Русский ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО в Будапеште
Дорогие братья и сестры.
По милости Божией уже много десятилетий св. Сергиевский приход является органичной частью Русской Церкви, преобразованной в 2000 году в Венгерскую епархию Московского Патриархата. Сущность христианской жизни все мы с вами, едиными устами выражаем словами молитвы Господней: «… да придет Царствие Твое.» Мы пытаемся подчинить нашу жизнь этому великому упованию, понимая что не всего нам удаётся достичь в этом внешне свободном, но в значительной степени обезбоженном мире. Непросто нам быть рядом с людьми иного мировоззрения и образа жизни, но мы помним завет апостола: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.» (1 Петр 3, 15). Осмысление прошлого и настоящего, подвиг новомучеников и исповедников российских в 20 веке, жизнь христианских праведников ––учит нас видеть главное.
Центр нашей духовной жизни – Христос. При любых обстоятельствах мы должны оставаться общиной – духовным средоточием которой является Евхаристия. Мы создаем не «православный клуб» или «православную дружину», а приход, где прихожане будут следовать апостольскому призыву: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы.» (1 Перт 2, 9-10).
Прот. Иоанн Кадар
Отзывы Собор Матьяша (Венгрия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Собор Матьяша, Будапешт
Католический собор Св. Матьяша — одно из красивейших сооружений Будапешта, строительство которого шло на протяжении двух веков. Здание выполнено в готическом стиле и настолько великолепно, что даже когда в 16 столетии турки захватили город, они не разрушили храм, а лишь замазали фрески.
Примечательно и расположение храма — он входит в архитектурный комплекс Будайского замка, находясь между площадью Св. Троицы и Рыбацким бастионом. Это одна из красивейших площадей венгерской столицы, плюс отсюда открываются фантастические виды на роскошное здание Парламента. А колокольня собора Матьяша — самое высокое сооружение Будайского замка.
Благодаря уникальной акустике, здесь часто проводят концерты.
Содержание
Абзац истории
Самый первый храм в честь Девы Марии на этом месте был заложен Св. Иштваном в 1015 г., но дожил лишь до монгольского нашествия в 1242. Свято место пусто не бывает, потому как только король Бела IV избавился от монголов, он приказал возвести на холме Будайский замок, который включал бы и новую церковь. Строительство шло двадцать лет: с 1250 по 1270 гг., во второй половине 14 столетия ее реконструировали, а при Людовике Великом значительно перестроили и расширили. Свое нынешнее имя храм получил во времена правления короля Матьяша Хуньяди (Корвина), который дважды венчался здесь и по чьему указанию в его облик внесли существенные изменения.
Судьба у Будапешта непростая, потому в 1526 г., когда город захватили, разграбили и сожгли турки, собору также немало досталось. Из-за второго нашествия 1541 г. храм Св. Матьяша и вовсе превратили в мечеть, на 145 лет сделав из него главную исламскую святыню Буды.
Именно в соборе Св. Матьяша проводились коронации последних венгерских монархов династии Габсбургов, в том числе Франца-Иосифа I и его супруги Елизаветы.
По легенде, возвращение собора в лоно христианской церкви ознаменовалось явлением статуи Девы Марии. Когда в 1686 г. Буду отвоевывали у турок силами Священной Лиги, то во время артиллерийского обстрела рухнула одна из стен бывшего храма. Совершавшие там намаз турки увидели статую Пресвятой Богородицы, видение которой настолько подорвало их дух, что город был сдан в тот же день.
Следующая масштабная реконструкция в храме проводилась уже в 1874—1896 гг. под руководством знаменитого архитектора Фридеша Шулека, который старался придать собору его оригинальный готический вид 13 столетия.
Именно здесь, кстати, проводились коронации последних венгерских монархов династии Габсбургов, в том числе Франца-Иосифа I и его супруги Елизаветы.
Интерьер собора Св. Матьяша
Внимательно прочитавшим абзац истории станет понятно, что весь интерьер собора сохранился с конца 19 века, после его глобальной реконструкции и перестройки. В качестве главной приманки для туристов здесь выступают удивительные цветные витражи, а также настенная роспись талантливых художников К. Лотце и Б. Секея.
Удивительно, но до наших уцелели две невысокие колонны 1260 г. На их вершинах — скульптуры монахов и демонических животных, борющихся друг с другом.
Вдоль северной стены собора можно увидеть ряд капелл, наиболее примечательны из которых капелла святого Имре и капелла Св. Троицы, где находится богато украшенный саркофаг короля Белы III и его супруги Анны Шатийонской. Чуть дальше расположена капелла святого Иштвана. В галерее под ней, кстати, открыт Музей религиозного искусства.
