Разделение дореволюционной Виленской и Литовской епархии было обусловлено военными событиями 1918-1920 гг., когда независимой Литве угрожали войска Германии, Советской России, затем Польши. В янв. 1917 г. Синод принял решение об отпуске сумм на обустройство временного помещения для Литовской консистории, эвакуированной в г. Дисна Виленской губ. (ныне Витебская обл. Белоруссии). В связи с избранием архиеп. Литовского и Виленского свт. Тихона (Белавина) митрополитом Московским и Коломенским Елевферий (Богоявленский), еп. Ковенский, вик. Литовской епархии, указом Синода от 28 июня 1917 г. был назначен управляющим Литовской епархией. Еп. Елевферий участвовал в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., в кон. 1918 г. приехал в Вильну.
После подписания 3 марта 1918 г. Брестского мирного договора в Вильну начали возвращаться учреждения Литовской епархии, ранее эвакуированные в Дисну, Москву и С.-Петербург. Однако далеко не все хотели ехать в пострадавший от войны город. Часть служащих Литовской консистории, находившейся в эвакуации в Москве, создали «епархиальный исполком», к-рый принял ряд постановлений. 21 июня 1918 г. последовало решение Синода о возвращении консистории в пределы Литовской епархии. Решением Синода от 22 нояб. Литовская консистория была ликвидирована, поскольку одновременно с консисторией существовал Литовский епархиальный совет, состав к-рого был утвержден 4 окт. 1918 г.
13 июня 1918 г. Синод принял решение о возвращении Виленского жен. ДУ из Владимира в Вильну. Возникла проблема с реэвакуацией Литовской ДС: власти Вильны отказались вернуть семинарии здания, возвращение семинарии стало возможным в 1919 г. В нояб. 1918 г. Литовское епархиальное управление переехало из Дисны в Вильну. 1 янв. 1919 г. был утвержден состав выборного Литовского епархиального совета во главе с правящим архиереем.
В связи с оккупацией части Литвы Советской Армией в кон. 1918 г. связь Вильны с Каунасом осложнилась. Указом еп. Елевферия от 18 нояб. 1918 г. свящ. Николай Савицкий был назначен уполномоченным представителем Виленского епархиального совета в Литовской Республике; в нач. сент. 1919 г. свящ. Николай составил проект организации правосл. приходов в Литовской Республике. 18 апр. 1920 г. новым представителем еп. Елевферия в Литве стал прот. Евстафий Калисский. В 1919 г. в Литве существовало 10 зарегистрированных приходов, которые возобновили свою деятельность после войны: в Каунасе, Укмярге, Панявежисе, Кедайняе, Скуодасе, Юрбаркасе, Ужусаляе, Йонаве, Шяуляе, Расейняе. Все приходы признали своим правящим архиереем еп. Ковенского Елевферия. 14 мая 1922 г. премьер-министр Литвы Э. Галванаускас подписал постановление о признании деятельности 10 правосл. приходов: в Каунасе, Кедайняе, Калайняе, Панявежисе, Расейняе, Скуодасе, Жемайчю-Науместисе, Тельшяе, Укмярге, Ужусаляе. Часть ранее открывшихся приходов была включена в состав перечисленных как филиальные (приписные). Клиру этих приходов были установлены оклады из гос. бюджета. В 1921-1924 гг. возродилось еще 14 приходов: 2-я община в Каунасе, в Аникщае, Интурке, Юрбаркасе, Каралишкисе, Каунатаве, Кибартае, Мяркине, Семелишкесе, Шяуляе, Ужпаляе, Векшняе, Вевисе, Зарасае. При правосл. Скорбященском храме, построенном в 1917 г. в поместье дворян Корецких в с. Михнове Виленского воеводства (ныне с. Микнишкес Шальчининкского р-на), была учреждена жен. община милосердия. Приход при храме возродился в февр. 1921 г., но община не была преобразована в мон-рь. Как «церковная сельскохозяйственная коммуна» община в Микнишкесе существует до наст. времени.
На заседании епархиального совета в Вильно 25 июня — 8 июля 1921 г. было принято решение учредить духовное правление в Каунасе. 7-8 сент. 1921 г. в Каунасе прошел Собор духовенства и мирян Ковенской Литвы, избравший 5 членов церковного правления. Руководство Литвы не признало новый церковный орган. 16 сент. 1921 г. на заседании Литовского епархиального совета в Вильно было принято решение предоставить Воскресенской кладбищенской ц. в Каунасе статус кафедрального собора.
