнего Саминского храма витают живописные легенды. В этом убедились, начав «собирательскую деятельность». Стоит, мол, Церковь на месте святых родников-источников. И вспоминаются известия отцов церкви о том, что ставились капища древних славян у почитаемых «источников вод», а на месте их впоследствии — храмы. Сказывают еще саминцы, что место было топкое, болотистое. Оттого поставили церковь «на столбах», позднее ушедших в землю. И это тоже старинный обычай — укреплять влажный берег сваями, ставить на них строения. Столбы забивали копром. Известны и храмы, поднятые над твердью сырой, — «на столбах». И вновь записываем легенды о том, как приплыли бревна по Самине-реке, у этого бережка остановились. Указали место построения храма.
Наряду с этим записали и бытовой рассказ-предание о том, как, собираясь поставить храм, на сходе выбрали крестьяне ходока: надо ведь пойти в Новгород, поклониться архиепископу, получить благословение… Собрали мирскому человеку рубль денег, дали вязку лаптей впрок, полотна на онученьки. И пошел он встречь ветру-шелонику — лапотками топ да топ, оборочками на онученьках свись да свись. А чужая сторона — что сухая борона. Был тот мужик, помнят, из ближней деревеньки Ухтозеро. Они, ухтинские, и сроду пройдисветы. Они и на Москву ходили — сказать царю, боярам, что прогнали своим народным множеством поляков-«панов» в далекое Смутное время. И за то будто были освобождены от налогов и солдатчины… — H. A. Криничная, В. И. Пулькин Вытегорье — корабельная сторона. Дневник собирателей фольклора (июль-август 1971 года)
Ильинская церковь частично обшита досками и потому кажется светлой. Живописны расширения-повалы, характерные для обонежских храмов. Да, действительно — она похожа на Успенскую церковь в Кондопоге. Но та — музей, отреставрирована и вылизана. А эта по ощущению — живая, со следами пережитого прошлого. Раз в год — 2 августа, в Ильин день, сюда приезжает священник, чтобы отслужить молебен, собираются местные жители и паломники.
Ильинский храм
Ильинская церковь в Саминском Погосте
Табличка на Ильинской церкви
Врата
Дверной замок
Повалы и шатер Ильинской церкви
Стены Ильинской церкви
Ильинская церквь
Ильинская церковь, деталь
Окна XIX века в Ильинской церкви
Маковка над алтарем Ильинской церкви
Деталь Ильинской церкви
Ильинская церковь
Ильинский храм был летним. В 1897 году рядом с ним на фундаменте утраченной к тому времени церкви Флора и Лавра был построен зимний храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Он был очень необычный: деревянный, в русско-византийском стиле. В советские годы в нём располагался склад зерна. Из-за влаги и испарений бревна начали гнить. Советская историческая наука обычно не считала подобные постройки ценными:
Массивный, грузный объём церкви, крестообразной в плане, с её тяжёлым пятиглавием и двускатными фронтонами ризалитов на фасадах, явно подражает формам каменной архитектуры. Рядом с устремлённым ввысь одухотворённым силуэтом Ильинской церкви, Тихвинский храм кажется придавленным к земле, статичным и безжизненным. При этом надо отдать должное мастерству строителей Тихвинской церкви, они проявили немало выдумки, умения и терпения, воспроизведя в дереве все эти профилированные карнизы и пилястры, фронтоны и сандрики. — А.А. Рыбаков «Вытегра и её окрестности»
Возможно, именно этим и объясняется тот факт, что Тихвинскую церковь так и не реставрировали, и она в конце концов рухнула.
В 2013-2014 году волонтеры движения «Общее дело», насколько могли, привели в порядок остатки Тихвинской церкви: убрали мусор, сделали замеры, подняли из под завалов главы. Но, по их словам, церковь нужно будет строить заново: нынешняя восстановлению не подлежит.
