История православной церкви насчитывает более 1000 лет, она неразрывно связана с судьбой белорусского народа. С самого начала православная церковь на белорусских землях имела свою особенность и четко отличалась архитектурой, изобразительным искусством от соседских – киевской, новгородской-псковской и, особенно, московской.
Белорусская церковь напрямую перенимала византийские образцы и постепенно шла в направлении европейскости. Фрески с Полоцких храмов, внешний вид церквей в Гродно и Новогрудке, рукописные Евангелия из Турова, Лавришево, Слуцка, напечатанные Франциском Скориной Библии принадлежат к общеевропейским примерам культуры.
Позиции православной церкви в Беларуси кардинально меняются в конце 16 века. Брестская церковная уния 1596 года сильнее связывает православное мещанство, крестьянство и часть шляхты с католической культурой и традициями. Отныне представители издревле православных родов Острожских, Огинских, Воловичей, Сапег, Хрептовичей сознательно переходят в католицизм, так как Речь Посполитая давала им большие возможности для карьеры и престижа и открывала дверь в Европу.
Ослаблением православной церкви в ВКЛ воспользовалось Московское государство, которому законными и не только путями в 1589 году удалось получить самостоятельную патриархию. Это позволило России непрерывно вмешиваться во внутреннюю жизнь Речи Посполитой под лозунгами «защиты единоверных православных Беларуси и Украины».
С этого времени началась религиозная и цивилизационная переориентация православных белорусов на московский образец. Особенно стремительно эти процессы идут после присоединения наших земель к Российской империи в конце 18 века. В результате за последние 200 лет национальная особенность Белорусской православной церкви почти исчезла.
Можем ли мы сегодня назвать Православную церковь в Беларуси белорусской, не по территориальной принадлежности и названию, а по содержанию и сути? Формирует ли она национальное сознание и чем отличается от РПЦ?
Содержание
- Термины. Список
- Язычество паганства (бел.) — pagan (англ.)
- Христианство Византийского (греческого) обряда «ортодоксия» или «истинная вера»
- Христианство латинского (римского) обряда католицизм
- Брестская церковная уния 1596 греко-католичество — «белоруская вера»
- Иудаизм
- Ислам
- Московский Патриархат РПЦ
Об этом дискутируем с гостями ток-шоу «Intermarium» на «Белсате»:
- Андреем Кураевым, диаконом, профессором богословия (Москва, Россия)
- Игорем Скочилясом, профессором Украинского католического университета (Львов), доктором исторических наук, координатором публичного проекта «Киевское христианство»
- Натальей Василевич, теологом (Минск)
- Антоном Мироновичем, профессором университета в Белостоке (Польша), заведующим кафедрой истории Центральной и Восточной Европы, автором книг по истории православия
Распространение христианства и учреждение первых епархий
Распространение христианства в пределах современной Беларуси началось довольно рано. Этому способствовало то, что еще в 9 – 10 вв. предки белорусов: кривичи, дреговичи и радимичи входили в соприкосновение с варягами, а также с торговыми людьми, использовавшими знаменитый путь «из варяг в греки», по рекам Западная Двина и Днепр. Среди этих людей встречались христиане, которые несли сведения о Воскресшем Господе нашем и Спасителе Иисусе Христе.
Заслуживает также упоминания тот факт, что в 865 г. (по др. свед. 867-м) Полоцк, являвшийся племенным центром кривичей, подвергся нападению со стороны киевских князей Аскольда и Дира, принявших святое крещение в бытность Константинопольского Патриарха Фотия (где-то в 60-е гг. 9 ст.). В дальнейшем знакомству с христианством могло способствовать также и то, что в 907 г. дружина полоцких кривичей участвовала в походе киевского князя Олега (+ после 911 г.) на Константинополь. В 944 г. полочане совершили аналогичный поход в составе войск князя Игоря (+ ок. 945 г.). Согласно «Саге о крещении», ок. 1000 г. Полоцк посетил варяжский миссионер Торвальд Кодрансон, выходец из Исландии, до этого побывавший в Иерусалиме, основавший недалеко от Полоцка монастырь св. Иоанна Предтечи, одноименная церковь которого, по-видимому, упоминается в позднейших актовых грамотах 14 ст. (Полоцкие грамоты 13 – нач. 16 вв. М., 1977. С. 42).
Среди полоцких кривичей одной из первых приняла веру Христову и постриглась в монахини бывшая супруга Вел. кн. Владимира Киевского полоцкая княжна Рогнеда-Анастасия (+ 1000 г.). Ее старший сын Изяслав (+ 1001 г.), по сообщению Никоновской летописи, отличался особой набожностью. «Бысть же… тих и кроток, и смирен, и милостив, и любя зело и почитая священнический чин иноческий, и прилежаще прочитанию Божественных Писаний, и отвращаяся от суетных глумлений, и слезен, и умилен, и долготерпелив» (ПСРЛ. Т. 9. С. 68). Вместе с ним Рогнеда-Анастасия, скорее всего, участвовала в учреждении, первой на белорусских землях, епископской кафедры в Полоцке, которое произошло в 992 году, то есть, еще при жизни святого равноапостольного великого князя Владимира —Крестителя Руси.
