Андрей Григорьев, доктор филологических наук.
Все лекции цикла можно посмотреть .
В этом небольшом блоке хотелось бы просто прочитать небольшой церковнославянский текст и сделать небольшие комментарии в контексте других лекционных блоков, которые вы тоже можете посмотреть и сделать свои выводы о том, насколько сложно понимать церковнославянский текст, или, наоборот, это не составляет особого труда.
Возьмем классическую притчу о блудном сыне, которая очень часто разбирается на занятиях в курсах и старославянского, и церковнославянского языков.
Начинаем с первого предложения «Рече же: человек некий име два сына…» Что здесь может вызвать сложность? В общем вся лексика должна быть понятна, сложность вызывает грамматика. «Рече» – если мы обратим внимание, что это похоже на глагольную форму, заканчивается на «е», основа «речь», которая может чередоваться («рек»), то есть это глагол «речь» и «рещи», который образуется подобным образом, как любой аорист с окончанием «е», то мы должны опознать эту форму как аористную. То есть «рече» – это сказал, рассказал некую притчу. Основа на согласный плюс «е» – это аористная форма.
«Человек некий» – здесь ничего переводить не надо. «Име» – это тоже аорист, только с формой от основы на гласный – «иметь». «Ть» в русском языке мы отбросим и получим основу на гласный. Это аорист, который образуется от основ на гласный и имеющий чистую основу, то есть буквально «имел». «Два сына» – это форма двойственного числа, которая совершенно не отличается от нашей современной, потому что так и перешла в русский язык. То есть раньше это была двойственная форма, а сейчас это просто конструкция, которую мы переосмыслили как родительный единственного – два – кого-чего? – сына.
Трудность в этом предложении вызывают только два аориста, которые мы попытались опознать. Чем больше начитываешь церковнославянских текстов, тем больше опознаешь форм, потому что когда-то их уже определил и разобрал.
«… И рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения…» «Рече» мы уже опознали как аорист, можем пропустить. «Юнейший» – сравнительная степень «юный», которая тоже используется в русском языке.
«Ею» – это как раз сложность: местоимение двойственного числа, то есть «один из двух сыновей». Это случай, который нужно посмотреть в табличке, связанной с местоимениями.
Но дальше мы видим вполне прозрачный текст: «рече юнейший ею отцу: отче, даждь ми достойную часть имения…» «Отцу» – это понятно, вопрос «кому?». «Отче» – это форма звательного падежа, которая в принципе достаточно понятна носителю современного русского: «отче», «Боже», «старче». «Даждь» – старая книжная церковнославянская форма повелительного наклонения, которая часто встречается в книжных контекстах. «Хлеб наш насущный даждь нам…» – где «даждь» – это «дай». «Восстань, пророк, и виждь и внемли», – пишет Пушкин. «Виждь» – то есть смотри.
«Даждь ми». «Ми» – это устаревшая форма местоимения, которая тоже особо не затрудняет понимания – «дай мне».
Далее – «достойную часть имения». «Имение» здесь в более конкретном значении -имущества. Сейчас это употребляется в значении какого-нибудь помещичьего имения, но исконно надо смотреть именно в корень этого слова – то, что человек имеет.
«Достойную часть». «Достойный» мы сейчас употребляем в значении человека, который что-то заслужил, получил нечто достойное. Но исконно, как мы здесь видим, это приставка «до» и корень «стои» – то, что стоит, пребывает в спокойном состоянии. Первоначально это «до-стои-нство» – наследство, удел, некое владение, то, что стоит, можно сказать, какая-то недвижимость. «Достойную» – с одной стороны, заслуженную, подобающую, а, с другой стороны, ту, что переходит по наследству. Здесь тонкость с точки зрения значения семантики может быть возможна. «Часть» – это понятно.
«И раздели има имение». «Раздели» – мы уже видели форму «име» глагола «иметь». «Разделить» – «ть» отбросили, получили чистую основу, то есть это снова аорист от основы на гласный. «И – что сделал? – разделил има (то есть им двоим) имение (имущество)».
«И не по мнозех днех собрав все мний сын, отиде на страну далече…» «Собрав» – историческое причастие, которое станет русским деепричастием. В принципе, для понимания текста здесь мы не наблюдаем никаких трудностей. «Отиде», как и «рече», с окончанием «е» и перед ним есть основа на согласный – это тоже аорист, то есть «ушел, отошел». «На страну» – существительное, просто мы заменим предлог и получим определенную, близкую нам форму «в страну».
«…И ту расточи имение свое». «Расточи» – вроде бы сложная глагольная форма, но мы видим, что «расточи» – это «расточить». Отбросили «ть», получили основу на гласный, – это снова же аорист. То есть в данном случае даже глагольные формы, вызывающие определенную сложность, при навыке их понимания и наблюдения, могут быть вполне опознаваемы. А в лексике, как мы видим, текст совершенно понятен, только если мы будем чуть более подробно останавливаться на каких-то знакомых словах. Например, «достойную часть», то есть заслуженную, подобающую, но в контексте того, что человек получает по наследству. И, может быть, еще задумываться о дополнительном значении слов.
Таким образом, чтобы нарабатывать умение чтения и понимания церковнославянского текста, нужно просто больше читать подобных текстов и активно сравнивать этот материал и с материалом современного русского языка, и других языков, которыми вы владеете.
Владимир Басенков, 17 февраля 2020, 06:02 — REGNUM
Понятийный словарь людей ограничен миром материальным, а потому Христос, чтобы донести Свою мысль до слушателей, использовал иносказательные истории с яркими и понятными сюжетами. Так, Спаситель подбирал нужные образы для собеседников, проводя параллели с отношениями Бога с людьми на простых примерах. Не исключение — и притча о блудном сыне.