Руины Тихвинской церкви
Руины Тихвинской церкви
Руины Тихвинской церкви
Руины Тихвинской церкви
Одна из глав Тихвинской церкви
Храмовый ансамбль Саминского Погоста
На старых слайдах, которые я публикую с любезного разрешения их автора, видно, какой необычной была Тихвинская церковь в прошлом:
Тихвинская церковь; автор фотографии: Дворядкин Дмитрий, с сайта sobory.ru
Тихвинская церковь, деталь; автор фотографии: Дворядкин Дмитрий, с сайта sobory.ru
Через реку Самина переброшен мост на сваях. В наш приезд сюда несколько рабочих старательно очищали его от снега. Сейчас он отремонтирован и доступен для проезда автотранспорта.
Мост через реку Самина
Рабочие чистят мост через Самину
Дома в деревне Берег, на другой стороне реки Самина
Храмовый ансамбль Саминского Погоста
В Саминском Погосте также сохранились старинные деревянные дома. По местной традиции, почти все они некрашеные, с простыми деревянными рамами окон без вычурных наличников. К сожалению, среди них много брошенных.
Дома в Саминском Погосте
Дома в Саминском Погосте
Дома в Саминском Погосте
Бывшая начальная школа
Если будете в этих краях, обязательно заезжайте в Саминский Погост. О других достопримечательностях севера Вологодской области и восточной части Карелии вы можете прочитать в статье «Дорога из Вытегры в Петрозаводск вдоль восточного побережья Онежского озера».
Координаты: 61°20’51″N 36°35’57″E
Фотографии сделаны 5 января 2018 года.
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Пройдет всего несколько недель, и в отдаленные уголки Архангельской, Вологодской областей и Карелии отправится десант добровольцев волонтерской организации «Общее дело». Вот уже двенадцать лет существует этот проект, направленный на спасение удивительных по своей красоте памятников деревянного храмового зодчества Русского Севера.
— Выбор именно Русского Севера не случаен? Насколько это важно и необходимо — восстанавливать и спасать храмы в малонаселенных, почти безлюдных местах?
Никита Сенькин, координатор проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера»: Дело не только в красоте и неповторимости старинных деревянных храмов Севера. Силами государства и Русской Православной церкви, многих благотворителей для сбережения нашего наследия делается немало. Но ведь сил государства на всё не хватит. В советское время деревянные церкви жгли, раскатывали по бревнам, оскверняли, и об этом можно долго рассказывать. Мы направляем наши скромные силы на предотвращение разрушения тех храмов, у которых уже не осталось шансов уцелеть, дожить до следующих поколений. В обезлюдевших местах за долгие годы привыкли к тому, что церковь, часовня, колокольня стоят без присмотра, ухода и медленно разрушаются.
Но достаточно придти в храм, убраться там, что-то отремонтировать, затеплить свечу — и отношение местных жителей сразу меняется. Храм вновь становится для них оплотом веры, чистоты, величия нашей истории, любви к родной земле. Ведь храм — это последний форпост, оберегающий человека от духовной гибели. Да и не только от духовной. Вернулся к жизни храм — и изменилась в лучшую сторону жизнь людей, теперь объединенных заботой о нем. Уезжая, мы раздаем памятки, разработанные совместно с музеем-заповедником «Кижи» где сказано, как своими скромными силами местные жители могут заботиться о храме — сделать ограду, выкашивать траву, убирать мусор, снег из помещений, проветривать, отводить талую и дождевую воду и, в случае серьезных повреждений обращаться за помощью к специалистам. Чтобы не пострадать самим и не повредить строение.
— А какими силами и средствами вы располагаете? Квалифицированные специалисты у вас, вижу, есть. А инструмент, техника, транспорт?
Дарья Фетисова, архитектор: Для работ, которые мы выполняем, требуются, как правило, не очень большие суммы. О замене несущих конструкций речь не идет. Защищая храм от протечек, мы настилаем мягкую кровлю. На доски, рубероид собираем средства. Обрабатываем дерево антисептическими растворами. Задача — сохранить храм на ближайший десяток лет, не дать ему окончательно разрушиться, объединить вокруг него людей — местных жителей, представителей органов власти в этих районах, священнослужителей. Чтобы, когда придет время, было что реставрировать.