Несмотря на то что по Версальскому договору (28 июня 1919) границы Польской Республики были установлены без Срединной Литвы (с центром в Вильно), к-рая должна была отойти Литовской Республике, польские войска в окт. 1920 г. оккупировали Виленский край. 18 апр. 1922 г. Срединная Литва официально вошла в состав Польши, была образована особая адм. единица — Виленская земля, переименованная 22 дек. 1925 г. в Виленское воеводство. После оккупации начались попытки отрыва Литовско-Виленской епархии от Московского Патриархата как в Срединной, так и в Ковенской Литве. Литов. власти не разрешали владыке Елевферию въезд в Литву. В дек. 1920 г. архиерей послал священника виленской ц. св. Александра Невского прот. Понтия Рупышева посетить приходы Ковенской Литвы.
На территории епархии закрывались правосл. мон-ри. В Ковенской Литве покинутый насельниками и разрушенный во время первой мировой войны древний Сурдегский муж. мон-рь власти передали католикам (мон-рь никогда не принадлежал католич. Церкви). Чудотворная Сурдегская икона Божией Матери ранее была вывезена в Россию (24 мая 1921 вернулась в Литву, с 1926 икона полгода находилась в Каунасе, полгода — в Панявежисе). В 1917 г. у православных изъяли Пожомский Успенский муж. мон-рь. Католикам был передан Кронский мон-рь. На землях, отошедших Польше, в 1919 г. был упразднен Борунский Покровский муж. мон-рь в Ошмянском повяте, монастырский собор преобразовали в костел. В 1919 г. римо-католикам был передан почти весь виленский Свято-Троицкий муж. мон-рь, братия к-рого переселилась в виленский Свято-Духов мон-рь. Последним перешел к католикам Рождество-Богородицкий женский мон-рь в мест. Березвечье (ныне в черте г. Глубокое Витебской обл.) после того, как в 1921 г. по Рижскому мирному договору между Советской Россией и Польшей Глубокое вошло в состав Польской Республики. Березвечский собор был переосвящен в католич. костел. Изгнанные монахини переехали в Вильно и поселились в Мариинском жен. мон-ре (см. Вильнюсский во имя равноап. Марии Магдалины монастырь); в нач. 30-х гг. ХХ в. монахиням бывш. Березвечского мон-ря был передан новопостроенный скит Мариинского мон-ря близ г. Неменчин (ныне Неменчине). С того времени до 1939 г. в Виленской епархии действующими являлись 2 мон-ря в Вильно: мужской Свято-Духов и женский Марие-Магдалинский, с дек. 1937 г. располагавшийся при приходской ц. во имя св. кн. Александра Невского, с приписным Рождество-Богородичным скитом.
11 июля 1921 г. Синод в Москве возвел Литовского и Виленского еп. Елевферия в сан архиепископа и назначил его священноархимандритом виленского Свято-Духова мон-ря. При этом признавалась неделимость Литовской епархии. 20 дек. 1921 г. патриарх Тихон направил обращение Президенту Литовской Республики А. Стульгинскису с просьбой дать согласие на признание архиеп. Елевферия главой православных в Литве. 29 марта 1922 г. литов. правительство признало архиеп. Елевферия главой православных в Литве, что вызвало негативную реакцию в Польше. В том же году литов. правительство установило строгие требования к возвращавшимся священникам, также было предписано вести документацию на литов. языке.
Сложно развивалась православная жизнь на литов. территории, к-рую контролировали польские власти. Они стремились провозгласить правосл. Церковь в Польше автокефальной и искали кандидатуру наиболее лояльного и авторитетного епископа на пост ее предстоятеля, выбирая из 3 служивших в Польше архиереев: Ковенского еп. Елевферия, Белостокского еп. Владимира (Тихоницкого) и Кременецкого еп. Дионисия (Валединского). 24 мая 1920 г. по указанию из Варшавы в Вильно состоялось межъепархиальное совещание о положении православной Церкви в Польской Республике (формально Вильно и Виленский край вошли в состав Польши в 1922). Поскольку большая часть епархии еп. Елевферия находилась на территории марионеточного гос-ва Срединная Литва, его кандидатура была неприемлемой. Еп. Владимир не хотел прерывать канонического общения с Московской Патриархией, поэтому также был для поляков нежелателен. В июне 1921 г. еп. Дионисий был вызван в Варшаву для подготовки проекта организации высшего управления правосл. Церкви в Польше. На пост главы Церкви решили пригласить бежавшего от советской власти Минского и Туровского архиеп. Георгия (Ярошевского). К осени 1921 г. в Польше было уже 6 правосл. архиереев. Из них польск. власти выбрали троих для проведения переговоров об устроении автокефальной правосл. Церкви в Польше: архиеп. Георгия, еп. Дионисия и поляка Пинского еп. Пантелеимона (Рожновского). В сент. 1921 г. архиеп. Георгий встретился в Гродно с архиеп. Елевферием и еп. Владимиром и безуспешно пытался убедить их изменить свою позицию и поддержать автокефалию.
