УДК 271.21+94(6)
ПРАВОСЛАВИЕ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ
Колупаев В.Е.
В статье описывается история распространения Православия в Кении, Уганде, Танзании, Гане, Заире благодаря работе греческих миссионеров в XX веке.
Ключевые слова: Православие, миссия, Африка, Церковь, история.
ORTHODOXY IN CENTRAL AND EASTERN AFRICA
Kolupaev V.E.
Keywords: Orthodox mission, Africa, Orthodoxy, Church, history.
Африканский континент — во многом загадка и тайна, особенно для россиян. Многим с детства помнятся слова «Не ходите дети в Африку гулять, в Африке акулы, в Африке гориллы, в Африке большие злые крокодилы». Поэтому, думаю, многим будет не без интересно узнать о некоторых чертах африканской жизни, связанных с православной культурой, родной, близкой и понятной большинству наших соотечественников. Безусловно, русский стереотип православия не применим для африканцев, Святой Дух отливается в культуре каждого народа, формируя свои, специфические черты и формы.
Северная Африка услышала весть о Христе от самых первых Его последователей. Апостолы и их ученики, епископы и учителя Церкви трудились в Египте, Карфагене и других местах. Христианское учение проникало дальше, Эфиопия, например, создала уникальную христианскую цивилизацию. Экваториальная и южная часть материка оказалась под опекой западноевропейских миссионеров, появившихся здесь в эпоху колониализма. Но
не только с крестом и мечем шли христиане к местным жителям, на примере православия, мы видим, опыт не насильственного распространения веры.
Традиционно вся территория «черного» континента находится под духовным руководством Александрийского Патриарха, который в диптихе Православия занимает почетное второе место (после Константинополя) и титулуется так: «Тринадцатый апостол, Папа-Патриарх всей Африки и судья Вселенной».
В наши дни влияние Александрийского Патриархата достигло жителей таких стран Центральной и Восточной Африки, как Кения, Уганда, Танзания, Гана, Заир, причем среди духовенства преобладают местные жители. Число темнокожих православных священников достигает 140 человек.
История Православия в Кении тесно связана с борьбой кенийского народа против британской колонизации. В начале XX века все школы в стране контролировались миссиями западного христианского происхождения. В 1929 году племенем кикую, которое представляет большинство населения Кении были созданы две независимые ассоциации КИСА (Ассоциация независимых школ кикую) и ККЕА (Ассоциация по образованию кикую каринга). В названии второй ассоциации используется слово «каринга», что означает — чистый, но может быть переведено, как православный. С момента деятельности этих двух образовательных структур многие преподаватели и ученики покинули западные миссии.
Епископ Африканской Православной Церкви Южной Африки (созданной в среде греческих переселенцев) Даниил Александер, возвращаясь из Уганды, посетил Кению по приглашению КИСА. В 1935 году он учредил семинарию, выпускники которой, вошли в КИСА и ККЕА. Далее, в стране, были созданы две, альтернативные западным миссиям, религиозные организации — Африканская Независимая Церковь Пятидесятницы и Африканская Православная Церковь. С последней вступили в контакт представители Александрийского греческого
Патриархата. В 1942 году митрополит Аксумский Николай посетил Восточную Африку. В 1946 году православные церкви Кении и Уганды были приняты в юрисдикцию Александрийского Патриарха.
С 1946 по 1952 гг. Православие в Кении активно развивалось, пока колониальное правительство не объявило чрезвычайное положение в стране, в ответ на деятельность повстанцев мау-мау. Деятельность ККЕА и КИСА была запрещена, многие приходы закрыты и храмы сожжены. Большинство духовенства было интернировано в концентрационные лагеря .
В это же время, аналогичная антиколониальная борьба велась на острове Кипр в Средиземном море. Британские власти выслали главу Кипрской Православной Церкви архиепископа Макариоса на Сейшельские острова. После своего освобождения архиепископ Макариос возвращался на Кипр через Кению, где проповедовал против колониализма в кафедральном соборе в Найроби. Когда Кения и Кипр обрели независимость, узы дружбы между первым президентом Кипра архиепископом Макариосом и первым президентом Кении Джомо Кениату продолжали развиваться. В 1970 году глава Кипрского государства и Церкви находился в Кении с официальным визитом. Президента поразила бедность местной Православной Церкви, а также нищета населения, тогда он написал письмо Александрийскому Патриарху и предложил помощь.
В 1971 г. архиепископ Макариос приступил к реализации долгосрочной программы помощи православным в Кении, он заложил здание семинарии в Рируфе, пригороде Найроби, на территории предоставленной президентом Кениатой, он также крестил тысячи людей в Кагире и Ньери. В настоящее время в православной семинарии имени Кипрского архиепископа Макариоса III обучается более 40 студентов из Кении, Уганды, Танзании, Камеруна, Нигерии, Мадагаскара и Зимбабве. Ректором является епископ Макарий Тилиридис.
В Кении трудился известный миссионер митрополит Анастасий Яннулатос, ныне избранный на пост возглавителя Албанской Православной Церкви.
Первоначально Православие распространялось в Кении близ угандийской границы, сегодня оно представлено, как в западных, так и центральных провинциях. Основные богослужебные тексты переведены на 11 кенийских диалектов. Миссионерство развивается посредством личного общения, посещения родственников и т.д. Так в 1982 году один из выпускников семинарии в Найроби, чья семья поселилась среди племени туркана, за год обратил 156 местных жителей. К сегодняшнему дню в этом племени действует несколько церквей и литургия совершается на диалекте туркана .
