Содержание
Православие в Америке
Православие в Америке — представлено рядом юрисдикций Поместных Церквей преимущественно окормляющих свою историческую диаспору, а также Православной Церковью в Америке с более миссионерской направленностью. Вопрос об объединении многочисленных параллельных юрисдикций в Америке воедино является одной из важнейших проблем православной диаспоры.
История
Появление Православия в Америке связано с путешествиями и переселением на этот континент христиан из Европы. Первыми европейцами, предположительно достигшими этого континента, были православные монахи отплывавшие из Ирландии. Плывя в неизведанные просторы, иноки на легких обтянутых кожей судах (куррагах) таким обрзом стремились к уединению и полному отданию себя в руки Божии. Наиболее известное предание о достижении новых земель на дальнем Западе связано с преподобным Бренданом Странником в VI веке, другие свидетельства говорят об ирландских монахах в Канаде в VIII веке. Хотя следы этих путешествий остаются неподтвержденными, в XX веке удалось показать возможность достижения Америки на кельтском курраге.
Достоверно известно что первые викинги из Гренландии, достигшие Америки около 1002 года, а затем основавшие тут колонию, были православными. Их предводитель Лейф Эриксон был обращен в Христианство при дворе Норвежского короля Олафа Трюггвасона и насадил новую веру среди своего народа. Однако, с отрывом Римской Церкви от полноты Православия и угасанием скандинавских колоний в Америке и Гренландии, церковная жизнь в Америке прервалась.
Лишь путешествия Христофора Колумба, который по некоторым сведениям опирался на информацию о вышеназванных предшественниках, крепко связали Американский континент с историей народов Евразии нового времени. Эта связь была обусловлена скоро последовавшей волной освоения и заселения «Нового света» римо-католическими, а затем протестантскими народами. Неизвестно, были ли среди колонистов XV-XVII веков православные верующие, но их религиозное наследие не сохранилось. При этом, инославие твёрдо укрепилось на Американских берегах и определило религиозный климат всё разраставшихся европейских колоний. Колониальными державами насаждавшими римо-католицизм стали Испания и Португалия и Франция, а покровителями разных протестантских течений стали Англия и Нидерланды. Попытки лютеранских Дании и Швеции основать свои колонии не принесли значимых долгосрочных плодов. К концу XVII века закрепилась этноконфиссональная география континентов которая сохряняется поныне: латинизированная и преобладающе римо-католическая Южная Америка, преимущественно англо-говорящая и протестантская Северная Америка со значительными вкраплениями франко- и испано-язычных римо-католиков на юге и северо-востоке.
Русская миссия на Аляске
В XVIII веке к берегам Америки вышла Россия, единственная мировая держава своего времени где Православие занимало господствующее положение. В отличие от западно-европейских стран, колонизировавших Америку с востока, русские вышли к её северо-западным пределам и присоединили к Российской империи Алеутские острова, Аляску, Александровский архипелаг и прибрежные земли на тихоокеанском побережье вплоть до испанских владений в Калифорнии. В пределах этой Русской Америки, вверенной Русско-Американской компании, началось обустройство населенных пунктов, разработка природных ресурсов – в первую очередь пушнины – и переселение первых православных с Евразийского континента. Первопоселенцы нередко вели себя как эксплуататоры и не отличались высокой нравственностью, что оказывало плохое воздействие на алеутов, колошей, тлинкитов и иных коренных обитателей Русской Америки.
Государственная забота о насаждении Православия в новых землях обеспечила в 1794 году присылку в Америку специальной просветительской миссии из Валаамских монахов во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). Они стали просвещать местное население, заступаться за него перед властями и благотворно воздействовать на переселенцев. Миссия дала таких святых как священномученик Ювеналий (Говорухин) и преподобный Герман Аляскинский, укоренила веру среди коренных обитателей, из которых Петр Алеут стал первомучеником за Христа. Земли Русской Америки вошли в Иркутскую епархию и уже в 1796 году для них было учреждено особое Кадьякское викариатство. Укрепление Православия и обустройство Аляски повлекло за собой в 1840 году учреждение самостоятельной Камчатской епархии с центром на Аляске, в Новоархангельске (ныне Ситка). После перемещения кафедры на Евразийский континент, для окормления Американских владений была учреждена викарная Новоархангельская кафедра, ставшая самостоятельной епархией после продажи Русской Америки США в 1867 году. В последующие годы, несмотря на потерю государственной поддержки и активное противодействие со стороны протестантских проповедников, Аляскинская епархия (см. подробнее) поддерживала Православие на Аляске, которая сделалась своего рода святой землей для православных Америки.
