История детских приютов и школ при монастырях имеет многовековую традицию. Так в первом русском женском монастыре, упоминаемом в летописях, Андреевском, который был основан в 1089 году сыном Ярослава Мудрого, Всеволодом Ярославичем, для своей дочери Анны, существовала первая известная в истории школа для девочек, где Анна обучала их грамоте и ремёслам. Впоследствии монастыри всегда являлись центрами книжности, просвещения, благотворительности и общественного служения. А в XIX веке наличие школы или приюта было непременным условием для создания монастыря.
В Николо-Сольбинском женском монастыре одним из основных направлений деятельности является воспитание детей и молодежи.
В 2007 году настоятельницей монастыря, игуменией Еротиидой, в обители был открыт детский приют и школа, которая получила название «Добрая школа на Сольбе». Школа имеет лицензию и государственную аккредитацию, она включает в себя детский сад, общеобразовательную школу и профессиональный колледж. Директором «Доброй школы на Сольбе» является сама матушка игумения Еротиида.
В приюте и школе воспитывается более 100 детей разных возрастов от нескольких месяцев до 18 лет. Это дети сироты, дети, лишенные родительского попечения, или попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети из неполных и многодетных семей, а также дети сотрудников, священников и местных жителей, проживающие в школе на полном пансионе.
Отличительными особенностями Сольбинской школы является то, что дети постоянно находятся в духовной среде, воспитываются в духе православной веры и благочестия, участвуют в Таинствах Церкви. Воспитанием и обучением детей занимаются сестры монастыря и светские педагоги. Дети видят перед глазами пример живой деятельной веры и жертвенной любви. Здесь царит атмосфера доброжелательности, доверия, поддержки и понимания. Таким образом в дальнейшем воспитанницы будут подготовлены к самостоятельной жизни, смогут создать крепкие семьи и дать своим детям то, что получили сами – научить их жить по заповедям Божиим.
Помимо общеобразовательных уроков в школе, детям открывается удивительный мир творчества через дополнительные занятия музыкой, пением, живописью, керамикой, мозаикой, различными видами рукоделия, театральным искусством, кулинарией. В этих занятиях ярко проявляется индивидуальность каждой ученицы. Особый подход к каждому ребенку позволяет подобрать то, что ему более интересно, развить тот или иной талант.
В монастыре существуют рукодельные мастерские, где девочки с удовольствием помогают, обучаются, с ними проводят мастер-классы. В керамической мастерской дети изготавливают игрушки и сувениры, учатся расписывать посуду, в швейной – помогают шить и украшать костюмы юных артистов к спектаклям, на мыловарне – сами подбирают форму, цвет и аромат для мыла, в пряничной – учатся выпекать и украшать фигурки, делают пряничные домики.
Воспитанницы осваивают различные техники живописи и декоративно-прикладного искусства, обучаются вышивке бисером, вязанию на спицах и крючком, резьбе по дереву, валянию из шерсти, вышивке крестиком, гладью, изготовлению мягкой игрушки, техникам батика, декупажа, витража, квиллинга. В монастыре организуются выставки детских рисунков и творчества. Девочки участвуют в различных конкурсах и выставках, где занимают призовые места.
Основное направление дополнительного образования – это занятия пением и музыкой. Девочки играют на фортепиано и скрипке, изучают сольфеджио, академическое и церковное пение, музыкальную литературу. Есть хор старших и младших воспитанниц. На клиросе во время службы старшие девочки сами управляют хором.
В 2012 году был создан детский хор «Сольба» под управлением Юлии Евгеньевны Козловой, который за время своего существования достиг значительных результатов. Хор неоднократно становился лауреатом и победителем известных фестивалей и конкурсов, проводимых как по линии Православной Церкви, так и светских, он награжден грамотами и благодарственными письмами, в том числе от Министра культуры Российской Федерации. Хор «Сольба» украшает своим пением все праздники в монастыре, дает концерты в разных городах России и за границей, нередко выступает в Кремле. Записано уже семь музыкальных альбомов, в том числе совместно с Академическим оркестром русских народных инструментов имени Некрасова ВГТРК под управлением дирижёра А.В. Шлячкова, и мужской капеллой «Благовест» под управлением Л.Г. Панкратова. Это большая честь и своего рода признание со стороны высоких музыкальных профессионалов.