В Танзании большинство православного населения проживает на северозападе страны, на западном берегу озера Виктория. В Букобе в 1994 году появился первый православный епископ африканского происхождения Федор Нагияма. С 1997 году он правящий митрополит Кампаллы. Приходы состоят из новообращенных деревенских жителей. Обычно на воскресной литургии бывает до 500 человек, половина из них причащается. Священники зарабатывают на жизнь сельским трудом. Храмы достаточно скромные, построены из кирпича, покрыты шифером, при них имеются помещения для детского сада и катихизаторской школы .
Ситуация в Западной Африке такова. В XIX в. Камерун был немецкой колонией. После первой мировой войны ООН разделила страну на подмандатные территории между Британией и Францией. В Камеруне, к этому времени, сложилась большая греческая община, переселенцев из Малой Азии, имелось несколько приходов в столице городе Яунде и главном порту Дуале. Некоторые рабочие из северо-восточного Камеруна, которые трудились на плантациях, принадлежавших грекам, приняли православие. Большинство этих людей принадлежало к племени тубури, проживающему вблизи чадской границы. В наши дни на этой территории находится восемь православных храмов.
Мадагаскар входит в состав Зимбабвийской митрополии. В 1953 году в столице Тананариву греческими колонистами был построен православный храм.
После военного переворота 1974 года священник, как и другие иностранцы, был вынужден покинуть страну. С 1994 года на Мадагаскаре появилась возможность реорганизации религиозной жизни, из Австралии приехал священник отец Нектарий Келлис. В настоящее время в стране существует несколько православных общин .
Африканские православные активно сотрудничают с организацией «Апостольская диакония», которая является миссионерским подразделением Элладской Православной Церкви, с центром в Афинах. Греки преподают на курсах катихизации, работают с общественными организациями, наиболее активной из которых, является Ассоциация кенийских женщин. В местах, где нет храмов, богослужения совершаются в помещениях местных школ, для этого епископ и священники совершают пастырские поездки. Отсутствие священник не означает отсутствие церковной жизни. Африканские прихожане достаточно активны, они собираются на молитвенные собрания и встречи, совершают доступные им богослужения, поют утреню и молебны.
В деле миссии особая заслуга принадлежит монахам. Братия одной из обителей с Афона трудятся в Заире. Одна греческая монахиня преподает на Мадагаскаре. Следует сказать, что на север от Лимпопо и на юге Сахары также заметен интерес к Православию.
Формы миссии разнообразны, чаще всего это общение со священником и проповедниками. Нередко, интерес к православию возникает в результате поездки за границу, особенно среди интеллигенции, офицеров и т.д. Есть случаи, когда крещение принимает вождь племени, его выбор является решающим для остальных.
Предыдущий Патриарх в Каире Петр VII Папапетру, в свое время служил в Иоганнесбурге (ЮАР), затем был епископом в Камеруне, трудился он также и в Центральной Африке, в Кении, Уганде и Танзании.
Помимо греков, определенный вклад в дело христианской миссии среди черных африканцев, внесли русские люди. С 1914 года в Кении трудились О.П. Казаквич и Н.Ю. Любовицкая. Приехав, как сестры милосердия, они в течение полувека вели христианскую проповедь среди местного населения. В 1959 году руководством Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) миссионером на Южную, Восточную и Западную Африку был направлен архимандрит Алексий Чернай. Русский священник основал в Иоганнесбурге приход в честь святого князя Владимира, он неоднократно посещал страны своей миссионерской зоны, работа в большинстве случаев с семьями русских эмигрантов. В Уганде в наши дни действует православная миссия РПЦЗ, начальником которой является священник африканского происхождения Христофор Валусимби.
Список литературы:
3. Wentink D. The Orthodox Church in East Africa // The Ecumenical Review. 1968. Vol 20. January.
Сведения об авторе:
Колупаев Владимир Евгеньевич — доктор исторических наук, исследователь центра «Russia Cristiana», член научного комитета и итальянской редакции журнала «La Nuova Europa» (Сериате, Италия).
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2016. № 1
Н.В. Громова, М.Р. Урб
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРАВОСЛАВНЫХ МИССИОНЕРОВ В ВОСТОЧНОЙ АФРИКЕ
В статье излагается краткая история православия в Восточной Африке, и на основе личных бесед с православными священниками Танзании и Кении рассматривается деятельность православных церквей1. Помимо богослужений все православные священнослужители выполняют миссионерские функции, занимаясь просвещением и образованием местного населения, переводами религиозных материалов на местные африканские языки, оказывая медицинскую помощь, участвуя в строительстве школ, больниц и возведении новых православных храмов.
Ключевые слова: православие, Восточная Африка, полевое исследование, интервью, деятельность православных священников.
Key words: Orthodoxy, East Africa, field research, interview, activity of the orthodox priests.
Появление православия в Восточной Африке относится к началу XX в., и первыми проповедниками этого конфессионального направления были греки. «Черное» православие впервые появилось в Кении2, где в 1929 г. возникли две ассоциации преподавателей кикуйю, одного их крупных этносов, которые открыли свои собственные православные школы и, кроме того, ставили целью создание некой новой «африканской церкви», отличной от протестантских «белых церквей».
2 См.: Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. М., 1981. С. 219.
Епископу Африканской Православной Церкви в Южной Африке3 Даниилу Александру в результате неоднократных встреч с руководителями кенийских ассоциаций в 1935 г. удалось заложить православную семинарию и рукоположить двух священников и диаконов. Руководители этой Африканской Православной Церкви, которая не имела общения ни с одной поместной православной Церковью, начинают в это время вести переговоры с Александрийским Патриархатом о переходе под его юрисдикцию. В 1946-1952 гг. Православная Церковь в Кении быстро развивалась, но жестокое подавление антиколониального движения Мау-Мау привело к закрытию большинства православных храмов, а многие церкви и школы были сожжены. Основную массу православного духовенства заключили в концлагерь.