Перешедшие в оппозицию к Варшавскому церковному управлению иерархи приняли меры по организации церковной жизни. Архиеп. Елевферий пригласил в Вильно еп. Владимира (Тихоницкого) и Бельского еп. Сергия (Королёва) и провел с ними 30 сент. 1921 г. совещание. Намеченный на 1 окт. 1921 г. съезд епископата Польской Церкви не состоялся, т. к. владыки Елевферий, Владимир и Сергий на него не явились. 24 янв. 1922 г. митр. Георгий собрал в Варшаве епископов Дионисия и Пантелеимона для обсуждения предложений польск. правительства об автокефалии. После окончания совещания его участники должны были подписать в Мин-ве исповеданий «Временные правила». Еп. Пантелеимон отказался поставить подпись, за что был лишен кафедры. 12 марта владыки Елевферий, Владимир и Сергий послали патриарху Тихону доклад о январском Соборе.
11 окт. 1921 г. Синод Русской Церкви издал указ: «Об учреждении в Польше Экзархата и высшего церковного управления с правами широкой автономии, глава Экзархата наделяется правами областного митрополита». В документе также говорилось о назначении архиеп. Георгия «Патриаршим экзархом Православной Церкви в Польском государстве с предоставлением, в отношении сей Церкви, прав областного митрополита согласно церковным правилам». В янв. 1922 г. архиеп. Георгий указом Синода РПЦ был возведен в сан митрополита без упоминания о должности экзарха, т. е. он не был митрополитом всея Польши и экзархом, но являлся управляющим Варшавской епархией в сане митрополита. (После неканонического объявления автокефалии Польской Церкви в 1924 архиереи-автокефалисты писали о том, что уже в 1921-1922 митр. Георгий являлся экзархом и главой Польской Церкви.) В нач. февр. 1922 г. Синод РПЦ издал указ, содержавший «Проект положения об управлении православной Церковью в Польском государстве». Этот документ был выслан польскому правительству, но не был им утвержден. Несмотря на это, митр. Георгий в популистских целях руководствовался нек-рыми пунктами документа.
В апр. 1922 г. патриарх Тихон был помещен под домашний арест. Это побудило польск. правительство и митр. Георгия ускорить провозглашение автокефалии. В кон. мая 1922 г. в Почаевском мон-ре был созван Собор епископов, в к-ром участвовали митр. Георгий, архиеп. Елевферий, епископы Владимир (Тихоницкий) и Дионисий (Валединский). Предполагалось обсудить создавшееся в связи с арестом патриарха Тихона положение и образовать высшее церковное управление. Владыки Елевферий и Владимир подали заявление, в к-ром указали на необходимость созыва Поместного Собора Польской Церкви для решения вопроса о высшем управлении, после чего покинули собрание. 14 июня в Варшаве прошел 3-й Собор епископата Польской Церкви, в котором наряду с митр. Георгием, архиеп. Елевферием, епископами Владимиром, Дионисием и Александром (Иноземцевым) участвовали высшие должностные лица Польского гос-ва. Архиеп. Елевферий покинул собрание и удалился в свою епархию, еп. Владимир не участвовал в голосовании. Собор принял решение о готовности «работать в Польше на началах автокефалии». 15 июня митр. Георгий назначил постоянный состав Синода с участием епископов Дионисия и Александра. В письме патриарху Тихону от 23 сент. 1923 г. архиеп. Елевферий писал, что «честолюбивый митр. Георгий без всякого права объявил себя областным митрополитом»; Варшавский Собор Елевферий назвал разбойничьим (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 247. Л. 76-77).