Зинаида Тодорова, архитектор: С каждым годом проект получает поддержку все новых и новых людей, в том числе знающих, опытных профессионалов. Помогают очень многие, для которых, не менее, чем нам, важно сберечь наше наследие. Выезжают в свободное от работы время, курируют, консультируют, участвуют в составлении проекта, высококлассные специалисты по деревянному зодчеству и Русскому Северу.
Дарья Фетисова. Назову некоторые имена достаточно известных архитекторов и специалистов, сотрудничающих с нами безвозмездно: Андрей Борисович Бодэ, Игорь Николаевич Шургин, Александр Юрьевич Любимцев, Илья Воеводин, Ольга Зинина, Андрей Кудинов, Лика Титаренко, Светлана Котлукова.
Лидия Курицына, координатор проекта. Проекту уже более 10 лет. А начинался он с поездок на этюды по Северу супруги отца Алексея, художницы Татьяны Юшмановой. Однажды, оказавшись в деревне Ворзогоры Архангельской области в 2003 году, она услышала стук топора на обезглавленной деревянной колокольне. Это 70-летний дедушка с помощью двух школьников делал на колокольне новый купол. Ему, Александру Порфирьевичу Слепинину, сейчас 85 лет, жив и здравствует, слава Богу.
С этого стука топора, вдохновившего отца Алексея и матушку, началось «Общее Дело». Они стали искать средства на дальнейший ремонт колокольни и двух соседних с ней храмов, а также решили, что нужно помочь, по возможности, всем разрушающимся храмам и часовням на Русском Севере. В первые годы были совсем небольшие экспедиции в Архангельскую область. С каждым годом количество энтузиастов росло, а в прошлом году на Севере уже потрудилось 64 наших экспедиции, около 600 человек. В 2017 году произведены противоаварийные и консервационные работы в 26 храмах и часовнях.
Кроме волонтерской организации «Общее Дело» создан «Фонд возрождения духовно-культурного наследия Отечества», принимающий пожертвования от частных и юридических лиц. Заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве с инспекцией по охране памятников Республики Карелии и музеем-заповедником «Кижи». Каждый сезон завершается общей встречей участников — делимся впечатлениями, рассказываем, что сделано, строим планы. Сняли фильм, посвященный северным храмам и нашей работе по их сбережению. А перед новым сезоном проводим конференции, в том числе и на строительных выставках, читаем лекции.
Никита Сенькин: Собственно, в нашем распоряжении — небольшое количество механического и электрического инструмента, спальники, палатки, средства индивидуальной безопасности. Участники экспедиций стараются приходить каждый со своим инвентарем. Среди них есть и плотники, и промышленные альпинисты, и реставраторы. Пользуемся личным автотранспортом. Трасса М8 «Холмогоры» — удобная, качественная. Выезжаем из Москвы в 5 часов утра — и вечером уже на месте. Каждый помогает как может, исходя из имеющегося опыта и возможностей. Едут кто на несколько дней, кто — на весь летний отпуск. И не только глубоко верующие, воцерковленные люди — все те, кому наше историко-культурное и архитектурное достояние дорого.
Порой приходится арендовать технику, закупать стройматериалы, приглашать профессиональных плотников — тут уже нужны некоторые средства. Бюджет, к примеру, одной экспедиции в деревню Тулгас Архангельской области — 400 тыс. рублей — это и стройматериалы, и проектная документация. Наши работы обязательно согласуются с местными органами, отвечающими за охрану памятников культуры. Поддерживают и местные благочиния. Администрации помогают с грузовым транспортом, и жители — своими грузовиками и тракторами, и денег не берут. Помогают расселиться в домах, устраивают баню.
— Каков же состав работ, выполняемых вашими экспедициями? Что делается?
Никита Сенькин: Экспедиции разнятся и по составу работ, и по уровню затрат. Мы делим их на два вида: исследовательские и трудовые. Первые находят и изучают храмы, где мы еще не были, используя информацию, почерпнутую из открытых источников, в том числе интернета, и общения с населением. Изучают объекты, производят обмеры, фотосъемку, фиксируют повреждения, что необходимо для составления проекта. За лето могут подготовить сведения по нескольким сооружениям.