Первые епископы на белорусские земли поставлялись митрополитами Киевскими, бывшими в каноническом подчинении у Патриархов Константинопольских (Цареоградских). Посредством Православной Церкви осуществлялась духовная и культурная связь с центром христианской цивилизации того времени — Византией. что в значительной степени предопределило тот духовный и культурный подъем, которым были отмечены 11 – 12 столетия отечественной истории.
В 1005 г. епископская кафедра была учреждена в Турове, объединявшем вокруг себя дреговичей. Об открытии кафедры сообщается в статье (уставной грамоте), содержащейся в Киевском Патерике 17 ст. редакции архимандрита Иосифа Тризны под названием «Туровской епископии завет блаженного Владимира Среди городов, первоначально входивших в пределы Туровской епархии, называются: Пинск, Брест, Гродно, Волковыск, Здитов, Новогрудок, Слуцк и некоторые др.
Памятником раннего принятия христианства в Турове является отчасти уцелевшее Туровское евангелие 11 ст. (10 листов), найденное в 1865 г. Это – древнейшая рукопись из обнаруженных в Беларуси..
По мере утверждения веры Христовой в Полоцкой и Туровской землях возводились православные храмы, становившиеся центрами церковной жизни. Древнейшим каменным храмом Западной Руси стал Софийский собор в Полоцке, построенный в сер. 11 в. при жизни кн. Всеслава Брячиславича (1044 — 1101 гг. ). По мнению археологов раньше на его месте находилась деревянная церковь, срубленная в кон. 10 – нач. 11 вв.
В 1001 г. одна из первых церквей в Полоцкой земле была построена в Друцке, в 12 в. превратившегося в столичный город удельного княжества. В Друцком евангелии (14 ст.) читаем: «В лето 6509 (1001) сотворена бысть церкви сия святая Богородица в граде во Дрютьсце..» (Друцк старажытны. Мн., 2000. С. 120).
В конце 11 в. был заложен каменный храм в Минске, фундаменты которого археологи обнаружили в 1949 г.
В 12 столетии в Полоцкой и Туровской землях, как и в других областях Древней Руси, быстро утвердилось почитание святых мучеников Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида (+ 1015). В Полоцке в их честь основывается Бельчицкий монастырь. Одноименная обитель вырастает в Турове. В Гродно, Новогрудке, ряде других мест в память свв. Бориса и Глеба строятся приходские храмы. Об их почитании свидетельствуют данные археологии, например, фрески святых, украшавшие церковь святой Параскевы Пятницы в Полоцком Борисоглебском (Бельчицком) монастыре. Их же изображения сохранились на фресках Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо — Евфросиниевского монастыря. В Минске при археологических раскопках была найдена вислая печать, с вытиснутым на ней обликом св. Глеба. В Копыси обнаружена бронзовая иконка св. мучеников Бориса и Глеба. В Мстиславле найден медальон с их изображением. Все предметы датируются 12 ст. По замечанию М.О. Кояловича, «в Полоцкой земле, и вообще в белорусской стране, эти мученики даже больше помнились, чем в других областях Руси». (М. Коялович. Чтения по истории Западной России. СПБ. 1884. С. 63). Гродненский князь Всеволодко Давидович (1116 – 1132 гг.) дал в честь свв. Бориса и Глеба имена двоим своим сыновьям. Князь, владевший в сер. 13 ст. Волковыском, также носил имя Глеба.
Интересным памятником являются так назывемые «Борисовы камни», по началу служившие языческими фетишами, затем превращенные в своеобразные христианские святыни. По указанию кн. Бориса Всеславича (1102 – 1106-? гг.) на них высекались кресты и надписи, чаще всего следующего содержания: «Господи, помози рабу Твоему Борису».
В 12 столетии в Полоцкой и Туровской землях совершали свой иноческий подвиг святые, позднее канонизированные Русской Православной Церковью. Среди них наиболее известны имена: святителя Кирилла, епископа Туровского (ок. 1159 – 80 – е гг. 12 в.) и преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой (1101 – 1173 гг.).
Св. Кирилл обладал редким литературным даром. Его творения пользовались известностью в Русской земле и за ее пределами. Наряду с произведениями известных византийских проповедников, они включались в состав различных сборников (в т.ч. Торжественника). Не случайно, современники прозвали святителя Кирилла «Златоустом, паче всех возсиявшим нам на Руси».
Преподобная Евфросиния вошла в церковную историю Беларуси, как неутомимая труженица на ниве христианского просвещения. С ее именем связано возведение в Полоцке Спасо-Преображенского храма и основание при нем женского монастыря, существующего до сих пор. В нем она подвизалась, занимаясь переписыванием богослужебных книг. В 1161 г. по заказу преподобной местный ювелир Лазарь Богша изготовил крест-ковчег, в котором были помещены величайшие христианские святыни: частица Древа Креста Господня с каплей крови Спасителя. Частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери; частицы мощей св. архидиакона Стефана, св. вмч. Пантелеимона и крови св. вмч. Димитрия Солунского.