Успехи хора заставляют девочек более серьезно заниматься и чувствовать свою ответственность. Их учат не искать собственной славы, а стараться ради прославления Господа и Православной Церкви.
Одним из интересных аспектов развития воспитанниц является театральная студия и кулинарная школа.
В театральной студии дети под руководством профессиональных режиссеров, хореографов и вокалистов осваивают сценическое искусство, хореографию, танцы, эстетически развиваются. Девочки участвуют в разработке сценариев спектаклей, помогают в создании декораций и костюмов. Готовый музыкальный спектакль снимается на видео, делается фильм. На этой основе издается пособие для других детских коллективов: со сценарием, музыкой и эскизами костюмов. Спектакли получаются яркими и запоминающимися, при этом они всегда высоконравственные, несут в себе глубокий смысл и проникнуты православным духом и верой в Бога. Со своими спектаклями воспитанницы школы выступают в театрах Москвы и Ярославля, на детских праздниках и ёлках в разных городах.
В 2016 году в приюте открылась кулинарная школа. Занятия по искусству гостеприимства, правилам сервировки стола, приготовлению блюд национальной кухни проводятся под руководством кандидата культурологии, режиссёра, писателя и известного телеведущего Александра Ковалёва. Девочки учатся накрывать праздничные столы, готовить фуршеты, угощать сестёр и гостей. Мастер-классы проходят очень интересно и весело. Дети узнают не только как вкусно приготовить еду, правильно резать овощи, рассчитывать пропорции, соблюдать правила гигиены и санитарии, но и знакомятся с историей, традициями, культурой того народа, блюда кухни которого они собираются приготовить. В будущем у девочек будут свои семьи, и эти умения им очень пригодятся в жизни!
В 2017 и 2018 годах по заказу канала Food Network (телекомпания Discovery, Inc) в монастыре был снят 20-серийный фильм «Паломник с половником», не имеющий аналогов на телевидении. В каждой серии девочки вместе с ведущим, Александром Ковалевым, знакомились с кухнями России и мира, готовили интересные блюда, которые стали «изюминками” кулинарных блокнотов сотен тысяч телезрителей, общались с интересными людьми, звездами Российской эстрады. Также программа в увлекательной форме познакомила зрителей с Николо-Сольбинским монастырем, его насельницами, уникальной архитектурой и интересными моментами жизни обители.
Николо-Сольбинский монастырь находится в лесу, далеко от селений и больших городов. Такое месторастположение очень способствует жизни и развитию детей. Дети здесь изолированы от негативного влияния городской среды, растут в экологически чистых условиях, питаются натуральными продуктами от собственного монастырского хозяйства, имеют возможность соприкоснуться с естественной жизнью, учатся любить окружающий мир и благоговеть перед Божиим творением.
Девочки с большим желанием помогают сестрам в их повседневных делах. Участвуя в свободное от уроков время в монастырских послушаниях, они многому учатся, перенимают опыт. У детей есть уникальная возможность испытать себя в самых разных сферах деятельности, это способствует более осмысленному выбору профессии в дальнейшем.
Отдых девочек всегда интересный и разнообразный. Во время каникул они ездят в паломнические и познавательные поездки по России и за границу, каждое лето отдыхают на море в Италии, посещают театры, музеи, концертные залы, в монастыре проводятся интересные мастер-классы и мероприятия.
«Добрая школа на Сольбе» стала известной и авторитетной, достигла значительных результатов, которые признаются на региональном и федеральном уровнях.
Выпускницы школы поступают в высшие и средние учебные заведения, создают семьи. Желающие посвятить свою жизнь Богу остаются в монастыре, в то же время продолжая обучение в вузах.
Некоторые девочки после выпуска из приюта и школы продолжают свое обучение в стенах монастыря в профессиональном колледже «Добрая шкала на Сольбе».