У некоего мужчины было два сына. Старший держался патриархальных традиций отца, почитал семейственность и был, очевидно, крепко стоящим на ногах человеком. Для иудейского общества эпохи Христа и ранее естественным делом была жизнь сыновей мужского пола рядом с отцом: нужно было держаться вместе и вести хозяйство. Отец из притчи, по-видимому, был человеком небедным и занимался скотоводством. Поэтому просьба младшего сына разделить имение, чтобы обособиться от отца и брата, была нонсенсом, если не оскорблением. Молодой человек не имел собственной семьи, чтобы иметь какое-то основание к разделу имущества. Зачем делить имение, если все и так принадлежит семье? Но отец любит сына и, недоумевая по поводу случившегося, все же идет навстречу чаду. Может быть, сын захотел стать самостоятельным, почувствовать себя сильным и свободным мужчиной, попробовать развить собственное хозяйство?
Но нет. Доставшаяся, если не даром, то путем коллективных трудов, часть имения была распродана, а вырученные средства сынок забрал с собой и отправился в «дальнюю сторону» (Лк. 15:13). Как водится, свобода оказалась отпрыску иудейского фермера во вред: очень быстро он прогулял свое состояние, ведя распутную жизнь, и превратился в нищего скитальца. Чтобы выжить, блудный сын устроился на работу пастухом свиней к одному из жителей страны, в которой оказался. Но он был настолько презираем за свое социальное падение, что не удостаивался даже корма свиней в качестве еды, которую надеялся получить за работу!
Ситуация тривиальная: непутевый сын, забыв про былую заносчивость в отношении близких, оказавшись на грани выживания, возвращается домой. Друзья, которые были рядом с богатым товарищем, испарились как дым. По иронии судьбы те, от кого гуляка-сын так усердно пытался отстраниться, остаются его единственной надеждой вернуться к нормальной жизни. Но в блудном сыне может жить только надежда, а не стопроцентная уверенность в возможности вернуться. Он ослушался отца, нарушил заповедь закона Моисея «чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх. 20:12). Блудный сын понимает, что совершил грех, и видит последствия нарушения Божественных установлений. Его жизнь превратилась в руины, он не просто бомж, но и морально полностью разрушенный человек. И он не может не понимать, что и дома ему не гарантирован радушный прием. Могут дать отворот поворот, а могут и камнями побить.
Леонелло Спада. Возвращение блудного сына. 1600-е
Кульминация рассказа Христа приходится как раз на возвращение блудного сын в имение отца. Наверняка, слушатели Иисуса в этот момент сильно напряглись в ожидании: что же будет дальше? Они понимали, что Спаситель говорит о Боге в образе отца-фермера и грешном человеке в лице блудного сына. По всем законам справедливости и здравой логике того времени, нерадивый сын должен до конца понести наказание и окончить распутную жизнь мучительной смертью в назидание другим членам иудейского общества. Традиционный социум крепок благодаря строгим правилам жизни. Умный в такой консервативной среде всегда учится на жестоких ошибках соседа.
И в наше время люди далеко не всегда отличаются милосердием к тем, кто, по их мнению, оказался в зоне социального кризиса. «Сам виноват», «Пусть получает по заслугам», «И как его земля носит?». Кажется, сейчас и отец в притче даст скупой кивок головой слугам и они прогонят нерадивого отпрыска прочь от имения. Но отец не просто стоит и смотрит на приближающегося сына, изможденного, грязного, больного и слабого, выдерживая надменную паузу родительского авторитета. Отец сам бегом бросается в сторону сына, о котором он думал днями напролет и плакал в ночных молитвах. Сын есть сын, каким бы плохим или хорошим он ни был. В этом и есть великая сила всепрощающей родительской любви. Для наших пап и мам мы всегда будем самыми хорошими, любимыми и замечательными.
И отец не просто встречает сына, высокомерно «пославшего» главу семейства и всех родственников куда подальше после раздела имущества. Папа устраивает грандиозный праздник по поводу возвращения отпрыска, своим поступком публично оскорбившего его перед супругой, вторым сыном, родней, соседями и слугами. Для скитальца приготовили лучшие одежды и дорогой перстень, а по приказу родителя по случаю торжества закалывают самого откормленного теленка.
Естественно, вернувшийся с работы старший брат обескуражен увиденным. Он, понимаешь ли, вкалывает на полях, занимаясь выпасом скота, каждый день тащит на себе бремя забот о семейном хозяйстве, а ему с друзьями отец ни разу не позволил попировать, заколов самого жирного теленка! А тут вернулся расточитель имущества семьи, предатель рода, и ради него закатили настоящую вечеринку. Естественно, старший сын возмутился. И задал отцу вполне ожидаемый вопрос: что вообще происходит? Чем этот мерзавец-сынок заслужил себе великий праздник?
На что отец объяснил сыну свою родительскую радость по поводу возвращения отпрыска, которого уже считал мертвым. Второе рождение блудного сына — настоящий праздник для отца. Он любит старшего не меньше младшего, но первый всегда рядом. А второй каким-то чудом после всего произошедшего вернулся в родительский дом. И отец, несмотря на все, простил сына.
Наверное, слушатели Христа были тронуты историей до глубины души. Законы человеческого общества несравнимо более жестоки, чем отношение Бога к людям. Человек с трудом прощает обиды, годами нося их в себе. А стоит обидчику оступиться по жизни, пострадать, возможно, очень серьезно, мстительность моментально утоляет жажду, вызванную обидой. Но Бог мыслит иначе. Данная притча Христа показывает отношение Творца к каждому человеку, сыну или дочери. И это отношение безграничной любви. В этой любви нет нарушения свободы, именно поэтому Господь позволяет людям жить так, как они сами того хотят. Жизнь без Бога, без твердых нравственных ориентиров быстро изматывает и иногда даже губит человека. Но можно изменить свою реальность, обратившись к силе вечных ценностей.
