Воздвижение Креста Господня Из открытых источников
Православная церковь 27 сентября отмечает Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.
Праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. Праздник называется Воздвижением Креста, потому что и при обретении, и при возвращении Креста предстоятель поднимал (воздвигал) крест три раза, чтобы все могли его видеть.
О событиях, смысле и традициях Крестовоздвижения читайте далее.
История праздника
В 326 году император Константин решил найти утраченную святыню — Крест Господень. Вместе со своей матерью, царицей Еленой, он отправился в поход на Святую Землю.
Раскопки было решено проводить рядом с Голгофой, в земле нашли три креста, гвозди и доску, которая была прибита надо головой распятого Спасителя. Как говорит Предание, к одному из крестов прикоснулся болящий человек и исцелился. Так император Константин и царица Елена узнали, какой из крестов — тот самый. Они поклонились святыне, а затем патриарх Иерусалимский Макарий стал показывать ее народу. Для этого он встал на возвышение и поднимал («воздвигал») Крест.
Воздвижение Креста Господня Из открытых источников
В VII веке к этому празднику добавился еще один — возвращение Древа Животворящего Креста Господня из персидского плена.
В 614 году персидский царь завоевал Иерусалим и разграбил его. Среди прочих сокровищ он забрал в Персию Древо Животворящего Креста Господня. Лишь в 628 году император Ираклий одержал победу над персами, заключил с ними мир и вернул Крест в Иерусалим.
Как складывалась дальнейшая судьба святыни, историки точно не знают. Кто-то говорит, что Крест находился в Иерусалиме до 1245 года. Кто-то, что его разделили на части и разнесли по всему миру. Сейчас часть Креста Господня покоится в ковчеге в алтаре греческого храма Воскресения в Иерусалиме.
Традиции праздника
На Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господнего совершают всенощное бдение и литургию. Но сейчас всю ночь редко где служат, поэтому центральным становится праздничное богослужение накануне праздника — бдение. На Крестовоздвижение благодарят Бога за спасение и просят о здоровье своем и своих близких.
Раньше считалось, что животворящий крест защищает все живущее от сглаза, темных сил и зла, поэтому в этот день также освящали в церкви самодельные крестики, которые клали в избы, в хлева, в амбары, в укромные места во дворе, а также воду.
Воздвижение Креста Господня Из открытых источников
Помимо этого, на Воздвижение верующие соблюдают строгий пост: нельзя есть мясные и молочные продукты, даже если праздник приходится на воскресенье.
В народе бытуют пословицы: «Кто на Воздвижение постится – тому семь грехов простится» или «Кто на Воздвижение не постится, на того семь грехов воздвигнется». В этот день на праздничный стол подают только постные блюда, которые хозяйки чаще всего готовят из капусты нового урожая.
На Воздвижение с полей забирали последний сноп, и это служило окончанием сбора урожая, последним, третьим праздником встречи осени и началом подготовки к зиме. Поскольку праздник совпадал со временем поворота на зиму, в этот день принято было также собирать различные лекарственные растения, которые считались обладающими особой целебной силой — васильки, гвоздику, базилик и прочие.
Что нельзя делать на Воздвижение?
В народе верили, что в этот день начинать и задумывать важные дела не следует. Также нельзя давать денег взаймы: это может помешать финансовому благополучию семьи.
Считается, что именно в этот день «змеи и гады уходят в землю». Кто пойдет в этот день в лес — тот пропадет. В этот день нельзя оставлять двери открытыми, чтобы «гады» не заползли в дом в поисках тепленького местечка для зимовки.
Кроме этого, в день Воздвижения Креста Господня нельзя есть молочные и мясные продукты, соблюдая строгий пост.
4 октября, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, в храме Рождества Христова в Черневе совершена Божественная Литургия, отслужил которую настоятель храма протоиерей Николай Улович.
В этот день Православная Церковь совершает отдание (то есть завершение) многодневного праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня и чтит память святителя Димитрия, митрополита Ростовского.