Ежегодно в школу поступает большое количество заявлений от родителей с просьбой принять их детей на обучение, приходится отказывать, так как школа переполнена. Девочкам стало уже тесно в здании, которое находится в монастырской стене. Не хватает классов и спален.
Необходимо построить новое здание приюта и школы с пансионом за территорией монастыря на прилегающей к монастырю территории.
Об организации церковных приютов за территорией монастырей неоднократно говорит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «недопустимо, когда детский приют становится непосредственной частью монастыря», «настоятельно рекомендуется обеспечить размещение зданий приютов за оградой монастыря» («Основные принципы деятельности церковных приютов Русской Православной Церкви»).
Мы с девочками с радостью и благодарностью надеемся на Вашу помощь в строительстве новой школы!
Поделитесь с друзьями:
Документ принят Высшим Церковным Советом 21 июня 2013 года и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74).
Преамбула
Русская Православная Церковь, следуя словам Священного Писания: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот» (Иак.1, 27), проявляет заботу о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. В целях решения проблемы сиротства Церковь действует в сотрудничестве с государственными и муниципальными органами, с общественными организациями и частными лицами.
Русская Православная Церковь подчеркивает, что основным направлением работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, должно быть содействие сохранению родной семьи и преодолению условий, послуживших причиной прекращения родительского попечения. В случае, когда сохранение родной семьи представляется невозможным, необходимо всячески способствовать устройству детей в семью в формах, предусмотренных законодательством страны местонахождения приюта.
Пребывание детей в церковном приюте до совершеннолетнего возраста возможно только в случае невозможности его возвращения в родную семью и/или устройства в иную семью, а также в случаях, предусмотренных законодательством страны местонахождения приюта.
Действующими под эгидой Русской Православной Церкви организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются церковные приюты, деятельность которых должна осуществляться в соответствии с законодательством стран их местонахождения. Церковные приюты находятся под контролем, как органов церковного управления, так и уполномоченных государственных и муниципальных органов.
Спецификой церковных приютов является воспитание пребывающих в них детей в соответствии с духовными и нравственными традициями Православия.
Настоящий документ определяет единый подход к деятельности церковных приютов различной организационно-правовой формы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также иных социально незащищенных групп детей, созданных каноническими подразделениями Русской Православной Церкви (далее – церковный приют).
I. Администрация и управление церковных приютов
1. В церковно-иерархическом отношении церковный приют находится в ведении епархии, на территории которой он расположен. Церковно-иерархическое подчинение приюта определяется епархиальным архиереем этой епархии.
2. Управление церковным приютом осуществляется в соответствии с национальным законодательством страны местонахождения приюта и его уставом (положением о нем).
3. С целью содействия работе церковных приютов рекомендуется создавать попечительские советы. В состав попечительского совета могут входить: представители епархиального архиерея (по назначению от него), духовник церковного приюта, благотворители и другие лица, активно участвующие в деятельности церковного приюта и заинтересованные в его стабильной работе. В состав попечительского совета могут также входить специалисты органов опеки и попечительства.
II. Духовная жизнь церковных приютов
1. Одна из задач церковного приюта — приобщить детей к православной духовной традиции, дать знание евангельских истин и христианское воспитание. Исходя из этой задачи, определяется уклад жизни в церковном приюте. При этом распорядок дня в церковном приюте строится, как и в других подобных учреждениях, с учетом необходимого времени на обучение, отдых, досуг, занятия спортом, дополнительное образование и развивающие занятия.Режим дня для воспитанников строится с учетом их возрастных особенностей и состояния здоровья при проведении разных видов деятельности. Основным условием организации жизни является создание социокультурной среды, помогающей воспитаннику активно общаться со сверстниками, воспринимать их как друзей и членов семьи, преодолевать трудности.
2. В каждый церковный приют указом епархиального архиерея назначается духовник, основной задачей которого является забота о духовном воспитании детей, проживающих в приюте.