15 июня 1922 г. епархиальный совет в Вильно издал указ о возношении за богослужением после имени патриарха Тихона имени Варшавского митр. Георгия без обозначения его митрополитом всея Польши. Во 2-й пол. июня 1922 г. владыки Елевферий и Владимир созвали в своих епархиях съезды духовенства и мирян. В Вильно такое собрание прошло 27 июня — 1 июля 1922 г. Оно началось с молебна в Свято-Духовом монастыре об избавлении от уз патриарха Тихона. На съезде решили отмежеваться от попыток митр. Георгия «отделить себя и свои паствы путем, не предусмотренным никакими канонами, и не имея на то соборного волеизъявления своего народа, от своей Матери-Церкви». На собрании с докладом выступил представитель той части Литовской епархии, которая находилась в пределах Литовской Республики, и передал предложение литов. правительства о назначении для Вост. (Ковенской) Литвы викарного епископа.
Варшавский митр. Георгий пытался спровоцировать смуту в Литовской епархии. В нач. сент. 1922 г. он благословил создание в Вильно Троицкого белорус. братства, выступавшего за белорусизацию богослужения и проводившего враждебную в отношении митр. Елевферия политику, обвиняя последнего в рус. шовинизме и черносотенстве. Деятельность братства не получила поддержки верующих. Митр. Георгий инициировал указ польск. Синода от 6 сент. 1922 г. об увольнении архиеп. Елевферия от управления Литовской и Виленской епархией в пределах Польши, «считая его архиепископом Литовским только в пределах Ковенской Литвы». Почти все духовенство Вильно смирилось с увольнением архиеп. Елевферия, кроме прот. Иоанна Левицкого, который за поддержку архиеп. Елевферия был запрещен митр. Георгием в священнослужении, затем выслан властями в Литву. В решениях польск. Синода в нояб. 1923 г. архиеп. Елевферий был охарактеризован как раскольник, зачинщик церковной смуты.
В ночь на 14 окт. 1922 г. архиеп. Елевферий был арестован в виленском Свято-Духовом мон-ре и тайно выслан в Краковский камальдульский мон-рь. В тот же день митр. Георгий издал распоряжение об упразднении Литовского епархиального совета и учреждении вместо него Виленской духовной консистории. Правительство Литвы дважды выступало в Лиге Наций с протестом против действий польских властей. В нач. февр. 1923 г. польские власти выслали архиеп. Елевферия в Литву. С окт. 1922 по 8 февр. 1923 г. Виленской епархией управлял митр. Георгий, с февр. 1923 по 2 мая 1923 г.- Луцкий еп. Алексий (Громадский; с 21 апр. 1923 архиепископ Гродненский и Новогрудский). 2 мая 1923 г. главой Виленской епархии был назначен архиеп. Феодосий (Феодосиев) с титулом «Виленский и Лидский». 5 янв. 1923 г. по рекомендации митр. Георгия Мин-во вероисповеданий и просвещения Польши издало указ о включении приходов бывш. Срединной Литвы в состав Виленской епархии и о распространении на них «Временных правил» от 20 янв. 1922 г.
Подготовка к автокефалии, введение григорианского календаря в богослужение и другие события 1922-1923 гг. волновали паству и духовенство Виленской епархии. 20 окт. 1922 г. был уволен с должности ректора Литовской ДС противник автокефалии В. В. Богданович, тогда же был закрыт ж. «Литовские ЕВ», редактором к-рого был Богданович. В 1923 г. за критику действий митр. Георгия (Ярошевского) из Польши выслали преподавателя Виленской ДС В. К. Недельского, соратника Богдановича. Незадолго до этого, 3 янв. 1923 г., митр. Георгий написал в Мин-во вероисповеданий и просвещения Польши письмо, где жаловался, что Богданович и сенатор Н. С. Серебренников ездят с антипольск. агитацией не только по Виленскому воеводству, но и по Волынскому и что в финансовом плане они «зависимы от большевиков» (ГА Брестской обл. Ф. Р-1. Оп. 10. Д. 2791. Л. 5). Православное население перестало посещать храмы в те дни, когда совершались праздничные богослужения по новому стилю. В связи с этим польск. Мин-во исповеданий и народного просвещения 30 мая 1924 г. издало указ об обязательности принятия правосл. населением «нового счисления времени»; над клириками, отказавшимися служить по новому стилю, было установлено наблюдение. Во избежание народных волнений на заседании польск. Синода в Почаеве 16 авг. 1924 г. было решено разрешить богослужение как по старому, так и по новому стилю.