Византийский император Мануил I Комнин (1143 – 1180) передал в дар Полоцкой игумении список чудотворной иконы Эфесской Божией Матери. В конце жизни преподобная Евфросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и преставилась. После захвата в 1189 г. Иерусалима войсками султана Саладина ее честные останки были перенесены в Киево-Печерскую Лавру. В 1910 г. их возвратили в Полоцк. В Житии препеподобной Ефросинии (16 в.) говорится о том, что она была «яко луча солнечная, просветившая землю Полотскую».
Современниками той же эпохи, что св. Кирилл и преп. Евфросиния были: святитель Мина (1105 – 1116 гг.) и святитель Дионисий (+ 1182), епископы Полоцкие, происходившие из числа насельников Киево-Печерской обители. Тогда же свой путь служения Господу совершали: преподобный Мартин, затворник Туровский (+ 1150 г.) и святитель Лаврентий, в 1184 г. сменивший на Туровской кафедре святителя Кирилла, до поставления на нее, как и полоцкие владыки, подвизавшийся в Киево-Печерском монастыре.
В 12 веке в Западной Руси наблюдалось особенно интенсивное строительство православных храмов. В Полоцке в указанное время было возведено не менее 10-ти монументальных каменных церквей. В Гродно – 3 храма. Церковное каменное зодчество развивалось в Турове, Минске, Витебске, Новогрудке, Волковыске. Во многих селениях возводились деревянные церкви. С того времени до наших дней уцелели храмы: Спасо-Преображенский в Полоцке, свв. Бориса и Глеба (Коложский) в Гродно, Благовещения Пресв. Богородицы в Витебске (восстановлен в кон. 90-х гг. 20 ст.).Частично сохранились фундаменты и три апсиды Полоцкого Софийского собора 11 века. В Турове, на замчище, археологи открыли основания каменного храма 12 ст., название которого неизвестно. По своим размерам он уступал в Древней Руси лишь Софии Киевской и Софии Новгородской (П.Ф. Лысенко. Туровская земля 9 – 13 вв. Мн., 1999. С. 225). Многие церкви тех лет были украшены фресками, мозаиками, иконами. Примерно к 1182 г. относится обретение под Пинском Купятичской иконы Божией Матери, которая является древнейшим чудотворным образом Беларуси. С конца 12 столетия сохранились: Полоцкое и Оршанское евангелия-апракосы. Оршанское обращает на себя внимание тем, что в нем находим более 300-т красочных инициалов. Надо полагать, что в 12 в., а возможно и раньше, наряду с развитием храмового зодчества, и других церковных искусств, в наиболее крупных городах Западной Руси, таких как: Полоцк, Туров, Минск, Новогрудок, зародилось летописание, отразившее духовный подъем, проявившийся в это время в жизни местного общества. О широком распространении письменности после принятия христианства, свидетельствуют многочисленные находки писал и отдельных надписей, обнаруженных на различных предметах и носящих бытовой характер
Утверждению веры Христовой в западнорусских землях не мало способствовали представители правящего класса местного общества. Известно, что кн. Всеслав Брячиславич (1044 – 1101 гг.) поддерживал тесные связи с Киево-Печерским монастырем. Супруга минского князя Глеба Всеславича (1104 – 1119 гг.) Анастасия жертвовала золотые и серебряные гривны на строительство трапезной в Киево-Печерской лавре, и, может, за это ее муж, кн. Глеб, был поминаем черниговским игуменом Даниилом во время «хождения” во Святую землю в 1106 – 1108 гг. Туровский князь Святополк II Изяславич (с 1093 г. Вел. кн. Киевский) «читатель был книг и вельми памятен, за многие бо лета бывшее мог сказать, яко написанное” (А. Мельников. Путь непечален. Мн., 1992. С. 49). По преданию, его жена гречанка Варвара основала в Турове женский монастырь в честь св. вмч. Варвары.
Если учесть, что в 11 – 12 вв. в пределах нынешней Б. существовало, по меньшей мере, около 30-ти городов, в каждом из которых действовал православный храм, а в отдельных и несколько церквей (и это не считая сельской местности), то не будет преувеличением сказать, что учреждение епископских кафедр в Полоцкой и Туровской землях на рубеже 10 – 11 стст. принесло действительно богатые плоды. Несмотря на сильные пережитки язычества, вера Христова достаточно глубоко проникла в жизнь восточнославянского населения этих земель, благодаря принятию христианства превратившегося в 12 ст. из отдельных племенных образований в часть единой древнерусской народности, характеризовавшейся общностью языка, культуры и этнического самосознания. Огромную роль в этом интеграционном процессе сыграла Православная Церковь.
При удельной раздробленности и политической вражде, периодически волновавших социальную жизнь Древней Руси 12 ст., все ее области, включая западные, вошли в ареал единой духовной традиции, неразрывно связанной со свидетельством о Господе Иисусе Христе, которое благовествовала Святая Православная Церковь.