Координаты
Брошюра подготовлена Хевизским православным приходом и издана в 2014 году многотысячным тиражом для бесплатного распространения среди русскоязычных жителей и гостей Венгрии при поддержке турфирмы «Робинзон-тур».
Получить экземпляр брошюры можно на богослужениях Хевизского православного прихода.
Ниже приводится текст и некоторые фото из брошюры.
* * *
ПРАВОСЛАВНАЯ ВЕНГРИЯ
Мы приветствуем гостей Венгрии, этой удивительной, прекрасной страны в центре Европы!
Здесь находится множество курортов, достопримечательностей, природных заповедников, так что не случайно она была и остается одним из любимых направлений для туристов и отдыхающих.
Но существует ли «православная Венгрия»? Не перепутали мы что-то в названии брошюры? Наши паломники хорошо знают православную Грецию, Сербию, Кипр, Болгарию, другие исторически православные края и страны. Разве относится к их числу Венгрия? Мы постараемся на нескольких страницах ответить на этот вопрос, раскрыть неизвестную для массового туриста сторону Венгрии – ее богатое православное наследие.
ЗАЛАВАР
Если Вы прилетаете в Венгрию рейсом в аэропорт Шармеллек, недавно открывшийся по причине значительного роста туристов на самый популярный венгерский курорт Хевиз, то Вас незримо встретит благословение великих святых – равноапостольных Кирилла и Мефодия. Буквально в пяти километрах от аэропорта находится местечко Залавар, где не так давно было сделано археологическое открытие: найдены черепки с надписью на глаголице, алфавите, созданном святыми братьями для просвещения славянских народов. Уникальность находки состоит в том, что это самая древняя, известная науке, надпись на глаголице. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что именно Залавар является тем местом, откуда началась миссия Кирилла и Мефодия среди славянских народов. Раньше здесь находился город древней Моравии Блатноград, правитель которого любезно принимал образованных братьев и дал им возможность широкой проповеди среди своих подданных.
В знак почитания этого места, важнейшего для истории культуры славянских народов, здесь установлены памятники Кириллу и Мефодию от Словакии и Болгарии. Эти памятники находятся в мемориальном парке, посвященном основоположникам славянской письменности, в который также включены археологические раскопки древнего храма и краеведческий музей. В мемориальный комплекс входит и храм, построенный недавно, но в древнем романском стиле. В этом храме в дни памяти святых Кирилла и Мефодия проводятся православные богослужения силами Хевизского русского православного прихода, который молитвенно поддерживает наших соотечественников не только в городе Хевиз, но и во всем Балатонском регионе.
БАЛАТОН И ШИОФОК
Название озера Балатон тоже имеет славянское происхождение от слова «блато» или болото. Раньше уровень озера был гораздо выше, и все окрестные поля были затоплены, так что окрестности озера представляли собой сплошное болото. Сейчас воды в Балатоне стало меньше, берега осушены и практически вся береговая линия озера является курортной зоной.
Неофициальной столицей Балатонского региона и самым крупным городом является Шиофок, родина композитора Имре Кальмана. Сейчас это динамично развивающийся курорт, где гармонично соседствуют здания особняков XIX века с удачными современными архитектурными решениями. Каждый желающий может насладиться неповторимой панорамой заката над озером Балатон, со смотровой площадки, расположенной на бывшей водонапорной башне. Теперь это строение на центральной площади города превращено в туристический центр с удобным лифтом и кафе наверху. Отсюда видна и набережная «Венгерского моря», как здесь часто называют Балатон, с причалом для судов, курсирующих между Шиофоком и другими прибрежными городами. Ориентиром для моряков и украшением набережной стала скульптура «Добрый ангел мира», венчающая один из маяков и освященная православным чином при ее торжественном официальном открытии летом 2012 года.
ТИХАНЬ
Жемчужина Балатона – полуостров Тихань, где расположен монастырь ордена бенедиктинцев. Нельзя побывать на Балатоне и не посетить Тихань. Отсюда открывается фантастический вид на все озеро. Впечатление усиливается необыкновенной тишиной и спокойствием, которыми, как кажется, пропитан сам воздух Тихани. Побывайте здесь и Вы обязательно полюбите Венгрию!