Николай Лосев. Блудный сын. 1882
Посмотрите, Бог в притче Христа действительно изображен как носитель и хранитель базовых основ человеческой жизни. Здесь и крепкая семья, и благородный труд, приносящий достойное вознаграждение работнику. А сам отец — олицетворение высоких нравственных качеств. Любовь — его максима жизни, потому что он способен простить сына, несмотря на нанесенное оскорбление и давящее мнение людей, которые наверняка осудили бы главу семейства за мягкотелость и не к месту примененную доброту.
Неделя о блудном сыне напоминает человеку, что он всегда может вернуться к Богу, как в дом к родному и любящему отцу, который всегда простит дитя за любой проступок. Люди далеко не всегда способны прощать. Но Бог — прощает абсолютно все. Главное, сделать шаг навстречу Ему.
Бескрайняя любовь Божия к людям являет себя в величайшем терпении, в величайшем прощении и в величайшей радости. Такая любовь на земле может быть уподоблена только любви материнской. Кто имеет большее терпение по отношению к какому бы то ни было живому творению на земле, чем мать ко своему чаду? Чье прощение превосходит материнское? Чьи очи так плачут от радости над исправившимся грешником, как очи матери над исправившимся чадом своим? Материнскую любовь на земле, с тех пор как существует земля, превзошел лишь Господь наш Иисус Христос Своею любовью к роду человеческому. Его терпение простерлось до страшных мук на Кресте; Его прощение изливалось из сердца и уст Его даже и с самого Креста; Его радость о покаявшихся была единственною радостью, озарявшею Его мученическую душу в течение всей жизни на земле. Только любовь Божественная превосходит любовь материнскую. Только Бог любит нас более, нежели мать; только Он проявляет по отношению к нам больше терпения, нежели мать; только Он прощает нам больше, нежели мать; и только Он радуется нашему исправлению более, нежели мать.
У кого нет терпения к нам, когда мы грешим, тот не любит нас. Не любит нас и тот, кто не прощает нас, когда мы каемся во грехах. А менее всего любит нас тот, кто не радуется нашему исправлению.
Терпение, прощение и радость суть три главные особенности Божественной любви. Сии суть особенности и всякой истинной любви — если вообще существует какая-либо иная любовь, кроме Божественной! Любовь без этих трех особенностей — не любовь. И если ты что-либо иное назовешь любовью, это то же самое, что козу или свинью назвать овцою.
В притче о блудном сыне Господь наш Иисус Христос представил пред нас икону истинной, Божественной любви, столь ясно написанную, что она трепещет пред нами живо, как этот мир, когда его после ночной тьмы осияет солнце. Две тысячи лет не бледнеют краски на иконе сей, и никогда не побледнеют, пока существуют люди на земле и любовь Божия к людям. Напротив, чем люди грешнее, тем живее, яснее, новее выглядит икона сия.
У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. Что может быть проще этого драматичного начала притчи? А какие судьбы скрываются под сею простотою! Под именем человека скрывается Бог, а под именем двух сынов — человек праведный и человек грешный, или все праведники и все грешники. Человек праведный старше человека грешного; ибо Бог в начале сотворил человека праведного, который затем сам сделал себя человеком грешным. Грешник требует раздела, раздела и с Богом, и с братом-праведником.
Также под двумя сынами подразумевается двойственность природы в одном и том же человеке: одна природа жаждет Бога, а другая влечет ко греху. Одна природа подвигает человека жить по закону Божию, по закону ума, как говорит апостол, а другая — по закону плоти (Рим. 7: 22-23). Духовный человек и плотской человек — сии суть два человека в одном и том же человеке. Духовный человек не может представить своей жизни отдельно от Бога, в то время как плотской человек полагает, что его жизнь только начинается разделением с Богом. Духовный человек — старший, плотской — младший. И по самому происхождению духовный человек старше, ибо рассказывается, как сперва Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему (Быт.1: 26), образ же Божий — духовной природы, а не плотской; и затем создал человеческую плоть из праха земного (Быт.2:7), в который вдунул предварительно сотворенный образ Свой, то есть духовного человека. Конечно, плоть человеческая, какою ее создал Бог, ни в чем не была грешною, хотя и была сотворена из праха земного. Но ею человек был приведен ко греху. И Ева была младше Адама. Она, созданная из плоти Адама, чрез желание плоти своей нарушила заповедь Божию и впала в искушение, и падением своим отделилась от Бога, а умом своим пошла в дальнюю сторону — в царство диавола.
Дай мне следующую мне часть имения. Так говорит грешник Богу. А что из принадлежащего человеку не принадлежит Богу? Прах; и ничто, кроме праха. Правда, и прах сотворен Богом, но прах не принадлежит существу Божию. И посему человек только прах может назвать своим; все прочее — Божие, все прочее принадлежит Богу. Пока человек не отделился от Бога, все Божие — и его. Как и сказал Бог: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое. Как и человек в этом случае может сказать: Все, что имеет Отец, есть Мое (Ин.16:15). Однако, когда человек желает отделиться от Бога и требует свою часть неизмеримого имения Божия, Бог может дать Ему ничто — и пребудет праведен. Ибо человек без Бога — ничто, и все его имение — ничто. Дав же ему прах, то есть одно тело без духа, без души и без каких бы то ни было духовных даров, Бог все-таки дал более, нежели следует человеку; и дал ему это не по правде, а по милости. Но поскольку милость Божия несравнимо больше, чем милость матери к своему чаду, то Бог дает Своему грешному сыну и нечто большее, нежели прах. А именно, наряду с телом, Он оставляет ему в теле душу, как и у животных, и, сверх всего того, оставляет ему и немногое из духовных даров: немного разума, совести, стремления к добру, лишь одну искру, чтобы только не отпускать его совсем как животное, равное другим животным.