Термины. Список
- Беларусь X-XX вв
10 веков в 10 абзацах - Беларусь и соседи.
Общие границы, герои и войны - Белорусская геральдика
от Городельской Унии до наших дней - Белорусский крест
семиотика в войне культур - Белорусский национализм
от филоматов до наших дней - Белорусский этнос
история формирования - «Беларусы ў фотаздымках»
старые фото типажей и местечек - Белорусская шляхта
в академических изданиях - Бояре панцерные и земяне
«военно-служилые люди» - Национальный герб
символ, которому 700 лет - Национальный гимн
100 лет словам М. Богдановича - Национальный флаг
политый кровью и воспетый в стихах - Национальный язык
і дзяржаўная мова Краю - «Наши фамилии»
Ян Статкевич, 1922 - Религия Беларуси
пестрая картина на протяжении 10 веков
Беларусь
- X — XIV вв Полоцкое княжество
- 1240 — 1795 Великое княжество Литовское
- 1569 — 1795 Речь Посполитая
- 1658 — 1658 Речь Посполитая Трех Народов
- 1795 — 1917 Северо-Западный край
- 1795 — 2018 Экспансия МП РПЦ
- 1914 — 1922 Хронлогия событий и череда границ
- 1918 — 1919 БНР
- 1919 — 1920 ССРБ, ЛитБел и Срединная Литва
- 1920 — 1991 БССР
- 1991 — н.в. Республика Беларусь
Белорусская государственность
- Литва
локализация термина на картах и в хрониках - Великие гетманы литовские
список поименно, военачальники ВКЛ - Великие канцлеры литовские
список поименно, главы правительства ВКЛ - Великие маршалки литовские
список поименно, «министры МВД» ВКЛ - Великие князья литовские
от Миндовга до Станислава II Августа - «Генриховы артикулы»
клятва выборных королей - Гербы воеводств и Калюмны
в исторических документах - Карты ВКЛ
старые карты XIII-XVIII вв - Крещение Литвы
День Пепла — прывилей и первые фарные костелы - Полиция ВКЛ
since 1791 - Статут ВКЛ
300 под сенью закона - Шляхта и шляхетская демократия
12% населения — от магнатов до околичной шляхты
ВКЛ
- Асобны атрад БНР
легендарна марка и отряд Балаховича - Балты и Славяне
археологические культуры и культурная парадигма - «Ваяцкі марш»
гимн Белорусской Народной Республики - Венеды
предки восточных славян - Геральдика ВКЛ
от Городельской унии до разделов Речи Посполитой - Готы
от Скадинавии од Черноморья - Гуды и Белая Русь
миграция терминов - Гусария (крылатые гусары)
в белорусской истории - Двинские (Борисовы) камни
крещение языческих капищ в Полоцком кяжестве - Евангелие Туровское, XI век
старейший памятник письменности Беларуси - Земяне и панцирные бояре
«военно-служилые люди» - Иезуиты в ВКЛ-Беларуси
интеллектуальное наследие - Инквизиция
слом стереотипов - «Калюмны»
herb Dawny Litewski - Край Западный
9 губерний Российской империи - Край Северо-Западный
6 губерний Западного Края - «Краёвасьць тутэйшая»
истоки белорусского национализма - Крест Ефросинии Полоцкой
семиотика в войне культур - Крещение Литвы
День Пепла — прывилей и первые фарные костелы - Казаки в Беларуси
Inglorious Bastards - Литвины
«Ten, ktory kocha wolnosc i szanuje Statut litewski» - Лютичи, полабские славяне
венды-вильцы-велеты - Магдебургское право
городское самоуправление - Море Геродота
Полесье - Музей Беларускі імя Івана Луцкевіча
«Гэта ёсць фундамент нашага адраджэння!» - Музей древностей Тышкевичей
… - «Песня о зубре» 1523
белорусский эпос - «Погоня»
символ, которому 700 лет - Полесье
наследие моря Геродота - «Православная вера»
этимология термина - «Православная инквизиция»
Грекулов Е., АН СССР «Наука» 1964 - Пруссы
народ Миндовга - Путь из варяг в греки
путь древних городов - Российская империя
от Тартарии до Московии - СССР
рухнувшая империя - Славяне
этнос или культурная парадигма - Товарищество Литовское и Земель Руских
объединение эмигрантов после восстания 1830 года - Туров-Пинское княжество
княжество на Полесье - Черный день 1937
расстрелянные поэты - Филоматы
романтики, изменившие край - Ятвяги
от Вилии до Припяти
Разное
— наверно, это и есть причина отсутствия религиозного фанатизма в Беларуси.
Традиционную мульти-религиозность хорошо иллюстрирует образ св. княгини Софии Слуцкой — покровительницы православия на Беларуси. Из православного княжеского рода, дочь католички и православного, воспитывалась в католической семье, жена протестанта-кальвиниста. Ее мощи хранятся в Кафедральном соборе Минска (главный храм белорусского экзархата РПЦ) — бывшем католическом монастыре бернардинок.