Это место тесно связано с древней историей наших народов. В крипте монастыря есть захоронение короля Андраша, принадлежащего еще первой династии Арпадов. В его грамоте о даровании монастырю близлежащих угодий встречаются венгерские слова, которые считаются самой древней записью на венгерском языке. Копия этой грамоты вывешена на стенах крипты. А супругой короля Андраша была дочь киевского князя Ярослава Мудрого княжна Анастасия.
С ней из Киева приехали в Венгрию православные монахи, которые обосновали скит в пещерах на склонах тиханьских холмов. Эти древне-русские подвижники благочестия теперь почитаются местными монахами бенедектинцами, как отцы-основатели их монастыря. Перед аббатством вы можете увидеть современную скульптурную группу – королевскую чету Андраш и Анастасия.
Отсюда, совершив получасовую прогулку лесными тропами, можно добраться до пещер, где почти тысячу лет назад были скиты православных монахов. «Венгерский Афон» – с долей справедливости можно назвать это место в память о неизвестных преподобных отцах, своими молитвами много веков незримо хранящих покой и тишину Тихани – тихого пристанища в центре Европы.
БУДАПЕШТ
Сердце Венгрии — это ее столица, один из прекраснейших городов мира, Будапешт. Он соединяет в себе две такие непохожие друг на друга части, а точнее, два города – Буду и Пешт. Их контраст, особенно хорошо видимый с берегов Дуная, создает неповторимое впечатление, которое навсегда запомнит каждый путешественник, увидевший эту чудесную панораму, где взаимно дополняют друг друга красота природного ландшафта и человеческий архитектурный гений.
Столица является не только политическим и культурным центром страны, в ней также сосредоточены и духовные сокровища народа. Тот факт, что Венгрия католическая страна, не умаляет значение ее святынь для православного паломника, ведь первое тысячелетие Церковь была едина, и у нас сохранилось почитание общих древних святых.
На Будайском берегу Дуная есть священное для каждого венгра место — гора Геллерта, где этот святой епископ, крестивший короля Иштвана и венгров, впоследствии принял мученичество за Христа. На склоне горы есть пещерная церковь в честь другого великого святого, подвижника, основателя монашеского жития – преподобного Павла Фивейского. Сам Антоний Великий был ведом Духом Святым в пустыню, чтобы получить наставления от аввы Павла. Его святые мощи хранились сначала в Фиваидской обители, в XII веке они были торжественно перенесены в Константинополь, оттуда попали в Венецию и, наконец, в 1381 оказались в Буде. И до сих пор каждый почитатель древних отцов-пустынников может поклониться святым мощам преподобного Павла Фивейского, в столице Венгрии, в пещерном храме над берегом Дуная.
Самый почитаемый в стране святой это конечно, первый христианский король Венгрии, принявший святое крещение от епископа Геллерта, и тем подавший пример своим подданным, святой Иштван (в русском традиции чтения этого имени – Стефан). Крещение Венгрии произошло в 1000 году нашей эры. Не так давно, в 2000 году торжественно отмечался тысячелетний юбилей этого судьбоносного поворота венгерской истории. К общенациональным торжествам со стороны Православной Церкви был приурочен важнейший церковный акт – канонизация короля Иштвана как святого. Поэтому сейчас святой основатель Венгерского государства почитается не только католической, но и Православной Церковью.
Бесценная для венгров святыня – десница короля Иштвана хранится в главном соборе Будапешта – базилике святого Иштвана. Доступ к реликвии, которая находится за алтарем собора, открыт для всех посетителей ежедневно.
УСПЕНСКИЙ СОБОР
В Будапеште есть и православные храмы. Центром венгерского Православия вот уже более двух веков является Успенский собор. Этот величественный храм расположен на берегу Дуная, напротив пещеры с мощами преподобного Павла Фивейского. Сейчас этот храм является кафедральным собором Венгерской епархии Московского Патриархата. Вообще, в Венгрии представлены пять Поместных Православных Церквей: Русская, Сербская, Румынская, Болгарская и Греческая (Константинопольского Патриархата). Уже по названиям ясно, что приходы этих юрисдикций окормляют верующих разных национальных диаспор. Но есть среди православных и коренные жители страны, сами венгры. Венгерские православные приходы входят в юрисдикцию Московского Патриархата. Поэтому в Венгерской православной епархии есть приходы, где служат по русской традиции, на церковно-славянском языке, по старому календарю, а также есть и приходы венгерской традиции, где богослужение идет на венгерском языке и используется церковный календарь по новому стилю. Те и другие приходы входят в состав одной епархии. А в Успенском кафедральном соборе, как молитвенном центре Венгерской епархии, проводятся богослужения, как для русскоязычных прихожан, так и для венгров. Все православные жители Будапешта и гости столицы могут придти в храм в воскресные дни и праздники с тем, чтобы помолиться, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
В Успенском соборе есть особо почитаемая святыня – чудотворная икона Божией Матери Бездинская (одна из ее старинных копий). Оригинальная Бездинская (Винчанская) икона происходит из Киева и относится к спискам величайшего чудотворного образа Богородицы – Владимирского. В 1727 году её принял в сербском монастыре Винча игумен Паисий. Затем, спасаясь от турок, он перенёс образ в Панчево, после – в Сланкамен, и, наконец, в монастырь Бездин. Сегодня святыня находится в епископской резиденции во Вршаце. По благословению Сербского Патриарха празднование Бездинской иконе установлено 2(15) июля.
СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ ВЕНГРИИ
В главном православном соборе Венгрии почитают и небесных заступников этой страны, православных святых — трех братьев: преподобного Ефрема Новоторжского, мученика Георгия и преподобного Моисея Угрина. Известно, что они были венгры, или на древнем наречии — угры. Все трое поступили на службу к святому князю Борису, сыну святого равноапостольного Владимира. Святой страстотерпец князь Борис был умерщвлен на реке Альте по приказанию князя Святополка Окаянного в 1015 году. Вместе с ним принял смерть от руки убийцы и верный его слуга Георгий Угрин, пытаясь защитить господина собственным телом. Убийцы отрезали ему голову, чтобы снять золотую гривну, которую он носил на шее. Преподобному Моисею удалось спастись бегством, и он, впоследствии приняв монашество, поступил в Киево-Печерский монастырь. Преподобный Ефрем горько плакал, прибыв на место убийства. Он нашел отсеченную главу своего брата Георгия и взял ее с собою. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем удалился на реку Тверцу с тем, чтобы там вести уединенную иноческую жизнь. После того как возле него поселилось несколько монашествующих, он в 1038 году построил монастырь в честь святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Братия избрали его своим настоятелем. Скончался преподобный Ефрем в глубокой старости в 1053 году, его тело было погребено в устроенном им Новоторжском монастыре, а в гроб, согласно его завещанию, была положена голова его брата, святого Георгия.
СЕНТЭНДРЕ
Ближайший пригород венгерской столицы – город Сентэндре. Это самое посещаемое туристами, после Будапешта, место Венгрии. Милый и уютный городок, живописно раскинулся на холмах вдоль Дуная. Сейчас это знаменитый туристический центр, город искусств и памятников, а раньше это был православный сербский город. Вот уже более трех столетий здесь находится кафедра Будимского епископа, правящего архиерея сербской епархии, расположенной на территории Венгрии. До сих пор на главной площади возвышается православный крест с надписью кириллицей на постаменте.
Архитектурной доминантой центральной части города является православный кафедральный собор сербской епархии. Рядом с собором есть православный музей с интересной экспозицией старинных икон и церковной утвари. Кроме кафедрального собора можно посетить Благовещенский храм, расположенный прямо у главной площади. Пройдя отсюда по пешеходной улице к другой площади, у Преображенского собора можно найти источник, над которым установлен символ города – Агнец с Крестом.
Но значение этого места не осталось только в далекой истории. Совсем недавно здесь произошло важное событие в жизни Русского Православия. Мало кто знает, что именно в Сентэндре, в здании епископской резиденции, в ноябре 2001 году состоялось первый совместный круглый стол представителей Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, начавший исторический процесс примирения. Благодарение Богу, сейчас две части единой Русской Церкви – в отечестве и за рубежом, объединились. Акт единства Церквей, подписанный в 2007 году в Москве Святейшим Патриархом Алексием и митрополитом Лавром, стал величайшим событием в современной духовной истории России. Но нельзя забывать, что первый шаг к этому был сделан в венгерском городе Сентэндре, по инициативе и при поддержке, ныне покойного, сербского архиерея епископа Даниила (Крстича). Это был настоящий святой нашего времени, имевший образ благочестия, как будто его живыми учителями были великие подвижники, начиная от Павла Фивейского и до Серафима Саровского. Только благодаря его непререкаемому духовному авторитету, глубочайшему личному смирению, и неподдельной любви к России, удалось успешно провести этот круглый стол, за которым впервые собрались представители двух ветвей единой Русской Церкви.
ИРЕМ
Недалеко от Сентэндре и Будапешта, в поселке Ирем, вот уже более 200 лет стоит значительный русский исторический памятник, храм-усыпальница великой княгини Александры Павловны Романовой.