Первая волна иммигрантов и ви́дение святого Тихона
Тем временем, с середины XIX века стала постепенно нарастать волна традиционно православных иммигрантов в Америку, особенно в США. В этой диаспоре на первом месте были униаты, карпатороссы и малороссы, православные греки с сербами, затем арабы и русские. Американская епархия Русской Православной Церкви, будучи единственной в то время организованной епархией в пределах этой части света, старалась окормлять и организовывать новоприбывших. Для лучшего их окормления кафедра была перенесена в 1872 году в Сан-Франциско, а в 1905 году – в Нью-Йорк, хотя всё это время епархия сохраняла историческое наименование Алеутской. Освобожденные от государственного гнёта, который удерживал их в римо-католицизме, славянские выходцы из Австро-Венгрии стали во множестве возвращаться в Православие под водительством праведного отца Алексия Товта и составили основную массу паствы русской епархии в Америке. Для официальной регистрации, а также в миссионерских целях, епархия восприняла новое самоназвание, более привычное для бывших униатов – «Русская Православная Греко-Кафолическая Церковь в Северной Америке».
Православные выходцы из разных земель, желая сохранять единство внутри своих эмигрантских общин, тяготели к организации церковной жизни по народно-языковому признаку. По мере роста их числа и улучшения их положения, общины стремились устроить собственные приходы, иногда изыскивая услуги странствующих священников или приглашая их с родины, порой игнорируя существование епархии в Америке. Быстро растущая епархия постепенно включала такие приходы в свой состав, но вскоре встала перед принципиальным вопросом организации церковной жизни в новой среде. Святитель Тихон (Белавин), возглавлявший Американскую епархию на рубеже XIX и XX веков, выдвинул идею создания Американской митрополии на автономных началах с особыми викариатствами для каждой из значимых этно-культурных эмигрантских групп. Святитель преуспел в организации лишь одного такого викариатства – Бруклинского во главе со святителем Рафаилом для сиро-арабов Америки, – но намечал как минимум два других, для сербов и для греков. Обширная греческая диаспора в Америке стояла особняком от иных православных. Будучи наиболее многочисленной и зачастую не настроенной признать авторитет русских архиереев, греческая эмиграция по большей части организовывала свою церковную жизнь без сношения с Русской Церковью. Выписывая священников с родины и связываясь с различными греческими архиереями, греки создали в своей среде церковный беспорядок, требовавший срочного исправления. Это побудило в 1908 году Константинопольского патриарха Иоакима III издать Томос в котором он заявил, что лишь Константинопольская Православная Церковь «может канонически распространять свой авторитет за пределы своей определенной юрисдикции», и объявил о передаче попечения о православных греках в рассеянии Элладской Церкви. Этот томос относился, в частности, и к грекам в Америке, хотя особой епархии для них в то время создано не было
Русская революция и дробление юрисдикций
Октябрьский переворот 1917 года, в корне изменив отношения Православной Церкви и светской власти в России, стал толчком к появлению многочисленных нестроений в церковной жизни Русской Православной Церкви. Главными причинами нестроений поразивших Американскую епархию Русской Церкви стали нарушение регулярных сношений со священноначалием в Москве, сепаратистские настроения и неуживчивость разных эмигрантских группировок, новая волна послереволюционных беженцев, поддержка оказанная большевистским правительством Советской России «обновленцам» в Америке. Давняя проблема странствующих самозванных или запрещенных священнослужителей резко усугубилась, приходы стали выходить из подчинения архиерею опираясь на таких «клириков» и на светские суды. Ответом на нестроения стала попытка внутреннего сплочения и относительной изоляции – на Детройтском Соборев 1924 году Американская епархия, отныне называемая также «митрополией», объявила о своей «временной автономии» в составе Русской Православной Церкви. Разное понимание этой автономии обусловило последующие неурядицы в церковной жизни Русской Церкви в Америке – в 1927 году «митрополия» порвала связь с Русской Зарубежной Церковью, а в 1933 году – с Московским Патриархатом. Однако, в 1935 году последовало примирение «митрополии» с Зарубежной Церковью, и подавляющее большинство русских верующих в Америке объединились.
