Приёмные семьи имеют право на целый ряд пособий и льгот; размер пособия при усыновлении ребёнка в 2020 году доходит до 28 тысяч рублей, максимальные выплаты положены усыновителям детей-инвалидов.
Приемная семья берет на воспитание детей-сирот по договору с органами опеки и попечительства. Сроки нахождения детей в семье, как все виды льгот, также определяются договором. Приемная семья может одновременно взять не более 8 детей, а органы опеки будут регулярно проверять условия проживания.
Выплаты приемной семье в 2020 году
Размеры единовременных и регулярных выплат приемной семье определяются нормативными актами субъектов РФ. В перечень гарантированных выплат входит:
- единовременное пособие при передаче ребенка в приемную семью;
- ежемесячная выплата на содержание детей, переданных в приемную семью;
- ежемесячная компенсация на возмещение расходов по коммунальным услугам, за пользование телефоном (только в отношении жилья, где проживает семья с детьми);
- ежемесячная выплата детям-сиротам (ее вид зависит от статуса ребенка);
- ежемесячное вознаграждение приемным родителям;
- материальная помощь приемной семье (регулярность выплаты определяется регионами).
Ежемесячное вознаграждение приемным родителям является аналогом заработной платы, поэтому многие регионы приравнивают размеры таких выплат к тарифным разрядам, ставкам и МРОТ. Уточнять размеры всех выплат нужно в отделе опеки по месту жительства. При заключении договора с приемной семьи в нем будут указаны все виды и размеры выплат.
Размер пособий зависит от региона. Для приемных семей в Москве выплачивается по 16 500 рублей на ребенка в возрасте до 12 лет, и 22 000 рублей — в возрасте от 12 до 18 лет. Если в семье трое и более детей, то выплаты составляют 19 800 рублей на ребенка в возрасте до 12 лет и 25 300 рублей — от 12 до 18 лет. На каждого ребенка-инвалида вне зависимости от возраста выплата составляет 27 500 рублей.
Материальная помощь в Москве составляет 16 700 рублей за каждого приемного ребенка и 28 390 рублей — за ребенка-инвалида.
Льготы приемным семьям в 2020 году
Льготы приемным семьям предоставляются за счет региональных бюджетов. Однако нормативы предоставления основных льгот утверждены на федеральном уровне Постановлением № 1117. В перечень основных льгот входит:
- бесплатный проезд на городском пассажирском транспорте (для всех членов семьи);
- детям-сиротам ежегодно положена путёвка для отдыха в преимущественном порядке;
- преимущественное право для приобретения путевок для совместного отдыха детей и приемных родителей;
- приемным родителям, взявшим на воспитание не менее трех детей и не имеющим необходимого жилого помещения, на период действия договора предоставляется жилье с учетом количества приемных и родных детей;
- в первоочередном порядке предоставляется земельный участок для садоводства и огородничества, ведения личного подсобного хозяйства (с освобождением от уплаты аренды или земельного налога);
- предоставление беспроцентных ссуд для приобретения или строительства жилья, возведения дачного дома на выделенном участке (размеры субсидий утверждают регионы);
- право на первоочередное выделение долгосрочных кредитов для развития крестьянских (фермерских) хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с сельхозпроизводством.
- По федеральным нормативам приемные дети обеспечиваются бесплатной одеждой, игрушками, книгами. Договором может предусматриваться выплата компенсации взамен натуральной помощи. Точные виды льгот могут отличаться для разных регионов.
Напомним, с 1 июля в России начали второй раз перечислять родителям выплату 10 тысяч на детей.
Льготы приемных семей могут приравнять к льготам многодетных семей. Об этом заявил Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов во время рабочего визита в один из регионов страны.
Как сообщает пресс-служба уполномоченного, вопрос об уравнивании приемных семей по льготам к многодетным семьям уже поставлен перед Президентом РФ Владимиром Путиным. По его мнению, российские семьи, усыновившие детей, заслуживают не меньших социальных льгот, чем многодетные семьи.
Необходимость предлагаемой меры Павел Астахов связывает с тем, что в настоящее время в ряде регионов России прокуратурой оспаривается право получения определенных привилегий от государства семьями, которые, воспитывая нескольких родных детей, взяли приемного ребенка, тем самым изменив свой социальный статус с «многодетной» на «приемную» семью.
В связи с этим уполномоченный считает целесообразным исправить сложившуюся ситуацию на федеральном уровне.
Ранее глава государства в ходе «прямой линии» также заявлял, что приемные семьи в России будут получать такие же льготы, как и многодетные. Приравнять приемные семьи к многодетным он считает абсолютно справедливым.
Напомним, что в настоящее время приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (ст. 152 Семейного кодекса РФ).
Определение категорий семей, относящихся к многодетным и нуждающихся в дополнительной социальной поддержке, относится к компетенции правительств республик в составе РФ, органов исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов федерального значения. Решение об отнесении семьи к многодетной принимается с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона.