Великая княгиня Александра – дочь императора Павла Первого, любимая внучка императрицы Екатерины Великой, была выдана замуж за правителя Венгрии, австрийского эрцгерцога Иосифа Габсбурга. Их династический брак должен был укрепить союзнические отношения России и Австрии в то непростое время, когда военные гении фельдмаршала Суворова и молодого Наполеона решали судьбы Европы.
Краткое, но необыкновенно яркое и насыщенное событиями пребывание Александры Павловны в Венгрии было не только важным политическим фактором, но и дало импульс развитию венгерской культуры и искусства. Удивительно, какую сильную, искреннюю любовь венгерского народа, снискала эта молодая женщина за столь короткий срок. Ее внезапная кончина вскоре после родов была настоящим общенациональным горем.
Как особе царской фамилии, ей полагалось вечное молитвенное поминовение. Для этой цели над ее гробницей был сооружен православный храм, в котором постоянно возносились молитвы об упокоении души усопшей «королевы венгров», как ее до сих пор называют в стране. Он построен по проекту австрийского придворного архитектора Санисло Хеппе и освящен в честь святой мученицы царицы Александры 1803 году. Главным украшением храма является прекрасно сохранившийся иконостас работы академика Российской академии художеств В.В.Васильева, подаренный храму в 1883 году императором Александром Третьим к 100-летию со дня рождения Великой княгини Александры Павловны.
Иремский храм имел статус придворной церкви Российской империи, при храме постоянно находился причт, состоящий из священника, диакона и четырех певчих. Среди служивших в придворной церкви были многие знаменитые священники, например, протоиерей Андрей Самборский, духовник внуков императрицы Екатерины Второй, протоиерей Николай Музовский, законоучитель Царскосельского лицея, где учился А.С.Пушкин, протоиерей Константин Кустодиев, литератор, путешественник, основатель русских приходов в Мадриде и Карловых Варах.
Последний настоятель царских времен протоиерей Стефан Колумбов умер в 1926 году. С тех пор храм пережил трудные времена, постепенно пришел в упадок, даже его бывшее величественное наименование «придворная российская императорская церковь» забылось, и его стали называть просто «русская часовня». На самом деле, конечно же, это не часовня, а полноценный храм с богатейшей историей.
К счастью, времена забвения миновали, сейчас храм и прилегающее к нему небольшое русское кладбище полностью восстановлены, в крипту храма возвращены земные останки дочери российского императора, об упокоении светлой души которой каждую субботу совершаются поминальные богослужения.
РАЦКЕВЕ
В 45 километрах к югу от Будапешта, на острове Чепель находится небольшой городок Рацкеве. «Рац» по-венгерски означает «серб», откуда и происходит современное название города. Сербы здесь поселились в XV веке, когда после завоевания Сербии турками сюда пришла волна сербских беженцев.
В городе находится одна из знаменитых достопримечательностей Венгрии – сербский православный монастырь Успения Пресвятой Богородицы с церковью, украшенной дивной красоты фресками. Говорят, что эти фрески сохранились лучше, чем в любом другом сербском монастыре (за исключением Хиландара на Святой горе Афон).
«Невозможно поверить, что нечто подобное может быть в самом центре Венгрии», – говорят иностранцы, приезжающие в Рацкеве. Да, здесь действительно есть, чем восхищаться. На стенах и сводах храма нет ни одной пустой поверхности. Фрески повсюду. Фрески, повествующие о жизни Спасителя, фрески Страшного суда, фрески, изображающие праведников Ветхого Завета, пророков, евангелистов. Библейская история, а также история последующих веков христианства оживает на глазах, не оставляя входящим шансов уйти равнодушными и безучастными.
ПЕЧ
Печ — один из самых древних городов Венгрии. Здесь были обнаружены катакомбы, в которых похоронены христиане первых веков. Исследователям и ученым удалось совершить при их раскопках немало ценных открытий и находок, притом изучение памятника продолжается до сих пор. Раннехристианские захоронения – главная достопримечательность города Печ, ежегодно тысячи туристов приезжают сюда, чтобы побродить по древним катакомбам.
С 2000 г. мемориальный комплекс древних захоронений христиан IV века в Пече включен в список Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. Четыре захоронения открыты для экскурсий, и аналог такого захоронения можно увидеть только в Риме. Древние тоннели и мавзолеи украшены прекрасными фресками, у стен погребальных камер стоят каменные саркофаги, и атмосфера вокруг царит просто удивительная. Здесь представлены замечательные образцы древнеримского искусства, уникальные раннехристианские символы, рисунки по дереву с библейскими мотивами. В склепе с саркофагами туристы увидят на стенах изображения Адама и Евы, апостолов Петра и Павла, пророка Даниила и монограммы Христа, которые римские солдаты рисовали на своих щитах, чтобы уберечься в кровавой битве.