И особо почитаемые три коронные иконы Маці Божай — Жировицкая, Остробрамская и Белыничская — равно почитаемы православными, католиками и униатами как чудотворные.
Язычество паганства (бел.) — pagan (англ.)
Языческое наследие
1460 rerum Prussicarum
До X века на белорусских землях единственной религией было язычество.
«Гэта не зусім так. Асобныя супольнасці хрысціян і цэрквы ўжо існавалі.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
Так сложилось, что о языческом периоде больше известно из летописных христианских источников и этнографических экспедиций Русского Императорского Географического общества.
Языческое наследие, сохранившееся в консервативной сельской глубинке, отмечали этнографы Императорского Русского Географического Общества в фундаментальных трудах «Россия — Полное географическое описание» (1905) под редакцией Семенова-Тяньшаньского и «Живописная Россия» (1882) А. Киркора.
В конце X века из Византии приходит новая религия — христианство. В первой половине XI века были построены Софийские соборы — в Киеве, Полоцке и Новгороде. Киевские и новгородские правители того периода стали канонизированными святыми — св. кн. Анна Новгородская, киевские св. кн. Ольга, св. кн. Владимир «креститель Руси» и его сын Ярослав Мудрый, родной брат Изяслава.
Однако два Полоцких князя, правившие весь XI век запомнились иначе — Брячеслав «обращался к волхвам и сын его рожден от волхования», а Всеслава летописи описывали как оборотня-воўкалака и потомки дали ему имя колдун-Чарадзей.
Массовое «крещение» языческих капищь в Полоцком княжестве — так большинство иследователей определяет назначение Двинских камней — случилось только в XII веке и имело локальный характер.
На западных белорусских землях христианство также долго соседствовало с язычеством.
Одна из первых церквей в Гродно — Каложская церковь — была построена на рубеже XII-XIII вв. Ятвяги оставались язычниками почти до самой своей ассимиляции в XIV-XVI вв. И, хотя попытки христианизации предпринимались и во времена Гродненского княжества и, позже, во времена Миндовга, язычество было популярно до 1387 года — до «крещения Литвы и Жмуди» Витовтом и Ягайло.
Так, хроника «Chronicon terrae Prussiae von Peter von Duisburg», 1326 г., рассказывает о «презрении Бога» князем Витенем и разорении им церквей в Польше. Эта же хроника называет Гедымина «нечестивым врагом веры и христиан» и отмечает, что Давид Городенский, военачальник и наместник его, со своим гродненским войском «святыни, церкви, облачение и алтарные сосуды и все, относящееся к богослужению, он бесчеловечно осквернял и расхищал» . И убийца Давида пришел к нему, «притворяясь другом язычников»
Христианство Византийского (греческого) обряда «ортодоксия» или «истинная вера»
Святые XI века
Путь из варяг в греки
В 986 году Полоцкое княжество, лежащее на пути «из варяг в греки» крестил исландский викинг Торвальд Кодранссон. В 985 году в Константинополе он получает от Императора Василия II грамоту «полномочного представителя Византии в русских городах Восточной Балтики». В 986 году Торвальд приезжает в Полоцк и строит здесь церковь и монастырь святого Иоанна Крестителя.
В 1030-1050 годах строятся Софийские соборы в Полоцке, Киеве, Новгороде, как напоминание о Софийском Соборе Константинополя.
В конце X — начале XI века на территории полоцких и турово-пинских земель были учреждены Полоцкая и Туровская епископии Руской митрополии Константинопольского патриархата.
В 1300 году в правление в. князя Витеня была учреждена Литовская митрополия со столицей в Новогрудке, позже перенесенной в Вильню.
1373 Киевская и Московская («молящаяся за ханов, освобождается от всех даней») митрополии боролись за доминирование в регионе. Болгарский монах Киприан был послан Константинопольской Патриархией в Литву и на Русь для примирения. После посещения Москвы он писал «Патриарха литвиномъ назвали, царя такоже, и всечестный сборъ вселеньский». Киприан был избран митрополитом Киевским, Литвы и всея Руси
1439 подписана Флорентийская уния — соглашение об объединении католической и православных церквей.
1453 захват турками Константинополя и падение автритета Константинополького Патриархата.
1458 После разделения Киевской митрополии, митрополиты западной Руси, имевшие кафедру в Вильне, стали именоваться Киевскими, Галицкими и всея Руси, а с 1461 года московские митрополиты, имевшие кафедру в Москве — Московскими.
1596 подписана Брестская церковная уния и титул Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси стал носить предстоятель греко-католической церкви (до начала XIX века).
Літоўская мітраполія
«Літоўская мітраполія была створана ў 1299 року. Як вынікае з дакумантаў, да яе стварэньня ў Літве існавала літоўская дыяцэзія, то бо біскупства. ад 1299 яно было паднесена на ровень мітраполіі. Сядзіба мітрапаліта месьцілася ў Наваградку. Мітраполія ўлучала Наваградскае, Полацкае і Тураўскае біскупствы. Мітрапаліт таксама меў сваіх намеснікаў у Горадні і Вільні – «из старины”, як адзначана ў лісце ад 1451 р.»
