ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ Важнейшие православные церковные праздники (см. церковь, Православие).
Двунадесятые праздники отмечаются в честь важнейших событий земной жизни Иисуса Христа и его матери — Богородицы. Этих особых праздников — двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми (от древнерусского два на десяте — двенадцать).
Двунадесятые праздники организуют православный календарь. Они делятся на непереходящие, фиксированные по датам календаря, и переходящие, отсчитывающиеся от дня Пасхи, дата которой меняется и рассчитывается по специальным таблицам — пасхалиям. Пасха считается у православных праздником праздников и не входит в число двунадесятых праздников. Русской Православной Церковью двунадесятые праздники отмечаются по старому стилю, поэтому в современных календарях указаны две даты — по новому стилю и старому стилю.
В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.
К Господским праздникам относятся: Рождество Христово — отмечается 7 января (25 декабря) в память о рождении Иисуса Христа. Крещение Господне — отмечается 19 января (6 января) в память о крещении Иисуса в реке Иордан. Сретение Господне — отмечается 15 февраля (2 февраля). Слово сретение в церковнославянском языке означает «встреча». Согласно Евангелию, на 40-й день после рождения, в соответствии с законом, младенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм. Туда же пришел и праведник Симеон, которому было предсказано, что он не сможет умереть, пока не увидит нового Бога — Христа. Симеон увидел Иисуса и поблагодарил Бога за то, что теперь он может спокойно уйти из жизни.
Как «встреча», Сретение в народной традиции связывается со сменой времен года. По народным поверьям, в этот день зима с весной встречаются, а если на Сретение оттепель, то весна будет ранней и теплой. Вход Господень в Иерусалим — отмечается за неделю до Пасхи в память о дне, когда Иисус приехал в Иерусалим, а народ приветствовал его пальмовыми листьями. В России в этот день вместо пальмовых ветвей верующие украшают храмы ветками вербы — первого распускающегося весной кустарника. Освященные букетики вербы ставят и дома. Праздник имеет бытовое название — Вербное Воскресенье. Вознесение Господне — отмечается на 40-й день после Пасхи в честь дня, когда Иисус Христос завершил свою земную жизнь и поднялся в Небо, или вознесся. Троица (День Святой Троицы) — один из главных христианских праздников. В христианском учении Святая Троица — это Бог, единый в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Праздник установлен, по преданию, в честь сошествия Святого Духа на апостолов на 50-й день после Пасхи. Отсюда другое название праздника — пятидесятница. Это событие трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. На Троицу храмы и дома украшают берёзовыми ветками (см. берёза). В субботу накануне Троицы (Троицкая суббота) ходят на кладбища и поминают (см. поминки) умерших.
Триединство Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого отражено на знаменитой иконе Андрея Рублёва, созданной им для Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Сергия Радонежского. Этот образ Троицы русская церковь считает лучшим и каноническим. «Троица» Рублева хранится в Третьяковской галерее. Репродукции иконы часто помещаются не только в церковной литературе, но и в светских книгах о русской культуре, одним из символов которой «Троица» считается и в наше время. Преображение Господне — отмечается 19 августа (6 августа) в память о дне, когда Христос во время молитвы преобразился перед учениками, явив свою божественную сущность: его лицо начало излучать сияние, одежда стала белой. В это время с неба раздался голос Бога Отца, который произнес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, Его слушайте». Преображение не только церковный праздник, это один из любимых русских народных праздников. Его называют Яблочным Спасом. Считается, что только к этому дню созревают яблоки (см. яблоко). В этот день в церкви освящают плоды, чаще всего — яблоки. Воздвижение Креста Господня (Воздвижение честного и животворящего креста Господня) — отмечается 27 сентября (14 сентября) как праздник в честь нахождения места казни Иисуса, Гроба Господня и креста, на котором был распят Иисус Христос. Единственный из двунадесятых праздников, не связанный непосредственно с земной жизнью Христа.
К Богородичным праздникам относятся: Рождество Пресвятой Богородицы — отмечается 21 сентября (8 сентября) в память рождения Девы Марии — Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы — отмечается 4 декабря (21 ноября) в память о дне, когда трехлетнюю Деву Марию родители впервые привели в храм на служение Богу. Благовещение Пресвятой Богородицы — отмечается 7 апреля (25 марта) в память о дне, когда, по преданию, Дева Мария получила благую (хорошую, счастливую) весть от Архангела Гавриила о том, что она станет матерью Богочеловека. Исстари на Руси существовала традиция в этот день отпускать на волю птиц. Успение Пресвятой Богородицы — отмечается 28 августа (15 августа) как день ухода из жизни Девы Марии. Праздник называется Успением («засыпанием»), потому что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула. Пост, проходящий с 14 по 27 августа, называется Успенским.