Если окажитесь в городе Печ – не упустите шанс побывать в катакомбах с раннехристианскими захоронениями. Эту экскурсию вы запомните надолго.
МИШКОЛЬЦ
Мишкольц – крупный промышленный и культурный центр на востоке страны. Здесь находится один из прекраснейших православных храмов Венгрии, памятник истории и архитектуры — церковь Святой Троицы. Сейчас храм принадлежит Венгерской православной епархии Московского Патриархата, там регулярно совершаются богослужения на венгерском языке. Здесь, как и во всех храмах и приходах Венгерской епархии, рады собратьям любой национальности, каждый православный верующий может помолиться и исповедаться на родном для него языке.
Храм был построен в 1785 – 1806 годы для греческих купцов. Архитектурный стиль церкви – цопф, довольно редкий для того времени, интерьер соответствует тому же стилю. Церковь знаменита, в первую очередь, своим крупнейшим в Европе иконостасом высотой 16 метров с 87 иконами. Барочный иконостас был вырезан в мастерской Николая Янковича из Эгера, иконы (за исключением четырех из них) были написаны Антоном Кухельмайстером из Вены. Главная святыня храма – копия Ахтырской иконы Божией Матери — подарок от императрицы Екатерины II.
Рядом с Церковью Святой Троицы находится Венгерский православный церковный музей, в котором хранится богатейшее в стране собрание произведений православного церковного искусства. Музей занимает здание греческой школы, построенной в 1805 году, и открыл свои двери для посетителей в 1988 году.
ТОКАЙ
Наверно каждый гость Венгрии знает о знаменитом Токайском вине. Но не каждый турист из России знает, что именно здесь находился самый старый русский приход в Венгрии. Его история связана с так называемой Токайской комиссией по закупке вин для российского императорского двора. Впервые отправил в Венгрию комиссара с таким поручением Петр Великий в 1714 году. И весь XVIII век в Токае находилась русская колония, занимавшаяся организацией поставок Токайского к столу российских самодержцев.
Поэтому здесь вскоре появилась русская церковь, сначала домовая, а позже, к концу столетия вместе с православными греческими купцами был построен и каменный храм. Он сохранился до сих пор на одной из центральных улиц города. Сейчас здесь регулярно, дважды в год ко дню небесного покровителя храма — святителя Николая совершается православное богослужение. На храме можно увидеть памятную доску, повествующую о том, что здесь служил причетником великий украинский мыслитель Григорий Сковорода.
ХЕВИЗ
Город Хевиз – всемирно известный бальнеологический курорт, самый популярный курорт Венгрии, функционирующий круглый год. Жемчужиной города, как и всей Венгрии, является уникальное озеро, питаемое подземными термальными источниками и потому имеющее температуру воды около 30 градусов, как летом, так и зимой. Минеральная вода этого озера обладает удивительными целебными свойствами. Последние несколько лет его популярность значительно возросла. Ежегодно в городе отдыхают несколько десятков тысяч человек, при этом большинство из них россияне.
В конце 2012 года, решением Священного Синода Русской Православной Церкви здесь был учрежден русский православный приход. В силу особенности этого места — Божиего благословения в виде целебного озера, приход назван в честь иконы Богородицы «Живоносный источник».
Сейчас приход живет полнокровной духовной жизнью. Он стал подлинным источником молитвенного утешения и поддержки для всех, приходящих на богослужения, совершаемые по большим церковным праздникам. Удивительные свойства этого курорта особенно проявляются в праздник Крещения Господня, когда освящается термальное озеро Хевиз. В этот день число желающих совершить Крещенское купание очень велико, ведь окунаться надо не в ледяную прорубь, а в теплые воды термального озера.
Сайт православного прихода города Хевиз: http://heviz.orthodoxia.org/
hrecj своим недавним постом с картой религий Беларуси среди пользователей ВКонтакте побудил сделать то же самое по Украине. Продолжая извлекать максимум выгоды из тех данных, которые доступны нам благодаря добровольным соцопросам — заполнению профилей пользователями соцсетей, что было начато easternwestern по Украине, затем продолжено acer120 по России (см. карты религий СКФО и Урало-Поволжья).