Нестроения в Американской митрополии Русской Церкви и продолжающийся приток разноплеменных эмигрантов подстегнули оформление многочисленных параллельных православных юрисдикций для Америки по национальному признаку. Малороссы в Канаде, ввиду усиления украинского самосознания, отказались войти в состав «русской» епархии и образовали свою раскольническую «Украинскую Православную Церковь Канады» около 1919 года. Сербы в Америке вышли из состава Русской Церкви и образовали Сербскую Американскую епархию под омофором Сербского Патриархата в 1921 году. В том же году была основана и Греческая Американская епархия в составе Элладской Православной Церкви. Несколько позднее Албанская Американская епархия также отложилась от Русской Церкви и оказалась вне общения с иными Церквами.Румынский Патриархат объявил об учреждении Румынской Американской епархии в 1930 году. В 1938 году Болгарский Патриархат учредил в Америке свою епархию. Арабская диаспора разделилась на приверженцев Русской Церкви и тех, кто перешел в ведение Антиохийского Патриархата. Также, именно из арабской среды была предпринята неудачная попытка создания т.н. «Американской Православной Кафолической Церкви», изначально поддержанная русским митрополитом Америки Платоном и возглавленная Бруклинским епископом-арабом Евфимием. Известны безуспешные попытки Александрийского и Иерусалимского Патриархатов утвердиться в Америке в эти годы. В отличие от иных параллельных юрисдикций, озабоченных окормлением лишь одной определённой эмигрантской группы, Константинопольский Патриархат последовал образцу Русской Церкви и постарался объединить верующих разных национальностей, объявляя о своём исключительном праве на устроение церковной жизни в «варварских» землях. Это было частью кампании Константинопольской Церкви по подчинению себе всей православной диаспоры, а также некоторых областей, где сношение с иными церковными центрами (в первую очередь с Москвой) оказалось затруднённым. Основой Константинопольской юрисдикции в Америке стали греки – в 1922 году Константинопольский патриарх Мелетий (Метаксакис), ранее учредивший Греческую Американскую архиепископию как Афинский митрополит, перевёл её из ведения Элладской Церкви в состав Константинопольского Патриархата. В 1937 непризнанная Украинская Православная Церковь Америки была принята под омофор Константинопольского патриарха как отдельная национальная епархия, а в 1938 году ряд карпаторосских приходов были приняты из унии и составили Американскую Карпаторосскую епархию Константинопольского Патриархата
Попытки объединения в годы Холодной войны
Вторая мировая война послужила новой вехой в истории Православия в Америке. После войны в Америку стала прибывать новая волна православных беженцев в основном из числа «перемещенных лиц» и гонимых верующих из стран соцлагеря, ряд традиционно православных государств в Восточной Европе оказались под властью коммунистов-безбожников, а между США и СССР началась т.н. Холодная война за первенство на мировой арене. Оформление двухполярного мира и усилия социалистических режимов использовать Православные Церкви в качестве орудий в международной политике повлекло за собой цепь расколов в юрисдикциях, связанных со странами соцлагеря. В 1946 году русская «Американская митрополия» вновь порвала с Зарубежной Церковью, которая вскоре перенесла свой центр из Европы в Нью-Йорк. Различное отношение к Московскому священноначалию сыграло немалую роль в этом разрыве, но уже к 1947 году обе Церкви определённо стали в оппозицию Московскому Патриархату. Расколы на почве лояльности к светской власти на исторической родине постигли американские епархии Сербской, Румынской и Болгарской Церквей, а также Албанскую Американскую епархию.