И отец разделил им имение. Старший сын остался с отцом, дабы и далее пользоваться всем отцовским имением, а младший по прошествии немногих, дней…, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Не скрывается ли за сими словами по прошествии немногих дней тайна кратковременного пребывания Адама в Раю? Совершив грех, Адам тем самым потребовал и добился раздела с Богом. Отделившись от Бога, он увидел наготу свою, то есть увидел: без Бога он — ничто. И Бог, по милости Своей, не отпустил его нагим, но сделал ему одежды — в соответствии с его умалившимся ростом; одел его в те одежды и отпустил (Быт.3: 21). Прах ты и в прах возвратишься, — говорит Бог Адаму. А это означает: «Твоим, в лучшем случае, является только прах, все прочее есть Мое. Ты требовал следующую тебе часть, Я тебе ее даю; но, чтобы ты мог жить и быть хотя бы тенью того, чем ты был доныне, Я даю тебе и более: даю тебе одну искру Своего Божественного достоинства».
Произошедшее с Адамом повторялось и повторяется с миллионами сынов Адамовых, которые грехом отделились от Бога и со своим имением пошли в дальнюю сторону. Бог никого не принуждает оставаться с Ним, ибо Бог сотворил человека свободным и, будучи верен Самому Себе, никогда не желает побеждать сей человеческой свободы.
А что делает безумный грешник, когда отделится от Бога? Младший сын пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Это сделал не только один грешник; это сделал не только младший сын отца сего; это делает всякий человек, когда отделится от Бога, всякий без исключения. И исчезоша в суете дние их (Пс.77:33).
Живя распутно. Что сие значит? Это значит — проводя дни во всяком грехе и беспутстве, в пьянстве, ссорах, гневе, расточительности, наипаче же в блуде, который более всего и быстрее всего губит жизненные силы и угашает Божественную искру. Когда человек не имеет любви, он предается страстям. Когда человек оставляет стезю Божию, он оказывается в сетях многих путей и бегает туда-сюда: то по одному пути, то по другому. Распутник держит секиру при корне своей жизни и каждый день надрубает секирою корень, пока дерево не начнет в муках засыхать.
Живя распутно, блудный сын расточил все имение свое, полученное от отца. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. В той дальней стране, удаленной от Бога, всегда голод, ибо земля не может насытить алчущего человека, лишь усиливая его голод своею пищей. Земля едва может утолить голод бессловесных животных, но никак не человека. В дальней стране всегда голод; однако для грешника, совершенно забывшего Бога и расточившего все жизненные силы, дарованные ему по милости Божией при разделе, настал великий голод, то есть такой голод, который земля, что бы она ни предлагала, не могла утолить ни на мгновение. Так происходит и ныне со всяким грешником, ненасытно и полностью предавшимся земле, плоти и плотским наслаждениям. Наступит момент, когда грешнику омерзеет и земля, и плоть, и все земные и плотские наслаждения. Все сие станет для него мерзостью и смрадом. Тогда он начинает жаловаться на весь мир и проклинать жизнь. С истощенными силами и телесными, и душевными, он чувствует себя полою и сухою тростью, чрез кою дует хладный ветер. Все для него мрачно, все для него отвратительно, все для него гнусно. Находясь в таком положении, он не знает, что делать с самим собою. Он перестал верить в эту жизнь, кольми паче в жизнь вечную. Жизнь вечную он забыл, а временную возненавидел; и Бога он забыл, а мир сей возненавидел. Что ему теперь делать? Куда идти? Вселенная ему тесна. И нигде нет дверей для выхода из нее. И могила означает не выход, но вход. Когда же его положение становится столь отчаянным, является ему диавол, который и до того постоянно был с ним и вел его от зла ко злу — но сокровенно и неявленно. А ныне он является грешнику, берет его к себе на служение и посылает его на поля свои пасти свиней. Ибо написано: и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней. Так бывает и со всяким непослушливым сыном, отделившимся и удалившимся от отца своего: уходит он от отца с гордыми и великими планами о своем счастье, а в конце концов становится слугою у худшего себя, свинопасом при чужих свиньях. Но под именем одного из жителей страны той, несомненно, подразумевается диавол. И хотя он здесь изображается в виде человека, как и отец назван человеком, тем не менее, этот образ совершенно противоположен образу человека-отца, от коего отделился безумный сын. Сие человек, однако человек не из Царства Небесного, но из некоего третьего царства — царства мрака и ужаса, смрада и пламени, царства бесовского. У первого человека — Отца — грешник носил имя сына, а у сего человека — диавола — он нарекается слугою. У человека Отца он блаженствовал во всяком изобилии, а у человека диавола он голодает, и притом настолько, что рад поесть тех рожков из-под земли, коими питаются свиньи; но и этого ему не удается. И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Под свиньями, в более глубоком смысле, подразумеваются бесы, жители царства диавольского. Ибо бесы суть носители всякой нечистоты, а свинья — явственный символ нечистоты. Когда Господь изгнал бесов из одержимого в Гадаре, Он послал их в свиней. Как свиньи роются в земле, так бесы роются в человеке, доколе не найдут в нем какой-либо душевной нечистоты себе в пищу. Под рожками поэтому следует понимать всякую нечистоту внутреннего человека: злые мысли, грязные желания, себялюбивые намерения, грехи, пороки, страсти — особенно страсти. Все, что душу человеческую истощает и иссушает, то бесов питает и утучняет. Все, что растет во мраке души человеческой, не освещенной прямым Божиим светом, подобно тому как растут рожки во мраке подземном, все сие является нечистою пищей бесов. Но и этой пищи бесы не давали наемнику диавола. Той самою пищей они кормили его, пока он всецело не попал под их власть; а теперь, когда он уже полностью был в их руках, они не имели более нужды чем-либо кормить его. Их пища есть яд, а он уже был весь насквозь отравлен. И се, его яд ныне служил им пищею. Они грызли душу его, ожидая лишь ее исхода от тела, дабы питаться еще большими ее муками во тьме внешней. Как говорит венценосный пророк: Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой, посадил мя есть в темных, яко мертвыя века (Пс.142:3). Се, блудный сын был яко мертвый и прежде телесной смерти!