Да, общеизвестно, что уже несколько лет Украина массово перешла на Фейсбук, однако еще в 2014 ВК уверенно лидировала, и на данный момент профили пользователей никуда не делись и вроде как их число до сих пор растет изо дня в день. Что позволяет иметь достаточную выборку для всяких статистических изысканий.
Вручную (поелику языками программирования не владею, ваше благородие) составил таблицу по райцентрам и городам областного подчинения 11 областей «Центро-Запада» — по Киев включительно. На большее не хватило интереса — там начинается территория тотальной православности, где соотношение православных и католиков крайне редко опускается даже до 20. Протестантов там и то больше, но и их в десяток-другой раз меньше, чем православных.
Ссылка на таблицу: — там есть и колонка данных Укрстата о населении на 2019 год, по ней хорошо виден известный «столичный эффект» — жители пригородов имеют тенденцию указывать местом жительства центральный город, поэтому там отношение количества пользователей к данным о население завышено, порой даже больше единицы (иметь несколько аккаунтов никому не запрещено). Особенно заметно на примерах Киева, Львова, Винницы.
А вот и карта. Города на шаблоне соединены с одноименными районами, есть несколько исключений, о них далее.
Помимо одноименных районов, объединил Львов с Пустомытовским, а Ивано-Франковск с Тысменицким районами (в оправдание — юридические райцентры там имеют весьма низкое соотношение населений ВК / Укрстат, то есть столичный эффект проявляется во всей красе). Николаевский район Львовской области соединен с Новым Роздолом и окрашен в цвет последнего, поскольку статистика по Николаеву по понятным причинам «битая» — не отличающиеся внимательностью жители другого, всем известного и на порядок большего Николаева (притом хардкорно-православного) указали в профиле львовский Николаев, и таких оказалось больше, чем собственно жителей. Фейковый православный остров в католическом море нам ни к чему. Киево-Святошинский район окрашен в цвет г. Боярка (в г. Вишневое, впрочем, то же самое).
Единственное исключение из принципа целостности районов сделано на севере Тернопольской области — он входит в историческую Волынь и на протяжении всей истории находился в тех же условиях, что и Ровно с Луцком. Еще 100 лет назад между городом Збараж (Галичина) и поселком Вишневец Збаражского района (Волынь) проходила граница Российской империи и Австро-Венгрии. Она поразительно четко видна до сих пор. В Кременецком районе обособил город Почаев со знаменитой лаврой — причем Московского патриархата, что для Западной Украины сейчас совсем не характерно. Обращают на себя внимание причудливые границы этих двух районов — есть ощущение, что в 1939 г. здесь имел место целенаправленный джерримендеринг, вместо логичного Почаевского района монастырскому городу не досталось даже статуса райцентра.
Итак, Галичина католическая (даже точнее — греко-католическая, т.е. униатская), все остальные регионы православные, ч.т.д. Но! Во-первых, юго-восточные рубежи — пограничье с Буковиной — окрасились в синий. Гуцулы Верховины хардкорно-православные, как и их восточные соседи, в Косове уже не так сильно, а Снятын — не Гуцульщина, но через речку от Черновицкой области. Причем поселки в западных частях Косовского и Снятынского районов уже католические. А гуцулы гуцулам рознь, в Яремче они в подавляющем большинстве греко-католики, в закарпатском Рахове — один к двум. Областные центры — Ивано-Франковск и Тернополь, а в особенности Львов — имеют заметно большую долю православных, чем их пригороды. Оно и понятно, во Львов понаезжают с семи-восьми областей, в том числе с Волыни и Закарпатья.
И следующее «но», пожалуй, еще важнее: венгров Закарпатья в ВК крайне мало, их вотчина — Фейсбук, в котором им можно найти куда больше социальных связей (с другими венграми). С румынами скорее всего такая же история, но менее выраженная. И при этом венгры — в большинстве римо-католики (а также протестанты-реформаты). Так что фактически Береговский район, части Ужгородского, Мукачевского и Виноградовского районов, и возможно Чоп имеют католическое большинство (большая часть венгров плюс меньшая часть украинцев).
На Закарпатье в существенных количествах есть и греко-, и римо-католики, а вот в полосе Хмельницкий-Житомир — только вторые: поляки и экс-поляки, сменившие идентичность с сохранением религии. Еще примечателен Шаргород в Винницкой области — там есть крупный костел, и соответственно много католиков (хотя не большинство все равно). Киев чуть светлее области (чуть больше доля католиков) — тоже следствие иммиграции, на этот раз уже из Галичины. Вдоль белорусской (Полесье) и молдавско-румынской (Буковина, Подолье) границ православных в 50, 100, а где-то и в 200 раз больше, чем католиков (да и протестантов тоже).