Усугубляющееся размножение параллельных юрисдикций и расколов неизменно признавалось нежелательным и в принципе неприемлемым состоянием для Православной Церкви в Америке. Вдобавок к некоторым видным поборникам церковного объединения всех православных в единой юрисдикции, смена поколений и обращение разноплеменных американцев в Православие постепенно создавали почву для все-американской православной общности. Еще во время Второй мировой войны объединенные усилия православных юрисдикций привели к государственному признанию Православия как единой религии со стороны светских властей США в целях создания службы православных военных священников. В 1960-х годах была создана Постоянная Конференция Канонических Православных Епископов в Америке (SCOBA), которая объединила предстоятелей большинства православных юрисдикций в Америке на консультативной основе.
В результате переговоров между «Американской митрополией» и Московским Патриархатом было предпринято преобразование с целью достижения юрисдикционного единства – в 1970 году Патриархат даровал «митрополии» автокефалию в пределах Северной Америки с наименованием последней «Православной Церковью в Америке». Новообразованная независимая Церковь была призвана объединить все юрисдикции и стать всеохватывающей Американской Церковью с миссионерской направленностью. Поддержка со стороны Русской Церкви обеспечила признание новой автокефалии со стороны Грузинской, Болгарской, Польской и Чехословацкой Поместных Церквей, многообещающее начинание было поддержано в Америке многочисленными румынами, болгарами и албанцами, присоединившимися к Православной Церкви в Америке на правах особых национальных епархий. Однако, одностороннее дарование автокефалии Московским Патриархатом получило резкий отпор со стороны греческих Церквей, особенно Константинопольского Патриархата, который настоял на своих исключительных прерогативах в диаспоре. Не признали новой автокефалии и наиболее значительные негреческие Церкви – Румынская, Антиохийская, Сербская, — предпочитая сохранять свои собственные епархии в диаспоре.
Статистика
Современное положение
После падения атеистических режимов в бывшем соцлагере, разделения, вызванные вмешательством безбожных властей в жизнь Церкви, стали излечиваться. Последним и важнейшим из этих примирений было восстановление канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью в 2007 году. Новая волна эмигрантов из традиционно православных земель, преимущественно из стран бывшего соцлагеря, снова стала преображать состав Православной Церкви на Американских континентах.
В 1994 году произошла историческая Лигоньерская встреча на которую собрались 29 православных архиереев разных юрисдикций и заявили о желании объединиться в единую Американскую Православную Церковь. Это начинание не получило широкой поддержки заграницей, но вопрос окормления диаспоры становился всё более актуальным для большинства Поместных Церквей с каждым годом. Решением IV Всеправославного предсоборного совещания в Шамбези в 2009 году в большинстве регионов мира со значительной православной диаспорой были учреждены Епископские Собрания с целью способствовать координации и единству православной паствы в этих землях. На территории Америки таких форумов было создано два – для Северной и Центральной Америки и для Южной Америки. В 2014 году эти форумы были преобразованы в три — для США, для Канады и для Латинской Америки.
Использованные материалы
Данные религиозного опроса проведенного Бюро Переписи США. Бюро собрало список православных приходов и провело опрос в каждом из них. Опрос не включал Аляску. Данные приводятся по сведениям Матфея Нэйми на сайте OrthodoxHistory.org, http://orthodoxhistory.org/2010/10/historical-census-data-fo…ca/.
Данные религиозного опроса проведенного Бюро Переписи США. Бюро собрало список православных приходов и провело опрос в каждом из них. Данные приводятся по сведениям Матфея Нэйми на сайте OrthodoxHistory.org, http://orthodoxhistory.org/2010/10/historical-census-data-fo…ca/.
Данные религиозного опроса проведенного Бюро Переписи США. Бюро собрало список православных приходов и провело опрос в каждом из них. Ввиду внутрицерковной смуты среди верующих Русской и Антиохийской Церквей, численность этих групп предположительно занижена. Данные приводятся по сведениям Матфея Нэйми на сайте OrthodoxHistory.org, http://orthodoxhistory.org/2010/10/historical-census-data-fo…ca/.
Данные религиозного опроса проведенного Бюро Переписи США. Бюро собрало список православных приходов и провело опрос в каждом из них. Ввиду внутрицерковной смуты среди верующих Русской Церкви, численность этой группы предположительно занижена. Данные приводятся по сведениям Матфея Нэйми на сайте OrthodoxHistory.org, http://orthodoxhistory.org/2010/10/historical-census-data-fo…ca/.