Но в этот момент крайнего отчаяния, крайнего голода и крайнего ужаса вспыхнула в блудном сыне некая искра. Нечаянная и позабытая искра! Откуда же взялась она в холодных углях? Откуда в трупе искра жизни? А вот откуда: как мы сказали вначале, Отец при разделе с сыном дал ему более, нежели тому следовало. Дал Он ему, вместе с прахом, и искру совести и разума. Мудрый и милостивый Отец словно говорил Самому Себе, отделяя часть имения младшему сыну: «Добавлю Я ему еще и это, немного совести и разума; именно того, от чего он хочет отделиться. Пусть, они ему понадобятся. Он идет в холодную и голодную страну; и когда постигнет его величайшая скорбь, сия единственная искра может осветить ему путь назад ко Мне. Пусть, пусть он возьмет ее с собою; воистину, она ему пригодится. Искра сия спасет его».
И вот, эта искра вспыхнула в самой непроглядной тьме, в полночь, когда блудный сын уже сошел в третье царство и предался служению диавольскому. Как чудесный светильник, возгорелся в нем давно позабытый свет совести и разума. И при свете том он пришел в себя. И только при свете том узрел он, в какую пропасть пал, каким смрадом дышал и жил, к какому гнусному обществу присоединился. При свете сего таинственного светильника, который поддерживала в его душе милостивая Отчая рука, он пробудился от своего ужасного сна, и тогда начал сравнивать свою жизнь, бывшую у Отца, со своей теперешней жизнью.
Придя же в себя (Придя же в себя; из сего явственно следует, что, «доколе он творил зло, он был вне себя». Блж. Феофилакт. Воистину, блуждая чувствами вне себя, мы сами от себя удаляемся, выходим из себя и покидаем Царствие Божие, кое внутрь нас, внутрь вас есть — Лк.17:21), сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. Как только искра вспыхнула в душе блудного сына и как только он сравнил жизнь у Отца своего с жизнью на чужбине, он тут же пришел и к решению: встану, пойду к отцу моему. Встану, — говорит он, ибо видит свое страшное падение. Третьего пути нет: или вниз на самое дно пропасти диавольской, или вверх, к Отцу своему. А Отец богат-пребогат; у Него никогда не бывает голода; Его наемники избыточествуют хлебом, а я, будучи сыном, умираю от голода. Под хлебом подразумевается жизнь, под наемниками — сотворенные Богом существа, низшие человека, животные и прочие. Блудный сын пал ниже животных и пожелал иметь хотя бы столько жизни, сколько ее имеют животные. Животные суть несвободные существа, и ими Бог управляет исключительно Своею силой и по Своей воле. И им Бог дает столько жизни, сколько им необходимо, печется о них и удовлетворяет их потребности. А блудный сын расточил распутством даже те жизненные силы, кои Бог дает животным и коими животные не злоупотребляют.
Я согрешил против неба и пред тобою. Под небом здесь подразумеваются, во-первых, святые ангелы Божии вообще, наипаче же ангел-хранитель; а во-вторых, Божественные дары, которые Бог дает всякому человеку и которые представляют небо даже в грешниках и по внутреннему человеку …удовольствие в законе Божием (Рим.7: 22). А что здесь под небом имеются в виду ангелы Божии, видно из слов Самого Господа: Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк.15: 7-10). Если же бывает радость о кающихся, то бывает и скорбь о нераскаянных грешниках. Преисполненные любви и преданности Богу, святые ангелы смотрят на всякий грех пред их Творцом как на грех против них самих. Что под небом подразумеваются и присутствующие в человеке духовные дары, данные ему от Бога, явствует из приведенных слов апостола Павла, как и из следующих его слов: Не знаете ли, что тела ваши — суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (1Кор.6:19)? А еще яснее это видно из слов Спасителя: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк.17:21). И, таким образом, согрешающий пред Богом неизбежно согрешает и против ангелов Божиих, и против праведника, который есть в нем от Бога, а сие значит — против неба. Потому и говорит кающийся: я согрешил против неба и пред тобою.
И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Так безгранична и преумилительна любовь Божия! Каково доныне было Его терпение по отношению к грешнику, таковы же ныне Его прощение и Его радость. Как только грешник покается и вступит на стезю, ведущую к Богу, Бог уже спешит ему в сретение, принимает его, падает ему на шею, целует его. Велика радость матери, видящей исправление сына; велика радость пастыря, нашедшего пропавшую овцу; велика радость женщины, отыскавшей потерянную драхму; но все сие не может сравниться с радостью Божией, когда грешник покается и возвратится к Богу. Как только началось покаяние в сердце нашем, хотя мы еще далеко-далеко от Бога, Бог уже видит нас и быстрее солнечного света, устремляющегося в темную землю, идет нам в сретение. В сретение новому человеку, который чрез покаяние зачинается в нас! Ты разумел еси помышления моя издалеча, — восклицает пророк, обращаясь ко Всеведущему (Пс.138: 2). Спешит Отец Небесный нам на помощь, простирает руки Свои и поддерживает нас дабы мы не пали назад, снова в пропасть бесовскую на поле свиное, в страну голода. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам, — говорит апостол Иаков (Иак.4: 8). О, помощь скорейшая! О, руки благословеннейшие! Если мы еще не угасили в себе и последней искры совести и разума, то должны устыдиться пред таковою любовью Божией, должны как можно скорее покаяться и поспешить с опущенными долу очами и вознесенными горе сердцами в объятия своего оскорбленного Родителя.