В Польше стремились устранить любые напоминания о литов. прошлом Виленского края. Восстановленный со временем Литовский епархиальный совет был переименован в Виленский. Возобновившая свою деятельность в Вильно Литовская ДС (размещалась в одном из корпусов упраздненного виленского Свято-Троицкого мон-ря) была переименована в Виленскую. Ректорами Виленской ДС являлись: архим. Филипп (Морозов; 1922-1924), еп. Антоний (Марценко; 1924-1925), прот. Николай Тучемский (1926-1939). В 1926 г. в Виленской ДС обучались 163 студента, из них 118 были из Виленской епархии. Виленскую ДС в межвоенный период окончили митр. Василий (Дорошкевич), митр. Леонтий (Бондарь), архиеп. Вениамин (Новицкий), архиеп. Викторин (Беляев), архиеп. Константин (Хомич), сщмч. Серафим (Шахмуть), прот. Николай Демьянович, протопр. Виталий Боровой, проф. МДА Д. П. Огицкий. В Вильно имелось жен. ДУ, впосл. преобразованное в жен. гимназию.
Содержание
Литва / Религия и государство, роль религии в политике
Государственной религии нет.
По данным переписи 2001 года, католицизм исповедуют 79 % населения страны, 1,9 % являются приверженцами протестантизма (лютеранство и евангелическая церковь), а 4,1% — православия. 9,5 % населения не исповедуют никакой религии.
Государство поддерживает традиционные в Литве церкви и религиозные организации, которые получают определённые привилегии (в налоговой сфере и прочее). Государство гарантирует свободу мысли, вероисповедания и совести. Поддержку деятельности нетрадиционных религиозных организаций литовское государство ставит в зависимость от того, имеют ли они опору в обществе и соответствуют ли их учения и обряды законам и нравственности. Признанные государством церкви и другие религиозные организации обладают правами юридического лица.
Более позднее по сравнению с другими странами Европы принятие христианства в Литве предопределило возникновение своеобразного синкретизма христианства и языческих верований, отдельные элементы которого сохраняются в народном сознании по сей день. С другой стороны, католичество сыграло важную роль в складывании национальной идентичности литовского народа, предопределив раннее отчуждение литовцев от другого влиятельного религиозного центра — православной церкви. Успехи Контрреформации в Польше предопределили сохранение доминирующей роли католической церкви и в Литве, объединившейся с Польшей в 1569 году.
Отождествление западного христианства и западной традиции в целом особенно остро проявилось в годы советской власти, когда католическая церковь стала ведущей силой, координировавшей и вдохновлявшей борьбу с политическим режимом, временно оторвавшим Литву от западного ареала. В 1940-1950-х годах католический клир активно участвовал в поддержке антисоветского вооружённого сопротивления, а в дальнейшем, когда силовое сопротивление доказало свою бесперспективность и было сломлено, стал стержнем пассивного сопротивления (в том числе в форме диссидентства). Общая европейская тенденция к секуляризации общественной жизни, а также приоритетная ориентация на ценности Евросоюза, носящие преимущественно нерелигиозный характер, привели к тому, что сегодня роль религии в литовской политике невысока. Хотя в стране существуют христианско-демократические партии, их обращение к христианским ценностям носит в значительной степени традиционный характер.
← | Религия и государство, роль религии в политике | Вперёд →
1 / 1
Ваше расстояние до этого объекта
10 min. 10 min. 10 min. 10 min.
Oписание
Аудиогид |
По пути в Майшягалу, на расстоянии примерно 10 км к северо-западу от Вильнюса находится деревенька Букишкис. Вблизи озера Бевардис, на небольшом холме, поросшем лиственными деревьями, стоит украшение деревни – храм Рождества Христова.
Именуемый ранее церковью Покрова Богородицы сегодняшний храм Рождества Христова отличается традиционной православной архитектурой – к небу тянутся пять голубых куполов в форме луковицы, а от самого здания, хоть и небольшого, веет величественностью и торжественностью. Следует отметить, что число куполов несет символическое значение в религиозной православной архитектуре.
Еще до 1387 г., когда Литва приняла христианство, немало князей, владевших наделами в славянских землях, приняли православную, или ортодоксальную, веру. Это одна из трех основных ветвей христианства.
Во второй половине XIX в. генерал Божерянов, которому в конце XIX в. царские власти пожаловали имение Букишкис (Букишки), принадлежавшее до тех пор Радзивиллам, начал строительство церкви Рождества Христова.