3. Духовник совместно с администрацией церковного приюта определяет частоту посещения храма, молитвенное правило и меру поста для детей в соответствии с их возрастом, степенью воцерковленности и состоянием здоровья. Об установленных в церковном приюте правилах в этой области, а также об их изменениях духовник письменно докладывает епархиальному архиерею. В связи с особенностями уклада церковных приютов желательно, чтобы сотрудники церковных приютов регулярно участвовали в церковной жизни. При этом принуждение к участию воспитанников приюта в таинствах Церкви не допускается.
III. Финансирование церковных приютов
1. Деятельность церковных приютов Русской Православной Церкви финансируется за счет епархиальных и приходских средств, а в случаях, предусмотренных законом, за счет средств учредителей,средств частных и корпоративных благотворителей, государственных средств, грантов и иных благотворительных программ, предусмотренных законодательством страны местонахождения церковного приюта.
2. Руководитель церковного приюта ежегодно представляет епархиальному архиерею, учредителям и попечительскому совету годовой отчет о деятельности церковного приюта, а также смету на следующий год с указанием предполагаемых источников финансирования.
IV. Штат церковных приютов
1. Сотрудниками церковного приюта могут быть лица, работающие по трудовым договорам, и волонтеры, с которыми заключается гражданско-правовой договор о труде добровольца. Во взаимоотношениях с лицами, работающими по трудовому договору, и добровольцами администрация церковного приюта руководствуется законодательством страны местонахождения церковного приюта.
2. Руководителем (директором) церковного приюта может быть клирик, монашествующий или мирянин.
3. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, подтвержденную документами об образовании, рекомендацию духовника и регулярно участвующие в церковной жизни.
К педагогической деятельности не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие судимость за определенные преступления.
Администрации следует создавать условия, необходимые для повышения квалификации педагогических работников.
Количество воспитателей определяется примерными штатными расписаниями, установленными законом для соответствующих детских учреждений.
4. В штате церковного приюта рекомендуется предусмотреть должность социального работника, в обязанности которого входит взаимодействие с государственными органами, оформление положенных льгот и пособий на детей, защита имущественных интересов детей (в том числе забота об оформлении жилья выпускникам), оформление статуса детей, ведение их личных дел. При невозможности принятия в штат церковного приюта социального работника его функции выполняет руководитель церковного приюта или его заместитель.
5. В штате церковного приюта следует предусмотреть должность медицинского работника, а если это не представляется возможным – заключить договор на медицинское обслуживание с медицинским учреждением. При необходимости в штате могут быть предусмотрены должности педагогов дошкольного образования, логопеда, дефектолога, психолога.
V. Организация внутренней жизни церковного приюта
1. Организация внутренней жизни церковного приюта регламентируется локальными нормативными актами, регулирующими выполнение сотрудниками их обязанностей, а также устанавливающими структуру управления деятельностью церковного приюта и распределение должностных обязанностей. Такими актами являются штатное расписание, график отпусков, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, должностные инструкции, положение о неразглашении сведений о персональных данных и/или иные акты, предусмотренные законодательством страны местонахождения церковного приюта.
Также должны быть разработаны и утверждены следующие локальные акты, регулирующие жизнь воспитанников: положение о режиме пребывания; правила приема, перевода, отчисления воспитанников; правила ведения личных дел воспитанников; иные локальные акты.
2. Уровень материального обеспечения детей в церковных приютах должен быть не ниже норм, предусмотренных для соответствующих государственных (муниципальных) организаций.
3. Церковный приют вправе оказывать социальные услуги семьям, принимая детей по договору оказания социальных услуг. Договор заключается с родителями (единственным родителем) с учетом выраженного в договоре мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет.
4. Защита администрацией церковного приюта прав находящихся в приюте детей осуществляется в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта.
5. Нормы проживания детей в церковном приюте устанавливаются в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта. При этом рекомендуется ограничивать количество детей в группе семью детьми. Совместное проживание мальчиков и девочек в церковном приюте не допускается.
6. При соблюдении законодательства страны местонахождения церковного приюта о труде и о правах ребенка необходимым является привлечение детей, проживающих в церковном приюте, к посильному общественно-полезному труду, если он не вредит здоровью ребенка, не мешает образовательному процессу.