Для многодетных семей предусмотрен широкий перечень мер государственной поддержки, в числе которых:
- скидка в размере не ниже 30% установленной платы за пользование коммунальными услугами;
- бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет;
- бесплатный проезд на внутригородском транспорте, в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
- первоочередной прием детей в дошкольные учреждения;
- бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
- бесплатное обеспечение школьной и спортивной формой;
- предоставление льготы по взиманию земельного налога и арендной платы;
- обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;
- содействие предоставлению льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья и другие меры (п. 1 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»).
Предлагается увеличить на 6% ежемесячные денежные выплаты на содержание детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в семьях опекунов. Настолько же вырастут выплаты на проезд и культурно- массовые мероприятия, и выплаты на личные нужды для этой категории.
Такие изменения вносятся в закон «О социальной поддержке обучающихся, студентов и аспирантов образовательных учреждений и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Липецкой области».
Сегодня в среднем на одного ребенка опекунам выплачивается около 5223 рублей в месяц. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также предусмотрен ряд пособий при окончании школы, при окончании учреждений профессионального образования, на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Все эти выплаты также предлагается увеличить на 6 процентов. На эти цели в 2012 году необходимо выделить 167 млн. рублей.
Аналогичные поправки вносятся также в закон «О материальном обеспечении приемной семьи в Липецкой области». Предлагается увеличить на 6% выплаты на содержание ребенка в приемной семье. Сейчас выплачивается в среднем около 6500 рублей. На 6% будут увеличены также выплаты на приобретение предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игрушек, книг, выплаты на проезд и культурно-массовые мероприятия, на личные нужды. Помимо этого приемные родители получают ежемесячное денежные вознаграждения за свой труд. Его размер составляет от 3870 рублей до 17 960 рублей в зависимости от количества детей в приемной семье. Данное вознаграждение предлагается увеличить на 13%. А ежемесячные выплаты на оплату коммунальных услуг (отопление и освещение) для приемных семей вырастут на 20%. В 2012 году на поддержку приемных семей будет направлено более 102 млн. рублей.
Комиссия облсовета одобрила указанные законопроекты и рекомендует рассмотреть их на профильном комитете.
Временная передача детей в семьи
Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе осуществлять временную передачу детей в семьи граждан (на период каникул, выходных или нерабочих праздничных дней и в иных случаях).
Временная передача детей в семьи граждан не является формой устройства ребенка в семью и осуществляется в интересах детей в целях обеспечения их воспитания и гармоничного развития.
Срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 3 месяцев.
При наличии документально подтвержденных исключительных обстоятельств (выезд на отдых в пределах территории Российской Федерации, каникулы, прохождение курса лечения и иные случаи) срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина может быть увеличен с письменного согласия органа опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если такое увеличение срока не нарушает прав и законных интересов ребенка (детей). При этом непрерывный срок временного пребывания ребенка (детей) в семье гражданина не может превышать 6 месяцев.
Возраст, с которого возможна временная передача ребенка в семьи граждан, определяется организацией для детей-сирот, исходя из интересов и потребностей конкретного ребенка.
При подборе семьи гражданина для конкретного ребенка, определении длительности периодов и сроков его пребывания в семье учитывается пожелание ребенка.
Учет пожелания ребенка, достигшего 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.
Дети, являющиеся братьями и сестрами, находящиеся в одной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, временно передаются в семью гражданина вместе, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или по желанию самих детей это невозможно.
Временная передача детей осуществляется в семьи совершеннолетних граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления
лиц, имеющих инфекционные заболевания в открытой форме или психические заболевания, больных наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом;
лиц, не имеющих постоянного места жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин, желающий получить заключение органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка (детей) в свою семью, представляет в орган опеки и попечительства по месту своего жительства или пребывания соответствующее заявление и следующие документы:
а) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
б) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие у гражданина судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан;
в) утратил силу;
г) справка лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у гражданина заболеваний, либо медицинское заключение по форме 164/у-96 (медицинское заключение по результатам освидетельствования гражданина, желающего усыновить, принять под опеку (попечительство) ребенка или стать приемным родителем), выданное лечебно-профилактическим учреждением.
В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом «в», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.
Документ, указанный в подпункте «б», принимается органом опеки и попечительства в течение 1 года с даты выдачи, документ, указанный в подпункте «г», — в течение 6 месяцев с даты выдачи.
Кроме указанных документов гражданин вправе представить иные документы, свидетельствующие о наличии у него необходимых знаний и навыков в воспитании детей, в том числе документы об образовании, о профессиональной деятельности, прохождении программ подготовки кандидатов в опекуны или попечители.
В случае личного обращения в орган опеки и попечительства гражданин при подаче заявления должен предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность. В случае если гражданином не был представлен самостоятельно документ, предусмотренный подпунктом «б», указанный документ запрашивается органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этого документа гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.