В 1958 г. указом патриарха и синода в Африке были утверждены три новых архиепископии: Центральноафриканская (Конго), Восточ-ноафриканская (Кения, Танзания и Уганда) и Западноафриканская (Камерун, Нигерия, Гана и др.).
В том же году Александрийским Патриархатом было создано Иринопольское4 архиепископство для подготовки пастырей в Кении, Уганде и Танзании. Впоследствии эта патриархия была разделена на Кенийскую и Иринопольскую (в пределах Кении и Танзании) и Кампальскую митрополию (в пределах Уганды). Вначале резиденция архиепископа располагалась в Дар-эс- Саламе, затем — в Кампале и Найроби. Во время своего визита в Кению в 1971 г. архиепископ Макариос III, первый президент независимого Кипра, заложил первый камень в основание православной семинарии на территории, подаренной для церковных нужд первым президентом независимой Кении Джомо Кениатой.
В результате значительного роста числа православных в Восточной Африке произошло административное разделение церквей: в 1999 г. в пределах восточной Танзании была образована Дар-эс-Саламская митрополия с кафедрой в Дар-эс-Саламе, выделенная из Кенийской епархии; в ее ведение также вошла территория республики Сейшельские острова. В городе Букоба находится резиденция местного танзанийского епископа Джонаса (африканца по происхождению). На него возложено руководство Православной миссией в Западной Танзании. На западном побережье озера Виктория проживает и большинство православных.
3 Г.А. Шпажников в разделе о христианстве в Южной Африке отмечает, что православия придерживаются в основном греки и группа русских — сторонники русской православной церкви (карловацкого раскола). См.: Шпажников Г.А. Религии стран Африки: Справочник. М., 1981. С. 282.
4 Дар-эс-Салам в переводе на греческий язык — Иринополь «город мира».
Архиеписком Иринопольским и Кенийским в настоящее время является Макарий (грек по национальности), так же как и митрополит Димитрий в Танзании. Православные Уганды имеют своего собственного митрополита Феодора. Владыка Феодор стал первым известным в истории «черным» епископом Православной церкви.
Александрийская Православная церковь насчитывает около шести миллионов верующих. Папа и патриарх Александрийский и всей Африки — Феодор II (грек по национальности). До принятия священного сана он служил миссионером и вел активную деятельность в Камеруне, Зимбабве, Малави, Мозамбике, Анголе. До этого изучал историю искусств, литературу и философию в Одесском университете (и он прекрасно владеет русским языком). В октябре 2004 г. митрополит Феодор был избран на патриарший престол. Феодор II, единственный из предстоятелей других церквей в патриаршем сане, участвовал в интронизации московского патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя в 2009 г.
В Танзании есть две православных церкви в Дар-эс-Саламе, шесть церквей — в Иринге, кроме того есть церкви в Моши, Аруше, Додоме, Мбейе, Морогоро и Килосе. В северо-западной Танзании более 150 православных общин и около 45 тысяч прихожан, четыре церкви построены как в епархиальном городе Букоба, так и около 30-ти церквей в некоторых деревнях этого региона. Есть также православная семинария и один женский монастырь в Иринге.
В Кении в 1982 г. на средства Кипрского Архиепископа было построено здание митрополии, техническая школа, подаренная затем Церковью государству, и православная семинария. С тех пор Митрополия стала значительно больше и в данный момент насчитывает свыше 200 приходов и около 100 священников. Общая численность православных здесь колеблется между 300-500 тыс. человек. Семинария имеет всеафриканское значение — в ее стенах проходят обучение будущие священнослужители из многих африканских стран. За время своего существования она подготовила около 200 священнослужителей.
В Уганде также действует митрополия Александрийской Православной церкви во главе с митрополитом Ионой Луангой. Митрополия объединяет четыре епархии, 80 приходов, 37 священнослужителей, восемь диаконов и один женский монастырь. При многих храмах имеются приходские школы-интернаты, где дети-сироты не только учатся, но живут и питаются за счет прихода. Здесь же они обучаются будущей профессии. В 1995 г. открыта семинария при Митрополии.
Тексты литургии, утрени, вечерни, чинопоследований, крещения, заупокойных служб и т.д. во всех трех странах Восточной Африки были переведены на местные языки.
Так, в церкви св. Параскевы в Дар-эс-Саламе на пасхальной службе, где присутствовали греки, эфиопы, русские, армяне и местные жители, звучали три языка: греческий, английский и суахили, а отдельные молитвы — на русском и амхарском языках. В Кении религиозные богослужебные и святоотеческие тексты переведены на 11 местных языков, в Уганде — на язык луганда.
На вопрос «Как вы пришли к православию?», заданный прихожанам-африканцам5, наши собеседники отвечали, что православная церковь оказывает большую социально-моральную и материальную поддержку местным верующим, но их также привлекает яркость и великолепие православного богослужения.
Как проводится крещение?
Диакон-танзаниец церкви св. Параскевы. — Крестят всех одинаково — и маленьких детей, и взрослых. В Иринге построена специальная купель, куда может войти даже взрослый человек. У нас в церкви такой купели нет, но крещение — это обязательно много воды. Поэтому мы приносим воду и обливаем взрослого или ребенка водой. Должны быть крестные отец и мать. Бывает, что в один день крестятся около 500 человек.
Как Вы относитесь к местным традициям? Допустимо ли прибегать к ним во время богослужений?