Для прихода храма Рождества Христова в Черневе это особый праздник: святитель Димитрий Ростовский значимый святой для нашей местности, где ранее располагалось село Чернево. Сохранились сведения, что по молитвам к Святителю село Чернево неоднократно было избавлено от чумы и других поветрий.
Его икона располагается в местном ряду иконостаса и он особо почитается в нашем храме. Об этом в своем обращении к прихожанам напомнил настоятель храма и поздравил всех «с днём памяти Димитрия Ростовского, покровителя нашей местности, нашего защитетеля, молитвенника и помощника».
Завершилась праздничная воскресная служба торжественным возвращением Креста с аналоя, где он находился всю неделю празднования для поклонения верующих, в алтарь при пении тропаря и кондака праздника Воздвижения.
«Мы должны помнить, что только Крест, только узкий путь для нас является спасительным, только через него совершается наше очищение, только Крестом мы соединяемся со Господом. И если мы хотим исцеления, то должны отсечь греховную сторону души, сделать «обрезание» своего сердца, чтобы действительно жить со Христом, во Христе и нести свой Крест, которым совершается наше спасение в Господе нашем Иисусе Христе! Ему же слава подобает всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь», — заключил отец настоятель.
Смысл этого, казалось бы, парадоксального явления объясним чуть позже. А пока скажем, что слово «воздвижение» указывает на торжественное поднятие Креста вверх — после того, как его обнаружили в земле. Праздник Воздвижения Креста Господня — один из двенадцати величайших праздников Православной Церкви. В основе его лежат события, произошедшие в IVв. по Рождеству Христову. И, как известно из жития святителя Иоанна Златоуста, тогда же, в IV в., событие Воздвижения Креста Господня начали отмечать как праздник. А само слово «Воздвижение» встречается у Александра Монаха (527-565 гг.), автора похвального слова Кресту.
Как же был обретен Крест, на котором распяли Христа? Первые христиане благоговейно относились к местам, связанным с земной жизнью и смертью Спасителя — об этом свидетельствовал святой Кирилл Иерусалимский. Но в 70 г. по РХ Иерусалим был разрушен римским императором Титом. Как сообщает историк IV в. Евсевий, язычники, населявшие Иерусалим в то время, делали все, чтобы осквернить и стереть с лица земли места, связанные с жизнью Иисуса. Так, нарочно был изменен вид Голгофы — горы, где был распят Спаситель. Евсевий пишет, что пещеру, в которой было погребено тело Христа, специально засыпали мусором, насыпь замостили камнем и на этом «фундаменте» воздвигли алтарь богине сладострастия Венере. Если учесть, что на месте полностью разрушенного Титом Иерусалима император Адриан (IIв. н.э.) отстраивал новый город, возводя повсюду языческие капища, станет ясно, почему обрести Святыню было непросто.
Обретение Честного и Животворящего Креста Господня произошло в 326 г., в период царствования первого христианского императора Константина Великого. Этому римскому властителю удалось не только одержать блистательные победы, объединив огромную Римскую империю в одно целое, но и прекратить гонения на христиан. Всем сердцем желая обрести святыню — Крест Господень, который однажды явился ему в видении, возвещая победу, император Константин направил в Иерусалим свою мать — царицу Елену. Долгие поиски равноапостольной царицы увенчались успехом: царице Елене указали на небольшой холм из земли, мусора и камней — именно здесь по повелению римского императора Адриана возвели капище в честь Венеры. Когда языческая кумирня была до конца разрушена, когда разбросали мусор и раскопали землю, участвующие в поисках увидели, что перед ними место Гроба Господня и Воскресения Христа. По преданию, царица Елена обнаружила и Лобное место — место, где был распят Иисус вместе с двумя разбойниками. Рядом с Лобным местом и нашли три креста, гвозди и дощечку с надписью на трех языках. Дощечка эта, как известно из Евангелия, была прикреплена к Кресту, на котором распяли Христа, и на ней рукою Пилата была сделана надпись: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как сообщает Евангелие от Иоанна, после распятия Христа «эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски».