7. Не допускаются антипедагогические меры наказания детей за их проступки, в том числе, телесные наказания.
8. В церковном приюте должны приниматься меры, направленные на ограждение воспитанников от вредной информации, которая может травмировать их психику, вызвать панику или внушить им суицидальные мысли, в том числе, от пропаганды межнациональной розни, развратного поведения, порнографии, жестокости, употребления наркотиков, табачной продукции и алкоголя. Исключается бесконтрольный доступ к сети Интернет, аудио- и видеозаписям, телепередачам, видеоиграм и печатным изданиям, при этом их использование в учебных целях желательно, а ответственность за осуществление контроля лежит на духовнике, воспитателях и попечительском совете приюта.
9. Каждый церковный приют, не зависимо от того, реализует ли он общеобразовательные программы или только программы содержания и реабилитации, должен разработать программу содержания и воспитания детей. Программа содержания и воспитания должна отражать особенности уклада, связанные с конфессиональной принадлежностью приюта.
10. В повседневной жизни одежда детей, проживающих в церковном приюте, должна быть индивидуальной, соответствовать возрасту и полу детей, учитывать их личный вкус, при соблюдении требований нравственности и скромности в одежде. Форменная или единообразная одежда может быть введена для ношения во время учебы и на иных мероприятиях по решению администрации приюта. Недопустимо облачение детей в форму, копирующую монашескую одежду.
11. В церковных приютах, расположенных при монастырях, дети должны проживать отдельно от монашествующих. При этом настоятельно рекомендуется обеспечить размещение зданий приютов за оградой монастыря. Уклад жизни детей в церковных приютах не может быть ориентирован на монастырский устав.
12. Детям, воспитывающимся в церковном приюте, следует давать адекватное представление о жизни в обществе, возможности создания семьи, получении светского среднего профессионального или высшего образования. Необходимо разрабатывать и реализовывать приютские программы постинтернатной адаптации выпускников.
При этом в случае, если ребенок проявит желание ознакомиться с монашеской жизнью, такая возможность должна быть ему предоставлена сообразно его возрасту. Возможный вопрос о принятии монашества или поступлении в качестве послушника в монастырь должен решаться по достижении ребенком совершеннолетия и быть представлен, в соответствии с действующими церковными установлениями, на усмотрение епархиального архиерея.
13. Участие администрации церковного приюта в жизни выпускников приюта продолжается после достижения ими совершеннолетия. Администрации приюта надлежит оказывать поддержку и помощь выпускникам, в частности, в получении образования, в том числе высшего, в трудоустройстве, бытовом обустройстве и т.п. Эта помощь может включать в себя возможность временного проживания в приюте. При этом помощь выпускнику ограничивается достижением им 23-х летнего возраста.
VI. Здоровье детей в церковных приютах
1. На каждого ребенка, проживающего в церковном приюте, оформляется полис обязательного медицинского страхования, если это предусмотрено законодательством страны местонахождения церковного приюта. Кроме того, рекомендуется оформлять на детей полисы добровольного страхования.
Если законодательством страны местонахождения церковного приюта не предусмотрено обязательное медицинское страхование, наличие у воспитанников полисов добровольного медицинского страхования является обязательным.
2. Дети, проживающие в церковном приюте, должны проходить ежегодное медицинское обследование (диспансеризацию), а также иные медицинские обследования в зависимости от состояния здоровья ребенка.
3. Отдых детей, проживающих в церковном приюте, организуется в соответствии с возможностями церковного приюта при соблюдении законодательства, регулирующего данный вопрос.
4. Режим дня и комплекс лечебно-оздоровительных процедур для детей, проживающих в церковном приюте, устанавливается с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять формирование санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований, санитарных правил и норм в стране местонахождения приюта, а также с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением указанных норм в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта.
5. Помещения и оборудование, необходимые для содержания, воспитания и развития детей, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством страны местонахождения.
VII. Питание детей в церковных приютах
1. Питание детей в церковном приюте определяется с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять формирование санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических требований, санитарных правил и норм в стране местонахождения приюта, а также с учетом требований органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор за соблюдением указанных норм в соответствии с законодательством страны местонахождения приюта.