Архиепископ Макарий. — Я всегда подчеркиваю, что православие не ставит целью лишить местное население традиций племени, обычаев отцов и матерей. Надо использовать все, что хорошо и что согласуется с православными христианскими традициями. Я говорю своим прихожанам: «Притчи и поучения ваших старцев наполнены большой мудростью и глубоким смыслом. Вы любите ваши прекрасные традиции, традиционные наряды, костюмы, народные музыкальные инструменты и хотите их сохранить. Я повторяю, не оставляйте их, сохраните свои традиции в том виде, в каком приняли их от своих мудрых предков. Наполненные православным христианским содержанием, они станут еще крепче». Я сам на встречах с молодыми христианами танцую вместе с ними под звуки народных инструментов.
5 В беседе с диктором крупнейшего арабского телеканала «Аль-Джазира» известный шейх Ахмед Катани отметил, что в Африке шесть миллионов мусульман ежегодно принимают христианство. «После того, как ислам был религией значительного большинства на этом континенте, нынешнее число мусульман составляет не более одной трети» . URL: http://mission-center./ com/islams/africa.htm
Митрополит Димитрий. — В Танзании насчитывается еще около одного миллиона язычников. Мы пытаемся им помочь прийти к вере. Так, среди масаев уже есть около 1000 православных. Даже среди мусульман около восьми тысяч человек приняли православие. У некоторых наших отцов-служителей жены раньше исповедовали ислам, это три попадьи — жены священников. Вот я упомянул о масаях. Очень интересный и самобытный народ. Изучать масаев достаточно сложно, так как у них нет письменных памятников. История племени и предания передаются из уст в уста. Известно, что они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни. Многие другие церкви пытаются обратить их в христианство и использовать в своих целях. Православная церковь уважает их. Те масаи, которые ведут службы у нас в церкви, не носят черные одежды, они служат в традиционной одежде. И мы относимся к этому с пониманием. Их дети также приходят в церковь не в европейской, а в традиционной одежде. Они счастливы, что их уважают. Отдельной церкви для масаев нет, есть смешанная, например, масаи, суахили и хехе. Я купил большой участок земли рядом с церковью св. Василия и решил разделить землю на более мелкие участки, пригласить сюда масаев, чтобы они построили дома, а их дети могли бы ходить в школу. Но они отказались. Их дети много работают, и они остались жить в своих традиционных хижинах в деревне. Масаи сохраняют свои традиции. В современном мире не так много народов, которым удается сохранить свои древние традиции. Но тем не менее души масаев трогает православная традиция, и я считаю нашу миссию среди масаев успешной.
В чем заключается ваша миссионерская деятельность?
Митрополит Димитрий. — Александрийская православная церковь ведет активную миссионерскую деятельность среди населения Тропической и Экваториальной Африки. В настоящее время по всей Африке действуют 38 митрополий и епархий. Все мы, служители церкви, являемся миссионерами. Что касается меня, то я приехал в Танзанию в сентябре 2004 г. На тот момент действовала одна православная церковь в городе Иринга, а среди местных жителей насчитывалось всего 300 православных. За прошедшие 10 лет с помощью волонтеров, которые приезжают со всего мира, я крестил 50 тыс. человек. Среди волонтеров есть врачи из Греции и Кипра, а также профессора из университетов Греции.
Архиепископ Макарий. — Мы много работаем с кенийской молодежью, проводим молодежные собрания и фестивали6. Предварительно обсуждаем темы семинаров, театральные постановки, церковные
6 Ежегодно 2 февраля отмечается Всемирный день православной молодежи.
песнопения, с тем чтобы они имели христианский поучительный сюжет. Подобные встречи проходят в разных уголках Кении, в том числе и в весьма отдаленных. Так, до районов проживания этноса нанди мы добирались на машине более восьми часов. Место богослужения было под открытым небом, собралась молодежь, все были босиком, но как они радовались Божественной литургии, как звучали их прекрасные молодые голоса… Я смотрел на них, босых, стоящих вокруг меня, и благословлял их крестом. По их лицам было видно, что евангельское семя глубоко укоренилось в их сердцах.
Какую материальную помощь вы оказываете местному населению?
Митрополит Димитрий. — Мы построили 31 церковь, девять больниц для детей из бедных семей, страдающих тропическими болезнями. Действуют семь школ, начальных и средних, в которых обучаются 11 тыс. школьников. Это школы не просто православные, а школы для бедных. Мы разработали программу по улучшению качества жизни и благосостояния местного населения, которая была начата в городе Иринга. Нам удалось обеспечить чистой питьевой водой около 500 тыс. человек. Дефицит воды является одной из самых насущных проблем в Африке. В Танзании ежедневно умирает около 3000 детей. А мы можем им помочь, у нас есть возможности. Конечно, здесь местные церкви очень скромные, в них не так много икон и богатых убранств. Но у нас есть большая любовь к людям. Я никогда не спрашиваю, какой веры умирающий ребенок, какой веры женщина или старик, страдающие от болезней. Никогда не спрашиваю. Конечно, везде свои традиции: будь то Европа или Америка. Но наша церковь в Африке — это миссионерская церковь, и все мы миссионеры.
Мы заботимся о людях, стараемся обеспечить их всем необходимым. Наша надежда — православная молодежь, которая работает в нашей миссии и осваивает специальность учителя. Задача молодежи в будущем — не только преподавать в школах и помогать людям, но и распространять свет православия.