Итак, место захоронения крестов, на которых были казнены Иисус и два разбойника, было найдено. Но как определить, какое из трех распятий, Крест Господень? И здесь было явлено чудо — исцеление больной и воскресение усопшего. Так благодатная сила Животворящего Креста была открыто явлена в нашем мире.
Но почему же христиане поклоняются Кресту — орудию пытки, орудию казни, орудию мучительной смерти своего Бога? Почему Крест — величайшая святыня христиан? Потому что именно на этом позорном и невыразимо жестоком орудии казни принял Крестные Страдания и Крестную Смерть Иисус. Добровольно и из любви к нам, людям, Сын Божий до конца разделяет с человеком не только человеческую природу, человеческую судьбу, всегда содержащую в себе боль и страдания, но и человеческую смертность.
Потому что безгрешный по своей природе, Он принимает смерть за чужие грехи — так происходит искупление человечества. Сын Божий, Он умирает, испуская дух на Кресте. Но смерть, ставшая следствием появления в нашем мире греха, не властна над Ним, греха не ведающим — «смерти было невозможно удержать Его». Христос воскресает. И этим Своим Воскресением дарует всему человеческому естеству возможность нетления. «Он умирает, давая жизнь, разрушая Своею смертью смерть. Он погребен, но восстает вновь. Он нисходит во ад, но выводит оттуда души», — объясняет святой Григорий Богослов.
Именно поэтому теперь, после Воскресения Христа, Крест — это уже не орудие казни, позорное и мучительное, а символ Жизни, «глава нашего спасения». Знамение нашего бессмертия. Величайшая святыня, в которой действует благодать Божья. Духовный меч, опора и защита человека в этом мире. «Трофей против бесов, оружие против греха, копьё, которым Христос пронзил змия» (свят. Иоанн Златоуст).
Большой двунадесятый праздник — Воздвижение Животворящего Креста Господня — отмечается 27 сентября и установлен в память обретения и воздвижения Креста Христова. По церковному уставу в день Воздвижения устанавливается однодневный пост в воспоминание крестных страданий Иисуса Христа.
В 326 году царица Елена отправилась в Иерусалим, чтобы найти крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос. И когда откопали одну из пещер, то нашли в ней три креста и отдельно от них лежащую дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно стал подносить их к тяжелобольной женщине. От двух не произошло никакого чуда, когда же возложили третий крест, то она тотчас исцелилась. Случилось, что в то время несли тело для погребения. Тогда стали возлагать кресты и на умершего, и от третьего покойный ожил. Так был найден Животворящий Крест Господень, который высоко подняли (воздвигли), чтобы множество собравшихся могли увидеть его.
В день Воздвижения Креста Господня мы вспоминаем слова апостола Павла из его первого послания к Коринфянам, которые помогают понять саму суть христианства: «Я был послан Христом благовествовать не в премудрости слова, чтобы не упразднить Креста Христова; ибо слово о Кресте для иудеев – соблазн, для эллинов – безумие, а для нас, спасаемых, – сила Божия» (1 Кор. 1:17 – 18, 23).
Спасение через пришествие в мир Сына Божьего, пострадавшего на Кресте, претерпевшего поношения и скорби ради рода человеческого, действительно выходит за рамки человеческой логики. Трудно осознать, какой силы должна быть любовь, подвигнувшая Господа на то, чтобы Сын Божий, став Сыном Человеческим, принял на себя всю тяжесть страданий. Никаким долгом и никакой дисциплиной невозможно объяснить готовность человека отдать свою жизнь за другого.
– И пока для рода человеческого слово о Кресте будет силой Божией, до тех пор и будут спасаться люди, – говорит Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
Виктория НИКОЛИНА, Витебск.
Фото из открытых источников.