2. Питание детей в церковном приюте осуществляется не менее 5 раз в день, с учетом возраста и состояния здоровья.
3. Правила поста для детей, проживающих в церковном приюте, определяются в порядке, предусмотренном пунктом II.3 настоящего документа. При этом постное меню должно удовлетворять государственным требованиям по содержанию жиров, белков и углеводов.
VIII. Образование детей в церковных приютах
1. Дети, проживающие в церковном приюте, должны получать среднее общее образование в соответствии с действующим законодательством страны местонахождения церковного приюта и нормативными документами Синодального отдела религиозного образования и катехизации.
2. Дошкольное образование в церковном приюте осуществляется работниками с необходимой квалификацией и опытом работы в соответствии с индивидуально подобранными программами, методиками дошкольного развития.
3. Администрация церковного приюта должна организовать возможность получения детьми, проживающими в приюте, дополнительного образования в соответствии с их способностями и желаниями (кружки, музыкальная школа, спортивные секции и т.п.).
4. Детям, проживающим в церковном приюте, должно быть обеспечено преподавание религиозных предметов в соответствии со «Стандартом православного компонента начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования для учебных заведений Российской Федерации», утвержденным Священным Синодом Русской Православной Церкви (журнал №76 от 27 июля 2011 года), или аналогичными документами Автономных и Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и Митрополичьих округов, разработанными для учебных заведений страны местонахождения церковного приюта.
Помимо религиозного компонента образования, программы воспитания, обучения социализации и реабилитации должны содержать светские компоненты. Необходимо участие в программах профессиональных психологов, воспитателей, учителей, социальных педагогов, медиков и иных специалистов.
5. Дети, проживающие в церковном приюте, могут получать образование как в государственных и муниципальных, так и в частных общеобразовательных организациях. Возможно использование предусмотренных законодательством страны местонахождения церковного приюта таких форм получения образования, как экстернат, семейное образование и т.п.
6. Для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получивших среднее общее образование или основное общее образование необходимо предусмотреть в уставе право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждение среднего и высшего профессионального образования без взимания платы.
7. Выпускники церковных приютов в каникулярное время, в выходные и праздничные дни, по решению Совета могут зачисляться на бесплатное питание и проживание в церковном приюте на период своего пребывания в данном учреждении.
IX. Дети-инвалиды
1. Предметом особой заботы церковных приютов являются дети-инвалиды.
2. Церковные приюты обязаны приспосабливать свои здания и территории к проживанию в них детей-инвалидов и реализации индивидуальных программ реабилитации таковых.
3. Дети-инвалиды должны получать в церковных приютах необходимую помощь и поддержку, защиту своих прав и уважительное отношение. В случае, если в церковный приют принимаются дети-инвалиды, администрации приюта необходимо обратить особое внимание на профилактику и предотвращение дискриминации по отношению к ним.
4. Церковным приютам надлежит содействовать физическому и психологическому развитию и социальной интеграции детей-инвалидов, развитию их личностных качеств, талантов и творческих способностей. Администрация церковного приюта должна принимать меры по организации индивидуальной поддержки каждого ребенка-инвалида.
5. Обучение детей-инвалидов должно учитывать их индивидуальные физические, интеллектуальные и психологические особенности и проходить в обстановке, максимально способствующей освоению ими знаний и их социальному развитию. При этом церковным приютам надлежит предоставлять детям-инвалидам доступ к инклюзивному образованию. Дети-инвалиды, с учетом особенностей их здоровья, должны быть включены в общий образовательный процесс в церковном приюте, участвовать в играх, в проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях.
X. Устройство ребенка в церковный приют
1. Устройство детей в церковный приют осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством страны местонахождения, и в соответствии с уставом церковного приюта или положением о нем.
2. Церковный приют исполняет в отношении помещенных детей обязанности опекуна (попечителя) и/или осуществляет иные права и исполняет иные обязанности в соответствии с законодательством страны местонахождения.