На двунадесятые праздники проходят особенно торжественные богослужения. В эти дни церкви и храмы посещают много верующих.
Именами двунадесятых праздников часто называются храмы (см. церковь, собор), центральное место в которых занимают иконы, посвященные соответствующему празднику: например, в Благовещенском соборе Московского Кремля храмовой иконой является икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» (ХVII в.), в Троицком соборе Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — «Троица» (ХIV в.) Андрея Рублева. Темы двунадесятых праздников отражаются и в росписи соборов. Иконы с изображением двунадесятых праздников обычно составляют праздничный чин русского иконостаса.
Темы и сюжеты двунадесятых праздников занимают значительное место в русской классической живописи. Широко известны: картина А.А. Иванова «Явление Христа народу» (1855 г.), росписи киевского Владимирского собора (1885–1893 гг.) В.М. Васнецова, мозаики и иконы церкви Спаса на Крови в Петербурге (1894–1897 гг.) М.В. Нестерова. О месте двунадесятых праздников в жизни русских, о праздничных традициях рассказывается в знаменитой книге И.С. Шмелёва «Лето Господне» (где слово лето означает ‘год’).
Верба — символ Вербного воскресенья:
Вербное воскресенье на Красной площади в Москве. Вербный базар. Фотография начала XX в.:
Праздничный чин иконостаса:
- Проповеди на двунадесятые праздники митр. Николай (Ярушевич)
- Двунадесятые праздники и Пасха в годовом круге
- Календарь. Церковные праздники
***
Двунадеся́тые пра́здники – двенадцать важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» – «двенадцать».
Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря. Девять из 12-ти праздников называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели: Рождество Пресвятой Богородицы (21 сент.), Воздвижение Креста Господня (27 сент.), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 дек.), Рождество Христово (7 янв.), Богоявление, или Крещение Господне (19 янв.), Сретение Господне (15 фев.), Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апр.), Преображение Господне (19 авг.) и Успение Пресвятой Богородицы (28 авг.).
Три других праздника именуются «подвижными» («переходящими»): Вход Господень в Иерусалим (совершается в воскр., предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (40-й день от Пасхи, всегда в чт.) и День Святой Троицы (50-й день от Пасхи, всегда в воскр.).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня и праздник Благовещения имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный статус. Богослужебные тексты неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее; подвижных – в Триоди; а также в отдельных изданиях. Вечером накануне двунадесятых праздников всегда служится торжественное всенощное бдение.
Двунадесятые праздники – так называется цикл двенадцати важнейших годовых праздников русского православного литургического календаря.
Двенадцать (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать) важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.
В двунадесятых праздниках выделяются Господские праздники, связанные с земной жизнью Иисуса Христа, и Богородичные праздники, связанные с земной жизнью Богородицы.
По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории:
Неподвижные (непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:
Двунадесятые неподвижные праздники
- Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября
- †Воздвижение Креста Господня — 27 сентября
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 4 декабря
- †Рождество Христово — 7 января
- †Богоявление, или Крещение Господне — 19 января
- †Сретение Господне — 15 февраля
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля
- †Преображение Господне — 19 августа
- Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
Подвижные (переходящие) праздники. Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования Пасхи. Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.
Двунадесятые переходящие праздники:
- Вход Господень в Иерусалим (шестое воскресенье Великого Поста) (за неделю до Пасхи)
- Вознесение Господне (на 40-й день после Пасхи)
- День Святой Троицы. Пятидесятница (на 50-й день после Пасхи)
Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.
Число дней попразднства бывает неодинаковым – от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).
Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в Минеях месячных (* примечание — Минея (греч. «месячник») – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий неподвижного годового богослужебного круга. Различаются Минея Месячная, Минея Праздничная и Минея Общая). Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в Триодях – Постной и Цветной (*примечание — Триодь – (греч. трипесенный) – богослужебная книга, содержащая тексты изменяемых молитвословий подвижного годового богослужебного круга).
На праздничной всенощной всех двунадесятых праздников служится лития.
В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.
Великие недвунадесятые праздники:
- По плоти обрезание Господа нашего Иисуса Христа и память святителя Василия Великого — 14 января
- Рождество Иоанна Предтечи — 7 июля
- Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 12 июля
- Усекновение главы Иоанна Предтечи — 11 сентября
- Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
В день великого праздника совершается Всенощное бдение. В богослужебных книгах отмечаются знаком красного креста в круге. У каждого двунадесятого праздника и Пасхи существует предпразднство, попразднство и отдание.
У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.