После Первой мировой войны католики пытались забрать здание храма под собственные нужды. Однако суд признал, что это было бы несправедливо, так как построивший первоначальный храм генерал исповедовал православие. Есть предположение, что в подвальных помещениях церкви Рождества Христова похоронены члены семьи Божерянова.
Церковь Рождества Христова в Букишкисе – культурная ценность Литвы, выделяющаяся своим священным и архитектурным значением. Это храм, один из более чем пятидесяти православных храмов в Литве, относится к православному деканату Вильнюсского уезда. Здесь проводятся богослужения, совершается обряд причастия, оказываются другие услуги. Информация о богослужениях и различных обрядах предоставляется по телефону или интернету.
Архитектура
В архитектуре церкви Рождества Христова заметны черты, характерные для стиля «историзм». Историзм – это в определенном смысле воссозданные стили прошлых лет, основанные на научных исследованиях истории искусств и обогащенные позднейшими технологиями. В историзме главенствующее положение занимают торжественные, массивные и роскошные детали. Светлая, небольшая церковь в Букишкисе, выполненная в желтоватых тонах, создает впечатление изысканности.
Храм четырехугольной формы обладает абсидой – полукруглой частью здания, перекрытой полукуполом. Кроме центрального купола, еще четырьмя куполами в форме восьмиугольной луковицы украшены боковые башенки церкви. Все они синего цвета.
Примечательно, что в архитектуре православных (ортодоксальных) церквей число куполов несет особенное значение. Пять куполов храма Рождества Христова символизируют Спасителя и четырех евангелистов – Матфея, Марка, Иоанна и Луку. Если на церкви установлен один купол – он поставлен в честь Бога, три – в честь Святой Троицы, семь – в честь семи Таинств…
История
Имение Букишкис в течение длительного времени принадлежало семье Радзивиллов. После восстания 1863 г., когда царские власти отобрали у известных литовских дворян поместные земли, новым владельцем стал русский генерал Божерянов. По инициативе исповедующего православие Божерянова было начато строительство новой каменной церкви, освященной во имя Покрова Богородицы.
После Первой мировой войны Виленский край перешел к католической Польше. Местные верующие собирались забрать церковь и использовать ее в качестве приходской часовни – филии. В переводе с латыни filia– «дочь», filius– «сын». В церковной терминологии это слово означает отдельное подразделение, не обладающее статусом приходской церкви, а иногда – не имеющее и алтаря. Суд не разрешил передать церковь католикам, так как первоначальное ее назначение было обслуживать православную общину. Кроме того, этому воспротивились и виленские православные.
Здание церкви сильно пострадало в годы Второй мировой войны. Только около десятилетия назад храм Рождества Христова был восстановлен и отреставрирован.
Православные (ортодоксы)
Православие, или ортодоксальное христианство, в переводе с греческого языка означает буквально «правоверие». Это второе по числу верующих (после католицизма) направление христианства в мире и в Литве. Зародившаяся в культуре античных греков, эта ветвь христианской веры часто называется Восточной, или Греческой, ортодоксальной церковью. Западная и Восточная церковь раскололись в 1054 г. и различаются своими обрядами, литургией и языком.
Православие в Литве
Исторические источники утверждают, что православная община в Литве существует уже с XIII в. Литва столкнулась с православной церковью еще до принятия христианства. Князья-язычники, владевшие землями с православным славянским населением, часто принимали это вероисповедание. В Литве к середине XV в. более 50 князей исповедовали православие.
Известны шестеро православных святых родом из Литвы. К лику святых были причислены Довмонт (Даумантас), в крещении Тимофей, родственница Миндаугаса Харитина, монах Елисей и виленские мученики Антон, Иоанн и Евстафий. Останки всех трех мучеников находятся в вильнюсском Свято-Духовом монастыре.
Православная церковь Литвы относится к Московской патриархии под началом Патриарха Московского и всея Руси. Это одна из девяти, вторая по числу верующих религия в стране, существующая исстари и считающаяся традиционной. В Литве зарегистрировано 57 православных общин, объединяющих приблизительно 125–140 тыс. (около 4 процентов) жителей. Православные храмы стоят во всех крупных городах и в большинстве малых. В Вильнюсе пребывает православный архиепископ, возвышается Кафедральный собор во имя Успения Пречистой Божией Материи находится духовный центр православия в Литве – Свято-Духов монастырь.