Добавлю, что у нас также разработаны специальные программы для женщин с иммунодефицитом. Это православные женщины, их около 320 человек. Пока мы не можем помочь всем. Мы заботимся об этих больных женщинах, обеспечиваем им хорошее питание, а также заботимся об их детях. Открыт приют для таких детей, где помощь получает 41 ребенок. Также работает программа для больных, страдающих параличом. На улицах Дар-эс-Салама можно увидеть трехколесные велосипеды синего цвета. Это 110 реабилитационных велосипедов, которые пожертвовала наша церковь. Мы отправляем их и в другие районы Танзании, в города Иринга, Додома, Букоба, Мванза. 24
Архиепископ Макарий. — Нужд и проблем у православной церкви в Кении так же много, как песчинок на дне морском. Двадцать лет назад почти все церкви были построены из глины, а листовым металлом крыши были покрыты только там, где прихожанам удалось найти средства на его покупку. Некоторые церкви в то время были покрыты соломой, и многие службы проходили под деревьями или между большими валунами. Нам удалось заменить глиняные строения каменными или кирпичными церквями, построенными в греко-православном стиле, с крышами из оцинкованного металла или черепицы. Пожертвования православных христиан всего мира вносят действенный вклад в решение финансовых проблем местных общин.
Африка столкнулась с катастрофой повсеместного распространения ВИЧ-СПИДа. Мы ведем разъяснительную работу, чтобы донести до людей всю серьезность СПИДа, чтобы изменить поведение и отношение к инфицированным людям. Число сирот и страдающих людей неуклонно растет. Наши здравоохранительные программы ограничены нашими скудными ресурсами. В 2012 г. открылся наш первый Благотворительный Центр консультаций и обследований, в котором многие могут получить медицинскую помощь, но этого недостаточно, мы не можем снабжать население большей части территории страны медикаментами.
Засушливые годы истощают природные ресурсы и приводят к голоду. Архиепископия оказывает продовольственную помощь. Так, например, восемь сиротских приютов получили необходимые продукты питания и одежду, но наш вклад слишком мал по сравнению с нуждами людей.
Кто оказывает поддержку православной церкви?
Митрополит Димитрий. — Большую финансовую поддержку в нашем деле всегда оказывали Греческая ортодоксальная церковь, Кипрская церковь, церковь Румынии, Американская ортодоксальная церковь. Но сейчас из-за экономического кризиса в Греции и на Кипре у нас, конечно, нет возможности, как прежде, строить жилье, школы и др. Но мы начали активнее заниматься переводческой деятельностью. Например, ведутся работы по переводу на суахили Параклиса Божьей Матери, Вечерни, акафистов, жития и деяния святых. Так, выполнен перевод жития святого Василия Великого (Кесарийского). Нам бы хотелось, чтобы и вы, как профессор суахили, подключились к нашей работе и помогли перевести, например, житие преподобного Серафима Саровского и других русских святых. В дальнейшем я бы раздал перевод прихожанам нашей миссии. И это было бы еще одним шагом в деле распространения православия в Восточной Африке, которое перед всем миром свидетельствует о красоте и благодати этой веры.
Архиепископ Макарий. — Мы очень благодарны всем, кто помогал нам, и молимся о том, чтобы и Русская православная церковь приняла участие в осуществлении нашей миссии в той или иной форме; доброй волей или финансированием, но главное — молитвой. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, подобны вашим, но в то же время весьма отличаются с точки зрения географии, климата и инфраструктуры. Транспорт и коммуникации, например, всегда были проблемой. У нас не хватает средств, чтобы обеспечивать частые межобщинные встречи на семинарах и других мероприятиях. Мы также благодарны частным лицам и организациям в Греции, Америке, Финляндии и на Кипре, которые щедро поддерживают православную миссию в Африке.
Оказывает ли вам помощь местное население?
Митрополит Димитрий. — Я уже говорил, что работа в миссии порой очень сложна и опасна, но у меня много помощников. Это 40 православных местных священников, которые говорят на суахили и помогают людям принять православие, это послушники и волонтеры-европейцы. Большую помощь оказывает нам и местное население, особенно в деревнях. Многие православные африканцы помогают нам в переводческой деятельности. Это непростой и длительный процесс, так как язык церковных книг очень сложный, и бывает трудно на суахили найти словарное соответствие. Например, греки, которые родились в Танзании, а здесь проживает уже третье поколение греков, плохо знают греческий, не говоря о древнегреческом. И они счастливы, что в церкви они могут молиться на суахили. Даже русским, которых в Танзании более 500 человек и большинство из них проживает в Дар-эс-Саламе, нравится язык суахили в церкви, они ведь не знают старославянского.
Часто встречаются смешанные браки. Например, русская девушка, которая вышла замуж за африканского студента и приехала к нему на родину. Они приходят к нам в церковь. И мы крестим их детей, даже если они не венчаны, а муж — мусульманин. Наша основная заповедь, заповедь православной церкви — любовь. В римско-католической церкви — это каноны. У нас — только любовь. Я отец, и у меня большая семья, в которой я каждого прихожанина знаю в лицо.
Архиепископ Макарий. — Православное богослужение и другие молитвы переведены и изданы на более чем двадцати языках не только Восточной Африки, но и всего континента7. Кроме того, была
7 Во время беседы с архиепископом Макарием он подарил нам подборку из 18 книг, представляющих собой перевод Литургии, житий святых и других религиозных текстов на ряд африканских языков: суахили, нанди, кикуйю, бемба, рунди, маа и его диалекты, меру, ньярванда-рунди, чева, шона, тсвана. Переводы осуществлены студентами семинарии Кенийской епархии. Среди этих книг есть также перевод с русского языка на язык суахили жития Афонского Старца Силуана.