Орган опеки и попечительства в течение 5 рабочих дней со дня получения документов:
проводит проверку представленных документов и устанавливает отсутствие обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (попечителем);
проводит обследование условий жизни гражданина и его семьи в целях оценки жилищно-бытовых условий гражданина, отношений, сложившихся между членами семьи гражданина, и оформляет акт обследования условий жизни гражданина. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент оформления заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина является основанием для отказа в выдаче заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина;
оформляет заключение о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина, которое действительно в течение 2 лет со дня его подписания, или письменный отказ в его выдаче с указанием причин отказа.
В случае если при проведении обследования условий жизни гражданина выявлены обстоятельства, которые создают или могут создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию либо нарушают или могут нарушать его права и охраняемые законом интересы, орган опеки и попечительства вправе дополнительно в письменной форме запросить у гражданина:
а) копии документов, подтверждающих право пользования или право собственности гражданина на жилое помещение, в котором будет временно находиться ребенок;
б) справку лечебно-профилактического учреждения об отсутствии у совместно проживающих с гражданином членов его семьи инфекционных заболеваний в открытой форме, психических расстройств и расстройств поведения до прекращения диспансерного наблюдения. Вместо справки члены семьи гражданина могут представить медицинское заключение по форме 164/у-96, выданное лечебно-профилактическим учреждением. Указанные документы принимаются органом опеки и попечительства в течение 6 месяцев с даты их выдачи;
в) выписку из домовой (поквартирной) книги или иной документ, содержащий сведения о проживающих совместно с гражданином совершеннолетних и несовершеннолетних членах его семьи.
В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктом «в», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия.
В случае если жилое помещение по месту жительства гражданина не является благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта либо пребывание ребенка в указанном жилом помещении создает угрозу его здоровью, физическому и нравственному развитию, орган опеки и попечительства по месту жительства гражданина вправе оформить заключение о возможности временной передачи ребенка гражданину без пребывания в указанном жилом помещении.
При этом гражданин может:
брать ребенка в дневные часы в соответствии с распорядком дня организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
выехать с ребенком на отдых (оздоровление) с размещением на территории объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения с предъявлением туристической путевки в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
пребывать с ребенком в жилом помещении, не являющемся местом жительства гражданина.
Акт обследования условий жизни гражданина и письменный отказ в выдаче заключения органа опеки и попечительства о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина могут быть обжалованы в судебном порядке.
Вместе с заключением о возможности временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина (об отказе в выдаче заключения) заявителю возвращаются документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.
Гражданин, желающий временно принять ребенка в свою семью, представляет в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следующие документы:
заявление о временной передаче ребенка (детей) в свою семью (в свободной форме);
копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (с предъявлением оригинала);
заключение органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина о возможности временной передачи ребенка в семью гражданина или имеющееся у гражданина заключение о возможности гражданина быть усыновителем, опекуном или попечителем, выданное этим органом в установленном порядке;
согласие совместно проживающих с гражданином совершеннолетних, а также несовершеннолетних, достигших 10-летнего возраста членов его семьи на временную передачу ребенка (детей) в семью гражданина, выраженное в письменной форме.
Решение о временной передаче ребенка (детей) в семью гражданина или об отказе в такой передаче принимается руководителем организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 7 дней со дня представления гражданином документов
Передача ребенка в семью гражданина не допускается, если:
это противоречит желанию ребенка, либо может создать угрозу жизни и здоровью ребенка, его физическому и нравственному развитию, либо нарушает его права и охраняемые законом интересы;
выявлены факты совместного проживания с гражданином, в семью которого временно передается ребенок, родителей этого ребенка, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах (кроме случаев, когда родителям, родительские права которых ограничены судом, разрешены контакты с ребенком (детьми) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации).
Организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе оказывать детям и гражданам, в семьи которых они временно передаются, услуги по социальному, медицинскому, психологическому и (или) педагогическому сопровождению.
Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, не вправе:
осуществлять вывоз ребенка за пределы территории Российской Федерации;
оставлять ребенка под надзором третьих лиц (физических и (или) юридических лиц), кроме случаев помещения ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.
Гражданин, в семью которого временно передан ребенок, обязан:
нести ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период его временного пребывания в семье;
получить письменное согласие организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае перемены места нахождения ребенка;
предоставить ребенку возможность связываться с руководителем или сотрудниками организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и (или) органом опеки и попечительства по месту нахождения организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту временного пребывания в семье гражданина;
по окончании установленного срока временной передачи в семью незамедлительно возвратить ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
в течение 1 дня информировать организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возникновении ситуации, угрожающей жизни и (или) здоровью ребенка, а также о заболевании ребенка, получении им травмы, о помещении ребенка в медицинскую организацию для оказания срочной медицинской помощи или в соответствующие подразделения органов внутренних дел.