Поўны тэкст артыкулу А. Дайліды
«Православие»
Термин «православная вера», неизвестный до конца XIV века, стал вытеснять термин «ортодоксия» или «истинная вера» в документах Московского государства при Иване Грозном. К XVII веку понятие «истинная вера» было полностью заменено на «православие» или «русская вера». Униатство в московских документах того периода именовали «белоруская вера».
Старообрядцы
После церковного раскола в РПЦ в середине XVII века часть староверов переселилась в ВКЛ на белорусские земли. Одним из центров старообрядчества была Ветка. В 1791 году старообрядцы составляли 4% населения всего ВКЛ.
Христианство латинского (римского) обряда католицизм
1387 Крещение Литвы
1323 Стремясь к европейскому признанию и ища поддержки в борьбе с Тевтонским Орденом, в. кн. Гедымин пишет письма (оригинал / перевод) папе римскому Иоанну XXII, властям ганзейских городов, немецким францисканцам и доминиканцам. В письмах Гедимин заявлял о своем желании принять христианскую веру и приглашает рыцарей, лекарей, ремесленников, купцов, земледельцев, а также священников, и сообщает, что уже выстроены две церкви — в Вильне и Новогрудке.
1385 Подписана Кревская уния(династическая уния с королевством Польша). В. князь Ягайло был крещен по католическому обряду и становится королем Польши.
1387 Ягайло и Витовт проводят совместное крещение Литвы. Папа Урбан VI в 1389 году признает статус Великого княжества Литовского как католического государства.
В архивах Тевтонского Ордена сохранился «Спис городов», поддержавших Свидригайло во время Гражданской войны 1432-1438, расколовшей страну по религиозному признаку (Свидригайло опирался на диссидентов греческой веры). Разделение прошло по линии Полоцк-Борисов-Мозырь.
Таким образом, на белорусских землях обосновались две христианские конфессии, что в дальнейшем породит много конфликтов и попыток влияния соседних стран через церковное противостояние.
Реформация. Протестанты. Лютеране и кальвинисты.
Происхождение протестантизма связано с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI века в Европе.
Лютеранство — одно из наиболее старых протестантских течений. С ним связано само возникновение понятия протестантизм, поскольку именно лютеран стали называть протестантами после их протеста в Шпайере.
Кальвинизм также порожден Реформацией. Его приверженцы считали Библию единственным источником веры и проповедовали изначальную предначертанность человеческой судьбы. Но человек должен верить, что Христос спас именно его, и доказывать это своим трудолюбием.
Кальвинисты в ВКЛ образовали шесть округов, состоявших из общин — «гельветских (швейцарских) сборов». В XVI в. в княжестве насчитывалось 158 общин. Первая кальвинистская община появилась в Бресте (1553).
В 1565 году кальвинисты Виленским привилеем были уравнены в правах с католиками и православными. Кальвинизм становился доминирующей религией в княжестве (В Новогрудском воеводстве проживало более 600 шляхетских фамилий — в православии остались только 16)
Лидером кальвинизма стал Николай Радзивилл Черный. Он, опасаясь польского влияния с одной стороны и православного московского — с другой, прилагал все усилия к распространению третьей религии, способной объединить шляхту ВКЛ.
Иезуиты
В 1563 году (после освобождения Полоцка от войск Московии, уничтоживших библиотеку Софийского Собора) Стефан Баторий призвал в страну иезуитов — «армию папы». Орден оказал большое влияние на образование и просвещение в ВКЛ: Виленская Академия (остававшаяся центром национального духа до XIX века), Полоцкий коллегиум (а позже — Академия, был престижным европейским учебным завелдением, его выпускник — Максимилиан Рылло — был первым иследователем остатков древнего Вавилона), сеть школ и коллегиумов по всей стране.
Наследие иезуитов — первая аптека (Гродно), первые башенные часы, типографии (большинство книг XVII века в ВКЛ были напечатаны иезуитами), принесли барокко в восточную европу (первое барочное здание — Несвижский фарный костел).
Колегиум иезуитов, Минск 1910
Брестская церковная уния 1596 греко-католичество — «белоруская вера»
1569 заключена Люблинской унии и образована Речи Посполитой Двух Народов.
1573 принят акт Варшавской Конфедерации, напраленный на то, чтобы уравнять в правах представителей всех религий (религий, а не просто конфессий — и это на фоне религиозных войн в Европе, порожденных Реформацией).
1596 принята Брестская уния — переход православных приходов в греко-католические (униатские).
«Гэта неправільная фармуліроўка. Праваслаўныя заставаліся праваслаўнымі, проста біскупы дамовіліся, што цяпер яны пераходзяць (ці вяртаюцца ў каталіцкім разуменні) у еднасць з Рымам.» — поправил редакцию представитель Рыма-каталіцкага Касцёла ў Беларусі.