переведена и издана и другая духовная литература. Местные жители сыграли важную роль в составлении транскрипций своих языков и диалектов. Некоторые переводы были сделаны непосредственно с греческого языка на местные языки африканцами, обучавшимися за границей, особенно в Греции. Вначале переводчиками были в основном представители первого поколения священников. Эти местные священники, мало говорившие по-английски, переводили богослужение на свои этнические языки, но их переводы почти не издавались из-за большого количества ошибок. Тем не менее эти ранние опыты были необычайно важны как отправные пункты для более качественных переводов. В настоящее время, хотя большая часть переводов печатается за рубежом, в Найроби в церковном управлении создана типография. Проблема финансирования всегда оставалась камнем преткновения, но Господь посылает нам щедрых жертвователей.
Поддерживаете ли вы контакты с другими православными миссиями в Африке?
Митрополит Димитрий. — Конечно, контакты есть. По всей Африке действуют 38 митрополий и епархий. В Африке существуют крупные миссии, например, в Кении, где около одного миллиона православных, в Уганде полмиллиона православных, и здесь находится самая старая православная церковь в Африке, в Камеруне большая миссия, в Нигерии, в Конго/Заире, где служат миссионеры с Афона. Большинство отцов епископии раньше были монахами на Святой Горе. По всей Африке более 600 африканских священников и более пяти миллионов православных африканцев. Конечно, это не так много, но в православной церкви важнее не количество, а качество. Приведу пример. Православный святой Герман Аляскинский, руководитель русской духовной миссии на Аляске и один из первых православных проповедников в Новом Свете, служил здесь 35 лет. И за все это время крестил трех человек, всего трех человек. Но сейчас вся Аляска православная.
Есть ли в Восточной Африке русские православные общины?
Митрополит Димитрий. — В ответ на ваш вопрос хочу рассказать об отце Сергие Дзаносовиче. Он из Сербии, и служит на Сейшелах. Там проживает большая русская община. Большинство прихожан прихода — русские. В 2010 г. на Сейшелах был зарегистрирован приход РПЦ. Существует русская православная община в Северной и Южной Африке, но в Черной Африке ее еще нет. Русские миссионеры пока не приезжают и не помогают нам здесь, в Восточной Африке.
Несколько лет назад к нам приезжали люди с российского телевидения и сняли фильм о нашей миссии. Вскоре я стал получать
много посылок из Москвы с иконами высокого качества. Я не знаю адресантов, так как не умею читать по-русски, но уверен, что Господь благословит этих людей. Мы очень надеемся, что в будущем русские служители приедут в Африку и будут нам помогать. Пока же, как я уже говорил, здесь очень мало русских общин. Самые добрые слова я хотел бы сказать в адрес российского посольства в Танзании. Оно заботится о нас и оказывает всяческую помощь. На мой взгляд, таким и должно быть посольство России. РПЦ — самая крупная православная церковь, более 100 млн верующих. И сейчас, когда в мире господствует власть денег и наступают очень тяжелые времена, именно Россия способна помочь людям быть православными и сохранить православие.
Я хотел бы поблагодарить русских людей и Русскую Православную Церковь. Нет русской или греческой или танзанийской церкви, есть святая Православная Церковь. И только в таком единстве мы можем служить и нести слово Божье. Мы служим святой православной церкви.
Ваше заветное желание?
Митрополит Димитрий. — Каждый год я посещаю Святую Гору Афон и прошу святых отцов молиться за нашу миссию. Я был из семьи коммунистов, и никогда не помышлял стать священником. Но с самого раннего детства у меня было непреодолимое желание напоить молоком бедных детей. И вот уже 22 года, с Божьего благословения, именно этим я и занимаюсь.
Мы делаем все возможное, мы надеемся, что мы сумеем спасти жизни многих детей. Повторяю, что моей мечтой с детства было напоить молоком бедных детей. Так вот, я успел дать миллион чашек молока детям в Африке. И я счастлив.
Архиепископ Макарий. — В Африке заметно налаживается духовная жизнь. К сожалению, у нас немного монастырей, хотя к нам приезжают монахини и монахи. Среди нас есть духовные отцы, но не такие, как св. Серафим Саровский, Леонид Оптинский, Иоанн Кронштадтский, Сергий Радонежский. Нам не хватает влияния святых монастырей, подобных Афонским и Валаамскому. Я молюсь об исполнении моей мечты, о послании нам духовных старцев, которые руководили бы духовной жизнью нашего монашества.
Таким образом, можно отметить, что в Африке происходит ин-культурация христианской традиции, т. е. проповедь христианства в рамках африканской национальной культуры. Такая практика позволяет африканцам сохранять свои культурные традиции (песни,
танцы, народные музыкальные инструменты и барабаны, звучащие во время богослужений и сразу после них, традиционные наряды и прически и др.). Но при этом местные традиции и национальная культура образуют синтез с православной традицией, что позволяет Православной церкви успешно проводить свою миссионерскую деятельность по всей Африке.
Список литературы
Хейз С. Православная миссия в тропической Африке // Альфа и Омега. 1998. № 1 (15).
Gromova N.V. Pravoslavie v Vostochnoj Afrike // Lomonosovskie chtenija. Vostokove-
Команда
ЮЛЯ
Меня зовут Сыдий Юлия Ярославовна. Я из Украины, город Тернополь. Мне 30 лет. В Кению приехала в июле 2008 года в составе первой команды. Здесь же и нахожусь до этого времени и приняла твердое решение посвятить свою жизнь служению Богу и людям. Но так было не всегда!
Я никогда не хотела быть миссионеркой. И даже приняв Христа как своего Спасителя, я готова была умереть ради Христа, но я не готова была жить для Него. О миссионерстве даже мыслей не допускала, так как я не представляла жизни вдали от дома, без своей семьи, друзей, да и дальше Тернопольской области я не выезжала. Но живя привычной жизнью, посещая церковь и исследуя Писание, мое сердце особо касались места из Библии: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; … и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» Мф 10:37-38, а также история о юноше, которому Христос сказал: «… все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.» Лк 18:18-30. Ко мне пришло понимание того, что я не смогу познать Бога в Его полноте, живя привычной для меня жизнью, но оставив все и следуя за Ним, я узнаю Его по-новому и получу гораздо больше. И приняв твердое решение я сказала Богу: «Вот я, пошли меня!».