Когда покаявшийся сын предстал пред отцом, он сказал ему то, что и задумал: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Но этим он даже еще не закончил всего, что желал сказать. Он еще хотел добавить: прими меня в число наемников твоих. Однако отец и не дал ему завершить. Отец не допустил, чтобы покаянник унижался, прося у отца сделать его своим наемником. Потому отец прервал его и начал обнимать его и целовать. Его, столь оборванного, и грязного, и иссохшего, и одичавшего, начал милостивый отец обнимать и целовать и крикнул рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Лучшая одежда представляет собою все богатство и красоту духовных даров Божиих. Сие есть одежда святости и чистоты, в какую был облечен Адам до грехопадения и ухода от Бога в дальнюю сторону. Сия одежда есть Сам Христос; потому она и называется лучшею. Нет на небесах одежды лучше сей. И апостол говорит: все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал.3: 27). Душа, обнаженная от всякого блага, полностью совлекается; ее старая, грязная и изорванная одежда отбрасывается, душа же облекается в одежду новую. Эта новая одежда души представляет собою нового человека, покаявшегося, возрожденного, прощенного и принятого Богом. Без новой одежды сей никто не может пребывать в Царствии Божием, что ясно видно из притчи Христовой о брачном пире царского сына (Мф.22: 1-14). Это облачение, по словам апостола, составляют милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… Более же всего… любовь, которая есть совокупность совершенства (Кол.3: 12-14; сравни: Еф.4: 24; Откр.7: 14; Зах.3: 3-4).
Перстень на руку означает венчание души со Христом. Покаявшийся разрывает все блудные связи с миром сим, прилепляется душою своею ко Христу и пребывает с Ним в нераздельном единстве. Это обручение происходит силою и благодатью Святаго Духа, за печатью Коего хранятся дары небесные.
Дайте… и обувь на ноги, — говорит отец рабам своим. Обувь означает силу воли, с которою человек пойдет по пути Божию, исполнившись решимости, не уклоняясь направо и налево, не озираясь назад.
Под откормленным и закланным теленком следует понимать Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который предал Себя на заклание ради очищения грешников от грехов. Под рабами подразумеваются или ангелы, или священники. Если под домом отчим имеется в виду только небо, тогда под рабами надо разуметь ангелов; если же считать, что дом отчий есть Церковь Божия на земле (а это столь же верно), то в таком случае под рабами должно понимать священников, призванных совершать Таинство Жертвы Христовой и им питать людей в жизнь вечную. Что здесь прежде всего имеется в виду Церковь, ясно из следующего: блудный сын еще не умер телесно, а пока человек не разлучится от своего тела, он принадлежит к Царствию Божию в виде Церкви Божией на земле. Но под рабами, наряду со священниками, подразумеваются и ангелы. Это явствует, во-первых, из того, что ангелы присутствуют в храме при совершении Святых Таинств, а во-вторых, из того, что чрез ангела-хранителя Бог направляет людей на стези спасения.
Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Тело его еще кое-как существовало, но душа была мертва. Одна оставшаяся в нем искра Божественного дара загорелась и оживила всю его душу. Он был осужден с той самой минуты, как потребовал раздела от Отца своего. И нашелся. Это значит: он нашел себя при свете Божией искры, ибо до того он сам себя потерял. Бог знал о нем и не терял его из вида до последнего мгновения, до мгновения покаяния.
И начали веселиться. Услышав обо всем происшедшем, старший сын осердился и сказал отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Так праведный сын сказал отцу. Так сердито говорят Церкви многие праведники, когда Церковь с радостью и умилением принимает покаявшихся грешников и допускает их ко святому Таинству Причастия. Так могут сказать Богу и ветхозаветные праведники, видя, как Бог принес Сына Своего Единородного в жертву младшему и более грешному поколению человечества. «Ты никогда не дал нам и козленка!» То есть: в сравнении с огромною жертвой, которую Ты приносишь для этих наших грешных и блудных потомков, для нас Ты не пожертвовал даже самым малым и незначительным. А поскольку коза вообще означает грех, то те же самые праведники могут сказать: «Нам Ты запрещал совершать и самый малый грех — малый и незначительный, как козленок; в то время как ныне Ты награждаешь грешное поколение сие величайшим благом, какое имеешь, — жертвою Сына Своего!» А если мы пойдем еще дальше, то увидим, что эта с виду простая притча обымает сущность всей истории рода человеческого, от падшего Адама до величайшего Праведника, Господа нашего Иисуса Христа, Который в отношении к человечеству, Адаму и его потомкам, есть как бы Старший Сын Отца Небесного — хотя Единый Рожденный, а не усыновленный. Если бы Сам Господь Иисус Христос говорил, как обычный смертный человек, Он мог бы сказать Отцу Своему: «Адам согрешил и отпал от Тебя; и он, и все его потомки похулили имя Твое, а ныне Ты ему и его потомкам приуготовляешь такую славу и радость, какую и Я, и все небеса мало когда знали». Конечно, Господь наш Иисус Христос никогда бы и не мог осердиться на Отца Своего Небесного и никогда бы так не сказал Отцу Своему, исключая тот случай, если бы Он намеренно, переносясь в наши сердца, изрек сие как укор и поучение для нас, дабы мы не гордились своею праведностью и в гордости этой не презирали покаявшихся грешников. Как если бы Он хотел сказать нам: «Если Я, Превечный Праведник, от вечности нераздельно сущий со Отцем, не протестую против принятия покаявшегося Адама обратно в Царствие Небесное, как можете вы, праведные со вчерашнего дня, а грешные еще с первого греха Адамова, протестовать против любви Божией к покаявшимся грешникам?»