Включает 11 структур семи канонических Пометсных Церквей. По данным Krindatch, Alexei, Religious Congregations and Membership in the United States. 2000, Glenmary Research Center: Nashville, Tennessee, 2002.
Включает 12 структур семи канонических Пометсных Церквей. Из канонических Поместных Церквей представленных в США не включена Грузинская Православная Церковь. По данным Krindatch, Alexei, «2010 US Orthodox Christian Census,» Religious Congregations and Membership Study 2010, . Результаты отражают опрос поведенный в каждом православном приходе в пределах США. Число известных приверженцев — сумма приблизительных оценок количества людей «связаных» с приходской жизнью. Число регулярных прихожан – сумма приблизительных оценок количества людей обыкновенно приходящих в церковь по воскресеньям.
Православная Церковь в Америке — пятнадцатая по диптиху в семье автокефальных Поместных Православных Церквей. Помимо США и Канады, приходы Православной Церкви в Америке есть также в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии.
Немалые части Северной Америки, в первую очередь Аляска и Алеутские острова, были открыты и изучены трудами многих русских людей, почему справедливо именовались «Русской Америкой». Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя купца Григория Ивановича Шелихова (1748-1795) — основателя первых на этой земле постоянных русских поселений. Налаживая торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры, а подчас и крестил их, так как священника среди поселенцев сначала не было.
По представлению Шелихова и его компаньона Ивана Голикова Святейший Синод назначил в 1793 году первую православную миссию на Аляску, составленную из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). К месту своего назначения — на остров Кадьяк — миссия прибыла в сентябре 1794 года. Жители этого острова, как и других североамериканских земель, были язычниками. Валаамские иноки с апостольской ревностью несли возложенное на них послушание. Один из них, иеромонах Ювеналий, в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой, старец Герман, в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке и ныне прославлен в лике преподобных. Уже к концу 1796 года число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям.
В мае 1796 года Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил архимандриту Иоасафу быть епископом Кадьякским, викарием Иркутской епархии. 10 апреля 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не довелось — корабль «Феникс», на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякский и его спутники, затонул недалеко от американских берегов.
Отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании складывались неблагоприятно, и в 1811 году Святейший Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии.
В 1824 году на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, прославленный в святительском сане), который с полным правом именуется апостолом «Русской Америки». Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги. Он несколько раз посетил американский материк, где крестил многих туземцев. На Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. В 1840 году была восстановлена епископская кафедра в Америке — в г. Новоархангельске, административном центре русских владений, и отец Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.
В 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. Святитель Иннокентий настоял на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было. Своими распоряжениями американская администрация часто нарушала интересы православного русского духовенства и православных жителей. Тем не менее русские миссионеры не останавливались перед возникавшими трудностями и с апостольской ревностью служили делу спасения туземного населения.
В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско — в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке «Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской».
В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев.
Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов.
К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствами — Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.
Уже в начале XX века полнота православной церковной жизни в Америке приводила русских церковных деятелей в США к мысли о придании Церкви в Америке самостоятельного статуса. В 1906 году архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 году и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте святителя Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.
С 1794 года — времени прибытия в Америку первых миссионеров из России — Русская Православная Церковь в Северной Америке объединяла всех православных Америки независимо от их национальной принадлежности, что признавалось законным всеми Поместными Церквами. События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке и Матерью — Русской Православной Церковью. В 1921 году без ведома и канонического согласия Русской Православной Церкви в Америке была учреждена Греческая архиепископия; затем стали появляться и другие этнические православные юрисдикции.
В 1924 году Детройтский собор под председательством митрополита Платона (Рождественского), вопреки канонам, в одностороннем порядке провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке. В ответ на это Святейший Патриарх Тихон незамедлительно освободил митрополита Платона от управления Североамериканской епархией, однако последний Патриаршего указа не принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву от Матери-Церкви.
В 1933 году Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный Синод признали действия митрополита Платона грубым нарушением церковной дисциплины и определили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния. Всем состоящим в Североамериканской епархии — клиру и мирянам — Священный Синод предложил прекратить общение с митрополитом Платоном и его последователями и пребывать в каноническом ведении Московского Патриархата.