Трудовые экспедиции работают на одном объекте. Расчистка завалов, уборка мусора, стирание надписей, антисептическая обработка, ремонт или сооружение новой кровли. В конце работы в храме расставляют привезенные иконы и проводят службу. Если нет возможности позвать священнослужителей из окрестных населенных пунктов, мирским чином читаем акафисты. Бывает также, что некоторые наши экспедиции возглавляют священники, которые по согласованию с правящим архиереем могут отслужить молебен и Литургию. К нам записываются на сайте, заполняют небольшую анкету, указывают, чем могут помочь конкретно, люди самых разных профессий.
— Как решаются вопросы взаимодействия с органами государственного управления на местах, церковью, населением?
Никита Сенькин: Сам проект осуществляется по благословению Викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Епископа Домодедовского Иоанна и Митрополита Архангельского и Холмогорского Даниила. Высокую оценку деятельности проекта дал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Проектная документация согласуется с соответствующими органами по охране объектов культурного наследия на местах, а перед выездом мы обязательно оповещаем администрации районов и местное благочиние. Поддерживает и местная пресса, и федеральные СМИ. Пользуясь случаем, поблагодарю редакцию «Строительство.RU» за публикацию о сборе средств на проведение противоаварийных работ для храма Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье, намеченных на этот год. Активно помогают местные жители — в том числе и в сборе средств на проведение работ. Представьте, однажды, в самой что ни на есть глубинке, жители устроили благотворительную ярмарку для дачников, предлагая им приобрести продукты питания и поделки. Собрали 45 000 рублей!
— Ваш офис расположен на территории прихода Храма Серафима Саровского в Раеве. Насколько тесно переплелись приходская жизнь и деятельность волонтерской организации?
Никита Сенькин: Они неотделимы. И приход, и мы, ощущая себя частью его, живем одним большим общим делом. О. Алексей стал здесь настоятелем несколько лет назад, до этого он служил в храме в честь Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском, у станции метро ВДНХ. Его и его супруги стараниями, как и при участии многих других, в приходе закипела активная жизнь. Храм окормляет Военную академию ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, Московской суворовское военное училище. Открыты детская и взрослая воскресные школы, проводятся встречи с интересными людьми, поездки. Поддерживаем будущих мам, многодетные и материально неблагополучные семьи, ветеранов. Проводим субботники по благоустройству храмового комплекса. Организованы занятия в нашем Английском клубе. Создана детская хоккейная команда.
И, что очень важно и для проекта, и для многих людей, не только прихожан: в рамках «Общего дела» на территории храма открылась и успешно работает школа плотницкого мастерства — образовательный курс, дающий навыки основ ремесла и знания по реставрации памятников деревянного зодчества. Занятия проводит профессионал, настоящий мастер, преподаватель — Николай Витальевич Сахоненко.
Учимся делать срубы, главки для храмов, покрывать их лемехом. По мере сдачи в эксплуатацию корпусов будем размещать в них соответствующие цеха и оборудовать всем необходимым. Обучение в школе уже прошли более 200 человек, в большинстве — молодые люди. Возможно, не все из них присоединятся к проекту, но навыки, необходимые им в жизни, они получат.
…Когда на фоне бездуховности, принесенной нам в 90-х и насаждаемого иными деятелями нравственного нигилизма появляются, растут и крепнут такие проекты и организации, как «Общее дело» — а они не одиноки в своем благом порыве — все больше убеждаешься, что как бы ни отличались от нас последующие поколения, можно быть уверенным: точка опоры для возрождения у страны есть. За двенадцать лет добровольцами «Общего дела» проведено 270 экспедиций, обследовано 350 деревянных храмов, в 137 проведены противоаварийные и консервационные работы. В тринадцати из них впервые за десятилетия отслужили Божественные литургии. Конечно, нужна поддержка — и личным трудом, и средствами. Здесь с благодарностью примут любую помощь.
Беседовал Евгений ШАПОЧКИН