Сын мой! — сказал ему отец, — ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Так Бог умиряет праведника, напоминая ему о безмерных благах, коими тот вместе с Ним обладает и располагает. «Все Мое твое. С возвращением твоего покаявшегося брата твои блага не умаляются, а твоя радость должна возрасти. А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Так завершается эта притча, сама по себе являющаяся целым Евангелием тайн и поучений. Тот, кто будет молитвенно углубляться в притчу сию еще более, откроет в ней еще больше тайн и поучений. Слава Господу нашему Иисусу Христу, давшему нам притчу сию, словно полную сокровищницу премудрости, из коей поколение за поколением черпает для себя Богопознание и самопознание, научаясь любви чрез терпение Божие, прощению чрез человеколюбие Божие и радости чрез радость Бога, приемлющего покаявшихся грешников. Слава и Его безначальному Отцу и Животворящему Духу — Троице Единосущной и Нераздельной, ныне и присно, во все времена и во веки веков. Аминь.
Блудный сын. Алина Митрофанова
В единственный дом я предвечной порой
Вернусь заблудившимся сыном,
И пусть говорят мне, что я не герой,
И пусть говорят – не мужчина!
И пусть говорят, я растратил на блажь
Свое небольшое наследство.
А годы скитаний не впишутся в стаж.
«Так бедствуй! Так бедствуй! Так бедствуй!» —
Везде поджидает меня шепоток.
О, правильно-серые твари!
Просчитан у вас каждый взгляд и кусок,
Костюм аккуратно отпарен.
Но стойте, молчите, предвидя конец —
Лишь стойте, смотрите, молчите.
Навстречу мне вышел заблудший отец,
Заблудшего сына учитель.
И пав на колени, раскаюсь пред ним,
Таким же бездарно пропащим.
И если вокруг головы его нимб
Увидите – нимб настоящий!
А скоро появится правильный брат,
Блудивший, но правильным блудом.
Он кинет ваш чинный смешной маскарад,
Как кинул монеты Иуда.
Притча о блудном сыне. Владимир Сапронов
Два брата вместе жили с детства;
Но младший, бесами влеком,
Взяв у отца своё наследство,
Покинул с лёгким сердцем дом.
Живя распутно, в распрях с верой,
Добро он вскоре промотал,
И на чужбине полной мерой
Нужду и лихо испытал…
И с покаянною мольбою
Пришёл на родину свою:
«Отец! Пред Небом и тобою
Великий грех свой сознаю.
Возьми,– молю, как господина,
Слугой меня, коль место есть».
Но обнял тот, целуя, сына
И пир в его устроил честь!
И старший брат сказал в обиде:
«Всю жизнь тружусь я за двоих,
Но от тебя, отец, не видел
Ни разу почестей таких».
«О, сын! Завидовать негоже,
Здесь всё твоё — рассудком взвесь;
А брат был мёртв — и вот он ожил!
Он пропадал — и вот он здесь!»
—
Вот так и наш Отец Предвечный,
Как будто блудных сыновей,
Всех, кто раскаялся сердечно,
Встречает милостью Своей.
Блудный сын. Маргарита Володина
по мотивам древних легенд из книги «Вавилонская башня» — под общей редакцией Корнея Чуковского
Один человек очень праведно жил.
Богатство своё он трудом заслужил.
Взрастил сыновей: старший рьяно трудился,
А младший нигде ничему не учился.
Однажды к отцу младший сын обратился:
— Послушай, отец, мир познать я решился!
— Наследства отдай ты мне долю мою,
— Уж тяжко сидеть мне в родимом краю.
— Ты молод, сын мой, и не знаешь людей,
— Труду не обучен, мне жаль твоих дней.
Но сын был настойчив, отца упросил,
И долю наследства свою получил.
Не думая долго, собрался в три дня:
Купил себе шапку, седло и коня.
Остаток наследства завязан в платок
И младший сынок покидает восток.
Неведомо нам, где наш всадник скакал,
Но город большой, наконец, увидал.
Узнав у прохожего, где же ночлег,
Сглупа похвалился богатством при всех…
Собрался народ — богача повидать;
Обманом заставили деньги швырять.
Он всех простодушно поил и кормил,
А вечером — карты… деньгами сорил.
Закончились деньги, исчезли друзья!
Питаться и спать в этом доме нельзя.
Хозяин без денег поесть не даёт;
Наш путник товар весь с себя продаёт…
Он продал рубашку, что шёлком цвела,
И шапку, что вся в самоцветах была.
Седло и уздечку — набор серебра,
Черёд подошёл и продал он…коня!
Оставшись без денег, оборван и бос,
Пошёл по дворам он, в час утренних рос;
Хотелось в работники очень ему,
Но он не обучен, увы, ничему!
Его нанимали и шить, и варить,
И в плотники звали — работ не избыть —
Но неуч не нужен тут был никому,
Одна,лишь, работа попалась ему…
Прокрустово ложе у бедных людей;
Остатки он ест отрубей у свиней.
Отчаявшись смерти своей дожидаться,
Решил, напоследок, с отцом повидаться.
Тернист и тяжёл был для юноши путь:
Тому, кто скакал,ничего не вернуть.
Тому, кто бездумно деньгами швырял,
Копейку, бывало, бедняк подавал…
Отец дал приказ и накрыты столы.
Отмытого сына к столам привели.
Все лучшие яства стоят на столе
И сын им внимает, не веря, вполне.
Тут старший сынок возвращался домой,
Дивился: Да что же за пир здесь такой?
Ему отвечали, — Да брат твой пришёл,
Ведь долюшки лучшей он так не нашёл.