Так как митрополит Платон не подчинился данному постановлению, решением Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 года на Североамериканскую кафедру был назначен архиепископ Вениамин (Федченков), получивший титул архиепископа Алеутского и Североамериканского и статус Экзарха. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 года, когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.
В 1934 году митрополит Платон скончался, не раскаявшись в учиненном им расколе. Его преемник митрополит Феофил (Пашковский) занял ту же позицию непокорности канонической власти Русской Православной Церкви. На Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 году митрополит Феофил настоял на провозглашении автономии Русской Православной Церкви в Америке и принятии «Временного положения» об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви.
Однако американская паства и часть клириков тосковали о потере единства с Русской Церковью и стремились к его восстановлению. Это стремление особенно усилилось в годы Великой Отечественной войны, когда немалая часть русского населения Америки стала проявлять чувства симпатии к героической борьбе Советского Союза с нацизмом. Православные в Америке с радостью восприняли весть об избрании митрополита Сергия на Патриарший престол, в связи с чем митрополиту Феофилу пришлось дать указание поминать Святейшего Патриарха Сергия во всех храмах Митрополичьего округа.
В ноябре 1946 года на Всеамериканском Соборе в Кливленде подавляющим большинством голосов было вынесено решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке в лоно Матери-Церкви и быть для нее духовной главой при условии сохранения ею полной автономии.
Святейший Патриарх Алексий приветствовал решение Кливлендского Собора и заявил об отсутствии принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Однако впоследствии митрополит Филофей отказался от встречи с иерархами Русской Православной Церкви, несмотря на полное сочувствие делу воссоединения с Матерью-Церковью со стороны паствы и большинства духовенства Митрополичьего округа.
Неофициальная связь между представителями Матери-Церкви и Митрополичьим Округом была установлена лишь в 1961 году во время генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Дели. В 1963 г. председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим встретился с главой Митрополичьего округа митрополитом Леонтием (Туркевичем), но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.
Ситуация стала меняться с избранием в 1965 году главой Митрополичьего округа митрополита Иринея (Бекиш). С первых дней 1969 года начались официальные переговоры по восстановлению канонических отношений Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке с Матерью — Русской Православной Церковью. 31 марта 1970 года в США митрополит Никодим, действуя от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви, и архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады Ириней подписали итоговое соглашение. Тогда же митрополит Ириней, по решению Большого Собора и епископов Американской Митрополии, вручил митрополиту Никодиму прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия о том, чтобы Мать — Русская Православная Церковь даровала автокефалию Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.
10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви на расширенном заседании вынес решение о предоставлении автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке. В тот же день был подписан Патриарший и Синодальный Томос об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.
Согласно Томосу, в Московском Патриархате остался Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке (в качестве официального представительства), а также приходы и клир в США и Канаде, пожелавшие сохранить пребывание в юрисдикционном ведении Святейшего Патриарха Московского.
В 1971 году в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США. В том же году Православная Церковь в Америке организовала миссию в Австралии.
Весной 1972 года к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви. В связи с этим был образован Мексиканский Экзархат.
Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке, в 1960 году, к Русской Православной Греко- Кафолической Церкви в Северной Америке присоединилась часть православных румын вместе со священниками — около 40 приходов в США и Канаде, отделившихся в 1951 году от Румынского Патриархата. Румынские приходы были выделены в автономную епархию ПЦА.
В настоящее время Православная Церковь в Америке насчитывает около 500 приходов и миллион верующих в нескольких странах. В Американской Церкви четыре мужских монастыря (Свято-Тихоновский, Святого мученика Евгения, Свято-Воскресенский, Свято-Вознесенский) и два женских (Свято-Успенский и Свято-Мариинский), Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде, штат Нью-Йорк, Свято-Тихоновская семинария в Саут-Канаан, штат Пенсильвания, и Свято-Германовская семинария на Аляске.
С 12 ноября 2008 года по 7 июля 2012 года Предстоятелем Православной Церкви в Америке являлся Митрополит Иона, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады.
Решением Священного Архиерейского Синода от 9 июля 2012 года Местоблюстителем Православной Церкви в Америке назначен старший по хиротонии член Синода Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский, управляющий Румынской епископией. Администратором Православной Церкви в Америке назначен Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский.