Значимой фигурой в униатстве был архиепископ Полоцкий Иосфат Кунцевич. Он выступал как решительный сторонник единства Западной и Восточной церквей. В 1643 г. папа Урбан VIII признал Кунцевича блаженным. Пий IX в 1867 г. причислил его к святым, провозгласив его патроном для Руси и Польши. В энциклике Ecclesiam Dei Папа римский Пий XI назвал Кунцевича «апостолом единения».
В московских документах начала XVI века — уже через 30 лет после Брестской униинии — Униатство именуется «белоруской верой». Униаты составляли ~40% населения, католики ~35%, прихожане РПЦ ~6%.
Униатство было не столько религиозным выбором, сколько выбором цивилизационной модели. Догмы и обряды православных, принявших Унию, остались прежними. Однако Московский патриархат, живший по Соборному уложению (основному закону Московского царства), более не оказывал давления на внутренние дела ВКЛ.
Базилиане
Базилиане (Ordo Sancti Basilii Magni) — общее название нескольких католических монашеских орденов византийского обряда, следующих общежительному уставу, который приписывается св. Василию Великому.
На основе монастырей, принявших Брестскую унию, был создан Орден Пресвятейшей Троицы. Впоследствии орден был переименован в честь святого Иосафата Кунцевича. Большой упор в деятельности ордена был сделан на воспитание молодёжи. На этом поприще базилиане, при поддержке иезитов, стремились поднять уровень своих учебных заведений до их стандартов (лучших в Европе). Братом Базилианского Ордена был Симеон Полоцкий («hieromonachi Polocensis Ordinis Sancti Basilii Magni»)
Иудаизм
В 1389 году Витовтом был издан привилей евреям Гродно, который освобождал от налогов синагогу и кладбище, а также регулировал торговые отношения в городе. С тех пор иудаизм стал неизменной составляющей религиозной картины белорусских земель. Традиция не прерывалась веками, и в XX веке большинство лидеров Израиля были эмигрантами из Беларуси. Даже «черта оседлости 1791 года», проведенная Екатериной II в стремлении не допустить евреев в Имерию, включала в себя только исторические земли ВКЛ.
После образования БССР, с 1920 по 1936, в стране было четыре государственных языка — белорусский, русский, польский, идиш.
Ислам
В 1395 г. хан Тохтамыш потерпел поражжение от Тимура и был принят Витовтом и поселен, вместе с его придворными, в г. Лида. Вслед за ним пришли татары с семьями и собственностью — в страну, где им обещали землю и свободное исповедование мусульманской веры. Татары, которые имели статус шляхты, сохранили его и в ВКЛ. На протяжении целого столетия после переселения, они имели возможность получить документы от крымских ханов о своих предках. Так в религиозную картину вплетался ислам.
Пришедшие татары, сохранив свою веру, приняли литвинские (белорусские) имена и язык. И оставили характерные памятники письменности — китабы. Белорусские тексты, записанные арабским алфавитом.
Московский Патриархат РПЦ
Религиозное многообразие было одной из причин «Кровавого Потопа» 1654-1667 гг. Наказ московского царя Алексея стрелецкому войску: «Унии не быть, латинству не быть, жидам не быть” был равносилен объявлению геноцида — под определение попадало более 80% населения.
К концуу XVIII века униаты составляли 40-70% населения ВКЛ, православные 6,5% (до 250 тысяч человек).
После раздела Речи Посполитой Белорусские земли вступили в серую полосу своей истории.
В 1839 униатские приходы были переданы в ведение Московского патриархата РПЦ. Развитие образования и культуры затормозилось почти на столетие. На смену школам иезуитов и базилиан пришли церковно-приходские школы РПЦ (открытию типовой такой школы великий А. П. Чехов посвятил свой рассказ «Кошмар»)
Жители Беларуси свободно исповедуют множество религий
Религии в Беларуси
Самой распространенной религией в республике является христианство. Христиане Беларуси исповедуют:
- православие
- католицизм
- униатство
- протестантизм
Среди других религий наиболее распространены:
- иудаизм
- ислам
Всего в Беларуси насчитывается до 25 религиозных конфессий, общая численность религиозных общин на начало 2008 г. составила более 3 тыс.
Православие
Православное вероисповедание является самым распространенным в Беларуси.
В стране более тысячи православных храмов и монастырей и ежегодно их количество возрастает.
Многие из самых известных памятников и архитектурных достопримечательностей Беларуси отражают традиции православия.
Свобода религий и веротерпимость
В Беларуси свобода вероисповедания гарантирована Конституцией страны. В республике с каждым годом увеличивается количество верующих людей, растет число храмов. Постоянно развивается сеть учебных заведений, в которых представители различных конфессий могут получить религиозное образование. В их число входит и существующий при Белорусском государственном университете Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла. И хотя институт работает под патронажем Белорусского экзархата Русской православной церкви и его ректором является Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, богословское образование здесь получают православные, католические и униатские студенты, исповедующие православие, католицизм и униатство.