Обиделся старший, — Всю жизнь я пашу:
Копаю, сажаю, отцу подношу.
А младший наследство своё промотал,
Любезность отец лишь ему оказал!
Отец на пороге: Сын! Радость у нас!
Драгая пропажа нежданно нашлась!
Мой сын и твой брат снова в нашем дому,
Пойдём и поклонимся вместе ему!!!
На блудного взглЯнул обиженный брат —
Он бледный и худенький — сам виноват!!!
Обнявшись, все трое сидят за столом…
И счастье надолго вошло в этот дом!
«Возвращение блудного сына» — Рембрандт Харменс ван Рейн — знаменитая картина художника, на сюжет новозаветной притчи, экспонирующаяся в Эрмитаже.(фрагмент картины)
Блудный сын. Ольга Чехович
Где гордость твоя, непокорный
И неблагодарный мой сын?
К отцу ты вернешься не скоро,
В лохмотьях, босой и без сил,
Унижен, позором отмечен,
Твой путь был безмерно жесток,
Как прежде, уже не беспечен,
Тяжел каждый выдох и вздох.
Чужбина так сладко манила,
И слышался голос чужой,
Какая — то тайная сила
Так страстно звала за собой…
Узнал, что такое свобода,
Испил чашу скорби до дна,
Промотаны лучшие годы
В похмелье от тяжкого сна.
Бредешь, словно зверь одичалый,
От правды стыдливо таясь.
А помнишь, как в детстве, мечтая,
Ты рос, беззаботно резвясь?
Там тихо и радостно было,
Ты бед и печали не знал,
И с нежной украдкой на сына
Отец, улыбаясь, взирал.
Часы и минуты незримы,
Ничто не замедлит их шаг,
Но бедного блудного сына
Отец не забудет никак.
Я жду, мой родной и любимый,
И Бога молю лишь о том,
Чтоб целым ты и невредимым
Скорее вернулся в свой дом.
Падешь на колени смиренно
И голову склонишь в слезах,
Всю боль, всю любовь и прощенье
Прочтешь ты в отцовских глазах!
Блудный сын и праведник. Ольга Чехович
Вернулся блудный сын, опали плечи,
Тоска в груди, и ноги чуть дрожат…
Спешит отец взволнованный навстречу,
Поет, ликует в радости душа!
Кошмарный сон был болью, был проказой…
Глядит на сына с нежностью старик,
Не упрекнул любимого ни разу,
Дождался все же — вот желанный миг!
А старший сын — он праведник как будто —
Не вышел к брату, лишь отвел глаза:
Чужими стали, детство помнит смутно,
Его не тронет грешника слеза.
Обида камнем тотчас затаилась:
Как смог отец так блудного принять?
С любовью! Сердце огорчилось…
Кого придется братом называть?
А ведь считал своим уже богатство,
Наследник он — бродяге места нет,
Какая ж тут любовь, какое братство,
Когда гордыней праведник задет?
Вернулся блудный сын к отцу родному,
Урок смиренья он усвоил сам, —
Себя причислил старший сын к святому,
Но неугодна гордость Небесам.
Не будем мы судить о блудном сыне
Как о пропащем — волен Бог поднять
И вывести любого из пустыни.
В себе гордыню лучше нам унять!
У одного человека было двое сыновей. Младший сказал отцу: «Отец, дай мне часть имения, которая приходится на мою долю». Отец разделил имение между сыновьями. Через некоторое время младший сын, все забрав, ушел в дальнюю сторону. Жил он там распутно и вскоре прожил всю свою долю. Когда он все прожил, настал в той стране великий голод, младший сын впал в нужду. Он пошел и уговорил одного человека принять его на службу; тот послал его пасти свиней. Этот сын рад был поесть хотя бы корма, который давали свиньям, но и этой еды ему не давали вдосталь. Когда он был богат, сколько у него было друзей, которых он кормил и поил, а когда промотал имение и стал нищим, ни один не пустил его к себе. Каких только кушаний не ел он, каких не пил вин, пока был богат, исполнял все свои прихоти. А теперь?! Ест из одного корыта с грязными свиньями. Вот до чего довело его мотовство. Наконец он опомнился и сказал себе: «Сколько работников у моего отца едят вволю хлеба, а я умираю с голоду! Пойду к отцу и скажу ему: «Батюшка! Согрешил я перед Богом и перед тобой, недостоин уже называться твоим сыном, возьми меня хотя бы в работники”».
После этого он встал и пошел к своему отцу. Он был еще далеко, когда уже увидел его отец, сжалился, побежал и бросился своему сыну на шею, целуя его. Сын же сказал: «Батюшка! Согрешил я перед Богом и перед тобой и уже недостоин называться твоим сыном!» Но отец приказал принести самую лучшую одежду, одеть сына, на палец надеть перстень, а на ноги сапоги. Он приказал привести откормленного теленка и заколоть его. «Станем есть и веселиться. Этот сын был для меня как покойник, а тут ожил, пропадал – и вдруг нашелся». И начали веселиться. А старший сын был в это время в поле. Когда, возвращаясь с работы, он подошел к дому, то услышал песни и музыку. Он спросил у слуги, что это значит. «Вернулся твой брат, и отец заколол откормленного теленка. Он рад, что встретил своего сына здоровым». Старший брат рассердился и не захотел идти домой. Тогда вышел отец и стал его приглашать, но он ответил: «Сколько лет я служу тебе и слушаюсь тебя, но ты никогда не дал мне даже козленка, чтобы я мог повеселиться с моими друзьями. А когда пришел твой младший сын, промотавший твое имение, ты заколол для него откормленного теленка». Отец сказал ему: «Сын мой, ты всегда со мной, и все мое – твое. А брат твой почти умер и вдруг ожил, совсем пропал – и нашелся. Как же этому не радоваться?!»