3. Приоритетом в работе церковного приюта является устройство ребенка в семью. Для осуществления данного принципа церковным приютам следует развивать систему патронатного воспитания, организовывать школы приемных родителей, помощь и сопровождение приемных и проблемных семей, работу с родными семьями.
4. Проживание в церковных приютах при монастырях детей, принятых под личную опеку монашествующими, допускается в исключительных случаях, по письменному благословению епархиального архиерея в отношении каждого отдельного ребенка.
5. При устройстве ребенка в церковный приют должен строго соблюдаться порядок передачи детей уполномоченными государственными органами под надзор в некоммерческие организации, в соответствии с законодательством страны местонахождения церковного приюта.
6. Руководители церковных приютов, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в установленный законодательством страны местонахождения срок со дня, когда им стало известно о возможности передачи ребенка на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в уполномоченный государственный орган по месту нахождения церковного приюта.
7. Для эффективной помощи детям, попавшим в кризисную ситуацию, администрация церковных приютов обязана осуществлять свою деятельность в тесном взаимодействии с государственными органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, с комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами управления образованием и здравоохранением и/или иными государственными органами и организациями.
8. Администрации церковного приюта надлежит в сотрудничестве с соответствующими государственными органами принимать меры для определения статуса ребенка и оптимальной формы его дальнейшего устройства. В частности, в случаях, когда ребенок не является сиротой, администрации церковного приюта следует предпринимать возможные меры по работе с биологическими родителями, направленные на укрепление мира в родной семье ребенка и возвращение последнего в семью. В случае невозможности восстановления семьи или отсутствия таковой у ребенка, администрации церковного приюта надлежит осуществлять меры, направленные на устройство ребенка в новую семью.
9. При решении вопроса о возвращении ребенка в семью или невозможности такого возвращения и передаче ребенка на устройство в другую семью, администрации церковного приюта надлежит в каждом конкретном случае проверять и учитывать нравственные и иные личные качества родителей (обстоятельства, характеризующие поведение родителей на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления, состояние их здоровья и т.п.), а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения.
XI. Лицензирование и аккредитация
1. Церковные приюты проходят лицензирование и аккредитацию в порядке, установленном действующим законодательством страны местонахождения церковного приюта.
2. Осуществление церковным приютом образовательной деятельности (содержания, воспитания и образования детей) без получения соответствующей лицензии и, по необходимости, аккредитации не допускается, если получение лицензии и/или аккредитации предусмотрено законодательством страны местонахождения церковного приюта.
Эти учреждения проходят конфессиональную аттестацию в Синодальном отделе религиозного образования и катехизации в соответствии с Положением о «Выдаче конфессионального представления Русской Православной Церкви образовательным организациям, реализующим программы общего образования, начального и среднего профессионального образования», утвержденным Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 15 декабря 2010 года.
XII. Интересы ребенка
1. Церковные приюты обязаны соблюдать законодательство страны местонахождения церковного приюта о правах ребенка, а также обеспечивать соблюдение имущественных и неимущественных прав детей.
2. Церковные приюты призваны создавать благоприятные условия (как материального, так и нравственного характера) для воспитания и всестороннего развития детей и подготовки ребенка к самостоятельной жизни в обществе, по возможности считаясь с его индивидуальными особенностями, учитывая его способности и наклонности.
3. Администрация церковного приюта должна принимать все возможные меры, направленные на обеспечение принадлежащих детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, прав и гарантий, к числу которых относится право на медицинское обслуживание, право на имущество и жилое помещение, дополнительные гарантии права на труд, дополнительные гарантии права на образование, право на медицинское обслуживание, гарантии бесплатного предоставления жилого помещения, право на установленные выплаты и льготы, иные права и гарантии, предусмотренные законодательством страны местонахождения церковного приюта.
4. С целью обеспечения ребенка, помещенного в церковный приют, льготами, выплатами и поддержкой, предусмотренными законодательством страны местонахождения приюта, церковным приютам надлежит в разумные сроки решать вопрос о признании ребенка, помещенного в приют, ребенком-сиротой и/или ребенком, оставшимся без попечения родителей.