13 ноября 2012 года открывшийся в городе Парма (штат Огайо) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем Православной Церкви в Америке Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Филадельфийского и Восточной Пенсильвании.
По материалам работы: Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. — М.: Русские огни, 1994.
Освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей (Левит 25, 10).
Его Высокопреосвященство КИРИЛЛ Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский объявляет расписание празднования 50-летия сo дня кончины иже во Святых отца нашего ИОАННА Архиепископа Шанхайского чудотворца, которое пройдет с 30 июня по 2 июля, 2016 г.
Возглавит торжество Его Высокопреосвященство Митрополит Иларион Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, в сослужении членов архиерейского синода, других епископов и клириков.
Институт Святителей Кирилла и Афанасия организует симпозиум под названием «Святой Иоанн и его наследие». Информация о симпозиуме и о докладчиках, лично знавших Святителя, будет опубликована в ближайшее время.
Расписание Торжеств посвященных 50-летию со дня кончины Св. Иоанна чудотворца:
Четверг 30 июня
В 4:00 ч. дня – Вечерня и утреня, перенесение мощей на середину собора
В 6:00 ч. веч. – Акафист Св. Иоанну перед мощами.
В 7:30 ч. веч. – Открытие симпозиума «Св. Иоанн и Его наследие” (о месте проведения будет сообщено позже, следите за обновлениями)
Пятница 1 июля
В 8:00 утра – Литургия
В 10:30–4:00 веч. – Две сессии симпозиума «Св. Иоанн и Его наследие” (о месте проведения будет сообщено позже, следите за обновлениями), обед
5:00 веч. – Исповедь
6:00 веч. – Всенощная
Суббота 2 июля
В полночь – Литургия
В 9:00 утра – Встреча Его Высокопреосвященства Митрополита Илариона, Божественная Литургия, крестный ход
2:00 ч. дня – Банкет в Русском центре (регистрация необходима)
Число американцев, не имеющих религиозной принадлежности, значительно возросло, а число людей, которые идентифицируют себя как христиане, заметно уменьшилось.
Это показало новое исследование центра Pew Research Center.
На основании телефонных опросов, проводившихся в 2018 и 2019 гг., центр сообщил, что сейчас христианами называют себя 65 процентов взрослых американцев, тогда как в 2009 году этот показатель составлял 77 процентов.
Тем временем число людей, называющих себя атеистами, агностиками или не имеющими определенной религиозной принадлежности, выросло с 17 до 26 процентов.
По данным Pew, свои позиции теряют и протестанты, и католики. Протестантами считают себя 43 процента американцев (в 2009 году – 51 процент), а католиками – 20 процентов (в 2009 году – 23 процента).
При этом отмечается рост во всех категориях нерелигиозных людей: атеисты теперь составляют 4 процента населения, тогда как в 2009 году их было 2 процента, агностиков стало 5 процентов вместо 3, а не принадлежащих к определенной религии – 17 процентов вместо 12.
Эти перемены происходят на фоне непростого периода для многих религиозных организаций. Две крупнейшие церкви, Католическая и Южная баптистская конвенция, столкнулись с многочисленными секс-скандалами, а Объединенной методистской церкви грозит раскол из-за вопроса о включении людей из ЛГБТК-общины.
Опрос также выявил стабильное снижение посещаемости религиозных служб.
За последние десять лет число американцев, посещающих службу хотя бы раз или два в месяц, сократилось на 7 процентов, тогда как количество тех, кто ходит на службу реже или вообще не ходит, выросло на те же 7 процентов.
В 2009 году людей, регулярно (не менее раза в месяц) посещающих службу, было больше, чем тех, кто ходит редко или не ходит совсем: 57 процентов к 47. Теперь же 54 процента говорят, что ходят на службу редко или не ходят никогда, а не менее раза в месяц службу посещают 45 процентов.
Данные Pew отражают большой возрастной разрыв в плане религиозной принадлежности: в поколении бэбибумеров (возраст 52-70 лет) христианами называют себя три четверти респондентов, а в поколении миллениалов (возраст 20-35 лет) – только 49 процентов.