Четкость границы Галичины впечатляет. Особенно контраст Зборов-Почаев (в первом католиков больше в 11 раз, во втором — православных в 36, и это в пределах одной области). Волочиск-Подволочиск (фактически слитный город по берегам Збруча) тоже. Еще примечательна пара Городок (Львовская область) — Городок (Хмельницкая область) — тут как с Николаевым, фактор невнимательности разбавил краски на карте в сторону друг друга на одну-две ступени.
Кстати, в пяти юго-западных областях суммарно православных оказалось на 0,085% больше католиков 🙂 Но в реальности вторые могут и лидировать, поскольку здесь посчитано только население райцентров, плюс не учтен фактор венгров и румын. Возможно 55:45 в любую сторону. Достоверно католики лидируют в австро-венгерской части Украины (пять областей минус север Тернопольской минус восток Черновицкой), хотя динамика населения сейчас относительно лучше как раз на крайнем юге и на крайнем севере Западной Украины.
Если есть какие-либо комментарии, дополнения, уточнения от acer120, Danylo Yurachkivskyi, easternwestern, hrecj, kireev, mockingbird19, nikola_rus, oleg_lisowski, pollotenchegg, temur25, timbes5 и других — делитесь в комментариях!
Церковь Богородицы в Будапеште (Венгрия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
Крупнейший православный храм столицы Венгрии — церковь успения Пресвятой Богородицы на площади Петефи. Другое его название — Свято-Успенский собор.
Храм был возведен на рубеже 18-19 веков, сразу после того, как греческая и македонская общины Пешты приобрели под строительство православного собора землю в центре города. В 1801 г. церковь освятил епископ Будимский Дионисий.
В 70-е гг. 19 века знаменитый венгерский архитектор Миклош Ибль произвел значительные изменения в фасаде собора. Интересно, что примерно в это же время архитектор работал над другим проектом — католической церковью Матьяша, которую также называют храмом Богородицы.
Переход в Московский Патриархат
В основе прихода 19 века были жители Будапешта греческих и влахских корней. Службы велись на греческом языке. К началу 20 века приход стал сокращаться, греческий язык к тому времени понимали уже немногие. Церковь нуждалась в переменах. В 30-е гг. приход храма стали называть венгерским греко-восточным (в то время всех православных называли греко-восточными христианами).
Во время Второй мировой войны церковь продолжала работать, несмотря на сильные разрушения.
С 1944 г. богослужения начали вестись на венгерском языке. По окончании войны церковь покинул греческий настоятель, отдав приход иерею Иоанну Варью — настоятелю венгерской общины.
В 1950 г., после неоднократных обращений прихожан, собор приняла Русская Православная церковь. Этот шаг был необходим для того, чтобы сохранить богослужения на венгерском языке и восстановить храм после войны.
В конце 20 века в Венгрии была образована Будапештская и Венгерская епархия, церковь приняла статус кафедрального собора. А в 2002 г., по просьбам русскоязычных верующих, в Успенском соборе был создан русский приход Святой Троицы.
Церковь сегодня
В наши дни церковь Успения Пресвятой Богородицы в Будапеште — один из нескольких уцелевших островков православия в Венгрии. Здесь регулярно ведутся службы на церковно-славянском языке, из-за чего его любят посещать русские туристы.
Большая часть икон церкви сохранилась с 19 века. Есть и более древние – например, Бездинская икона Божьей матери, созданная в Киеве чуть ли не тысячелетие назад.
В соборе хранятся части мощей святого Иштвана (Стефана) и отшельника Моисея Угрина и их иконы. Церковь отмечает все важнейшие даты православных христиан, как по григорианскому календарю, так и по старому стилю. При русском приходе действуют воскресная школа, детский спортивный клуб. Также есть приходская лавка, где можно купить предметы православной веры, религиозную литературу.
Настоятель храма — архиепископ Марк, службу на венгерском ведет протоирей Иштван Мадьяр, а на церковно-славянском — иерей Дмитрий Корнилов. С начала 21 века постоянно встает вопрос о передаче собора Константинопольскому патриархату, за что активно выступает греческая община в Будапеште.
Практическая информация
Адрес: Будапешт, пл. Петефи, 2. Веб-сайт
Ближайшие станции метро – Ferenciek tere и Vоrоsmarty tеr.
Языки служения: церковно-славянский, венгерский и греческий. Расписание служб русского прихода можно посмотреть на его официальном сайте.