И действительно Бог показал мне путь превосходнейший. И теперь я не представляю своей жизни без миссии, которая делает меня самым счастливым человеком на земле. Бог изменил мои желания: я хочу быть руками Бога на земле, плакать с плачущими, радоваться с радующимися, делиться с нуждающимися, становиться подобной Иисусу, никогда не переставать преображаться в Его образ, быть примером, чтобы своей жизнью указывать людям на Христа. А также быть покорной слугой, как для людей, так и для будущей семьи, настоящей помощницей, женой.
Многие представляют миссионеров как проповедников, говорящих с кафедры Слово Божье, посещая отдаленные места и уголки планеты. Для меня миссионер – это воин на передовой, который представляет интересы своего Господа, и готов делать ВСЕ: купать грязных детей, мыть туалеты, копать, строить, кормить, лечить, учить и делать всю рутинную работу, как для Господа, чтобы явить пример другим. А когда Бог даст Свое Слово, которым нужно поделиться с ближним, то он пойдет и расскажет всем: большим и малым. Этим я сейчас и занимаюсь. Я ответственная за служение миссии «Сердце помощи» в Кении. На данный момент мы открыли три миссионерские точки: в Китале, в Момбасе (Мтвапе) и в Керио (пустыня)
ТАНЯ
Меня зовут Татьяна Федорчук. Мне 21 год, живу в большом и шумном мегаполисе –Вашингтон. Однажды в детстве, я увидела программу по христианскому телевидению о служении в Кении. Но начнем сначала. В моей семье есть авторитетные служители, и поэтому я с детства знала, что каждый человек имеет свое призвание и служение. После прочтения книги автора Дэвида Платта «Радикальные», в моей жизни многое изменилось, и я приняла ряд важных решений. И вот теперь я здесь, в Африке. Мое служение – преподавание в школе английского языка, математики, ну и конечно библейских уроков детям. Так же помогаю улучшать образовательную программу. Мечтаю служить жертвам торговли людьми и беспризорникам.
ОКСАНА
Я родилась в Одесской области, в живописном месте – село Иосифовка. Меня зовут Оксана Левинец, на миссию в первый раз я приехала в 24 года (четыре года назад). Еще с раннего детства, я понимала, что Бог призывает меня быть миссионеркой. Здесь на миссии я отвечаю за: детский приют «Сердце помощи», продовольственную часть, клиники для бездомных,а также я вожу машину, преподаю в воскресной школе, служу оператором в церкви.
РОМА
Меня зовут Роман Гураль. Я из Тернополя , Украина . В Кении я уже второй раз. Первый раз поехал из любопытства. Мое хобби — фотография , помогло мне увидеть как на фоне бедности , разрухи и безысходности, люди умеют радоваться жизни … Хакуна Матата . Но была и другая сторона медали — слишком поверхностное христианство … Все это не оставило меня равнодушным , я вернулся … На данный момент наша команда начала строительство Церковного комплекса ( в проекте ), в котором я принимаю непосредственное участие. Под одной крышей с нами проживают пятнадцать сирот — стараюсь по максимуму отдаваться им, даря любовь, которой они были лишены. Также выполняю медиа служение, потому что считаю важным освещение реальности через фотографию. Благодарю Бога, что я здесь.
ВИКА
Меня зовут Ярошенко Виктория, мне 20 лет. Я родом с Запорожской области, маленького поселка Еленовка, на Украине. Служить миссионером меня позвал друг, но я особо не хотела, поняла, что это мое уже на много позже, попав на миссию. Приехав в Кению, для служения, я увидела, что Бог многое через меня и для меня делает, кроме того, мне понравилось само служение, народ, дети, в общем все. Я поняла, что Бог хочет видеть меня здесь, что я здесь более нужна нежели где то в другом месте. На данный момент мое служение только началось. Впервые я была в Кении с июня по октябрь, служила в детском доме, сейчас, возвратившись с мужем (Вовой) во второй раз, мы работаем на миссионерской точке в племени Туркана, в пустыне. Очень хотим с мужем на протяжении того времени, пока мы здесь будем служить открыть детский дом, создать рабочие места в деревне, а так же искать сиротам семьи, которые будут готовы принять их как родных детей. Молимся и мечтаем об этом.
ВОВА
Меня зовут Ярошенко Владимир, мне 21 год, большую часть своей жизни я прожил в маленьком городке в Сумской области, в Украине. Побывать в Африке я мечтал с детства, но с возрастом эта мечта пропала, и возродилась только год назад, когда оказалась такая возможность. Я побывал в Кении дважды, первый раз 4 месяца, второй 2, в связи с тем, что решил жениться. Приехав впервые на миссионерское служение, я кардинально изменился, как внутренне, так и в поведении. Меня изменил Бог, и помог мне, затем я начал помогать местным. Ощутил себя здесь очень нужным, а так же понял, что Бог через меня действует, помогает мне, а я служу местному народу. Сейчас вместе с женой (Викой) несем служение в пустыне в племени Туркана.
ЭД, КАТЯ, ЭД (МЛАДШИЙ)
Понимание необходимости быть вовлеченным в миссию у меня возникло с первой сессии первого курса семинарии. Одним из предметов была миссиология. Понятие Misio Dei уже тогда приобрело для меня форму, и потому приобщение к миссии стало только вопросом времени.