Государство поддерживает конструктивные инициативы представителей различных религий. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных сект.
Министерство образования республики Беларусь
Белорусский государственный университет
экономический факультет
Кафедра аналитической экономики и эконометрики
Реферат
по курсу «Великая Отечественная война в контексте Второй мировой войны»
Тема: «Распространение христианства на территории Белоруссии»
Выполнил студент группы Э2
Какашка Олег Андреевич
Минск
Введение
Распространение христианства на белорусских землях. Православие в Беларуси
Православная церковь в раннесредневековый период
Православная церковь в Великом княжестве Литовском
Брестская церковная уния
Киевская православная митрополия
Православная церковь в Российской империи
Православная церковь в советский период
Заключение
Список литературы
Введение
Христианство существовало еще задолго до придания ему статуса официальной религии, но оно было слабо распространенным и конечно, не могло конкурировать с язычеством. Но, будучи распространено по всей Руси, языческое мировоззрение наших предков, в то же время, воспринимало посторонние религиозные влияния. Если славяне легко примешивали к своим старым суевериям суеверия диких финнов и попадали под влияние финских шаманов – «волхвов» и «кудесников», – то тем более должна была влиять христианская вера на тех из славян, которые могли ее узнать. Торговые отношения с Грецией облегчали для Руси знакомство с христианской верой. Варяжские купцы и дружинники, раньше и чаще славян ходившие в Царьград, прежде славян стали там обращаться в христианство и приносили на Русь новое учение, передавая его славянам. В княжение Игоря в Киеве была уже христианская церковь святого Ильи, так как, по словам летописца, много было в Киеве варягов-христиан. В дружине самого князя Игоря было очень много христиан. Жена князя св. Ольга также была христианкой. Словом, христианская вера стала хорошо знакома киевлянам еще при первых варяжских князьях. Правда, «Святослав был холоден к христианской вере; а при его сыне Владимире в Киеве еще стояли языческие идолы и еще существовали жертвоприношения. Летописец рассказывает, как при Владимире языческая толпа киевлян однажды (983) убила двух варягов-христиан, отца и сына, за отказ отца добровольно отдать своего сына на жертву богам». Но все же, несмотря на притеснения христиан, христианство в Киеве продолжало распространяться.
Христианство на белорусские земли в 10 веке официально пришло как официальная религия. Зародилось оно в Палестине, в среде бедного еврейского населения. Занимались тем, что собирались по вечерам дома и читали Евангелие и тайной вечери. В евангелиях описываются основные положения христианства и жизнь Иисуса Христа. Его учение было обращено к бедным и страждущим, он отвергал власть человека над человеком. Вначале церковь обозначало не что иное как «все верующие». Властью духовные лица не обладали. христианство церковь вероисповедание уния
Немного позже происходят изменения: церковь приобретает власть, на первое место становятся пышные богослужения, складывается церковная иерархия.
В Никее (325 г.) и Константинополе (381 г.), на первом и втором вселенском церковном сборе был разработан единый, в общих чертах, «символ веры», в который вошел догмат о триединстве Бога.
Вступив в соглашение с епископами, римские императоры сделали христианство господствующей религией, функция которой было поддерживание порядка в империи.
В результате распри между римским патриархом (папой) и восточными (греческими) патриархами, церковь разделилась на западную римско-католическую и восточно-византийскую. И раскол этот произошел в 1054 году.
В 988 г киевский князь Владимир принял христианство, как гос. религию. В связи с этим он отказался от многоженства. Появилось духовенство, во главе которого стоял митрополит, и ему подчинялись епископы. Вслед за этим христианство приняла высшая знать Полоцка, но христиане в Полоцке были ещё раньше, в начале 9 века: полоцкие воины, входившие в Византию, Рогнеда, Изяслав и т. д. После официального принятия веры стали создаваться епархии (религиозно-христианские округа).
В 992 году было основание Полоцкой епископской епархии, и этот год считается принятием христианства на белорусских землях. Полоцк считался центром христианизации белорусских земель. Также некоторые историки считают, что одновременно с этим центром были и другие, к примеру, Туров и Заславль.
Стали открывать церкви и монастыри: в 12 век около Полоцка Ефросинья Полоцкая основала женский Святого Спаса и мужской Святой Богородицы монастыри; Борисоглебский монастырь = 100 культовых зданий. В середине 11 века был построен Софийский Собор в Полоцке Всеславом Чародеем.
И именно эти три города и стали центрами христианизации Белоруссии в 10-11 веках. Далее этими пунктами становятся такие города как: Друцк, Городно, Пинск, Витебск и др. Эти 36 населенных пунктов и один монастырь были центами христианизации в 11-13 веках. Но ситуация оставалась сложной, основная часть населения оставалась языческой, и сложно сказать когда процесс христианизации закончился.
В современной историографии признается тот факт, что принятие христианства не было дело случая и никем не было навязано, а было принято как результат конкретной политической обстановки. Этому способствовало приобщение к христианству правящих кругов.