Во время краткосрочного миссионерского тура я увидел большую нужду: бедность, к чему я, в принципе, был готов, но также и безысходность. Это уже поставило вопрос в моем сердце: «Ты ведь знаешь, где выход. Чем ты лучше их, чтобы об этом молчать?» Таким образом воплотилось понимание Misio Dei в моей жизни. Собственно это и стало началом, которое переросло в решение ехать с семьей в Кению.
В команде я являюсь ответственным по организации и администрированию интернет активности, коммуникации и распространению видения о миссии по церквям, а также несу служение пастора поместной церкви. Вся эта активность возможна через поддержку со стороны жены и ее участие.
И конечно же, у меня есть мечта: через дальнюю миссию дать понять людям в наших церквях, что мы уже (если быть точным, то лет 20 назад) можем участвовать в миссии. У нас есть что дать и чем поделиться. И этим восполнить катастрофическую нехватку кадров на миссии.
КИРИЛЛ
Меня зовут Кирилл, я родился в 1987году в городе Курске. В 2006 году ( со второй попытки) поступил в Курский государственный медицинский университет,, окончил в 2012 году.
Впервые серьезно задумался о проблемах в «Черной» Африке, когда посмотрел передачу с Геннадием Мохненко и Сергеем Демидовичем «Два портфеля» о миссии в Кении. Это был 2010 год. Больше всего меня зацепила мысль, что церкви сегодня тратят очень много сил и ресурсов только на самообеспечение, в то время помимо того, что в наших городах, в стране в целом столько возможностей для труда.
Сейчас я тружусь доктором в команде города Китале, где у меня помимо медицинской работы свои миссионерские обязанности, не связанные с медициной. Также, я как доктор, езжу регулярно по всем африканским командам (2 команды в Кении, команда в Руанде и команда в Южном Судане), помогая проводить бесплатные медицинские клиники в отдаленных местах для бедного населения.
Больше о Кирилле читай .
ИННА
Меня зовут Инна, я из Николаева, 1990 г.р. по профессии аналитик программного обеспечения, по призванию миссионер. Будучи вовлеченной в работу с детьми в лагерях и онкобольными, понимание служить другим и использовать Богом данные таланты, у меня было и до поездки в Африку. Но наличие большой нужды и нехватки кадров, сыграло решающую роль в принятии решения быть кросс-культурным миссионером. В команде я ответственна за школу, воскресную школу и молодежное служение. Так же имею домашнюю группу и занятия с молодыми мамами.
ЛЮБА
Я Любовь Цьонь, 1991г.р. Родилась и выросла в Тернополе, на западной Украине. С детства понимала, что мы спасенны Бого не только для посещения церкви, но и для какой-то большей активности ради Его славы. После того, как мои подружки уговорили меня идти учиться в Тернопольский Миссионерский Институт, стало понятно, что это не просто случайно или «за компанию». По окончании, я уже понимала, что мое призвание — Африка. В команде я ответственна за бухгалтерию, проект «Дети вдов» и клиники в школе.
МАРИНА
Меня зовут Марина. Родилась я в Одессе и росла в христианской семье. В 13-ти летнем возрасте переехала в Калифорнию. Посещала я миссионерскую церковь, где почти каждое воскресение у нас были гости или же миссионеры с нашей церкви, которые свидетельствовали и говорили о нужде на ниве Божьей. Вот так с подросткового возраста Господь дал желание служить Ему среди африканского народа. Здесь, на миссии, я помогаю в проекте «Дети улиц» и в женском служении.
ВИТАЛИЙ
Меня зовут Виталий, я из г.Киев (Украина). Родившись в христианской семье, покаялся в 2009 году и с тех пор осознано служу Богу. Через ряд не случайных обстоятельств Бог звал меня в Кению! Но возникали различные вопросы, в какую миссию, где найти финансы, как и когда туда ехать? Я начал молиться усерднее. Советовался с родителями, пастырями, друзьями, но для меня не было четкого ответа. Продолжал молиться, а время все летело… В Ноябре 2015го, в один из понедельников, я проснулся и молился о своих намерениях, планах и вдруг меня осенила одна мысль, что я только прошу, чтобы Он открыл мне двери, но по факту ничего со своей стороны не делаю! Я сразу же открыл в интернете разговорник с самыми обычными и часто употребляемыми фразами на языке, на котором говорят в Кении — Суахили и начал учить. Бог не замедлил. Через два часа мне написали с миссии «Наши дети в Африке» и сказали, что у них есть нужда в том, чтобы к ним приехал парень, который горит желанием и готов служить Ему. Для меня это был более чем ясный ответ от Бога! Я сразу начал подготавливать все нужные документы, чтобы у меня была возможность находится на миссии длительный период. В команде я отвечаю за строительство, уличных детей, и всю остальную работу по хозяйству, перед которой можно поставить слово «мужская».
ЮЛИЯ
Меня зовут Юлия, я приехала с Украины с города Тернополя. С детства я мечтала служить Богу и одной с невозможных, на мой взгляд, но очень желаемых была мечта быть миссионером в другой стране. Когда Бог открыл путь для обучения в миссионерском институте, я поняла, что это не моя, а Его мечта. Так, в свои 21, я впервые вступила на кенийскую землю. Пробыв здесь три года, я вернулась в Украину и служила в своей церкви. Но в прошлом году Господь опять позвал меня Кению. Я люблю этот народ и желаю служить ему столько, сколько угодно Богу. На данный момент я служу деткам в воскресной школе, отвечаю за бухгалтерию в команде, несу служение в одной из наших домашних групп, а также помогаю в школе и в молодежном служении. Очень благодарна Богу за возможность быть полезной для Его Царства!